Автор: Савцова Мария Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Ярополецкая СОШ"
Населённый пункт: с.Ярополец Волоколамский район
Наименование материала: конспект урока
Тема: Урок по произведению Л.Н.Андреева "Кусака"
Раздел: полное образование
Конспект
урока по литературе в 7 классе по произведению
Л.Н.Андреева «Кусака»
Цели:
анализировать произведение Л.Н.Андреева «Кусака»,
учить видеть проблемы, рассматриваемые автором
произведения, указывать роль природы в тексте, учить
видеть связь изучаемого произведения с другими
произведениями , с другими источниками , учить работать
над проектом в группах;
развивать речь, мышление, умение высказывать свои
мысли, развивать творческие способности детей;
воспитывать сотворчество, сотрудничество, любовь к
братьям нашим меньшим.
Урок я построила с применением технологии
педагогических мастерских. Главными особенностями
работы учителя и учеников являются сотворчество,
сотрудничество, совместный поиск. Диалог на этом уроке-
главный принцип сотворчества. В сценарии урока такие
этапы: индукция (создание эмоционального настроя-
работа над эпиграфом, социоконструкция (групповая
работа по главам произведения) , социализация
(обсуждение изучаемой проблемы, защита позиций
каждой группы), афиширование (представление проектов
каждой группы), рефлексия (самоанализ – оценивают себя,
какую роль они выполняли на уроке)
ЗАДАНИЯ 1 -ой ГРУППЕ.
1.Дайте название первой главе.
2.Расскажите о жизни собаки.
3.Какую роль в передаче настроения собаки играет
описание природы.
ЗАДАНИЯ 2-ой ГРУППЕ.
1.Озаглавьте 2-ую главу и обоснуйте ответ.
2.Расскажите , как изменилась жизнь собаки с приездом
дачников.
3. Найдите элементы описания природы и укажите их роль
в передаче настроения Кусаки.
ЗАДАНИЯ 3-ей ГРУППЕ.
1.Дайте название главе, обоснуйте ответ.
2. Расскажите, как изменилась Кусака.
3. Почему никто не замечал в её глазах странной мольбы?
1.Сообщение цели урока.
Литература каждый урок даёт вам возможность поразмышлять по поводу каких-либо
жизненных ситуаций, проанализировать поступки героев и сделать для себя соответствующие
выводы.
-Сегодня на уроке речь пойдёт о произведении Л.Андреева «Кусака.(
Познавательные УУД).
Воспроизводить по памяти информацию
(Коммуникативные УУД).
строить сообщения в устной)
Сообщение ученика (презентация)
- Л. Н. Андреев родился 9 (21) августа 1871 года в городе Орле.
После
окончания
гимназии
он
поступил
на
юридический
факультет
Петербургского
университета. Позже перевелся в Московский университет, который окончил в 1897 году.
Первые рассказы Андреева были опубликованы в годы его жизни в Петербурге. Искреннее
сострадание человеку, способность воспринимать чужую боль как собственную, незаурядный
литературный талант сразу же выдвинули Леонида Андреева в число первых писателей России
начала XX века.
Природа одарила Андреева красотой и талантами. Л. Андреев не раз повторял, что
человек проверяется через общение с миром природы, через его отношение к «братьям нашим
меньшим».
-Сегодня мы будем работать над содержанием его произведения «Кусака».
2.
Индукция.
Работа
с
эпиграфом
(познавательные
и
коммуникативные
УУД:
«удерживать»
логику
повествования, приводить убедительные доказательства)
Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут являться слова С.-Экзюпери: «Мы в ответе за
тех, кого приручили».Как вы понимаете эти слова?
-А ещё мы обратимся к небольшому четверостишию Эдуарда Асадова, прочитайте его
Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим , что собака-друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
3.
Социоконструкция.
Работа
в
группах.
( П о з н а в а т е л ь н ы е
У УД).
общеучебные(осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме,осуществлять
смысловое чтение, узнавать, называть
и определять
объекты и явления
окружающей
действительности в соответствии с содержанием учебного предмета)
(Коммуникативные УУД).
учебное сотрудничество(умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности)
- А для работы над содержанием произведения я вас разделила на 3 группы. Каждой группе
даны задания по главам. Посмотрите их и приготовьте ответы на указанные вопросы. На
обдумывание вам 1-2 минуты.
Итак, пожалуйста. Слово 1 группе.
Дайте название 1 –ой главе и обоснуйте его.
Расскажите о жизни собаки
Какую роль в передаче настроения собаки играет описание природы ?
-Слово второй группе
Дайте название 2-ой главе и обоснуйте ответ.
Как изменилась жизнь собаки с приездом дачников?
Найдите элементы описания природы и укажите их роль в передаче настроения Кусаки.
Слово третьей группе.
Дайте название главе, обоснуйте ответ.
Расскажите, как изменилась Кусака?
Почему никто не замечал в её глазах странной мольбы?
4. Социализация. Игра «Ключевые слова».
( Коммуникативные УУД).
формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнёра
высказывания, строить монологические высказывания
(Личностные УУД).
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,
строить свои взаимоотношения с их учётом, проявлять доброжелательность,доверие,
внимательность ,помощь; различать основные нравственно-этические понятия
(Познавательные УУД).умение выделять главную информацию в тексте в ключевых словах
(Регулятивные УУД).
самоконтроль(сличать результат действия с заданным эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона;
(Познавательные УУД):поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений.
А сейчас немного поиграем. Перед вами списки ключевых слов каждой главы. Вам за
минуту необходимо отметить на листочках ключевые слова вашей главы. Итак приступили.
1Её отгоняли
1 Голодная
1 Копила страх и злобу
1 Не доверяла людям
1 Бескорыстно сторожила
2 Ревниво сторожила
2. Яростно вцепилась зубами…
2. Новое имя
2. Второй раз в жизни перевернулась на спину
2. У неё отняли её непримиримую злобу.
3. Всей собачьей душой расцвела Кусака
3 длинная шерсть стала лосниться
3. нелепо кувыркалась
3. искала и просила ласк.
3.Бдителен был её сторожевой лай
-Ребята, какие словосочетания и предложения содержат одну и ту же мысль? Прочитайте их.
-Обратите внимание на доску: какие слова Эдуарда Асадова обобщают строки Л. Андреева?
(Да, меньшие братья нам преданно служат от века.)
-«Однако жестокости сколько ещё вокруг?»
5. Работа по 4 главе.
( Коммуникативные УУД). Анализировать и справлять деформированный
текст.
(Познавательные УУД):поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений.
(Личностные УУД).
Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный
моральный выбор.
-
1) Восстановите опущенные слова в указанном отрывке.
Жёлтыми огнями ……(загорелась ) осень, частыми дождями ….(заплакало ) небо,…..
-Что предвещает такое описание природы?
-Что же случилось в жизни Кусаки?
2) Чтение по ролям (глава 4 стр.117)
-Как вы считаете, любила ли Леля Кусаку?
-«Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?»
3)- В тексте речь идёт не только о жестоком отношении людей к собаке, но и друг к другу.
Какие эпизоды свидетельствуют об этом?
-А сейчас обратимся к словам Леонида Николаевича Андреева : «Всё живоё имеет одну и ту
же душу , всё живое страдает».
-А если всё живое страдает, как мы должны вести себя по отношению друг другу и к братьям
нашим меньшим.
6.Творческая работа.
( Коммуникативные УУД).умение писать небольшое сочинение-эссе по
личным впечатлениям, эмоциям.
-Напишите небольшое сочинение (3 -4 предложения), в котором ответьте на вопрос: как
необходимо относиться нам друг к другу и к братьям нашим меньшим?
7.Представление проекта.
Познавательные УУД):поиск и выделение информации,
построение логической цепи рассуждений.
(Личностные УУД).
Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный
моральный выбор.
( Коммуникативные УУД).
Умение составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить
убедительные доказательства.
-Готовясь к сегодняшнему уроку , вы работали над проектом «Всё живое имеет одну и ту же
душу».
Цели работы на проектом совпадают с целями нашего урока: выявить роль домашних
питомцев в жизни людей в окружающем нас мире, понаблюдать , как преданность животных
изображали в своих произведениях другие писатели.
Итак, слово первой группе.
1 Презентация о собаках-спасателях
Слово второй группе
2. Рассказы о своих домашних питомцах.
Слово третьей группе.
Рассказ о других произведениях , где речь идёт о домашних питомцах.
-Зачитайте несколько предложений из своих работ.
8.Просмотр видеоклипа
А в конце урока я хочу, чтобы вы посмотрели небольшой клип , послушали песню Влады
Вершининой и ответили на вопрос: чему могут нас научить собаки?
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
-У вас на столах лежат лепестки ромашек , на которых написаны следующие слова: читатель,
исследователь,
слушатель.
Вы
возьмите
тот
лепесток,
на
котором
написано
слово,
соответствующее вашей роле сегодня на уроке, и прикрепите его на доску к середине ромашки
с помощью магнитиков.
Ученики, выбрав определённый лепесток, прикрепляют его на доску. ( на доске появляются
ромашки , на лепестках которых написаны роли , в качестве которых почувствовали себя
ребята.