Напоминание

Формирование и развитие музыкального мышления начинающего пианиста


Автор: Гараева Ольга Алексеевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: Корсаковского городского округа Сахалинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование и развитие музыкального мышления начинающего пианиста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

Методические рекомендации для преподавателей по классу фортепиано

Формирование

и

развитие

музыкального

мышления

начинающего

пианиста

Автор: преподаватель по классу фортепиано

МБУ ДО «ДШИ»

Гараева Ольга Алексеевна

Корсаков, 2017

«Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков –

важное средство нравственного воспитания человека,

источник благородства и чистоты души».

В.А. Сухомлинский

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего

воспитание человека, становление личности. С первых же встреч с ребенком

важно интенсивно «погружать» ученика в музыку, «заражать» ею, учить сразу

же активному слышанию. Но вместе с интересом надо тщательно прививать

любовь к работе. Если ребёнок воспринял яркий образ, у него возникает

необходимость передать этот образ собственными силами.

В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется

музыкальное мышление. Мы знаем, что детское мышление

чрезвычайно

образно, связано в различными ассоциациями. Ребёнок всегда кого-то играет.

Девочка положила тряпочку на голову – сразу изменилась походка. Королева!

Мальчик взял в руки палку – сразу превращается в воина. Что это? Это

природа. Это геномная память, она диктует поведение.

Развитие слуха, как высотного, так и гармонического, развитие ощущения

лада и ритмического чувства, музыкальной памяти – вот основополагающие

задачи в работе с маленькими учениками.

Музыкальная деятельность активизирует умственные процессы и влияет на

развитие

у

ребёнка

слуха,

памяти,

чувства

ритма,

внимании,

остроты

мышления.

Одна

из

особенностей психики

детей

младшего

возраста

в

неумении

надолго сосредоточиться на одном и том же. Учитывая это, педагог должен

разнообразить формы подачи изучаемого материала. Слишком расчетливый,

рациональный

подход

к

обучению

может

погасить

инициативу

ребёнка,

помешать развитию творческого воображения. «Игра имеет важное значение

в жизни человека, она является подготовкой к труду и должна постепенно

заменяться трудом» (А.С. Макаренко).

Наиболее труден начальный период обучения. «Начало – это дело такой

огромной важности, что тут хорошо только самое лучшее» (И. Гофман). Очень

важно вовлечь ученика в сотворчество. Дать избыточное количество образов

через сказку, живопись. Например, играя пьесу, рассказать о воплощенном

образе,

стараться

вовлечь

ученика

в

обсуждение,

объясняя,

почему

для

создания данного образа композитор выбрал именно такую динамик, штрих,

темп.

Очень

хорошо,

если

ребёнок

превратит

музыкальный

образ

в

художественный. При этом он убеждается в том, что звуками можно передать

тяжёлую поступь слона, хлопотливую курочку, колючего ёжика. А можно

передать разное настроение: радость, печаль, суровость, нежность, упрямство,

мягкость, тревогу.

Основной источник детского мышления – игра, сказка. Известный пианист,

педагог

Е.

Либерман

отмечает,

что

на

первых

порах

занятия

в

классе

фортепиано должны носить занимательный характер и рекомендует включать

в урок театрализацию музыкальных пьес. Например «Два кота». Всего две

ноты. Можно подбирать по слуху от разных нот, играть с учителем в ансамбле.

А можно разыграть сценку с двумя учениками, передать образ серого и

чёрного кота, смелого и трусливого воришки, не давая такие понятия, как

громко – форте и тихо – пиано. Дети сами добывают знания через игру, так как

нет чистой громкости и тихости – есть ощущение эмоций. Эти эмоции ребёнок

пропускает

через

себя

за

инструментом.

Таким

образом

воспитывается

артистичность.

Два кота

Польская народная песня.

1 вариант

Та-та, два кота,

Два пушистеньких хвоста!

2 вариант

Педагог

Для лучшей ориентации на клавиатуре важно приучать ребёнка переносить

мелодии

в

разные

регистры.

Это

является

хорошей

предпосылкой

для

транспонирования.

3 вариант

Серый кот в чулане,

Все усы в сметане. Чёрный кот полез в подвал

И мышонка там поймал!

Итак, основная задача педагога заряжать своим артистизмом, постоянно

будить фантазию ребёнка.

Большое

удовольствие

доставляет

игра

в

ансамбле

в

4,

6

рук,

с

сопровождением шумовых инструментов. Чудесный сборник О. Геталовой «В

музыку с радостью», где все пьесы написаны для ансамблевого исполнения.

Например: «Дождик», «Дудочка», партии простейшие. Это своего рода игра

по ролям, где дети учатся быстро переключаться, обмениваться ролями, а это

уже воспитывает навыки предслышания.

Дождик

Муз. и сл. О. Геталовой

Дождь стучится

К нам в окно:

- Кап! Кап! Кап! Кап!

Дождик, спать

Пора давно!

Кап! Кап! Кап!

Лиза играет на треугольнике в ритме капель.

Успокойся, замолчи!

- Кап! Кап! Кап! Кап!

Ты не капай, не стучи!

- Кап! Кап! Кап!

Возможные варианты исполнения:

1) I партия – один ученик, II – второй ученик.

2) II партию исполняют два ученика.

3) I партию - один ученик на инструменте, второй на треугольнике.

Дудочка

Муз. и сл. О. Геталовой

Звонко дудочка поёт:

- Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!

Зайцы водят хоровод:

- Ту-ру-ру! Ту-ру-ру!

Снова музыка играет:

- Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!

Мишка песню напевает:

- Бу-бу-бу-бу!

Снова музыка играет:

- Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!

Мишка песню напевает:

- Бу-бу-бу-бу!

«Слон и цветы» - игра в 6 рук, где каждый ученик исполняет свою роль.

Юми передает тяжёлую поступь Слона, в то же время она должна следить за

общим

динамическим

развитием.

София

у

неё

основная

партия,

она

исполняет песенку Слонёнка. Надя – в верхнем регистре передает пение птиц.

И у Софии, и у Нади есть сольные партии, поэтому основная задача – вовремя

переключиться.

Слон и цветы.

По утру – ту-ру-ру! –

Нужно погулять слону.

На лугу – ту-ру-ру! –

Весело слону.

Слон цветочки любит нежно,

Слон ведет себя прилежно,

На цветы не наступает,

Осторожненько шагает.

Музыкальное творчество как эффективный метод обучения, направленный

на

развитие

слуховой

фантазии

ученика,

его

образно-художественного

мышления (на всех этапах обучения). Самая доступная форма самовыражения.

Первые

опыты

импровизации

и

сочинения

направлены

на

развитие

воображения и фантазии ученика. Что побуждает ребёнка сочинять музыку?

Прежде всего сама музыка. Сначала ребёнок определяет лишь настроение,

позже уже может выделить фразу

– высказывание. И отсюда возникает

естественное

желание

самому

попробовать

сочинять,

так

как

детям

свойственно

всё

пробовать.

Например,

сочинять

«ответ»

на

заданный

«вопрос».

Курочка-рябушечка

- Курочка-рябушчка,

1. Куда ты пошла?

2. Зачем пошла?

3. Зачем тебе водичка?

4. Как цыплятки просят пить?

Четыре

варианта

вопроса.

Ребёнку

предлагается

сочинять

ответ

на

заданный вопрос.

Четыре варианта ответа:

1.

На речку

или

2.

За водичкой

или

3.

Цыпляток поить

или

4. Пи-пи-пи!

Пи-пи-пи!

или

Читаем слова – определяем ритм.

Ограничиваем ответ тремя нотами.

Каждый ответ начать с нового звука, но обязательно закончить на

устойчивом звуке «До».

Хорошо сочинять музыку на знакомые стихи. Например, Агнии Барто.

Есть уже знакомый образ.

При сочинении помогает метроритм стиха.

И вот здесь у ученика появляется авторская потребность определиться,

в каком ритме, ладу, штрихе, регистре будет сочинять.

Например: «Наша Таня».

Ст. А. Барто; муз. С. Агарян 1 класс

«Зайка»

Ст. А. Барто; муз. Д. Сомик 2 класс

Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог.

Весь до ниточки промок.

Бычок

Ст. А. Барто; муз. Н. Спирина 1 класс

Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу:

«Ой, доска кончается,

сейчас я упаду»

Мишка

Ст. А. Барто; муз. Н. Ласькова 2 класс

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Огромное значение в фортепианном обучении играет подбор по слуху и

транспонирование,

способствующие

не

только

развитию

звуковысотного

слуха,

но

и

умению

связывать

слуховые

представления

с

расположение

клавиш на клавиатуре. Тут уместно коснуться вопроса, который тесно связан

с детским музыкальным творчеством. Речь идёт о подборе простейшего

аккомпанемента к небольшим несложным мелодиям. На своих уроках я

использую пособие Allegro. Интенсивный курс. Тетрадь №0 и Тетрадь №1.

Эту

работу

необходимо

проводить

систематически,

так

как

поможет

ребёнку постепенно, по мере взросления, овладеть различными навыками

игры

на

инструменте.

Транспонирование

лучший

способ

развития

музыкального слуха. Начиная с простых песен (на 2-х аккордах), постепенно

усложняем как сами песни, так и варианты их исполнения: осваиваем новые

аккорды, фактурные модели, тональности, играя песенники по квартовому или

квинтовому кругу, по полутонам, тонам. Например, «Едет паровоз» из Тетради

№1. Рожков Миша, подготовительный класс, пока освоил три фактурные

модели. Эту пьеску он играет в трёх тональностях, каждый куплет в разным

аккомпанементом.

Едет, едет паровоз

Варианты аккомпанемента

Что это даёт? У детей образуется взаимосвязь слуха с пальцевой памятью,

ориентировкой на клавиатуре, они начинают слышать и понимать гармонию,

самостоятельно подбирают гармоническую поддержку к мелодии.

Развитие интереса к музыке, слуха и музыкального мышления без знания

нотной записи является необходимым условием начального обучения, так как

вся эта сложная система ничего ещё не говорит ребёнку, но очень быстро

уводит его от главного – от музыки, от творчества.

Специфика детского творчества заключается в том, что оно рождается в

содружестве

с

педагогом.

Поначалу

учение

под

руководством

педагога

принимает посильное участие в поиске творческих решений. Оно может

определить характер, темп, динамику, штрихи. Например:

«По дороге жук»

Украинская народная песня.

По дороге жук, жук,

По дороге чёрный.

Посмотрите на меня,

Какой я проворный.

После

того,

как

ученик

уверенно

играет

в

ансамблевом

исполнении,

предложить другой образ «Хромого жука». Ритм - пунктирный, лад – фа ми-

минор, темп – медленный. Изменить слова в конце: «Дохвастался, хромой я».

Следующий пример «О двух козлятах»

После того, как пьеса будет выучена, предложить ученику на основе того

же музыкального материала переделать ее в пьесу «О двух слонах», «О двух

воробьях» и т.п. с помощью смены регистров, динамики, штрихов и темпов. И

таких примеров очень много. Главное – будить фантазию ребёнка.

Одной из основных задач является накопление слухового опыта. Для этого

необходимо приучать детей воспринимать музыку осознанно. Поэтому основа

всякого мышления – сравнение.

Учиться сравнивать музыкальные пьесы, сопоставлять их, находить сходство

и различие между ними, находить повторы. Но! Самостоятельно приемами

сравнения дети не владеют. Этому надо учить. Дети младшего возраста умеют

находить отличия, нежели родственные признаки. Находят один-два признака:

лад,

темп.

Для

этой

цели

подбираем

пьесы,

в

которых

различия

ярко

выражены. Например: «Пляшут зайцы»

Соль, фа, ми, ре, до, до, ре,

Пляшут зайцы на горе.

Под горою серый ёж,

У него кафтан хорош.

и «Зайка»

Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

В чем различия?

Настроение: весело, грустно.

Темп.

Далее

задания

усложняются.

Подбираются

пьесы,

в

которых

прослеживаются отличительные и общие признаки.

Например: «Колыбельная для кота»

Котик Васька спит на печке,

Видит Васька сладкий сон.

«Колыбельная» И. Филиппа

«Колыбельная»

Русская народная песня.

Баю, баю, баиньки

Я скатаю валенки.

Не больши, не маленьки,

В пору нашей Аленьки.

По характеру

пьесы звучат

одинаково.

Во

всех

колыбельных

слышно

мерное покачивание, значит и темп будет одинаковый. Сравним первые две

колыбельные. Что общего? Темп, тональность, штрих, аккомпанемент.

В чём отличие? В первой – лиги короткие. Во второй – длинные и короткие.

Длинные лиги требуют большого дыхания и распевность.

А вот третью колыбельную надо петь и аккомпанировать. Что общего с

предыдущими пьесами? То же «покачивание», но уже в аккомпанементе. В

чем отличие? Тональность соль минор.

Эти

навыки

сравнения

очень

пригодятся

ребёнку

при

работе

над

вариациями.

Для развития музыкального мышления большое значение имеет работа над

полифонией. Ученик учится один голос играть, другой петь, удваивать бас,

сопрано переносить в более высокий регистр, менять тембральную окраску

голоса.

Для развития музыкального мышления полезно не только транспонировать,

но и варьировать, что приводит к элементарному умению импровизировать.

Особенно полезно при работе над этюдами с целью овладеть различными

техническими

приёмами.

Можно

изменить

мелодию,

дробить

крупные

длительности

в

аккомпанементе

на

более

мелкие,

менять

ритмический

рисунок, менять фактуру сопровождения.

Этюд

К. Черни

Вариант 1.

Вариант 2.

Этюд

И. Беркович

Варианты аккомпанемента:

Недостаточно знакомить ребёнка лишь изредка с отдельными пьесами,

написанными в современной манере. В репертуар ученика должны входить

сочинения, представляющие основные характерные особенности современной

музыки. Педагог должен не просто заинтересовать ученика её новизной, а

раскрыть

перед

ним

форму

пьес, особенности композиторских

приёмов,

гармонического языка, специфику средств выражения. При знакомстве с

музыкой

Стравинского

«Медведь»,

ученик

сталкивается

со

сложными

приемами композиторского письма. Ребёнку не столь важно запоминать такие

названия, как остинато, политональность, полиметрия и т.д. Важнее, чтобы

педагог обратил внимание ученика на то, что в «Медведе» партия левой руки

изложена на двух звуках ре-бемоль – ля-бемоль, изображая шаги медведя, сама

же мелодия написана в До мажоре.

Медведь

Сказка с песенкой

И. Стравинский

Жили-были старик да старуха, детей у них не было. Старуха и говорит

старику: «Старик, сходи по дрова». Старик пошёл по дрова; попался ему

навстречу медведь и сказывает: «Старик, давай бороться». Старик взял да и

отсёк медведю лапу; ушёл домой и отдал старухе: «Вари, старуха, медвежью

лапу». Старуха взяла содрала кожу и начала щипать шерсть, а лапу поставила

в печь варить. Медведь ревел, ревел, надумался и сделал себе липовую лапу;

идёт к старику на деревяшке и поёт:

Такой прием политональности нормально воспринимается учеником, так

как

«чужеродное» сопровождение

как

нельзя

лучше передаёт ощущение

«чужой» деревянной ноги. Можно сыграть обе партии в До мажоре и сказка

перестанет быть страшной.

Заключение.

Так же необходимо знакомить ученика с элементами джазовой музыки. Это

даёт им возможность музицировать вне стен школы. Подбирать со вкусом.

Музыка для него с самого начала будет делиться не на «серьёзную» и

«лёгкую», а на музыку, обладающую художественными достоинствами и не

обладающую ими, на произведения талантливые и посредственные.

Использованная литература:

1.

Геталова, О.А., Визная И.В. В музыку с радостью. Хрестоматия. - Санкт-

Петербург: Композитор, 2016. – 152 с.

2.

Смирнова Т.И. ALLEGRO. Тетрадь 1. Начинаем (+CD) Фортепиано.

Интенсивный курс. – М.: Издательский дом «Грааль», 2008. – 64 с.

3.

Смирнова Т.И. Мои первые песенки (Allegro Тетрадь № 0). – М.: ЦСДК,

2008. – 33 с.



В раздел образования