Напоминание

А.П.Платонов "Неизвестный цветок"


Автор: Хакимова Гузель Газизовна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ№2
Населённый пункт: пгт Актюбинский Азнакаевского района Республики Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: А.П.Платонов "Неизвестный цветок"
Раздел: полное образование





Назад




Технологическая карта урока литературы в 6б классе

Тема урока: А.П. Платонов. Сказка- быль «Неизвестный цветок»

Цель

урока: раскрытие мысли писателя через поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий на основе

совместной деятельности.

Задачи:

способствовать полноценному восприятию произведения и творчества А. П. Платонова;

расширить представления учащихся о жанре «сказка - быль», о композиции художественного произведения;

продолжить формирование и развитие умений художественного анализа текста, определения темы и идеи художественного

произведения;

формировать конкретные художественные образы с помощью средств изобразительного искусства и литературного анализа

произведения;

развивать образное мышление учащихся через эмоциональное восприятие текста, через осмысление своего отношения к

герою;

формировать и развивать коммуникативные умения и навыки, развивать творческие способности школьников;

формировать в учащихся деятельное отношение к жизни: убеждение в том, что всё хорошее достигается большим трудом,

что ближним бывает необходима твоя помощь.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий

Используемые технологии: технология продуктивного чтения, технология развития критического мышления, ИКТ

Планируемые результаты:

Предметные: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных

жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев;

определение в произведении элементов сюжета, композиции;

Метапредметные: формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; находить необходимую информацию в тексте,

оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в

совместной деятельности

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

ХОД УРОКА:

Этапы урока

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Самоопределение к

деятельности.

Организационный

момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление

отсутствующих.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность

рабочих мест.

Личностные УУД

Самоопределение к

деятельности.

Коммуникативные УУД

Проявлять уважительное

отношение к партнерам,

внимание к личности

другого, адекватное

межличностное восприятие.

2. Мотивация к

деятельности.

Формулирование

темы, цели и задач

урока

-

Сегодня, ребята, мы попробуем представить себя в роли

исследователей. Любой человек способен открыть что-то

новое. Как вы думаете, что мы будем исследовать сегодня

на уроке?

(Рассказ, который мы прочитали дома)

-

Какие качества нужно проявить каждому, чтобы

показать себя как хорошего исследователя?

(активность,

внимательность,

умение

убедительно

говорить, доказывать, слушать мнение других)

Какое

же произведение

мы

исследуем?

(А.П.

Платонов, «Неизвестный цветок») (тема)

А.П. Платонов умел в обыкновенных буднях замечать

и

открывать

читателю

сказочные

картины

мира

природы. Сегодня нам предстоит открыть для себя мир

мудрой платоновской сказки

Что для этого нам нужно сделать?

( Ч и т ат ь ,

р а зм ы ш л я т ь ,

от в еч ат ь

н а

в о п р о с ы ,

анализировать) (учебные задачи)

-Какие

вопросы

возникли

у

вас

после

прочтения

рассказа А.П.Платонова? (план)

Слушают учителя,

воспринимают

информацию.

Рассказывают о своих

открытиях в окружающем

мире.

Отвечают на вопросы

учителя.

Формулируют цели урока.

Записывают тему урока в

тетрадь.

Совместно с учителем

составляют план

действий на уроке.

Личностные УУД

Мотивация к учебной

деятельности

Коммуникативные УУД

Слушать и слышать других.

Составлять устное

монологическое

высказывание на заданную

тему.

Регулятивные УУД

Самостоятельно

формулировать цели урока,

совместно с учителем

планировать деятельность

по достижению цели урока

3. Погружение в тему

урока.

Как вы думаете, в чем необычность жанра этого

произведения. Исследуйте жанр и найдите признаки двух

«несовместимых» жанров в этом произведении

( группы работают с текстом, пишут на листах, потом

дополняют друг друга)

- Исследуем название произведения. Обсудите в группе

и ответьте на вопросы: Почему рассказ называется

«Неизвестный цветок»? О чем говорит название

сказки-были? Можно ли изменить название? Если

можно, то как? Что при этом изменится?

Отвечают на вопросы

учителя, рассуждают.

Вспоминают определение

понятий «сказка»,

«быль», отмечают их

признаки.

Отвечают на вопросы

учителя, рассуждают.

Регулятивные УУД

Прогнозировать на основе

имеющейся информации

Коммуникативные УУД

Высказывать и

обосновывать свою точку

зрения.

Познавательные УУД

Извлекать информацию,

получать новую

информацию на основе

имеющейся

4. Первичное

осмысление текста,

выдвижение

смысловой версии

-

У

вас

на

столах

листочки,

на

которых

нужно

записать тему и смысл (о чем) произведение, обсудив в

группе

Рассуждают. Вспоминают

определение понятий

«тема», «смысл»

Личностные УУД

Формирование восприятия

текста как произведения

искусства.

Познавательные УУД

Пользоваться изучающим

видом чтения

5.Проверка версий на

полноту

«схватывания» текста

Группы

обмениваются

смысловыми

версиями

(листочками).

Анализируют,

критикуют

эти

ответы,

находя

неучтенные

элементы

текста

в

ответах:

-Эта версия не учитывает роль…

Высказывают свои

мнения о прочитанном.

Анализируют ответы

товарищей

Познавательные УУД

Представлять информацию

в разных формах

Коммуникативные УУД

Формулировать собственное

мнение, аргументировать

его.

Видеть элементы,

необходимые для понимания

прочитанного

6. Анализ текста

произведения

Физкультминутка

включить музыку:

цветок растет, тянется

к солнцу, улыбается

лучам солнца,

поднимает и опускает

листья, ловит ветер,

раскачивается.

Как вы думаете, кто из героев в рассказе главный, а кто

второстепенный? Почему?

1 группа. Прочитайте о жизни цветка на пустыре. Какую

цель ставит цветок перед собой? Как он идет к этой цели?

Найдите в тексте слова, подтверждающие ваш ответ.

2 группа. Прочитайте диалог цветка и девочки. Что можно

узнать из этого диалога о героях? Как понимают слово

«звать» цветок и Даша?

3 группа. Перечитайте конец рассказа. Какое настроение

вызывает у читателя

конец рассказа? Почему

грустно

Даше и читателю?

Самостоятельная работа.

С оч у в с т в и е ,

с о п е р е ж и в а н и е ,

с т р а д а н и е

и

сострадание – поясните значение этих слов. Как и кто

проявил эти качества в рассказе А.П. Платонова? (Даша

Записывают в тетрадь

ответ на вопрос.

1. Цветку на пустыре

было одиноко, жизнь его

была тяжелой, он страдал,

он отчаянно боролся за

жизнь.

2. Одиночество цветка и

сочувствие девочки.

Девочка имеет в виду

имя, цветок- что никому

он не нужен

3. Автор использует слова

с уменьшительно-

ласкательными

суффиксами, перечисляет

трудности, с которыми

пришлось столкнуться

Познавательные УУД

Самостоятельно вычитывать

все виды текстовой

информации.

Извлекать информацию,

представленную в разных

формах (сплошной текст;

иллюстрация).

Излагать содержание

прочитанного текста

подробно, сжато,

выборочно.

Осуществлять анализ и

синтез.

Устанавливать причинно-

следственные связи.

Коммуникативные УУД

Учитывать разные мнения и

познакомилась

с

цветком,

постаралась

понять

его,

проявила

деятельное

сострадание,

помнила

о

нем

в

разлуке,

стала

настоящим

другом.

Даша

совершила

открытие маленькой неизвестной

жизни, сделала шаг

навстречу

одинокой

душе,

сумела

разглядеть

то,

что

никто до нее не замечал).

цветку.

Знакомятся с разными

мнениями по вопросу,

обдумывают их,

выражают свое

согласие/несогласие с

мнением другого,

аргументируют.

Рассуждают, делятся

своими рассуждениями в

группах,

делают выводы: чтобы

понять смысл

произведения, надо

понять, что хотел сказать

автор.

стремиться к координации

различных позиций в

сотрудничестве.

Формулировать

собственное мнение и

позицию, аргументировать

её.

Оформлять свои мысли в

устной и письменной форме

с учётом речевой ситуации.

Высказывать и

обосновывать свою точку

зрения.

Слушать и слышать других,

пытаться принимать иную

точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку

зрения.

Личностные УУД

Формирование

эмоционально-оценочного

отношения к прочитанному.

Формирование восприятия

текста, как произведения

искусства

7. Итог урока

Познакомьтесь

с

высказываниями

известных

людей.

Подумайте, с какими эпизодами или частями сказки А.П.

Платонова их можно было бы соотнести. Почему?

-Какое высказывание можно вынести в тему урока?

Люди, у которых свое горе, умеют утешать других.

Марк Твен

Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий,

и не предотвратить их.

Альберт Швейцер

Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений.

Гораций

Знакомятся с афоризмами,

соотносят их с эпизодами

произведения, объясняют

свой выбор.

Познавательные УУД

Соотносить новую

информацию с уже

известной

Коммуникативные УУД

Формулировать собственное

мнение и позицию,

аргументировать её.

Оформлять свои мысли в

устной и письменной форме

с учётом речевой ситуации.

– В чём убеждает Платонов читателя данной сказки-

были? Какова идея сказки?

– Прочитайте записи, которые были сделаны сразу после

знакомства с произведением А. Платонова. Изменилось ли

твое мнение после разговора в классе? Почему?

- Что помогло вам уточнить понимание смысла?

-

Исследование

текста,

его

деталей:

жанра,

названия,

героев, позиции автора.

Определяют идею

произведения.

Обсуждают сделанные в

начале урока записи.

8. Рефлексия

–Ребята, вспомните, какую цель мы с вами ставили в

начале урока?

–Достигли ли мы цели?

–А какие действия вам помогли достигнуть цели?

Продолжите предложения:

- Сегодня мне было интересно…

- На уроке я научился…

- Мне было не трудно…

- Мне было сложно…

- Мне нужно поработать над…

Оценивание работы на уроке самим учеником и группой

(лист оценки)

Осуществляют оценку

урока и самооценку,

соотносят цель и

результаты, степень их

соответствия

Регулятивные УУД

оценивают свою работу

Личностные УУД

адекватно понимают

причины успехе/неуспеха в

учебной деятельности

9. Домашнее задание

(на выбор)

Напишите развернутый ответ на один из вопросов:

а) Какое открытие помог совершить тебе А.Платонов?

б) Что может сделать каждый из нас, чтобы вокруг стало

меньше страдающих, зовущих голосов?

Записывают домашнее

задание

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа №2 пгт Актюбинский»

Азнакаевского района РТ

Технологическая карта открытого урока в 6Б классе,

проведенного в рамках семинара региональной инновационной площадки.

Урок-исследование по сказке-были А. П. Платонова «Неизвестный цветок»

«Все живое хочет тепла, любви и заботы»

Хакимова Гузял Газизовна, учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

2017



В раздел образования