Автор: Ваабель Алена Иннокентьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия№8"
Населённый пункт: г.Ангарск Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Литературная игра как способ развития творческих способностей учащихся"
Раздел: среднее образование
Литературная игра как способ
развития творческих способностей учащихся
Несмотря на меняющиеся цели и задачи образования и обучения, новые технологии,
литературная игра остается одним из ведущих методов в современной педагогике.
Безусловно, литературная игра ориентирована на творческую самореализацию личности
учащихся. Она позволяет учащимся в ходе деятельности реализовать поставленные
цели и задачи, приобрести опыт совместной деятельности, что, безусловно, приводит к
формированию регулятивных УУД.
Сегодня литературная игра активно используется в практике преподавания литературы. Ее
целесообразно использовать и во внеурочной деятельности. На уроках внеклассного
чтения учащиеся знакомятся с произведениями зарубежных классиков: Марка Твена,
Джеймса Фенимора Купера, Роберта Луиса Стивенсона, Вальтера Скотта, Жюля Верна,
Александра Дюма и многих других. Чтобы это знакомство состоялось и оставило
приятные воспоминания о прочитанной книге, многие учителя в своей практике
обращаются к игре.
На протяжении многих лет в нашей школе игра является одним из самых популярных
методов обучения.
Пятиклассники принимают участие в игре "Мир фантазии и фантастики" по роману Ж.
Верна " 20 тысяч лье под водой". Каждый класс готовит и защищает свой проект.
В шестом классе дети знакомятся с удивительным романом Роберта Луиса Стивенсона
"Остров сокровищ". Каждый раз, обращаясь к этому произведению, наши учителя
стремятся погрузиться вместе с детьми в удивительный мир приключений. Кто-то
отправляется со своими учениками на настоящий остров, чтобы преодолеть различные
препятствия и дать детям почувствовать себя героями приключений. Я же предлагаю
своим ученикам принять участие в квест-игре и последовать рекомендациям Джека
Воробья. Продолжительные поиски сокровищ приведут детей к книжной полке, где
хранятся книги-сокровища, с которыми детям еще только предстоит познакомиться.
Итогом огромной совместной работы стала еще одна литературная игра после изучения
романа М.Рида "Всадник без головы". Цель этой игры заключалась в выявлении
особенностей жанра приключенческого романа. Работа проходила в несколько этапов.
Первый этап- подготовительный. На этом этапе учащиеся объединялись в микрогруппы
по направлениям. Класс делился на шесть творческих групп: географы, историки,
литературоведы, художники, артисты, режиссеры. Между членами команды были
распределены обязанности, учащиеся вели совместную работу по разработке заданий,
вопросов для поисковой деятельности, изучали необходимую литературу.
Второй этап- - это работа с текстом произведения и дополнительной литературой.
Учащиеся анализировали, обобщали и уточняли информацию в соответствии с
поставленной задачей.
Первая группа - географы. Опираясь на текст произведения и научную литературу, эта
группа изучала традиции и обычаи местного населения Северной Америки, знакомилась с
географическими особенностями страны, работала с географическими терминами.
Сопоставляла найденные сведения.
Вторая группа - историки. Исследуя эпоху, политические, исторические события,
упомянутые в романе М.Рида, учащиеся сопоставляли найденные факты с реальными
историческими и политическими событиями той эпохи.
Третья группа- литературоведы. Учащиеся знакомились с творчеством автора, изучали
биографию писателя. А также исследовали изобразительные средства языка, которые
помогли автору ярче передать портреты героев, особенности их характеров.
Соотносили эпизоды романа с элементами композиции.
Четвертая группа - художники. Художники-иллюстраторы рисовали декорации к игре и
объясняли свой выбор.
Пятая группа - артисты. Группа готовила инсценировку понравившихся эпизодов.
Шестая группа - режиссеры. Их задача заключалась в понимании образа героев
посредством кинематографии. Участникам группы было предложено посмотреть фильм
по одноименному роману, сравнить сюжет романа и киноверсию, выбрать эпизоды из
фильма для озвучивания и написать рекомендации актёрам.
Подробно изучив предложенный материал, дети готовили задания для всего класса.
Следующий этап - совместное написание сценария литературной игры.
Оформление результатов работы осуществлялось согласно выбранной форме отчета. В
нашем случае это коллективный творческий итоговый продукт - литературная игра.
После проведения игры состоялось коллективное обсуждение состоявшегося проекта.
На мой взгляд, этот совместная работа помогла учащимся узнать много нового и
интересного о жанре приключенческого романа, способствовала углублению и
расширению знаний о личности и творчестве писателя, активизировала восприятие текста,
помогла лучше понять произведение.
Литературная игра способствует повышению качества литературного образования
учащихся, способствует расширению читательского пространства и формированию
читательского интереса. В ходе игры школьники приобретают опыт познавательной и
учебной деятельности. Поэтому можно утверждать, что литературная является важным
дополнением к традиционной системе обучения и ее применение вполне целесообразно.
характеристика, сравнение (любых персонажей);
проанализировать внутренние монологи героев
найти и выписать афоризмы из романа, прокомментировать их.
Для пятиклассников в гимназии проводится литературная игра по роману Ж. Верна " 20
тысяч лье под водой" И это не проста игра в одном классе. Это погружение всей
параллели в мир фантастики.
«В поисках сокровищ». Возможные задания, позволяющие решить поставленную задачу:
Шестиклассники переносятся в мир загадок и приключений Роберта Луиса Стивенсона и
отправляются на поиски сокровищ. Те, кто сумеют ответить на все вопросы Джека
Воробья, становятся кладоискателями. Продолжительные поиски приводят ребят к
нужному стеллажу, на одной из полок которого обнаружены сокровища. Это книги с
которыми дети будут знакомиться в ходе дальнейшего обучения.