Напоминание

"Корпоративное обучение"


Автор: Ятайкина Алевтина Аркадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: лицей № 81
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Корпоративное обучение"
Раздел: полное образование





Назад




КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Ятайкина А.А., директор лицея №81

Изменения

в

системе

образования

требуют

новых

подходов

к

обучению

педагогов,

одним

из

которых

может

стать

корпоративное

бизнес-обучение.

Элементы традиционного внутрикорпоративного обучения присутствуют в практике

любого ОУ. При этом обучение осуществляется, как правило, в отрыве от обучения

руководителей. В связи с этим возникли вечные вопросы оценки результативности

обучения,

так

как

оторванные

от

процесса

обучения

своих

сотрудников

руководители должны хотя бы косвенно видеть его результаты. Что приобретается,

если руководитель присутствует на обучении вместе со своими подчиненными? Мы

максимально

включаем

руководителя

в

решение

проблем,

которые

он

же

до

тренинга

и

заявляет.

Бизнес-тренер

получает

возможность

влиять

на

коммуникационные

параметры

не

только

отношений между сотрудниками, но и

отношений «Руководитель - Сотрудники». Коррекция поведения и наработка навыков

получается объемной - не только сотрудники корректируют свое поведение, но и

руководитель начинает понимать, что заявленные им проблемы частично зависят и

от его поведения... А главное, у руководителя уже не возникает вопросов о полезно-

сти и результативности обучения, так как результаты он начинает отслеживать не

только в работе своих сотрудников, но и в своей собственной.

Таблица 1

Традиционное обучение

Кто обучает

Оценка

Характер обучения

Внутри ОУ

Замерить реальные

результаты обучения

невозможно, так как на

результативность сотруд-

ников влияет множество

побочных факторов

Обучение стандарти-

зировано и рассчитано

на среднестатистического

сотрудника

Внешние центры

обучения

Обучение проводится без

присутствия руководите-

лей обучающихся.

Оценка опосредована

Реальные результаты замерить

невозможно

Обучение проводится

по стандартным програм-

мам, мало адаптировано под

особенности ОУ

Традиционное обучение не решает системные проблемы, а продлевает жизнь

неэффективным процессам, поверхностно их улучшая.

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ ОБУЧЕНИЯ

В нашем ОУ мы уходим от распространенной «коробочной практики». Часть

обучения проводится в виде так называемых бизнес-сессий.

Бизнес-сессия - это система краткосрочных (2-3 академических часа) встреч,

направленных

на

повышение

эффективности

сотрудника

на

рабочем месте,

кардинальную

перестройку

отношения

сотрудников

к

системе

рабочих

взаимоотношений, включая и систему обучения.

Особенности проведения бизнес-сессий:

а)Краткосрочность встреч (2-3 академических часа) при их периодичности.

б)Направлены

на

решение

вопросов

конкретной

группы

сотрудников,

а

не

на

передачу заранее написанных учебных материалов.

в)Проводятся с обязательным присутствием непосредственного руководителя.

Это дает положительные результаты в нескольких областях:

во время занятий происходит коррекция взаимоотношений руководителя и

подчиненных;

выявляются истинные причины возникновения проблем;

снимается

проблема

оценки

результативности

бизнес-сессий,

так

как

руководитель присутствует на каждом занятии и отмечает результативность в

изменении поведения сотрудников на рабочем месте;

поведение сотрудников отражает истинное положение дел в подразделении;

сотрудники получают модели поведения, которые затем передают на своих

подчиненных.

г)

Участникам

не

дается

заранее

подготовленный методический

материал.

Необходимые материалы создаются во время бизнес-сессий.

д) Информация дается порционно и обязательно отрабатывается на рабочих местах в

промежутках между бизнес-сессиями.

е) В середине цикла участники задают темы следующих бизнес-сессий

Система построения обучения через бизнес-сессии

Кого

обучаем

Кто обучает

Затраты

Оценка

Характер

обучения

Руковод

ителей

Внутрикорпоративные

тренеры

Небольшие, так

как для подоб-

ного обучения

достаточно

небольшого

штата подготов-

ленных бизнес-

тренеров

Подготовкой

бизнес-тренеров

должен

заниматься

руководитель

Обучение прохо-

дит при обяза-

тельном присут-

ствии непосредст-

венных руково-

дителей. Они

делают выводы во

время бизнес-

сессий и после

них по реальным

изменениям в их

подразделениях

Обучение на-

правлено на

решение во-

просов под-

разделения и

строится по

результатам

их решения

Сотруд-

ников

Наставники, непо-

средственные руково-

дители.

Разработки учебных

программ (деловые,

симуляционные игры,

дистанционное обу-

чение) заказываются

или создаются

внутрикорпо-

ративными центрами,

объединениями

Небольшие, так

как не надо со-

держать

большой штат

бизнес-

тренеров.

Оплата учебных

программ

проводится

одноразово.

Оценивается ре-

зультативность

подразделения, а

не отдельно обу-

чение

Новички

получают ми-

нимальное

обучение на

уровне

умений под-

держивать

бизнес-

процессы.

Основное

обучение

проводится на

рабочем месте

Распространяя обучение не «снизу-вверх», а «сверху-вниз» мы многократно

увеличиваем результативность и отдачу персонала по нескольким параметрам:

повышение

квалификации

в

области

руководства

улучшает

психологический

климат, создает командное взаимодействие, что является основой нематериальной

мотивации;

руководители,

вовлеченные

во

внутрикорпоративное

обучение,

передают своим сотрудникам новые навыки; длительность и тематика обучения

напрямую связаны с возникающими рабочими вопросами;

во

время

обучения

складываются

команды

подразделений,

нацеленные

на

достижение рабочих

результатов,

способные

к

самостоятельному

решению

возникающих

проблем;

отсутствуют

проблемы

послетренинговой эйфории,

забывания тренингового материала, оценки тренингов, так как обучение в виде

бизнес-сессий воспринимается как продолжение деятельности на рабочем месте.

Бизнес-сессии целесообразно проводить для сотрудников разных уровней. Вот

пример сессии для руководителей ОУ

и руководителей кафедр, методических

объединений

и

руководителей

других

структурных

подразделений

внутри

ОУ,

взятых из практики корпоративного обучения бизнес-компаний.

Содержание бизнес-сессии для руководителей ОУ и его структурных

подразделений.

Бизнес-

сессии

Содержание

1

Участники группы выделили проблемы внутренних коммуникаций:

-

не определен стиль принятия решений;

-

не определен регламент собраний группы;

-

не определен порядок подведения итогов и выработки управленческих

решений в плане взаимодействия;

-

принятые решения не согласуются со всеми участниками совещаний и не

выделяются ответственные за принятые решения;

-

неумение четко формировать потребности;

-

неумение расставлять приоритеты

2

Группа выработала стили принятия решений и дала определение каждому из

них, исходя из реально проводимых совещаний:

1.

командное - все понимают и принимают решения;

2.

авторитарное - решает руководитель;

3.

консультационный - все выступают в качестве консультантов, но

окончательное решение принимает руководитель;

4.

групповой - вопросы решаются голосованием.

Затем участники выделили вопросы, которые они будут решать тем или иным

стилем, например:

-

проекты - будут решаться командным стилем;

-

экстренные вопросы - на 80% авторитарным стилем, на 20% групповым и

консультационным;

-

коррекция задач - будет решаться командным и консультационным стилем;

-

планирование на три месяца будет решаться командным стилем, на один

месяц - консультационным стилем

3

Группа вывела проблемы внешних коммуникаций, то есть взаимодействие с

другими подразделениями и руководством компании

4

Была посвящена созданию модели подачи информации руководству, а также был

составлен перечень вопросов по взаимодействию с другими

подразделениями

5

Вылилась в открытую дискуссию о целях каждого участника и соотнесении их

с целями группы и ОУ. Участники открыто выражали свои мнения о

сложившихся правилах взаимоотношений, об ответственности по отношению к

принятым решениям. В результате они отметили, что стали лучше понимать

друг друга, появилась потребность найти что-то общее, объединяющее. На этой

сессии был намечен план проведения следующих бизнес-сессий

б

Переросла в реальное проведение совещания по вопросу нового вида активного

маркетинга. Группа разработала шаги внедрения, расписала ответственных,

даты, пилотный проект. Все решения были записаны в Протоколе

проведенного совещания

7

У руководителя возникли опасения, что группа может опять перейти на старые

нормы. В результате обсуждения и проведения мини-совещания по реальной

проблеме участники вывели основные этапы проведения подобных

совещаний.

1. Выявление проблемы.

2. Формулировка цели.

3. Обозначение задач.

4. Обсуждение каждой задачи.

5. Выработка концепции (резюме).

6. Принятие решений, сроки, ответственные.

7. Оформление протокола

8

Прошла как проверочная - группа отработала одно совещание по выделенным

этапам. Во время этой отработки участники отслеживали собственные

взаимоотношения - насколько они изменились, насколько они стали слышать и

учитывать мнения друг друга. Были выведены основные правила принятия

решений, которые, с одной стороны, позволяли экономить время, с другой,

ограничения не должны были влиять на качество принятых решений

9

Была посвящена выведению видения группы, т.е. неисчислимых целей, которые

объединяют на эмоциональном уровне

10

Группа обобщила пройденный путь, выявила новые правила, традиции, которые

появились в группе

Для более полного понимания построения обучения с помощью бизнес-сессий

приведем схему его проведения (рис. 1).

Методические материалы (пункт 3) составляются участниками бизнес-сессии

по результатам проведения и анализа деловой игры (пункты 1, 2), составленной

тренером по заявленным вопросам или проблемам. Методические материалы могут

быть дополнены тренером, при согласии с дополнениями участников.

Отработка

строится

на

реальных

примерах

работы (пункт

4).

Примеры

подбираются тренером заранее или задаются участниками во время бизнес-сессии.

Между бизнес-сессиями участники получаются домашнее задание на отработку

материала в рабочей деятельности (пункт б).

Тренер

после

каждой

бизнес-сессии

рассылает

схемы,

составленные

по

разработанным на бизнес-сессии методическим материалам. Схемы составляются в виде

презентаций

в PowerPoint (пункт 5). Каждая бизнес-сессия начинается с обратной

связи сотрудников по выполнению домашнего задания (пункт 7).

Один из важных вопросов - как побудить руководителей, которые привыкли к

традиционным

формам обучения,

внедрять

новые

концепции. Основными

аргументами в пользу этого выступают:

а)

темы

бизнес-сессий

прописываются

исходя

из

реальных

проблем,

а

не

из

заранее подготовленных

тренингов

руководителя

надо

запрашивать не темы

обучения, а реальные проблемы, которые он хочет решить с помощью обучения);

б)

малая

затратность

времени

для

достижения запрашиваемого

результата

(на

бизнес-сессиях концентрированно разбираются и решаются только те проблемы или

вопросы, которые важны для участников и влияют на работу);

в)

обязательное

присутствие

руководителя

на бизнес-сессиях

(первые

бизнес-

сессии должны быть увлекательны и давать пусть небольшой, но реальный эффект на

рабочем месте);

г)

предложение

начать

проведение

бизнес-сессий в

виде

пилотного

проекта

-

обязательны первые пять встреч, продолжение зависит от полученных результатов;

д)

согласование вопросов, рассматриваемых на бизнес-сессиях, с руководителем, а в

дальнейшем,

со всеми участниками. Таким образом, бизнес-тренер и участники

разделяют ответственность за рассматриваемые на бизнес-сессиях вопросы, а также

за количество встреч;

е)

во время бизнес-сессий уход от оценок, привлечение к совместному поиску

решений, совместная ответственность за полученные результаты.

Приведем несколько примеров из практики лицея № 81.

Семинар-тренинг

«Моделирование бизнес-процесса по переходу МБОУ в МАОУ»

25 июня 2010 года на базе Бизнес-центра «Партнёр» при содействии ООО

«Национальное

агентство

сохранения

бизнеса»

и

активной

поддержке

Пашкова

Петра Михайловича, заведующего кафедрой экономической информатики НГУЭиУ,

кандидата

экономических

наук,

прошёл

семинар-тренинг

в

форме

«мозгового

штурма»

для

педагогов

лицея

81

по

теме

«Моделирование

бизнес-процесса

по

переходу

муниципального

бюджетного ОУ в статус муниципального автономного ОУ».

Семинар

вела

Бузина

Е.Б.,

руководитель

департамента

образования, специалист по бюджетированию.

На семинаре присутствовали:

инициативная

группа

из

числа

15

педагогов

и

администрации, заинтересованных в формировании миссии

лицея;

представители

отдела

образования

администрации

Калининского района: заместители начальника ОО Горина

Т.В. и Мочалов В.И.;

Пашков

Пётр

Михайлович,

заведующий

кафедрой

экономической информатики НГУЭиУ, кандидат экономических наук, член жюри

конкурса ОУ г. Новосибирска на присвоение статуса ГЭП по информатизации,

научный

руководитель

творческой

группы

лицея

81

«Формирование

функциональных

требований

к

информационной

системе

управления

лицеем

на

основе

моделирования

бизнес-

процессов» в рамках ГЭП;

студенты

НГУЭиУ,

члены

творческой

группы

«Формирование

функциональных

требований

к

информационной

системе

управления лицеем на основе моделирования бизнес-процессов».

Семинару

предшествовала

тщательная

подготовка

всех

заинтересованных

лиц.

Участниками

семинара

была

собрана

и

обобщена

имеющаяся информация об автономных ОУ, в том числе нормативно-правовая, а

также имеющийся опыт других ОУ, перешедших в статус автономного ОУ. Данная

проблема на сегодняшний день наиболее актуальна, т.к. федеральные законы «Об

образовании»,

«Об

автономных

учреждениях»,

национальная

образовательная

инициатива

«Наша

новая

школа»

определили

роль

и

перспективы

развития

автономных

учреждений

образования

как

непременное

условие построения современной модели образования.

Семинар состоял из трёх основных частей. Первая часть

была

посвящена

рассмотрению

основных

общих

и

отличительных

черт

МАОУ

и

МБОУ.

В

результате

обсуждения составлена таблица:

Сравнительные характеристики автономных и бюджетных учреждений

МБОУ

МАОУ

Учредитель

Мэрия

Мэрия

Формирует заказ

Руководители

Директор

Директор

Наблюдательный совет

Определение устава

Ответственность

директора меньше

Собственность

Уточнить вопросы,

связанные с

приобретением средств на

собственные средства

Ответственност

ь

Реализация закона «Об

образовании»

Реализация закона «Об

образовании»

Ответственность за

выполнение заказа

Источник

финансиров

ания

Местный бюджет

Федеральный бюджет

Областной бюджет

Местный бюджет

Гранты

Спонсоры

Гранты

Спонсоры

Кредиты

Местный бюджет

Областной бюджет

Федеральный бюджет

Средства родителей

Дополнительные клиенты

Механизмы

распределен

ия средств

По статьям

Распоряжается по смете

По решению

родительской

конференции

Отсутствие сметы

Формируется

самостоятельно

Возможность накопления

средств

Возможность открытия

расчетного счета в

коммерческом банке

Получение

дохода

Возможность зарабатывать

на дополнительных

услугах

Рекомендации

Согласие или несогласие

родителей

Нужно иметь средство

изучения рынка

? Кто будет контролировать

правомерность

использования средств в

дополнительные услуги?

Формирование

штатного

расписание

Нормативно-подушевое

финансирование оплаты

труда

Нормативно-подушевое

финансирование оплаты

труда

Возможность добавлять к

заработной плате

собственных средств

Введение новых штатных

единиц

Аутсорсинг

Рассмотреть варианты

консолидации

преподавателей по

различным

дополнительным услугам

нескольких учебных

заведений (уточнить

правовые аспекты) по

принципу сетевого

взаимодействия

Учебный

процесс

Образовательные

стандарты

Образовательная

программа

Учебный план

Образовательные стандарты

Что будет обязательным, а

что дополнительным

(отсутствие документа)

Уточнить статус – лицей

или …

Контроль

качества

образования

ЕГЭ

Государственная

аттестация учащихся

Аккредитация

учреждения

Лицензирование

ЕГЭ

Государственная

аттестация учащихся

Как определить качество?

Стандарты условий почти

невыполнимы

Лицензионные нормативы

для дополнительного

образования

Таким образом, для участников семинара стало очевидным, что переход в

статус МАОУ влечёт с собой не только положительные черты (красный текст), но и

поднимает много новых вопросов, которые необходимо решать в первую очередь

(синий текст).

На втором этапе участники «мозгового штурма», разбившись

на шесть групп по три человека, определили основные

этапы, которые можно было бы совершить для перехода в

статус МАОУ (таблица 2)

:

этапы

группы

1 этап

быстрее всего

2 этап

дешевле всего

3этап

понравится

руководителю

4 этап

понравится

клиентам *

5 этап

нравится лично

Вам, очень бы

хотелось

6 этап

очень хотелось

бы, но пока нет

возможности *

1

Организовать

изучение опыта

существующих

образовательных

учреждений

Составить

авторские учебные

программы

Привлечь

спонсоров

Войти в

наблюдательны

й совет

Написать письмо

президенту или

лично Путину

Пригласить

юриста

2

Подготовить

нормативно-

правовую базу

Изучить

возможности

родителей

учащихся класса с

целью

предоставления

спонсорской

помощи

Принять

участие в

привлечении

дополнительны

х средств через

гранты,

спонсоров,

дополнительны

х клиентов

Составить

авторскую

программу по

развитию

способностей и

оформить в

качестве доп.

услуг

Войти в

творческую

группу по

написанию

образовательных

программ

Помочь оценить

компетенции

3

Провести

анкетирование

всех участников

образовательного

процесса по

восребован-ности

доп. услуг (через

газету, интернет и

проч.) Подготовить

анкету

Помочь

сформулировать

принципы

формирования

наблюдательного

совета

Написать план

конкретного

пошагового

перехода

творческой

группе

Оказывать

услуги школы

полного дня

Уволиться

Прорекламироват

ь образовательное

учреждение

4

Принять решение

о дате перехода

Создать

внутренние

нормативные

документы

Помочь

разобраться с

земельным

вопросом

Привлечь

родителей и

учащихся к

оценке качества

образования

Изучить вопрос о

целесообразности

сохранения

статуса лицея

Изучить

нормативно-

правовую базу и

внести

конкретные

предложения по

изменению

Устава

учреждения

5

Изучить

законодательство

Выступить

директору на

августовской

конференции

директоров о

сетевом

объединении

Сформировать

образовательну

ю программу

доп. услуг,

изучив

нормативную

базу и спрос

Провести

рекламу/презен

тацию о

возможностях

предоставляемы

х доп. услуг

Создать

предметную

программу по

доп. образованию

и изучить цену по

доп. услугам

Создать и

реализовать

программу по

актерскому

мастерству

6

Изучить

нормативные

документы об

образовательных

учреждениях,

которые перешли

к АУ

Предложить свои

услуги в целях

предоставления

дополнительного

образования в

лицее или другого

образовательного

учреждения в

рамках сетевого

взаимодействия

Принять

участие в

создании

грантов и

проектов

основного и

дополнительног

о образования

Сформировать

перечень

дополнительны

х услуг

Помочь

определиться с

ролью ИКТ в

новых условиях

существования

Определить место

участников

образовательного

процесса в

предоставлении

дополнительных

услуг

Наконец

на

третьем,

заключительном

этапе

«мозгового

штурма»

из предложенных шагов сформирован обобщённый

стратегический план действий, которые необходимо совершить,

чтобы осуществить перевод МБОУ в МАОУ(таблица 3)

:

ради чего,

что это

даст

(ЦЕЛЬ)

Уверенность в

правоте

действий

Уверенность в

своих силах

Следовать

цели

Гарантия

успеха

Гарантия

спроса и

развития

Соответстви

е

требованиям

что надо

сделать

Подготовить

правовую базу

Разработать

программы

Разработать

план

действий

Обеспечить

финансиров

ание

Продвинуть

услуги

Оценить

качество

1

Помочь

разобраться с

земельным

вопросом

Сформировать

образовательну

ю программу

доп. услуг,

изучив

нормативную

базу и спрос

Принять

решение о дате

перехода

Принять

участие в

привлечении

дополнитель

ных средств

через гранты,

спонсоров,

дополнитель

Прорекламиро

вать

образовательн

ое учреждение

Помочь

оценить

компетенции

ных клиентов

2

Подготовить

нормативно-

правовую базу

Войти в

творческую

группу по

написанию

образовательны

х программ

Создать

внутренние

нормативные

документы

Привлечь

спонсоров

Провести

рекламу/презе

нтацию о

возможностях

предоставляем

ых доп. услуг

Привлечь

родителей и

учащихся к

оценке

качества

образования

3

Помочь

сформулировать

принципы

формирования

наблюдательног

о совета

Создать и

реализовать

программу по

актерскому

мастерству

Выступить

директору на

августовской

конференции

директоров о

сетевом

объединении

Изучить

возможности

родителей

учащихся

класса с

целью

предоставлен

ия

спонсорской

помощи

Провести

анкетирование

всех

участников

образовательн

ого процесса

по

восребованнос

ти доп. услуг

(через газету,

интернет и

проч.)

Подготовить

анкету

4

Изучить вопрос

о

целесообразнос

ти сохранения

статуса лицея

Создать

предметную

программу по

доп.

образованию и

изучить цену по

доп. услугам

Написать план

конкретного

пошагового

перехода

творческой

группе

Принять

участие в

создании

грантов и

проектов

основного и

дополнитель

ного

образования

5

Определить

место

участников

образовательног

о процесса в

предоставлении

дополнительны

х услуг

Составить

авторскую

программу по

развитию

способностей и

оформить в

качестве доп.

услуг

Сформировать

перечень

дополнительн

ых услуг

6

Изучить

законодатель-

ство

Составить

авторские

учебные

программы

Пригласить

юриста

7

Помочь

определиться с

ролью ИКТ в

новых условиях

существования

Оказывать

услуги школы

полного дня

8

Изучить

нормативно-

правовую базу и

внести

конкретные

предложения по

изменению

Устава

учреждения

Предложить

свои услуги в

целях

предоставления

дополнительног

о образования в

лицее или

другого

образовательног

о учреждения в

рамках сетевого

взаимодействия

9

Изучить

нормативные

документы об

образовательны

х учреждениях,

которые

перешли к АУ

10

Организовать

изучение опыта

существующих

образовательны

х учреждений

11

Написать

письмо

президенту или

лично Путину

Итак, необходимо, чтобы переход в статус МАОУ был объективно обоснован

педагогической, социальной и экономической целесообразностью.

Несомненно – это процесс, а не мероприятие. Это обстоятельство объясняет

тщательность, этапность и продуманность всех его составляющих.

Принимая решение по созданию МАОУ, Учредитель и ОУ должны соотнести

все

риски

и

последствия,

спрогнозировать

экономические,

социальные,

педагогические эффекты, наличие которых индивидуально и дифференцированно

для

каждого

учреждения,

что

в

настоящем

и

в

перспективе

обеспечит

конкурентоспособность МАОУ среди других образовательных учреждений.

Мозговой штурм

«Определение миссии Лицея № 81»

Цель

проведения

мероприятия:

определить

цель

и

предназначение

лицея

81с

учётом

истории школы,

выбранной

модели

инновационного

развития,

тенденций

изменений

в социуме, со стороны

родителей, общества, государства.

Модератором

мозгового

штурма

выступал Пашков

Пётр

Михайлович,

заведующий

кафедрой

экономической

информатики

НГУЭиУ,

руководитель

творческой группы лицея № 81 «Формирование функциональных требований к

информационной системе управления лицеем на основе моделирования бизнес-

процессов»

в

рамках

ГЭП.

Техническая

помощь

осуществлялась

студентами

НГУЭиУ, членами творческой группы «Формирование функциональных требований

к информационной системе управления лицеем на основе моделирования бизнес-

процессов».

Определение миссии лицея происходило в четыре тура.

Участники семинара - педагоги, представители администрации, представители

попечительского

совета,

родители

учащихся

в

каждом

туре

объединялись

в

различные группы.

В

конце

каждого

тура

каждая

группа

произносит

свой

вариант

миссии.

Происходит

краткий

обзор

полученных

результатов.

При

обзоре

отмечаются

индивидуальные особенности каждого варианта миссии.

Первый тур. Участники распределены по парам.

На данном этапе участники в рамках каждой пары должны прийти к единому

варианту

миссии

лицея,

всячески

модифицируя

и

видоизменяя

свои

заранее

подготовленные индивидуальные варианты миссий с оглядкой на рекомендации по

разработке миссии, которые были выданы в начале мероприятия.

Вариант пары 1

1)

Школа

цент р

каче ственного

о б р а з о в а н и я ,

позволяющий развить личные и общественные качества

и социально адаптироваться.

2)

Школа – команда единомышленников-профессионалов,

основная цель которой передать свои знания и научить

самостоятельно

добывать

и

использовать

их

для

достижения

собственных

целей.

3)

Школа – это институт, где получают образование на протяжении всей жизни.

Вариант пары 2

Главная

миссия

школы

создание

м а кс и м а л ь н о

благоприятных

условий

для

самообразования

и

гармоничного развития личности, а именно:

1.

Образование ориентировано на интересы, потребности и

возможности

личности,

её

самоопределение

и

самореализацию.

2.

Процесс

обучения,

воспитания

адаптированы

для

детей

с

различными

способностями.

3.

Учащимся

предоставлена

гарантированная

возможность

углубленного

и

профильного изучения математики, физики, информатики.

Вариант пары 3

В лицее №81 мы предоставляем гарантированные условия для

реализации права личности ученика на развитие своих дарований.

Образование в лицее направляем на выпускника – интеллектуально, творчески,

психически, социально зрелую личность.

Вариант пары 4

Миссией лицея является создание условий для формирования интеллектуально,

творчески,

психически,

социально,

физически

и

нравственно

здоровой

личности, адаптированной к жизни в современном мире.

Вариант пары 5

Разработка и внедрение передовых инноваций, методик и

технологий, способствующих созданию благоприятных

условий

для

развития

и

становления

нравственно

зрелой,

высокообразованной,

социально

успешной

личности

лицеиста,

способной

адаптироваться

в

современном мире.

Вариант пары 6

1)

Обеспечение самоопределения личности, создание условий для её

самореализации.

2)

Формирование у обучающихся адекватной современному уровню

знаний и уровню образовательной программы картины мира.

3)

Формирование

человека-гражданина,

интегрированного

в

современное ему общество и нацеленного на совершенствование

этого общества.

Вариант пары 7

Максимальное развитие личностного потенциала учащихся и

учителей,

раскрытие

их

талантов

и

способностей,

учитывая их интересы и запросы.

Создание

всех

условий

для

формирования

всесторонне

развитой

личности,

свободно

адаптирующейся

в

современном обществе.

Кто это – мы?

Мы – творческий, профессиональный коллектив единомышленников.

Мы – это одаренные дети.

Мы – это понимающие родители.

Мы знаем, чего мы хотим, знаем, как этого достичь, и мы это сделаем.

Вариант пары 8

Школа – дом!!!

1.

Реализация потенциальных возможностей учащихся.

2.

Коммуникативность

и

способность

решать

свои

проблемы.

3.

Сочетание общественного и семейного воспитания.

Второй

тур.

П а р ы ,

о б р а з о в а н н ы е

в

предыдущем туре, объединяются с другой парой:

1q

1 пара

3 пара

2q

2 пара

4 пара

3q

5 пара

7 пара

4q

6 пара

8 пара

Теперь каждая группа, состоящая из двух пар из первого тура, должна прийти к

единому

варианту

миссии

лицея,

всячески

модифицируя

и

видоизменяя

свои

варианты миссий, полученные в первом туре.

Вариант 1q

1)

Лицей №81 – центр качественного образования, гарантирующий условия для

реализации права личности ученика на развитие своих дарований.

2)

Образование в лицее направляем на выпускника – интеллектуально, творчески,

психически, социально зрелую личность, готовую к получению образования на

протяжении всей жизни.

Вариант 2q

Миссия лицея – воспитать личность, которая:

1)

готова учиться на протяжении всей жизни,

2)

профессионально ориентирована,

3)

обладает

потребностью

вести

здоровый

образ

жизни,

4)

способна реализовать себя в обществе,

5)

сможет внести свой вклад в развитие НТП.

Вариант 3q

Максимальное

развитие

личностного

потенциала

учащихся

и

учителей,

раскрытие

их

талантов

и

способностей с учетом их интересов и запросов.

Разработка и внедрение передовых инноваций, методик и

т е х н о л о г и й ,

с п о с о б с т ву ю щ и х

с о з д а н и ю

благоприятных условий для развития и становления

всесторонне

развитой

личности

лицеиста,

свободно

адаптирующейся

в

современном обществе.

Вариант 4q

Обеспечение самоопределения личности и ее самореализации в условиях развития

современного общества.

Третий тур.

Каждая группа из четырех человек, образованная в предыдущем туре, объединяется

с другой группой.

1v

2v

Вариант 1v

Лицей №81:

1.

Центр качественного образования. Мы гарантируем

условия для реализации права личности ученика на

развитие своих дарований. Образование направлено

на

выпускника

интеллектуально,

творчески,

психически,

физически,

социально

зрелую

личность,

готовую

к

получению

образования

на

протяжении всей жизни.

2.

Площадка для реализации личной педагогической концепции учителя.

3.

База

предпрофильной

подготовки,

ориентированной

на

инновационное

развитие города и региона.

Вариант 2v

Максимальное

развитие

личностного

потенциала

учащихся

и

учителей

лицея,

раскрытие

их

талантов

и

способностей

с

учетом

их

интересов и запросов.

Обеспечение

самоопределения

личности,

ее

самореализация

и

адаптация

в

условиях

развития

современного

общества

через

передовые инновационные методики и технологии.

Четвертый тур. Распределение участников уже не требуется. На данном этапе

группы, образованные в рамках предыдущего тура и состоящие из восьми человек,

объединяются

друг

с

другом.

В

результате

четвертого

и

заключительного

тура

должен

быть

получен единый вариант миссии лицея в результате

модификации и видоизменений вариантов миссий,

сформулированных на предыдущем этапе.

Варианты миссии, полученные за все три тура,

собираются и вывешиваются на стене.

Конечный вариант

Лицей №81:

1)

Центр

качественного

образования,

гарантирующий

условия

для

реализации

права личности ученика на развитие своих дарований. Образование направлено

на выпускника, готового и способного реализовать себя в обществе и получать

образование на протяжении всей жизни.

2)

Площадка для реализации личной педагогической концепции учителя.

3)

База

предпрофильной

подготовки,

ориентированной

на

инновационное

развитие города Новосибирска.

Конечный результат вывешивается на стену на самом верхнем уровне, тем

самым завершая пирамиду.

1 пара

3 пара

2 пара

4 пара

5 пара

7 пара

6 пара

8 пара

1 q

2q

3q

4q

1 v

1 v

1 пара

3 пара

2 пара

4 пара

5 пара

7 пара

6 пара

8 пара

1 q

2q

3q

4q

1 v

1 v

МИССИЯ ЛИЦЕЯ

Происходит

краткий

обзор

полученных

результатов. При высказывании мнений и оценке

конечного варианта участники, прибегая к критике,

отметили

основные

преимущества

полученной

миссии

перед

миссиями,

полученными

на

предыдущих этапах.

Модератор

отметил,

что

вариант

миссии,

находящийся на самой верхушке, не является законченным вариантом или «самой

лучшей» миссией. Участники должны подумать некоторое время после мероприятия

и собраться самостоятельно еще раз для утверждения конечного варианта миссии.

Модератор,

произнося

заключительные

слова,

отмечает,

что

работа

будет

продолжаться дальше, и прежде, чем всех освободить, просит участников мозгового

штурма поделиться своими впечатлениями. Участники высказываются по желанию.

Бизнес-тренинг

«Определение пути совершенствования деятельности учителей начальных

классов Лицея№81 в связи с переходом на стандарты II поколения»

1Этап. Описание задач и ресурсов

Ресурсы

Помещения:

Персонал:

9 учебных кабинетов

19 учителей начальных классов

Кабинет логопеда

Логопед

2 кабинета ГПД

Учитель музыки

Актовый зал (на 200 человек, холодный,

плохое отопление, надо менять окна)

4 учителя физкультуры

Кабинет музыки

Воспитатель ГПД

Спортивный зал

Психолог

Зал ЛФК

8 учителей иностранного языка

Помещение (неухоженное, 15 кв. м.)

Завуч

Гардероб

Медики

Столовая общая

Вожатая

Игровая площадка

Соц. педагог

Соляная пещера

Психолог (недостающий ресурс)

Медицинский кабинет

Кабинет завуча

2 рекреации

Информационный капитал:

Оборудование:

Медиатека

Ростовая мебель

Библиотека + метод. литература

9 интерактивных досок

6 УМК

9 проекторов

Коррекционная программа

12 ПК

Наглядные и метод. материалы

Микшерный пульт

Рукоделие, театр, танцы, вокал,

информатика

Микрофоны

Спец. курс по математике

3 пианино

Пред. школа

Кулеры, фильтры

Безопасное колесо (ПДД)

Мячи, обручи, скакалки

КИМы, тесты

Маты, тренажеры

Подготовка к олимпиадам

Логопедическое оборудование

Легкая атлетика

Конструкторы, головоломки,

развивающие игры

Классмейты

Проигрыватель

Программа дистанционного обучения

Особенности коллектива:

Вокальная группа учителей

Позитивный доброжелательный настрой

Детское телевидение «Информашка»

Индивидуальный подход к детям

Портфолио учителей и учеников

Творческий подход к работе

Любовь к детям и профессии

Проектная деятельность

Регулярное повышение квалификации, в

т.ч. дистанционное обучение

Система отчетности

Высокий авторитет и профессионализм

руководства Лицея

Организованные дети

Высокая плотность

Неорганизованные дети

Удаленность от города (как центра

культуры)

Дети надомного обучения

Пред. школа

Родители без информации

Задачи учителя начальной школы.

Требования по выполнению стандартов подготовки

выпускника начальной школы

Развитие творчества

Сохранение здоровья

Навыки самостоятельной работы

Базовые стандартные знания

Навыки коллективной работы

Умение организовать свою деятельность

Воспитание духовной нравственности и патриотизма

Развитие основных психических процессов:

Память

Мышление

Воображение

Речь

Внимание

Моторика

Умение работать с различными источниками информации

Толерантность

Навыки социальной адаптации

Навыки адекватной самооценки

Эстетическое воспитание

10 часов дополнительных занятий в неделю во внеурочное время

2 Этап. Мозговой штурм

Задание:

1. Написать

от

7

до

10

предложений,

в

которых

описать,

какие

действия

вы

собираетесь совершить, чтобы решить поставленные задачи.

Ориентируйтесь на имеющиеся ресурсы для решения поставленных задач.

Если каких-то ресурсов недостает, то подумайте, как их можно привлечь, чем

их можно заменить, или как обойтись без них.

Ориентируйтесь на свои возможности. Что именно вы можете сделать.

2. Обсудить в группах сформулированные предложения.

Выбрать похожие.

Оставить 7-9 наиболее важных.

3 Этап. Структурирование информации

На данном этапе участники «мозгового штурма», разбившись на шесть групп,

определили основные этапы, необходимые, по мнению каждой группы, для перехода

на ФГОС:

Быстрее всего

Дешевле

всего

Больше всего

понравится

руководству

Больше всего

понравится

родителям и

детям

Больше всего

нравится

именно Вам

Всеобуч:

Знакомство с

программами,

УМК

(телевидение,

интернет)

Написать

программу

студии

Привлечь

родителей к

системе

дополнительно

го образования

Организовать

обратную связь

"родитель-

школа" и

"ученик-

школа"

Выпускать

стен. газету

младших

школьников.

Разработать

программы для

ролевых игр.

Организация

раннего

изучения

иностранного

языка в

предшколе,

немецкое

общество

Консультации

для родителей

Результативнос

ть реализации

программы

Привлечь

помощь

общественных

организаций

(материальную

)

Разработать

программы для

ролевых игр.

Рассказать о

своей

Помочь

коллегам в

Проводить

конкурсы,

Привлечь

педагогов

Организовать

клуб

программе

освоении

техники

игры,

викторины,

кружки

дополнительно

го образования

для

организации

досуга детей

"Любителей

рукоделия" для

учителей

Создать

страничку

специалиста на

школьном

сайте

Шефство над

группой

детского сада

(детей

начальной

школы)

Организовать

работу

факультативов

для детей из

разных классов

Совершенство

вать работу

студии

"Информашка"

Предоставить

игры, методики

(психолог,

логопед,

окружающий

мир)

Создать Клуб

любителей...

(подвижных

игр, на

перемене,

зарядка)

Занятия с

учащимися,

родителями,

учителями,

компьютерной

поддержкой (с

документами и

презентацией)

Привлечь

родителей к

организации

кружков вне

школы

бесплатно

Учитель

организует

досуг детей

Создать

условия для

релаксации

учителя с

помощью

психолога

(тренинги,

упражнения)

Создать

творческое

объединение -

«Военно-

театрально-

литературная»

студия

(обновить

ролик)

Консультирова

ть учителей и

родителей

(выделить 1

день в неделю)

Разработка

компетенций

выпускника

начальной

школы

Предоставить

информацию

об адаптации

первых классов

(игра)

Мотивировать

продолжение

творческой

деятельности

учениками

после

окончания

школы

Наконец, на заключительном этапе «мозгового штурма»

из предложенных

шагов сформирован обобщённый стратегический план действий перехода на ФГОС:

ради чего,

что это даст

(ЦЕЛЬ)

Система в

работе

Осознанность

выбора

Повышение

компетен-

тности,

взаимоподде

ржка

Известность

лицея

Дополнитель-

ные ресурсы

что надо

сделать

Создать

внеурочные

программы

Информирова

ть родителей

Помочь

коллегам

Рекламиро-

вать лицей

Привлечь

обществен-

ность

1

Предоставить

игры,

методики

(психолог,

логопед,

окружающий

мир)

Консультации

для родителей

Организовать

клуб

"Любителей

рукоделия"

для учителей

Выпускать

стен. газету

младших

школьников.

Разработать

программы

для ролевых

Привлечь

родителей к

системе

дополнительн

ого

образования

игр.

2

Разработать

программы

для ролевых

игр.

Организовать

обратную

связь

"родитель-

школа" и

"ученик-

школа"

Помочь

коллегам в

освоении

техники

Совершенство

вать работу

студии

"Информашка

"

Привлечь

родителей к

организации

кружков вне

школы

бесплатно

3

Предоставить

информацию

об адаптации

первых

классов (игра)

Создать

страничку

специалиста

на школьном

сайте

Создать

условия для

релаксации

учителя с

помощью

психолога

(тренинги,

упражнения)

Создать

творческое

объединение -

«Военно-

театрально-

литературная»

студия

(обновить

ролик)

Привлечь

помощь

общественны

х организаций

(материальну

ю)

4

Написать

программу

студии

Консультирова

ть учителей и

родителей

(выделить 1

день в

неделю)

5

Результативнос

ть реализации

программы

Рассказать о

своей

программе

6

Организовать

работу

факультативо

в для детей из

разных

классов

Занятия с

учащимися,

родителями,

учителями,

компьютерно

й поддержкой

документами

и

презентацией)

7

Создать Клуб

любителей...

(подвижных

игр, на

перемене,

зарядка)

Всеобуч:

Знакомство с

программами,

УМК

(телевидение,

интернет)

8

Проводить

конкурсы,

игры,

викторины,

кружки

9

Учитель

организует

досуг детей

10

Привлечь

педагогов

дополнительн

ого

образования

для

организации

досуга детей

11

Взять шефство

над группой

детского сада

(детей нач.

классов)

12

Разработка

компетенций

выпускника

начальной

школы

13

Организация

раннего

изучения

иностранного

языка в

предшколе,

немецкое

общество

14

Мотивировать

продолжение

творческой

деятельности

учениками

после

окончания

школы

Корпоративное обучение в ОУ соответствует основным законам менеджмента,

позволяет решать системные проблемы, создает командное взаимодействие.



В раздел образования