Напоминание

Урок по произведению Л.Н.Андреева "Кусака"


Автор: Савцова Мария Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Ярополецкая СОШ"
Населённый пункт: с.Ярополец Волоколамский район
Наименование материала: конспект урока
Тема: Урок по произведению Л.Н.Андреева "Кусака"
Раздел: полное образование





Назад




Конспект

урока по литературе в 7 классе по произведению

Л.Н.Андреева «Кусака»

Цели:

анализировать произведение Л.Н.Андреева «Кусака»,

учить видеть проблемы, рассматриваемые автором

произведения, указывать роль природы в тексте, учить

видеть связь изучаемого произведения с другими

произведениями , с другими источниками , учить работать

над проектом в группах;

развивать речь, мышление, умение высказывать свои

мысли, развивать творческие способности детей;

воспитывать сотворчество, сотрудничество, любовь к

братьям нашим меньшим.

Урок я построила с применением технологии

педагогических мастерских. Главными особенностями

работы учителя и учеников являются сотворчество,

сотрудничество, совместный поиск. Диалог на этом уроке-

главный принцип сотворчества. В сценарии урока такие

этапы: индукция (создание эмоционального настроя-

работа над эпиграфом, социоконструкция (групповая

работа по главам произведения) , социализация

(обсуждение изучаемой проблемы, защита позиций

каждой группы), афиширование (представление проектов

каждой группы), рефлексия (самоанализ – оценивают себя,

какую роль они выполняли на уроке)

ЗАДАНИЯ 1 -ой ГРУППЕ.

1.Дайте название первой главе.

2.Расскажите о жизни собаки.

3.Какую роль в передаче настроения собаки играет

описание природы.

ЗАДАНИЯ 2-ой ГРУППЕ.

1.Озаглавьте 2-ую главу и обоснуйте ответ.

2.Расскажите , как изменилась жизнь собаки с приездом

дачников.

3. Найдите элементы описания природы и укажите их роль

в передаче настроения Кусаки.

ЗАДАНИЯ 3-ей ГРУППЕ.

1.Дайте название главе, обоснуйте ответ.

2. Расскажите, как изменилась Кусака.

3. Почему никто не замечал в её глазах странной мольбы?

1.Сообщение цели урока.

Литература каждый урок даёт вам возможность поразмышлять по поводу каких-либо

жизненных ситуаций, проанализировать поступки героев и сделать для себя соответствующие

выводы.

-Сегодня на уроке речь пойдёт о произведении Л.Андреева «Кусака.(

Познавательные УУД).

Воспроизводить по памяти информацию

(Коммуникативные УУД).

строить сообщения в устной)

Сообщение ученика (презентация)

- Л. Н. Андреев родился 9 (21) августа 1871 года в городе Орле.

После

окончания

гимназии

он

поступил

на

юридический

факультет

Петербургского

университета. Позже перевелся в Московский университет, который окончил в 1897 году.

Первые рассказы Андреева были опубликованы в годы его жизни в Петербурге. Искреннее

сострадание человеку, способность воспринимать чужую боль как собственную, незаурядный

литературный талант сразу же выдвинули Леонида Андреева в число первых писателей России

начала XX века.

Природа одарила Андреева красотой и талантами. Л. Андреев не раз повторял, что

человек проверяется через общение с миром природы, через его отношение к «братьям нашим

меньшим».

-Сегодня мы будем работать над содержанием его произведения «Кусака».

2.

Индукция.

Работа

с

эпиграфом

(познавательные

и

коммуникативные

УУД:

«удерживать»

логику

повествования, приводить убедительные доказательства)

Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут являться слова С.-Экзюпери: «Мы в ответе за

тех, кого приручили».Как вы понимаете эти слова?

-А ещё мы обратимся к небольшому четверостишию Эдуарда Асадова, прочитайте его

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.

Однако жестокого сколько ещё вокруг?

Мы часто твердим , что собака-друг человека.

Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?

3.

Социоконструкция.

Работа

в

группах.

( П о з н а в а т е л ь н ы е

У УД).

общеучебные(осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме,осуществлять

смысловое чтение, узнавать, называть

и определять

объекты и явления

окружающей

действительности в соответствии с содержанием учебного предмета)

(Коммуникативные УУД).

учебное сотрудничество(умение договариваться о распределении

функций и ролей в совместной деятельности)

- А для работы над содержанием произведения я вас разделила на 3 группы. Каждой группе

даны задания по главам. Посмотрите их и приготовьте ответы на указанные вопросы. На

обдумывание вам 1-2 минуты.

Итак, пожалуйста. Слово 1 группе.

Дайте название 1 –ой главе и обоснуйте его.

Расскажите о жизни собаки

Какую роль в передаче настроения собаки играет описание природы ?

-Слово второй группе

Дайте название 2-ой главе и обоснуйте ответ.

Как изменилась жизнь собаки с приездом дачников?

Найдите элементы описания природы и укажите их роль в передаче настроения Кусаки.

Слово третьей группе.

Дайте название главе, обоснуйте ответ.

Расскажите, как изменилась Кусака?

Почему никто не замечал в её глазах странной мольбы?

4. Социализация. Игра «Ключевые слова».

( Коммуникативные УУД).

формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнёра

высказывания, строить монологические высказывания

(Личностные УУД).

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,

строить свои взаимоотношения с их учётом, проявлять доброжелательность,доверие,

внимательность ,помощь; различать основные нравственно-этические понятия

(Познавательные УУД).умение выделять главную информацию в тексте в ключевых словах

(Регулятивные УУД).

самоконтроль(сличать результат действия с заданным эталоном с целью обнаружения

отклонений и отличий от эталона;

(Познавательные УУД):поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений.

А сейчас немного поиграем. Перед вами списки ключевых слов каждой главы. Вам за

минуту необходимо отметить на листочках ключевые слова вашей главы. Итак приступили.

1Её отгоняли

1 Голодная

1 Копила страх и злобу

1 Не доверяла людям

1 Бескорыстно сторожила

2 Ревниво сторожила

2. Яростно вцепилась зубами…

2. Новое имя

2. Второй раз в жизни перевернулась на спину

2. У неё отняли её непримиримую злобу.

3. Всей собачьей душой расцвела Кусака

3 длинная шерсть стала лосниться

3. нелепо кувыркалась

3. искала и просила ласк.

3.Бдителен был её сторожевой лай

-Ребята, какие словосочетания и предложения содержат одну и ту же мысль? Прочитайте их.

-Обратите внимание на доску: какие слова Эдуарда Асадова обобщают строки Л. Андреева?

(Да, меньшие братья нам преданно служат от века.)

-«Однако жестокости сколько ещё вокруг?»

5. Работа по 4 главе.

( Коммуникативные УУД). Анализировать и справлять деформированный

текст.

(Познавательные УУД):поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений.

(Личностные УУД).

Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный

моральный выбор.

-

1) Восстановите опущенные слова в указанном отрывке.

Жёлтыми огнями ……(загорелась ) осень, частыми дождями ….(заплакало ) небо,…..

-Что предвещает такое описание природы?

-Что же случилось в жизни Кусаки?

2) Чтение по ролям (глава 4 стр.117)

-Как вы считаете, любила ли Леля Кусаку?

-«Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?»

3)- В тексте речь идёт не только о жестоком отношении людей к собаке, но и друг к другу.

Какие эпизоды свидетельствуют об этом?

-А сейчас обратимся к словам Леонида Николаевича Андреева : «Всё живоё имеет одну и ту

же душу , всё живое страдает».

-А если всё живое страдает, как мы должны вести себя по отношению друг другу и к братьям

нашим меньшим.

6.Творческая работа.

( Коммуникативные УУД).умение писать небольшое сочинение-эссе по

личным впечатлениям, эмоциям.

-Напишите небольшое сочинение (3 -4 предложения), в котором ответьте на вопрос: как

необходимо относиться нам друг к другу и к братьям нашим меньшим?

7.Представление проекта.

Познавательные УУД):поиск и выделение информации,

построение логической цепи рассуждений.

(Личностные УУД).

Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный

моральный выбор.

( Коммуникативные УУД).

Умение составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить

убедительные доказательства.

-Готовясь к сегодняшнему уроку , вы работали над проектом «Всё живое имеет одну и ту же

душу».

Цели работы на проектом совпадают с целями нашего урока: выявить роль домашних

питомцев в жизни людей в окружающем нас мире, понаблюдать , как преданность животных

изображали в своих произведениях другие писатели.

Итак, слово первой группе.

1 Презентация о собаках-спасателях

Слово второй группе

2. Рассказы о своих домашних питомцах.

Слово третьей группе.

Рассказ о других произведениях , где речь идёт о домашних питомцах.

-Зачитайте несколько предложений из своих работ.

8.Просмотр видеоклипа

А в конце урока я хочу, чтобы вы посмотрели небольшой клип , послушали песню Влады

Вершининой и ответили на вопрос: чему могут нас научить собаки?

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

-У вас на столах лежат лепестки ромашек , на которых написаны следующие слова: читатель,

исследователь,

слушатель.

Вы

возьмите

тот

лепесток,

на

котором

написано

слово,

соответствующее вашей роле сегодня на уроке, и прикрепите его на доску к середине ромашки

с помощью магнитиков.

Ученики, выбрав определённый лепесток, прикрепляют его на доску. ( на доске появляются

ромашки , на лепестках которых написаны роли , в качестве которых почувствовали себя

ребята.



В раздел образования