Напоминание

"Радужный мир"


Автор: Иваницкая Галин Васильевна
Должность: воспитатель i кв. категории
Учебное заведение: МАДОУ № 85
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Радужный мир"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка

- детский сад № 85 г. Томска

Утверждаю:

МАДОУ №85

Заведующий __ Гиль Г. И.

Ст. воспитатель Мазурова Н.А.

Приказ №

1

Дополнительная образовательная программа

художественно-эстетической направленности

«Радужный мир»

(возраст детей 4-6 лет)

Срок реализации программы: 2 года

Разработчик программы:

Иваницкая Галина Васильевна

Томск – 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………….3

Диагностическая таблица обследования……………………………………….6

Тематический план занятий 1 года обучения ………………………………....7

Тематический план занятий 2 года обучения…………………………………9

Методическое обеспечение программы…….. ……………………………….11

Условия реализации программы ………………………………………………15

Список использованной литературы ..…………………………………………16

Пояснительная записка

Изобразительная деятельность очень интересна для ребенка, потому что

удовлетворяет

его

желание

действовать

продуктивно,

а

также

потребность

отражать

полученные

впечатления

от

окружающей

жизни,

выражать

свое

отношение

к

увиденному,

пережитому.

Овладение

навыками

и

умениями

в

различных видах изобразительной деятельности способствует удовлетворению

ребенка

в

познании,

в

понимании

действительности.

Ученые

(философы,

искусствоведы Ю. Борев, В. Ванслов, А. Лилов), определяя функции искусства,

называют познавательную одной из главных. Отображения предметов и явлений

в

рисовании

основывается

на

их

познании,

способствует

уточнению,

закреплению ранее полученных представлений и знаний и приобретению новых.

Ребенок легко усваивает новые умения, если этот опыт приходит во время игры,

занимательного действия, эмоционально окрашенного переживания. Поэтому

знакомство с приемами работы, со способами деятельности в различных видах

изобразительного

творчества

осуществляется

тогда

без

лишних

усилий,

настраивая

ребенка

на

успешность

его

деятельности.

Благодаря

успехам

в

творческой

деятельности

ребенок

начинает

чувствовать

себя

комфортно

в

детском коллективе, стремится к содержательному общению.

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно-

творческих способностей в рисовании ясно видно, какой интерес, удивление и

восторг у детей вызывает работа по смешиванию красок, рисование пальчиком

или ладошкой, цветной солью или отпечатками.

Актуальность дополнительной программы «Радужный мир» заключается

в

целенаправленной

деятельности

по

развитию

навыков

художественно-

творческой деятельности. Стандартных наборов изобразительных материалов и

способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как

уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного

выше.

Для

поддержания

и

развития

интереса

детей

к

художественному

творчеству необходимо использовать различные изобразительные техники, так

как

они

помогут

увлечь

детей

и

обрести

новые

навыки

изобразительной

деятельности, поддержат их творческий интерес, помогут увидеть и передать на

бумаге

то,

что

обычными

средствами

сделать

труднее.

Знакомясь

с

многообразием

материалов,

используемых

в

нетрадиционных

способах

рисования,

развивается

творческая

личность,

способная

самостоятельно

работать

над

реализацией

своих

идей.

Именно

в

этом

заключается

педагогическая целесообразность программы «Радужный мир».

Новизна

и

отличительная

особенность

программы «Радужный

мир» заключается в постановке задач, в построении тематического плана, в

используемых

формах

и

методах

организации

образовательного

процесса.

Программа предусматривает: проведение мастер-классов среди педагогов ДОУ;

консультации

родителей

на

тему

организации

нетрадиционной

изобразительной

деятельности

дома;

открытых

мероприятий

с

участием

родителей;

организации

творческих

выставок

работ

детей

совместно

с

родителями;

участие

детей

в

конкурсах

по

изобразительной

деятельности

различного уровня. Для выполнения изображений в ходе реализации программы

широко используются самодельные инструменты: штампы, оттиски, трафареты

и шаблоны из бросового материала (пробки, колпачки, картонные трубочки).

Нетрадиционное

рисование

раскрывает

возможность

использования

хорошо

знакомых детям бытовых предметов в качестве оригинальных художественных

материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Цель программы: развитие творческих способностей детей дошкольного

возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи программы:

Познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования

и развивать интерес к возможностям их применения.

Активизировать

свободное

экспериментирование

детей,

используя

различные материалы и изобразительные техники.

Развивать

наблюдательность

и

воображение,

творческую

фантазию

и

любознательность

посредством

овладения

нетрадиционными

изобразительными техниками.

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным

трудом, умение доводить начатое дело до конца.

Соблюдать

меры

безопасности

при

работе

детей

с

необычными

изобразительными материалами.

Отслеживать

динамику

развития

творческих

способностей

и

развития

изобразительных навыков.

В процессе работы по программе обеспечивается интеграция всех

образовательных областей согласно ФГОС ДО:

Художественно-эстетическое

развитие:

развитие

предпосылок

целостно

-

смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства;

становление

эстетического

отношения

к

окружающему

миру;

реализация

самостоятельной творческой деятельности детей.

Познавательное развитие: развитие интересов детей, развитие воображения и

творческой активности; закрепление представлений об объектах окружающего

мира (форма, размер, цвет).

Социально-коммуникативное

развитие:

становление

самостоятельности,

целенаправленности

и

саморегуляции

собственных

действий;

воспитание

дружеских взаимоотношений, умение взаимодействовать в парах, подгруппах, в

выполнении коллективных композиций.

Речевое развитие: развитие умения монологического и диалогического общения

со сверстниками и взрослым; умение делать выводы, высказывать свою точку

зрения; обогащение и активизация словарного запаса.

Физическое развитие: укрепление мелкой моторики пальцев рук, укрепление

силы легких и дыхательной системы.

Программа составлена и рассчитана на 2 года. В первый год обучения она

охватывает детей средней группы – от 4 до 5 лет; во второй год обучения: детей

старшей группы - от 5 до 6 лет. Набор детей носит свободный характер и

обусловлен интересами воспитанников и их родителей, численность детей в

подгруппе 10 человек.

Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня, в

месяц 4 занятия, в первый год обучения проводится 32 занятия. Длительность

занятий в средней группе - 15-20 минут.

Занятия кружка в средней группе

начинаются с октября, заканчиваются в мае.

Второй год обучения -36 занятий, длительность занятия в старшей группе

25

минут.

Занятия

кружка

в

старшей

группе

начинаются

с

сентября,

заканчиваются в мае.

Предполагаемый результат

Для детей:

В результате реализации программы к концу 2 года обучения у детей:

Появится интерес к нетрадиционным техникам рисования.

Повысится качество и разнообразие изобразительных навыков.

Активизируется

свободное

экспериментирование

в

использовании

различных

материалов

и

изобразительных

техник

в

свободной

изобразительной деятельности.

Разовьется

наблюдательность

и

воображение,

творческая

фантазия,

ассоциативное мышление и любознательность.

Сформируется эстетическое отношение к окружающей действительности.

Появится

желание

добиваться

успеха

собственным

трудом,

умение

доводить начатое дело до конца.

Сформируется потребность соблюдать меры безопасности при работе с

необычными изобразительными материалами.

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная –

сентябрь-октябрь)

и

в

конце

учебного

года

(итоговая

май).

Результаты

обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу

.

Имя

ребенка

оттиск

монотипия

Пальчиков

ая

живопись

кляксография

набрызг

Метод

тычка

Печатки

из

листика

Пороло

н

Мятая

бумага

Пред

метн

ая

Пейз

ажна

я

С

ниткой

С

трубочкой

В диагностической таблице используется следующее обозначение: о – освоил,

ч/о – частично освоил, н/о – не освоил.

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы,

выявляются

сильные

и

слабые

стороны,

разрабатываются

технологии

достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

Мониторинг проводится через выставки, праздники, конкурсы и т.д.

Объём учебной нагрузки

Первый год обучения

Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня, в

месяц 4 занятия, в первый год обучения проводится 32 занятия.

Тематический план

Тема

Теория

(кол-во

часов)

Практика

(

кол-во

часов)

Общее

количество

часов

1.

«Кто нам поможет рисовать»

Задачи:

р а з в и в а т ь

и н т е р е с

к

р и с о ва н и ю

н е т р а д и ц и о н н ы м и

1

3

4

способами:

пальчиком,

ладошкой,

ребром

ладони.

Показать

способ

р и с о ва н и я

д вум я

п а л ьч и к а м и

о д н о в р е м е н н о .

Р а з в и в а т ь

воображение и творческую фантазию.

Укреплять мелкую моторику рук.

2.

«Знакомство с чудо –

помощниками»

З а д ач и: Познакомить

с

техникой

выполнения

рисунка

с

помощью

отпечатка. Расширить представления

детей

о

способах

рисования

с

помощью

отпечатков.

Развивать

умение

пользоваться

р а з н ы м и

изобразительными материалами.

1

3

4

3.

«Волшебная кисточка»

Задачи: показать приемы рисования

сухой

щетинной

кистью

(тычок),

развивать

наблюдательно сть

и

творческое воображение.

Укреплять

мелкую моторику рук.

1

2

3

4.

«Знакомство с монотипией»

Задачи:

п о з н а ко м и т ь

с

н о в о й

техникой

рисования

и

показать

р а з н о о б р а з и е

в о з м о ж н о с т е й

сюжетного

рисования.

Развивать

свободное

экспериментирование

с

цветом,

способами

подрисовки;

развивать творческие способности.

1

2

3

5.

«Рисуем по мокрому листу»

З а д ач и : сформировать

навыки

и

представления рисования по мокрому

листу;

развивать

ассоциативное

мышление; формировать эстетическое

отношение

к

окружающему

миру.

Формировать

желание

использовать

знакомые

приемы

рисования

в

свободной творческой деятельности.

1

3

4

6.

«Знакомство с рисованием

мелками и акварелью»

Задачи: познакомить с разнообразием

приемов

рисования

акварелью

и

мелками; развивать композиционные

1

3

4

умения

и

навыки;

формировать

ж е л а н и е

с а м о с т о я т е л ь н о г о

выполнения работы.

7.

«Рисование солью»

З а д а ч и : обогатить

представления

д е т е й

о

р а з н о о б р а з и и

художе ственных

материалов

в

рисовании; формировать потребность

соблюдать

меры

безопасности

при

р а б о т е

с

н е о б ы ч н ы м и

изобразительными материалами

1

2

3

8.

«Волшебные точки»

З а д ач и : обогащать

представления

детей

о

возможностях

сочетания

материалов и техник в декоративном

рисовании

(отпечатки,

точкование

ватными

палочками);

развивать

навыки

изображения

ритмических

рисунков;

формировать

интерес

к

нетрадиционному рисованию.

1

3

4

9.

«Можно и бумагой рисовать!»

Задачи: показать приемы рисования

смятой

бумагой,

укреплять

мелкую

м о т о р и к у

п а л ь ц е в

р у к

п р и

формировании

бумажного

комочка;

развивать

творческую

фантазию,

инициативу.

Развивать

ум е н и е

взаимодействовать со сверстниками.

1

2

3

Всего часов

9

23

32

Второй год обучения

Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня, в

месяц 4 занятия. Всего -36 занятий. Начало занятий

в старшей группе с

сентября, заканчиваются в мае.

Тематический план

Тема

Теория

(кол-во

часов)

Практика

(

кол-во

часов)

Общее

количество

часов

1.

«Рисуем монотипией»

Задачи: продолжать знакомить детей

с

возможностями

изображения

в

смешанных

техниках:

монотипия,

подрисовка

пальцами,

к ис т ью;

1

3

4

развивать творческие способности и

улучшать

навыки

изобразительной

техники.

2.

«Знакомство с набрызгом»

З а д ач и : познакомить

с

техникой

набрызг,

основными

приемами

работы;

вызвать интерес к работе с

нетрадиционным материалом: щетка,

расческа;

развивать

творческое

воображение, фантазию.

1

3

4

3.

«Рисуем по мокрому листу»

Задачи: закреплять навыки

рисования по мокрому листу,

развивать воображение, творческую

фантазию, стремление выполнить

работу самостоятельно.

1

3

4

4.

«Знакомство с рисованием

мыльными пузырями»

З а д а ч и : познакомить

с

но во й

техникой

рисования

и

показать

м н о г о о б р а з и е

в а р и а н т о в

и з о б р а ж е н и я . Соблюдать

меры

безопасности

при

работе

детей

с

необычными

изобразительными

материалами; укреплять силу легких

и дыхательной системы.

1

3

4

5.

«Рисование цветным песком»

Задачи:

з а к р е п л я т ь

н а в ы к и

рисования с помощью цветного песка.

Развивать

и

укреплять

мелкую

моторику

пальцев

рук,

развивать

а с с о ц и а т и в н о е

в о с п р и я т и е .

Соблюдать

меры

безопасности

при

р а б о т е

д е т е й

с

н е о б ы ч н ы м и

изобразительными материалами.

1

3

4

6.

«Кляксография с трубочкой»

Задачи:

показать

в о з м ож н о с т и

использования

новой

т ех н и к и

рисования. Формировать эстетическое

о т н о ш е н и е

к

о к р у ж а ю щ е й

действительности,

р а з в и в а т ь

воображение; укреплять силу легких

и дыхательной системы.

1

3

4

7.

«Печать по трафарету»

Задачи:

р а з в и в а т ь

ж е л а н и е

экспериментировать

с

цветом

в

рисовании

губкой;

развивать

творческую фантазию, воображение;

укреплять

мелкую

моторику

рук.

Развивать

желание

использовать

знакомые

приемы

рисования

в

свободной творческой деятельности.

1

3

4

8.

«Рисунки волшебными нитками»

З а д а ч и : познакомить

с

но во й

техникой

рисования,

развивать

желание комбинировать ее с другими

изобразительными

т е х н и к а м и ;

развивать

творческое

воображение,

фантазию,

образное

мышление.

Укреплять мелкую моторику рук.

1

3

4

9.

«Знакомство с рисованием в

технике «граттаж»

Задачи:

п о к а з а т ь

в о л ш е б с т в о

изображений

в

новой

т ех н и ке

р ис о ва ния .

Р а з в и в а т ь свободное

экспериментирование

с

цветом;

развивать

фантазию

и

желание

выполнить

работу

самостоятельно.

С о в е р ш е н с т в о в а т ь

н а в ы к и

изобразительной деятельности.

1

3

4

Всего часов

9

27

36

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание технологий, методов и приемов

Методы работы:

практический

словесный

игровой

наглядный

исследовательский

объяснительно-иллюстрированный

проблемно-поисковый

Формы работы:

Игры

Беседы

Театрализация

Путешествия по сказкам

Работа с наглядным материалом

Практические упражнения для отработки необходимых навыков

Чтение художественной литературы

Разгадывание загадок

Выставки рисунков

Фотовыставки

Используемые методы и формы работы

дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что

влияет на полноту восприятия окружающего мира;

формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу

рисования;

способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как

следствие, познавательных способностей.

Форма организации детей на занятии: групповая и подгрупповая

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная, подгрупповая

и групповая, самостоятельная и практическая работа).

Формы

подведения

итогов

в

конце

года

реализации

дополнительной

образовательной программы:

-Проведение выставок детских работ

-Проведение открытого мероприятия

-Проведение мастер-класса среди педагогов и родителей

В ходе

1 года обучения

дети знакомятся со следующими приемами и

техниками рисования:

«пальчиковая живопись» (пальцем, ладошкой, ребром ладони)

монотипия

рисование по мокрому листу

оттиски печаток и штампов различных видов

«точечный рисунок» (ватными палочками)

рисование жесткой кистью (тычок)

рисование мелками и акварелью

рисование смятой бумагой

рисование солью

Описание

нетрадиционных

художественных

техник,

используемых

в

работе программы 1 года обучения:

Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и

наносит

точки,

пятнышки

на

бумагу.

На

каждый

пальчик

набирается

краска

разного

цвета.

После

работы

пальчики

вытираются

салфеткой,

затем краска смывается.

Рисование ладошкой, ребром ладони: ребенок опускает в пальчиковую

краску ладошку (ребро ладони) или окрашивает её с помощью кисточки (с

5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками,

окрашенными

разными

цветами.

После

работы

руки

вытираются

салфеткой, затем краска смывается.

Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и

ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не

опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон.

Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Оттиск

печатками из

пробки, колпачков, картонных трубочек,

овощей и фруктов, листьев: ребенок прижимает печатку к штемпельной

подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого

цвета меняются и мисочка, и печатка.

Рисование смятой бумагой: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не

станет

немного

мягкой.

Размеры

бумажного

комочка

могут

быть

различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика).

После этого бумажный комочек опускается в тарелочки с разведенной

жидкой гуашью или акварелью.

Рисование солью: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку.

Не давая клею засохнуть, насыпает на клей мелкую соль (по рисунку).

Рисует по мокрому листу и насыпает на рисунок крупную соль, пока лист

мокрый. После высыхания листа, лишняя соль стряхивается.

Монотипия: ребенок наносит на лист бумаги или гладкую поверхность

краску, а потом делает с нее отпечаток на листе. Или наносит краску

только

на

одну

сторону

листа,

а

потом

лист

складывает

пополам,

проглаживает.

Затем

лист

раскрывает

и

выполняет

подрисовку

получившегося образа мелками, фломастерами, карандашами или краской.

Рисование мелками и акварелью: ребенок восковыми мелками наносит

нужные изображения, или составляет

композицию, затем с помощью

акварельной краски прорисовывает детали изображения или его фон.

Рисование

по

мокрому

листу: ребенок

намачивает

лист

бумаги

с

помощью

поролоновой

губки

или

широкой

кисточки,

не

давая

листу

высохнуть, наносит придуманное изображение.

«Точечный рисунок»: ребенок обмакивает в краске ватные палочки и,

держа

строго

вертикально,

наносит

точечный

рисунок

на

контур

или

шаблон.

В ходе 2 года обучения дети продолжают работу по рисованию в техниках

монотипия,

по мокрому листу,

и знакомятся со следующими приемами и

техниками рисования:

набрызг

граттаж

рисование цветным песком

кляксография с трубочкой

ниткография

печать по трафарету

рисование мыльными пузырями

Описание нетрадиционных художественных техник, используемых в

работе программы 2 года обучения:

Набрызг: ребенок набирает краску на кисточку или щетку (можно

использовать

зубную),

и

с

помощью

стека

или

расчески

разбрызгивает краску на лист бумаги.

Рисование цветным песком: ребенок создает изображение, наносит

на него клей (ПВА или клей-карандаш), на клейкую поверхность

наносится тонким слоем цветной песок, после подсыхания лишний

песок стряхивается.

Кляксография

с

трубочкой: ребенок пипеткой набирает жидкую

гуашь или акварель, капает

ее на лист бумаги, делая небольшую

капельку;

трубочкой

для

коктейля

выдувает

кляксу

в

разных

направлениях так, чтобы кончик трубочки не касался ни краски, ни

бумаги. Затем ребенок выполняет подрисовку нужных деталей.

Ниткография: ребенок опускает нить в любую краску, кладет нить

на лист бумаги, накрывает сверху другим листом, поводит нитью в

разных

направлениях,

затем

нить

убирается,

а

изображение

дорисовывается.

Печать

по

трафарету:

на

чистый

лист

бумаги

ребенок

прикладывает трафарет, губку обмакивает в краску и, прижимая ее к

бумаге, делает колющие движения, использовать можно несколько

цветов, меняя губки и краски.

Рисование

мыльными

пузырями:

ребенок

использует

готовый

раствор с краской и жидким мылом: берет трубочку для коктейля и

начинает

пенить

раствор.

Когда

пена

поднимется,

прислоняет

плотную бумагу к мыльной пене. Можно снимать мыльные пузыри

ложкой и выкладывать на листе.

Граттаж: лист картона или плотной бумаги ребенок закрашивает

восковыми мелками, цветовое решение зависит от замысла рисунка.

Затем покрашенный лист с помощью губки покрыть слоем черной

туши или гуаши, смешанной с жидким мылом. Нужно подождать,

пока

лист

высохнет,

затем

с

помощью

зубочистки

или

стержня

процарапывается рисунок.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материалы, инструменты и оборудование, требуемые для реализации

программы

Художественные материалы:

Цветные карандаши

Простые карандаши, фломастеры

Акварельные, гуашевые краски, тушь

Восковые мелки

Кисточки (большие и маленькие, толстые и тонкие)

Палитры, подставки под кисти, клеенки

Стаканчики для воды

Листы белой бумаги в формате А 4, А3

Альбомы для детского художественного творчества

Рулоны обоев на бумажной основе

Белый и цветной картон

Наборы цветной и бархатной бумаги

Клей, клеящие карандаши, клеевые кисточки

Цветной песок

Цветная соль

Инструменты:

Печатки, пробки

Колпачки фломастеров, авторучек

Ватные палочки

Трубочки для коктейля

Губки поролоновые

Картонные трубочки

Пипетки

Нитки разной толщины

Зубочистки

Щетки

Расчески

Стеки

Оборудование:

Коврограф, магнитная доска, мольберт

Персонажи кукольного театра

Ширма настольного театра

Список литературы

1.

Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.:

Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.; илл.

2.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.-

М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

3.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:

Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

4.

Дубровская Н. В. Рисунки

,

спрятанные в пальчиках.- «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2003.цв. вкл.

5.

Есафьева Г.П.

Учимся рисовать. Средняя группа. - издательство ООО

«Академия развития, г. Ярославль, 2004. -79 стр.; илл.

6.

Комарова

Т.С.

Изобразительная

деятельность

в

детском

саду.

М.:

Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв. вкл.

7.

Комарова Т. С. Детское художественное творчество.- М.: Мозаика-Синтез,

2008.- 158с.: цв. вкл.

8.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,

конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.:

«КАРАПУЗ», 2013. -144с., 16 л. цв. вкл.



В раздел образования