Напоминание

"Трудовое воспитание в дошкольном детстве"


Авторы: Надеждина Галина Валентиновна, Ермолаева Елена Светославовна
Должность: воспитатель, заместитель заведующего по увр
Учебное заведение: МБДОУ №20
Населённый пункт: город Мончегорск, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: "Трудовое воспитание в дошкольном детстве"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ.

"Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть

воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой – внушить

ему неутомимую жажду труда"( К.Д.Ушинский).

Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного

возраста. Исходя из этого дошкольные учреждения ставят одной из главных целей

трудовое воспитание дошкольников. В соответствии с ФГОС ДО под этим

термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия

и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду.

Главная цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного

отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности

взрослых.

В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные

задачи:

- Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни,

- Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и

навыков.

- Воспитание уважительного отношения к любому труду.

ФГОС ДО предполагает следующие виды труда:

- самообслуживание;

-хозяйственный труд;

- труд природный;

- ручной труд.

По каждому виду можно выделить определенные задачи трудового воспитания

дошкольников.

Важно учесть, что первые два вида трудовой деятельности должны формироваться

на протяжении всех лет пребывания в садике, а обучение ручному труду

начинается только за 1-2 года до выпуска из дошкольного учреждения.

Как влияет на ребенка каждый из видов труда?

-Благодаря формированию навыков самообслуживания у воспитанников

возникают такие качества, как уверенность в себе, способность самостоятельно

решать свои проблемы и быть независимым от родителей или других важных

взрослых.

-Реализация задач хозяйственного труда позволяет детям понять, что они

самостоятельно и без какой-либо помощи могут улучшать окружающую среду. Все

те знания, которые даст детям ДОУ, сыграют значительную роль в будущем.

-Трудовая деятельность в отношении природы помогает детям повысить свое

настроение, самооценку; позволяет научить детей самостоятельно выращивать

какой-либо продукт, цветок и выполнять за ним должный уход; развивает

мыслительные процессы у ребенка.

- Обучение ручному труду помогает детям поверить в свои силы и понять, что они

самостоятельно могут сделать красивую вещь и порадовать ею не только себя, но и

своих близких. Исходя из вышеперечисленного стоит сделать вывод, что очень

важно включать в план по воспитанию все виды деятельности, ведь только

благодаря этому воспитатель сможет выпустить из детского сада полностью

подготовленного к школе и взрослой жизни человека.

Для полноценного воспитания трудовой деятельности у дошкольников следует

использовать следующие формы:

-поручения;

-дежурства;

-совместный труд.

Рассмотрим подробно все аспекты каждой из форм.

* Поручения – самое приятное и эффективное средство воспитания и развития

трудовых качеств. Детям очень нравится, когда им дают поручения авторитетные

для них взрослые, а для того, чтобы получить похвалу от этого человека, они будут

стараться выполнить поручение хорошо, быстро и правильно. Поручения бывают

трех видов: индивидуальные, групповые, общие. Начинать стоит с поручений

конкретно одному ребенку, и только потом, в более старшем возрасте, переходить к

групповым. Кроме того, в младшем возрасте поручения должны быть мелкими и

легкими. По мере роста ребенка следует усложнять поручения. Очень важно всегда

хвалить ребенка не только за успешное выполнение, но и за стремление и желание

помочь. Не стоит считать, что помощь ребенку в поручении окажет негативный

результат, наоборот, помогая малышам, вы реализуете у них чувство

защищенности и уверенности в других.

*Дежурства – определенная задача, предоставленная нескольким воспитанником

детского сада, требующая особой ответственности. Благодаря дежурству дети

чувствуют свою значимость для дошкольного учреждения, ответственность за

выполнение задания и понимают, что их роль и активное участие в группе имеют

важное значение. Кроме того, дежурства объединяют детский коллектив, а общее

дело помогает детям лучше узнать друг друга.

*Совместный труд позволяет малышам правильно распределить обязанности,

выбрать роли для каждого участника и нести ответственность за выполнение своей

работы перед группой. Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС

реализуется через перечисленные формы деятельности, которые были выбраны

опытными педагогами благодаря проведенным исследованиям.

Для того чтобы реализовать цель трудового воспитания дошкольников,

необходимо грамотно составлять план деятельности. Очень важно в подборе видов

деятельности учитывать возрастные особенности. Стоит отметить, что нужно

использовать все формы деятельности и распределять их с уместной для детей

нагрузкой.

Также важно трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС для

родителей. Кроме того, от них в большей степени зависит результат «прививки»

любви и хорошего отношения к труду. Те правила, которые присутствуют в

дошкольном учреждении, должны использоваться и родителями в домашних

условиях. В противном случае несовпадение требований может привести к

недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют. Последствия таких

разногласий разные: минимальное – ребенок будет постоянно не уверен в том,

правильно ли он выполняет задание, максимальное – если в одном месте нужно

делать так, а в другом так не нужно и нужно по-другому, то ребенок решит, что

взрослые сами не знают, что ожидают от малыша и придумывают правила

самостоятельно. А если такие требования – лишь выдумка, то их можно не

выполнять. Проблема трудового воспитания дошкольников решается только

совместным трудом родителей и воспитателя. Для этого необходимо как можно

чаще устраивать родительские собрания, где договариваться о правилах, заданиях

и методах воспитания детей. Родители, в свою очередь, должны посещать все

собрания и принимать в них активное участие. Только объединившись можно

добиться положительных результатов!

Важность трудового воспитания дошкольников:

Человек должен обучаться труду, так как это единственный источник

благополучного существования. Трудолюбие с ранних лет обеспечивает успех и

достаток в будущем. Обученные труду с младенчества дети более самостоятельны,

легко приспосабливаются к любым условиям и быстрее решают различного рода

проблемы. Трудолюбие позволяет человеку обрести уверенность в себе и

завтрашнем дне. Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС

направлено на максимальное развитие знаний, умений и навыков ребенка,

благодаря чему воспитанник детского сада сможет благополучно развиваться

дальше и получать уважение близких, друзей и даже незнакомых людей.

Самое главное – начать вовлекать детей в трудовой процесс с малых лет. Делать

это нужно в игровой форме, но с определенными требованиями. Обязательно

нужно хвалить ребенка, даже если у него что-то не получается. Важно отметить,

что работать по трудовому воспитанию нужно в соответствии с возрастными

особенностями и важно обязательно учитывать индивидуальные возможности

каждого ребенка. И помните, только вместе с родителями можно полностью

реализовать трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС.



В раздел образования