Напоминание

"Театр, ты мне нужен",- сказала Революция. (Пенза театральная начала XX века).


Автор: Синюкова Ольга Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ "Вдохновение" г.Кузнецка
Населённый пункт: г.Кузнецк Пензенской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Театр, ты мне нужен",- сказала Революция. (Пенза театральная начала XX века).
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Театр, ты мне нужен»,- сказала Революция.

(Пенза театральная начала XX века).

Революция сказала театру:

«Театр, ты мне нужен…

Ты мне нужен как помощник,

как прожектор, как советник…»

А. В. Луначарский

Россия…Необъятны её просторы, велики природные богатства, поучительна

история, творимая народами, населявшими её территорию. Край наш – Пензенская

область – может затеряться в величии деяний Большой Родины. Однако постигнуть

значимость великой страны можно и через Малую Родину, ибо, как образно

выразился поэт Евгений Евтушенко, побывавший в Пензенских краях, «В Пензе вся

история России, Вся её таинственная даль…»

У народов, населявших Пензенский край, как у всех россиян, есть одна общая

история и свои неповторимые особенности, вносящие многоцветное разнообразие в

культуру всего Отечества.

Рубеж столетий и первое десятилетие XX века – «серебряный век» русской

культуры.

Победу

Великой Октябрьской социалистической революции,

коренным

образом

изменившей

ход

развития

всего

человечества,

называют

главным

событием XX века.

Революция открыла новую эру всемирной истории и положила

начало новому периоду развития художественной культуры.

Революционные эпохи

всегда видят в художественной культуре идеологическое оружие, могучее средство

познания и преобразования действительности и, властно воздействуя на искусство,

меняют

его

социальное

и

эстетическое

предназначение.

Высшей

целью

социалистической революции явились интересы народа, его блага, всестороннее

развитие его духовного мира, его искусства. В социалистической революции, в ее

идеях, в ее реальной действительности, исполненной исторического оптимизма и

драматической

борьбы,

обретал

силы

и

театр.

Продолжая

лучшие

традиции

демократической

культуры,

он

открывал

новые

пути

для

всего

мирового

сценического искусства.

Тему

влияния

революции

на

театр

затрагивали

еще

задолго

до

Октября

1917 года. Многие авторы пытались определить отношение революции к искусству

и

предсказать

его

права

и

обязанности

в

процессе

грядущих

революционных

преобразований.

Некоторые

важные

события

и

грани

театрального

процесса

указывали на тесную связь с революционными процессами в стране.

Русский театр

никогда не существовал и не мог существовать в изоляции от общественной жизни

и

хотя

бы

в

какой-то

мере

всегда

отражал

дух

времени,

его

драматические

противоречия и назревавшие социальные катаклизмы.

Именно в конце XIX века жизнь провинции и её культура стали неотделимы от

всей русской жизни и культуры. Духовная жизнь провинции становилась намного

богаче и разнообразнее. К началу XX века театральная жизнь в Пензе, как и во всей

стране, переживала высокий подъём. Ещё в первой половине XIX века Пенза

слыла городом театральным. Кроме того, её называли театральной столицей

российской провинции, так как она занимала третье место по числу театров после

Москвы и Санкт-Петербурга. К началу XX века эта позиция ещё более укрепилась.

XX век театральная Пенза встречала двумя сценами. Театр, для которого здание

было построено на площадке Верхнего гуляния (ныне Центральный парк культуры

и отдыха им. В.Г.Белинского), получил название летнего, а театр на Театральной

улице (так называемый гладковский), расположенный в капитальном театральном

здании, назывался зимним. (Сейчас это место в верхней части улицы Кирова,

занимаемое жилым домом).

Летний театр звался Пензенским народным. У его истоков находились театралы

Д.С.Волков, С.С.Калашников, А.А.Косминский, В.Е.Благослов. Этот небольшой

кружок интеллегентов задался целью нести культуру в народные массы, давать

спектакли на открытой сцене. Первый спектакль на открытой сцене состоялся 15

мая 1896 года: ставилась пьеса А.Н Островского «Бедность – не порок», а 9 июля –

комедия того же автора «На бойком месте» и «В чужом пиру похмелье». В целом

год оказался удачным. Были поставлены 20 пьес, из них 16 отчётных, 3

бенефисных, и один в пользу общественной библиотеки им. М.Ю.Лермонтова. В

следующий год количество спектаклей возросло до 35, а посещение зрителей

составило 56 тысяч.

К началу XX века во главе кружка стоял Совет, имелся также художественный

комитет, отбиравший репертуар и утверждавший актёров на роли. При кружке

работал хор из 60 человек. Кружком ставились «Женитьба» и «Ревизор»

Н.В.Гоголя, «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница» А.Н.Островского,

«Недоросль» Д.И.Фонвизина, инсценированный роман «Хижина дяди Тома»

американской писательницы Габриет Бичер-Стоу, «Свадьба Кречинского»

А.В.Сухова-Кобылина, «Дядя Ваня» А.П.Чехова и другие.

Работа местного театра не препятствует гастролям других театров. По

приглашению руководителей театра в июле 1902 года на сцене дебютировала

оперная труппа Московского оперного товарищества под управлением

Н.Д.Славина, поставившая «Ивана Сусанина», «Русалку», «Фауста».

На подмостках театра начинали сценическую карьеру В.Э.Мейерхольд,

Я.В.Орлов-Чужбинин, Н.С.Клещов, И.А.Миганович, Е.М.Мундт и другие. Вместе с

ними на сцене появились герои трагедий Шекспира, Ибсена, Шиллера. Начало XX

века – это время нарастания социальных бурь. Революционные настроения

рождались даже на спектаклях классического репертуара с такими героями, как

Гамлет, Отелло, Лир, Дон-Карлос, Уриэль Акоста. Они воспринимались как призыв

к борьбе за право называться человеком. Шиллеровский «Вильгельм Телль»

вызывал у зрителей стихийный революционный подъём. Режиссёр и театральный

критик, Юрий Соболев, писал о манифестациях во время постановок пьес Ибсена и

Шиллера.

1911 год в театральной жизни Пензы оказался знаковым. Во-первых,

К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко поздравили труппу народного

театра: «Художественный театр приветствует Вас с пятнадцатилетием прекрасной

деятельности народного театра, художественная и общественная репутация

которого пользуется заслуженной известностью далеко за пределами местных

интересов». Во-вторых, в 1911 г. Пензенская городская Дума объявила конкурс на

разработку проекта народного дома и его постройку, победителем в котором вышел

провинциальный архитектор Алексей Евгеньевич Яковлев. Но начатое

строительство затормозилось в связи с Первой мировой войной.

И, наконец, 1911 год был освящён 100-летием со дня рождения В.Г.Белинского.

Дабы воздать должное своему великому земляку, кружок был преобразован в

Пензенский драматический кружок имени В. Г. Белинского, тем более что

юбилейные акции проходили в летнем театре. Но вскоре после празднования

юбилея, ночью, его деревянное здание сгорело.

Большая тяга пензенцев к театральной культуре может быть выражена в цифрах: с

1896 по 1912 годы театр посетило более одного миллиона зрителей. Летний театр

считался новым, авангардным, наряду с профессионалами на сцене было

множество любителей

из всех городских слоёв. Период его существования был

ознаменован серьезной и плодотворной деятельностью.

Жизнь же зимнего театра продолжалась по размеренным канонам. Сейчас его

называют театром Гладкова-Горсткина-Вышеславцева, по именам помещиков,

владеющих поочерёдно крепостным театром. В начале XX века театр играл важную

роль в социальной и культурной жизни провинции. Театралы-дворяне имели

возможность реализовать духовно-нравственные потребности в любительских

постановках; спектакли профессиональных артистов, уровень которых зависел от

их квалификации и антрепренёра, знакомили общественность с русским

драматическим искусством. В Пензенской губернии этот театр считали центром

театральной культуры.

Пензенские театралы, а таких было немало в те годы, восторженно встречали в

этом здании выдающихся актёров гастролировавших в Пензе: Ф.П.Горева,

М.Г.Савину, В.Ф.Комиссаржевскую, И.П.Россова, Г.Н.Федотову, братьев Роберта и

Рафаила Адельгеймов, Я.Б.Орлова-Чужбинина и других.

Восторженные овации,

которыми приветствовала пензенская публика своих кумиров, создавали вокруг

старинного особняка особую ауру почитания.

Революционное звучание приобрела гастрольная поездка по провинциальным

городам выдающейся драматической русской актрисы Г. Н. Федотовой. В конце

января 1896 года Гликерия Николаевна побывала в Пензе, что являлось

примечательным событием в культурной жизни города. Она планировала дать здесь

4 гастрольных спектакля. 24 января актриса в пьесе А.И.Сумбатова- Южина

«Пепи» выступила в роли Волынцевой. Успех был потрясающий. Восторженной

статьёй об ею исполнении откликнулись «Пензенские губернские ведомости».

Взволнованная пониманием публики и тёплым приёмом, Федотова осталась в

городе ещё более чем на 10 дней, выступив ещё в семи спектаклях. 3 февраля

состоялся её бенефис, по поводу которого та же газета писала: «Если в которой

заметке трудно описать трудно поддающуюся описанию художественную игру

Федотовой, которой она положительно очаровала зрителей в свой бенефис, то ещё

труднее описать тот неподдельный восторг, те шумные овации в виде бесконечных

аплодисментов, которыми награждала публика великую актрису в день её

бенефиса». Актрисе благодарная публика преподнесла лиру из цветов и пуховый

платок местных мастериц.

В начале 1904 года в Пензу приезжал писатель М.Горький. Он встречался с

художниками, учёными, актёрами города. Его считали главным начинателем и

создателем общественно-политической жизни театра. В спектаклях его пьес

«Варвары», «Дачники», «Дети солнца», «Мещане», «На дне» была показана

тяжелая доля рабочих и «низов общества», их права, призыв к революционной

перестройке. Пьесы были поставлены режиссёром Ф.Строгановым, известным

гастролёром, трагиком Павлом Орленевым, режиссёром и актёром

Н.Сабольщиковым-Самариным. Спектакли проходили при переполненных залах.

Постановка пьес Горького пробуждала чувство высокого гуманизма и гневный

протест против вопиющих несправедливостей буржуазного строя. Драматические

произведения пролетарского писателя не сходили из репертуара театра и в

последующие годы.

Всего пять дней (С 22 по 26 апреля 1904 года) гастролировала

В.Ф.Комиссаржевская. Беспокойный, страстный талант выдающейся актрисы в эти

же годы расцветал. Раскрывая в ряде созданных ею образов трагедию женщины,

порабощенной буржуазным обществом, Комиссаржевская призывала своим

творчеством к борьбе со всем, что калечит душу человека и препятствует его

счастью. Она надолго запомнилась зрителям своими страстными выступлениями.

Начинала она обычно ролью Ларисы из «Бесприданницы» А.Н.Островского,

выражающей протест самодержавно-купеческим порядкам, доводящим

талантливого человека до самоубийства. «Пензенские губернские ведомости» от 27

апреля 1904 года отмечали: «…Хорошо играет Комиссаржевская. Нет, да она не

играет, она живёт на сцене. Когда смотришь на неё, то забываешь, что перед тобой

сцена, переживаешь вместе с ней передаваемую ею душевную драму, вместе с нею

смеёшься, вместе с нею рыдаешь». Репертуар Веры Фёдоровны был созвучен

революционному времени. Она читала резкие противоправительственные монологи

из пьес Шиллера «Мария Стюарт», «Жанна д,Арк» («Орлеанская дева»),

революционно-романтические произведения М.Горького, среди которых

обязательно присутствовал «Буревестник», предвещавший и зовущий к грядущим

бурям. Заканчивались её гастроли ролью Норы из «Кукольного дома» Ибсена,

протестующей против мира обмана и насилия.

Не случайно в городе с богатыми театральными традициями появился и такой

могучий талант, как В.Э.Мейерхольд. Детские, отроческие, юношеские годы,

составившие Пензенский период его жизни, сыграли важную роль в восхождении

на театральный олимп.

В годы учёбы во второй Пензенской гимназии В.Э.Мейерхольд приобрёл

первый театральный опыт.14 февраля 1892 года печатные афиши, расклеенные на

улицах Пензы, извещали о представлении пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Всеволод Мейерхольд играл Репетилова и, кроме того, был помощником режиссёра.

Спектакль прошёл с большим успехом. Об этом говорилось в рецензии,

помещённой в «Пензенских губернских ведомостях».

Гимназические годы Мейерхольд играл ещё Луку в водевиле А.П.Чехова

«Медведь», Кавалерова в бытовой комедии «Помолвка в Галерной гавани», Захара

Захаровича в пьесе А.Н.Островского «В чужом пиру похмелье», Кутейкина в

«Недоросли» Д.И. Фонвизина, поставленного в гимназии к 100-летию со дня

смерти драматурга.

В 1904 году Мейерхольд поступает в Московский университет на юридическое

отделение. Но приехав в Пензу летом 1905 года на каникулы, он полностью

отдаётся спектаклям: играет Кочкарёва в «Женитьбе» Н.В.Гоголя, Расположенского

и Аркашу Счастливцева в пьесах А.Н.Островского «Свои люди – сочтёмся» и

«Лес». Большой успех на сцене Народного театра укрепили решение уйти из

высшего учебного заведения и полностью отдаться любимому детищу – театру.

В сентябре 1906 года Мейерхольд поступает в Музыкально-драматическое училище

Московского филармонического общества, сразу на второй курс, где становится

одним из самых старательных и любимых учеников. Второе каникулярное время

Мейерхольд снова проводит в Пензе и снова связывает себя с Народным театром,

популярность которого неизмеримо выросло. Играемые здесь спектакли стали

освещаться местной прессой. Много похвальных слов адресовалось Мейерхольду.

Он повторил свои прошлогодние роли в «Женитьбе» и в «Лесе» и мастерски сыграл

Афоню в пьесе А.Н. Островского «Не так живи - как хочется». Игра на сцене

Народного театра явилась серьёзной подготовкой к выпускным экзаменам в

Филармонии.

В зрелые годы Всеволод Эмильевич часто вспоминал провинциальную Пензу,

где прошли 22 незабвенных года. Здесь он родился, закалял свой характер,

встречался с самобытными Пензенскими личностями. Здесь он познавал азы

театрального искусства. Пензенский период – пора смелых мечтаний и творческих

задумок. В Пензу он приедет на гастроли уже признанным мастером уже в качестве

руководителя актёрского товарищества «Новой драмы». Репертуар театра

Мейерхольда включал пьесы Чехова, Ибсена, Гауптмана и других признанных

драматургов. Гастроли проходили на сцене «Летнего народного театра». Пензенцы

сразу же выделили талантливую игру своего земляка, награждая бурными

аплодисментами. С большим успехом в переполненном Летнем театре шли

«Чайка», «Дядя Ваня» Чехова. Пьесы Чехова, поставленные на сцене, стали

значительным событием в культурной жизни Пензы. Зрители увидели в них призыв

к преодолению обывательщины, веру в ценность человека, тоску по лучшей жизни.

Это был от его последнее посещение Пензы, но земляки не расстались с ним.

Память о нём жива у истинных любителей театральной культуры. Всеволод

Эмильевич продолжает жить в бережно отреставрированном «Домике

Мейерхольда» - музее сценического искусства. И пока на земле живёт театр – будет

жить и память об одном из его талантливейших создателей.

В 1911 году, когда по случаю 100-летия со дня рождения

В. Г. Белинского

улица Театральная получила имя критика, на страницах «Пензенских

губернских

ведомостей» были высказаны две точки зрения по отношению к театру Гладкова

-Горсткина – Вышеславцева. С одной стороны, говорилось, что «с этим зданием

связано... всё театральное прошлое нашего города, ему мы все, пензяки, много

обязаны своим общим театральным развитием...». А с другой стороны, отмечалось,

что здание театра «для теперешней публики... просто дрянная развалина, которую

давно пора снести». Эти два взгляда по отношению к исторической ценности

старинных зданий Пензы сталкиваются постоянно, и, как правило, побеждает более

агрессивная точка зрения, направленная на уничтожение старой застройки, как бы

ни пытались влюбленные в историю люди отсрочить ее неминуемую гибель. В

начале ХХ века этот дамоклов меч навис и над зданием театра, снос которого был

предопределён. Впоследствии здание было брошено, разграблено, приведено в

полнейшую негодность и, наконец, сломано совсем.

20 сентября 1916 г. в Пензе торжественно открыли «Народный дом» имени

Императора Александра II, зрительный зал которого и был отдан драматическому

кружку им. В.Г.Белинского. Репертуар «Народного дома» включал помимо пьес,

«созвучных эпохе» («Стенька Разин», «Вильгельм Телль», «Смерть Дантона» и др.),

старую классику – Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, Мольера, К. Гуцкова и даже «Царя

Эдипа» Софокла. Идеи, связанные с нарастанием революционного подъема в

России, с еще большей силой звучали со сцены.

Так Пенза подошла к тем роковым событиям 1917 года, которые разделили

историю и жизнь российского государства на две несовместимые и непримиримые

эпохи. Раздел этот кардинально изменил и театральную жизнь нашего

провинциального города. Деятели культуры боролись за новый театр, за его

приближение к широким народным массам. Разнообразие творческих исканий было

направлено на сценическое воплощение идей преобразования общества и человека.

В русском театре начала XX в. наряду с упадком реакционного искусства

происходит мощный подъем демократического направления, связанный с

нарастанием революционного движения. Культура Пензенского края шла в ногу с

культурой всей России. Пензенский край в полной мере испытал всё радостное и

горькое, выпавшее на долю России за эти десятилетие. На театральную Пензу

оказали глубокое воздействие крутые перемены, порожденные предреволюционной

эпохой. Связь между общественно-политической позицией театралов и их

творчеством становилась все более определенной. В сознании лучших

представителей культуры соединялись гуманистические и реалистические

традиции прошлого с великими идеями освобождения человечества от

капиталистического гнета и колониального рабства, идеями социалистического

преобразования мира.

В творчестве выдающихся мастеров сцены, владевших тайной сильнейшего

воздействия на зрителя, преломлялись не только драматически, но и трагически

окрашенные мотивы разлада с буржуазно-мещанским миром, протеста против него.

Театральные драмы раскрывали пробуждение революционного самосознания, в них

звучали освободительные идеи, протест против социальной несправедливости,

унижения человеческого достоинства. На сценах зарождался талант многих

выдающихся актеров, творчество которых было проникнуто гражданственностью,

выражало идею служения народу, утверждало высокий общественный долг

художника.

Русская культура не относится к числу древнейших. Культура народов Китая,

Индии, Египта на тысячелетия старше европейской. В океане мировой культуры

достижения Пензенского края окажутся весьма скромными: наш ручеёк,

пополняющий её, будет выглядеть на карте мировой цивилизации едва заметным.

Этот океан не обмелеет без Пензенского ручейка. И всё-таки в нём не будет

доставать какого-то существенного штриха.

Библиография.

1. Вазерова А.Г. История и культура Пензенского края ХХ века: моногр. / А.Г. Ва-

зерова, Л.А. Королева, Н.В. Мику. – Пенза: ПГУАС, 2015.

2. Г.Е.Горланов. Очерки истории культуры Пензенского края.- Изд-во ИПК и ПРО,

Пенза, 1994.

3.История Пензенского края: Учебное пособие для основной школы. Под редакцией

А.С.Касимова, Г.Ф.Винокурова, Г.Н Белорыбкина. – Пенза, 2005.

4.Н.П.Пугачёва, И.Н.Мавлюдов. Культура Пензенского края. Справочное пособие. –

ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА», Пенза, 2012.

5.Пензенский край XVII в.-1917 г.: Документы и материалы.- Саратов: Приволж.

Кн. Изд-во (Пензен.отд-ние), 1980.

6.Интернет-ресурсы на тему: «Театр и революция», «Театральная жизнь Пензы»,

«Пенза театральная», «Культура Пензенского края».



В раздел образования