Автор: Сидоренкова Людмила Ивановна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина"
Населённый пункт: п. Шумячи Смоленская область
Наименование материала: Рабочая программа по изобразительному искусству, 5-9 классы
Тема: Рабочая программа по изобразительному искусству, 5-9 классы
Раздел: среднее образование
МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»
РЕКОМЕНДОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МС: Зам. директора: Директор школы:
_______Л.И.Сидоренкова ________Н.А.Богатырева ______И.Н.Кухаренкова
Протокол №1 от 29.08.2017 г. Приказ от 31.08.2017 г. №64/1
Рабочие программы
по изобразительному искусству
для 5-8 классов, реализующих ФГОС ООО
на 2017/2018 учебный год
Учитель: Л.И.Сидоренкова
2017
Рабочая программа по изобразительному искусству
для 5-8 классов
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с:
Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»
(в
редакции от 31.12.2015 № 1577);
Основной
образовательной
программой
основного
общего
образования
МБОУ
«Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
обр
азовательной
программы
общего
об
разования
Федерального
государ
ственного
образовательного
стандарта
обучение
на
занятиях
по
изобразительному
искусству
направлено
на
достижение учащимися личностн
ых, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
отражают
ся в индивидуальных качественн
ых свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе
о
своения учебного предмета
«Изобразительное искусство»:
воспитание
российской
гражданской
идентичности:
патриотизма,
любви
и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального
народа
России;
осознание
своей
э т н и ч е с ко й
принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества;
формирова
ние
ответственного
отношения
к
учению, готовности и способности
обучающихся
к
саморазвитию
и
самообразованию
на
основе
мотивации
к
обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому
человеку,
его
мнению,
мировоззрению,
культуре;
готовности
и
способности
вести
диалог
с
другими
людьми
и
достигать
в
нем
взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении мо ральных проблем
на
основе
личностного
выбора,
формирование
нравственных
чувств
и
нравственного поведения;
формирование коммуник
ативной компетентности в общени
и и сотрудничестве со
сверстниками,
взрослыми
в
процессе
образовательной,
творческой
деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие
эстетического
сознания
через
освоение
художественного
наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характ
еризуют уровень сформированности
универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:
умение
самостоятельно
определять
цели
своего
обучения,
ставить
и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей,
в
том
числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы
действий
в
рамках
предложенных
условий
и
требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные
возможности ее решения;
владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение
и
разрешать
конфликты
на
основе
согласования
позиций
и
учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-
творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета:
формирование
основ
художественной
культуры
обучающихся
как
части
их
общей
духовной
культуры,
как
особого
способа
познания жизни и средства
организации
общения;
развитие
эстетического,
эмоционально- ценностного
видения
окружающего
мира;
развитие
наблюдательности,
способности
к
сопереживанию, зрительной памя
ти, ассоциативного
мышления, художественного
вкуса и творческо
го воображения
;
развитие
визу
ально-пространственного
мышления
как
формы
эмо
ционально
-
ценностного освоения мира, самовыражения и ориента
ции в худож
ественном и
нравственном пространстве культуры;
освоение худ
ожественной культуры во всем многообразии ее видов,
жанров и
стилей
как
материального
выражения
духовных
цен
ностей,
во
площенных
в
пространств
енных
формах
(фольклорное
художеств
енное
творчество
разных
народов, классические произведе
ния оте
чественного
и
зарубежного
искусства,
искусство современности
);
воспи
тание
уважения
к
истории
культуры
своего
Отечества,
выра
женной
в
архитектуре,
изобразител
ьном
искусстве,
в
национальных
об
разах
предметно-
материальной и пространственной среды, в по
нимании красоты человека;
прио
бретение опыта создания худ
ожественного образа в разных видах и
жанрах
визуально-пространственных
искусств:
изобразитель
ных
(
живопись,
графика,
скульптур
а),
декоративно-прикладных,
в
архи
тектуре
и
дизайне;
приобретение
опыта работы над визуальным обр
азом в синтетичес
ких искусствах (театр и кино);
при
обретение опыта работы различны
ми художественными материалами
и в разных
техниках
в
р а з
личных
видах
визуально-пространс
твенных
искусств,
в
специфических
формах
художественной
деятельности,
в
том
ч и с ле
базирующихся
на
ИКТ
(цифровая
фотография,
видеозапись,
компьютерная
графика)
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений
искусства;
формирование
активного
отношения
к
традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности;
развитие
индивидуальных
творческих
способностей
обучающихся,
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Планируемые результаты
по предмету «Изобразительное искусство»
Учащиеся должны владеть компетенциями:
коммуникативной,
личностного
саморазвития,
ценно стно-ориентационной,
рефлексивной.
1 год обучения (5 класс)
Учащиеся научатся:
характеризовать особенности уникального народного искусства, семантиче-
ское значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);
создавать декоративные изображения на основе русских образов;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народ-
ном искусстве и в современной жизни;
создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с
опорой на народные традиции; создавать эскизы народного праздничного костюма, его
отдельных элементов в цветовом решении;
пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами деко-
ративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для
данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народно-
го искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы) на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры,
цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плос-
костных или объемных декоративных композиций;
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных про-
мыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием
выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции
одного из промыслов;
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе
народных традиций;
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктив-
ных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современ-
ных промыслов;
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов
России;
Учащиеся получат возможность научиться:
использовать язык изобразительного искусства и различные художествен-
ные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы,
окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою
точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство
разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы
объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по
созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ,
выполненных в материале.
2 год обучения (6 класс)
Учащиеся научатся:
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем
состоит различие временных и пространственных видов искусства;
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значе-
ние для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием
изображения;
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными худо-
жественными материалами;
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных
материалов;
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов;
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых гео-
метрических фигур, соблюдая их пропорции;
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры
из геометрических тел;
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобрази -
тельного
искусства,
как
средство
построения
объема
предметов
и
глубины
про-
странства;
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в
композиции натюрморта;
творческому опыту выполнения графического натюрморта
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном ис-
кусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
применять перспективу в практической творческой работе;
навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемо-
го; изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздуш-
ной перспективы;
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состоя-
ния и настроения в природе;
навыкам создания пейзажных зарисовок;
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная пер-
спектива;
пользоваться правилами работы на пленэре;
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о
красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности
живописного произведения;
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организа-
ции плоскости изображения;
различать основные средства художественной выразительности в изобрази-
тельном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
пользоваться красками (гуашь, акварель), графическими материалами (каран-
даш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пей-
заж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
различать и характеризовать виды портрета;
понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропор-
ций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представ-
лению, по памяти;
использовать графические материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности освещения в портрете;
пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисун-
ке;
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портрети-
стов и определять их произведения;
навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры че-
ловека;
навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
навыкам лепки и работы с пластилином;
рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - ше-
девров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искус -
ства;
объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станко-
вой живописи;
изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эски-
зом;
перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической кар -
тины;
Учащиеся получат возможность научиться:
культуре зрительского восприятия;
характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и це-
лостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
характеризовать крупнейшие художественные музеи
России,
а
также
местные художественные музеи;
называть и характеризовать выдающиеся произведения изобразительного
искусства, русских художников XVIII – XIX веков;
3 год обучения (7 класс)
Учащиеся научатся:
систематизировать и характеризовать основные этапы развития архитектуры и
дизайна;
распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
понимать сочетание различных объемов в здании;
понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и ма-
териал;
иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-
художественных стилей разных эпох;
понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в про-
странстве городской среды;
понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображе-
ние объемов при взгляде на них сверху;
осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вер -
тикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
применять
в
создаваемых
пространственных
композициях
доминантный
объект и вспомогательные соединительные элементы;
применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и ар-
хитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в
пространстве;
создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-
проектов;
получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архи-
тектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в про-
странстве архитектурно-дизайнерского объекта;
приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архи-
тектуры; характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX
веков;
понимать основы краткой истории костюма; характеризовать и раскрывать
смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природны-
ми материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный компози-
ционный замысел;
использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в про -
цессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным
темам;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать специфику изображения в полиграфии;
различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты,
афиши и др.);
различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графиче-
ское, живописное, компьютерное, фотографическое);
проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобрази-
тельного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
использовать навыки формообразования, использования объемов в архитек-
туре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты
объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в
материале;
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного про-
странства.
4 год обучения (8 класс)
Учащиеся научатся:
понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплоще-
ния;
различать особенности художественной фотографии;
анализировать
фотопроизведение,
исходя
из
принципов
художественности,
композиционной грамотности, использовать полученные знания в своей съёмочной
фотопрактике;
понимать изобразительную природу экранных искусств;
усвоить
принципы
построения
изображения
и
пространственно-временного
развития и построения видеоряда (раскадровки);
усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа
различать понятия: игровой и документальный фильм;
понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
Учащиеся получат возможность научиться:
применять
полученные
знания
о
типах
оформления
сцены
при
создании
школьного спектакля;
добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его
стилевого единства со сценографией спектакля;
использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуще-
ствлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-вырази-
тельных средств фотографии;
применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навы-
ки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки
и компьютерного монтажа, понимать принципы киномонтажа в создании ху-
дожественного образа;
смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-опера-
торского искусства фильмы мастеров кино;
реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике
создания видео-этюда.
различать выразительные средства художественной фотографии (компози-
ция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
называть имена мастеров российского кинематографа. С.М.Эйзенштейн.
А.А. Тарковский. С.Ф.Бондарчук. Н.С. Михалков;
понимать основы искусства телевидения;
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира
Содержание предмета
«Изобразительное искусство» в основной школе построено
по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема
5
класса
- «Декоративно-прикладное
искусство
в
жизни
человека»
-
посвящена
изучению
группы
декоративных
искусств,
в
которых
сильна
связь
с
фольклором,
с
народными
корнями
искусства.
Здесь
в
наибольшей
степени
раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая
атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в
современной жизни. Темы четвертей:
Древние корни народного искусства.
Декоративно-прикладное искусство и человек. Традиционные образы народного
(крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения,
их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты,
конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта,
выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего
пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в
крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома.
Праздничный народный костюм. Обрядовые действия народного праздника, их
символическое значение.
Связь времен в народном искусстве
Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм.
Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным
промыслам. Дымковская игрушка. Единство формы и декора в игрушке. Истоки и
современное развитие художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец.
Их традиции, своеобразие художественного языка. Роль народных художественных
промыслов в современной жизни.
Декор, человек, общество, время
Зачем людям украшения.Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и
каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого
человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта
и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко. Одежда
говорит о человеке. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших
сословий общества. О чём рассказывают гербы. Декоративность, орнаментальность,
изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном
обществе, значение их элементов. Роль декоративного искусства в жизни человека и
общества. Создание декоративной композиции.
Декоративное искусство в современном мире
Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством.
Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного
искусства. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в
конкретном материале. Реализация выбранного замысла в определенном материале:
бумагопластика, пластилинография. Знакомство с творчеством смоленских
художников-прикладников.
Тема
6
класса
– «Изобразительное
искусство
в
жизни
человека»
-
посвящена
собственно изобразительному искусству. Учащиеся знакомятся с искусством
изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к
нему. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Темы четвертей:
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
Беседа об искусстве и его видах. Рисунок – основа изобразительного творчества.
Выразительные возможности объемного изображения. Создание образов животных в
пластилине. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно как
средство выражения. Ритм пятен. Роль пятна в изображении и его выразительные
возможности. Цвет. Основные и составные цвета. Цвет в произведениях живописи.
Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.
Мир наших вещей. Натюрморт
Реальность и фантазии в творчестве художника. Натюрморт – изображение предметного
мира. Понятие формы. Многообразие форм предметного мира. Распределение света и
тени на геометрических телах. Графическое изображение натюрмортов. Цвет в
натюрморте и богатство его выразительных возможностей. Выражение цветом в
натюрморте настроений и переживаний художника.
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве
Образ человека – главная тема искусства.История возникновения портрета. Портрет как
образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре.
Скульптурный портрет. Конструкция головы человека и её пропорции Изображение
головы человека в пространстве. Сатирические образы человека. Роль цвета в
портрете. Образные возможности освещения в портрете. Великие портретисты
прошлого. Портрет в изобразительном искусстве 20 века.
Человек и пространство. Пейзаж.
Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве..
Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы и их
применение в изображении пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства
(воздушная перспектива). Знакомство с разновидностями пейзажного жанра и
техниками исполнения. Создание графических композиций. Пейзаж - настроение.
Природа и художник. Музеи России.
Тема 7 класса – «Изобразительное искусство, дизайн и архитектура в жизни
человека». Темы четвертей:
Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции.
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и
эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и
организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные
формы: линии и пятна. Буква – строка – текст. Искусство шрифта. Текст и изображение
как элементы композиции. Искусство плаката. Многообразие форм графического
дизайна.
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.
Объект и пространство. Архитектура – композиционная организация пространства.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание как
сочетание различных объемных форм. Важнейшие архитектурные элементы здания.
Вещь: красота и целесообразность, единство художественного и функционального в
вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Роль и значение
материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.
Тенденции развития современной архитектуры. Живое пространство города. Город,
микрорайон, улица. Вещь в городе. Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство
создания пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура.
Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
Мой дом – мой образ жизни. Дизайн и архитектура моего сада. Функционально-
архитектурная планировка своего сада и дома. Интерьер комнаты – портрет её хозяина.
Дизайн вещно-пространственной среды жилища. Мода, культура и ты. Мой костюм –
мой облик. Дизайн современной одежды. Грим, визажистика и прическа в практике
дизайна. Имидж – лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируя себя –
моделируешь окружающий мир.
Тема 8 класса – «Изобразительное творчество и синтетические искусства (театр,
кино, телевидение)»
Темы четвертей: Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание
синтетических искусств
Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображениея в синтетических
искусствах. Театр и экран – две грани изобразительной образности. Театрально-
декоративное искусство как искусство и производство .Изобразительные средства
актерского перевоплощения: костюм, грим, маска. Театр кукол. Театр теней.
Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Фотография – новое изображение
реальности. Грамота фотографирования и операторского искусства. Всеобщность
законов композиции. Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии
Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.
Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения. Фотография и
компьютер. Компьютерная анимация.
Азбука экранного искусства
Кино – запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж. Сюжет в кино.
Сценарий и раскадровка. Художник и художественное творчество в кино.
Из истории кино. Киножанры. Игровой (художественный) и документальный фильмы.
Драматургическая роль звука и музыки в фильме. От большого экрана к твоему видео.
Компьютер на службе художника. Новые способы получения изображения.
Анимационный (мультипликационный) фильм. Бесконечный мир кинематографа.
Телевидение - пространство культуры. Экран-искусство-зритель
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа
телевизионного изображения. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до
телерепортажа. Репортаж и интервью. Телевидение, интернет. Современные формы
экранного языка. В царстве кривых зеркал. Вечные истины искусства. Каждый народ
Земли – художник. Музеи мира. Искусство-зритель-современность.
Рабочая
программа
построена
на
основе
преемственности,
вариативности,
интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода,
акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в
практической,
деятельностной
форме
в
процессе
личностного
художественного
творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество
посредством
овладения
художественными
материалами,
зрительское
восприятие
произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания,
художественно-эстетическое
восприятие
произведений
искусства
и
окружающей
действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для осознания
и переживания каждой предложенной темы. Содержание предусматривает чередование
уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной
творческой
деятельности,
диалогичность
и
сотворчество
всех
участников
образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более
высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов
обучения.
Тематическое планирование по изобразительному искусству
5 КЛАСС
Тема: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (34 ч)
№
урока
Тема урока
Характеристика видов деятельности учащихся
1 четверть: Древние корни народного искусства (8ч)
1
Декоративно-прикладное
искусство и человек.
Стартовая диагностика
Анализировать
многообразие
декоративно-прикдадного
искусства. Работа в парах: создание узора для варежки.
2
Д р е в н и е
о б р а з ы
в
народном
и с ку с с т в е .
Создание орнамента для
чаши
Понимать
условно-символический
характер
народного
декоративного искусства. Создавать декоративно-обобщённое
изображение чаши на основе традиционных образов
3
Декор русской избы.
Рисунок наличника
Уметь
применять
графические
материалы
и
выразительные
средства
орнаментальных
композиций
(лаконичность,
обобщенность,
выразительность
изобразительного
мотива,
ритм, симметрия) в творческой работе
4
Внутренний мир русской
избы
Понимать
взаимосвязь
пользы
и
красоты
в
организации
пространства
крестьянского
дома,
значение
орнамента
как
носителя
эстетического
и
символического
значения.
Уметь
применять различные материалы в художественно-творческой
работе
5
Конструкция
и
декор
предметов
народного
быта
и
труда.
Узоры
прялок.
Уметь
выстраивать
декоративную
композицию,
используя
в ы ра з ит е ль ны е
с редс т ва
прик ла дного
и с к у с с т в а :
плоскостность,
обобщенность
и
лаконичность
изображения
неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с
формой предмета, цветовые ритмы
6
Образы
и
мотивы
в
орнамент ах
р у с с ко й
народной вышивки
Понимать
условность
языка
орнамента,
его
символическое
значение.
Уметь
использовать
в
практической
работе
графические
материалы
и
образную
символику
(цвета
и
изображения)
народного
искусства,
условность
языка
орнамента крестьянской вышивки.
7
Народный
праздничный
костюм
Уметь
работать
в
выбранном
материале,
используя
выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и
орнаментальных мотивов, целостность художественного образа
8
Народные
праздничные
обряды.
Характеризовать праздник как важное событие, синтез всех
видов
творчества.
Понимать
обрядовые
действия
народного
праздника
(святочные,
масленичные,
летние
и
осенние
праздники), ценность традиций. Иметь представление о роли
декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского
народа
2 четверть: Связь времён в народном искусстве (8ч)
1
Д р е в н и е
о б р а з ы
в
современных
народных
игрушках.
Дымковская
игрушка
Овладеть
навыками
работы
с
конкретным
материалом
(
акварель).
Уметь
передавать
единство
формы
и
декора,
взаимосвязь
художественно-выразительных
средств
с
функциональностью предмета
2
И с к у с с т в о
Г ж е л и .
Истоки
и
современное
развитие промысла
Осваивать художественные особенности
росписи и приемы
письма
гжельских
мастеров.
Выполнять
орнаментальную
композицию определенного типа, учитывая форму предмета
3-4
И с ку с с т в о
Го р о д ц а .
Истоки
и
современное
развитие промысла
Размышлять
об
истории
развития
промысла,
разнообразие
форм
и
вариантов
построения
композиций
городецких
мастеров. Уметь использовать акварель и гуашь в творческой
р а б от е ;
в ы п олн я т ь
о р н а ме н т а ль н у ю
ком п о з и ц и ю
определенного типа.
5
Искусство
Хох ла мы.
Истоки
и
современное
развитие промысла
Размышлять
об
истории
развития
промысла,
разнообразие
форм
и
вариантов
построения
композиций
хохломских
мастеров. Уметь использовать акварель и гуашь в творческой
р а б от е ;
в ы п олн я т ь
о р н а ме н т а ль н у ю
ком п о з и ц и ю
определенного типа
6
Искусство
Жо с т о в а .
Истоки
и
современное
развитие промысла
Размышлять
об
истории
развития
промысла,
разнообразие
форм
и
вариантов
построения
композиций
жостовских
мастеров. Уметь использовать акварель и гуашь в творческой
р а б от е ;
в ы п олн я т ь
о р н а ме н т а ль н у ю
ком п о з и ц и ю
определенного типа
7
Р о л ь
н а р о д н ы х
художественных
п р о м ы с л о в
в
современной жизни.
Иметь
представление
о
преемственности
в
народных
промыслах. Использование традиционных приемов народных
промыслов в современном искусстве. Различать и называть
произведения
ведущих
центров
народных
промыслов.
Знакомиться
с
произведениями
мастеров
Первомайского
стеклозавода. Анализировать свои творческие работы.
8
Т ы
с а м
–
м а с т е р .
Изготовление снежинок
Бумагопластика
3 четверть: Декор – человек, общество, время (9 ч)
1
Ур о к - б е с е д а .
З а ч е м
людям украшения
Характеризовать смысл декора не только как украшения, а как
социального
знака,
определяющего
роль
хозяина
вещи.
Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что
значить украсить вещь.
2
Украшения
в
ж и з н и
д р е в н и х
о б щ е с т в :
Древнего Египта.
Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов,
ожерелий
по
мотивам
декоративного
искусства
Древнего
Египта. Учиться вести поисковую работу.
3
Украшения
в
ж и з н и
д р е в н и х
о б щ е с т в :
Древней Греции
Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов,
ожерелий
по
мотивам
декоративного
искусства Древней
Греции. Вести поисковую работу.
4-5
О д е ж д а
г о в о р и т
о
человеке.
Работа
над
композицией
«Бал
во
дворце»
Размышлять о том, что одежда - знак положения человека в
обществе.
Отличие
декоративно-прикладного
искусства
Западной Европы (эпоха Барокко). Уметь творчески работать
над
темой
«Бал
во
дворце»,
используя
выразительные
возможности художественных материалов и язык ДПИ.
6
О
чём
рассказывают
гербы
История возникновения и развитие геральдического искусства.
Символика
цвета
и
изображения
в
геральдике.
Части
классического герба Уметь работать в выбранном материале,
используя
язык
ДПИ:
условность,
с и м вол и ч н о с ть ,
плоскостность,
изображения;
учитывая
ограниченность
цветовой палитры, особенности композиции
Выполнение проекта герба Смоленска или герба своей семьи,
класса ( по выбору)
7
О
чём
рассказывают
эмблемы
Уметь
создавать
условное,
символическое
изображение,
работать в выбранном материале
8
Т ы
с а м
-
м а с т е р .
Создание
декоративной
композиции к 8 Марта
Создавать
декоративную
композицию,
использовать
выразительные
возможности
материала,
принципы
декоративного обобщения в творческой работе
9
Рол ь
д е ко р а т и в н о г о
и с к у с с т в а
в
ж и з н и
человека
и
общества.
Э к с к у р с и я
в
краеведческий музей
Понимать, что образный строй вещи определяется социальной
ролью ее хозяина. Уметь видеть в произведения декоративно-
прикладного искусства различных эпох единство материала,
формы и декора. Соотносить костюм, его образный строй с
владельцем
4 четверть: Декоративное искусство в современном мире (9 ч)
1
Современное
выставочное
искусство.
Посещение
выставки
декоративных работ
краеведческого
музея
п.
Шумячи
Знать
виды
ДПИ,
особенности
его
языка.
Понимать
роль
взаимосвязи материала, формы и содержания при создании
произведений
ДПИ.
Знакомиться
с
творчеством
смоленских
художников - прикладников.
2-7
Т ы
с а м
–
м а с т е р .
Создание декоративных
работ
Создавать работу на основе бумагопластики, солёного теста,
пластилинографии.
Уметь
использовать
выразительные
возможности материала, принципы декоративного обобщения в
творческой работе
8
Промежуточная
аттестация.
Творческая
работа.
Уметь
использовать
выразительные
возможности
материала,
принципы декоративного обобщения в творческой работе
9
О б о б щ а ю щ и й
у р о к .
В ы с т а в к а
р а б о т
учащихся.
Тематическое планирование по изобразительному искусству
6 КЛАСС
Тема: Изобразительное искусство в жизни человека (34 ч)
№
урока
Тема урока
Характеристика видов деятельности учащихся
1 четверть: Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч)
1
Изобразительное
искусство в семье
пространственных иск-в
Знать
виды
пластических
искусств.
(Живопись,
графика,
скульптура,
ДПИ),
художественные
материалы
и
их
выразительность в изобразительном искусстве.
2
Рисунок – основа
изобразительного
творчества
Знать виды графики, графические художественные материалы
и
их
значение
в
создании
художественного
образа.
Уметь
использовать
выразительные
возможности
графических
материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер).
3
Линия и её
выразительные
возможности. Ритм
линий
Знать основы языка изобразительного искусства: ритм.
Понимать
значение
ритма
и
характер
линий
в
создании
художественного образа.
Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий),
выразительные
возможности
материала
(карандаш,
уголь)
в
собственной художественной деятельности с натуры.
4
Пятно как средство
выражения. Ритм пятен
Знать
основы
языка
и
изобразительного
искусства
(тон),
выразительные возможности тона и пятна в изобразительном
искусстве.
Уметь:
использовать
выразительные
средства
графики
(тон,
линия, ритм, пятно) в особенной художественно-творческой
деятельности; активно воспринимать произведения станковой
графики
5
Цвет. Основы
цветоведения. Основные
и дополнительные цвета
Знать основные характеристики и свойства цвета.
Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству,
владеть навыками механического смешения цветов.
6
Цвет в произведениях
живописи. Осенний
букет
Понимать
значение
колорита
и
его
роль
в
создании
художественного
образа
.Уметь:
владеть
навыками
механического
смешения
цветов;
передавать
эмоциональное
состояние средствами живописи; воспринимать произведение
станковой живописи
7
Объёмные изображения
в скульптуре. Создание
образов животных в
пластилине
Знать
определение
термина
«анималистический
жанр»,
выразительные средства и материалы скульптуры.
Уметь
исполь зовать
выразитель ные
в о з м ож н о с т и
пластического материала в самостоятельной работе.
8
Линия и её
выразительные
возможности. Наброски
фигуры человека
Получать
представления
о
наброске
как
виде
рисунка,
особенностях и видах набросков, образной выразительности
фигуры.
Создавать
наброски
одноклассников
в
разных
движениях.
2 четверть: Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч)
1
Урок-беседа.
Реальность
и фантазия в творчестве
художника.
Понимать
значение
изобразительного
искусства
в
жизни
человека и общества; взаимосвязь реальной деятельности и ее
художественного изображения в искусстве.
2
Изображение
предметного
мира
–
натюрморт
(в
технике
аппликации)
Знать
определение
термина
«натюрморт»,
выдающихся
художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь:
активно воспринимать произведения искусства натюрмортного
жанра;
творчески
работать,
используя
выразительные
возможности аппликации (ритм, пятно, композиция)
3
Понятие формы.
Многообразие форм
окружающего мира.
Геометрические тела
Иметь представление о многообразии и выразительности форм.
Конструировать из бумаги геометрические тела
4
Изображение объёма на
плоскости и линейная
перспектива
Знать правила объемного изображения геометрических тел с
натуры; основы композиции на плоскости. Уметь применять
полученные знания в практической работе с натуры
5
Освещение. Свет и тень.
Распределение света и
тени на геометрических
телах
Знать
основы
изобразительной
грамоты:
светотень.
Уметь
видеть и использовать в качестве средства выражения характер
освещения при изображении с натуры
6
Натюрморт в графике
Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении
художником
своих
переживаний,
своего
отношения
к
окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся
художников-графиков
А
Дюрера,
В.Фаворского.
Уметь:
составлять
натюрмортную
композицию
на
плоскости,
применяя язык изобразительного искусства и выразительные
средства графики; работать в технике печатной графики
7-8
Цвет в натюрморте.
Выразительные
возможности
натюрморта
Знать выразительные возможности цвета. Уметь с помощью
цвета передавать настроение в натюрморте, работать гуашью,
анализировать
цветовой
строй
знакомых
произведений
натюрмортного жанра
3 четверть: Вглядываясь в человека. Портрет (9ч)
1
Урок-беседа. Образ
человека – главная тема
искусства
Знать
жанры
изобразительного
искусства:
по рт р ет,
выдающихся художников – портретистов русского и мирового
искусства
(Рембрант,
Леонардо
да
Винчи,
Рокотов,
В.
Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин и др). Уметь активно
воспринимать произведения портретного жанра
2
Конструкция головы
человека и её пропорции.
Аппликация
Понимать
роль
пропорций
в
изображении
головы,
лица
человека
Работа
над
изображением
головы
человека
с
соотнесенными
по
разному
деталями
лица
(аппликация
вырезанных из бумаги форм)
3-4
Изображение головы
человека в пространстве
Знать
пропорции
головы
и
лица
человека,
выразительные
средства
графики
(линия,
пятно)
и
уметь
применять
их
в
творческой работе с натуры
5
Графический
портретный рисунок и
выразительность образа
человека
Знать пропорции туловища человека, выразительные средства
графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой
работе с натуры
6
Портрет в скульптуре
Знать материалы и выразительные возможности скульптуры.
Уметь
передать
характер
героя
в
скульптурном
портрете,
используя
выразительные
возможности
скульптуры,
знания
пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица
человека (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Домовой и т. д)
7
Сатирические образы
человека
Уметь:
анализировать
образный
язык
произведений
портретного
жанра
Изображение
сатирических
образов
литературных
героев.
Работать
графическими
материалами
(гелевая ручка, тушь)
8
Образные возможности
освещения в портрете.
Роль цвета в портрете
Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать
роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь
применять полученные знания при работе с натуры
9
Урок-беседа. Великие
портретисты прошлого.
Портрет в
изобразительном
искусстве ХХ века.
Знать художников – портретистов и их творчество (В. Серов, И.
Репин,
К.Брюллов,
Леонардо
да
Винчи,
Рафаэль
Санти,
Рембрант).
Уметь активно воспринимать и анализировать произведения
портретного жанра
4 четверть: Человек и пространство. Пейзаж (9 ч)
1
Жанры в
изобразительном
искусстве
Знать
о сновные
виды
и
жанры
и з о б р а з и т е л ь н ы х
(пластических)
искусств,
виды
графики;
выдающихся
художников
и
их
произведения,
изученные
в
течении
года;
основные средства художественной выразительности; разные
художественные
материалы,
художественные
техники
и
их
значения
в
создании
художественного
образа.
Уметь
анализировать
содержание,
образный
язык
произведений
портретного, натюрмортного и пейзажного жанров
2
Изображение
пространства
Понимать значение перспективы. Получать представления об
изображении
глубины
пространства
и
открытии
правил
линейной
перспективы
в
искусстве
Возрождения.
Понятие
точки
зрения.
Перспектива
как
изобразительная
грамота.
Нарушение правил перспективы в искусстве ХХ века и его
образный смысл.
3
Правила линейной и
воздушной перспективы
Знания правила линейной и воздушной перспективы.
Уметь
использовать
правила
перспективы
в
собственной
творческой
работе.
Изображение
уходящей
вдаль
аллеи
с
соблюдением правил линейной и воздушной перспективы
4
Пейзаж – большой мир.
Организация
Знать:
правила
перспективы;
выдающихся
художников
–
пейзажистов и их произведения ( И. Левитан).
изображаемого
пространства
Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа.
Роль
выбора
формата.
Высота
горизонта
в
картине
и
его
образный смысл.
5-6
Пейзаж – настроение.
Природа и художник
Понимать
роль
колорита
в
пейзаже
–
настроении.
Уметь
работать акварелью и гуашью, используя основные средства
художественной выразительности (композиция, цвет, светотень,
перспектива) в творческой работе по памяти и представлению
7
Пейзаж в графике.
Пленер.
Знать
основы
изобразительной
грамоты
и
уметь
применять
приобретенные знания на практике. Работа над графической
композицией.
8
Промежуточная
аттестация. Творческая
работа
Знать
основы
изобразительной
грамоты
и
уметь
применять
приобретенные знания на практике.
9
Музеи России.
Получать представление об особенностях художественных
коллекций крупнейших музеев (Третьяковская галерея, музей
имени А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей)
Тематическое планирование по изобразительному искусству
7 КЛАСС
Тема: Изобразительное искусство, дизайн и архитектура в жизни человека
(34 ч)
№
Тема урока
Характеристика видов деятельности учащихся
1 четверть: Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции (8ч)
1
О с н о в ы
ко м п о з и ц и и
в
конструктивных
искусствах.
Г а р м о н и я ,
к о н т р а с т ,
эмоциональная
выразительность
плоскостной композиции
Знакомство с основными типами композиций: симметричная
и асимметричная, фронтальная и глубинная. Создание
плоскостной композиции. Уметь располагать на формате один
большой прямоугольник из черной бумаги и обрезая его,
добиваться баланса массы и поля
2
Прямые линии и организация
пространства
Уметь с помощью простых прямых линий соединять
элементы композиции и членение плоскости
3
Ц в е т
–
э л е м е н т
композиционного творчества.
Иметь представление о локальных цветах. Сближенность
цветов и контраст. Создание композиции из произвольного
Свободные формы: линии и
пятна
количества простейших геометрических фигур в теплой и
холодной цветовых гаммах.
4
Буква – строка – текст. Виды
шрифтов
Знакомство с различными шрифтами. Понимать букву как
изобразительно-смысловой символ звука
5
Буква
–
ст рока-
т е к с т.
Создание
композиции
с
буквой
Создание композиции с буквами . Применение слова в
качестве элементов графической композиции.
6
Текст
и
изображение
как
эл е м е н т ы
ко м п о з и ц и и .
Искусство плаката.
Иметь представление об истории развития плаката, важности
агитационной деятельности . Выполнение макета плаката
7-8
М н о г о о б р а з и е
ф о р м
г р а ф и ч е с ко го
д и з а й н а .
Конструирование
макета
плаката, открытки, визитки.
Ориентирование в разнообразии полиграфического дизайна.
Использование элементов, составляющих конструкцию и
худ. оформление книги, открытки, визитки и т.д.
2 четверть: Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий (8ч)
1
Объект
и
пространство.
От
плоскостного изображения к
о б ъ ё м н о м у
м а к е т у .
С о р а з м е р н о с т ь
и
пропорциональность
Формирование понятия чертежа как плоскостного
изображение объемов, когда точка вертикаль, круг- цилиндр и
т.д. Формирование понятия учащимися проекционной
природы чертежа
2
А р х и т е к т у р а
–
композиционная организация
пространства.
Взаимосвязь
объектов
в
архитектурном
макете
Чтение по рисунку простых геометрических тел, а так же
прямых, кривых линий. Конструирование их в объеме и
применение в пространственно-макетных композициях
3
Конструкция: часть и целое.
З д а н и е
к а к
с о ч е т а н и е
различных
объёмных
форм.
Понятие модуля
Ознакомление учащихся с объемной архитектурной
композиции . Формирование навыков моделирования
сложных , объемных композиций , используя необходимые
средства .
4
Важнейшие
архитектурные
элементы
здания.
Истоки
архитектуры. Первоэлементы
архитектуры
Знакомство с художественной спецификой и особенностями
выразительных средств архитектуры, со свойствами
архитектурных объемов. Выявление влияния архитектурных
форм на человека. Формирование навыки конструирования
архитектурных композиций. Зарисовка архитектурных
элементов зданий
5
В е щ ь :
к р а с о т а
и
целесообразность.
Единство
х у д о ж е с т в е н н о г о
и
функционального в вещи
Формирование понятия дизайна вещи как искусство и
социальное проектирование. Вещь как образ
действительности и времени.
Создание тематической инсталляции
6
Вещь как сочетание объёмов
и
м ат е р и а л ь н ы й
о б р а з
времени
Формирование понятия что роль материала определяет форму
ознакомления со свойствами.
Построение формы исходя из материала, конструкции и
свойства
7
Цвет в архитектуре и дизайне
(компьютерный урок)
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в
дизайне и архитектуре. Знакомство со спецификой влияния
цвета спектра и их тональности
8
Пропорции
и
с т р о е н и е
фигуры
человека.
Апплика-
ция схемы движения фигуры
Понимать
значение
пропорций
при
изображении
фигуры
человека.
Создание
схемы
движения
фигуры
человека
в
человека
аппликации.
3 четверть: Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры (9ч)
1-2
Город
сквозь
времена
и
страны.
Образно-стилевой
язык архитектуры прошлого
Формирование понятия о смене стилей как отражении
эволюции образа жизни. Графическая зарисовка
исторического здания
3-4
Город
сегодня
и
завтра.
Тенденции
и
перспективы
р а з в и т и я
с о в р е м е н н о й
архитектуры
Формирование понятия об архитектурной и
градостроительной революции XX века ее технологические
предпосылки и эстетические предпосылки.
Зарисовка
«Архитектура будущего»
5
Живое пространство города.
Город, микрорайон, улица
Знакомство с исторической планировкой городской среды и её
связью с образом жизни( понятия замкнутая, радикальная,
кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная,
прямоугольная др.)
Эскиз фрагмента города
6
В е щ ь
в
г о р о д е .
Р о л ь
архитектурного
дизайна
в
формировании
городской
среды
Формировать представление о роли малой архитектуры и
архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации
городской среды, в установке связи между человеком и
архитектурой. Создание эскизного макета витрины магазина
или зарисовка объектов архитектурного дизайна (фонарь,
скамья, беседка и т.д.)
7
Интерьер
и
вещь
в
доме.
Дизайн – средство создания
пространственно-вещной
среды интерьера
Знакомство с интерьером различных общественных мест .
Мебель и архитектура : гармония контраст.
Выполнение эскиза проекта мебельного гарнитура,
предметов интерьера (часы, зеркала, посуда, торшер) – по
выбору
8
Природа
и
архитектура.
Организация
архитектурно-
ландшафтного
пространства
(компьютерный урок)
Формирование понятия единства города с ландшафтно-
парковой средой, садово-паркового дизайна. Знакомство с
русской ландшафтной архитектурой, общественными садами
(Петергоф, Летний сад)
9
Ты
–
архитектор.
«Город
будущего»
Коллективная работа создания сложной пространственной
композиции с использованием различных фактур и
материалов (инсталляция).
4 четверть: Человек в зеркале дизайна и архитектуры (9 ч)
1
Мой дом – мой образ жизни
Уметь создавать архитектурно-дизайнерские проекты,
выполнять планировку помещений (поэтажный план) и
приусадебной территории.
Выполнить технический рисунок
частного дома
2
Интерьер комнаты – портрет
её
хозяина.
Дизайн
вещно-
пространственной
среды
жилища
Знакомство с дизайном интерьера .Роль материалов, фактур и
цветовой гаммы. Создание схемы, проекта.
Выполнение эскизного рисунка плана своей комнаты
3
Дизайн и архитектура моего
сада
Моделирование сада, используя малые архитектурные формы.
Учить соотносить здания и растения.
Создание композиции из
цветов по группам
4
Мода, культура и ты. Дизайн
одежды
Знакомство с технологией создания одежды, законами
композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. Дать понятия
стилей.
Создание своего собственного проекта вечернего платья,
костюма (рисунок или коллаж)
5-6
Мой
костюм
–
мой
облик.
Дизайн современной одежды
Создание костюма, чтобы выражал личностные качества
человека, подбор цветовой гаммы.
Проектный рисунок одного из комплектов костюма
Создание словесного списка перечня всех элементов гардероба с
небольшими зарисовками
7
Гр и м ,
в и з а ж и с т и к а
и
причёска в практике дизайна
Знакомство с искусством грима и прически . Обучить азбуке
визажистики и парикмахерского стилизма.
Упражнение в нанесении макияжа и создания прически на натуре
(по парно) или рисование прически и макияжа на фотографии
8
Имидж:
лик
или
личина?
Сфера имидж-дизайна
Формирование понятия имидж дизайна как сферы
деятельности, объединяющей аспекты моды и визажистику,
искусство грима, парикмахерское дело, ювелирную пластику
и т.д., определяющей форму поведения в обществе.
Коллективное задание по группам создания имиджмейкерского
сценария проекта. Соревновательно–игровой показ проектов
9
Промежуточная
аттестация.
Творческая работа.
Обобщение знаний, полученных на уроках, контроль
владения учащимися терминологией и средствами
композиции в создании творческой работы
Тематическое планирование по изобразительному искусству
8 КЛАСС
Тема: Изобразительное творчество и синтетические искусства (театр,
кино, телевидение) (34ч)
№
Тема урока
Характеристика видов деятельности учащихся
1 четверть: Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических
искусств (8ч)
1
Синтетические
искусства
и
изображение.
Роль
и
место
и з о б р а ж е н и я
в
синтетических искусствах
Знакомство с понятием « синтетические искусства» как
искусства, использующие в своих произведениях
выразительные средства различных видов художественного
творчества. Пространственно- временной характер
произведений синтетических искусств.
Просмотр и исследование произведений различных видов
синтетических искусств с целью определения в них роли и
места изображения, изобразительного компонента.
2
Театр
и
экран
–
две
грани
изобразительной образности
Знакомство с видами театрально- зрелищных и игровых
представлений и место в них изобразительного компонента.
3
Театрально-декоративное
Знакомство с видами сценического оформления:
искусство
как
искусство
и
производство
изобразительно - живописное, архитектурно- конструктивное,
метафорическое, проекционно- световое и т. д. Как и с кем
работает художник- постановщик. Театральное здание и
устройство сцены.
Начало работы над макетом спектакля (эскиз декораций
сцены)
4-5
Изобразительные
средства
актёрского
перевоплощения:
костюм, грим и маска
Искусство и специфика театрального костюма. Маска:
внешнее и внутреннее перевоплощение актера. Эскиз
костюма и театрального грима персонажа, изготовление
театральной маски (бумагопластика).
6
Театр кукол
Знакомство с видами театральных кукол и способами работы с
ними. Создание эскиза кукольного спектакля или лепка головы
кукольного персонажа.
7
Театр теней
Знакомство с историей развития театра теней.
8
Обобщающий урок. Театр не
имеет границ
Подведение итогов четверти..Показ фрагмента кукольного
спектакля
2 четверть: Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств (8ч)
1
К о м п ь ю т е р н ы й
у р о к .
Э с т а ф е т а
и с кус с т в :
о т
рисунка
к
ф ото г р а ф и и .
Ф о т о г р а ф и я
—
н о в о е
изображение реальности
Знакомство с ролью художественных инструментов в
творческом художественном процессе. Объективное и
субъективное в живописи и фотографии или кино. Обзор
живописи, фотографии и экранных произведений; их
сравнительный анализ.
2
Грамота
фотокомпозиции
и
с ъ ё м к и .
В ы б о р
м е с т а ,
объекта и ракурса съёмки.
Художественно- композиционные моменты в съемке.
Композиция в живописи и фотографии: общее и
специфическое. Использование опыта композиции при
построении фотокадра. Расширение навыков и опыта работы с
фотокамерой; подготовка к съемке: осмотр объекта, выбор
точки съемки, ракурса и освещения.
3-4
Фотография
–
искусство
светописи.
Натюрморт
и
пейзаж
–жанровые
темы
фотографии
Свет- изобразительный язык фотографии. Свет в натюрморте
и в пейзаже. Начало создания коллекции фотографий « Мой
фотоальбом» Фото- съемка натюрморта и пейзажа.
5
Человек
на
фотографии.
Специфика
художественной
образности фотопортрета
Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии.
Съемка человека в каком либо действии. Постановочная съемка.
6-7
С о б ы т и е
в
к а д р е .
И н ф о р м а т и в н о с т ь
и
образность фотоизображения
Фотоизображение,
как
документ
времени
и
зримая
информация. Проведение фото и видеосъемки на тему «Один
день из жизни школы».
8
Фотография
и
компьютер.
Компьютерная
анимация.
Мой фотоальбом
Освоение правил создания компьютерной анимации на фотографии
Подведение итогов четверти. Выставка работ учащихся.
3
четверть: Азбука экранного искусства (9ч)
1
Ур о к -
б е с е д а .
К и н о
–
запечатлённое
движение.
Знакомство
с
новым
видом
изображения-
движущееся
экранное
изображение.
Понятие
кадра
и
плана.
Искусство
Изобразительный язык кино
и монтаж
кино и монтаж.
2
Сюжет в кино. Сценарий и
раскадровка
Фильм, как последовательность кадров «рассказ в картинках». Роль
сценария в фильме. Раскадровка на выбранные темы.
Уметь
излагать свой замысел в форме раскадровки.
3
Художник и художественное
т в о р ч е с т в о
в
к и н о .
Раскадровка
Понимание того, что решение изобразительного строя фильма —
результат совместного творчества режиссёра, оператора, художника.
Раскадровка на выбранные темы.
Уметь излагать свой замысел в
форме раскадровки.
4
Компьютерный
урок.
Мир
истории
кино.
Киножанры.
Документальный фильм
Знакомство и историей кино. Немые фильмы, черно- белые
фильмы, цветные фильмы, реклама и телевизионные клипы. Жанры
кино: анимационный, игровой и документальный фильм.
Просмотр документального кино «Один день из жизни сигарет»
5
Игровой
(художественный)
фильм.
Драматургическая
роль
звука
и
музыки
в
фильме. Художник в игровом
фильме
Главное играемого актерами сюжета в игровом ( художественном )
фильме. Музыка и шумы в фильме. Создание эскизов образов
персонажей к фильму, вещной среды.
6
От большого экрана к твоему
видео.
Овладение азами операторской грамоты. Умение применять
полученные знания по композиции и построению кадра, технике
съёмки камерой в статике и в движении.
7
Ко м п ь ю т е р
н а
с л у ж б е
художника.
Новые
способы
получения изображения
Новые
способы
получения
изображения.
Компьютерная
графика.
8
Анимационный
(мультипликационный)
фильм
Практикум по созданию анимационной
кинофразы по
своему сценарию.
9
О б о б щ а ю щ и й
у р о к .
Б е с к о н е ч н ы й
м и р
кинематографа.
Предсталение
о
многообразии
жанровых
киноформ:
от
игровых
блокбастеров
до
мини-анимаций
или
видеоклипа.
Применение сценарно-режиссёрских навыков при построении
текстового и изобразительного сюжета.
4 четверть: Телевидение- пространство культуры. Экран — искусство - зритель (9ч)
1
Мир
на
экране:
здесь
и
сейчас.
Информационная
и
художественная
природа
телевизионного изображения
Понимание многофункционального назначения телевидения
как
средства
не
только
информации,
но
и
культуры,
просвещения, развлечения
2
Телевизионная
д о к у м е н т а л и с т и к а :
о т
в и д е о с ю ж е т а
д о
телерепортажа.
Осознание общности
творческого процесса при создании
любой телепередачи и кинодокументалистики. Приобретение
опыта
документальной
съёмки.
Психология
и
поведение
человека перед камерой
3
Телевидение, интернет... Что
дальше?
Уметь
пользоваться
архивами
интернета,
использовать
грамоту киноязыка при создании интернет-сообщений.
4
С о в р е м е н н ы е
ф о р м ы
экранного языка.
Понимание
роли
и
возможности
экранных
форм
в
активизации
художественного
сознания
и
творческой
видеодеятельности
молодёжи
в
интернет-
пространстве.
Создание видеоклипа.
5
В
царстве
кривых
зеркал.
Вечные истины искусства
Понимание
позитивной
и
негативной
роли
СМИ
в
формировании сознания и культуры общества. Телевидение
— регулятор интересов и запросов общества потребления,
внедряющий
моду
и
стандарты
масскультуры.
Понимание
того, что кино не отменяет театр, телевидение не отменяет
достижения кино, а все они не отменяют живопись, музыку,
поэзию
6-7
Каждый
народ
Земли
–
художник. Музеи мира
Знать
крупнейшие
художественные
музеи
России
и
мира.
Понимать
значение
изобразительного
искусства
в
художественной
культуре.
Роль
художественного
музея
в
национальной и мировой культуре.
8
Промежуточная аттестация.
Творческая работа
Формировать навык работы над собственным проектом
9
Искусство-зритель-
современность.
Обобщающий урок.
Дискуссия
на
тему
«Роль
и
значение
искусства
в
жизни
человека»