Напоминание

"Проблемы дошкольного образования"


Автор: Безмельницина Галина Васильевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ №114
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: "Профессионализм педагогических кадров как показатель конкурентоспособности дошкольного учреждения "
Тема: "Проблемы дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Профессионализм педагогических кадров как показатель

конкурентоспособности дошкольного учреждения

Г.В. Безмельницина, заведующий МБДОУ № 114,

город Оренбург

Федеральный закон № 273 – ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в

Российской Федерации» ставит дошкольное образование на первую ступень

общего

образования,

вследствие

этого

значительно

повышается

роль

дошкольных образовательных учреждений.

Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не

просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные

услуги. А в условиях рыночной экономики жизнеспособными оказываются

только конкурентоспособные дошкольные учреждения.

Конкурентоспособность

ДОУ

складывается

из:

квалифицированного

уровня сотрудников, имиджа ДОУ, рекламы, информационно-технического

развития, дополнительных услуг.

Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы,

каждое дошкольное учреждение пытается выработать свою конкурентную

стратегию

для

достижения

рыночного

успеха.

На

первое

место

для

родителей сегодня выходит уже не само наличие дошкольного учреждения, а

его характеристики, важнейшими из которых являются качество образования

ребенка,

условия

в

которых

проходит

воспитательно-образовательный

процесс, оснащенность ДОУ.

В нашем детском саду было проведено исследование, по результатам

которого

удалось

выявить:

личностные

и

профессиональные

качества

педагогов; отношение к работе; инновационный потенциал педагогического

коллектива;

готовность

педагогов

к

изучению

и

внедрению

новых

технологий;

отношение

родителей

к

педагогическому

коллективу

и

дошкольному учреждению.

Высокий профессионализм педагогов МБДОУ № 114 просматривается

в

анализе

результатов

опроса

родителей

(законных

представителей)

воспитанников, так:

-

все

100

%

родителей

высоко

оценивают

работу

детского

сада,

доверяют детей своим воспитателям и спокойно уходят на работу, оставляя

ребенка в ДОУ;

- большинство 92% отмечают, что их дети получают в течение учебного

года интересные знания и прочные навыки культурного поведения, а работа

педагогов их устраивает полностью;

- при возможности выбора дошкольного учреждения 97 % родителей

считают, что все равно предпочли бы, чтобы их ребенок посещал МБДОУ №

114 и лишь 3 % родителей хотели бы посещать детский сад ближе к место

проживания ребенка;

-

практически

все

родители

98

%

считают,

что

их

ребенок

с

удовольствие посещает свою группу и дошкольное учреждение.

Это подтверждается и преемственностью в посещении детского сада

воспитанниками, так 76 % родителей, когда – то ходивших к нам в наше

учреждение,

приводят

своих

детей

именно

к

нам,

есть

у

нас

бабушки,

которые ходили

к нам, когда были в дошкольном возрасте. В данных

обстоятельствах

поддержание

такого

положительного

имиджа

ДОУ

представляется важным элементом его конкурентоспособности.

Повышение социального статуса дошкольного образования, является и

одной из целей Федерального государственного стандарта. Анализ изучения

педагогов позволил сделать вывод о том, что:

- многие (96 %) удовлетворены нынешним состоянием ДОУ;

-

педагогический

коллектив

нацелен

на

активное

участие

в

планомерном, поэтапном развитии дошкольного учреждения;

- большинство педагогов (98 %) испытывают потребность, мотивацию

и интерес к повышению уровню своих профессиональных знаний и умений

(прежде всего психолого-педагогических):

- 98 % педагогического состава готовы к овладению современными

технологиями и инновациям.

Анализ состава педагогических кадров показал: имеют награды МО

РФ – 1 человек, УО АО – 6 человек, ГУО ОО – 1 человек, МО ОО – 1

человек, УО САО – 2 человека, то есть, почти половина педагогического

коллектива

награждены

за

свой

качественный

профессиональный

труд.

Преобладающее

количество

педагогов

имеет

высшее

педагогическое

образование – 21 (81 %) человек. Основной состав представляют педагоги,

проработавшие свыше 5 лет, таких – 17 человек; 5 (19 %) педагогов имеют

высшую и 15 (58 %) - первую квалификационную категорию

В

последние

годы

наблюдается

«омоложение»

педагогического

коллектива, за счет появления молодых начинающих педагогов, каждому из

них

помогает

осваивать

азы

профессиональной

деятельности

педагог-

наставник.

Опрос

начинающих

педагогов

позволил

определить

систему

методической

работы

в

ДОУ

по

оказанию

им

помощи

по

повышению

психолого-педагогических компетенций и профессиональной квалификации .

Эта работ с кадрами носит личностно-ориентированный характер.

В детском саду сформировано три группы педагогов. В основе деления

лежит дифференциация по уровню практического мастерства.

Первая

группа

(творческий

уровень)

педагоги-исследователи,

работающие

в

инновационном

режиме.

Разрабатывающие

программы

и

использующие инновационные технологии – 54 % педагогов.

Вторая группа (репродуктивный уровень) - педагоги, обеспечивающие

реализацию

потенциальных

возможностей

воспитанника,

учитывающие

индивидуальные

особенности

и

интересы

детей,

использующие

готовые,

разработанные другими методики, выбирая из них те, которые больше всего

подходят данному ребенку или группе детей – 31 % педагогов.

Третья

группа

(адаптивный

уровень)

молодые

специалисты,

требующие индивидуальной помощи и использующие в своей работе готовые

технологии и методы обучения – 15 % педагогов.

Анализ

педагогического

ценза,

планов

по

самообразованию

и

материалов аттестации позволил нам выделить приоритетное направление

работы каждого педагога и объединить педагогов в инициативные творческие

микрогруппы

по

основным

задачам

развития

воспитанников,

определить

руководителей творческих микрогрупп.

В дошкольном учреждении работают три инициативные творческие

микрогруппы по различным педагогическим проблемам. Такие микрогруппы

и научно-методическая работа позволяют нам мобильно решать вопросы,

связанные с участие воспитателей и специалистов в методической работе

ДОУ, подготовке и проведении методических объединений, что способствует

повышению конкурентоспособности педагогов и ДОУ.

Для

педагогов

конкурентоспособность

это

его

способность

принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу, планировать и

прогнозировать

результаты

своей

деятельности.

Педагог,

незнакомый

с

современными научными достижениями, не может рассчитывать на успех в

практической работе, а, следовательно, его конкурентоспособность невелика.

Система повышения квалификации и переподготовки кадров является

действенным

механизмом

в

развитии

современного

ДОУ.

Системность

и

комплексность

повышения

квалификации

обеспечивается

структурой

ее

организации. Которая отражена в соответствующем плане работы детского

сада,

в

грамотных

управленческих

решениях

и

усилиях

администрации

учреждения. Так в соответствии с планом самосовершенствования все 100 %

педагогов

и

специалисты

нашего

учреждения

прошли

курсовую

переподготовку

соответствующую

требованиям

ФГОС

ДО.

Работа

над

повышением профессионального роста педагогов связана, прежде всего, не с

воспроизведением

знаний

и

умений,

приобретенных

в

базовых

профессиональных учебных заведениях, а с их расширением, углублением и

осмыслением собственного педагогического опыта.

Важная

роль

в

повышении

профессионального

роста

педагогов

отводится

научно-методическому

совету

учреждения,

в

компетенцию

которого

входят

создание

коллектива

единомышленников,

анализ

деятельности

учреждения

и

результатов

использования

новых

педагогических технологий, анализ профессиональной деятельности членов

коллектива, рассмотрение прогностических программ и проектов, обобщение

передового опыта и др.

Так

регулярно

проводятся

открытые

мероприятия,

педагогические

часы, семинары-практикумы, мастер-классы, деловые игры, конференции.

Ежегодно на нашей базе проходят методические городские объединения по

актуальным вопросам .

Педагогиче ский

коллектив

ориентирован

на

о с в о е н и е

компетентностного подхода и направлен на повышение качества дошкольного

образования.

Компетентность

большинства

педагогов

дошкольного

учреждения обеспечивает успешность ДОУ и его конкурентоспособность.

Наши

педагоги

и

специалисты

активно

принимают

участие

в

международных,

всероссийских,

городских

конкурсах,

занимая

призовые

места.

Награды

на

конкурсах

получают

не

только

педагоги,

но

и

их

воспитанники.

Одной из главных задач нашего ДОУ является создание атмосферы

психологического

комфорта

и

эмоционального

благополучия,

воспитание

свободной

творческой

и

самореализующейся

личности.

В

условиях

конкуренции

от

руководителя

образовательного

учреждения

требуется

гибкости в кадровой политике, в отношении к педагогическому составу, как к

самостоятельным

исполнителям,

в

развитии

широкой

коммуникации

коллектива,

улучшении

социально-психологического

климата.

По

результатам

анкетирования

по

методике

«Психологический

климат»,

коллектив сплочен и имеет высоко благоприятный психологический климат.

Каждый сотрудник

рассматривается как «лицо» учреждения, по которому

судят о ДОУ.

Таким образом, в условиях современной образовательной системы в

Российской Федерации высокий уровень профессиональной компетентности

педагогических

кадров

является

важнейшим

показателем,

определяющим

уровень конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения.



В раздел образования