Напоминание

Рабочая программа по изобразительному искусству, 5-9 классы


Автор: Сидоренкова Людмила Ивановна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина"
Населённый пункт: п. Шумячи Смоленская область
Наименование материала: Рабочая программа по изобразительному искусству, 5-9 классы
Тема: Рабочая программа по изобразительному искусству, 5-9 классы
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»

РЕКОМЕНДОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МС: Зам. директора: Директор школы:

_______Л.И.Сидоренкова ________Н.А.Богатырева ______И.Н.Кухаренкова

Протокол №1 от 29.08.2017 г. Приказ от 31.08.2017 г. №64/1

Рабочие программы

по изобразительному искусству

для 5-8 классов, реализующих ФГОС ООО

на 2017/2018 учебный год

Учитель: Л.И.Сидоренкова

2017

Рабочая программа по изобразительному искусству

для 5-8 классов

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с:

Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного

общего

образования»

редакции от 31.12.2015 № 1577);

Основной

образовательной

программой

основного

общего

образования

МБОУ

«Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной

обр

азовательной

программы

общего

об

разования

Федерального

государ

ственного

образовательного

стандарта

обучение

на

занятиях

по

изобразительному

искусству

направлено

на

достижение учащимися личностн

ых, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

отражают

ся в индивидуальных качественн

ых свойствах

учащихся, которые они должны приобрести в процессе

о

своения учебного предмета

«Изобразительное искусство»:

воспитание

российской

гражданской

идентичности:

патриотизма,

любви

и

уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее

многонационального

народа

России;

осознание

своей

э т н и ч е с ко й

принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного

наследия народов России и человечества;

формирова

ние

ответственного

отношения

к

учению, готовности и способности

обучающихся

к

саморазвитию

и

самообразованию

на

основе

мотивации

к

обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,

духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к

другому

человеку,

его

мнению,

мировоззрению,

культуре;

готовности

и

способности

вести

диалог

с

другими

людьми

и

достигать

в

нем

взаимопонимания;

развитие морального сознания и компетентности в решении мо ральных проблем

на

основе

личностного

выбора,

формирование

нравственных

чувств

и

нравственного поведения;

формирование коммуник

ативной компетентности в общени

и и сотрудничестве со

сверстниками,

взрослыми

в

процессе

образовательной,

творческой

деятельности;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности

семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие

эстетического

сознания

через

освоение

художественного

наследия

народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характ

еризуют уровень сформированности

универсальных

способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой

деятельности:

умение

самостоятельно

определять

цели

своего

обучения,

ставить

и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение

самостоятельно

планировать

пути

достижения

целей,

в

том

числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения

учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять

способы

действий

в

рамках

предложенных

условий

и

требований,

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные

возможности ее решения;

владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятия

решений

и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее

решение

и

разрешать

конфликты

на

основе

согласования

позиций

и

учета

интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-

творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения

учебного предмета:

формирование

основ

художественной

культуры

обучающихся

как

части

их

общей

духовной

культуры,

как

особого

способа

познания жизни и средства

организации

общения;

развитие

эстетического,

эмоционально- ценностного

видения

окружающего

мира;

развитие

наблюдательности,

способности

к

сопереживанию, зрительной памя

ти, ассоциативного

мышления, художественного

вкуса и творческо

го воображения

;

развитие

визу

ально-пространственного

мышления

как

формы

эмо

ционально

-

ценностного освоения мира, самовыражения и ориента

ции в худож

ественном и

нравственном пространстве культуры;

освоение худ

ожественной культуры во всем многообразии ее видов,

жанров и

стилей

как

материального

выражения

духовных

цен

ностей,

во

площенных

в

пространств

енных

формах

(фольклорное

художеств

енное

творчество

разных

народов, классические произведе

ния оте

чественного

и

зарубежного

искусства,

искусство современности

);

воспи

тание

уважения

к

истории

культуры

своего

Отечества,

выра

женной

в

архитектуре,

изобразител

ьном

искусстве,

в

национальных

об

разах

предметно-

материальной и пространственной среды, в по

нимании красоты человека;

прио

бретение опыта создания худ

ожественного образа в разных видах и

жанрах

визуально-пространственных

искусств:

изобразитель

ных

(

живопись,

графика,

скульптур

а),

декоративно-прикладных,

в

архи

тектуре

и

дизайне;

приобретение

опыта работы над визуальным обр

азом в синтетичес

ких искусствах (театр и кино);

при

обретение опыта работы различны

ми художественными материалами

и в разных

техниках

в

р а з

личных

видах

визуально-пространс

твенных

искусств,

в

специфических

формах

художественной

деятельности,

в

том

ч и с ле

базирующихся

на

ИКТ

(цифровая

фотография,

видеозапись,

компьютерная

графика)

развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,

освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки

произведений

искусства;

формирование

активного

отношения

к

традициям

художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой

ценности;

развитие

индивидуальных

творческих

способностей

обучающихся,

формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Планируемые результаты

по предмету «Изобразительное искусство»

Учащиеся должны владеть компетенциями:

коммуникативной,

личностного

саморазвития,

ценно стно-ориентационной,

рефлексивной.

1 год обучения (5 класс)

Учащиеся научатся:

характеризовать особенности уникального народного искусства, семантиче-

ское значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);

создавать декоративные изображения на основе русских образов;

раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народ-

ном искусстве и в современной жизни;

создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с

опорой на народные традиции; создавать эскизы народного праздничного костюма, его

отдельных элементов в цветовом решении;

пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами деко-

ративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для

данного возраста уровне);

выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народно-

го искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы) на основе

ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

владеть практическими навыками выразительного использования фактуры,

цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плос-

костных или объемных декоративных композиций;

распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных про-

мыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием

выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции

одного из промыслов;

характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе

народных традиций;

различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктив-

ных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современ-

ных промыслов;

различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов

России;

Учащиеся получат возможность научиться:

использовать язык изобразительного искусства и различные художествен-

ные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы,

окружающего мира, технологии и др.);

владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою

точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

различать по стилистическим особенностям декоративное искусство

разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы

объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по

созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ,

выполненных в материале.

2 год обучения (6 класс)

Учащиеся научатся:

называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем

состоит различие временных и пространственных видов искусства;

классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значе-

ние для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием

изображения;

композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными худо-

жественными материалами;

создавать образы, используя все выразительные возможности художественных

материалов;

простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов;

изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых гео-

метрических фигур, соблюдая их пропорции;

создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры

из геометрических тел;

строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобрази -

тельного

искусства,

как

средство

построения

объема

предметов

и

глубины

про-

странства;

передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в

композиции натюрморта;

творческому опыту выполнения графического натюрморта

выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном ис-

кусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

применять перспективу в практической творческой работе;

навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемо-

го; изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздуш-

ной перспективы;

видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состоя-

ния и настроения в природе;

навыкам создания пейзажных зарисовок;

различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная пер-

спектива;

пользоваться правилами работы на пленэре;

использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о

красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности

живописного произведения;

навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организа-

ции плоскости изображения;

различать основные средства художественной выразительности в изобрази-

тельном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

пользоваться красками (гуашь, акварель), графическими материалами (каран-

даш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пей-

заж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

различать и характеризовать виды портрета;

понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропор-

ций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представ-

лению, по памяти;

использовать графические материалы в работе над портретом;

использовать образные возможности освещения в портрете;

пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисун-

ке;

называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портрети-

стов и определять их произведения;

навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры че-

ловека;

навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

навыкам лепки и работы с пластилином;

рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - ше-

девров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искус -

ства;

объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станко-

вой живописи;

изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эски-

зом;

перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической кар -

тины;

Учащиеся получат возможность научиться:

культуре зрительского восприятия;

характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и це-

лостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;

характеризовать крупнейшие художественные музеи

России,

а

также

местные художественные музеи;

называть и характеризовать выдающиеся произведения изобразительного

искусства, русских художников XVIII – XIX веков;

3 год обучения (7 класс)

Учащиеся научатся:

систематизировать и характеризовать основные этапы развития архитектуры и

дизайна;

распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

понимать сочетание различных объемов в здании;

понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и ма-

териал;

иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-

художественных стилей разных эпох;

понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в про-

странстве городской среды;

понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображе-

ние объемов при взгляде на них сверху;

осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вер -

тикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;

применять

в

создаваемых

пространственных

композициях

доминантный

объект и вспомогательные соединительные элементы;

применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и ар-

хитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в

пространстве;

создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-

проектов;

получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архи-

тектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в про-

странстве архитектурно-дизайнерского объекта;

приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архи-

тектуры; характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX

веков;

понимать основы краткой истории костюма; характеризовать и раскрывать

смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;

использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природны-

ми материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный компози-

ционный замысел;

использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в про -

цессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;

создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным

темам;

создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими

материалами и др.;

Учащиеся получат возможность научиться:

понимать специфику изображения в полиграфии;

различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты,

афиши и др.);

различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графиче-

ское, живописное, компьютерное, фотографическое);

проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;

ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобрази-

тельного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;

использовать навыки формообразования, использования объемов в архитек-

туре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты

объектов на предметной плоскости и в пространстве;

создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в

материале;

использовать выразительный язык при моделировании архитектурного про-

странства.

4 год обучения (8 класс)

Учащиеся научатся:

понимать основы сценографии как вида художественного творчества;

понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплоще-

ния;

различать особенности художественной фотографии;

анализировать

фотопроизведение,

исходя

из

принципов

художественности,

композиционной грамотности, использовать полученные знания в своей съёмочной

фотопрактике;

понимать изобразительную природу экранных искусств;

усвоить

принципы

построения

изображения

и

пространственно-временного

развития и построения видеоряда (раскадровки);

усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа

различать понятия: игровой и документальный фильм;

понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

Учащиеся получат возможность научиться:

применять

полученные

знания

о

типах

оформления

сцены

при

создании

школьного спектакля;

добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его

стилевого единства со сценографией спектакля;

использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуще-

ствлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-вырази-

тельных средств фотографии;

применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навы-

ки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки

и компьютерного монтажа, понимать принципы киномонтажа в создании ху-

дожественного образа;

смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-опера-

торского искусства фильмы мастеров кино;

реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике

создания видео-этюда.

различать выразительные средства художественной фотографии (компози-

ция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

называть имена мастеров российского кинематографа. С.М.Эйзенштейн.

А.А. Тарковский. С.Ф.Бондарчук. Н.С. Михалков;

понимать основы искусства телевидения;

характеризовать крупнейшие художественные музеи мира

Содержание предмета

«Изобразительное искусство» в основной школе построено

по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема

5

класса

- «Декоративно-прикладное

искусство

в

жизни

человека»

-

посвящена

изучению

группы

декоративных

искусств,

в

которых

сильна

связь

с

фольклором,

с

народными

корнями

искусства.

Здесь

в

наибольшей

степени

раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая

атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в

современной жизни. Темы четвертей:

Древние корни народного искусства.

Декоративно-прикладное искусство и человек. Традиционные образы народного

(крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения,

их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты,

конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта,

выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего

пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в

крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома.

Праздничный народный костюм. Обрядовые действия народного праздника, их

символическое значение.

Связь времен в народном искусстве

Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм.

Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным

промыслам. Дымковская игрушка. Единство формы и декора в игрушке. Истоки и

современное развитие художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец.

Их традиции, своеобразие художественного языка. Роль народных художественных

промыслов в современной жизни.

Декор, человек, общество, время

Зачем людям украшения.Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и

каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого

человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта

и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко. Одежда

говорит о человеке. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших

сословий общества. О чём рассказывают гербы. Декоративность, орнаментальность,

изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном

обществе, значение их элементов. Роль декоративного искусства в жизни человека и

общества. Создание декоративной композиции.

Декоративное искусство в современном мире

Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством.

Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного

искусства. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в

конкретном материале. Реализация выбранного замысла в определенном материале:

бумагопластика, пластилинография. Знакомство с творчеством смоленских

художников-прикладников.

Тема

6

класса

«Изобразительное

искусство

в

жизни

человека»

-

посвящена

собственно изобразительному искусству. Учащиеся знакомятся с искусством

изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к

нему. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Темы четвертей:

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

Беседа об искусстве и его видах. Рисунок – основа изобразительного творчества.

Выразительные возможности объемного изображения. Создание образов животных в

пластилине. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно как

средство выражения. Ритм пятен. Роль пятна в изображении и его выразительные

возможности. Цвет. Основные и составные цвета. Цвет в произведениях живописи.

Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.

Мир наших вещей. Натюрморт

Реальность и фантазии в творчестве художника. Натюрморт – изображение предметного

мира. Понятие формы. Многообразие форм предметного мира. Распределение света и

тени на геометрических телах. Графическое изображение натюрмортов. Цвет в

натюрморте и богатство его выразительных возможностей. Выражение цветом в

натюрморте настроений и переживаний художника.

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве

Образ человека – главная тема искусства.История возникновения портрета. Портрет как

образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре.

Скульптурный портрет. Конструкция головы человека и её пропорции Изображение

головы человека в пространстве. Сатирические образы человека. Роль цвета в

портрете. Образные возможности освещения в портрете. Великие портретисты

прошлого. Портрет в изобразительном искусстве 20 века.

Человек и пространство. Пейзаж.

Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве..

Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы и их

применение в изображении пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства

(воздушная перспектива). Знакомство с разновидностями пейзажного жанра и

техниками исполнения. Создание графических композиций. Пейзаж - настроение.

Природа и художник. Музеи России.

Тема 7 класса«Изобразительное искусство, дизайн и архитектура в жизни

человека». Темы четвертей:

Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции.

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и

эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и

организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные

формы: линии и пятна. Буква – строка – текст. Искусство шрифта. Текст и изображение

как элементы композиции. Искусство плаката. Многообразие форм графического

дизайна.

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.

Объект и пространство. Архитектура – композиционная организация пространства.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание как

сочетание различных объемных форм. Важнейшие архитектурные элементы здания.

Вещь: красота и целесообразность, единство художественного и функционального в

вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Роль и значение

материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне.

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

Тенденции развития современной архитектуры. Живое пространство города. Город,

микрорайон, улица. Вещь в городе. Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство

создания пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура.

Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

Мой дом – мой образ жизни. Дизайн и архитектура моего сада. Функционально-

архитектурная планировка своего сада и дома. Интерьер комнаты – портрет её хозяина.

Дизайн вещно-пространственной среды жилища. Мода, культура и ты. Мой костюм –

мой облик. Дизайн современной одежды. Грим, визажистика и прическа в практике

дизайна. Имидж – лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируя себя –

моделируешь окружающий мир.

Тема 8 класса – «Изобразительное творчество и синтетические искусства (театр,

кино, телевидение)»

Темы четвертей: Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание

синтетических искусств

Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображениея в синтетических

искусствах. Театр и экран – две грани изобразительной образности. Театрально-

декоративное искусство как искусство и производство .Изобразительные средства

актерского перевоплощения: костюм, грим, маска. Театр кукол. Театр теней.

Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Фотография – новое изображение

реальности. Грамота фотографирования и операторского искусства. Всеобщность

законов композиции. Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии

Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.

Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения. Фотография и

компьютер. Компьютерная анимация.

Азбука экранного искусства

Кино – запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж. Сюжет в кино.

Сценарий и раскадровка. Художник и художественное творчество в кино.

Из истории кино. Киножанры. Игровой (художественный) и документальный фильмы.

Драматургическая роль звука и музыки в фильме. От большого экрана к твоему видео.

Компьютер на службе художника. Новые способы получения изображения.

Анимационный (мультипликационный) фильм. Бесконечный мир кинематографа.

Телевидение - пространство культуры. Экран-искусство-зритель

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа

телевизионного изображения. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до

телерепортажа. Репортаж и интервью. Телевидение, интернет. Современные формы

экранного языка. В царстве кривых зеркал. Вечные истины искусства. Каждый народ

Земли – художник. Музеи мира. Искусство-зритель-современность.

Рабочая

программа

построена

на

основе

преемственности,

вариативности,

интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода,

акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в

практической,

деятельностной

форме

в

процессе

личностного

художественного

творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество

посредством

овладения

художественными

материалами,

зрительское

восприятие

произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания,

художественно-эстетическое

восприятие

произведений

искусства

и

окружающей

действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для осознания

и переживания каждой предложенной темы. Содержание предусматривает чередование

уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной

творческой

деятельности,

диалогичность

и

сотворчество

всех

участников

образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более

высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов

обучения.

Тематическое планирование по изобразительному искусству

5 КЛАСС

Тема: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (34 ч)

урока

Тема урока

Характеристика видов деятельности учащихся

1 четверть: Древние корни народного искусства (8ч)

1

Декоративно-прикладное

искусство и человек.

Стартовая диагностика

Анализировать

многообразие

декоративно-прикдадного

искусства. Работа в парах: создание узора для варежки.

2

Д р е в н и е

о б р а з ы

в

народном

и с ку с с т в е .

Создание орнамента для

чаши

Понимать

условно-символический

характер

народного

декоративного искусства. Создавать декоративно-обобщённое

изображение чаши на основе традиционных образов

3

Декор русской избы.

Рисунок наличника

Уметь

применять

графические

материалы

и

выразительные

средства

орнаментальных

композиций

(лаконичность,

обобщенность,

выразительность

изобразительного

мотива,

ритм, симметрия) в творческой работе

4

Внутренний мир русской

избы

Понимать

взаимосвязь

пользы

и

красоты

в

организации

пространства

крестьянского

дома,

значение

орнамента

как

носителя

эстетического

и

символического

значения.

Уметь

применять различные материалы в художественно-творческой

работе

5

Конструкция

и

декор

предметов

народного

быта

и

труда.

Узоры

прялок.

Уметь

выстраивать

декоративную

композицию,

используя

в ы ра з ит е ль ны е

с редс т ва

прик ла дного

и с к у с с т в а :

плоскостность,

обобщенность

и

лаконичность

изображения

неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с

формой предмета, цветовые ритмы

6

Образы

и

мотивы

в

орнамент ах

р у с с ко й

народной вышивки

Понимать

условность

языка

орнамента,

его

символическое

значение.

Уметь

использовать

в

практической

работе

графические

материалы

и

образную

символику

(цвета

и

изображения)

народного

искусства,

условность

языка

орнамента крестьянской вышивки.

7

Народный

праздничный

костюм

Уметь

работать

в

выбранном

материале,

используя

выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и

орнаментальных мотивов, целостность художественного образа

8

Народные

праздничные

обряды.

Характеризовать праздник как важное событие, синтез всех

видов

творчества.

Понимать

обрядовые

действия

народного

праздника

(святочные,

масленичные,

летние

и

осенние

праздники), ценность традиций. Иметь представление о роли

декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского

народа

2 четверть: Связь времён в народном искусстве (8ч)

1

Д р е в н и е

о б р а з ы

в

современных

народных

игрушках.

Дымковская

игрушка

Овладеть

навыками

работы

с

конкретным

материалом

(

акварель).

Уметь

передавать

единство

формы

и

декора,

взаимосвязь

художественно-выразительных

средств

с

функциональностью предмета

2

И с к у с с т в о

Г ж е л и .

Истоки

и

современное

развитие промысла

Осваивать художественные особенности

росписи и приемы

письма

гжельских

мастеров.

Выполнять

орнаментальную

композицию определенного типа, учитывая форму предмета

3-4

И с ку с с т в о

Го р о д ц а .

Истоки

и

современное

развитие промысла

Размышлять

об

истории

развития

промысла,

разнообразие

форм

и

вариантов

построения

композиций

городецких

мастеров. Уметь использовать акварель и гуашь в творческой

р а б от е ;

в ы п олн я т ь

о р н а ме н т а ль н у ю

ком п о з и ц и ю

определенного типа.

5

Искусство

Хох ла мы.

Истоки

и

современное

развитие промысла

Размышлять

об

истории

развития

промысла,

разнообразие

форм

и

вариантов

построения

композиций

хохломских

мастеров. Уметь использовать акварель и гуашь в творческой

р а б от е ;

в ы п олн я т ь

о р н а ме н т а ль н у ю

ком п о з и ц и ю

определенного типа

6

Искусство

Жо с т о в а .

Истоки

и

современное

развитие промысла

Размышлять

об

истории

развития

промысла,

разнообразие

форм

и

вариантов

построения

композиций

жостовских

мастеров. Уметь использовать акварель и гуашь в творческой

р а б от е ;

в ы п олн я т ь

о р н а ме н т а ль н у ю

ком п о з и ц и ю

определенного типа

7

Р о л ь

н а р о д н ы х

художественных

п р о м ы с л о в

в

современной жизни.

Иметь

представление

о

преемственности

в

народных

промыслах. Использование традиционных приемов народных

промыслов в современном искусстве. Различать и называть

произведения

ведущих

центров

народных

промыслов.

Знакомиться

с

произведениями

мастеров

Первомайского

стеклозавода. Анализировать свои творческие работы.

8

Т ы

с а м

м а с т е р .

Изготовление снежинок

Бумагопластика

3 четверть: Декор – человек, общество, время (9 ч)

1

Ур о к - б е с е д а .

З а ч е м

людям украшения

Характеризовать смысл декора не только как украшения, а как

социального

знака,

определяющего

роль

хозяина

вещи.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что

значить украсить вещь.

2

Украшения

в

ж и з н и

д р е в н и х

о б щ е с т в :

Древнего Египта.

Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов,

ожерелий

по

мотивам

декоративного

искусства

Древнего

Египта. Учиться вести поисковую работу.

3

Украшения

в

ж и з н и

д р е в н и х

о б щ е с т в :

Древней Греции

Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов,

ожерелий

по

мотивам

декоративного

искусства Древней

Греции. Вести поисковую работу.

4-5

О д е ж д а

г о в о р и т

о

человеке.

Работа

над

композицией

«Бал

во

дворце»

Размышлять о том, что одежда - знак положения человека в

обществе.

Отличие

декоративно-прикладного

искусства

Западной Европы (эпоха Барокко). Уметь творчески работать

над

темой

«Бал

во

дворце»,

используя

выразительные

возможности художественных материалов и язык ДПИ.

6

О

чём

рассказывают

гербы

История возникновения и развитие геральдического искусства.

Символика

цвета

и

изображения

в

геральдике.

Части

классического герба Уметь работать в выбранном материале,

используя

язык

ДПИ:

условность,

с и м вол и ч н о с ть ,

плоскостность,

изображения;

учитывая

ограниченность

цветовой палитры, особенности композиции

Выполнение проекта герба Смоленска или герба своей семьи,

класса ( по выбору)

7

О

чём

рассказывают

эмблемы

Уметь

создавать

условное,

символическое

изображение,

работать в выбранном материале

8

Т ы

с а м

-

м а с т е р .

Создание

декоративной

композиции к 8 Марта

Создавать

декоративную

композицию,

использовать

выразительные

возможности

материала,

принципы

декоративного обобщения в творческой работе

9

Рол ь

д е ко р а т и в н о г о

и с к у с с т в а

в

ж и з н и

человека

и

общества.

Э к с к у р с и я

в

краеведческий музей

Понимать, что образный строй вещи определяется социальной

ролью ее хозяина. Уметь видеть в произведения декоративно-

прикладного искусства различных эпох единство материала,

формы и декора. Соотносить костюм, его образный строй с

владельцем

4 четверть: Декоративное искусство в современном мире (9 ч)

1

Современное

выставочное

искусство.

Посещение

выставки

декоративных работ

краеведческого

музея

п.

Шумячи

Знать

виды

ДПИ,

особенности

его

языка.

Понимать

роль

взаимосвязи материала, формы и содержания при создании

произведений

ДПИ.

Знакомиться

с

творчеством

смоленских

художников - прикладников.

2-7

Т ы

с а м

м а с т е р .

Создание декоративных

работ

Создавать работу на основе бумагопластики, солёного теста,

пластилинографии.

Уметь

использовать

выразительные

возможности материала, принципы декоративного обобщения в

творческой работе

8

Промежуточная

аттестация.

Творческая

работа.

Уметь

использовать

выразительные

возможности

материала,

принципы декоративного обобщения в творческой работе

9

О б о б щ а ю щ и й

у р о к .

В ы с т а в к а

р а б о т

учащихся.

Тематическое планирование по изобразительному искусству

6 КЛАСС

Тема: Изобразительное искусство в жизни человека (34 ч)

урока

Тема урока

Характеристика видов деятельности учащихся

1 четверть: Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч)

1

Изобразительное

искусство в семье

пространственных иск-в

Знать

виды

пластических

искусств.

(Живопись,

графика,

скульптура,

ДПИ),

художественные

материалы

и

их

выразительность в изобразительном искусстве.

2

Рисунок – основа

изобразительного

творчества

Знать виды графики, графические художественные материалы

и

их

значение

в

создании

художественного

образа.

Уметь

использовать

выразительные

возможности

графических

материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер).

3

Линия и её

выразительные

возможности. Ритм

линий

Знать основы языка изобразительного искусства: ритм.

Понимать

значение

ритма

и

характер

линий

в

создании

художественного образа.

Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий),

выразительные

возможности

материала

(карандаш,

уголь)

в

собственной художественной деятельности с натуры.

4

Пятно как средство

выражения. Ритм пятен

Знать

основы

языка

и

изобразительного

искусства

(тон),

выразительные возможности тона и пятна в изобразительном

искусстве.

Уметь:

использовать

выразительные

средства

графики

(тон,

линия, ритм, пятно) в особенной художественно-творческой

деятельности; активно воспринимать произведения станковой

графики

5

Цвет. Основы

цветоведения. Основные

и дополнительные цвета

Знать основные характеристики и свойства цвета.

Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству,

владеть навыками механического смешения цветов.

6

Цвет в произведениях

живописи. Осенний

букет

Понимать

значение

колорита

и

его

роль

в

создании

художественного

образа

.Уметь:

владеть

навыками

механического

смешения

цветов;

передавать

эмоциональное

состояние средствами живописи; воспринимать произведение

станковой живописи

7

Объёмные изображения

в скульптуре. Создание

образов животных в

пластилине

Знать

определение

термина

«анималистический

жанр»,

выразительные средства и материалы скульптуры.

Уметь

исполь зовать

выразитель ные

в о з м ож н о с т и

пластического материала в самостоятельной работе.

8

Линия и её

выразительные

возможности. Наброски

фигуры человека

Получать

представления

о

наброске

как

виде

рисунка,

особенностях и видах набросков, образной выразительности

фигуры.

Создавать

наброски

одноклассников

в

разных

движениях.

2 четверть: Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч)

1

Урок-беседа.

Реальность

и фантазия в творчестве

художника.

Понимать

значение

изобразительного

искусства

в

жизни

человека и общества; взаимосвязь реальной деятельности и ее

художественного изображения в искусстве.

2

Изображение

предметного

мира

натюрморт

технике

аппликации)

Знать

определение

термина

«натюрморт»,

выдающихся

художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь:

активно воспринимать произведения искусства натюрмортного

жанра;

творчески

работать,

используя

выразительные

возможности аппликации (ритм, пятно, композиция)

3

Понятие формы.

Многообразие форм

окружающего мира.

Геометрические тела

Иметь представление о многообразии и выразительности форм.

Конструировать из бумаги геометрические тела

4

Изображение объёма на

плоскости и линейная

перспектива

Знать правила объемного изображения геометрических тел с

натуры; основы композиции на плоскости. Уметь применять

полученные знания в практической работе с натуры

5

Освещение. Свет и тень.

Распределение света и

тени на геометрических

телах

Знать

основы

изобразительной

грамоты:

светотень.

Уметь

видеть и использовать в качестве средства выражения характер

освещения при изображении с натуры

6

Натюрморт в графике

Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении

художником

своих

переживаний,

своего

отношения

к

окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся

художников-графиков

А

Дюрера,

В.Фаворского.

Уметь:

составлять

натюрмортную

композицию

на

плоскости,

применяя язык изобразительного искусства и выразительные

средства графики; работать в технике печатной графики

7-8

Цвет в натюрморте.

Выразительные

возможности

натюрморта

Знать выразительные возможности цвета. Уметь с помощью

цвета передавать настроение в натюрморте, работать гуашью,

анализировать

цветовой

строй

знакомых

произведений

натюрмортного жанра

3 четверть: Вглядываясь в человека. Портрет (9ч)

1

Урок-беседа. Образ

человека – главная тема

искусства

Знать

жанры

изобразительного

искусства:

по рт р ет,

выдающихся художников – портретистов русского и мирового

искусства

(Рембрант,

Леонардо

да

Винчи,

Рокотов,

В.

Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин и др). Уметь активно

воспринимать произведения портретного жанра

2

Конструкция головы

человека и её пропорции.

Аппликация

Понимать

роль

пропорций

в

изображении

головы,

лица

человека

Работа

над

изображением

головы

человека

с

соотнесенными

по

разному

деталями

лица

(аппликация

вырезанных из бумаги форм)

3-4

Изображение головы

человека в пространстве

Знать

пропорции

головы

и

лица

человека,

выразительные

средства

графики

(линия,

пятно)

и

уметь

применять

их

в

творческой работе с натуры

5

Графический

портретный рисунок и

выразительность образа

человека

Знать пропорции туловища человека, выразительные средства

графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой

работе с натуры

6

Портрет в скульптуре

Знать материалы и выразительные возможности скульптуры.

Уметь

передать

характер

героя

в

скульптурном

портрете,

используя

выразительные

возможности

скульптуры,

знания

пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица

человека (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Домовой и т. д)

7

Сатирические образы

человека

Уметь:

анализировать

образный

язык

произведений

портретного

жанра

Изображение

сатирических

образов

литературных

героев.

Работать

графическими

материалами

(гелевая ручка, тушь)

8

Образные возможности

освещения в портрете.

Роль цвета в портрете

Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать

роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь

применять полученные знания при работе с натуры

9

Урок-беседа. Великие

портретисты прошлого.

Портрет в

изобразительном

искусстве ХХ века.

Знать художников – портретистов и их творчество (В. Серов, И.

Репин,

К.Брюллов,

Леонардо

да

Винчи,

Рафаэль

Санти,

Рембрант).

Уметь активно воспринимать и анализировать произведения

портретного жанра

4 четверть: Человек и пространство. Пейзаж (9 ч)

1

Жанры в

изобразительном

искусстве

Знать

о сновные

виды

и

жанры

и з о б р а з и т е л ь н ы х

(пластических)

искусств,

виды

графики;

выдающихся

художников

и

их

произведения,

изученные

в

течении

года;

основные средства художественной выразительности; разные

художественные

материалы,

художественные

техники

и

их

значения

в

создании

художественного

образа.

Уметь

анализировать

содержание,

образный

язык

произведений

портретного, натюрмортного и пейзажного жанров

2

Изображение

пространства

Понимать значение перспективы. Получать представления об

изображении

глубины

пространства

и

открытии

правил

линейной

перспективы

в

искусстве

Возрождения.

Понятие

точки

зрения.

Перспектива

как

изобразительная

грамота.

Нарушение правил перспективы в искусстве ХХ века и его

образный смысл.

3

Правила линейной и

воздушной перспективы

Знания правила линейной и воздушной перспективы.

Уметь

использовать

правила

перспективы

в

собственной

творческой

работе.

Изображение

уходящей

вдаль

аллеи

с

соблюдением правил линейной и воздушной перспективы

4

Пейзаж – большой мир.

Организация

Знать:

правила

перспективы;

выдающихся

художников

пейзажистов и их произведения ( И. Левитан).

изображаемого

пространства

Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа.

Роль

выбора

формата.

Высота

горизонта

в

картине

и

его

образный смысл.

5-6

Пейзаж – настроение.

Природа и художник

Понимать

роль

колорита

в

пейзаже

настроении.

Уметь

работать акварелью и гуашью, используя основные средства

художественной выразительности (композиция, цвет, светотень,

перспектива) в творческой работе по памяти и представлению

7

Пейзаж в графике.

Пленер.

Знать

основы

изобразительной

грамоты

и

уметь

применять

приобретенные знания на практике. Работа над графической

композицией.

8

Промежуточная

аттестация. Творческая

работа

Знать

основы

изобразительной

грамоты

и

уметь

применять

приобретенные знания на практике.

9

Музеи России.

Получать представление об особенностях художественных

коллекций крупнейших музеев (Третьяковская галерея, музей

имени А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей)

Тематическое планирование по изобразительному искусству

7 КЛАСС

Тема: Изобразительное искусство, дизайн и архитектура в жизни человека

(34 ч)

Тема урока

Характеристика видов деятельности учащихся

1 четверть: Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции (8ч)

1

О с н о в ы

ко м п о з и ц и и

в

конструктивных

искусствах.

Г а р м о н и я ,

к о н т р а с т ,

эмоциональная

выразительность

плоскостной композиции

Знакомство с основными типами композиций: симметричная

и асимметричная, фронтальная и глубинная. Создание

плоскостной композиции. Уметь располагать на формате один

большой прямоугольник из черной бумаги и обрезая его,

добиваться баланса массы и поля

2

Прямые линии и организация

пространства

Уметь с помощью простых прямых линий соединять

элементы композиции и членение плоскости

3

Ц в е т

э л е м е н т

композиционного творчества.

Иметь представление о локальных цветах. Сближенность

цветов и контраст. Создание композиции из произвольного

Свободные формы: линии и

пятна

количества простейших геометрических фигур в теплой и

холодной цветовых гаммах.

4

Буква – строка – текст. Виды

шрифтов

Знакомство с различными шрифтами. Понимать букву как

изобразительно-смысловой символ звука

5

Буква

ст рока-

т е к с т.

Создание

композиции

с

буквой

Создание композиции с буквами . Применение слова в

качестве элементов графической композиции.

6

Текст

и

изображение

как

эл е м е н т ы

ко м п о з и ц и и .

Искусство плаката.

Иметь представление об истории развития плаката, важности

агитационной деятельности . Выполнение макета плаката

7-8

М н о г о о б р а з и е

ф о р м

г р а ф и ч е с ко го

д и з а й н а .

Конструирование

макета

плаката, открытки, визитки.

Ориентирование в разнообразии полиграфического дизайна.

Использование элементов, составляющих конструкцию и

худ. оформление книги, открытки, визитки и т.д.

2 четверть: Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий (8ч)

1

Объект

и

пространство.

От

плоскостного изображения к

о б ъ ё м н о м у

м а к е т у .

С о р а з м е р н о с т ь

и

пропорциональность

Формирование понятия чертежа как плоскостного

изображение объемов, когда точка вертикаль, круг- цилиндр и

т.д. Формирование понятия учащимися проекционной

природы чертежа

2

А р х и т е к т у р а

композиционная организация

пространства.

Взаимосвязь

объектов

в

архитектурном

макете

Чтение по рисунку простых геометрических тел, а так же

прямых, кривых линий. Конструирование их в объеме и

применение в пространственно-макетных композициях

3

Конструкция: часть и целое.

З д а н и е

к а к

с о ч е т а н и е

различных

объёмных

форм.

Понятие модуля

Ознакомление учащихся с объемной архитектурной

композиции . Формирование навыков моделирования

сложных , объемных композиций , используя необходимые

средства .

4

Важнейшие

архитектурные

элементы

здания.

Истоки

архитектуры. Первоэлементы

архитектуры

Знакомство с художественной спецификой и особенностями

выразительных средств архитектуры, со свойствами

архитектурных объемов. Выявление влияния архитектурных

форм на человека. Формирование навыки конструирования

архитектурных композиций. Зарисовка архитектурных

элементов зданий

5

В е щ ь :

к р а с о т а

и

целесообразность.

Единство

х у д о ж е с т в е н н о г о

и

функционального в вещи

Формирование понятия дизайна вещи как искусство и

социальное проектирование. Вещь как образ

действительности и времени.

Создание тематической инсталляции

6

Вещь как сочетание объёмов

и

м ат е р и а л ь н ы й

о б р а з

времени

Формирование понятия что роль материала определяет форму

ознакомления со свойствами.

Построение формы исходя из материала, конструкции и

свойства

7

Цвет в архитектуре и дизайне

(компьютерный урок)

Эмоциональное и формообразующее значение цвета в

дизайне и архитектуре. Знакомство со спецификой влияния

цвета спектра и их тональности

8

Пропорции

и

с т р о е н и е

фигуры

человека.

Апплика-

ция схемы движения фигуры

Понимать

значение

пропорций

при

изображении

фигуры

человека.

Создание

схемы

движения

фигуры

человека

в

человека

аппликации.

3 четверть: Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры (9ч)

1-2

Город

сквозь

времена

и

страны.

Образно-стилевой

язык архитектуры прошлого

Формирование понятия о смене стилей как отражении

эволюции образа жизни. Графическая зарисовка

исторического здания

3-4

Город

сегодня

и

завтра.

Тенденции

и

перспективы

р а з в и т и я

с о в р е м е н н о й

архитектуры

Формирование понятия об архитектурной и

градостроительной революции XX века ее технологические

предпосылки и эстетические предпосылки.

Зарисовка

«Архитектура будущего»

5

Живое пространство города.

Город, микрорайон, улица

Знакомство с исторической планировкой городской среды и её

связью с образом жизни( понятия замкнутая, радикальная,

кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная,

прямоугольная др.)

Эскиз фрагмента города

6

В е щ ь

в

г о р о д е .

Р о л ь

архитектурного

дизайна

в

формировании

городской

среды

Формировать представление о роли малой архитектуры и

архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации

городской среды, в установке связи между человеком и

архитектурой. Создание эскизного макета витрины магазина

или зарисовка объектов архитектурного дизайна (фонарь,

скамья, беседка и т.д.)

7

Интерьер

и

вещь

в

доме.

Дизайн – средство создания

пространственно-вещной

среды интерьера

Знакомство с интерьером различных общественных мест .

Мебель и архитектура : гармония контраст.

Выполнение эскиза проекта мебельного гарнитура,

предметов интерьера (часы, зеркала, посуда, торшер) – по

выбору

8

Природа

и

архитектура.

Организация

архитектурно-

ландшафтного

пространства

(компьютерный урок)

Формирование понятия единства города с ландшафтно-

парковой средой, садово-паркового дизайна. Знакомство с

русской ландшафтной архитектурой, общественными садами

(Петергоф, Летний сад)

9

Ты

архитектор.

«Город

будущего»

Коллективная работа создания сложной пространственной

композиции с использованием различных фактур и

материалов (инсталляция).

4 четверть: Человек в зеркале дизайна и архитектуры (9 ч)

1

Мой дом – мой образ жизни

Уметь создавать архитектурно-дизайнерские проекты,

выполнять планировку помещений (поэтажный план) и

приусадебной территории.

Выполнить технический рисунок

частного дома

2

Интерьер комнаты – портрет

её

хозяина.

Дизайн

вещно-

пространственной

среды

жилища

Знакомство с дизайном интерьера .Роль материалов, фактур и

цветовой гаммы. Создание схемы, проекта.

Выполнение эскизного рисунка плана своей комнаты

3

Дизайн и архитектура моего

сада

Моделирование сада, используя малые архитектурные формы.

Учить соотносить здания и растения.

Создание композиции из

цветов по группам

4

Мода, культура и ты. Дизайн

одежды

Знакомство с технологией создания одежды, законами

композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. Дать понятия

стилей.

Создание своего собственного проекта вечернего платья,

костюма (рисунок или коллаж)

5-6

Мой

костюм

мой

облик.

Дизайн современной одежды

Создание костюма, чтобы выражал личностные качества

человека, подбор цветовой гаммы.

Проектный рисунок одного из комплектов костюма

Создание словесного списка перечня всех элементов гардероба с

небольшими зарисовками

7

Гр и м ,

в и з а ж и с т и к а

и

причёска в практике дизайна

Знакомство с искусством грима и прически . Обучить азбуке

визажистики и парикмахерского стилизма.

Упражнение в нанесении макияжа и создания прически на натуре

(по парно) или рисование прически и макияжа на фотографии

8

Имидж:

лик

или

личина?

Сфера имидж-дизайна

Формирование понятия имидж дизайна как сферы

деятельности, объединяющей аспекты моды и визажистику,

искусство грима, парикмахерское дело, ювелирную пластику

и т.д., определяющей форму поведения в обществе.

Коллективное задание по группам создания имиджмейкерского

сценария проекта. Соревновательно–игровой показ проектов

9

Промежуточная

аттестация.

Творческая работа.

Обобщение знаний, полученных на уроках, контроль

владения учащимися терминологией и средствами

композиции в создании творческой работы

Тематическое планирование по изобразительному искусству

8 КЛАСС

Тема: Изобразительное творчество и синтетические искусства (театр,

кино, телевидение) (34ч)

Тема урока

Характеристика видов деятельности учащихся

1 четверть: Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических

искусств (8ч)

1

Синтетические

искусства

и

изображение.

Роль

и

место

и з о б р а ж е н и я

в

синтетических искусствах

Знакомство с понятием « синтетические искусства» как

искусства, использующие в своих произведениях

выразительные средства различных видов художественного

творчества. Пространственно- временной характер

произведений синтетических искусств.

Просмотр и исследование произведений различных видов

синтетических искусств с целью определения в них роли и

места изображения, изобразительного компонента.

2

Театр

и

экран

две

грани

изобразительной образности

Знакомство с видами театрально- зрелищных и игровых

представлений и место в них изобразительного компонента.

3

Театрально-декоративное

Знакомство с видами сценического оформления:

искусство

как

искусство

и

производство

изобразительно - живописное, архитектурно- конструктивное,

метафорическое, проекционно- световое и т. д. Как и с кем

работает художник- постановщик. Театральное здание и

устройство сцены.

Начало работы над макетом спектакля (эскиз декораций

сцены)

4-5

Изобразительные

средства

актёрского

перевоплощения:

костюм, грим и маска

Искусство и специфика театрального костюма. Маска:

внешнее и внутреннее перевоплощение актера. Эскиз

костюма и театрального грима персонажа, изготовление

театральной маски (бумагопластика).

6

Театр кукол

Знакомство с видами театральных кукол и способами работы с

ними. Создание эскиза кукольного спектакля или лепка головы

кукольного персонажа.

7

Театр теней

Знакомство с историей развития театра теней.

8

Обобщающий урок. Театр не

имеет границ

Подведение итогов четверти..Показ фрагмента кукольного

спектакля

2 четверть: Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств (8ч)

1

К о м п ь ю т е р н ы й

у р о к .

Э с т а ф е т а

и с кус с т в :

о т

рисунка

к

ф ото г р а ф и и .

Ф о т о г р а ф и я

н о в о е

изображение реальности

Знакомство с ролью художественных инструментов в

творческом художественном процессе. Объективное и

субъективное в живописи и фотографии или кино. Обзор

живописи, фотографии и экранных произведений; их

сравнительный анализ.

2

Грамота

фотокомпозиции

и

с ъ ё м к и .

В ы б о р

м е с т а ,

объекта и ракурса съёмки.

Художественно- композиционные моменты в съемке.

Композиция в живописи и фотографии: общее и

специфическое. Использование опыта композиции при

построении фотокадра. Расширение навыков и опыта работы с

фотокамерой; подготовка к съемке: осмотр объекта, выбор

точки съемки, ракурса и освещения.

3-4

Фотография

искусство

светописи.

Натюрморт

и

пейзаж

–жанровые

темы

фотографии

Свет- изобразительный язык фотографии. Свет в натюрморте

и в пейзаже. Начало создания коллекции фотографий « Мой

фотоальбом» Фото- съемка натюрморта и пейзажа.

5

Человек

на

фотографии.

Специфика

художественной

образности фотопортрета

Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии.

Съемка человека в каком либо действии. Постановочная съемка.

6-7

С о б ы т и е

в

к а д р е .

И н ф о р м а т и в н о с т ь

и

образность фотоизображения

Фотоизображение,

как

документ

времени

и

зримая

информация. Проведение фото и видеосъемки на тему «Один

день из жизни школы».

8

Фотография

и

компьютер.

Компьютерная

анимация.

Мой фотоальбом

Освоение правил создания компьютерной анимации на фотографии

Подведение итогов четверти. Выставка работ учащихся.

3

четверть: Азбука экранного искусства (9ч)

1

Ур о к -

б е с е д а .

К и н о

запечатлённое

движение.

Знакомство

с

новым

видом

изображения-

движущееся

экранное

изображение.

Понятие

кадра

и

плана.

Искусство

Изобразительный язык кино

и монтаж

кино и монтаж.

2

Сюжет в кино. Сценарий и

раскадровка

Фильм, как последовательность кадров «рассказ в картинках». Роль

сценария в фильме. Раскадровка на выбранные темы.

Уметь

излагать свой замысел в форме раскадровки.

3

Художник и художественное

т в о р ч е с т в о

в

к и н о .

Раскадровка

Понимание того, что решение изобразительного строя фильма —

результат совместного творчества режиссёра, оператора, художника.

Раскадровка на выбранные темы.

Уметь излагать свой замысел в

форме раскадровки.

4

Компьютерный

урок.

Мир

истории

кино.

Киножанры.

Документальный фильм

Знакомство и историей кино. Немые фильмы, черно- белые

фильмы, цветные фильмы, реклама и телевизионные клипы. Жанры

кино: анимационный, игровой и документальный фильм.

Просмотр документального кино «Один день из жизни сигарет»

5

Игровой

(художественный)

фильм.

Драматургическая

роль

звука

и

музыки

в

фильме. Художник в игровом

фильме

Главное играемого актерами сюжета в игровом ( художественном )

фильме. Музыка и шумы в фильме. Создание эскизов образов

персонажей к фильму, вещной среды.

6

От большого экрана к твоему

видео.

Овладение азами операторской грамоты. Умение применять

полученные знания по композиции и построению кадра, технике

съёмки камерой в статике и в движении.

7

Ко м п ь ю т е р

н а

с л у ж б е

художника.

Новые

способы

получения изображения

Новые

способы

получения

изображения.

Компьютерная

графика.

8

Анимационный

(мультипликационный)

фильм

Практикум по созданию анимационной

кинофразы по

своему сценарию.

9

О б о б щ а ю щ и й

у р о к .

Б е с к о н е ч н ы й

м и р

кинематографа.

Предсталение

о

многообразии

жанровых

киноформ:

от

игровых

блокбастеров

до

мини-анимаций

или

видеоклипа.

Применение сценарно-режиссёрских навыков при построении

текстового и изобразительного сюжета.

4 четверть: Телевидение- пространство культуры. Экран — искусство - зритель (9ч)

1

Мир

на

экране:

здесь

и

сейчас.

Информационная

и

художественная

природа

телевизионного изображения

Понимание многофункционального назначения телевидения

как

средства

не

только

информации,

но

и

культуры,

просвещения, развлечения

2

Телевизионная

д о к у м е н т а л и с т и к а :

о т

в и д е о с ю ж е т а

д о

телерепортажа.

Осознание общности

творческого процесса при создании

любой телепередачи и кинодокументалистики. Приобретение

опыта

документальной

съёмки.

Психология

и

поведение

человека перед камерой

3

Телевидение, интернет... Что

дальше?

Уметь

пользоваться

архивами

интернета,

использовать

грамоту киноязыка при создании интернет-сообщений.

4

С о в р е м е н н ы е

ф о р м ы

экранного языка.

Понимание

роли

и

возможности

экранных

форм

в

активизации

художественного

сознания

и

творческой

видеодеятельности

молодёжи

в

интернет-

пространстве.

Создание видеоклипа.

5

В

царстве

кривых

зеркал.

Вечные истины искусства

Понимание

позитивной

и

негативной

роли

СМИ

в

формировании сознания и культуры общества. Телевидение

— регулятор интересов и запросов общества потребления,

внедряющий

моду

и

стандарты

масскультуры.

Понимание

того, что кино не отменяет театр, телевидение не отменяет

достижения кино, а все они не отменяют живопись, музыку,

поэзию

6-7

Каждый

народ

Земли

художник. Музеи мира

Знать

крупнейшие

художественные

музеи

России

и

мира.

Понимать

значение

изобразительного

искусства

в

художественной

культуре.

Роль

художественного

музея

в

национальной и мировой культуре.

8

Промежуточная аттестация.

Творческая работа

Формировать навык работы над собственным проектом

9

Искусство-зритель-

современность.

Обобщающий урок.

Дискуссия

на

тему

«Роль

и

значение

искусства

в

жизни

человека»



В раздел образования