Напоминание

Педагогическая и профессиональная реабилитация инвалидов и лиц с ОВЗ


Автор: Арешева Анжелика Игоревна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФКПОУ "Сиверский техникум-интернат бухгалтеров" Минтруда и соцзащиты РФ
Населённый пункт: п. Сиверский, Ленинградская обл.
Наименование материала: Педагогическая и профессиональная реабилитация инвалидов и лиц с ОВЗ
Тема: Педагогическая и профессиональная реабилитация инвалидов и лиц с ОВЗ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

Сиверский техникум-интернат – бухгалтеров

Министерства труда и социальной защиты России

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ

И ЛИЦ С ОВЗ

п. Сиверский 2018г.

Право на образование - одно из фундаментальных прав любого человека. Для

инвалидов

и

лиц,

имеющих

ограниченные

возможности

здоровья

(ОВЗ),

образование

жизненно важно, поскольку способствует развитию личности, повышению ее социального

статуса и защищенности. Вопрос обеспечения прав лиц с ОВЗ на реабилитацию средствами

образования является важной составляющей государственной политики нашей страны. В

соответствии с Федеральным Законом от 25.12.2015г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской

Федерации"

инвалиды

и

лица

с

ОВЗ

имеют

равную

доступную

возможность

получить

профессиональное

образование

по

программе

подготовки

специалистов

среднего

звена

(ППСЗ).

Получение

профессионального

образования

инвалидами

и

лицами

с

ОВЗ

способствующих

социальной

защищенности,

повышению

их

социального

статуса,

становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и

трудовой деятельности.

Федеральное

казенное

профессиональное

образовательное

учреждение

"Сиверский

техникум-интернат бухгалтеров" Министерство труда и социальной защиты России (ФКПОУ

"СТИБ")

осуществляет

образовательно-реабилитационную

деятельность

на

основе

системного, комплексного подхода, включающего комплексную реабилитацию инвалидов и

лиц

с

ОВЗ:

педагогическую(

профессиональную),

медицинскую,

социальную

и

психологическую.

Педагогическая реабилитация – основа образовательного процесса для инвалидов и лиц с

ОВЗ.

Профессиональное обучение и профессиональное образование инвалидов и обучающихся с

ОВЗ осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных для обучения

указанных обучающихся.

Вариативная часть учебного плана (400 часов) распределена на учебные дисциплины и

профессиональные модули, включая МДК, нацелена на адаптацию инвалидов в общество,

развитие

общих

компетенций

(ОК)

и

увеличение

учебного

времени

на

формирование

профессиональной компетенции (ПК) по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский

учет» (по отраслям) (базовый уровень).

Это следующие дисциплины и модули:

- Русский язык и культура речи;

- Социальная психология;

Направлены, на формирование общих компетенций

- Бизнес планирование;

- Организация и технология отрасли;

- Основы банковского дела;

- ПМ.04 – МДК 04.02.01 (Программа 1-С Бухгалтерия Версия 8.2).

Адаптированные программы разработаны совместно с потенциальными работодателями баз

производственной (ПДП) практики Гатчинского района и др. районов Ленинградской области

в

соответствии

с

требованиями

рынка

труда

торговыми

организациями),

учитывая

особенности обучаемого контингента (инвалиды и лица с ОВЗ):

- обучение на дому, последствия анестезии при многоразовых хирургических операциях,

длительные перерыв в обучении, санаторно – курортное лечение.

Педагогическая

реабилитация

формирует

основные

педагогические

методы,

цели,

задачи

подготовки специалистов среднего звена.

В соответствии с этим разработаны и используются методы и формы обучения инвалидов и

лиц с ОВЗ.

Основными из них являются:

- лекция с проблемным изложением материала (участие обучающихся в решении

поставленных задач) межпредметные внутрипредметные связи.

- работа малыми группами;

- педагогика сотрудничества (студенты вступают в соавторство с преподавателем);

- дни самоуправления;

- уроки – конкурсы, КВН;

- семинарские занятия;

- практические занятия;

- круглый стол;

- игровые формы и др.

Реализация современных форм и методов обучения инвалидов и лиц с ОВЗ основана на

использовании педагогических технологий, учитывающих:

- лично – ориентированный подход к каждому обучающему (учет его особенностей как

личности);

- практико – ориентированный подход (учет требований работодателя и конъюнктура рынка

труда) (Раздел: посреднической организации);

-

дифференцированный

подход

в

обучении

(усвоении

учебного

материала

не

ниже

Госстандарта,

организация

самостоятельной

работы

обучающихся

на

различных

уровнях,

опережающее обучение способным студентам);

- индивидуализация процесса обучения:

а) сочетание коллективных и индивидуальных форм организации обучения;

б) знание и использование сильных и слабых сторон каждого студента;

в) каждый студент должен работать в силу своих возможностей;

г) повышение «удельного веса» самостоятельной работы студентов на каждом уроке;

д) обеспечение минимума усвоения основных вопросов темы, занятия со всеми студентами

группы;

е) повышение уровня «слабых» студентов до уровня «средних»,

а «средних» до уровня

«сильных»;

ж) развитие способностей и возможностей сильных студентов.

Для формирования и усвоения общих и профессиональных компетенции, подготовки

конкурентоспособного специалиста в учебном процессе используем:

- рабочие тетради;

- опорные конспекты различного шрифта;

- распечатки лекций по основным темам и разделам;

- разно уровневые задания по выполнению ЛПЗ ;

- вывод информации на экран;

- демонстрация учебных фильмов;

- электронные учебники, пособия по спец. дисциплинам (лекции, практические задания);

- мультимедийные презентации;

- проведение дополнительных занятий, консультации;

- создание ФОСов (способы оценки и контроля знаний: входной текущий, промежуточный,

итоговый контроль);

- методические пособия, указания для самостоятельных работ.

Из вышеизложенного следует, что в СТИБе в учебно – образовательном процессе

используются современные педагогические технологии:

- педагогика сотрудничества (консультанты из числа студентов, поощрительные баллы за

работу на дополнительных занятиях, консультациях);

- личностно – ориентированные технологии;

- практико – ориентированные технологии;

- игровые технологии;

- проблемное обучение;

- интерактивные технологии (работа малыми группами, дебаты, дискуссии, круглые столы,

защита ЛПЗ, курсовых рабо)т;

- информационно – коммуникативные технологии;

- здоровье сберегающие технологии (физкульт минутки, проветривание классных аудиторий,

выход из класса, сменная обувь, зона отдыха – зеленый уголок). Проведение дня здоровья,

медобслуживание.

- проектное обучение – творческая самостоятельная работа студентов, включающая элементы

исследовательской работы.

Формы проектного обучения в техникуме:

1.

Выполнение

курсовой

работы

по

бухгалтерскому

учету.

Темы

курсовых

работ

определяет преподаватель с учетом индивидуальных особенностей и способностей

студента,

программы

профессиональных

модулей

ПМ

01,

02,

03,

04.

Студенту

оказывается помощь в составлении содержания (плана) курсовой работы, контроль за

ходом

выполнения.

Оценка

курсовой

работы

осуществляется

в

форме

защиты

представленного

доклада

и

презентации,

на

которой

присутствует

студенты,

преподаватели специальных дисциплин.

2.

Элементом

проектного

обучения

является

написание

и

защита

отчета

по

преддипломной

практике

(ПДП).

Отчет

по

ПДП

выполняется

на

материале

хозяйствующего субъекта, в котором студент проходит практику.

3.

Главным элементом проектного обучения, итогом Государственной аттестации является

написание и защита дипломной работы в форме выпускной квалификационной работы

(ВКР). ВКР выполняется на материале организации, предприятия, в котором выпускник

проходил преддипломную практику.

Комплексная реабилитация инвалидов и лиц с ОВЗ, проводимая в нашем образовательном

учреждении, позволяет подготовить мобильного, конкурентоспособного специалиста среднего

звена,

развивать

его

духовные,

нравственные

качества,

основанные

на

формировании

потребности

в

ЗОЖ,

активной

жизненной

позиции,

культуры

общения

и

толерантности,

с п о с о б н о й

у с п е ш н о

а д а п т и р о в а т ь с я

в

о б щ е с т в о .

Примеры этому: продолжение обучения в ВУЗах г. Гатчина, г. Санкт – Петербург, г. Москва ;

ежегодные встречи с выпускниками техникума, трудоустройство выпускников ( 65%).

АВТОР:

Арешева Анжелика Игоревна

Преподаватель первой категории, председатель ЦК

ФКПОУ "Сиверский техникум-интернат бухгалтеров"

aresheva70@mail.

ru

188330 Ленинградская область ,Гатчинский район, п. Сиверский, ул. 123 Дивизии,

д.1, кв.92

8-960-230-14-23



В раздел образования