Напоминание

Доклад по теме "Предмет "Литература" в системе внеклассной работы.


Автор: Завгородняя Александра Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№3"
Населённый пункт: пгт. Жешарт, Усть-Вымский район, Республика Коми
Наименование материала: доклад
Тема: Доклад по теме "Предмет "Литература" в системе внеклассной работы.
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» пгт. Жешарт Усть-Вымского района Республики Коми Секция «Преподавание литературы в современной школе: теория, методика, практика». Доклад по теме «Предмет «Литература» в системе внеклассной работы. Автор доклада - учитель русского языка и литературы Завгородняя Александра Вячеславовна Жешарт 2015
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Как указано в нашей новой программе под грифом ФГОС, литература как предмет играет огромную роль в жизни каждого из нас. Он тесно связан с предметами общеобразовательной программы, «…как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». «Русская литература как основной источник обогащения речи формирует речевую культуру и коммуникативные навыки учащихся. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью» 1 . В процессе работы мы всё чаще сталкиваемся с тем, что учащиеся не придают значения тому, что они говорят, не могут связно высказаться, кругозор небольшой, да и словарный запас весьма небогат. Учителю приходится задумываться о том, как способствовать формированию у школьника «литературного слуха» 2 , то есть умения слушать, слышать и интерпретировать текст. Рано или поздно каждому учащемуся всё равно придётся проявить эти умения. Например, выпускное сочинение по литературе… Какова его цель? Проверить уровень начитанности и умение выстроить самостоятельное суждение на литературную тему в соответствии с нормами русского языка. Сможет ли учащийся без подготовки написать его? Как построить работу учителю, чтобы учащийся мог выполнить работу, соответствующую требованиям? А может, отказаться от такого вида работы? Соглашусь с мнением Г.М. Ребель 3 , которая считает, что «возвращение школьного сочинения по литературе в экзаменационную сетку – это …шанс возродить интерес к предмету, содержанием которого является воплощенный в художественные образы смысл человеческого бытия; … шанс дать юным читателям эстетические, интеллектуальные и нравственные ориентиры, расширить горизонты представлений о жизни и человеке, привить вкус к сво- 1 Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы / Пособие для учителей общеобразовательных организаций. 2-е издание, переработанное - М.: Просвещение, 2014. – с. 5 2 Н.М. Свирина. Материалы курса «Способы построения и содержание интересного урока литературы»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – с.39 3 Галина Михайловна Ребель, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы ПГГПУ. 2
бодному полету мысли, к полемике, к самостоятельному творческому поиску; …шанс обретения или упрочения национальной самоидентификации через то лучшее, что создано в национальной культуре и что в случае русской классической литературы является несомненным предметом национальной гордости» 1 . Художественная литература – это не только инструмент воспитания души, но и мощный аналитический инструмент, дающий такое глубокое и целостное описание общества и человека в нем, который ни одной точной науке не подвластен. Не случайно именно гуманитарные, социальные науки очень активно обращаются к художественному материалу. Все вышесказанное требует полноценного преподавания литературы, а не просто введения экзаменационного сочинения. Выпускное сочинение – это финальная точка долгого и сложного пути. Но оно, безусловно, может стать стимулом для возрождения урока литературы. Следовательно, нужно продумать и реализовать цепь мероприятий, призванных способствовать подъёму качества преподавания литературы в целом. Перед учителем стоит нелёгкая задача - воспитать «настоящего читателя» 2 . «Настоящий читатель» – это человек, умеющий понимать текст, открытый его эмоциональному воздействию, способный проявить собственную нравственную позицию при восприятии читаемого. Настоящий читатель свободно владеет устной и письменной речью. Возникает вопрос: где взять время? Учебный план основного общего образования предполагает увеличение часов по предмету. (Таблица 1) Всё складывается в пользу предмета. Однако каждый понимает, что воспитание «настоящего читателя» не может ограничиваться рамками урока, поэтому огромную роль мы отводим внеклассной деятельности. Каждый знает, что школа работает по воспитательному плану, отражающему внеклассную деятельность учащихся. План придерживается определённых направлений, отражающих цели воспитательной работы. Сравним цели воспитательной работы и цели изучения предмета «Литература» по программе ФГОС. (Таблица №2) 1 Г.М. Ребель. Статья «Выпускное сочинение по литературе: перезагрузка (проект)». - Научно-методический культурно-просветительский журнал ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», выпуск №26, 2014. 2 Литература: Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум: 8-11 классы. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая, С.А. Шаповал. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – с. 292 3
Таким образом, цели воспитательной работы и предмета «Литература» во многом перекликаются. Возникает вопрос: не включить ли работу над художественным произведением в план воспитательной работы? (Таблица №3) Мы видим, что работу над произведением можно продолжить и во внеурочное время, потому что с планом внеклассной деятельности нет почти никаких расхождений. Основными задачами организации внеклассной работы по литературе являются 1. осуществление нравственного и патриотического воспитания школьников, их всестороннего развития путем вовлечения в разные формы работы, связанных с приобщением к сокровищнице мировой литературы; 2. совершенствование речевых умений школьников; 3.формирование широких читательских интересов, развитие любви к чтению, расширение литературных образов; 4. развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных запросов; 5. активизация общественно-полезной деятельности школьников. Всю внеклассную работу можно объединить в 3 группы: А) индивидуальная работа (участие в конкурсах, выставках, олимпиадах; научно- исследовательская деятельность, индивидуальные проекты и т.д.) Б) групповые занятия (тематические классные часы, нравственно- этические беседы, кружок русской словесности, групповые проекты, элективы, факультативы и т.д.) В) массовые мероприятия (литературно-музыкальная композиция, литературная гостиная, литературная игра 1 , творческий вечер (творческая встреча), просмотр кинофильмов, социальный проект и т.д.) Не обойтись без сотрудничества с библиотекой (школьной и по месту жительства), с Домом культуры и кинотеатром, Детской школой искусств и Детским юношеским центром. Неоценима их помощь в организации и проведении диспутов, дискуссий, литературных композиций и читательских конференций. Эти виды работы формируют навыки общения с книгой, учат высказывать свою точку зрения, делать обобщения, т.е. мыслить и рассуждать. Эффективность литературного образования зависит от умения учителя активизировать и развивать образное мышление детей, их интересы, склонности, творческие возможности на различных этапах учебной деятельности, будь то урок литературы, внеклассного чтения или внеклассная работа. Внеклассная работа, на мой 1 Н.М. Свирина. Материалы курса «Способы построения и содержание интересного урока литературы»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – с.39 4
взгляд, в не меньшей степени, чем урок литературы, развивает интерес детей к книге, воспитывает настоящего читателя. Приложения Таблица №1 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2015-2016 2016-2017 (в разработке) 5 класс 2
3

3

3

3
6 класс 2 2
3

3

4
7 класс 2 2 2 2 2 8 класс 2 2 2 2 2 9 класс 3 3 3 3 3 Таблица №2 Цели воспитательной работы Цели изучения предмета «Литература» 1. Воспитание гражданственнос-ти, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязаннос-тям человека. 2. Воспитание социальной ответ-ственности и компетентности. 3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этичес- кого сознания. 4. Воспитание экологической культуры, культуры здорово- го образа жизни. 5. Воспитание трудолюбия, соз-нательного, творческого отно-шения к образованию, труду и жизни, подготовка к созна-тельному выбору  Формирование духовно развитой личности, облада-ющей гуманистическим мировоззрением, националь-ным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;  Развитие интеллектуальных и творческих способнос- тей учащихся, необходимых для успешной социали- зации и самореализации личности;  Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искус- ства с жизнью, историзма;  Поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интер- претировать художественный текст;  Овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или в любом другом речевом высказывании), и создание 5
профессии. 6. Воспитание ценностного отно-шения к прекрасному; форми- рование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание. 7. Просветительская работа с родителями, законными представителями собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;  Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формули- ровать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.); Таблица №3
Направления воспитательного плана
Произведения 1. в о с п и т а н и е г р а ж д а н с т в е н н о с т и , патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Фольклор Древнерусская литература М.Ю. Лермонтов «Бородино» И.С. Тургенев «Муму» В.Г. Короленко «В дурном обществе» Поэзия А.Т. Твардовского, К.М. Симонова 2. Воспитание социальной ответственности и компетентности И.А. Крылов. Басни. А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители» К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» В.П. Астафьев «Васюткино озеро» Л. Андреев «Кусака» Распутин «Уроки французского» 3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания А.П. Платонов «Юшка» Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» С.А. Есенин. Поэзия. 4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового образа жизни В.П. Астафьев «Васюткино озеро» К.Г. Паустовский «Заячьи лапы» 5. Воспитание трудолюбия, сознательного, А.П. Платонов «Корова», «В прекрасном и яростном мире» 6
творческого отношения к образованию, т р уд у и ж и з н и , п о д г о т о в к а к сознательному выбору профессии В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
6.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному; формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» А.П. Чехов «Рассказы» И.А. Бунин. Поэзия. Поэзия А. А. Фета и Ф.И. Тютчева P.S. прилагается презентация в программе Power Point 2003 со слайдами мероприятий и детских работ и с комментариями к ним. Источники: 1. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 классы / Пособие для учителей общеобразовательных организаций. 2-е издание, переработанное - М.: Просвещение, 2014. 2. Г.М. Ребель. Статья «Выпускное сочинение по литературе: перезагрузка (проект)». - Научно-методический культурно-просветительский журнал ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», выпуск №26, 2014. 3. Новейшие сочинения. 10-11 классы. Все темы 2015. / С. В. Бащенко, Т. Г. Каширина, З. С. Сидоренко, Л. С. Сенник, И. В. Корсунова, Л. Ф. Бойко, А. И. Шипилова, А. А. Павленко, О. А. Беленкова. - ООО «Издательство «Эксмо», 2014. 4. Литература: Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум: 8-11 классы. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая, С.А. Шаповал. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. 5. Н.М. Свирина. Материалы курса «Способы построения и содержание интересного урока литературы»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 7


В раздел образования