Напоминание

"Дидактические игры дошкольников"


Автор: Камалиева Гюзель Юнировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 33
Населённый пункт: город Салават, Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактические игры дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Статья «Дидактические игры дошкольников»

«Познавательное развитие» (экологическое воспитание)
Я невольно задаю себе вопрос, как часто мы, педагоги задумываемся над тем, насколько интересно нашим детям то, что мы предлагаем? Насколько уверен каждый из нас в том, что продукты наших педагогических изысканий соответствуют их познавательным потребностям? Убеждена, что именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. В жизни детей дошкольного возраста
игра
является ведущей деятельностью.
Игра
– это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Дидактические

игры
по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. Учитывая особенности возраста, я, как воспитатель широко использую дидактические игры, применяю во время занятий игровые приемы и упражнения, предлагаю детям несложные умственные задачи. Планируя занятия, включающие дидактические игры, учитывают не только программное содержание, но и игровые задачи и действия, правила игры. В противном случае происходит процесс разрушения дидактической игры как особого средства образовательной работы. В повседневной жизни игры часто возникают по инициативе детей. Дидактические игры являются эффективным средством и экологического воспитания. Процесс игровой деятельности, в которой дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет: - обеспечить возможность усвоения экологических представлений; - пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней; -формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; -предоставить возможности для проявления само стоятельно сти, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности. Игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой, вариативно, с учетом сформированных у детей этого возраста представлений: - о многообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; -о взаимосвязях и взаимозависимостях между объектами природы; - о культуре поведения в природе. Четкое разъяснение правил игры, выработка у детей навыка соблюдать их делают такую игру интересной и не сводят ее к упражнению. Интересно проходят разные дидактические игры и упражнения во время экскурсий, прогулок. Например, осенью я предлагаю провести с детьми такие игры: «Найди пять листьев с разных деревьев и назови их», «Собери самые
красивые листья», «Найди самый большой лист», «Найди дерево или куст по описанию». Введение элементов соревнования: «кто быстрее? », «кто больше? » - повышает интерес детей к этим играм. В подготовительной группе эти игры также проходят интересно, но педагог повышает требования к выполнению задания, оно должно быть более самостоятельным, быстрым, объяснения – более полными. Дети 7 лет уже не просто называют явление, а подробно раскрывают его причину, объясняют последовательность развития. Время, затрачиваемое ими на обдумывание решения и ответа, сокращается. Разнообразными могут быть словесно-дидактические игры: они могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий, оснащения. Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по разным признакам; внимание, быстроту реакции. В своей практике я использую самые различные игры. Например, «Закончи предложение» - говорю начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает корма, потому что… », «Птицы могут летать, потому что… », «Весной листья на деревьях растут, а осенью… », «Летом бывает дождь, а зимой… ». По моему мнению, наиболее интересными являются игры в загадки- описания – они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. Игры могут быть разными: «Что бывает желтое? », «Что бывает зимой? », «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое». Воспитатель может придумывать их сам на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях, которые дети наблюдали. Во всех случаях дидактические игры помогут закрепить знания дошкольников, научить их использовать в нужный момент. Опыт показывает, что дети в дошкольном возрасте без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Трудно переоценить вклад дидактической игры в развитие ребенка, в том числе и в формирование экологической культуры. Работая в детском саду, я даю возможность воспитанникам познавать мир природы через игру. В своей работе я использую методические разработки Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко, Д.В. Эльконина, Т.М. Бондаренко, С.Н. Николаева, Н.В. Коломиной.


В раздел образования