Автор: Арешева Анжелика Игоревна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФКПОУ "Сиверский техникум-интернат бухгалтеров" Минтруда и соцзащиты РФ
Населённый пункт: п. Сиверский, Ленинградская обл.
Наименование материала: Педагогическая и профессиональная реабилитация инвалидов и лиц с ОВЗ
Тема: Педагогическая и профессиональная реабилитация инвалидов и лиц с ОВЗ
Раздел: среднее профессиональное
Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
Сиверский техникум-интернат – бухгалтеров
Министерства труда и социальной защиты России
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ
И ЛИЦ С ОВЗ
п. Сиверский 2018г.
Право на образование - одно из фундаментальных прав любого человека. Для
инвалидов
и
лиц,
имеющих
ограниченные
возможности
здоровья
(ОВЗ),
образование
жизненно важно, поскольку способствует развитию личности, повышению ее социального
статуса и защищенности. Вопрос обеспечения прав лиц с ОВЗ на реабилитацию средствами
образования является важной составляющей государственной политики нашей страны. В
соответствии с Федеральным Законом от 25.12.2015г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"
инвалиды
и
лица
с
ОВЗ
имеют
равную
доступную
возможность
получить
профессиональное
образование
по
программе
подготовки
специалистов
среднего
звена
(ППСЗ).
Получение
профессионального
образования
инвалидами
и
лицами
с
ОВЗ
способствующих
социальной
защищенности,
повышению
их
социального
статуса,
становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и
трудовой деятельности.
Федеральное
казенное
профессиональное
образовательное
учреждение
"Сиверский
техникум-интернат бухгалтеров" Министерство труда и социальной защиты России (ФКПОУ
"СТИБ")
осуществляет
образовательно-реабилитационную
деятельность
на
основе
системного, комплексного подхода, включающего комплексную реабилитацию инвалидов и
лиц
с
ОВЗ:
педагогическую(
профессиональную),
медицинскую,
социальную
и
психологическую.
Педагогическая реабилитация – основа образовательного процесса для инвалидов и лиц с
ОВЗ.
Профессиональное обучение и профессиональное образование инвалидов и обучающихся с
ОВЗ осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных для обучения
указанных обучающихся.
Вариативная часть учебного плана (400 часов) распределена на учебные дисциплины и
профессиональные модули, включая МДК, нацелена на адаптацию инвалидов в общество,
развитие
общих
компетенций
(ОК)
и
увеличение
учебного
времени
на
формирование
профессиональной компетенции (ПК) по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский
учет» (по отраслям) (базовый уровень).
Это следующие дисциплины и модули:
- Русский язык и культура речи;
- Социальная психология;
Направлены, на формирование общих компетенций
- Бизнес планирование;
- Организация и технология отрасли;
- Основы банковского дела;
- ПМ.04 – МДК 04.02.01 (Программа 1-С Бухгалтерия Версия 8.2).
Адаптированные программы разработаны совместно с потенциальными работодателями баз
производственной (ПДП) практики Гатчинского района и др. районов Ленинградской области
в
соответствии
с
требованиями
рынка
труда
(с
торговыми
организациями),
учитывая
особенности обучаемого контингента (инвалиды и лица с ОВЗ):
- обучение на дому, последствия анестезии при многоразовых хирургических операциях,
длительные перерыв в обучении, санаторно – курортное лечение.
Педагогическая
реабилитация
формирует
основные
педагогические
методы,
цели,
задачи
подготовки специалистов среднего звена.
В соответствии с этим разработаны и используются методы и формы обучения инвалидов и
лиц с ОВЗ.
Основными из них являются:
- лекция с проблемным изложением материала (участие обучающихся в решении
поставленных задач) межпредметные внутрипредметные связи.
- работа малыми группами;
- педагогика сотрудничества (студенты вступают в соавторство с преподавателем);
- дни самоуправления;
- уроки – конкурсы, КВН;
- семинарские занятия;
- практические занятия;
- круглый стол;
- игровые формы и др.
Реализация современных форм и методов обучения инвалидов и лиц с ОВЗ основана на
использовании педагогических технологий, учитывающих:
- лично – ориентированный подход к каждому обучающему (учет его особенностей как
личности);
- практико – ориентированный подход (учет требований работодателя и конъюнктура рынка
труда) (Раздел: посреднической организации);
-
дифференцированный
подход
в
обучении
(усвоении
учебного
материала
не
ниже
Госстандарта,
организация
самостоятельной
работы
обучающихся
на
различных
уровнях,
опережающее обучение способным студентам);
- индивидуализация процесса обучения:
а) сочетание коллективных и индивидуальных форм организации обучения;
б) знание и использование сильных и слабых сторон каждого студента;
в) каждый студент должен работать в силу своих возможностей;
г) повышение «удельного веса» самостоятельной работы студентов на каждом уроке;
д) обеспечение минимума усвоения основных вопросов темы, занятия со всеми студентами
группы;
е) повышение уровня «слабых» студентов до уровня «средних»,
а «средних» до уровня
«сильных»;
ж) развитие способностей и возможностей сильных студентов.
Для формирования и усвоения общих и профессиональных компетенции, подготовки
конкурентоспособного специалиста в учебном процессе используем:
- рабочие тетради;
- опорные конспекты различного шрифта;
- распечатки лекций по основным темам и разделам;
- разно уровневые задания по выполнению ЛПЗ ;
- вывод информации на экран;
- демонстрация учебных фильмов;
- электронные учебники, пособия по спец. дисциплинам (лекции, практические задания);
- мультимедийные презентации;
- проведение дополнительных занятий, консультации;
- создание ФОСов (способы оценки и контроля знаний: входной текущий, промежуточный,
итоговый контроль);
- методические пособия, указания для самостоятельных работ.
Из вышеизложенного следует, что в СТИБе в учебно – образовательном процессе
используются современные педагогические технологии:
- педагогика сотрудничества (консультанты из числа студентов, поощрительные баллы за
работу на дополнительных занятиях, консультациях);
- личностно – ориентированные технологии;
- практико – ориентированные технологии;
- игровые технологии;
- проблемное обучение;
- интерактивные технологии (работа малыми группами, дебаты, дискуссии, круглые столы,
защита ЛПЗ, курсовых рабо)т;
- информационно – коммуникативные технологии;
- здоровье сберегающие технологии (физкульт минутки, проветривание классных аудиторий,
выход из класса, сменная обувь, зона отдыха – зеленый уголок). Проведение дня здоровья,
медобслуживание.
- проектное обучение – творческая самостоятельная работа студентов, включающая элементы
исследовательской работы.
Формы проектного обучения в техникуме:
1.
Выполнение
курсовой
работы
по
бухгалтерскому
учету.
Темы
курсовых
работ
определяет преподаватель с учетом индивидуальных особенностей и способностей
студента,
программы
профессиональных
модулей
ПМ
01,
02,
03,
04.
Студенту
оказывается помощь в составлении содержания (плана) курсовой работы, контроль за
ходом
выполнения.
Оценка
курсовой
работы
осуществляется
в
форме
защиты
представленного
доклада
и
презентации,
на
которой
присутствует
студенты,
преподаватели специальных дисциплин.
2.
Элементом
проектного
обучения
является
написание
и
защита
отчета
по
преддипломной
практике
(ПДП).
Отчет
по
ПДП
выполняется
на
материале
хозяйствующего субъекта, в котором студент проходит практику.
3.
Главным элементом проектного обучения, итогом Государственной аттестации является
написание и защита дипломной работы в форме выпускной квалификационной работы
(ВКР). ВКР выполняется на материале организации, предприятия, в котором выпускник
проходил преддипломную практику.
Комплексная реабилитация инвалидов и лиц с ОВЗ, проводимая в нашем образовательном
учреждении, позволяет подготовить мобильного, конкурентоспособного специалиста среднего
звена,
развивать
его
духовные,
нравственные
качества,
основанные
на
формировании
потребности
в
ЗОЖ,
активной
жизненной
позиции,
культуры
общения
и
толерантности,
с п о с о б н о й
у с п е ш н о
а д а п т и р о в а т ь с я
в
о б щ е с т в о .
Примеры этому: продолжение обучения в ВУЗах г. Гатчина, г. Санкт – Петербург, г. Москва ;
ежегодные встречи с выпускниками техникума, трудоустройство выпускников ( 65%).
АВТОР:
Арешева Анжелика Игоревна
Преподаватель первой категории, председатель ЦК
ФКПОУ "Сиверский техникум-интернат бухгалтеров"
aresheva70@mail.
ru
188330 Ленинградская область ,Гатчинский район, п. Сиверский, ул. 123 Дивизии,
д.1, кв.92
8-960-230-14-23