Напоминание

"Роль проектной деятельности в формировании ключевых компетенций учащихся"


Автор: Савинова Галина Федоровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДЮЦ Волгограда
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Роль проектной деятельности в формировании ключевых компетенций учащихся"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР г. ВОЛГОГРАДА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Роль проектной деятельности в

формировании ключевых компетенций

учащихся»

(из опыта работы кружка «Макраме и вязание)

АВТОР:

педагог дополнительного образования

МОУ ДЮЦ г. Волгограда

высшей квалификационной категории

Са

винова Галина Федоровна

Волгоград – 2017г

2

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………… 3

2. Этапы проектно – исследовательской деятельности………………… 5

3. Рекомендации……………………...……………………………………..15

4. Сведения об авторе……………………………………………………… 16

5. Список использованной литературы……………………………………17

6. Приложения:………………………………………………………………18

Приложение 1.

Сценарий творческой защиты театра кукол «Рукавичка».

3

“Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я усваиваю”.

Китайская мудрость

1.

Пояснительная записка

Современные условия жизни ставят перед системой образования цели

воспитания

человека

творческого,

самостоятельного,

ответственного,

коммуникабельного, способного решать проблемы личные и коллектива. Ему

должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и

отбирать

нужную

информацию.

Все

эти

качества

можно

успешно

формировать, используя компетентностный подход в воспитании. Основной

задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых

компетенций,

необходимых

для

практической

деятельности

каждого

человека.

Ключевые компетенции рассматриваются

как готовность учащихся

использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной

жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций

базируется

на

опыте

деятельности

учащихся

в

конкретных

ситуациях.

Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным

и востребованным обществом.

Актуальность

данной

разработки

выражается

в

необходимости

методических

материалов,

показывающих

реализацию

компетентностного

подхода в дополнительном образовании детей. Выбор ведущего средства

формирования компетентностей остановлен на проектном методе.

Весьма показательной для обозначенного процесса является позиция

тьютора, основывающаяся на следующих принципах:

- индивидуальный подход к личности обучаемого;

- помощь в организации учебного процесса.

В дополнительном образовании детей тьюторская составляющая лежит в

основе

работы

педагога

дополнительного

образования.

Педагог-тьютор

осуществляет педагогическое сопровождение учащихся. Он разрабатывает

групповое задание, организует групповые обсуждения какой-либо проблемы.

Педагог

анализирует

познавательные

интересы,

намерения,

потребности,

личные

устремления

каждого.

Разрабатывает

специальные

упражнения

и

задания, опирающиеся на современные коммуникационные методы, личную

и

групповую

поддержку;

продумывает

способы

мотивации

и

варианты

фиксации достижений; разрабатывает направления проектной деятельности.

Приоритетным

направлением

в

работе

педагога-тьютора

является

индивидуализация учебно-воспитательного процесса, при которой создаются

условия

для

самовыражения,

самореализации

воспитанников.

Получая

возможность

индивидуального

развития,

ребенок

может

изменить

свой

статус,

поскольку

в

процессе

занятий

различными

видами

деятельности

педагог

помогает

ребенку

проявить

себя,

дает

толчок

развитию

его

4

творче ских,

организаторских

способностей,

корректирует

е го

психоэмоциональное состояние.

В настоящей методической разработке рассматривается вопрос роли

проектной деятельности в формировании ключевых компетенций учащихся

при

использовании

кейс-метода.

За

основу

взят

опыт

работы

детского

объединения «Макраме и вязание» (педагог Савинова Г.Ф.) муниципального

образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-

юношеского центра г. Волгограда, которое более 5 лет работает над проектом

создания кукольных театров из творческих работ воспитанников.

Построение

кейса

по

структуре

представляет

собой

поэтапное

движение в процессе достижения главной цели курса обучения:

1. Обобщенная формулировка задачи – создание кукольного театра.

2.Ключевое задание – изготовление кукол.

3.Рекомендации

к

выполнению

задания

информационная,

технологическая, творческая, сценическая.

Приоритет в реализации курса обучения с использованием кейс-метода

и

формировании

ключевых

компетенций

в

объединении

принадлежит

проектной деятельности. В период работы над проектом у обучающихся

формируются

необходимые

предметные

знания

и

умения,

специальные

компетенции.

Совокупность

компетенций,

наличие

знаний

и

опыта,

необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области,

называют

компетентностью.

Компетентность

проявляется

в

случае

применения знаний и умений при решении задач, отличных от тех, в которых

эти знания усваивались.

Основной контингент обучающихся составляют девочки 9-12 лет, для

которых занятия в объединении способствуют социализации в современном

мире,

освоению

социального

опыта.

Индвидуализация

учебно-

воспитательного

процесса

позволяет

детям

осознать

свое

место

в

мире,

обрести

себя,

проявить

самостоятельность,

повысить

самооценку.

Индивидуализация

позволяет

создавать

условия,

направленные

на

формирование творческой личности и ситуацию успеха.

Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт

учащихся

в

труде

и

общении,

способствует

интеллектуальному

росту

воспитанников, расширяет кругозор, как в области изучаемого предмета, так

и

в

окружающей

действительности,

даёт

возможность

лучше

раскрыть

собственный потенциал.

Важную роль играет выбор определенного типа проекта. Результаты

выполненных

проектов

должны

быть,

что

называется

«осязаемыми»,

готовыми к использованию (на занятии, в школе, в жизни).

Тип

проекта

связан

с

его

целью,

с

задачами

по

формированию

у

учащихся

ключевых

компетенций

и

компетентностей.

Рассматриваемая

в

настоящей методической разработке проектная деятельность, представляет

собой синтез нескольких типов проектов:

технологический (по профилю макраме и вязание);

5

культурологический (обращение к жанру народной сказки, фольклору, выбор

темы кукольного спектакля);

информационный (знакомство с историей и типами кукольного театра);

частично-поисковый

(определение

типажей-героев

л и т е р ату р н ы х

произведений);

творческий (характеризуется свободным, творческим подходом к проблеме

создания кукольного театра, к ходу работы и к изготовлению авторских

кукол-персонажей);

игровой

и

ролевой

(сценическая

деятельность

постановка

кукольных

спектаклей).

Такой

выбор

типов

проектов

отвечает

основной

цели

учебно-

воспитательного

процесса

духовно-нравственному

воспитанию

кружковцев

средствами

декоративно-прикладного

творчества

и

приобретению специальных компетенций.

Степень творчества при таком

выборе очень высока.

Технологический тип проекта

позволяет обеспечить

приобретение

учащимися необходимых предметных знаний и умений

.

На основе базовых

знаний в технике ручного вязания и макраме программой предусмотрена

разработка технологии и

изготовление игрушек в смешанной

технике.

Тематика

выбираемых

к

разработке

и

созданию

игрушек

подиктована

направленностью программы на русскую народную сказку.

Обращение к

русской

народной

сказке

помогает

детям

увидеть

в

изготавливаемых

игрушках сказочных героев и возможности использования их

в качестве

к у к о л

д л я

к у к о л ь н о г о

т е а т р а .

Культурологический

тип

проекта

занимает

особое

место

среди

типов

проектов в духовно-нравственном воспитании учащихся, т.к. обеспечивает

осведомленность

обучающихся

в

особенностях

национальной

и

общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека

и человечества, основах семейных, социальных, общественных явлениях и

традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир,

эффективных способах организации свободного времени.

Информационный тип проекта помогает кружковцам познакомиться с

краткой историей кукольных театров и возможностью превращения знакомых

игрушек в артистов кукольного театра.

Частично-поисковый

тип

проекта

помогает

воспитанникам

в

определении типажей-героев сказок. Конечной целью творческого развития

кружковцев является создание кукольного театра по мотивам русских

народных

сказок. В кружке проводятся чтения

русских народных

и

авторских сказок, определяются типичные герои и намечается набор кукол-

героев для изготовления их руками кружковцев.

Творческий тип проекта позволяет

наметить

пути в достижении

поставленной

цели

и

далее

развивается,

подчиняясь

принятой

логике

и

6

интересам участников проекта. В данном

случае это создание кукольного

театра с последующей постановкой и театрализованным показом кукольного

спектакля по мотивам русских народных сказок.

Игровым и ролевым типом проекта завершается процесс работы над

игрушками и включением в творческий процесс театральной деятельности. В

кружке

разрабатывается

сценарий

театрализованного

показа

с

участием

кукол, изготовленных собственными руками, а затем проводится и сам показ,

т.е. сценическое действие с участием кружковцев и их кукол.

Изложенное

построение

учебно-воспитательного

проце сс а

представляет

собой

синтез

искусств

декоративно-прикладного

и

театрального. Это позволяет расширить возможности творческого развития

воспитанников.

Проходя

через

все

этапы

образовательного

процесса,

учащиеся могут проявить себя в разных видах творческой деятельности. Они

могут создавать игрушки своими руками, быть костюмерами и декораторами,

кукловодами и актерами, слушателями и читателями народных и авторских

сказок в прозе и в стихах, чтецами художественного слова, актерами.

Работа

над

проектом

создания

кукольного

театра

способствует

формированию

у

воспитанников

на

каждом

из

этапов

определенных

компетенций и компетентностей.

Этапы проектной деятельности

Работа

над

созданием

театра

кукол

представляет

собой

проектную

деятельность,

объединяющую

в

себе

все

перечисленные

типы

проектов.

Проект носит долгосрочный характер и включает в себя следующие этапы:

1.

Овладение техниками вязания крючком, на спицах и макраме.

2.

Знакомство с выразительными средствами техник макраме и вязания.

3.

Знакомство

с

принципами

стилизации

в

декоративно-прикладном

искусстве с целью их применения для создания образов животных и фигуры

человека.

4.

«Добрые игрушки» - освоение алгоритма процесса изготовления мягких

плоскостных и объемных игрушек.

5.

Определение темы проекта.

6.

Разработка плана работы над проектом.

7.

Исследование предмета проекта – русской народной сказки:

- чтение сказок;

- выявление типажей русских народных сказок;

- обсуждение и выбор перечня игрушек-героев сказок для изготовления их в

техниках макраме и вязания.

8. Знакомство с краткой историей кукольного театра и их типов.

9. Выбор и работа над продуктом проектной деятельности - кукольным

театром:

- выбор типа кукольного театра;

-

обсуждение

и

выбор

необходимых

основных

и

вспомогательных

материалов;

- разработка эскизов выбранных игрушек-типажей русских народных сказок;

7

- обсуждение и выбор техники для изготовления игрушек;

- распределение обязанностей;

- работа по изготовлению игрушек.

10. Обсуждение и разработка сценария защиты проекта – театрализованного

представления с участием воспитанников и изготовленных ими кукол.

11. Игровая и ролевая деятельность:

- распределение и заучивание ролей в соответствии со сценарием (основного

и дублирующего составов);

- проведение репетиций;

- защита проекта.

12.

Обсуждение

и

оценка

проекта,

подведение

итогов

проектной

деятельности, поощрение с целью стимулирования участников проекта.

Каждый

этап

проекта

раскрывает

основные

разделы

авторской

дополнительной образовательной программы «Кладовая творчества».

1,2.

Овладение

техниками

декоративно-прикладного

творчества,

знакомство с их выразительными средствами.

Этап овладения техниками вязания крючком, на спицах и макраме и

знакомство

с

их

выразительными

средствами,

представленный

разделами

образовательной программы «Кладовая творчества»

«Азбука макраме» и

«Раз петелька, два петелька», формируют необходимые базовые предметные

знания и умения.

На

этапе

освоения

техник,

у

воспитанников

формируются

компетенции:

-

совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,

умений,

навыков,

способов

деятельности),

необходимых

для

реализации

основной цели проекта – создания кукольного театра.

На последующих этапах проектной деятельности

формируются

компетентности - владение компетенциями, включающей его личностное

отношение

к

ней

и

предмету

деятельности,

а

также

ц е л ы й спектр

личностных качеств.

3. Знакомство с принципами стилизации в декоративно-прикладном

искусстве.

Целью этого этапа проектной деятельности

является

применение

принципа стилизации для создания образов животных и кукол. Знакомство

воспитанников с принципами стилизации позволяет им в сложных образах

увидеть простые геометрические формы, учит использовать их при создании

стилизованных, упрощенных образов кукол и животных.

На этом этапе в

детском коллективе формируется ситуация успеха и мотивация творческой

деятельности.

4. «Добрые игрушки».

Этап

«Добрые

игрушки»

представляет

собой

освоение

алгоритма

процесса изготовления мягких плоскостных и объемных игрушек.

Как в старину, так и в наши дни, трудно представить ребенка без

игрушки. С ними ребенок начинает познавать мир, общаться, удивляться и

радоваться, с игры начинается путь ребенка в большой мир. У каждого

времени свои игрушки. Но назначение их всегда одинаково. Сначала они

8

развлекают,

не

дают

заскучать,

потом

приучают

к

труду,

учат

жизни,

воспитывают. И очень важно, какие они – эти игрушки.

Современные

магазины

заполнены

игрушечными

монстрами,

троллями, агрессивными роботами-трансформерами. У детей такие игрушки

создают искаженное представление о мире, героях, привязанностях, понятиях

добра и зла. Повзрослев среди таких игрушек, дети легко могут переходить в

категорию «группа риска», т.к. их будет притягивать опасное и злое.

По

этой

причине

этапом

«Добрые

игрушки»

предусмотрено

изготовление милых игрушек - малышек-зверушек. Дети с удовольствием

занимаются их изготовлением, играют с ними, дарят друзьям. Такие игрушки

хочется держать в руках, обнимать, прижимать к себе, играть с ними. В игре

дети примеряют на себя разные роли, которые затем опробуют в жизни.

Добрые игрушки способствуют формированию у детей ощущению себя в

роли доброго, заботливого, благородного человека.

5. Определение темы проекта.

Тема проекта обсуждается в коллективе с учетом приобретенных ранее

знаний,

умений

и

навыков

в

техниках

вязания

и

макраме.

При

этом

учитываются

выразительные

средства

и

возможности

техник

и

приобретенный детьми опыт работы в этих техниках. На этом этапе работы у

воспитанников формируется способность высказывать собственные мысли,

чувство

уверенности

при

отстаивании

собственной

точки

зрения,

адаптация к условиям окружающего мира.

6. Разработка плана работы над проектом.

На этом этапе работы над проектом идет обсуждение соответствия

темы проекта и возможностей детского коллектива в его реализации. Здесь

учитывается

уровень

подготовленности

воспитанников,

информационно-

методическая и материальная база. В процессе обсуждения разрабатывается

пошаговый

план

работы

над

проектом

с

начала

до

получения

продукта

проекта – его защиты, театрализованного показа кукольного театра. При этом

формируется способность к самооценке и самоконтролю.

7. Исследование предмета проекта – русской народной сказки.

Давно признано огромное значение такого жанра народного творчества,

как

сказка,

его

влияния

на

всестороннее

воспитание

и

образование

подрастающего поколения. В яркой поэтической форме русская народная

9

сказка

знакомит

детей

с

такими

нравственными

категориями,

как

ответственность,

послушание,

трудолюбие

и

пр.

В

сказках,

например,

достаточно

легко

решается

важная

воспитательная

проблема

детского

послушания.

Непослушание-легкомыслие,

непослушание-глупость,

непослушание-каприз,

непослушание-ошибка

ярко

высвечиваются

в

русских народных сказках. «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят»,

«Сестрица

Аленушка

и

братец

Иванушка».

Сколько

раз

нарушил

родительское слово - наказ, наставление, просьбу, запрет - столько раз попал

в беду. Сказка – подсказка! Сказка ложь да в ней намек – добрым молодцам

урок! На все случаи жизни сказка утверждала доверие и уважение к слову

старшего.

В современных условиях морального кризиса молодежи наиболее

актуальным

является

то,

что

сказки

несут

в

себе

большой

потенциал

положительных нравственных поучений. Соединившись, они развертываются

в глубокую науку нравственности: как бы тебе ни было плохо, умей слышать

другого. Способность участия в беде другого, когда и самому-то тяжело,

признается

в

народе

высшим

нравственным

качеством

и

подчеркивает

богатство души. Поделись последним, протяни руку помощи, скажи доброе

слово надежды, утешения, избавь от страданий. Co-страдание, со-участие, со-

действие, совесть - это основы человеческого достоинства по строгой оценке

народа. Именно в этом и состоит воспитательная ценность сказки.

Сильной

стороной

сказок

является

их

активная,

действенная

направленность на победу добра. При этом нет необходимости обсуждать с

детьми аллегорический смысл сказки. Дети без постороннего вмешательства

легко улавливают идейную направленность сказки - добро побеждает зло.

Такова сила воздействия образа и сюжета сказки. Уже в процессе первого

чтения дети ярко проявляют свои симпатии и антипатии по отношению к

персонажам сказок: всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных,

готовы

прийти

им

на

помощь.

Дети

искренне

радуются,

что

побеждает

справедливость. Зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в

жизни всегда было так.

Исследование русской народной сказки проходит поэтапно:

чтение сказок;

обсуждение сказок и выявление основных типажей;

обсуждение и выбор перечня игрушек-героев сказок для изготовления

их в техниках макраме и вязания.

Итогом работы должен стать выбор типажей героев сказок,

отвечающих

возможностям

техник

вязания

и

макраме

в

их

изготовлении.

В

процессе

реализации

этой

части

проекта

у

воспитанников происходит приобщение к духовно-нравственным

ценностям,

формируется

чувство

патриотизма,

опыт

исследовательской деятельности, анализа.

8. Знакомство с краткой историей кукольного театра и их типов.

10

На

этом

этапе

проектной

деятельности,

культуроведческом,

воспитанники

знакомятся

с

краткой

историей

появления

и

развития

кукольного театра. В процессе знакомства, расширяется кругозор детей в

области

исторических,

национальных

и

культурных

особенностей

театра

кукол. Воспитанники знакомятся с типами кукольных театров и кукол для

них,

возможностью

создания

их

своими

руками.

У

них формируется

любознательность и мотивация к творчеству.

9.Выбор и работа над продуктом проектной деятельности. Кукольный

театр.

Работа над проектом на этом этапе проходит в следующем порядке:

выбор типа кукольного театра;

обсуждение и выбор необходимых основных и вспомогательных материалов;

разработка эскизов выбранных игрушек-типажей русских народных сказок;

обсуждение и выбор техники для изготовления игрушек;

распределение обязанностей;

работа по изготовлению игрушек.

После обсуждения и выбора типа кукольного театра, анализа учебно-

методической

и

материально-технической

базы

кружка,

разрабатываются

авторские эскизы выбранных игрушек-типажей русских народных сказок.

Обсуждается

выбор

базовой

техники

для

изготовления

коллекции

кукол,

производится

распределение

обязанностей

по

изготовлению

кукол,

после

чего кружковцы приступают к изготовлению кукол по авторским эскизам. На

этом этапе работы над проектом у воспитанников формируются склонность

к

самостоятельности,

готовность

и

способность

обучаться

самостоятельно,

мотивация

к

творчеству,

целеустремленность,

готовность

к

участию

в

коллективном

творческом

деле,

чувство

ответственности за выполнение своей работы, аккуратность.

10.

Обсуждение

и

разработка

сценария

защиты

проекта

театрализованного представления с участием кружковцев и изготовленных

ими кукол.

Наборы

кукол

могут

быть

использованы

для

театрализованных

представлений

по

сюжетам

народных

сказок,

для

организации

сюжетно-

ролевых

игр,

которые,

как

средство

обучения

общению,

способствуют

развитию коммуникативных умений (завязывать контакт, правильно вести

беседу

и

т.п

.),

приобретения

в

игровой

форме

социального

опыта,

для

проведения литературно-художественных викторин по народному творчеству

(сказки, загадки, прибаутки и поговорки). Театрализованная деятельность

может осуществляться детьми в домашних условиях, в классе, в массовых

мероприятиях.

Театр-это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, и в игре

познаёт

мир.

Театрализация

учебного

процесса

привлекательна

тем,

что

вносит

в

детские

будни

атмосферу

праздника,

приподнятое

настроение,

позволяет формировать

у

детей

творческую

активность,

проявлять

инициативу,

способствует

выработке

у

них

чувства

взаимопомощи,

коллективных

умений,

способствует

развитию

коммуникативных

11

способностей

воспитанников,

их

сценического

мастерства

и

речевой

деятельности, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Театрализованные занятия могут иметь форму спектакля кукольного

театра,

проведения

викторины

по

теме

русских

народных

сказок,

презентации кружка, психологических и интеллектуальных творческих игр и

т.д.

На

иллюстрациях

представлена

защита

проекта

кукольного

театра

«Станичники».

11. Игровая и ролевая (театральная) деятельность.

Театральная деятельность организована в следующем порядке:

распределение

и

заучивание

ролей

в

соответствии

со

сценарием

(основного и дублирующего составов);

проведение репетиций;

защита проекта.

В детском объединении «Макраме и вязание» за период с 1997 года

были разработаны и созданы несколько комплектов

кукол для кукольных

театров. Это шестовые куклы к спектаклю «Домовенок Кузька и его друзья»,

набор пальчиковых кукол «Теремок» по мотивам русских народных сказок,

набор перчаточных кукол «Рукавичка» по мотивам русских народных сказок,

набор пальчиковых кукол «Станичники» по теме истории казачества.

Шестовые куклы к спектаклю «Домовенок Кузька и его друзья» были

выполнены

в

технике

макраме.

Они

использовались

в

театральной

постановке

по

современной

авторской

сказке

Т.Александровой

«Кузька».

Сценарий

театрализованного

представления

был

разработан

в

кружке.

Актерами были кружковцы.

Набор кукол «Теремок» выполнен в технике макраме и аппликации,

«Рукавичка» - в технике вязания. Наборы выполнены по мотивам русских

народных сказок.

Набор

кукол

«Станичники»

разработан

по

историческим

образцам

костюмов казачества и предназначен для сюжетно-ролевых игр современных

потомков

казачества.

Игры

с

представленными

куклами

способствуют

сохранению и развитию культурного наследия и традиций казачества.

Сценарии защиты проектов прилагаются. (Приложение 1, 2, 3)

Анализ

работы

кружка

«Макраме

и

вязание»

по

авторской

образовательной

программе

«Кладовая

творчества»

позволяет

определить

роль проектной деятельности в реализации кейс-метода и формировании

ключевых компетенций учащихся.

Ключевые

компетенции

Типы проектов

Общепредметные критерии

12

Ценностно-смысловые

Культурологические

Адаптация к социокультурной среде

Мировоззрение

Осмысление общественных явлений

Создание условий для ориентации в

социокультурной среде

Ролевые

Мотивация ценности культуры

Осознание ценности бытия

Развитие коммуникативных

способностей

Самооценка и самоконтроль поступков

Опыт освоения мира

Организация досуга

Освоение социальных ролей

Учебно-

познавательные

Информационные

Мотивация интеллектуальной

активности

Формирование осведомленности в

декоративно-прикладном искусстве

Знакомство с многообразием видов

деятельности в декоративно-

прикладном творчестве

Использование межпредметных связей

Технологические

Краткое знакомство с техниками

декоративно-прикладного искусства, их

историей, областью применения

Знакомство с технологией вязания

Формирование опыта деятельности

Частично-поисковые

Формирование целеполагания

Развитие аналитического мышления,

умения исследовать, обобщать и делать

выводы

Знакомство с многообразием средств

деятельности при создании кукольного

театра

Креативные

Творческие

Умение извлекать пользу из

приобретенного опыта», находить

новые решения для творческих задач

Рефлексия

Выбор реальных познавательных

объектов для проведения анализа

Организация самостоятельной

деятельности

Создание условий для самовыражения

Развитие творческих способностей

Использование различных способов

деятельности

Разработка сценария

Проектирование театральной

деятельности

Вовлечение в игровую-ролевую

деятельность

13

«Теремок» «Домовенок Кузька и его друзья»

«Рукавичка»

«

Станичники»

Иллюстрация защиты проекта кукольного театра «Станичники»

2.

Рекомендации

14

Представленная методическая разработка может быть рекомендована

руководителям

профильных

кружков

декоративно-прикладной

направленности,

учителям

начальных

классов,

учителям

технологии

в

качестве технологической разработки, на основе которой можно подготовить

и провести целый ряд мероприятий с детьми различного возраста..

Работа по изготовлению кукольных персонажей к кукольным театрам

возможна

в

различных

техниках.

Использование

их

в

учебно-

воспитательном процессе изложено в настоящей разработке.

Работу по кейс-методу по созданию кукольного театра следует начинать

с

целеполагания

и

построения

структуры

кейса.

В

зависимости

от

поставленной цели может быть выбрано основное направление работы над

проектом. Целью может быть обращение к литературе вообще и жанру сказок

в частности, к народным национальным традициям, национальному костюму,

морально-этическим нормам поведения детей в коллективе, в семье, в школе,

на улице и в транспорте, организация ролевых игр и пр.

В соответствии с этим выбирается сказка или серия сказок. Затем

создаются стилизованные, костюмированные, характерные, юмористические,

карикатурные или др. куклы

для театра. При этом необходимо решить

вопрос будут ли куклы стилизованными и максимально упрощенными по

технологии изготовления или тщательно проработанными в тематических

деталях (костюмы и материалы, характер, национальные черты, историческая

эпоха, профессия и пр.). Куклы также могут быть трансформерами.

Изготовление кукол, выбор темы, разработка сценария кукольного

спектакля,

театральная

деятельность,

организация

ролевых

игр

могут

превратиться

в

увлекательное

КТД

коллективное

творческое

дело.

А

использование

различных

видов

деятельности

способствуют

раскрытию

индивидуальных

способностей

ребенка,

его

самореализации

и

росту

самосознания.

За время работы автором накоплен большой опыт работы с детьми

различных возрастных категорий.

Поиски новых форм работы позволили

осуществить организацию работы кружка не только на стационарной базе

городского Детско-юношеского центра Волгограда (ранее городского Дворца

пионеров), но и на базе общеобразовательных школ, подростковых клубов,

специализированных учебных заведений, летних загородных и пришкольных

оздоровительных

лагерей.

Условия,

предоставляемые

каждой

из

баз,

особенности

детского

коллектива

(возраст,

уровень

подготовленности

и

физических

возможностей),

наличие

материально-технической

базы

диктовали выбор форм работы, профильности кружка, режима работы.

Кружковая работа проводилась по авторским программам, которые

позволяли

знакомить

детей

с

различными

техниками

декоративно-

прикладного

творчества,

различными

материалами

и

их

выразительными

свойствами,

способствовали

формированию

мотивации

к

творчеству

и

развитию творческого потенциала воспитанников. В работе использовались

такие

формы,

как

практическая

деятельность,

организация

выставок

и

15

проведение экскурсий, проведение мастер-классов, проведение различных

типов игр.

3.

Сведения об авторе

Автор представленной методической разработки, Савинова Галина

Ф ед о р о в н а ,

п ед а го г

д о п ол н и т е л ь н о го

о б р а з о ва н и я

в ы с ш е й

квалификационной категории по профилю макраме и вязания. С 1981 года

автор

работает

в

муниципальном

образовательном

учреждении

Детско-

юношеском центре г. Волгограда. Педагогический стаж составляет 31 год.

Автор участник многочисленных выставок и профессиональных

конкурсов различного уровня. Неоднократно становилась победителем:

2008г. – Областная выставка «Бабушкин сундучок» в номинации «Свой

стиль» (3 место);

2008г. – Областная выставка декоративно-прикладного творчества, народных

ремесел

и

промыслов

«Продлись,

продлись

очарованье…»

в

номинации

«Волшебный клубок» (2 место);

2009

г.

-

Муниципальный

конкурс

«Лучшие

педагоги

дополнительного

образования Волгограда» (Победитель);

2011 г. -

IV конкурс МОУ ДЮЦ г. Волгограда «Сердце отдаю детям» (1

место).

На протяжении всей своей педагогической деятельности, автор

представленной

разработки

вместе

с

детским

объединением

«Макраме

и

вязание»

систематически

принимала

участие

в

различных

выставках

и

конкурсах детского декоративно-прикладного творчества, где неоднократно

коллектив объединения завоевывал призовые места.

5. Список использованной литературы

16

1.

Борытко Н. Теория обучения. - В. "Гуманитарная педагогика", 2006.

2.

Гиппенрейтер Ю. Общаться с ребенком Как? - М., "Астрель", 2006.

3.

Гиппенрейтер Ю. Продолжаем общаться с ребенком Так? - М., "Астрель",

2008.

4.

Проблема эстетического развития личности школьника. - М.,

7. Русские

народные сказки. - М., "Советская Россия". 1992.

5.

11. Школа. Ж-л. - М., "Просвещение", 2000.

6.

12. Энциклопедия. Искусство. - М., "Росмэн", 2002.

7.

13.

И.А.

Зимняя

-

Ключевые

компетенции

-

новая

парадигма

результата

образования.- Российский государственный университет, Интернет-журнал

«Эйдос», 2011.

8.

Ковалева Т. М. О деятельности тьютора в современном образовательном

учреждении // Организация тьюторского сопровождения в образовательном

учреждении:

содержание,

нормирование

и

стандартизация

деятельности

тьютора. Материалы Всероссийского научно-методического. семинара. М.:

АП КиППРО, 2009.

9.

Попова С.Ю., Метод case-stady как современная образовательная технология//

Гарантии

качества

профессионального

образования:

материалы

докладов

заочной научно-практической конференции. Тверь: ТвГТУ, 2012.

10.Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе

метода case-study.

М.:

Сборник

«Инновации

в

российском

образовании»,

ВПО, 2000.

17

Приложение

СЦЕНАРИЙ

Творческой защиты театра кукол "Рукавичка"

Участники:

Кружковцы

кружка

"макраме

и

вязания"

авторы-исполнители

перчаточных кукол, зрители - приглашенные младшие школьники.

Цель:

Презентация идеи использования перчаток для изготовления кукол,

их особенности, возможность использования.

Задачи:

- научить использовать перчатки-варежки для изготовления кукол;

- развивать способности детей в ролевых играх с помощью театра

кукол;

- воспитывать чувство уважения к народной культуре и привлечь

внимание детей к народным сказкам.

Действующие лица:

Девочки и мальчики, потерявшие перчатку.

Особенности сценических костюмов:

Повседневная одежда нейтрального цвета не заглушающая образ

представляемых кукол.

Реквизит:

Корзиночка с конфетами для награждения участников конкурса

зрителей.

Музыкальное сопровождение:

Плясовая народная мелодия.

Подготовительный этап:

Выбор сказки для показа, разработка сценария, подбор музыки,

запись фонограммы, репетиции.

Ход выступления:

Презентация

театра

кукол

"Рукавичка"

проходит

в

форме

литературного монтажа в стихотворной форме.

Театрализованный показ:

Все участники выходят на сцену в сопровождении плясовой

мелодии и выстраиваются в шеренгу, спрятав руку с перчаточной

куклой за спину. Идет чтение текста монтажа в стихотворной форме:

Участник 1. Я перчатку потеряла. Ты видала?

Участник 2. Не видала. Ты видал?

Участник 3. Я? Не видал, я ведь тоже потерял.

Участник 4. Потеряла я.

Участник 5. И я. Что же делать нам друзья?

Участник 6. Где еще найти такую? Может выбросить вторую?

Участник 7. Не спеши бросаться, можно ей играться.

Участник 8. Ты перчатку натяни да на руку посмотри.

Участник 9. Пальчики сгибаются, игрушка получается.

18

Участники

показывают свои игрушки.

Участник 1. Это заяц. Это волк.

Участник 2. Вот лиса. Вот колобок.

Участник 3. Дед. И Баба с Внучкой.

Участник 4. Кот с собакой Жучкой.

Участник 5. К русской сказке обратимся и в театр превратимся.

Идет представление сказки

Театрализованный показ

выбранной

сказки

силами

всех

участников

("Репка" или "Колобок" ).

Участники продолжают литературный монтаж:

Участник 1. Мы вам сказку рассказали, как сумели показали.

Участник 2. Много русских сказок есть, нам их всех не перечесть.

Объявляется конкурс среди зрителей:

Участник 3. Кто нам может подсказать, что еще нам показать?

Участник 4. Сказку назовите, конфету получите.

Участник 5. Кто из вас смелее? Идите поскорее.

Зрители называют сказки, за что получают в награду конфету.

Участник 6. Сказок много вы назвали, все конфеты разобрали.

Участник 7. Мы теперь с театром нашим много сказок всем покажем.

Участник 8. Этой сказочке конец, кто смотрел - тот молодец!

Все участники . Спасибо за внимание. До скорого свидания!

После общего поклона участники показа уходят со сцены.

Используемая литература:

1. Русские народные сказки. - М., "Советская Россия", 1992.

2. Хрестоматия для маленьких. - М., "ДетГИЗ", 1985.

Автор сценария и режиссер - постановщик:

Савинова Г.Ф., педагог дополнительного образования первой

категории МОУ ДЮЦ Волгоград.

19



В раздел образования