Автор: Камалиева Гюзель Юнировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ № 33 Населённый пункт: город Салават, Башкортостан Наименование материала: статья Тема: "Дидактические игры дошкольников" Раздел: дошкольное образование
«Познавательное развитие» (экологическое воспитание)
Я невольно задаю себе вопрос, как часто мы, педагоги задумываемся над
тем, насколько интересно нашим детям то, что мы предлагаем? Насколько
уверен каждый из нас в том, что продукты наших педагогических изысканий
соответствуют их познавательным потребностям? Убеждена, что именно в
дошкольном
возрасте
ребенок
приобретает
первоначальные
знания
об
окружающей
жизни,
у
него
начинают
формироваться
определенное
отношение
к
людям,
к
труду,
вырабатываются
навыки
и
привычки
правильного поведения, складывается характер.
В жизни детей дошкольного возраста игра
является
ведущей
деятельностью. Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребенок
находится
в
хорошем
расположении
духа,
активен
и
доброжелателен.
Дидактические
игры
по
праву
считаются
одним
из
эффективнейших
средств
обучения.
Учитывая
особенности
возраста,
я,
как
воспитатель
широко
использую
дидактические
игры,
применяю
во
время
занятий
игровые приемы и упражнения,
предлагаю детям несложные умственные
задачи.
Планируя занятия, включающие дидактические игры, учитывают не только
программное содержание, но и игровые задачи и действия, правила игры. В
противном случае происходит процесс разрушения дидактической игры как
особого средства образовательной работы. В повседневной жизни игры часто
возникают по инициативе детей.
Дидактические игры являются эффективным средством и экологического
воспитания.
Процесс
игровой
деятельности,
в
которой
дошкольники
ощущают повышенную потребность, позволяет:
- обеспечить возможность усвоения экологических представлений;
- пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней;
-формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной
деятельности;
-предоставить
возможности
для
проявления
само стоятельно сти,
инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать
правильные
решения;
контроля
и
оценки
результатов
собственной
экологически ориентированной деятельности.
Игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой, вариативно, с
учетом сформированных у детей этого возраста представлений:
- о многообразии природных объектов, о растениях и животных как живых
организмах;
-о взаимосвязях и взаимозависимостях между объектами природы;
- о культуре поведения в природе.
Четкое разъяснение правил игры, выработка у детей навыка соблюдать их
делают такую игру интересной и не сводят ее к упражнению.
Интересно проходят разные дидактические игры и упражнения во время
экскурсий, прогулок. Например, осенью я предлагаю провести с детьми такие
игры: «Найди пять листьев с разных деревьев и назови их», «Собери самые
красивые листья», «Найди самый большой лист», «Найди дерево или куст по
описанию».
Введение
элементов
соревнования:
«кто
быстрее?
»,
«кто
больше? » - повышает интерес детей к этим играм.
В подготовительной группе эти игры также проходят интересно, но
педагог повышает требования к выполнению задания, оно должно быть более
самостоятельным, быстрым, объяснения – более полными. Дети 7 лет уже не
просто называют явление, а подробно раскрывают его причину, объясняют
последовательность развития. Время, затрачиваемое ими на обдумывание
решения и ответа, сокращается.
Разнообразными могут быть словесно-дидактические игры: они могут
скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют
специальных условий, оснащения. Их лучше всего проводить со старшими
дошкольниками,
которые
уже
имеют
достаточно
широкий
круг
представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета.
Эти
игры
интенсивно
развивают
мышление:
гибкость
и
динамичность
представлений;
умение
использовать
имеющиеся
знания,
сравнивать
и
объединять предметы по разным признакам; внимание, быстроту реакции.
В своей практике я использую самые различные игры. Например,
«Закончи предложение» - говорю начало фразы, а дети должны придумать
конец: «Белка осенью запасает корма, потому что… », «Птицы могут летать,
потому что… », «Весной листья на деревьях растут, а осенью… », «Летом
бывает дождь, а зимой… ».
По моему мнению, наиболее интересными являются игры в загадки-
описания – они упражняют детей в умении выделять характерные признаки
предмета, называть их словами, воспитывают внимание.
Игры могут быть разными: «Что бывает желтое? », «Что бывает зимой?
», «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое». Воспитатель может
придумывать их сам на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях,
которые
дети
наблюдали.
Во
всех
случаях
дидактические
игры
помогут
закрепить знания дошкольников, научить их использовать в нужный момент.
Опыт показывает, что дети в дошкольном возрасте без особых усилий
усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в
доступной,
увлекательной
форме
и
если
учитывается
интерес
ребенка
к
природным
явлениям.
Трудно
переоценить
вклад
дидактической
игры
в
развитие ребенка, в том числе и в формирование экологической культуры.
Работая в детском саду, я даю возможность воспитанникам познавать мир
природы через игру. В своей работе я использую методические разработки
Н.А.
Коротковой,
Н.Я.
Михайленко,
Д.В.
Эльконина,
Т.М.
Бондаренко,
С.Н. Николаева, Н.В. Коломиной.