Напоминание

"Наши мальчики и девочки..."


Автор: Серкова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель 1категория
Учебное заведение: МБДОУ №111
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: проект по гендерному воспитанию
Тема: "Наши мальчики и девочки..."
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 111»

Проект по гендерному воспитанию в старшей группе:

«Наши мальчики и девочки.»»

Подготовила:

воспитатель

Серкова Наталья

Владимировна.

Оренбург, 2017

1

Кем же лучше быть –

Мальчиком или девочкой?

Лучше всего – самим собой!

Потому что ты единственный

И неповторимый в этом мире.

Гордись собой и радуйся жизни!!!

Аннотация.

Проект «Наши мальчики и девочки.» направлен на создание условий для

воспитания и развития мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в

детском саду и семье с акцентом на становление у них гендерной идентичности в

ходе воспитательно-образовательного процесса, в том числе физического развития.

В данном проекте представлены формы работы по воспитанию ребенка в гендерной

направленности и отражении (мужского, женского) образа.

Разработаны

конспекты подвижных игр и игр с элементами спорта, совместных

мероприятий родителей с детьми, комплексы утренней гимнастики для

дошкольников по теме «Девочки и мальчики»; оформлен консультативно-

практический материал для родителей и педагогов ДОУ.

Данный

материал

поможет активизировать сотрудничество и воспитателей

специалистов ДОУ , определить гендерное направление в развитии ребенка

старшего дошкольного возраста, активизировать участие родителей в

жизнедеятельности ДОУ.

Введение в проект.

Актуальность проекта. Как известно в детстве происходит становление образа

Я- мальчик (девочка.) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как

пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный,

поведенческий, ролевой и т.д.) Самовыражение личности (мальчика, девочки), ее

саморазвития начинается с самого близкого для него – с семьи: родителей, бабушек

и дедушек, дома, в котором он живет.

Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным

компонентом которого является осознание себя как представителя определенного

пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых,

он приобретает первый полоролевой опыт.

В семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности,

проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности,

их ролями. Поэтому, семья была и есть основа гендерного воспитания детей

дошкольного возраста.

2

Формируются навыки и умения, поведение, а также отношение детей к

понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и

мальчиками в группе.

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность.

Благодаря правильно организованной предметно-развивающей среде, формируется

система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных

способов поведения, характерных для того или иного пола.

Актуальным в дошкольном образовании является воспитание у мальчиков и

девочек гендерной устойчивости. Она зависит, в первую очередь, от отношения

родителей к ребенку в семье, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.

Вид проекта: Практико-ориентированный.

Участники проекта: Дети старшей группы , воспитатели группы, родители.

Сроки реализации проекта: 1-30 ноября 2017 года.

Цель проекта. Выявление причин возникновения проблемы в направлении

гендерного воспитания и поиски возможных путей решения. Создание условий в

группе, способствующих овладению детьми опыта, ценностей, смыслов и способов

полоролевого поведения на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Задачи проекта:

Активизировать представление детей о различиях полов (физических,

поведенческих и нравственно ценных) посредством дидактических, сюжетно-

ролевых, подвижных игр.

Формировать способы взаимодействия, на основе воспитания нравственных

качеств, характерных для мужского и женского типов поведения посредством

игры, продуктивной и совместной деятельности.

Знакомство детей с полоролевыми традициями членов семьи в различных

видах деятельности.

Повысить компетентность и активность родителей в гендерном воспитании

детей.

Гипотеза реализации проекта

Реализация проекта «Наши мальчики и девочки .» позволит объединить усилия

ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство, где он

открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и

т.д.); сформирует предпосылки ценностного отношения к себе, к

противоположному полу, к своей семье, а также повысит компетентность и

активность родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного

возраста.

Ожидаемые результаты проекта

У детей

3

определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям

через совместную деятельность;

осознание собственного Я – мальчика (девочки), т.е развитие ребенка как

личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности

(женственности) через различные виды деятельности в режиме дня;

проявление соответствующего полу поведения мальчиков и девочек на

занятиях физической культурой;

желание отразить нравственно-волевые качества и поролевые традиции

членов семьи через рисунок.

У родителей

ощущение радости от совместной деятельности и сотрудничества;

выявление поролевых традиций семейного воспитания как способа

проявления мужественности и женственности, закреплению связей между

членами семьи;

активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ в

социально-личностном и физкультурно-оздоровительном направлении;

проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного

процесса, выход на позиции партнеров;

заинтересованность перспективами нового направления в развитии детей в

содержании нравственного воспитания дошкольников, в частности -

формирование у ребенка гендерной принадлежности;

У педагогов

способствование выявлению поролевых традиций семейного воспитания как

способу проявления мужественности и женственности;

разработка консультативно-практического материала для родителей «Тест для

родителей», «Что такое гендерное воспитание?», «Анкета для родителей»,

тематические альбомы «Мужские и женские виды профессий», «Мужские и

женские виды спорта», разработка комплекса утренней гимнастики,

картотеки подвижных игр и конспекта физкультурного развлечения для

дошкольников по теме: «Я – мальчик, я – девочка»;

пополнение предметно-развивающей среды в спортивном зале.

Этапы реализации проекта

Этапы

Задачи этапа

Предполагаемый

результат

Содержание

Вводный

1.Анализ проблемы.

1.Заинтересованность 1.Анкетирование для

4

2. Проживание с

детьми проблемной

ситуации:

«Сейчас я – мальчик

(девочка). Кем и

каким я буду, когда

стану взрослым (-

ой)?»

2. Изучение

методической

литературы по

проблеме

гендерного

воспитания.

в важности своей

половой

принадлежности.

2. Накопление и

систематизация

информации по

проблеме.

родителей

– «Знаете ли вы о

гендерном

воспитании?»

2. Тест-опрос детей

«Любимые игры

мальчиков (девочек)?»

3. Беседа с детьми

«Кем я буду?»

4. Сбор материала по

гендерному

воспитанию

(художественная

литература о

мальчиках и девочках,

материал о женских и

мужских профессиях,

видах спорта) по теме;

5. Сбор семейных

фотографий;

6. Подборка научно-

методической,

художественной

литературы, сюжетно-

ролевых,

дидактических,

подвижных игр для

мальчиков и девочек»;

7. Подготовка

консультации для

педагогов

«Особенности

организации НОД в

форме совместной

партнерской

деятельности

взрослого и детей» по

теме «Моя семья».

8.Объявление

5

конкурса книжки-

малышки совместно с

родителями по теме

«Какой я цветок??»и

«Я-мальчик(девочка).»

9. Подборка

материалов для

оформления

тематической рубрики

в родительском уголке.

Основной 1. Выстроить

систему

взаимодействия с

семьями

воспитанников.

2. Гендерное «Я» в

процессе

совместной

жизнедеятельности

и поиске своего

места в мире с

точки зрения «Я –

будущий мужчина, я

– будущая

женщина»

3.Сформировать у

детей гендерной

устойчивости.

1. Расширение

сведений о гендерном

развитии и

формирование образа

«я» в своей жизни.

2. Пробуждение

чувства осмысления

себя, как

представителя пола и

как неповторимую

личность,

осмысление

значимости каждого

члена семьи.

1. Моделирование

ситуаций «Я и моя

семья» и проживание

их в ходе режимных

моментов в виде

сюжетно-ролевых,

театрализованных,

подвижных игр, бесед,

диалогов и т.д.

2. Проведение НОД с

гендерной

направленностью: «В

стране мальчиков и

девочек»» с

продуктивной

деятельностью.

3. Оформление стенда

для

родителей-«Мамочка

моя-самая

спортивная» и «мой

папа – самый

самый…..»

4. Пополнение

предметно-

развивающей среды с

гендерной направлен

ностью в группе

«Картотека

6

подвижных игр»,

«Бодрящая

гимнастика»,

«Картотека

комплексов утренней

гимнастики»,

тематические альбомы

«Мужские и женские

профессии»,

«Мужские и женские

виды спорта»,

атрибуты для

сюжетно-ролевых игр,

альбом семейных

фотографий,

дидактические игры

«Возрастная цепочка»,

«Мое генеологическое

древо».

5. Выставка детских

рисунков «как я

помогаю старшим?».»

6. Участие семей в

мероприятиях и

конкурсах ДОУ.

Итоговый Презентация

проекта.

Подведение итогов

1. Физкультурное

игровое занятие с

гендерной

направленностью

«Я – мальчик, я –

девочка!»

«Путешествие по

сказке «Гуси-лебеди».

Литература:

7

1. Анохина И.А. «Система оздоровительной работы в ДОУ». Ульяновск, 2005г.

2. Бочарова Н. «Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом

воспитании мальчиков и девочек». Журнал «Дошкольное воспитание», 1997 г., № 12.

3. Буханова Е.А. «Меняющиеся гендерные стереотипы в меняющемся современном

мире». Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.

Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения. Тольятти, 2005г.

4. Еремеева В.Д., Т.П. Хризман «Мальчики и девочки – два разных мира». М.

«Просвещение», 1998.

5. Микушева Т.В. «Раздельное воспитание: за и против».Журнал «Обруч», 1998, № 6

6. Овчинникова О. О «О некоторых аспектах здоровьесбережения детей в

дошкольных учреждениях». Журнал «Детский сад от А до Я», № 3, 2004г.

7. Репина Т.А. «Мальчики и девочки: две половинки?». Журнал «Обруч», 1998, № 6

8 . Репина Т.А. «Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей?». Журнал

«Дошкольное воспитание», 1993г., № 4.

9. Татаринцева Н.Е. «Педагогические условия воспитания основ полоролевого

поведения детей». Ростов-на-Дону, 1999г.

10. Филиппова С.О. «Мир движений мальчиков и девочек». С-П, 2001г.

8



В раздел образования