Напоминание

Использование интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания


Автор: Солодова Ольга Рашидовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №9 г.Йошкар-Олы"
Населённый пункт: г.Йошкар-Ола, республика Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: Использование интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания
Раздел: среднее образование





Назад




Использование интерактивных методов обучения на уроках

истории и обществознания

Одно

из

требований

к

условиям

реализации

основных

образовательных

программ основного общего образования на основе Федеральных государственных

образовательных

стандартов

является

использование

системно-деятельностного

подхода

к

обучению.

Поэтому

главные

методические

инновации

в

обучении

связаны

сегодня

с

применением

интерактивных

методов

обучения.

Слово

«интерактив»

пришло

к

нам

из

английского

от

слова

«interact».

«Inter»

«взаимный», «act» – действовать. Интерактивный метод означает взаимодействие,

нахождение

в

режиме

беседы,

диалога.

Значит,

интерактивные

методы

ориентированы на широкое взаимодействие ученика не только с учителем, но и

друг

с

другом

в

процессе

обучения.

Эти

методы

наиболее

соответствуют

личностно-ориентированному подходу в обучении.

Суть

интерактивного

обучения

состоит

в

том,

что

учебный

процесс

организован так, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в

процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу

того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе

познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый

индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Причем, происходит это в хорошей атмосфере доброжелательности и взаимной

поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму

познавательную деятельность.

Требования, предъявляемые к интерактивным методам:

Активность обучающихся: физическая, социальная, познавательная

Инициатива (как преподавателя, так и обучающихся)

Обратная связь

Решение проблем

Командообразование.

Ключевыми моментами в этих методах являются:

Эффективное взаимодействие (интеракция)

Обмен информацией (коммуникация)

Визуализация

Мотивация

Мониторинг

Рефлексия

Анализ деятельности и оценка ее результатов.

Какие же существуют интерактивные методы обучения? Существует

огромное количество методов и приемов, каждый из них в той или иной степени

может быть назван интерактивным. И многие приемы я как учитель истории и

обществознания использую в своей работе.

Всем известная Технология развития критического мышления используется в

качестве

интерактивного

метода.

Цель

данной

технологии

развитие

мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Каковы же основные приемы ТРКМ? Это могут быть приемы по развитию

навыков составления вопросов. Применение «Толстых» и «Тонких» вопросов. Эти

вопросы могут создаваться в группах. Участники групп

задают вопросы друг

другу. Здесь также могут работать эксперты, которые будут оценивать вопросы.

Следующий прием – работа с интеллект-картой. Данный прием я активно

использую, т.к. он позволяет анализировать информацию и систематизировать ее,

позволяет представить информацию в схематическом виде. Это мини-проект, он

может быть индивидуальный, парный, групповой. Здесь интересен сам процесс

творчества!

Ребята

всегда

охотно

демонстрируют

то,

что

у

них

получилось.

Аналогичным образом можно работать на уроках с кластерами. Очень хорошо

применять заранее подготовленные картинки, сюжеты и наклеивать их на большие

листы. Хорошо этот метод работает у ребят 5-7 классов. Здесь и наглядность, и

творчество, все это дает прекрасный результат по усвоению материала.

Еще один прием – «Фишбоун». Это тоже наглядная схема, составленная по

какой-то заданной проблеме. Например, есть некоторые причины явления, которые

подтверждаются

фактами.

Этот

прием

может

быть

использован

в

любой

предметной

области.

Здесь появится

интерактивность,

если это

задание

будут

выполнять 2 ребенка или группа. Все эти приемы хороши тем, что результат их

может

быть

представлен,

т.е.

ребята

нарабатывают

опыт

представления,

выступления.

Прием «Плюс – Минус – Интересно». Этот прием можно применять на этапе

рефлексии. А можно использовать в те моменты урока, когда ученики выступают с

сообщениями на уроках, которые они подготовили дома. Что происходит обычно

во время выступления докладчика? Из всей массы учеников класса сообщение

слушают внимательно несколько человек. Чтобы активизировать детей, можно

дать им задание. Во время слушания доклада ученики делают записи, пометки: что

было хорошо, интересно, что было плохо, не очень внятно и понятно. Можно эти

положения дополнить такими высказываниями, как: «Я бы хотел посоветовать

докладчику…»

«Наиболее

интересным

было…».

Мы

учим

детей

говорить,

высказывать свои мысли. Кстати это умение очень важно в связи с введением

устной части экзамена по русскому языку. Ведь формирование навыка составления

рассказа по фотографии, иллюстрации

это задача не

только учителя русского

языка, но учителей других дисциплин. Это умение необходимо развивать, т.к. дети

говорят не достаточно хорошо, и это проблема многих современных детей.

Еще один прием - «Концептуальные таблицы». Это то, что мы с вами всю

жизнь делали на уроке истории. Например, таблица «Северное и Южное общество

декабристов». Интерактивность можно придать работой в группах, парах.

Всем

знакомый

прием

«Инсерт».

Это

интерактивная

разметка

в

тексте.

Интерактивность достигается, когда ребята объединяются в группы и объясняют

друг другу какие-то моменты, понятные одному, но не понятые другому.

Прием

«Перепутанные

цепочки».

Учитель

предалагает

группе

какой-либо

текст,

разрезанный

на

фрагменты,

его

нужно

восстановить

в

правильной

последовательности. Или из набора предложений по теме нужно найти только

верные

предложения.

Этот

прием

можно

использовать

не

только

на

уроках

истории, но на любом учебном предмете.

Кейс-технология

активно

используется

мной

на

уроках.

Она

также

предполагает

взаимодействие

при

обсуждении

предложенных

учителем

кейсов

(ситуаций).

Вот далеко не весь перечень интерактивных методов, известных и

используемых в практике. Все они имеют общую основу: это совместная

деятельность учащихся по освоению учебного материала, по решению общих, но

значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами

деятельности. Интерактивные методы позволяют создавать учебную среду, в

которой теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность

ученикам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление,

связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать

индивидуальные возможности, формирования у учеников положительной

мотивации к обучению.

Таким образом, можно сделать вывод: Уроки, проведённые в интерактивном

режиме,

позволяют

включить

всех

учащихся

в

активную

работу,

обеспечить

каждому учащемуся посильное участие в решении проблем, в результате слабые

обретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные ощущают пользу,

помогая товарищам понять материал. В процессе работы в интерактиве у учащихся

формируются

коммуникативные

навыки,

способность

к

сотрудничеству

и

взаимодействию, развивается критическое мышление, что является необходимым

для их будущей профессиональной деятельности.



В раздел образования