Автор: Ростовцева Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 137
Населённый пункт: город Златоуст, Челябинская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Национальный парк "Таганай"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
организованной образовательной деятельности
по экологии в подготовительной группе
«Национальный парк «Таганай»
с использованием ИКТ-технологии
Подготовила воспитатель
Ростовцева О.В.
1
г. Златоуст, 2018г.
Организованная образовательная деятельность по экологии в
подготовительной группе «Национальный парк «Таганай»
Образовательные области:
познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое
развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: совершенствовать знания детей о родном крае: его природе, животном
и растительном мире.
Образовательные задачи: углубить и закрепить знания детей о национальном
парке "Таганай"; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в
природе;
Развивающие задачи: развивать умение не только правильно отвечать на
вопросы, но и строить грамотно свою речь; развивать любознательность,
наблюдательность, внимание.
Воспитательные задачи : воспитывать бережное отношение к миру
природы, не нарушать процесс ее жизни и развития.
Использование современных образовательных технологий: ИКТ-технология
(использование в ходе ООД презентации).
Предварительная работа: чтение художественной литературы писателей о
природе Южного Урала, дидактическая игра «Напоминающие знаки в
природе», разучивание стихотворения Б. Дубровина «Красная книга»,
рассматривание иллюстраций природы родного края, беседы о животных и
птицах,обитающих в национальном парке «Таганай»; подбор фотографий о
городе Златоусте, национальном парке "Таганай".
2
Методы и приёмы: наглядный показ презентации, беседа; фонограмма
"Голоса леса", карта Златоустовского городского округа, карта Южного
Урала.
Ход организованной образовательной деятельности:
Организационный момент: звучит фонограмма с записью лесных звуков:
кукует кукушка, журчит ручей, жужжание насекомых…
Воспитатель : Ребята! Мы сегодня с вами продолжим путешествовать по
нашему родному краю. А как называется наш город?
( Наш родной город называется Златоуст.)
Воспитатель: Правильно, ребята, но наш город это маленькая часть нашего
большого и красивого Южного Урала. Посмотрите, какая она большая
(показывает карту).
Как вы думаете, что обозначено на ней зеленым, а что синим цветом?
(Зеленым цветом обозначены леса, а синим – реки и озёра.)
Воспитатель: Леса и реки – это большой природный мир. А кто живет в этом
мире?
( В лесах и водоёмах живут животные, птицы, насекомые.)
Воспитатель: А какие животные живут в лесах нашего края?
( В наших лесах живут лисы, зайцы, волки, белки, ежи.)
Воспитатель: А всегда ли хорошо живется в лесу его обитателям?
( Думаем, что не всегда потому, что на животных охотятся, разоряют гнезда
птиц, вырубают деревья.)
Воспитатель: А кто же приходит на помощь природе?
( На помощь природе пришел человек.)
3
Воспитатель: Верно, дети, люди пришли на помощь природе. А как они это
сделали? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, люди не стали охотиться на животных, сделали
заповедники и национальные парки.
Заповедник – это участок земли, на котором постоянно охраняется природа,
это острова спасения для животных, птиц, растений. Там обитают редкие
животные, птицы и растения. Поэтому на территории заповедника запрещено
охотиться, ловить рыбу, строить дома, нельзя и просто так, без причины, без
дела, ходить по заповеднику и беспокоить его обитателей, нельзя жечь
костры, рубить деревья.
Национальный парк отличается от заповедника тем, что в него разрешен
доступ посетителей.
2. Основная часть. Показ презентации Национальный парк «Таганай».
Создание знаков о защите природы Национального парка.
Воспитатель: Ребята, рядом с нами находится - национальный парк с очень
интересным названием. Попробуйте отгадать название нашего парка.
Это слово в переводе с башкирского означает «Подставка для луны».
Воспитатель:- Ребята, как называется это удивительное место?
( «Таганай»)
Воспитатель:- Национальный парк «Таганай». О появлении парка есть
легенда. Её нам расскажет Лиза.
Молодец, Лиза! Вам понравилась легенда? (ответы детей)
Воспитатель : О нашем Таганае есть много красивых стихотворений. Вот
послушайте одно из них.
Спросишь ты – отвечу честно:
Если есть на свете рай,-
Уж никак не сад небесный
А таёжный Таганай.
4
Говорят, что служат горы
Здесь подставкой для небес.
А теперь рассаживайтесь поудобнее и мы отправляемся в путешествие по
нашему парку «Таганай».
Слайд 2. «Таганай» - это маленькая горная страна со своими вершинами,
стремительными горными речками и топкими болотами, тундрами и малой
тайгой, одно из самых красивых мест на Южном Урале.
Слайд 3. Национальный парк «Таганай» создан в 1991 году. Расположен на
территории города Златоуст.
Слайд 4-5. Здесь обитает более 100 видов птиц, 40 видов животных и 900
видов растений.
Растут в парке ели, пихты, лиственницы, берёзы.
Попадая сюда, вы окунаетесь в самую настоящую русскую лесную сказку!
Голубой, как в сказке лес.
Красоту природы райской
Описать не хватит слов.
Правда, рай здесь большей частью
Для мошки и мошкаров!
Слайд 6.В парке обитают лоси, косули, кабаны.
Слайд 7. Это край рек: Большая тесьма, Большой Киалим, Ай. В них
встречается речная форель.
Слайд 8-10. Живут в заповеднике разные зверьки – лисица, горностай,
куница, ласка, барсук, волк, колонок, бурый медведь, рысь, белка, заяц-беляк,
ёж, крот.
Слайд 11-13. В парке живет много птиц. Зимующие – свиристель, чечётка,
ястребиная сова. Зимой, во время кочёвок, встречаются: белая сова, пуночка,
снегирь, клёст-еловник, кедровка. Очень редки и подлежат охране – беркут,
орлан-белохвост, филин.
Слайд 14-15. Весь Таганайский хребет разделяется на: Малый, Средний и
Большой Таганай. Важнейшие вершины Таганая – Дальний Таганай,
Двуглавая сопка, Круглица, Откликной гребень.
5
Слайд 16. Это Большая каменная река.
Слайд 17. В парке в большой впадине размещается Большое Моховое
болото, похожее на овальную чашу.
Слайд 18. Для туристов из разных городов и даже разных стран
организовываются однодневные и многодневные экскурсии.
Предлагаю вам немного отдохнуть и пройтись по лесу как туристы.
Физкультминутка.
Мы шагаем друг за другом,
Локти согнули, кисти встряхнули –
Лесом и зелёным лугом.
Ветер сбивает росу.
Крылья пёстрые мелькают,
Плавно руками помашем –
В поле бабочки летают.
Это к нам птицы летят.
Руки подняли и помахали -
Как они сядут – покажем.
Это деревья в лесу.
Руки сложили назад.
(движения согласно тексту)
Воспитатель: наше путешествие продолжается. А что там за знаки виднеются
вдали? Давайте подойдем и посмотрим.
Слайд 19. На знаках изображены: сломанное дерево, рука с магнитофоном,
рука, протянутая к гнезду птицы, ребенок, несущий охапку цветов и т. д..
Воспитатель: - Попробуйте объяснить, что обозначают эти знаки на слайде?
( Нельзя рвать охапками цветы.
- Нельзя ломать деревья.
- Нельзя в лесу шуметь.
- Нельзя ловить животных и приносить их домой. В неволе они погибнут.
- Нельзя разорять птичьи гнезда и приносить птенцов домой – они тоже
погибнут.
-Нельзя ломать ветки.
-Нельзя мусорить
-Нельзя срывать редкие растения
-Нельзя разводить костёр.)
Воспитатель: Согласны ли вы с тем, что здесь изображено?
6
( Ответы детей.)
Воспитатель: Я думаю, ребята, что никто из вас не будет разрушать природу,
а только помогать ей. Представляете, как было бы хорошо, если бы в лесу, да
и у нас в городских парках и скверах, висели специальные знаки,
предупреждающие людей о том, что нельзя делать в лесу, парке, да и вообще
в природе. Давайте мы вернёмся из путешествия, а затем придумаем и
нарисуем напоминающие знаки поведения в природе.
Дети придумывают и рисуют знаки.
Рефлексия: детские работы выставляются на мольберте.
Дети их рассматривают и рассказывают о том, что их знак обозначает.
Воспитатель предлагает показать эти знаки детям детского сада, родителям и
развесить их на территории детского сада.
7
8