Авторы: Надеждина Галина Валентиновна, Ермолаева Елена Светославовна
Должность: воспитатель, заместитель заведующего по увр
Учебное заведение: МБДОУ №20
Населённый пункт: город Мончегорск, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: "Трудовое воспитание в дошкольном детстве"
Раздел: дошкольное образование
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ.
"Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть
воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой – внушить
ему неутомимую жажду труда"( К.Д.Ушинский).
Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного
возраста. Исходя из этого дошкольные учреждения ставят одной из главных целей
трудовое воспитание дошкольников. В соответствии с ФГОС ДО под этим
термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия
и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду.
Главная цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного
отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности
взрослых.
В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные
задачи:
- Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни,
- Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и
навыков.
- Воспитание уважительного отношения к любому труду.
ФГОС ДО предполагает следующие виды труда:
- самообслуживание;
-хозяйственный труд;
- труд природный;
- ручной труд.
По каждому виду можно выделить определенные задачи трудового воспитания
дошкольников.
Важно учесть, что первые два вида трудовой деятельности должны формироваться
на протяжении всех лет пребывания в садике, а обучение ручному труду
начинается только за 1-2 года до выпуска из дошкольного учреждения.
Как влияет на ребенка каждый из видов труда?
-Благодаря формированию навыков самообслуживания у воспитанников
возникают такие качества, как уверенность в себе, способность самостоятельно
решать свои проблемы и быть независимым от родителей или других важных
взрослых.
-Реализация задач хозяйственного труда позволяет детям понять, что они
самостоятельно и без какой-либо помощи могут улучшать окружающую среду. Все
те знания, которые даст детям ДОУ, сыграют значительную роль в будущем.
-Трудовая деятельность в отношении природы помогает детям повысить свое
настроение, самооценку; позволяет научить детей самостоятельно выращивать
какой-либо продукт, цветок и выполнять за ним должный уход; развивает
мыслительные процессы у ребенка.
- Обучение ручному труду помогает детям поверить в свои силы и понять, что они
самостоятельно могут сделать красивую вещь и порадовать ею не только себя, но и
своих близких. Исходя из вышеперечисленного стоит сделать вывод, что очень
важно включать в план по воспитанию все виды деятельности, ведь только
благодаря этому воспитатель сможет выпустить из детского сада полностью
подготовленного к школе и взрослой жизни человека.
Для полноценного воспитания трудовой деятельности у дошкольников следует
использовать следующие формы:
-поручения;
-дежурства;
-совместный труд.
Рассмотрим подробно все аспекты каждой из форм.
* Поручения – самое приятное и эффективное средство воспитания и развития
трудовых качеств. Детям очень нравится, когда им дают поручения авторитетные
для них взрослые, а для того, чтобы получить похвалу от этого человека, они будут
стараться выполнить поручение хорошо, быстро и правильно. Поручения бывают
трех видов: индивидуальные, групповые, общие. Начинать стоит с поручений
конкретно одному ребенку, и только потом, в более старшем возрасте, переходить к
групповым. Кроме того, в младшем возрасте поручения должны быть мелкими и
легкими. По мере роста ребенка следует усложнять поручения. Очень важно всегда
хвалить ребенка не только за успешное выполнение, но и за стремление и желание
помочь. Не стоит считать, что помощь ребенку в поручении окажет негативный
результат, наоборот, помогая малышам, вы реализуете у них чувство
защищенности и уверенности в других.
*Дежурства – определенная задача, предоставленная нескольким воспитанником
детского сада, требующая особой ответственности. Благодаря дежурству дети
чувствуют свою значимость для дошкольного учреждения, ответственность за
выполнение задания и понимают, что их роль и активное участие в группе имеют
важное значение. Кроме того, дежурства объединяют детский коллектив, а общее
дело помогает детям лучше узнать друг друга.
*Совместный труд позволяет малышам правильно распределить обязанности,
выбрать роли для каждого участника и нести ответственность за выполнение своей
работы перед группой. Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС
реализуется через перечисленные формы деятельности, которые были выбраны
опытными педагогами благодаря проведенным исследованиям.
Для того чтобы реализовать цель трудового воспитания дошкольников,
необходимо грамотно составлять план деятельности. Очень важно в подборе видов
деятельности учитывать возрастные особенности. Стоит отметить, что нужно
использовать все формы деятельности и распределять их с уместной для детей
нагрузкой.
Также важно трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС для
родителей. Кроме того, от них в большей степени зависит результат «прививки»
любви и хорошего отношения к труду. Те правила, которые присутствуют в
дошкольном учреждении, должны использоваться и родителями в домашних
условиях. В противном случае несовпадение требований может привести к
недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют. Последствия таких
разногласий разные: минимальное – ребенок будет постоянно не уверен в том,
правильно ли он выполняет задание, максимальное – если в одном месте нужно
делать так, а в другом так не нужно и нужно по-другому, то ребенок решит, что
взрослые сами не знают, что ожидают от малыша и придумывают правила
самостоятельно. А если такие требования – лишь выдумка, то их можно не
выполнять. Проблема трудового воспитания дошкольников решается только
совместным трудом родителей и воспитателя. Для этого необходимо как можно
чаще устраивать родительские собрания, где договариваться о правилах, заданиях
и методах воспитания детей. Родители, в свою очередь, должны посещать все
собрания и принимать в них активное участие. Только объединившись можно
добиться положительных результатов!
Важность трудового воспитания дошкольников:
Человек должен обучаться труду, так как это единственный источник
благополучного существования. Трудолюбие с ранних лет обеспечивает успех и
достаток в будущем. Обученные труду с младенчества дети более самостоятельны,
легко приспосабливаются к любым условиям и быстрее решают различного рода
проблемы. Трудолюбие позволяет человеку обрести уверенность в себе и
завтрашнем дне. Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС
направлено на максимальное развитие знаний, умений и навыков ребенка,
благодаря чему воспитанник детского сада сможет благополучно развиваться
дальше и получать уважение близких, друзей и даже незнакомых людей.
Самое главное – начать вовлекать детей в трудовой процесс с малых лет. Делать
это нужно в игровой форме, но с определенными требованиями. Обязательно
нужно хвалить ребенка, даже если у него что-то не получается. Важно отметить,
что работать по трудовому воспитанию нужно в соответствии с возрастными
особенностями и важно обязательно учитывать индивидуальные возможности
каждого ребенка. И помните, только вместе с родителями можно полностью
реализовать трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС.