Автор: Серкова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель 1категория
Учебное заведение: МБДОУ №111
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: проект по гендерному воспитанию
Тема: "Наши мальчики и девочки..."
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 111»
Проект по гендерному воспитанию в старшей группе:
«Наши мальчики и девочки.»»
Подготовила:
воспитатель
Серкова Наталья
Владимировна.
Оренбург, 2017
1
Кем же лучше быть –
Мальчиком или девочкой?
Лучше всего – самим собой!
Потому что ты единственный
И неповторимый в этом мире.
Гордись собой и радуйся жизни!!!
Аннотация.
Проект «Наши мальчики и девочки.» направлен на создание условий для
воспитания и развития мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в
детском саду и семье с акцентом на становление у них гендерной идентичности в
ходе воспитательно-образовательного процесса, в том числе физического развития.
В данном проекте представлены формы работы по воспитанию ребенка в гендерной
направленности и отражении (мужского, женского) образа.
Разработаны
конспекты подвижных игр и игр с элементами спорта, совместных
мероприятий родителей с детьми, комплексы утренней гимнастики для
дошкольников по теме «Девочки и мальчики»; оформлен консультативно-
практический материал для родителей и педагогов ДОУ.
Данный
материал
поможет активизировать сотрудничество и воспитателей
специалистов ДОУ , определить гендерное направление в развитии ребенка
старшего дошкольного возраста, активизировать участие родителей в
жизнедеятельности ДОУ.
Введение в проект.
Актуальность проекта. Как известно в детстве происходит становление образа
Я- мальчик (девочка.) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как
пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный,
поведенческий, ролевой и т.д.) Самовыражение личности (мальчика, девочки), ее
саморазвития начинается с самого близкого для него – с семьи: родителей, бабушек
и дедушек, дома, в котором он живет.
Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным
компонентом которого является осознание себя как представителя определенного
пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых,
он приобретает первый полоролевой опыт.
В семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности,
проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности,
их ролями. Поэтому, семья была и есть основа гендерного воспитания детей
дошкольного возраста.
2
Формируются навыки и умения, поведение, а также отношение детей к
понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и
мальчиками в группе.
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность.
Благодаря правильно организованной предметно-развивающей среде, формируется
система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных
способов поведения, характерных для того или иного пола.
Актуальным в дошкольном образовании является воспитание у мальчиков и
девочек гендерной устойчивости. Она зависит, в первую очередь, от отношения
родителей к ребенку в семье, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.
Вид проекта: Практико-ориентированный.
Участники проекта: Дети старшей группы , воспитатели группы, родители.
Сроки реализации проекта: 1-30 ноября 2017 года.
Цель проекта. Выявление причин возникновения проблемы в направлении
гендерного воспитания и поиски возможных путей решения. Создание условий в
группе, способствующих овладению детьми опыта, ценностей, смыслов и способов
полоролевого поведения на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Задачи проекта:
Активизировать представление детей о различиях полов (физических,
поведенческих и нравственно ценных) посредством дидактических, сюжетно-
ролевых, подвижных игр.
Формировать способы взаимодействия, на основе воспитания нравственных
качеств, характерных для мужского и женского типов поведения посредством
игры, продуктивной и совместной деятельности.
Знакомство детей с полоролевыми традициями членов семьи в различных
видах деятельности.
Повысить компетентность и активность родителей в гендерном воспитании
детей.
Гипотеза реализации проекта
Реализация проекта «Наши мальчики и девочки .» позволит объединить усилия
ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство, где он
открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и
т.д.); сформирует предпосылки ценностного отношения к себе, к
противоположному полу, к своей семье, а также повысит компетентность и
активность родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного
возраста.
Ожидаемые результаты проекта
У детей
3
определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям
через совместную деятельность;
осознание собственного Я – мальчика (девочки), т.е развитие ребенка как
личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности
(женственности) через различные виды деятельности в режиме дня;
проявление соответствующего полу поведения мальчиков и девочек на
занятиях физической культурой;
желание отразить нравственно-волевые качества и поролевые традиции
членов семьи через рисунок.
У родителей
ощущение радости от совместной деятельности и сотрудничества;
выявление поролевых традиций семейного воспитания как способа
проявления мужественности и женственности, закреплению связей между
членами семьи;
активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ в
социально-личностном и физкультурно-оздоровительном направлении;
проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного
процесса, выход на позиции партнеров;
заинтересованность перспективами нового направления в развитии детей в
содержании нравственного воспитания дошкольников, в частности -
формирование у ребенка гендерной принадлежности;
У педагогов
способствование выявлению поролевых традиций семейного воспитания как
способу проявления мужественности и женственности;
разработка консультативно-практического материала для родителей «Тест для
родителей», «Что такое гендерное воспитание?», «Анкета для родителей»,
тематические альбомы «Мужские и женские виды профессий», «Мужские и
женские виды спорта», разработка комплекса утренней гимнастики,
картотеки подвижных игр и конспекта физкультурного развлечения для
дошкольников по теме: «Я – мальчик, я – девочка»;
пополнение предметно-развивающей среды в спортивном зале.
Этапы реализации проекта
Этапы
Задачи этапа
Предполагаемый
результат
Содержание
Вводный
1.Анализ проблемы.
1.Заинтересованность 1.Анкетирование для
4
2. Проживание с
детьми проблемной
ситуации:
«Сейчас я – мальчик
(девочка). Кем и
каким я буду, когда
стану взрослым (-
ой)?»
2. Изучение
методической
литературы по
проблеме
гендерного
воспитания.
в важности своей
половой
принадлежности.
2. Накопление и
систематизация
информации по
проблеме.
родителей
– «Знаете ли вы о
гендерном
воспитании?»
2. Тест-опрос детей
«Любимые игры
мальчиков (девочек)?»
3. Беседа с детьми
«Кем я буду?»
4. Сбор материала по
гендерному
воспитанию
(художественная
литература о
мальчиках и девочках,
материал о женских и
мужских профессиях,
видах спорта) по теме;
5. Сбор семейных
фотографий;
6. Подборка научно-
методической,
художественной
литературы, сюжетно-
ролевых,
дидактических,
подвижных игр для
мальчиков и девочек»;
7. Подготовка
консультации для
педагогов
«Особенности
организации НОД в
форме совместной
партнерской
деятельности
взрослого и детей» по
теме «Моя семья».
8.Объявление
5
конкурса книжки-
малышки совместно с
родителями по теме
«Какой я цветок??»и
«Я-мальчик(девочка).»
9. Подборка
материалов для
оформления
тематической рубрики
в родительском уголке.
Основной 1. Выстроить
систему
взаимодействия с
семьями
воспитанников.
2. Гендерное «Я» в
процессе
совместной
жизнедеятельности
и поиске своего
места в мире с
точки зрения «Я –
будущий мужчина, я
– будущая
женщина»
3.Сформировать у
детей гендерной
устойчивости.
1. Расширение
сведений о гендерном
развитии и
формирование образа
«я» в своей жизни.
2. Пробуждение
чувства осмысления
себя, как
представителя пола и
как неповторимую
личность,
осмысление
значимости каждого
члена семьи.
1. Моделирование
ситуаций «Я и моя
семья» и проживание
их в ходе режимных
моментов в виде
сюжетно-ролевых,
театрализованных,
подвижных игр, бесед,
диалогов и т.д.
2. Проведение НОД с
гендерной
направленностью: «В
стране мальчиков и
девочек»» с
продуктивной
деятельностью.
3. Оформление стенда
для
родителей-«Мамочка
моя-самая
спортивная» и «мой
папа – самый
самый…..»
4. Пополнение
предметно-
развивающей среды с
гендерной направлен
ностью в группе
«Картотека
6
подвижных игр»,
«Бодрящая
гимнастика»,
«Картотека
комплексов утренней
гимнастики»,
тематические альбомы
«Мужские и женские
профессии»,
«Мужские и женские
виды спорта»,
атрибуты для
сюжетно-ролевых игр,
альбом семейных
фотографий,
дидактические игры
«Возрастная цепочка»,
«Мое генеологическое
древо».
5. Выставка детских
рисунков «как я
помогаю старшим?».»
6. Участие семей в
мероприятиях и
конкурсах ДОУ.
Итоговый Презентация
проекта.
Подведение итогов
1. Физкультурное
игровое занятие с
гендерной
направленностью
«Я – мальчик, я –
девочка!»
«Путешествие по
сказке «Гуси-лебеди».
Литература:
7
1. Анохина И.А. «Система оздоровительной работы в ДОУ». Ульяновск, 2005г.
2. Бочарова Н. «Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом
воспитании мальчиков и девочек». Журнал «Дошкольное воспитание», 1997 г., № 12.
3. Буханова Е.А. «Меняющиеся гендерные стереотипы в меняющемся современном
мире». Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.
Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения. Тольятти, 2005г.
4. Еремеева В.Д., Т.П. Хризман «Мальчики и девочки – два разных мира». М.
«Просвещение», 1998.
5. Микушева Т.В. «Раздельное воспитание: за и против».Журнал «Обруч», 1998, № 6
6. Овчинникова О. О «О некоторых аспектах здоровьесбережения детей в
дошкольных учреждениях». Журнал «Детский сад от А до Я», № 3, 2004г.
7. Репина Т.А. «Мальчики и девочки: две половинки?». Журнал «Обруч», 1998, № 6
8 . Репина Т.А. «Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?». Журнал
«Дошкольное воспитание», 1993г., № 4.
9. Татаринцева Н.Е. «Педагогические условия воспитания основ полоролевого
поведения детей». Ростов-на-Дону, 1999г.
10. Филиппова С.О. «Мир движений мальчиков и девочек». С-П, 2001г.
8