Автор: Безмельницина Галина Васильевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ №114
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: "Профессионализм педагогических кадров как показатель конкурентоспособности дошкольного учреждения "
Тема: "Проблемы дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование
Профессионализм педагогических кадров как показатель
конкурентоспособности дошкольного учреждения
Г.В. Безмельницина, заведующий МБДОУ № 114,
город Оренбург
Федеральный закон № 273 – ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации» ставит дошкольное образование на первую ступень
общего
образования,
вследствие
этого
значительно
повышается
роль
дошкольных образовательных учреждений.
Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не
просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные
услуги. А в условиях рыночной экономики жизнеспособными оказываются
только конкурентоспособные дошкольные учреждения.
Конкурентоспособность
ДОУ
складывается
из:
квалифицированного
уровня сотрудников, имиджа ДОУ, рекламы, информационно-технического
развития, дополнительных услуг.
Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы,
каждое дошкольное учреждение пытается выработать свою конкурентную
стратегию
для
достижения
рыночного
успеха.
На
первое
место
для
родителей сегодня выходит уже не само наличие дошкольного учреждения, а
его характеристики, важнейшими из которых являются качество образования
ребенка,
условия
в
которых
проходит
воспитательно-образовательный
процесс, оснащенность ДОУ.
В нашем детском саду было проведено исследование, по результатам
которого
удалось
выявить:
личностные
и
профессиональные
качества
педагогов; отношение к работе; инновационный потенциал педагогического
коллектива;
готовность
педагогов
к
изучению
и
внедрению
новых
технологий;
отношение
родителей
к
педагогическому
коллективу
и
дошкольному учреждению.
Высокий профессионализм педагогов МБДОУ № 114 просматривается
в
анализе
результатов
опроса
родителей
(законных
представителей)
воспитанников, так:
-
все
100
%
родителей
высоко
оценивают
работу
детского
сада,
доверяют детей своим воспитателям и спокойно уходят на работу, оставляя
ребенка в ДОУ;
- большинство 92% отмечают, что их дети получают в течение учебного
года интересные знания и прочные навыки культурного поведения, а работа
педагогов их устраивает полностью;
- при возможности выбора дошкольного учреждения 97 % родителей
считают, что все равно предпочли бы, чтобы их ребенок посещал МБДОУ №
114 и лишь 3 % родителей хотели бы посещать детский сад ближе к место
проживания ребенка;
-
практически
все
родители
98
%
считают,
что
их
ребенок
с
удовольствие посещает свою группу и дошкольное учреждение.
Это подтверждается и преемственностью в посещении детского сада
воспитанниками, так 76 % родителей, когда – то ходивших к нам в наше
учреждение,
приводят
своих
детей
именно
к
нам,
есть
у
нас
бабушки,
которые ходили
к нам, когда были в дошкольном возрасте. В данных
обстоятельствах
поддержание
такого
положительного
имиджа
ДОУ
представляется важным элементом его конкурентоспособности.
Повышение социального статуса дошкольного образования, является и
одной из целей Федерального государственного стандарта. Анализ изучения
педагогов позволил сделать вывод о том, что:
- многие (96 %) удовлетворены нынешним состоянием ДОУ;
-
педагогический
коллектив
нацелен
на
активное
участие
в
планомерном, поэтапном развитии дошкольного учреждения;
- большинство педагогов (98 %) испытывают потребность, мотивацию
и интерес к повышению уровню своих профессиональных знаний и умений
(прежде всего психолого-педагогических):
- 98 % педагогического состава готовы к овладению современными
технологиями и инновациям.
Анализ состава педагогических кадров показал: имеют награды МО
РФ – 1 человек, УО АО – 6 человек, ГУО ОО – 1 человек, МО ОО – 1
человек, УО САО – 2 человека, то есть, почти половина педагогического
коллектива
награждены
за
свой
качественный
профессиональный
труд.
Преобладающее
количество
педагогов
имеет
высшее
педагогическое
образование – 21 (81 %) человек. Основной состав представляют педагоги,
проработавшие свыше 5 лет, таких – 17 человек; 5 (19 %) педагогов имеют
высшую и 15 (58 %) - первую квалификационную категорию
В
последние
годы
наблюдается
«омоложение»
педагогического
коллектива, за счет появления молодых начинающих педагогов, каждому из
них
помогает
осваивать
азы
профессиональной
деятельности
педагог-
наставник.
Опрос
начинающих
педагогов
позволил
определить
систему
методической
работы
в
ДОУ
по
оказанию
им
помощи
по
повышению
психолого-педагогических компетенций и профессиональной квалификации .
Эта работ с кадрами носит личностно-ориентированный характер.
В детском саду сформировано три группы педагогов. В основе деления
лежит дифференциация по уровню практического мастерства.
Первая
группа
(творческий
уровень)
–
педагоги-исследователи,
работающие
в
инновационном
режиме.
Разрабатывающие
программы
и
использующие инновационные технологии – 54 % педагогов.
Вторая группа (репродуктивный уровень) - педагоги, обеспечивающие
реализацию
потенциальных
возможностей
воспитанника,
учитывающие
индивидуальные
особенности
и
интересы
детей,
использующие
готовые,
разработанные другими методики, выбирая из них те, которые больше всего
подходят данному ребенку или группе детей – 31 % педагогов.
Третья
группа
(адаптивный
уровень)
–
молодые
специалисты,
требующие индивидуальной помощи и использующие в своей работе готовые
технологии и методы обучения – 15 % педагогов.
Анализ
педагогического
ценза,
планов
по
самообразованию
и
материалов аттестации позволил нам выделить приоритетное направление
работы каждого педагога и объединить педагогов в инициативные творческие
микрогруппы
по
основным
задачам
развития
воспитанников,
определить
руководителей творческих микрогрупп.
В дошкольном учреждении работают три инициативные творческие
микрогруппы по различным педагогическим проблемам. Такие микрогруппы
и научно-методическая работа позволяют нам мобильно решать вопросы,
связанные с участие воспитателей и специалистов в методической работе
ДОУ, подготовке и проведении методических объединений, что способствует
повышению конкурентоспособности педагогов и ДОУ.
Для
педагогов
конкурентоспособность
–
это
его
способность
принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу, планировать и
прогнозировать
результаты
своей
деятельности.
Педагог,
незнакомый
с
современными научными достижениями, не может рассчитывать на успех в
практической работе, а, следовательно, его конкурентоспособность невелика.
Система повышения квалификации и переподготовки кадров является
действенным
механизмом
в
развитии
современного
ДОУ.
Системность
и
комплексность
повышения
квалификации
обеспечивается
структурой
ее
организации. Которая отражена в соответствующем плане работы детского
сада,
в
грамотных
управленческих
решениях
и
усилиях
администрации
учреждения. Так в соответствии с планом самосовершенствования все 100 %
педагогов
и
специалисты
нашего
учреждения
прошли
курсовую
переподготовку
соответствующую
требованиям
ФГОС
ДО.
Работа
над
повышением профессионального роста педагогов связана, прежде всего, не с
воспроизведением
знаний
и
умений,
приобретенных
в
базовых
профессиональных учебных заведениях, а с их расширением, углублением и
осмыслением собственного педагогического опыта.
Важная
роль
в
повышении
профессионального
роста
педагогов
отводится
научно-методическому
совету
учреждения,
в
компетенцию
которого
входят
создание
коллектива
единомышленников,
анализ
деятельности
учреждения
и
результатов
использования
новых
педагогических технологий, анализ профессиональной деятельности членов
коллектива, рассмотрение прогностических программ и проектов, обобщение
передового опыта и др.
Так
регулярно
проводятся
открытые
мероприятия,
педагогические
часы, семинары-практикумы, мастер-классы, деловые игры, конференции.
Ежегодно на нашей базе проходят методические городские объединения по
актуальным вопросам .
Педагогиче ский
коллектив
ориентирован
на
о с в о е н и е
компетентностного подхода и направлен на повышение качества дошкольного
образования.
Компетентность
большинства
педагогов
дошкольного
учреждения обеспечивает успешность ДОУ и его конкурентоспособность.
Наши
педагоги
и
специалисты
активно
принимают
участие
в
международных,
всероссийских,
городских
конкурсах,
занимая
призовые
места.
Награды
на
конкурсах
получают
не
только
педагоги,
но
и
их
воспитанники.
Одной из главных задач нашего ДОУ является создание атмосферы
психологического
комфорта
и
эмоционального
благополучия,
воспитание
свободной
творческой
и
самореализующейся
личности.
В
условиях
конкуренции
от
руководителя
образовательного
учреждения
требуется
гибкости в кадровой политике, в отношении к педагогическому составу, как к
самостоятельным
исполнителям,
в
развитии
широкой
коммуникации
коллектива,
улучшении
социально-психологического
климата.
По
результатам
анкетирования
по
методике
«Психологический
климат»,
коллектив сплочен и имеет высоко благоприятный психологический климат.
Каждый сотрудник
рассматривается как «лицо» учреждения, по которому
судят о ДОУ.
Таким образом, в условиях современной образовательной системы в
Российской Федерации высокий уровень профессиональной компетентности
педагогических
кадров
является
важнейшим
показателем,
определяющим
уровень конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения.