Автор: Елсукова Ольга Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ " ДС № 3 г.Благовещенска " Надежда"
Населённый пункт: г. Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: статья
Тема: " Особенности логоритмики и влияние на музыкальное развитие, и коррекцию речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи на музыкальных и индивидуальных занятиях"
Раздел: дошкольное образование
«Особенности логоритмики и влияние на музыкальное развитие, и коррекцию
речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи
на музыкальных и индивидуальных занятиях»
Логопедическая ритмика
как
метод
неспецифической
терапевтической
к о р р е к ц и и
о б л а д а е т
б о л ь ш и м оздоровительным п о т е н ц и а л о м
и
мультисенсорными возможностями воздействия, необходимыми для успешного
обучения и воспитания детей с речевой патологией (Г.А. Волкова, В.А. Гринер,
Е.А. Медведева, H.A. Рычкова, Ю.А. Флоренская, Г.Р. Шашкина).
При помощи сочетания ритма, музыки и движения Далькроз решал задачу
«воспитания
ритма
при
помощи
ритма»,
он
использовал
специальные
упражнения,
развивал
у
детей
музыкальный
слух,
память,
внимание,
ритмичность, пластическую выразительность движений. Дальнейшее развитие
система
Жак-Далькроза
получила
в
работах
его
учеников
и
последователей.
Большая заслуга в этом принадлежит Н.Г.Александровой и В.А.Гринер. В нашей
стране
в
30
-
40-е
годы
система
музыкально-ритмического
воспитания
разрабатывалась Н.Г.Александровой, В.А.Гринер, Н.П.Збруевой, Е.В.Коноровой,
М.А.Румер,
Е.П.Шепулиным.
Александрова
подчеркивала
важность
ритмического воспитания детей.
Н.Г.Александрова ставила ритмику, проводимую по системе Далькроза, в
центр
области
соприкосновения
педагогики,
психофизиологии,
физкультуры,
указывая, что ритмика содержит в себе ритмические моменты каждой из этих
областей.
Изучением сенсорного развития детей в музыке занимались зарубежные и
отечественные педагоги и учёные
(И. Мальцева, Аверкина, И.Лопухина, Н.А.
Рычкова А.Н. Зимина, О.Н.Грамовой, Т.А.Прокопенко. А.Е.Чибрикова-Луговска,
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Миронова С.А., Макшанцева Е.Д., Баряева Л.,
Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А., И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурин.,
М.М. Кольцова Г.Л. Выгодская, О.П. Гаврилушкин, Н.Г. Морозова., Н.Д. Соколова,
Е.А. Стребелева, М..А. Егорова, А.А. Зарин, А.Н. Грабов, Е.Б. Аксёнова, Е.А.
Медведева).
Е.Д. Макшанцев подчёркивает, что рифмованные подсказки к определённым,
целенаправленным
физическим
движениям,
воспринимаются
детьми
легко
и
радостно. Игры элементами упражнений способствуют хорошему физическому
развитию ребёнка. Для детей с нарушением функций опорно – двигательного
аппарата предусматриваются восстановительные упражнения.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями
многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурин.
Когда
ребенок
овладевает
двигательными
умениями
и
навыками
развивается
координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Точное динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы
подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка,
нижней челюсти и т.д.
Учёные доказали, что особенно связано в становлении речи развитии тонких
движений
пальцев
рук.
Почему
человек,
не
находящий
нужного
слова
для
объяснения,
часто
помогает
себе
жестами?
И
наоборот:
почему
ребёнок,
сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая
язык?
Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения
пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны
с речевой функцией. Сначала развиваются ребёнка тонкие движения пальцев рук,
затем появляется
артикуляция слогов; все последующее совершенствования
речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений
пальцев. Есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как
артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё зона
мозга».
Варианты пальчиковых игр, рекомендуют выполнять Е.Б. Аксёнова, Е.А.
Медведева
в
комплексе
с
общеразвивающими
упражнениями,
это
является
важным
средством
укрепления
здоровья,
работоспособности
и
хорошего
самочувствия ребёнка.
Для того, чтобы действия детей под музыку были свободными, лёгкими,
четкими,
необходимо
выполнение
образных
упражнений.
Назначение
упражнений различно: для совершенствования основных движений (ходьба, бег,
подскоки); для предварительного разучивания движений к играм и пляскам; для
композиционной
завершенности
музыкально
–
ритмических
движений.
Последние упражнения большей частью проводятся с предметами: обручами,
лентами, мячами, цветами, с султанчиками. В процессе проведения упражнений
необходимо, что бы было место развития детской инициативы.
Свободное развитие личности ребёнка возможно только на основе свободы
движений и чувственных впечатлений от образов мира в свободном пространстве,
а также свободы выражения эмоциональных переживаний.
Образные упражнения представляют собой сочетание основных движений и
имитаций разнообразных трудовых действий и поведения птиц, зверей: «Мышки»
муз. А.Жилинского, «Воробей» муз. Т.Ломовой, «Зайчик» муз. Ю.Рожавского, Это
является
ценным
моментом
развития
координации
движения,
воображения
и
творческой активности дошкольников. Ставя перед детьми творческие задания, я
предлагаю
им
самостоятельно
избирать
движения
выражающие
повадки,
поведения того или иного персонажа, движения, имитирующие езду транспорта,
полёт
самолетов:
«Самолёт»,
«Поезд»,
«Марш
деревянных
солдатиков»
муз.
Л.Банниковой, «Автомобиль» муз. Ф.Гершовой.
В процессе упражнений дети могут самостоятельно выбирать действия с теми
иди
иными
предметами
(под
спокойный
вальс
удобно
двигаться
с
цветами,
лентами, под марш – с флажками, под бодрые танцевальные мелодии народной
пляски
или
польки
–
с
платочками,
ложками,
с
султанчиками…),
а
также
упражнения
с
воображаемыми
предметами
(сбор
грибов,
ягод,
рубка
дров,
катание на коньках, лыжах, игра с мячом…)
В упражнениях «Угадай, что мы показывали?» дети, в соответствии с формой
музыкального произведения, его характером, по подгруппам изображают то или
иное действие.
Например, «Мы поливаем цветы», «Мы летим, как бабочки», «Мы нюхаем
цветы», «Козочки и волки», «Лягушки и аисты» муз. В.Витлина… исполнение
оценивается
самими
детьми,
что
также
спо собствует
р а з в и т и ю
самостоятельности как в действиях, так и в оценочных суждениях. Я прошу от
детей
эмоционально
–
выразительного
исполнения
образов,
осознанного
отношения
к
своей
роли
и
более
качественного
выполнения
движений.
При
отборе музыкального материала для упражнений необходимо, чтобы любое, даже
самое
небольшое
и
простое
произведение
обладало
художественным
достоинствами, развивающими как слуховое восприятие, так и художественно –
музыкальный вкус ребёнка.
Следовательно творческая активность и координация движений развивается
постепенно
путём
целенаправленного
обучения,
расширение
музыкального
опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Она открывает путь к
восприятию
разнообразнейших
музыкальных
образов,
даёт
возможность
осуществлять
перенос
сформированных
черт
личности
на
другие
области
деятельности.
Данные
упражнения,
игры,
ритмические
движения,
этюды
помогают сохранить внимание детей на протяжении всего занятия благодаря
частой смене деятельности.
Снимают усталость и напряжение;
Вносят эмоциональный заряд;
Совершенствуют общую моторику;
Вырабатывают четкие коордированные действия во взаимосвязи с речью.
Физические
упражнения
в
сочетании
с
речью
способствуют
совершенствованию общей моторики. Тому же служат упражнения и имитации
трудовых действий. Музыка и ритмические движения хорошо снимают усталость
и
благотворно
влияют
на
настроение
детей.
Дети
мимикой,
жестами
и
движениями изображают состояние разных животных (зайка испугался, тигр
рассердился, на медведя напали пчелы…)
Чем меньше ребенок, тем больше его желание двигаться, хватать все руками,
исследовать. Поэтому именно в младшем дошкольном возрасте наиболее реальна
возможность
развития
всех
психических
функций
ребенка
и
устранения
отклонений.
Именно
в
этот
период
жизни
дети
учатся
тому,
что
будут
использовать в течение дальнейшей жизни.