Автор: Иваницкая Галин Васильевна
Должность: воспитатель i кв. категории
Учебное заведение: МАДОУ № 85
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Радужный мир"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка
- детский сад № 85 г. Томска
Утверждаю:
МАДОУ №85
Заведующий __ Гиль Г. И.
Ст. воспитатель Мазурова Н.А.
Приказ №
1
Дополнительная образовательная программа
художественно-эстетической направленности
«Радужный мир»
(возраст детей 4-6 лет)
Срок реализации программы: 2 года
Разработчик программы:
Иваницкая Галина Васильевна
Томск – 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………….3
Диагностическая таблица обследования……………………………………….6
Тематический план занятий 1 года обучения ………………………………....7
Тематический план занятий 2 года обучения…………………………………9
Методическое обеспечение программы…….. ……………………………….11
Условия реализации программы ………………………………………………15
Список использованной литературы ..…………………………………………16
Пояснительная записка
Изобразительная деятельность очень интересна для ребенка, потому что
удовлетворяет
его
желание
действовать
продуктивно,
а
также
потребность
отражать
полученные
впечатления
от
окружающей
жизни,
выражать
свое
отношение
к
увиденному,
пережитому.
Овладение
навыками
и
умениями
в
различных видах изобразительной деятельности способствует удовлетворению
ребенка
в
познании,
в
понимании
действительности.
Ученые
(философы,
искусствоведы Ю. Борев, В. Ванслов, А. Лилов), определяя функции искусства,
называют познавательную одной из главных. Отображения предметов и явлений
в
рисовании
основывается
на
их
познании,
способствует
уточнению,
закреплению ранее полученных представлений и знаний и приобретению новых.
Ребенок легко усваивает новые умения, если этот опыт приходит во время игры,
занимательного действия, эмоционально окрашенного переживания. Поэтому
знакомство с приемами работы, со способами деятельности в различных видах
изобразительного
творчества
осуществляется
тогда
без
лишних
усилий,
настраивая
ребенка
на
успешность
его
деятельности.
Благодаря
успехам
в
творческой
деятельности
ребенок
начинает
чувствовать
себя
комфортно
в
детском коллективе, стремится к содержательному общению.
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно-
творческих способностей в рисовании ясно видно, какой интерес, удивление и
восторг у детей вызывает работа по смешиванию красок, рисование пальчиком
или ладошкой, цветной солью или отпечатками.
Актуальность дополнительной программы «Радужный мир» заключается
в
целенаправленной
деятельности
по
развитию
навыков
художественно-
творческой деятельности. Стандартных наборов изобразительных материалов и
способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как
уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного
выше.
Для
поддержания
и
развития
интереса
детей
к
художественному
творчеству необходимо использовать различные изобразительные техники, так
как
они
помогут
увлечь
детей
и
обрести
новые
навыки
изобразительной
деятельности, поддержат их творческий интерес, помогут увидеть и передать на
бумаге
то,
что
обычными
средствами
сделать
труднее.
Знакомясь
с
многообразием
материалов,
используемых
в
нетрадиционных
способах
рисования,
развивается
творческая
личность,
способная
самостоятельно
работать
над
реализацией
своих
идей.
Именно
в
этом
заключается
педагогическая целесообразность программы «Радужный мир».
Новизна
и
отличительная
особенность
программы «Радужный
мир» заключается в постановке задач, в построении тематического плана, в
используемых
формах
и
методах
организации
образовательного
процесса.
Программа предусматривает: проведение мастер-классов среди педагогов ДОУ;
консультации
родителей
на
тему
организации
нетрадиционной
изобразительной
деятельности
дома;
открытых
мероприятий
с
участием
родителей;
организации
творческих
выставок
работ
детей
совместно
с
родителями;
участие
детей
в
конкурсах
по
изобразительной
деятельности
различного уровня. Для выполнения изображений в ходе реализации программы
широко используются самодельные инструменты: штампы, оттиски, трафареты
и шаблоны из бросового материала (пробки, колпачки, картонные трубочки).
Нетрадиционное
рисование
раскрывает
возможность
использования
хорошо
знакомых детям бытовых предметов в качестве оригинальных художественных
материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного
возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы:
Познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования
и развивать интерес к возможностям их применения.
Активизировать
свободное
экспериментирование
детей,
используя
различные материалы и изобразительные техники.
Развивать
наблюдательность
и
воображение,
творческую
фантазию
и
любознательность
посредством
овладения
нетрадиционными
изобразительными техниками.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным
трудом, умение доводить начатое дело до конца.
Соблюдать
меры
безопасности
при
работе
детей
с
необычными
изобразительными материалами.
Отслеживать
динамику
развития
творческих
способностей
и
развития
изобразительных навыков.
В процессе работы по программе обеспечивается интеграция всех
образовательных областей согласно ФГОС ДО:
Художественно-эстетическое
развитие:
развитие
предпосылок
целостно
-
смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства;
становление
эстетического
отношения
к
окружающему
миру;
реализация
самостоятельной творческой деятельности детей.
Познавательное развитие: развитие интересов детей, развитие воображения и
творческой активности; закрепление представлений об объектах окружающего
мира (форма, размер, цвет).
Социально-коммуникативное
развитие:
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных
действий;
воспитание
дружеских взаимоотношений, умение взаимодействовать в парах, подгруппах, в
выполнении коллективных композиций.
Речевое развитие: развитие умения монологического и диалогического общения
со сверстниками и взрослым; умение делать выводы, высказывать свою точку
зрения; обогащение и активизация словарного запаса.
Физическое развитие: укрепление мелкой моторики пальцев рук, укрепление
силы легких и дыхательной системы.
Программа составлена и рассчитана на 2 года. В первый год обучения она
охватывает детей средней группы – от 4 до 5 лет; во второй год обучения: детей
старшей группы - от 5 до 6 лет. Набор детей носит свободный характер и
обусловлен интересами воспитанников и их родителей, численность детей в
подгруппе 10 человек.
Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня, в
месяц 4 занятия, в первый год обучения проводится 32 занятия. Длительность
занятий в средней группе - 15-20 минут.
Занятия кружка в средней группе
начинаются с октября, заканчиваются в мае.
Второй год обучения -36 занятий, длительность занятия в старшей группе
–
25
минут.
Занятия
кружка
в
старшей
группе
начинаются
с
сентября,
заканчиваются в мае.
Предполагаемый результат
Для детей:
В результате реализации программы к концу 2 года обучения у детей:
Появится интерес к нетрадиционным техникам рисования.
Повысится качество и разнообразие изобразительных навыков.
Активизируется
свободное
экспериментирование
в
использовании
различных
материалов
и
изобразительных
техник
в
свободной
изобразительной деятельности.
Разовьется
наблюдательность
и
воображение,
творческая
фантазия,
ассоциативное мышление и любознательность.
Сформируется эстетическое отношение к окружающей действительности.
Появится
желание
добиваться
успеха
собственным
трудом,
умение
доводить начатое дело до конца.
Сформируется потребность соблюдать меры безопасности при работе с
необычными изобразительными материалами.
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная –
сентябрь-октябрь)
и
в
конце
учебного
года
(итоговая
–
май).
Результаты
обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу
.
Имя
ребенка
оттиск
монотипия
Пальчиков
ая
живопись
кляксография
набрызг
Метод
тычка
Печатки
из
листика
Пороло
н
Мятая
бумага
Пред
метн
ая
Пейз
ажна
я
С
ниткой
С
трубочкой
В диагностической таблице используется следующее обозначение: о – освоил,
ч/о – частично освоил, н/о – не освоил.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы,
выявляются
сильные
и
слабые
стороны,
разрабатываются
технологии
достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
Мониторинг проводится через выставки, праздники, конкурсы и т.д.
Объём учебной нагрузки
Первый год обучения
Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня, в
месяц 4 занятия, в первый год обучения проводится 32 занятия.
Тематический план
№
Тема
Теория
(кол-во
часов)
Практика
(
кол-во
часов)
Общее
количество
часов
1.
«Кто нам поможет рисовать»
Задачи:
р а з в и в а т ь
и н т е р е с
к
р и с о ва н и ю
н е т р а д и ц и о н н ы м и
1
3
4
способами:
пальчиком,
ладошкой,
ребром
ладони.
Показать
способ
р и с о ва н и я
д вум я
п а л ьч и к а м и
о д н о в р е м е н н о .
Р а з в и в а т ь
воображение и творческую фантазию.
Укреплять мелкую моторику рук.
2.
«Знакомство с чудо –
помощниками»
З а д ач и: Познакомить
с
техникой
выполнения
рисунка
с
помощью
отпечатка. Расширить представления
детей
о
способах
рисования
с
помощью
отпечатков.
Развивать
умение
пользоваться
р а з н ы м и
изобразительными материалами.
1
3
4
3.
«Волшебная кисточка»
Задачи: показать приемы рисования
сухой
щетинной
кистью
(тычок),
развивать
наблюдательно сть
и
творческое воображение.
Укреплять
мелкую моторику рук.
1
2
3
4.
«Знакомство с монотипией»
Задачи:
п о з н а ко м и т ь
с
н о в о й
техникой
рисования
и
показать
р а з н о о б р а з и е
в о з м о ж н о с т е й
сюжетного
рисования.
Развивать
свободное
экспериментирование
с
цветом,
способами
подрисовки;
развивать творческие способности.
1
2
3
5.
«Рисуем по мокрому листу»
З а д ач и : сформировать
навыки
и
представления рисования по мокрому
листу;
развивать
ассоциативное
мышление; формировать эстетическое
отношение
к
окружающему
миру.
Формировать
желание
использовать
знакомые
приемы
рисования
в
свободной творческой деятельности.
1
3
4
6.
«Знакомство с рисованием
мелками и акварелью»
Задачи: познакомить с разнообразием
приемов
рисования
акварелью
и
мелками; развивать композиционные
1
3
4
умения
и
навыки;
формировать
ж е л а н и е
с а м о с т о я т е л ь н о г о
выполнения работы.
7.
«Рисование солью»
З а д а ч и : обогатить
представления
д е т е й
о
р а з н о о б р а з и и
художе ственных
материалов
в
рисовании; формировать потребность
соблюдать
меры
безопасности
при
р а б о т е
с
н е о б ы ч н ы м и
изобразительными материалами
1
2
3
8.
«Волшебные точки»
З а д ач и : обогащать
представления
детей
о
возможностях
сочетания
материалов и техник в декоративном
рисовании
(отпечатки,
точкование
ватными
палочками);
развивать
навыки
изображения
ритмических
рисунков;
формировать
интерес
к
нетрадиционному рисованию.
1
3
4
9.
«Можно и бумагой рисовать!»
Задачи: показать приемы рисования
смятой
бумагой,
укреплять
мелкую
м о т о р и к у
п а л ь ц е в
р у к
п р и
формировании
бумажного
комочка;
развивать
творческую
фантазию,
инициативу.
Развивать
ум е н и е
взаимодействовать со сверстниками.
1
2
3
Всего часов
9
23
32
Второй год обучения
Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня, в
месяц 4 занятия. Всего -36 занятий. Начало занятий
в старшей группе с
сентября, заканчиваются в мае.
Тематический план
№
Тема
Теория
(кол-во
часов)
Практика
(
кол-во
часов)
Общее
количество
часов
1.
«Рисуем монотипией»
Задачи: продолжать знакомить детей
с
возможностями
изображения
в
смешанных
техниках:
монотипия,
подрисовка
пальцами,
к ис т ью;
1
3
4
развивать творческие способности и
улучшать
навыки
изобразительной
техники.
2.
«Знакомство с набрызгом»
З а д ач и : познакомить
с
техникой
набрызг,
основными
приемами
работы;
вызвать интерес к работе с
нетрадиционным материалом: щетка,
расческа;
развивать
творческое
воображение, фантазию.
1
3
4
3.
«Рисуем по мокрому листу»
Задачи: закреплять навыки
рисования по мокрому листу,
развивать воображение, творческую
фантазию, стремление выполнить
работу самостоятельно.
1
3
4
4.
«Знакомство с рисованием
мыльными пузырями»
З а д а ч и : познакомить
с
но во й
техникой
рисования
и
показать
м н о г о о б р а з и е
в а р и а н т о в
и з о б р а ж е н и я . Соблюдать
меры
безопасности
при
работе
детей
с
необычными
изобразительными
материалами; укреплять силу легких
и дыхательной системы.
1
3
4
5.
«Рисование цветным песком»
Задачи:
з а к р е п л я т ь
н а в ы к и
рисования с помощью цветного песка.
Развивать
и
укреплять
мелкую
моторику
пальцев
рук,
развивать
а с с о ц и а т и в н о е
в о с п р и я т и е .
Соблюдать
меры
безопасности
при
р а б о т е
д е т е й
с
н е о б ы ч н ы м и
изобразительными материалами.
1
3
4
6.
«Кляксография с трубочкой»
Задачи:
показать
в о з м ож н о с т и
использования
новой
т ех н и к и
рисования. Формировать эстетическое
о т н о ш е н и е
к
о к р у ж а ю щ е й
действительности,
р а з в и в а т ь
воображение; укреплять силу легких
и дыхательной системы.
1
3
4
7.
«Печать по трафарету»
Задачи:
р а з в и в а т ь
ж е л а н и е
экспериментировать
с
цветом
в
рисовании
губкой;
развивать
творческую фантазию, воображение;
укреплять
мелкую
моторику
рук.
Развивать
желание
использовать
знакомые
приемы
рисования
в
свободной творческой деятельности.
1
3
4
8.
«Рисунки волшебными нитками»
З а д а ч и : познакомить
с
но во й
техникой
рисования,
развивать
желание комбинировать ее с другими
изобразительными
т е х н и к а м и ;
развивать
творческое
воображение,
фантазию,
образное
мышление.
Укреплять мелкую моторику рук.
1
3
4
9.
«Знакомство с рисованием в
технике «граттаж»
Задачи:
п о к а з а т ь
в о л ш е б с т в о
изображений
в
новой
т ех н и ке
р ис о ва ния .
Р а з в и в а т ь свободное
экспериментирование
с
цветом;
развивать
фантазию
и
желание
выполнить
работу
самостоятельно.
С о в е р ш е н с т в о в а т ь
н а в ы к и
изобразительной деятельности.
1
3
4
Всего часов
9
27
36
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание технологий, методов и приемов
Методы работы:
практический
словесный
игровой
наглядный
исследовательский
объяснительно-иллюстрированный
проблемно-поисковый
Формы работы:
Игры
Беседы
Театрализация
Путешествия по сказкам
Работа с наглядным материалом
Практические упражнения для отработки необходимых навыков
Чтение художественной литературы
Разгадывание загадок
Выставки рисунков
Фотовыставки
Используемые методы и формы работы
дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что
влияет на полноту восприятия окружающего мира;
формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу
рисования;
способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как
следствие, познавательных способностей.
Форма организации детей на занятии: групповая и подгрупповая
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная, подгрупповая
и групповая, самостоятельная и практическая работа).
Формы
подведения
итогов
в
конце
года
реализации
дополнительной
образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-Проведение открытого мероприятия
-Проведение мастер-класса среди педагогов и родителей
В ходе
1 года обучения
дети знакомятся со следующими приемами и
техниками рисования:
«пальчиковая живопись» (пальцем, ладошкой, ребром ладони)
монотипия
рисование по мокрому листу
оттиски печаток и штампов различных видов
«точечный рисунок» (ватными палочками)
рисование жесткой кистью (тычок)
рисование мелками и акварелью
рисование смятой бумагой
рисование солью
Описание
нетрадиционных
художественных
техник,
используемых
в
работе программы 1 года обучения:
Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и
наносит
точки,
пятнышки
на
бумагу.
На
каждый
пальчик
набирается
краска
разного
цвета.
После
работы
пальчики
вытираются
салфеткой,
затем краска смывается.
Рисование ладошкой, ребром ладони: ребенок опускает в пальчиковую
краску ладошку (ребро ладони) или окрашивает её с помощью кисточки (с
5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками,
окрашенными
разными
цветами.
После
работы
руки
вытираются
салфеткой, затем краска смывается.
Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и
ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не
опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон.
Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Оттиск
печатками из
пробки, колпачков, картонных трубочек,
овощей и фруктов, листьев: ребенок прижимает печатку к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого
цвета меняются и мисочка, и печатка.
Рисование смятой бумагой: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не
станет
немного
мягкой.
Размеры
бумажного
комочка
могут
быть
различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика).
После этого бумажный комочек опускается в тарелочки с разведенной
жидкой гуашью или акварелью.
Рисование солью: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку.
Не давая клею засохнуть, насыпает на клей мелкую соль (по рисунку).
Рисует по мокрому листу и насыпает на рисунок крупную соль, пока лист
мокрый. После высыхания листа, лишняя соль стряхивается.
Монотипия: ребенок наносит на лист бумаги или гладкую поверхность
краску, а потом делает с нее отпечаток на листе. Или наносит краску
только
на
одну
сторону
листа,
а
потом
лист
складывает
пополам,
проглаживает.
Затем
лист
раскрывает
и
выполняет
подрисовку
получившегося образа мелками, фломастерами, карандашами или краской.
Рисование мелками и акварелью: ребенок восковыми мелками наносит
нужные изображения, или составляет
композицию, затем с помощью
акварельной краски прорисовывает детали изображения или его фон.
Рисование
по
мокрому
листу: ребенок
намачивает
лист
бумаги
с
помощью
поролоновой
губки
или
широкой
кисточки,
не
давая
листу
высохнуть, наносит придуманное изображение.
«Точечный рисунок»: ребенок обмакивает в краске ватные палочки и,
держа
строго
вертикально,
наносит
точечный
рисунок
на
контур
или
шаблон.
В ходе 2 года обучения дети продолжают работу по рисованию в техниках
монотипия,
по мокрому листу,
и знакомятся со следующими приемами и
техниками рисования:
набрызг
граттаж
рисование цветным песком
кляксография с трубочкой
ниткография
печать по трафарету
рисование мыльными пузырями
Описание нетрадиционных художественных техник, используемых в
работе программы 2 года обучения:
Набрызг: ребенок набирает краску на кисточку или щетку (можно
использовать
зубную),
и
с
помощью
стека
или
расчески
разбрызгивает краску на лист бумаги.
Рисование цветным песком: ребенок создает изображение, наносит
на него клей (ПВА или клей-карандаш), на клейкую поверхность
наносится тонким слоем цветной песок, после подсыхания лишний
песок стряхивается.
Кляксография
с
трубочкой: ребенок пипеткой набирает жидкую
гуашь или акварель, капает
ее на лист бумаги, делая небольшую
капельку;
трубочкой
для
коктейля
выдувает
кляксу
в
разных
направлениях так, чтобы кончик трубочки не касался ни краски, ни
бумаги. Затем ребенок выполняет подрисовку нужных деталей.
Ниткография: ребенок опускает нить в любую краску, кладет нить
на лист бумаги, накрывает сверху другим листом, поводит нитью в
разных
направлениях,
затем
нить
убирается,
а
изображение
дорисовывается.
Печать
по
трафарету:
на
чистый
лист
бумаги
ребенок
прикладывает трафарет, губку обмакивает в краску и, прижимая ее к
бумаге, делает колющие движения, использовать можно несколько
цветов, меняя губки и краски.
Рисование
мыльными
пузырями:
ребенок
использует
готовый
раствор с краской и жидким мылом: берет трубочку для коктейля и
начинает
пенить
раствор.
Когда
пена
поднимется,
прислоняет
плотную бумагу к мыльной пене. Можно снимать мыльные пузыри
ложкой и выкладывать на листе.
Граттаж: лист картона или плотной бумаги ребенок закрашивает
восковыми мелками, цветовое решение зависит от замысла рисунка.
Затем покрашенный лист с помощью губки покрыть слоем черной
туши или гуаши, смешанной с жидким мылом. Нужно подождать,
пока
лист
высохнет,
затем
с
помощью
зубочистки
или
стержня
процарапывается рисунок.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материалы, инструменты и оборудование, требуемые для реализации
программы
Художественные материалы:
Цветные карандаши
Простые карандаши, фломастеры
Акварельные, гуашевые краски, тушь
Восковые мелки
Кисточки (большие и маленькие, толстые и тонкие)
Палитры, подставки под кисти, клеенки
Стаканчики для воды
Листы белой бумаги в формате А 4, А3
Альбомы для детского художественного творчества
Рулоны обоев на бумажной основе
Белый и цветной картон
Наборы цветной и бархатной бумаги
Клей, клеящие карандаши, клеевые кисточки
Цветной песок
Цветная соль
Инструменты:
Печатки, пробки
Колпачки фломастеров, авторучек
Ватные палочки
Трубочки для коктейля
Губки поролоновые
Картонные трубочки
Пипетки
Нитки разной толщины
Зубочистки
Щетки
Расчески
Стеки
Оборудование:
Коврограф, магнитная доска, мольберт
Персонажи кукольного театра
Ширма настольного театра
Список литературы
1.
Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.:
Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.
2.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.-
М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
3.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:
Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
4.
Дубровская Н. В. Рисунки
,
спрятанные в пальчиках.- «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2003.цв. вкл.
5.
Есафьева Г.П.
Учимся рисовать. Средняя группа. - издательство ООО
«Академия развития, г. Ярославль, 2004. -79 стр.; илл.
6.
Комарова
Т.С.
Изобразительная
деятельность
в
детском
саду.
–
М.:
Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв. вкл.
7.
Комарова Т. С. Детское художественное творчество.- М.: Мозаика-Синтез,
2008.- 158с.: цв. вкл.
8.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.:
«КАРАПУЗ», 2013. -144с., 16 л. цв. вкл.