Автор: Веневцева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №2 " Солнышко"
Населённый пункт: Свердловская область, город Сухой Лог
Наименование материала: статья
Тема: Специфика пальчикого театра в ДОО
Раздел: дошкольное образование
Специфика организации пальчикового театра в ДОО.
Роль пальчикового театра для малышей велика.
Пальчиковый
театр
–
это
дидактическая
игра
(Л.В.
Артёмова).
Пальчиковый
театр
–
сюжетно
ролевая
игра
(Н.
В.
Краснощекова).
Пальчиковый театр – театрализованная игра (А.О. Акулова).
Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского,
средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это
чудо - способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать
развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность,
формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной
пропасти между взрослыми и детьми.
Пальчиковый театр - вид театральных представлений, распространен-
ный в эпоху средневековья, выявил значимость куклы, действий с ней. Об-
ращаясь к современному театральному искусству, театральной педагогике, ее
средствам воспитания, отметим, что театральная кукла, используемая в дет-
ском
театральном
творчестве,
берет
начало
от
куклы-символа,
куклы-
предмета, которые действовали в различных христианских ритуалах и обря-
дах.
Выразительными средствами в театрализованном представлении была
сама кукла, ее костюм, обличье, транслирующие характер героя, эмоции и
чувства, передаваемые через озвучивание, «оживление»; декорации; бутафо-
рия и др. Являясь эмоционально-притягательными, они становились доступ-
ными детям разных сословий, возрастов, способствовали воспитанию твор-
ческой направленности, проявляющейся при перевоплощении в образ в усло-
виях вымысла, выборе характерных выразительных движений, жестикуля-
ции, интонации, театральных типажей Л.С. Фурмина считает, что театраль-
ные игры - это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких вы-
разительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгры-
вается литературное произведение, т.е. воссоздаются конкретные образы.Е.Л.
Трусовой – в ряде исследований театрализованные игры классифицируются
по
средствам
изображения
в
зависимости
от
ведущих
способов
эмоциональной выразительности сюжета. Исследователь И.Г. Вечканова -
подчеркивает особую роль театрализованных игр в приобщении детей к
литературному, драматическому и театральному искусству. При грамотном
руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссера,
театрального художника, дирижера. Дети осознают, что спектакль - готовит
творческий
коллектив,
а
театр
дарит
радость
и
творцам
и
зрителям.
В
дальнейшем
это
послужит
основой
для
формирования
обобщенного
представления о назначении искусства в жизни общества.
Театрализованная
деятельность
базируется
на
принципах
развивающего
обучения,
методы
и
организация
которых
опираются
на
закономерности развития ребенка. Под театрализованными играми ученые
понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные
сказки или театральные представления по готовым сценариям».
Рассмотрим более подробно пальчиковый театр. Пальчиковый театр -
набор фигурок – персонажей, каждый из которых надевается на отдельный
пальчик. Это могут быть персонажи определенной сказки или просто кукол-
ки – животные, люди, предметы, с помощью которых инсценируются раз-
личные сказки. Также в пальчиковом театре - могут быть сцена и декора- ции.
Пальчиковый театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя,
а играя, познает окружающий мир. Пальчиковый театр - это уникальная
возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет
сыграть роль любого героя. Пальчиковый театр – еще и прекрасный речевой и
сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев
обеих
рук,
помогают
освоить
речь
персонажей.
С
их
помощью
ребенок
разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или приду- мывает новый.
Пальчиковый театр - положительно влияет на любых детей: чересчур
активные
становятся
спокойнее,
выдержаннее,
а
стеснительные
учатся
взаимодействовать
с
окружающими
на
примере
театральных
героев.
Пальчиковый театр - способствует развитию речи, внимания, памяти, форми-
рует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выра-
зительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус
коры головного мозга.
Пальчиковый театр - прививает умение слушать, развивает мелкую
моторику,
стимулирует
развитие
мелкой
моторики;
знакомит
ребенка
с
такими
понятиями
как
форма,
цвет,
размер;
помогает
развивать
пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом
и т. д.); развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает
развивать
словарный
запас
и
активизирует
речевые
функции;
формирует
творческие способности и артистические умения; знакомит с элементарными
математическими понятиями деятельность с пальчиковым театром различ-
ного исполнения (деревянные, вязаные, бумажные, тканевые и др.) - это не
только сенсорно-двигательные упражнения. Они способствует углублению
представлений детей об окружающих предметах, способствует проявлению
умственной и речевой активности. В процессе занятий театральным творче-
ством, манипуляций с куколками, одетыми на каждый пальчик ребенка, идет
естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ла-
донях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии
ребенка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика -
движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических
ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влия-
ние на развитие физических и психических процессов и на все развитие ре-
бенка в целом. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач -
рукадействует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными,
слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы
и представления. Однако из главных ценностей, которую дает пальчиковый
театр детям - это то, что с его помощью ребенок попадает в волшебный мир
сказки, создаваемый и управляемый им самим. Ребенок может быть зрителем,
актером,
режиссером,
сценаристом.
Так,
с
помощью
куколок
можно
проигрывать и решать проблемные ситуации: трудности в общении и
Для организации пальчикового театра в группе сначала нужно сделать
вместе с детьми сцену, занавес из любого бросового материала и объяснить
им, что театр ваш необычный — пальчиковый: «Пальчики — актеры, а мы с
вами — режиссеры». Декорации, шапочки для пальчиков можно сделать из
бумаги, ткани или другого безопасного материала, включив в эту работу и
родителей.
Таким образом, пальчиковый театр - это инсценировка каких-
либо
рифмованных
историй,
сказок
при
помощи
пальцев.
Многие
игры
требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в
понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д. В ходе "пальчиковых игр"
дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым
вырабатывается
ловкость,
умение
управлять
своими
движениями,
концентрировать внимание на одном виде деятельности, активно развивается
речь, эмоциональное благополучие и умение управлять сюжетом игры.