Напоминание

"Литературная игра как способ развития творческих способностей учащихся"


Автор: Ваабель Алена Иннокентьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия№8"
Населённый пункт: г.Ангарск Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Литературная игра как способ развития творческих способностей учащихся"
Раздел: среднее образование





Назад




Литературная игра как способ

развития творческих способностей учащихся

Несмотря на меняющиеся цели и задачи образования и обучения, новые технологии,

литературная игра остается одним из ведущих методов в современной педагогике.

Безусловно, литературная игра ориентирована на творческую самореализацию личности

учащихся. Она позволяет учащимся в ходе деятельности реализовать поставленные

цели и задачи, приобрести опыт совместной деятельности, что, безусловно, приводит к

формированию регулятивных УУД.

Сегодня литературная игра активно используется в практике преподавания литературы. Ее

целесообразно использовать и во внеурочной деятельности. На уроках внеклассного

чтения учащиеся знакомятся с произведениями зарубежных классиков: Марка Твена,

Джеймса Фенимора Купера, Роберта Луиса Стивенсона, Вальтера Скотта, Жюля Верна,

Александра Дюма и многих других. Чтобы это знакомство состоялось и оставило

приятные воспоминания о прочитанной книге, многие учителя в своей практике

обращаются к игре.

На протяжении многих лет в нашей школе игра является одним из самых популярных

методов обучения.

Пятиклассники принимают участие в игре "Мир фантазии и фантастики" по роману Ж.

Верна " 20 тысяч лье под водой". Каждый класс готовит и защищает свой проект.

В шестом классе дети знакомятся с удивительным романом Роберта Луиса Стивенсона

"Остров сокровищ". Каждый раз, обращаясь к этому произведению, наши учителя

стремятся погрузиться вместе с детьми в удивительный мир приключений. Кто-то

отправляется со своими учениками на настоящий остров, чтобы преодолеть различные

препятствия и дать детям почувствовать себя героями приключений. Я же предлагаю

своим ученикам принять участие в квест-игре и последовать рекомендациям Джека

Воробья. Продолжительные поиски сокровищ приведут детей к книжной полке, где

хранятся книги-сокровища, с которыми детям еще только предстоит познакомиться.

Итогом огромной совместной работы стала еще одна литературная игра после изучения

романа М.Рида "Всадник без головы". Цель этой игры заключалась в выявлении

особенностей жанра приключенческого романа. Работа проходила в несколько этапов.

Первый этап- подготовительный. На этом этапе учащиеся объединялись в микрогруппы

по направлениям. Класс делился на шесть творческих групп: географы, историки,

литературоведы, художники, артисты, режиссеры. Между членами команды были

распределены обязанности, учащиеся вели совместную работу по разработке заданий,

вопросов для поисковой деятельности, изучали необходимую литературу.

Второй этап- - это работа с текстом произведения и дополнительной литературой.

Учащиеся анализировали, обобщали и уточняли информацию в соответствии с

поставленной задачей.

Первая группа - географы. Опираясь на текст произведения и научную литературу, эта

группа изучала традиции и обычаи местного населения Северной Америки, знакомилась с

географическими особенностями страны, работала с географическими терминами.

Сопоставляла найденные сведения.

Вторая группа - историки. Исследуя эпоху, политические, исторические события,

упомянутые в романе М.Рида, учащиеся сопоставляли найденные факты с реальными

историческими и политическими событиями той эпохи.

Третья группа- литературоведы. Учащиеся знакомились с творчеством автора, изучали

биографию писателя. А также исследовали изобразительные средства языка, которые

помогли автору ярче передать портреты героев, особенности их характеров.

Соотносили эпизоды романа с элементами композиции.

Четвертая группа - художники. Художники-иллюстраторы рисовали декорации к игре и

объясняли свой выбор.

Пятая группа - артисты. Группа готовила инсценировку понравившихся эпизодов.

Шестая группа - режиссеры. Их задача заключалась в понимании образа героев

посредством кинематографии. Участникам группы было предложено посмотреть фильм

по одноименному роману, сравнить сюжет романа и киноверсию, выбрать эпизоды из

фильма для озвучивания и написать рекомендации актёрам.

Подробно изучив предложенный материал, дети готовили задания для всего класса.

Следующий этап - совместное написание сценария литературной игры.

Оформление результатов работы осуществлялось согласно выбранной форме отчета. В

нашем случае это коллективный творческий итоговый продукт - литературная игра.

После проведения игры состоялось коллективное обсуждение состоявшегося проекта.

На мой взгляд, этот совместная работа помогла учащимся узнать много нового и

интересного о жанре приключенческого романа, способствовала углублению и

расширению знаний о личности и творчестве писателя, активизировала восприятие текста,

помогла лучше понять произведение.

Литературная игра способствует повышению качества литературного образования

учащихся, способствует расширению читательского пространства и формированию

читательского интереса. В ходе игры школьники приобретают опыт познавательной и

учебной деятельности. Поэтому можно утверждать, что литературная является важным

дополнением к традиционной системе обучения и ее применение вполне целесообразно.

характеристика, сравнение (любых персонажей);

проанализировать внутренние монологи героев

найти и выписать афоризмы из романа, прокомментировать их.

Для пятиклассников в гимназии проводится литературная игра по роману Ж. Верна " 20

тысяч лье под водой" И это не проста игра в одном классе. Это погружение всей

параллели в мир фантастики.

«В поисках сокровищ». Возможные задания, позволяющие решить поставленную задачу:

Шестиклассники переносятся в мир загадок и приключений Роберта Луиса Стивенсона и

отправляются на поиски сокровищ. Те, кто сумеют ответить на все вопросы Джека

Воробья, становятся кладоискателями. Продолжительные поиски приводят ребят к

нужному стеллажу, на одной из полок которого обнаружены сокровища. Это книги с

которыми дети будут знакомиться в ходе дальнейшего обучения.



В раздел образования