Автор: Цыганкова Галина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад" с. Новобурино
Населённый пункт: Челябинская область, Кунашакский район, с. Новобурино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование наглядного моделирования в развитии речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Использование наглядного моделирования
в развитии речи дошкольников»
Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования,
поэтому
основная
задача
педагогов,
работающих
с
дошкольниками
–
формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и
коррекция
речи.
Дети
старшего
дошкольного
возраста
с
различными
речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении,
как
программы
детского
сада,
так
и
программы
обучения
в
общеобразовательной школе.
Работая
с
детьми
с
различной
речевой
патологией
и
сталкиваясь
с
проблемами
в
их
обучении,
мне
приходится
искать
вспомогательные
средства,
облегчающие,
систематизирующие
и
направляющие
процесс
усвоения
детьми
нового
материала.
Одним
из
таких
средств
является
наглядное моделирование.
Наглядное
моделирование
–
это
воспроизведение
существенных
свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод
наглядного
моделирования
помогает
ребенку
зрительно
представить
абстрактные
понятия
(звук,
слово,
предложение,
текст),
научиться
работать
с
ними.
Это
особенно
важно
для
дошкольников,
поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью
внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Моделирование состоит из следующих этапов:
усвоение и анализ сенсорного материала;
перевод его на знаково-символический
язык;
работа с моделью.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в
определенной последовательности с постоянным повышением доли
самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного
моделирования решаются следующие дидактические задачи:
знакомство с графическим способом представления информации;
развитие умения дешифровки модели;
формирование навыка самостоятельного моделирования.
В логопедической работе моделирование выступает как определенный
метод познания, с одной стороны, а с другой — как программа для анализа
новых явлений.
Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить
что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один
вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для
решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную
память.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные
модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая
доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и
др.). Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных
моделей развивает умственные способности дошкольников.
Использование наглядного моделирования:
во-первых вызывает интерес;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет
процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с
памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь –
записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
в-третьих,
применяя
графическую
аналогию,
мы
учим
детей
видеть
главное, систематизировать полученные знания.
Коррекционную
работу
по
преодолению
недоразвития
речи
у
дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям:
коррекция звукопроизношения;
формирование
навыков
звукового
анализа
и
синтеза
слов
и
представлений о структурных единицах языковой системы (звук –
слово – предложение – текст);
формирование лексико-грамматических категорий;
формирование связной речи;
профилактика дисграфии и дислексии.
На всех этапах коррекционной работы я использую метод наглядного
моделирования.
В
логопедической
работе
наглядное
моделирование
выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой –
как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений.
Схемы
и
модели
различных
структур
(слоги,
слова,
предложения,
тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация
и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове,
последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте.
Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует
речемыслительную деятельность ребенка.
При использовании различных схем, меняется характер деятельности
детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную
к ним речь, но и видеть ее элементы. Ребенок овладевает операциями анализа
и синтеза на наглядно представленном материале.
Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
добывать
информацию,
проводить
исследование,
делать
сравнения,
составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого
высказывания;
формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
применение
наглядного
моделирования
оказало
положительное
влияние
на
развитие
неречевых
процессов:
внимания,
памяти,
мышления.
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и
графически
его
обозначая,
ребенок
(под
руководством
взрослых)
учится
самостоятельности,
усидчивости,
зрительно
воспринимает
план
своих
действий.
У
него
повышается
чувство
заинтересованности
и
ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда,
совершенствуются
такие
психические
процессы,
как
память,
внимание,
мышление,
что
положительно
сказывается
на
результативно сти
коррекционной работы.
Использование
наглядного
моделирования
в
системе
коррекционной
работы
дает
положительный
результат,
что
подтверждается
данными
диагностики уровня речевого развития детей.
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда
с детьми старшей группы «Зимующие птицы»
Цель: развитие грамматического строя речи на основе лексической темы:
«Зимующие птицы».
Коррекционно-образовательные задачи:
закрепить номинативный, предикативный, атрибутивный словарь по
теме: «Зимующие птицы»;
умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и
числе;
образовывать однокоренные слова;
правильно употреблять форму дательного падежа существительных в
единственном и множественном числе без предлога
форму единственного числа творительного падежа
образовывать сложные слова
закреплять умения отвечать на вопросы полным предложением;
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать
различные
каналы
восприятия
информации
(аудиальный,
визуальный);
развивать зрительное и слуховое внимание;
развивать мыслительные процессы;
Упражнять в употреблении предлогов – «В, НА».
развивать общую, мелкую моторику;
развивать связную речь, проговаривать полными предложениями.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать умение слушать и понимать речь логопеда, товарищей;
воспитывать бережное отношение к природе;
развивать чувство эмпатии (сопереживание);
воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность в
течение
всего
занятия;
умение
концентрироваться
на
заданиях,
не
отвлекаясь на присутствие взрослых.
Использование современных педагогических технологий:
здоровьесберегающая технология (развитие правильного дыхания);
технология
сотрудничества (реализация
партнёрства
в
отношениях
педагога и ребёнка);
технология личностно - ориентированного взаимодействия
(ориентация на
индивидуальные
психологические
и
речевые
особенности ребёнка);
полисенсорная
технология (воздействие
на
различные
анализаторы
ребёнка: слуховой, зрительный);
технология моделирования (перевод сенсорного материала в знаково-
символический язык);
технология
игры (как
ведущего
вида
деятельности
ребенка
дошкольного возраста);
мультимедийные технологии (презентация «Microsoft Power Point») для
активизации
внимания
и
развития активности
детей
в
процессе
совместной
деятельности,
способствующие
более
эффективному
усвоению знаний.
Оборудование:
набор картинок с изображением перелётных птиц на липучках;
шапочки с изображением зимующих птиц (вороны, воробья, сороки,
синицы, голубя, свиристели, снегиря, дятла);
ковролин ;
картинки с изображением шарфа, шапки, пальто;
прикрепленный
на
картоне
корм
для
птиц
(зерно,
семечки,
сало,
рябина, сушеные ягоды, пшено, шишка, хлебные крошки);
кормушка для птиц;
модели для составления предложения с предлогом;
ТСО и ИКТ
персональный компьютер (ноутбук);
презентация «Microsoft Power Point» «Зима. Зимующие птицы».
Ход занятия.
I. Организационный момент
Логопед. Ребята у всех вас сегодня хорошее настроение, и вы готовы
активно поработать. Какое сейчас время года?
Дети отвечают.
II. Основная часть.
Скажите, зима – она какая?
Дети. Снежная, морозная, пушистая, белая, холодная, теплая, суровая,
вьюжная, красивая.
Логопед. На картинке вы видите шарф. Я про него говорю – зимний
шарф. О чем еще можно сказать «зимний»?
Дети. Зимний день, зимний снег, зимний лес, зимний сад…
Логопед. На следующей картинке – шапка. Она какая? Зимняя. О чем мы
еще можем сказать «зимняя»?
Дети. Зимняя дорога, зимняя погода, зимняя пора, зимняя стужа…
Логопед. А вот зимнее пальто. Что еще бывает «зимнее»?
Дети. Зимнее солнце, зимнее небо, зимнее утро.
Логопед. Каким словом можно ласково назвать зиму?
Дети. Зимушка.
Логопед. Зима красивое время года, но и очень трудное и суровое,
особенно
для
птиц.
Как
называются
птицы,
которые
остаются
у
нас
зимовать?
Дети. Зимующие.
Логопед. Каких зимующих птиц вы знаете? Назовите их.
Дети рассматривают картинки, лежащие на столе, и размещают их на наборном
полотне.
Дети.
Ворона,
сорока,
свиристель,
воробей,
дятел,
синица,
снегирь,
голубь.
Логопед. Как мы можем помочь птицам зимой?
Дети. Развесить кормушки, покормить птиц.
Логопед. А теперь я предлагаю покормить птиц. Но прежде давайте
подумаем и решим, чем можно угостить наших верных друзей. Какой корм
возьмем
с
собой? (Берет корм и расставляет под каждой картинкой с
изображением птицы.)
Зерно мы дадим кому?
Дети. Зерно мы дадим вороне.
Логопед. Семечки мы дадим кому?
Дети. Семечки мы дадим голубю.
Логопед. Дадим сало кому?
Дети. Сало дадим синице.
Логопед. Рябину – кому?
Дети. Рябину дадим снегирю.
Логопед. Сушеные ягоды дадим кому?
Дети. Сушеные ягоды дадим свиристели.
Логопед. Пшено дадим кому?
Дети. Пшено дадим сороке.
Логопед. Шишку дадим кому?
Дети. Шишку дадим дятлу.
Логопед. А хлебные крошки?
Дети. Хлебные крошки дадим воробью.
Логопед. Представляете, как птицы обрадуются! Скажите, чему будет
рада каждая птица? Голубь будет рад чему?
Дети. Голубь будет рад семечкам.
Логопед. Свиристель обрадуется чему?
Дети. Свиристель обрадуется сушеным ягодам.
Логопед. Ребята, а вы хотите на время превратиться в птиц? Тогда
выбирайте, кем бы вы хотели стать.
Дети берут со стола шапочки с изображением птиц и становятся в круг.
Дима, кем ты будешь?
Дима. Я буду снегирем.
Дети
отвечают
по
очереди:
воробьем,
дятлом,
синицей,
голубем,
вороной,
свиристелью.
III. Физкультминутка
Ну-ка, птички, полетели,
Дети медленно бегут друг за другом.
Полетели и присели,
Приседают.
Поклевали зернышки,
Двигают носом сверху вниз.
Поиграли в полюшке,
Кружатся на месте.
Водичку попили,
Двигают носом снизу вверх.
Перышки помыли,
Ставят руки на пояс, двигают локтями.
В стороны посмотрели,
Смотрят по сторонам.
Прочь улетели.
Разбегаются в разные стороны.
Логопед. Корм мы приготовили. А птицы ждут нас, сидят на ветках голодные.
(Вешает кормушку, привязывает сало к веточке.)
Давайте не будем пугать птиц, отойдем немножко и понаблюдаем за
нашими верными друзьями. Каждая птица по-своему красива, имеет какие-то
внешние особенности. Посмотрите, какой у сороки длинный хвост, поэтому
про нее можно сказать она какая…
Дети. Длиннохвостая.
Логопед. А еще у сороки белые бока, значит, она какая?
Дети. Белобокая.
Логопед. У синицы желтая грудка, поэтому она…
Дети. Желтогрудая.
Логопед. У вороны черные крылья, про нее мы говорим…
Дети. Чернокрылая.
Логопед. У снегиря красная грудка, он…
Дети. Красногрудый.
Логопед. У голубя сизые крылья, значит он…
Дети. Сизокрылый.
Логопед. Пока мы рассматривали птиц, они поклевали угощение, стали
сытыми и запели песни. Кто как поет?
Дети. (поочередно). Голубь воркует. Ворона каркает. Воробей чирикает.
Синица тинькает. Сорока стрекочет.
IV.
А
теперь
ребята
давайте
подойдем
к
столу
и
с
помощью
моделей
составим предложения. Посмотрите на картинку, кто прилетел пообедать к
кормушке? (составляют схемы предложений)
Снегирь сидит на ветке.
Красногрудый снегирь сидит на ветке.
Воробей прыгает в кормушке.
Воробей прыгает в деревянной кормушке
.
Свиристель смотрит на воробья.
Хохлатая свиристель смотрит на воробья.
Синица сидит на крыше кормушки.
Желтогрудая синица сидит на крыше кормушки.
V. Заключительная часть.
Логопед. Молодцы! Вы очень внимательные. Ребята, какое большое,
хорошее,
доброе
дело
сегодня
мы
сделали
–
покормили
птиц.
Меня
порадовало
то,
что
вы
знаете
любимые
лакомства
птиц,
правильно
образовывали сложные слова. Вы мне сегодня очень понравились. А что вам
сегодня запомнилось больше всего?
Дети отвечают.