Напоминание

Специфика пальчикого театра в ДОО


Автор: Веневцева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №2 " Солнышко"
Населённый пункт: Свердловская область, город Сухой Лог
Наименование материала: статья
Тема: Специфика пальчикого театра в ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Специфика организации пальчикового театра в ДОО.

Роль пальчикового театра для малышей велика.

Пальчиковый

театр

это

дидактическая

игра

(Л.В.

Артёмова).

Пальчиковый

театр

сюжетно

ролевая

игра

(Н.

В.

Краснощекова).

Пальчиковый театр – театрализованная игра (А.О. Акулова).

Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского,

средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это

чудо - способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать

развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность,

формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной

пропасти между взрослыми и детьми.

Пальчиковый театр - вид театральных представлений, распространен-

ный в эпоху средневековья, выявил значимость куклы, действий с ней. Об-

ращаясь к современному театральному искусству, театральной педагогике, ее

средствам воспитания, отметим, что театральная кукла, используемая в дет-

ском

театральном

творчестве,

берет

начало

от

куклы-символа,

куклы-

предмета, которые действовали в различных христианских ритуалах и обря-

дах.

Выразительными средствами в театрализованном представлении была

сама кукла, ее костюм, обличье, транслирующие характер героя, эмоции и

чувства, передаваемые через озвучивание, «оживление»; декорации; бутафо-

рия и др. Являясь эмоционально-притягательными, они становились доступ-

ными детям разных сословий, возрастов, способствовали воспитанию твор-

ческой направленности, проявляющейся при перевоплощении в образ в усло-

виях вымысла, выборе характерных выразительных движений, жестикуля-

ции, интонации, театральных типажей Л.С. Фурмина считает, что театраль-

ные игры - это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких вы-

разительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгры-

вается литературное произведение, т.е. воссоздаются конкретные образы.Е.Л.

Трусовой – в ряде исследований театрализованные игры классифицируются

по

средствам

изображения

в

зависимости

от

ведущих

способов

эмоциональной выразительности сюжета. Исследователь И.Г. Вечканова -

подчеркивает особую роль театрализованных игр в приобщении детей к

литературному, драматическому и театральному искусству. При грамотном

руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссера,

театрального художника, дирижера. Дети осознают, что спектакль - готовит

творческий

коллектив,

а

театр

дарит

радость

и

творцам

и

зрителям.

В

дальнейшем

это

послужит

основой

для

формирования

обобщенного

представления о назначении искусства в жизни общества.

Театрализованная

деятельность

базируется

на

принципах

развивающего

обучения,

методы

и

организация

которых

опираются

на

закономерности развития ребенка. Под театрализованными играми ученые

понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные

сказки или театральные представления по готовым сценариям».

Рассмотрим более подробно пальчиковый театр. Пальчиковый театр -

набор фигурок – персонажей, каждый из которых надевается на отдельный

пальчик. Это могут быть персонажи определенной сказки или просто кукол-

ки – животные, люди, предметы, с помощью которых инсценируются раз-

личные сказки. Также в пальчиковом театре - могут быть сцена и декора- ции.

Пальчиковый театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя,

а играя, познает окружающий мир. Пальчиковый театр - это уникальная

возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет

сыграть роль любого героя. Пальчиковый театр – еще и прекрасный речевой и

сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев

обеих

рук,

помогают

освоить

речь

персонажей.

С

их

помощью

ребенок

разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или приду- мывает новый.

Пальчиковый театр - положительно влияет на любых детей: чересчур

активные

становятся

спокойнее,

выдержаннее,

а

стеснительные

учатся

взаимодействовать

с

окружающими

на

примере

театральных

героев.

Пальчиковый театр - способствует развитию речи, внимания, памяти, форми-

рует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выра-

зительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус

коры головного мозга.

Пальчиковый театр - прививает умение слушать, развивает мелкую

моторику,

стимулирует

развитие

мелкой

моторики;

знакомит

ребенка

с

такими

понятиями

как

форма,

цвет,

размер;

помогает

развивать

пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом

и т. д.); развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает

развивать

словарный

запас

и

активизирует

речевые

функции;

формирует

творческие способности и артистические умения; знакомит с элементарными

математическими понятиями деятельность с пальчиковым театром различ-

ного исполнения (деревянные, вязаные, бумажные, тканевые и др.) - это не

только сенсорно-двигательные упражнения. Они способствует углублению

представлений детей об окружающих предметах, способствует проявлению

умственной и речевой активности. В процессе занятий театральным творче-

ством, манипуляций с куколками, одетыми на каждый пальчик ребенка, идет

естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ла-

донях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии

ребенка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика -

движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических

ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влия-

ние на развитие физических и психических процессов и на все развитие ре-

бенка в целом. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач -

рукадействует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными,

слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы

и представления. Однако из главных ценностей, которую дает пальчиковый

театр детям - это то, что с его помощью ребенок попадает в волшебный мир

сказки, создаваемый и управляемый им самим. Ребенок может быть зрителем,

актером,

режиссером,

сценаристом.

Так,

с

помощью

куколок

можно

проигрывать и решать проблемные ситуации: трудности в общении и

Для организации пальчикового театра в группе сначала нужно сделать

вместе с детьми сцену, занавес из любого бросового материала и объяснить

им, что театр ваш необычный — пальчиковый: «Пальчики — актеры, а мы с

вами — режиссеры». Декорации, шапочки для пальчиков можно сделать из

бумаги, ткани или другого безопасного материала, включив в эту работу и

родителей.

Таким образом, пальчиковый театр - это инсценировка каких-

либо

рифмованных

историй,

сказок

при

помощи

пальцев.

Многие

игры

требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в

понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д. В ходе "пальчиковых игр"

дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым

вырабатывается

ловкость,

умение

управлять

своими

движениями,

концентрировать внимание на одном виде деятельности, активно развивается

речь, эмоциональное благополучие и умение управлять сюжетом игры.



В раздел образования