Напоминание

"Методика использования компетентностно-ориентированных заданий в курсе геометрии 8 класса при изучении темы "Площадь"


Автор: Тананыкина Татьяна Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ лицей №3
Населённый пункт: город Сургут, ханты-Мансийский автономный округ
Наименование материала: статья
Тема: "Методика использования компетентностно-ориентированных заданий в курсе геометрии 8 класса при изучении темы "Площадь"
Раздел: среднее образование





Назад




«Методика использования компетентностно-ориентированных заданий в

курсе геометрии 8 класса при изучении темы «Площадь»

«Главным ресурсом развивающегося общества являются люди, не столько

подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно»

П.Г.Щедровицкий.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере

образования,-ускорение темпов развития общества. По подсчётам специалистов

компании IBM, человек меняет свою специальность не менее семи раз за время

профессиональной карьеры. Конкурентноспособность на таком рынке труда во

многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки,

компетентности, которые могут использоваться

или трансформироваться к

целому ряду жизненных ситуаций. Каким будет мир в середине XXI века,

трудно себе представить. Школа должна готовить учеников к жизни. Поэтому

нужно воспитывать в детях готовность к переменам, развивая такие качества .

как

мобильность,

конструктивность,

умение

учиться.

Принципиально

меняются

цели

образования.

Отечественная

школа

нуждается

в

смещении

акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.

В проекте новых стандартов образования одним из основных требований

к усвоению знаний учащихся является умение применять полученные знания в

реальных жизненных ситуациях поэтому необходимо не просто дать знания,а

научить ориентироваться в непростом реальном мире, выполняя практические

жизненные задачи.

Внедрение компетентностного подхода – важное условие повышения качества

образования. Предложена следующая формула компетентности:

Компетентность=мобильность

знаний+гибкость

метода+критичность

мышления.

Каковы её составляющие? 1).Знание, не просто информация, а та, что быстро

меняется,

динамическая,

разновидная,

которую

необходимо

уметь

найти,

отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.2).Умение

использовать эти знания в конкретной ситуации. 3.Адекватное оценивание себя,

своего

места

в

мире,

конкретных

знаний,

необходимость

их

для

своей

деятельности.

В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих

учебный процесс в школе, делается акцент на то, что одной из главных целей

обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а

также

развитие

их

личности

средствами

математики.

Реализовать

данное

требование

помогут

специальным

образом

подобранные

за д ачи-

компетентностно-ориентированные,

которые

способствуют

повышению

качества

математической

подготовки

учащихся,

пониманию

использования

математики во всех видах деятельности человека, созданию предпосылок для

творческой деятельности.

Чем

же

отличается

компетентностно-ориентированное

задание

от

традиционного?

Во-первых, это деятельностное задание;

Во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;

В-третьих, оно строится на актуальном для ученика материале;

В-четвёртых, его структура задаётся следующими элементами:

o

Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его

выполнение)

o

Задачная

формулировка(точно

указывает

на

деятельность

учащегося, необходимую для выполнения задания)

Источник

(Содержит

информацию,

необходимую

для

успешной

деятельности учащегося по выполнению задания)

Структура компетентностно-ориентированного задания

Рассмотрим несколько таких заданий, рассматриваемых в курсе геометрии 8

класса по теме «Площадь».

Задача 1.

В соответствии с проектом дом, имеющий на плане форму прямоугольника со

сторонами

6

м

и

10

м,

намечалось

завершить

двускатной

крышей.

Для

уменьшения

объема

чердака

было

решено,

не

изменяя

величины

площади

крыши, сделать ее четырехскатной с попарно равными противоположными

скатами.

Вычислить

площадь

крыши

(боковые

скаты

равносторонние

треугольники)

С какими профессиями в этих задачах просматривается связь?

Беседа учителя о некоторых профессиях и о профессиональном выборе.

Профессиональный выбор зависит:

от

возможностей

каждого

(его

способностей,

т рудол юби я,

внимательности, сообразительности, темперамента и т. д);

от интересов и склонностей;

от требований профессии к личности;

от возможностей родителей;

от востребованности профессии на рынке труда.

Архитектор зданий

1 Содержание деятельности

1.

Работа архитектора зданий является основной для создания

практически всей среды обитания человека: жилых, производственных

и общественных зданий различного типа.

2.

Создает

проект

здания

выполняет

его

чертежи,

рисунки

общего вида здания.

3.

Рассчитывает

нагрузки

на

строительные

элементы

здания,

определяет

необходимые

материалы

и

размеры

строительных

элементов.

4.

определяет конструкцию фундамента здания в зависимости от

характера почвы.

2 Условия деятельности

1.

Рабочее место: работает в различных условиях.

2.

Режим работы: частые коммандровки.

3.

Профессиональные вредности: сильные нагрузки на зрительный и

костно-мышечный аппарат рук.

4.

Средства деятельности: ручные и механические средства труда.

3 Квалификационные требования

1.

Должен

знать:

основные

композиции

и

архитектуры

основы

архитекторских проектов, черчения, рисования.

2.

Должен

уметь:

использовать

нормативы,

вычислять

параметры

проектируемых

изделий,

проектировать

здания

различного

типа,

выполнять проектные чертежи, вычерчивать проекции изделий и их

внешний вид.

4

Требования

к

профессионально

важным качествам

Иметь

развитое

эстетическое

чувство,

высокий

уровень

пространственного мышления, хорошо развитое образное мышление и

воображение

5 Профессиональное образование

1.

Московский архитектурный институт (государственная академия).

Москва, ул. Рождественка, дом11.

2.

г.Екатеринбург,УральскаяГосударственная

Архитектурно-

Художественная академия

Инженер-строитель.

Родственные

профессии:

инженер

по

охране

труда

и

технике

безопасности;

инженер-механик;

инженер-технолог.

1 Содержание деятельности

1. Осуществляет от лица заказчика технический надзор за

выполнением

строительно-монтажных

работ

и

приемку

заключенных объектов.

2.

Контролирует

ход

выполнения

планов

капитального

строительства,

соответствие

объектов,

сроков

и

качества

работ, а также качества применяемых материалов, изделий,

конструкций, рабочим чертежам, строительным нормам и

правилам,

стандартам,

техническим

условиям,

нормам

охраны труда.

3.

Принимает

участие

в

рассмотрении

и

согласовании

возникающих в ходе строительства изменений проектных

решений,

оперативно

решает

вопросы

по

замене

по

необходимости материалов, изделий, конструкций.

4.

Изучает

причины,

вызывающие

срывы

сроков

и

ухудшений

качества

строительно-монтажных

работ,

принимает меры по их предупреждению и устранению и т. д.

2 Условия деятельности

1.

Рабочее место: работает с частой сменой условий: в

помещении и на открытом воздухе.

2.

Режим труда: ненормированный.

3.

Профессиональные

вредности:

к л и м а т и ч е с к и е

воздействия, связанные с работой на открытом воздухе.

3

Требования

к

профессионально

важным качествам

Развитое абстрактное мышление; аналитический склад ума;

большой объем долговременной и оперативной памяти.

4 Профессиональное образование

1.

Сургутский государственный университет

Токарь.

Родственные

профессии:

токарь

универсал,

станочник

широкого профиля, заточник, слесарь – ремонтник.

1 Содержание деятельности.

1.Обрабатывает на токарном станке детали, а так же делает

на них резьбу, сверлит и т.д.

2.Определяет с помощью какого инструмента, и с какой

скоростью, на какую глубину надо резать.

3.Работает

по

чертежам.

Наиболее

квалифицированным

считается токарь, работающий на универсальном токарном

станке и выполняющий все операции.

2

Требования

к

и н д и в и д уа л ь н ы м

особенностям человека.

Токарь

должен

обладать

острым

зрением,

точным

линейным и объёмным глазомером, хорошей зрительно –

моторной

координацией,

техническим

мышлением,

пространственным

воображением.

устойчиво стью

внимания.

3

Требования

к

профессиональной

подготовке.

1.Токарь должен иметь хорошую подготовку по арифметике

и геометрии, механике и электротехнике.

2.

Должен

знать:

конструкцию

и

правила

проверки

на

точность токарных станков, способы установки, крепления,

устройство

и

правила

теплообработки,

заточки,

чистоты

обработки.

Токарь

должен

уметь

восполнять

работы

по

чертежам,

производить расчёты, определять режимы резания

4 Медицинские противопоказания

Профессия

противопоказана

людям,

страдающим

заболеваниями

опорно-двигательного

а п п а р а т а ,

сердечнососудистой

и

нервной

системы,

дыхательных

органов, сниженным зрением.

5

Профе ссию

можно

получить

в

колледже.

Сургутский профессиональный колледж

Задача 2.

Для закладки японского сада в гористой местности ландшафтному дизайнеру

пришлось выбирать более плодородные и удобные для посадки растений места.

При покупке посадочного материала торговая фирма даёт скидки, если

площадь засаживаемого участка не менее

31 ара.

Требуется разместить на земле участок площадью

3100 м

2

, который состоит

из трёх прямоугольных частей и имеет форму многоугольника ABCDEFGHM, у

которого

BC=CD= 20 м, GH=40м, AM=30м, EG=15м,

HM≥35м.

Задание1.

Вычислите длину стороны HM.

Задание2.

Участок надо оградить забором высотой 2 метра.

Сколько упаковок досок нужно приобрести, если в упаковке содержится по 10

досок размером

2 х 0,1 х 0,02?

Задание 3.

Сможет

ил

отдел

доставки

строительных

материалов

на

своей

машине

перевезти

требуемый

груз

за

2

рейса,

если

грузоподъемность

машины

составляет 3 т.

Задача 3.

1.

Необходимо

сделать

ремонт

покрасить

стены.

На

ремонт(включая

стоимость

работы) выделено 25000 рублей.

a.

Задания:

2.

Определить

площадь

стен

для

покраски(высота

потолка

320см.,длина

комнаты

650см, ширина 550см, размеры окна 200см 500см).

3.

Выбрать цвет краски, наиболее благоприятствующий для

у ч е б н о г о

процесса(см.таблицу)

4.

Выбрать наиболее безопасную краску(см.таблицу)

5.

Рассчитать необходимое количество краски(определиться во сколько слоёв красить

стены)

6.

Определить стоимость затрат(учесть, что маляру придётся заплатить 11000рублей)

Сделать вывод, хватит ли выделенных денег.

Цвет влияет на психику и здоровье человека. Поэтому выбирать цвет краски

для

окрашивания

стен

в

помещении

нужно

очень

тщательно.

Учёные

рекомендуют не окрашивать стены помещения в какой-нибудь чистый цвет –

это угнетающе действует на

психику человека. Поэтому в насыщенные

чистые цвета стены окрашивают редко. Краски обычно смешивают

с

белой

или нейтрализуют добавкой краски противоположного по гамме цвета.

Психологическая характеристика цвета

Жёлтый

Согревающий, улучшает работоспособность, производит тёплое впечатление

Красный

Вызывает

беспокойство,

длительное

пребывание

в

помещении

с

красными

стенами утомляет глаза

Зелёный

Успокаивает, расслабляет глаза

Голубой

Навевает ощущение лёгкости, успокаивает

Фиолетовый

Вызывает меланхолические настроения

Затевая ремонт, приступая к отделочным работам, встаёт вопрос – какие

краски выбрать? Выбор

красок

достаточно

широк.

Выпускаются

краски

разных цветов и свойств

.

Тип краски

Свойства

Водоэмульсионная краска

Не содержит токсичных компонентов,не имеет

характерного

запаха,

экологически

чистая,

безопасна

для

здоровья.Используется

для

о к р а ш и в а н и я

б е т о н н ы х ,

к и р п и ч н ы х ,

обработанных штукатуркой поверхностей.

Акриловая краска

Э кол о ги ч е с к и

бе зо п а с н а , у с то й ч и ва

к

воздействию

влаги,

не

имеет

резкого

запаха,

быстро высыхает.

Масляная краска

Долговечна,

прочна.

Недостаток-не

даёт

поверхности дышать.

Латексная краска

С о з д а ё т

п р о ч н о е ,

д о л г о в е ч н о е

покрытие.Недостаток-сохнет

продолжительное

время.

Алкидная краска

Быстро сохнет.Создаёт глянцевое покрытие.

Белые краски, их характеристики

Марка

краски

Характеристика

Расфасовка

Цена

Расход

Mattlatex

Белая,

матовая,

стойкая

к

истиранию.для

помещений

с

повышенной

эксплуатационной нагрузкой

2,5кг;5кг;10к

г

206р;383р;700р

150мл/кв.м.

Superweiss

Б е л о с н е ж н а я ,

о ч е н ь

э ко н о м и ч н а

в

р а с х о д е ,

влагостойкая

2,5кг;5кг;10к

г

206р;383р;700р

150мл/кв.м.

Wanweiss

Белая

матовая

на

клеевой

основе для стен с невысокой

эксплуатационной нагрузкой

2,5кг;5кг;10к

г

101р;168р;309р

;

200мл/кв.м

Wandfarbe

Влагостойкая

краск,обладает

высокой степенью белизны.

2,5кг;5кг;10к

г

134р;233р;430р

.

150мл/кв.м.

Стоимость тюбика колера – 110 рублей

Рассмотренные компетентностно-ориентированные задания

о т в е ч а ю т

указанным

в

стандартах

требованиям,

характеризующим

высокий

уровень

математической компетентности выпускников средней школы.

Решая подобные задачи, учащиеся достигнут всех целей, обеспечивающих

успешное их вхождение в открытое гражданское общество.

Литература:

1.

Цукерман

Г.А.

«Система

Эльконина-Давыдова

как

ресурс

повышения

компетентности российских школьников». Вопросы психологии. 2005.№4.с.84-

85.

2.А.Г.Каспаржак,

К.Г.Митрофанов,

К.Н.Поливанова.

«Новые

требования

к

содержанию и методике обучения в Российской школе в контексте результатов

международного

исследования

– PIZA

2 0 0 0 /

М.:«Университетская

книга»,2005.с.9

3.Н.И.Алешко «Формирование компетенций на уроках математики», Каталог

статей.«Математика в школе»№6,208.с.28.



В раздел образования