Напоминание

"Исследовательская деятельность обучающихся в условиях современной системы образования"


Автор: Антюхова Светлана Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ"Кокоревская СОШ"
Населённый пункт: п.Кокоревка Суземский район Брянская область
Наименование материала: Рабочая программа по предмету "Исследовательская деятельность"
Тема: "Исследовательская деятельность обучающихся в условиях современной системы образования"
Раздел: среднее образование





Назад




Рабочая программа по предмету «Исследовательская деятельность»

Литературное краеведение. 11 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Исследовательская деятельность» в 11 классе составлена с

учетом следующих нормативно-методических документов:

закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

приказа

Минобрнауки

РФ «Об

утверждении

ФБУП

и

примерных

учебных

планов

для

общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004

№1312);

федерального

компонента

государственного

стандарта

общего

образования

(Приказ

Минобрнауки РФ от 05.03.2004 № 1089);

методического письма Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по

учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

федерального

перечня

учебников,

рекомендованных

Минобрнауки

РФ

к

использованию

в

образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

примерной программы основного общего и среднего (полного) общего образования. Литература

10-11. Из сборника «Программы общеобразовательных учреждений» М. Просвещение 2008г.;

учебного плана школы.

положения о рабочей программе школы.

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были

люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь,

фольклор. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания историче-

ского, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали

последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной куль-

туре народов.

В настоящее время особенно актуальна работа по изучению быта, традиций, литературы,

истории,

этнографии,

культурного

наследия

родного

края.

Особое

внимание

хочется

уделить

литературно – краеведческой работе. У учителей – словесников Брянской области есть для этого

большие

возможности,

так

как

литература

Брянщины

имеет

бесспорные

художественные

ценности.Брянская земля, ее природа, героическая история всегда была неиссякаемым источником

вдохновения многих выдающихся деятелей литературы. Более тысячи книг, начиная со «Слово о

полку Игореве» и Задонщины, созданы писателями, родившимися на нашей земле. Своим рождением

и

творчеством

связаны

с

Брянской

землей

Ф.И.Тютчев, А.К.

Толстой,

А.

Погорельский

(А.А.

Перовский),

В.А.

Перовский.

Козьма

Прутков

(детище

А.К.

Толстого

и

двоюродных

братьев

Жемчужников). Брянщине посвятил А.С. Пушкин сцены из драмы «Борис Годунов» («Севск», «В

лесу»).

В разные годы на короткий или длительный срок приезжали на БрянщинуИ.С. Тургенев, Л.Н.

Толстой, Н. Лесков, К. Паустовский и А. Твардовской. Брянская земля взрастила талантливых

писателей

современности:

Героя

Советского

Союза

Д.

Медведева,

лауреатов

Государственных

премий Н. Грибачева, П. Проскурина, Е. Виноградова.

Не должны были забыты многочисленные пушкинские тропинки, хотя сам А.С. Пушкин ни

разу не бывал в наших пределах, но на «ты» был с А.А. Перовским И В.А. Перовским, А.И. Галич

был любимым профессором поэта.

Академик Д.С. Лихачев пишет: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос.

Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание.становится частью человеческой судьбы. Где

бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия - наша общая, большая единственная

Отчизна». У каждого из нас есть еще «свой, милый сердцу уголок» земли, место, в котором мы

родились - и он несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина. Приоб щение

к

духовно-культурным

ценностям

малой

родины,

формирование

патриотического

отношения

к

отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает

познать край, а край, в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае,

где жил и творил писатель, в первую очередь отлагаются многие документы и свидетельства, которые

способствуют уяснению тех или иных сторон биографии, его творчества.

Литературное краеведение помогает лучше узнать и полюбить родные места, глубже понять

мир чувств и мыслей наших предков – это непременное условие духовности человека,и поэтому

необходимо в полной мере использовать то, что дает нам история нашего края.

Литературно – краеведческая работа обязательно должна носить исследовательский характер,

так как именно это заставляет глубже вникать в изучаемую тему, приобретать собственный опыт и в

результате испытывать радость познания, потребность делиться своими находками с другими.

Часы на предмет «Исследовательская деятельность» по литературному краеведению в 10

классе проводятся за счет часов регионального компонента.

Данный курс рассчитан на 35 часов

Важность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая зна-

ния школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории родного края, помога -

ет полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

Основная цель предмета - способствовать духовному становлению личности, формированию

ее

нравственных

позиций,

эстетического

вкуса,

совершенствованию

владения

речью

на

основе

изучения

произведений

прозаиков

и

поэтов,

чье

творчество

связано

с

Брянской

областью

и

Суземским краем.

Цель предмета определяет характер конкретных задач:

расширить и обогатить знания учащихся о литературе и культуре родного края;

сформировать у учащихся представление об основных периодах становления и развития ли-

тературы родного края;

развить практические навыки исследовательской работы с литературно-краеведческим мате-

риалом;

воспитать любовь к родному краю, к родной культуре.

В результате освоения курса ученик должен

знать:

взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;

характерные особенности эпохи, отражённые в изученном произведении;

авторов, название и содержание изученных произведений;

жанровые особенности изученных произведений;

историю создания произведения;

уметь:

анализировать и оценивать произведение как художественное целое;

выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;

пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;

давать устный и письменный развёрнутый (аргументированный) ответ о произведении;

писать отзыв о произведении;

составлять рассказ об авторе произведения;

подготавливать доклад, сообщение, эссе об авторе или произведении;

выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть;

делать обзор книг по литературному краеведению;

работать со справочной литературой.

Содержание программы

Тема 1. Введение. Об актуальности краеведческой работы исследовательского характера (1

час)

Особенности литературного краеведения. Литературные ценности Брянщины.

Тема 2. Научный подход к краеведению (1 час)

Тема 3.Историческая тема в Брянской литературе (2 часа).

Тема 4. Трубчевщина литературная (5 часов).

Тема 5. Дятьковщина литературная (5 час).

Тема6.Поэты и писатели земли Суземской (15 часов).

Тема7. Перспективы краеведческой работы исследовательского характера (1 час )

Литература:

1. В.И.Голованова. Проектная и исследовательская деятельность. Брянск

2. Смирнов. Избранное. М., «Художественная литература», 1985г

3. Л. Афонин. «Рассказы литературоведа», Тула, 1979г.

4. Н. А. Соболев. «Душа собою вечно недовольна». Литературно-краеведческие очерки о писателях.

Брянск 1991г.

Календарно - тематическое планирование

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки

Вид контроля

Домашнее

задание

Дата прове-

дения

План

Факт

1

Введение. Об

актуальности

краеведческой

работы

исследовательского

характера

Вводное занятие

Актуальность краеведческой

работы исследовательского

характера. Особенности

литературного краеведения.

Литературные ценности Брянщины

Уметь: прослеживать

взаимосвязь литературы с

историей и культурой

родного края

Иметь общие

представления об

исследовательской работе

Вопросы и

задания для

выявления

уровня

владения

знаниями и

умениями по

краеведческой

работе,

способностей и

интересов

обучающихся

Выбор

проблемы

исследования

05.09

2

Научный подход к

краеведению

Урок

сообщения

новых знаний

Научная обоснованность

доводов.Научная аргументация в

исследовательской работе.

Предварительная ориентация в

выборе проблемы исследования

Знать: научные термины

Уметь:.научно обосновать

доводы и приводить

аргументы ,подтвердающие

их обоснованность

Обсуждение

возможных тем

исследования с

учетом личных

качеств,

интересов

обучающихся,

их знаний,

навыков,актуал

ьных проблем в

литературном

краеведении

Перечитать

произведения

древнерусско

й литературы

«Слово о

полку

Игореве»,

«Задонщина»,

«Сказание о

мамаевом

побоище»

12.09

3

Брянщина в «Слове

о полку Игореве»,

«Задонщине» и

«Сказании о

мамаевом побоище»

У р о к -

-

исследование

Брянщинав великих созданиях

древнерусской литературы –

«Слове о полку Игореве»,

«Задонщине» и «Сказании о

мамаевом побоище»

Приобретение опыта

исследовательской работы

на материале

древнерусской литературы.

Уметь: формулировать

тему, гипотезу

Консультирован

ие по вопросам

формулировани

я темы,

гипотезы,

понимании

целей и задач

работы по

методике

проведения

исследования

Выразительно

е чтение

отрывков,

связанных по

содержанию с

брянским

краем

17.09

4

Выразительное

чтение отрывков,

связанных по

содержанию с

брянским краем

Урок по развитию

речи

Развитие речи. Выразительное

чтение отрывков

Уметь: выразительно

читать текст

Выразительное

чтение

отрывков

Анализ

отрывков

24.09

5

А.А.Перовский. Его

жизнь в деревне

«Погорельцы»в

Красном Роге.

Урок

сообщения

новых знаний

Жизнь писателя на Брянщине

Отбор материала для

исследования

Уметь:работать со

справочной литературой,

отбирать материал для

исследования, составлять

библиографию по темам

Консультирован

ие по отбору

материала,

составлению

библиографии

по отобранным

Отбор

материала

01.10

темам

6

«Двойник

или

мои

вечера в Малороссии»

Брянский след

И.С.Тургенева,К.

Г.Паустовского,Н

.С.Лескова.

Урок-практикум.

Литературные связи писателей с

Брянсщиной.

Работа с краеведческим

материалом

Уметь обрабатывать

отобранный материал,

высказывать свое мнение

по проблеме, защищать и

аргументировать его

Обсуждение

результатов,

обработка

данных

Обработкаото

бранного

материала

Систематизац

ия и

обобщение

результатов

работы

08.10

7

Поэты Е.Винокуров,

Н.Рыленков, Н.

Грибачев и Брянщина.

Урок -

практикум

Обучение практическим навыкам

работы со справочной, научной

литературой и публицистическим

материалом

Уметь работать со

справочной, научной

литературой и

публицистическим

материалом

Консультирован

ие по отбору

материала,

составлению

библиографии

по отобранным

темам

Обработкаото

бранного

материала

Системати

зация и

обобщение

результат

ов работы

15.10

8

Индивидуальная

работа.

Консультирование по

отбору материала,

составлению

библиографии по

отобранным темам

Практическая

работа

Консультирование по отбору

материала, составлению

библиографии по отобранным

темам

Уметь работать со

справочной, научной

литературой и

публицистическим

материалом

Консультирован

ие по работе

со справочной,

научной

литературой и

публицистическ

им материалом

Обработкаото

бранного

материала

Систематизац

ия и

обобщение

результатов

работы

22.10

9

Обработка

отобранного

материала

Систематизация и

обобщение

результатов работы

Практическа

я работа

Обработка отобранного материала

Систематизация и обобщение

результатов работы

Уметь систематизировать и

обобщать результаты своей

работы в форме реферата,

статьи, стенгазеты, устного

журнала и др.

Консультации

по

расположению

отобранного

материала для

творческого

отчета

Подготовить

отчет по

выбранной

теме в форме

статьи

29.10

10

А.К.Толстой..Его

жизнь в Красном

Роге. Судьба поэта,

писателя,

драматурга.

Урок

сообщения

новых знаний

Выбор темы

исследования.Закрепление

практических навыков работы со

справочной, научной литературой

и публицистическим материалом

Уметь работать со

справочной, научной

литературой и

публицистическим

материалом,

высказывать свое мнение

по проблеме, защищать и

аргументировать его

Консультирован

ие по работе

со справочной,

научной

литературой и

публицистическ

им материалом

Обработкаото

бранного

материала

Систематизац

ия и

обобщение

результатов

работы

12.11

11

Индивидуальная

Практическа

Консультирование по отбору

Уметь работать со

справочной, научной

Консультирован

ие по работе

Обработкаото

19.11.26.

12

13

работа.

Консультирование по

отбору материала,

составлению

библиографии по

отобранным темам

я работа

материала, составлению

библиографии по отобранным

темам

литературой и

публицистическим

материалом

со справочной,

научной

литературой и

публицистическ

им материалом

бранного

материала

Систематизац

ия и

обобщение

результатов

работы

11.3.12.

14

Ф.И.Тютчев. Судьба

поэта. Овстуг –

родина поэта.

Урок

сообщения

новых знаний

Обработка отобранного материала

Систематизация и обобщение

результатов работы

Уметь систематизировать и

обобщать результаты своей

работы в форме реферата,

статьи, стенгазеты, устного

журнала и др.

Консультации

по

расположению

отобранного

материала для

творческого

отчета

Подготовить

отчет по

выбранной

теме в форме

статьи

10.12

15

16

Ф.И. Тютчев. Связь

философской лирики

поэта с родным краем.

Урок

сообщения

новых знаний

Урок-

практикум.

Литературные

достопримечательности Овстуга.

Отбор и обработка отобранного

материала.

Знать :литературные

достопримечательности

Суземского района

Обсуждение

возможных тем

исследования с

учетом личных

качеств,

интересов

обучающихся,

их знаний,

навыков,актуал

ьных проблем в

литературном

краеведении

Работа над

выбором

темы

исследования

17.12.24.

12.

17

Адресаты любовной

лирики Ф.И.Тютчева.

Практическая

работа

Выбор проблемы исследования

Уметь: сделать выбор

проблемы исследования,

высказывать свое мнение

по проблеме, защищать и

аргументировать его

Обсуждение

возможных тем

исследования с

учетом личных

качеств,

интересов

обучающихся,

их знаний,

навыков,актуал

ьных проблем в

литературном

краеведении

Работа со

справочной,

художественн

ой,

публицистиче

ской

литературой

14.01

18

Формулирование

темы, гипотезы,

определение целей,

задач, методов

Урок-

практикум

Формулирование темы, гипотезы,

определение целей, задач,

методов исследования

Уметь формулировать тему,

гипотезу, определять цели,

задачи и методы

исследования

Обсуждение

темы, гипотезы,

определение

целей, задач,

методов

Сбор

материала

21.01

исследования

исследования

19

20

21

22

Отбор и обработка

отобранного

материала по

выбранной теме

исследования

Практикум

Отбор

и

обработка

отобранного

материала

Уметь: отбирать и

обрабатывать отобранный

материал

Консультации,

беседы

Отбор и

обработка

отобранного

материала

28.01.6.0

2.13.02.2

0.02.27.0

2.

23

24

Анализ и обработка

полученного

материала,

планирование хода

дальнейшего

исследования

Практикум

Анализ и обработка полученного

материала, планирование хода

дальнейшего исследования

Уметь: анализировать и

обрабатывать полученный

материал, планировать ход

дальнейшего исследования

Консультации,

беседы

Анализ и

обработка

полученного

материала

6.03.13.0

3.20.03

25

26

Отчет о ходе

исследования,

формулирование

выводов

Урок-отчет

Отчет о ходе исследования

Знать: основы устного

публичного выступления

Уметь: высказывать свое

мнение по проблеме,

защищать и

аргументировать его,

формулировать выводы по

проделанной работе

Отчет

обучающихся о

работе

Продолжение

по сбору,

анализу и

обработке

собранного

материала

3.04.10.04

27

28

29

30

Создание текста по

теме исследования

Практикум

Создание текста по теме

исследования

Уметь создавать тест по

теме исследования,

редактировать научный

текст,

владеть научным стилем

речи,

научно обосновывать свои

выводы и предположения

Консультации,

беседы

Создание

текста по теме

исследования

17.04.24.

04.8.05.

31

32

Оформление

исследовательской

работы

Практикум

Создание текста по теме

исследования, оформление

исследовательской работы

Уметь создавать тест по

теме исследования,

редактировать научный

текст,

владеть научным стилем

речи,

научно обосновывать свои

выводы и предположения,

оформлять, представлять

полученный материал

Консультации,

беседы,

практическая

помощь

Оформление

исследователь

ской работы

15.05

33

34

Представление

результатов работы.

Оценка работы

Практический

отчет о

проделанной

работе

Представление результатов

работы. Оценка работы

Уметь представлять

результаты своей работы.

Уметь создавать тест по

теме исследования,

редактировать научный

текст,

владеть научным стилем

речи,

научно обосновывать свои

выводы и предположения,

оформлять, представлять

полученный материал

Оценка работы

22.05

35

Перспективы

краеведческой

работы

исследовательского

характера

Перспективы краеведческой

работы исследовательского

характера

29.05.



В раздел образования