Автор: Любимцева Полина Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "НТГМК"
Населённый пункт: г. Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: Проектирование контрольно-оценочных средств для программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 22.02.05 "Обработка металлов давлением"
Раздел: среднее профессиональное
Проектирование контрольно-оценочных средств для программы
подготовки специалистов среднего звена по специальности 22.02.05
«Обработка металлов давлением»
Проектирование
контрольно-оценочных
средств
занимает
особое
важное
место в системе обучения студента.
Основная
особенность
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
среднего
профессионального
образования
–
ориентация
не
на
содержание,
а
на
результат
образования,
выраженный
через
компетентности
специалистов.
Оценивание
направлено
на
систематическое
установление
соответствия
между
заявленными
в
стандарте
компетенциями
и
достигнутыми
результатами обучения.
В соответствии с требованиями ФГОС СПО для аттестации обучающихся
создаются
контрольно-оценочные
средства
для
проведения
промежуточной
аттестации обучающихся в форме экзамена (квалификационного).
В
у с л о в и я х
м од е р н и з а ц и и
п р о ф е с с и о н а л ь н о го
о б р а з о в а н и я
конкурентоспособность
выпускника
учреждения
СПО
во
многом
зависит
от
глубины
овладения
профессией
и готовности
решать
самостоятельно
сложные
технологические задачи.
Особенность
ФГОСов
третьего
поколения
состоит
в том,
что
они
имеют
модульную
структуру,
основаны
на
компетенциях,
предусматривают
активное
участие
работодателей
в формировании
вариативной
части
о сновной
профессиональной
образовательной
программы
(в
дальнейшем
ОПОП),
которая
должна
учитывать
требования
регионального
рынка
труда.
Кроме
того
ФГОСы
представляют
свободу
ОУ
в отборе
содержания
образования
и выборе
образовательных технологий.
В
с о о т в е т с т в и и
с VIII
разделом
федеральных
го сударственных
образовательных
стандартов
(ФГОС)
начального
и среднего
профессионального
образования
«для
аттестации
обучающихся
на
соответствие
их
персональных
достижений
поэтапным
требованиям
соответствующей
ОПОП
(текущая
и промежуточная
аттестация)
создаются
фонды
оценочных
средств
(ФОС)
позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных
средств
для
промежуточной
аттестации
разрабатываются
и утверждаются
образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой)
аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после
предварительного положительного заключения работодателей».
Исходя
из
этого
оценка
качества
подготовки
обучающихся
и выпускников
осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Наибольшие
сложности
на
этапе
внедрения
ФГОС
связаны
с разработкой
контрольно-оценочных
средств,
которые
призваны
определить
готовность
обучающегося к выполнению определенного вида деятельности.
Оценка
освоения
модуля
предполагает
демонстрацию
или
подтверждение
того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные по
каждому
конкретному
модулю,
и могут
осуществлять
все
требуемые
действия
в рамках данной компетенции.
Исходя из того, что оценка качества подготовки обучающихся осуществляется
в двух
направлениях,
фонд
оценочных
средств
подразделяется
на
контрольно-
измерительные материалы (КИМ) для оценивания знаний, умений и контрольно-
оценочные средства (КОС) для оценивания степени освоения компетенций.
Таблица 1
Фонды оценочных средств
Характеристики
КИМ
КОС
Объект измерения
Знания, умения
Компетенции
Форма оценивания
Зачет,
дифференцированный
зачет, экзамен
(пятибалльная система)
Освоение/неосвоение
компетенции
Вид контроля по этапам
обучения
Входной, текущий,
рубежный,
Аттестация по
профессиональному
промежуточная
аттестация по учебной
дисциплине (УД),
междисциплинарному
курсу (МДК)
модулю. Экзамен
квалификационный
Процесс
создания
КИМ,
оценивания
знаний
и умений
у обучающихся,
отработан при реализации образовательных стандартов предыдущего поколения.
Для оценивания уровня освоения профессиональных и общих компетенций
образовательное
учреждение
самостоятельно
занимается
разработкой
компетентностно-ориентированных заданий и критериев по их оцениванию.
К
разработке
контрольно-оценочных
средств
предъявляются
следующие
требования:
разработка и оформление КОС производится по макету;
перечень показателей КОС должен быть составлен с учетом указанных
в программе знаний, умений и практического опыта обучающегося;
задания
должны
носить
компетентностно-ориентированный
характер
и оценивать как профессиональные так и общие компетенции;
необходимо
обратить
повышенное
внимание
на
корректность
формулировки показателей.
Разработку комплекта контрольно-оценочных средств необходимо начинать
с а н а л и за
п о ка зат е л е й
о ц е н к и
о с во е н и я
с о от ве т с т ву ю щ и х
о б щ и х
и профессиональных
компетенций
по
каждому
виду
профессиональной
деятельности. Перечень показателей составляется с учетом указанных в содержании
ОПОП
умений
и знаний,
соответствующих
данному
виду
профессиональной
деятельности.
Особенно стью
разработки
контрольно-оценочных
средств
д л я
профессионального
модуля
является
необходимость
их
внешней
экспертизы.
В качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели. Система
оценки
результатов
профессионального
обучения
является
неотъемлемым
компонентом
основных
профессиональных
образовательных
программ
среднего
профессионального образования, от которого зависит эффективность их реализации
и к ач е с т в о
п о д г о т о в к и
к в а л и ф и ц и р о в а н н ы х
к а д р о в
в учреждениях
профессионального образования.
При разработке контрольно-оценочных средств для проведения экзамена
(квалификационного), необходимо руководствоваться пошаговым алгоритмом.
Основными этапами разработки контрольно-оценочных средств являются:
1.
Выбор
предмета
оценивания:
предмет
оценивания
для
удобства
процедуры
оценивания
должен
декомпозироваться
до
компетенций.
Целесообразно
разрабатывать
комплексные
задания,
проверяющие
группу
компетенций (профессиональных и общих), поэтому компетенции необходимо
сгруппировать на основе анализа существующих между ними связей.
2.
Выбор объекта оценивания: на данном этапе необходимо определить
объект оценивания для каждой группы компетенций, сформированных на первом
шаге. Объектами могут выступать продукт деятельности, процесс деятельности,
продукт
и
процесс
одновременно.
Выбор
процесса
деятельности
в
качестве
объекта
дает
возможность
оценить
правильность
применения
инструментов,
оборудования, соблюдение правил техники безопасности, соблюдение временных
факторов. Выбор продукта деятельности в качестве объекта дает возможность
провести
оценивание,
если
сложно
обеспечить
процедуру
наблюдения
за
процессом. В этом случае при необходимости оценка продукта деятельности
может быть дополнена обоснованием.
3.
Определение длительности выполнения, места выполнения задания,
необходимого оборудования, материалов и т.п.: на этом этапе
на основании
выбранных
объектов
оценивания
требуется
определить,
какие
условия
проведения
оценочной
процедуры
–
необходимое
количество
времени,
оптимальное место проведения, необходимые материалы и оборудование - могут
обеспечить достоверность полученных в ходе проверки результатов. От ответа на
поставленные на этом этапе вопросы зависит выбор форм и методов оценивания.
4.
Выбор формы оценивания: необходимо сделать выбор оптимальной
формы проведения квалификационных испытаний.
4.1
Выполнение
комплексного
практического
задания
–
для
оценки
готовности
к
выполнению
вида
профессиональной
деятельности.
Форма
оценивания:
сопоставление
продемонстрированных
параметров
деятельности
и/или
характеристик
продукта
деятельности
с
заданными
эталонами
и
стандартами по критериям.
4.2
Защита курсовой работы (проекта). Форма оценивания: сопоставление
продукта (проекта) с эталоном осуществляется
экспертами экзаменаторами до
процедуры
защиты,
и
оценка
продемонстрированных
на
защите
умений
посредством экспертных оценок членов аттестационной комиссии.
4.3
Защита
портфолио.
В
этом
случае
экзамен
(квалификационный)
может
проводиться
поэтапно,
с
использованием
накопительной
системы.
Отдельные
этапы
экзамена
могут
проводиться
дистанционно,
бе з
непосредственного присутствия экспертов, но с представлением в материалах
портфолио
полученных
результатов,
выполненного
процесса
на
электронных
носителях. Форма оценивания: сопоставление установленных квалификационных
требований
с
набором
документированных
свидетельских
показаний,
содержащихся в портфолио.
4.4
Защита
производственной
практики.
Отдельные
компетенции
в
составе вида профессиональной деятельности, трудоемкость выполнения которых
существенно
превышает
ограниченное
время
экзамена
(квалификационного),
могут быть оценены во время зачета по практике по профилю специальности при
условии
присутствия
представителя
работодателя
и
надлежащего
документального оформления полученных результатов. В этом случае на экзамен
(квалификационный)
представляются
соответствующие
зачетные
ведомости
с
подписями
работодателей.
Оценка
производится
путем
разбора
данных
аттестационного листа с указанием видов работ, выполненных во время практики,
их объема, качества выполнения в соответствии с технологией и требованиями
организации, в которой проходила практика.
4.5
Смешанная форма (в том числе многоэтапная).
5.
Выбор метода оценивания логически вытекает из всех предыдущих
шагов. Допускается выбор нескольких методов, их комбинирование. Основное
условие
–
непротиворечивость
выбранным
объектам,
условиям
и
формам
оценивания.
6.
Определение
показателей
оценки:
показатель
представляет
собой
свидетельство
наличия
квалификации,
он
может
быть
представлен
как
формализованное
описание
оцениваемых
основных
параметров
процесса
или
продукта
деятельности.
Формулировка
показателей
осуществляется
с
учетом
принципов диагностируемости и малых чисел.
7.
Определение критериев оценки: критерии позволяют дать дуальную
оценку этому качеству по принципу однозначного ответа «да-нет», «выполнено -
не выполнено». Формулировка критериев осуществляется с учетом принципов
диагностируемости и малых чисел.
8.
Формирование типового задания: на основании проделанных этапов
необходимо сделать вывод о количестве и общем характере заданий, которые
должен выполнить испытуемый, чтобы констатировать наличие квалификации,
сформулировать типовые задания и построить программу процедуры оценивания.
Типовое задание содержит общее для вариантов заданий содержание.
Профессиональный модуль ПМ.03 «Подготовка и ведение технологического
процесса обработки металлов давлением», входящий в состав ФГОС СПО ППССЗ
по специальности 22.02.05 «Обработка металлов давлением» предназначен для
формирования у студентов следующих профессиональных и общих компетенций:
ПК 3.1. Проверять правильность назначения технологического режима
обработки металлов давлением.
ПК 3.2. Осуществлять технологические процессы в плановом и аварийном
режимах.
ПК 3.3. Выбирать виды термической обработки для улучшения свойств и
качества выпускаемой продукции.
ПК 3.4. Рассчитывать показатели и коэффициенты деформации обработки
металлов давлением.
ПК 3.5. Рассчитывать калибровку рабочего инструмента и формоизменение
выпускаемой продукции.
ПК 3.6. Производить смену сортамента выпускаемой продукции.
ПК 3.7. Осуществлять технологический процесс в плановом режиме, в том
числе используя программное обеспечение, компьютерные и
телекоммуникационные средства.
ПК 3.8. Оформлять техническую документацию технологического процесса.
ПК 3.9. Применять типовые методики расчета параметров обработки металлов
давлением.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение,
эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать
и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности.
Значительный объём компетенций, освоение которых необходимо проверить
на экзамене (квалификационном), предполагает проведение экзамена в смешанной
форме. Обязательным этапом экзамена (квалификационного) должна стать
процедура представления портфолио результатов, что позволит объективно оценить
уровень сформированности большинства компетенций у студента.
Но, так как экзамен (квалификационный) призван непосредственно определять
уровень готовности студента к выполнению определенного вида деятельности, то
необходимо разработать комплексное практическое задание, при выполнении
которого студент смог бы продемонстрировать членам аттестационной комиссии
уровень сформированности компетенций.
Практическое задание должно проводиться на современном оборудования,
предназначенном для обработки металлов давлением. В условиях ГАПОУ СО
«НТГМК» действует современная лаборатория штамповки и прессования,
позволяющая студентам самостоятельно производить детали из заготовок.
Объектом
оценивания
на
экзамене
(квалификационном)
выступает
профессиональная
квалификация
обучающихся,
допущенных
к
экзамену
(квалификационному) или ее часть (совокупность профессиональных компетенций).
Предметом оценивания является соответствие освоенных профессиональных
компетенций студентов требованиям ФГОС (для ОПОП СПО), иным установленным
ква лификационным
т ребованиям
(для
программ
д о п о л н и т е л ь н о го
профессионального образования и профессионального обучения).
Срок проведения экзамена (квалификационного): 8 семестр.
Форма проведения экзамена: смешанная форма.
Экзамен
(квалификационный)
включает
в
себя
два
этапа:
выполнение
комплексного практического задания и защиту портфолио (практическая часть).
К экзамену допускаются студенты, успешно освоившие междисциплинарные
курсы,
учебную
практику
за
период
изучения
ПМ,
успешно
прошедшие
промежуточную
аттестацию
по
междисциплинарным
курсам,
учебной
практике,
входящим в ПМ, в соответствии с учебным планом специальности.
Порядок проведения экзамена (квалификационного):
Экзамен
проводится
на
площадке
НТГМК.
В
состав
экзаменационной
комиссии входят преподаватели междисциплинарных курсов, входящих в состав
модуля, руководитель производственной практики и представитель работодателя. На
выполнение
комплексного
практического
задания
каждому
студенту
предоставляется до 15 минут, на представление и защиту портфолио документов
каждому студенту предоставляется до 5 минут.
Комплект материалов для оценки сформированности общих и
профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности
профессионального модуля ПМ03«Подготовка и ведение технологического процесса
обработки металлов давлением»:
Контрольно-оценочные средства предназначены для проверки результатов
освоения профессионального модуля ПМ 03«Подготовка и ведение
технологического процесса обработки металлов давлением».
Технология оценивания:
1)
Выполнение комплексного практического задания:
Пошаговая инструкция к выполнению задания:
Определите материал предложенной Вам заготовки (сталь, медь или
алюминий), а также установите величину временного сопротивления материала
заготовки, используя справочную литературу;
Найдите составные детали штампа, соберите его и верно установите
заготовку согласно схеме, представленной на рисунке 1;
Рисунок 1 – Схема сборки штампа
Выполните следующие действия:
- установите собранный штамп в пресс,
- включите пресс,
- запустите сопровождающую программу и произведите гибку детали,
- извлеките штамп из пресса,
- извлеките деталь из штампа;
По формуле определите усилие штамповки и сравните его с
экспериментальным (по графику на компьютере);
С помощью транспортира измерьте угол гнутой детали и по формуле
определите угол распружинивания.
Таблица 2
Технология оценивания комплексного практического задания
Предмет(ы)
оценивания
Объект(ы)
оценивания
Показатели оценки
Критерии
оценки
ПК 3.1. Проверять правильность
назначения технологического
режима обработки
металлов давлением
Определяет
материал заготовки
и устанавливает
для него величину
временного
сопротивления
Верно определил
материал и установил
величину временного
сопротивления
1
Неверно определил
материал и/или
установил величину
временного
сопротивления
0
ПК 3.2 Осуществлять
технологические процессы
в плановом и аварийном
режимах
ОК 2 Организовывать
собственную деятельность,
выбирать типовые методы и
способы выполнения
профессиональных задач,
оценивать их эффективность и
качество.
Собирает штамп и
устанавливает в
него заготовку
согласно схеме
Верно
1
Неверно
0
Производит
процесс гибки
детали согласно
инструкции
Да
1
Нет
0
ПК 3.9 Применять типовые
методики расчета
параметров обработки
металлов давлением.
Рассчитывает
усилие штамповки
Верно
1
Неверно
0
ПК 3.5 Рассчитывать калибровку
рабочего инструмента и
формоизменение выпускаемой
продукции
Измеряет угол
гнутой детали и
определяет угол
распружинивания
Верно
1
Неверно
0
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания Лаборатория штамповки и прессования
2. Максимальное время выполнения задания: 15 минут
3. Вы можете воспользоваться: справочник металлов
2)
Сопоставление установленных квалификационных требований с
набором документированных свидетельских показаний, содержащихся в портфолио.
Требования к структуре и оформлению портфолио:
Каждый учащийся оформляет портфолио, в котором отображаются результаты
изучения профессионального модуля, а также учитываются личные достижения
учащегося. Без наличия портфолио обучающийся на экзамен (квалификационный)
не допускается.
Структура портфолио:
1.
Титульный лист;
2.
Содержание;
3.
Свидетельство об освоении модуля;
4.
Документы, подтверждающие успешное прохождение учебной практики
(аттестационный лист);
5.
Документы, подтверждающие достижения студентов (участие в
конкурсах, олимпиадах, конференциях, тематика которых соответствует содержанию
ПМ);
6.
К портфолио в обязательном порядке прикладываются отчеты по
лабораторно-практическим работам по каждому МДК, входящему в состав ПМ,
курсовой проект.
Требования к презентации и защите портфолио:
Учащийся выполняет презентацию, отображающую содержание портфолио.
Презентация представляется членам экзаменационной комиссии и сопровождается
докладом.
Таблица 3
Технология оценивания портфолио
Коды и наименования
проверяемых
компетенций
Показатели оценки
Критерии оценки
1
2
3
ПК 3.1.
ПК 3.2
ПК 3.3
Положительные итоги
промежуточной аттестации по
всем МДК, входящим в ПМ
За каждый МДК
начисляются баллы,
соответствующие
полученной оценке.
ПК 3.4
ПК 3.5
ПК 3.6
ПК 3.7
ПК 3.8
ПК 3.9
За курсовой проект
начисляются баллы,
соответствующие оценке.
За производственную
практику начисляются
баллы, соответствующие
оценке, полученной за
экзамен на производстве.
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 7
ОК 9
Положительные итоги
прохождения учебной практики,
подтвержденные
аттестационным листом
За наличие зачета по учебной
практике начисляется балл,
соответствующий оценке,
полученной на
дифференцированном зачете.
Оценка презентации и защиты портфолио
ОК 4
ОК 5
ОК 6
Оформление портфолио и
презентации в соответствии с
программой квалификационного
экзамена, защита портфолио
Защита портфолио,
оформленного по
требованиям, указанным в
программе
квалификационного
экзамена, но не
сопровождающегося
презентацией – 1 балл;
защита портфолио,
оформленного по
требованиям, указанным в
программе
квалификационного экзамена
и сопровождающегося
презентацией – 2 балла.
ОК 8
Участие и занятые призовые
места в конкурсах, олимпиадах,
конференциях, тематика которых
соответствует содержанию ПМ,
подтвержденные грамотами,
дипломами, протоколами и т.д.
Участие в конкурсах,
олимпиадах, конференциях –
дополнительный 1 балл;
призовые места и
номинациив конкурсах,
олимпиадах, конференциях
на уровне ГЗО и области –
дополнительных 1,5 балла;
призовые места и
номинациив конкурсах,
олимпиадах, конференциях
на федеральном и
международном уровне –
дополнительных 2 балла
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследования поставленной цели был проведен анализ понятия и
структуры
контрольно-оценочных
средств,
дана
их
подробная
характеристика.
Представлена
краткая
характеристика
ППССЗ
по
специальности
22.02.05
«Обработка
металлов
давлением»,
рассмотрены
ее
особенности.
На
основании
анализа ППССЗ, а также с учетом изученных этапов проектирования контрольно-
оценочных средств, мною были разработаны контрольно-оценочные средства для
экзамена (квалификационного) для ПМ.03 «Подготовка и ведение технологического
процесса обработки металлов давлением».