Напоминание

"Окружающий мир 4 класс"


Автор: Васильева Елена Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №45"
Населённый пункт: г.Чебоксары
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Окружающий мир 4 класс"
Раздел: начальное образование





Назад




Пояснительная записка

Данная

рабочая

учебная

программа

по

окружающему

миру

для

4

класса

начальной

общеобразовательной школы разработана на основе:

федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

( Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. № 373) «Об утверждении и введении в действие

ФГОС НОО», с учетом изменений (Приказы от 22.09.2011г. № 2357, от 29.12.2012г. № 1060,

от 29.12.2014г. № 1643, от 28.10.2015г.№3/15, от 31.12.2015 г. № 1576),

примерной основной образовательной

программы

начального

общего

образования

(протокол от 8 апреля 2015 г № 1/15)

основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 45»

г.Чебоксары

авторская программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Мир вокруг нас»

федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской

Федерации

к

использованию

в

образовательном

процессе

в

общеобразовательных

учреждениях на 2016-2017 учебный год,

учебного плана МБОУ «СОШ № 45» г.Чебоксары на 2016-2017 уч.год

годового календарного учебного графика МБОУ «СОШ № 45» г.Чебоксары на 2016 -

2017 уч. год

Положения о Рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога МБОУ «СОШ №

45» г.Чебоксары

Количество учебных недель в 2016 - 2017 учебном году составляет – 34 .

На изучение окружающего мира на ступени начального общего образования в 4 классе отводится 1

ч в неделю, программа рассчитана на 34 учебных часа.

Рабочая учебная программа составлена по учебнику для 4 класса:

Автор: Плешаков А.А.

Название: «Окружающий мир.» 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух

частях. Часть 1, 2.

Издательство: М. Просвещение

Год издания: 2011г.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих

целей:

воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно

относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи: развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты

окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; освоение знаний об окружающем мире,

единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;

воспитание

позитивного

эмоционально-ценностного

отношения

к

окружающему

миру;

экологической

и

духовно-нравственной

культуры,

патриотических

чувств;

формирование

потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять

здоровье;

осуществление

подготовки

к

изучению

естественнонаучных

и

обществоведческих

дисциплин в основной школе; создание условий для формирования и развития у школьников:

творческих способностей и интереса к выполнению заданий, умения самостоятельно приобретать и

применять знания на практике, коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений

работать в парах, группах, общеучебных навыков (развитие логического мышления, обучение

умению самостоятельно расширять знания, работая с книгой, со справочной литературой).

*В ходе изучения природы родного края решаются следующие цели и задачи:

- знакомить детей с окружающей природой;

- дать сведения об имеющихся, а также об исчезающих и редких растениях и животных;

- научить бережно относиться к богатствам природы родного края.

1

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих

идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в

социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических

сведений

в

курсе

выстраивается

яркая

картина

действительности,

отражающая

многообразие

природы

и

культуры,

видов

человеческой

деятельности,

стран

и

народов.

Особое

внима ние

уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается

и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека,

удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её

реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и

живой,

внутри

живой

природы,

между

природой

и

человеком.

В

частности,

рассматривается

значение

каждого

природного

компонента

в

жизни

людей,

анализируется

по ложительное

и

отрицательное

воздействие

человека

на

эти

компоненты.

Важнейшее

значение

для

осознания

детьми

единства

природы

и

общества,

целостности

самого

общества,

теснейшей

взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории,

современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного

на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к

другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и

всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый

подход,

обеспечивающий

«открытие»

детьми

нового

знания

и

активное

освоение

различных

способов

познания

окружающего.

При

этом

используются разнообразные

методы

и

формы

обучения

с

применением

системы

средств,

составляющих

единую

информационно-об -

разовательную

среду.

Учащиеся

ведут

наблюдения

явлений

природы

и

общественной

жизни,

выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные

творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование

объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и

учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической

деятельности

по

охране

среды

и

другие

формы

работы,

обеспечивающие

непосредственное

взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и

на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру емых

результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом

разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями осо бое значение при реализации программы

имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1)

распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы

атласа-определителя;

2)

моделирование

экологических

связей

с

помощью

графических

и

динамических

схем

(моделей);

3)

эколого-этическая

деятельность,

включающая

анализ

собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей,

выработку

соответствующих

норм

и

правил,

которая

осуществляется

с

помощью

специально

разработанной книги для чтения по экологической этике.

Методическое обеспечение также включает и следующие формы обучения:

работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа, фронтальная работа

методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, показ, работа

с учебником);

- исследовательский (сбор новых фактов, проектирование);

- проблемный (беседа, обобщение, проблемная ситуация);

2

- частично-поисковый (диспут, самостоятельная работа, наблюдение, составление плана,

создание гипотезы, эксперимент, практическая работа);

- репродуктивный (лекция, упражнение).

Настоящая

рабочая

программа

учитывает

особенности

класса,

в

котором

будет

осуществляться учебный процесс: в 4 классе обучаются дети 10-11 лет, которые владеют разными

видами речевой деятельности и на разных уровнях. Учащиеся будут осваивать материал каждый на

своём уровне и в своём темпе. Для учащихся, которые будут осваивать учебный материал на

репродуктивном

уровне,

предусматриваются

подсказки,

алгоритмы

действий,

инструкции,

зрительные опоры. Для продуктивного уровня усвоения – задания, требующие осуществления

поиска необходимой информации в дополнительных источниках (словарях, энциклопедиях, статьях

учебника «Дополнительный материал для любознательных»). Учащиеся проводят исследования

различных видов, активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу,

умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов

начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми

окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её

стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и

после

их

окончания,

во

внеурочной

деятельности,

например

в

группе

продленного

дня,

на

внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в

повседневном

общении

со

своими

детьми

поддерживали

их

познавательные

инициативы,

пробуждаемые

на

уроках.

Это

могут

быть

и

конкретные

задания

для

домашних

опытов

и

наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Желательно также, чтобы материалы

программы получали развитие в учебных курсах аналогичной направленности, преподаваемых в

рамках регионального и школьного компонентов образования. Учителю следует также стремиться к

тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их

познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для

домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе начальной школы отводится 1 час в неделю

- 34 ч (34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса

В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия – её природа, история,

хозяйство. Наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, её граждане, - как часть

человечества.

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

Наука

как

часть

культуры,

отражающая

человеческое

стремление

к

истине,

к

познанию

закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как

основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к

России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности

культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности

российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и

социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному

наследию, к самому себе и окружающим людям.

*Основные содержательные линии национально-регионального компонента.

3

При изучении предмета «Окружающий мир» учащиеся получают представление об

окружающей природе, растениях, животных, элементарные представления об экономике своего

села, города, учатся правильно относиться к окружающей природе

Содержание учебного предмета, курса

Земля и человечество (5 ч).

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звёзды, планеты и спутники

планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли

в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо – великая

«книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и

географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории.

Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических

проблемах

планеты.

Охрана

окружающей

среды

задача

всего

человечества.

Международное

сотрудничество

в

области

охраны

окружающей

среды.

Всемирное

наследие.

Международная

Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звёздного неба; поиск и показ изучаемых

объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (5 ч).

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки

нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона

степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из

зон.

Взаимосвязи

в

природе,

приспособленность

организмов

к

условиям

обитания

в

разных

природных

зонах.

Особенности

хозяйственной

деятельности

людей,

связанные

с

природными

условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и

животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в

местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление

об

экологическом

равновесии

и

необходимости

его

учёта

в

процессе

хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических

объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание

гербарных

экземпляров

растений

различных

природных

зон,

выявление

признаков

их

приспособленности к условиям жизни.

Родной край – часть большой страны (7 ч).

Наш край на карте Родины. *Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем

крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности

края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с

оврагами). Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в

результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края. Полезные ископаемые

нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана

недр в нашем крае.

Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле.

Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе

наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена

времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода, ее составляющие (температура

воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края.

4

*Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, чернозёмные и т.д.). Охрана

почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоёма). Разнообразие растений и

животных

различных

сообществ.

Экологические

связи

в

сообществах.

Охрана

природных

сообществ.

*Особенности

сельского

хозяйства

края,

связанные

с

природными

условиями.

Растениеводство

в

нашем

крае,

его

отрасли

(полеводство,

овощеводство,

плодоводство,

цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её

значение

для

сохранения

окружающей

среды

и

производства

экологически

чистых

продуктов

питания.

*Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота,

свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных

условиях

с

помощью

атласа-определителя;

знакомство

с

растениями

и

животными

луга,

их

распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и

животными

пресного

водоёма,

их

распознавание

в

природных

условиях

с

помощью

атласа-

определителя.

Практические

работы:

*знакомство

с

картой

края;

рассматривание

образцов

полезных

ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений

различных

сообществ,

их

распознавание

с

помощью

атласа-определителя;

знакомство

с

культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (4 ч).

Представление

о

периодизации

истории.

Начало

истории

человечества:

первобытное

общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чём

рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое

время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги,

электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о

скорости

перемен

в

ХХ

веке.

Достижения

науки

и

техники.

Осознание

человечеством

ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (10 ч).

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт,

нравы, верования. Россия на карте, государственная граница России. Москва – столица России.

Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная

площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных

с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение

Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец,

памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого

кольца

России

(по

выбору).

Святыни

городов

России.

Главный

город

родного

края:

достопримечательности,

история

и

характеристика

отдельных

исторических

событий,

связанных с ним.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение

Руст. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое

свидетельство о Москве, Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII-XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона

северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья –

собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван

Третий. Образование

единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV веках.

Наше Отечество в XVI-XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг

Кузьмы

Минина

и

Дмитрия

Пожарского.

Утверждение

новой

царской

династии

Романовых.

Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII веках.

Россия

в XVIII

веке.

Петр

Первый

царь-преобразователь.

Новая

столица

России

Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне.

Век русской славы: А.В.Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культуры, быт и нравы России в XVIII веке.

5

Россия

в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.

М.И.Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале

XX века.

Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний

император России. Революция 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в

20-30-е годы. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Героизм и патриотизм народа.

День Победы – всенародный праздник.

Наша

страна

в

1945-1991

годах.

Достижения

учёных:

запуск

первого

искусственного

спутника Земли, полёт в космос Ю.А.Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.

*Прошлое родного края. История страны родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в

памяти народа, семьи.

Экскурсия: *знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города,

села).

Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.

Современная Россия (3 ч).

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в

современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство.

Государственная

символика

нашей

страны,

*нашей

республики

(флаг,

герб,

гимн).

Государственные праздники.

Многонациональный

состав

населения

России.

Наша

Родина

Россия,

Российская

Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна».

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг

России,

Государственный

гимн

России;

правила

поведения

при

прослушивании

гимна.

Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской

Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-

нравственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления

общественной

солидарности

и

упрочения

духовно-нравственных

связей

между

соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный

женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День

народного единства, День Конституции.

Регионы

России:

Дальний

Восток,

Сибирь,

Урал,

Север

Европейской

России,

Центр

Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические

места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

6

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на

освоение каждой темы

Предмет Окружающий мир : Класс 4 ; Уровень базовый ;

Количество часов в неделю 1 ч ; Всего за год 34 ч ;

Наименование

раздела

Наименование тем

Всег

о

часо

в

В том числе

на:

В том

числе

на

самосто

ятельн

ые

работы

учащих

ся

Теор

етиче

ский

мате

риал

Конт

роль

ные

работ

ы

1

Раздел «Земля и

человечество»

(5ч)

Мир глазами астронома.

Планеты Солнечной системы.

1

1

Звездное небо – великая книга

Природы.

Мир глазами географа

1

1

Мир глазами историка.

Когда и где?

1

1

Мир глазами глазами эколога.

1

1

Сокровища

Земли

под

охраной

человечества Наши проекты.

Проверим себя и оценим свои

достижения по разделу «Земля и

челове-чество».

1

1

2.

Раздел

«Природа

России» (5 ч)

Моря, озёра и реки России.

Природные зоны России.

1

1

Зона арктических пустынь.

Тундра.

1

1

Леса России.

Лес и человек.

1

1

Зона степей.

Пустыни.

1

1

У Черного моря.

Проверим

себя

и

оценим

свои

достижения по разделу "Природа

России".

1

1

3

Раздел «Родной

край - часть

большой страны»

(7 ч)

Наш край. Государство. Общество.

Интерактивная экскурсия по

экспозиции «Чувашия в XX в.

Поверхность родного края.

1

1

Водные богатства нашего края.

1

1

Наши подземные богатства.

Земля - кормилица.

1

1

Жизнь леса.

1

1

Жизнь луга.

Жизнь в пресных водах.

1

1

7

Растениеводство в нашем крае.

Животноводство в нашем крае.

1

1

Проверим

себя

и

оценим

свои

достижения

по

разделу:"Родной

край - часть большой страны".

Презентация проектов

1

1

1

4.

Раздел

«Страницы

Всемирной

истории» (4 ч)

Начало истории человечества.

Мир

древно сти:

да лекий

и

близкий.

1

1

Средние

века:

время

рыцарей

и

замков.

Новое

время:

встреча

Европы

и

Америки.

1

1

Н о в е й ш е е

в р е м я :

и с т о р и я

продолжается сегодня.

1

1

Проверим

себя

и

оценим

свои

д о с т и ж е н и я

п о

р а з д е л у

«С т р а н и ц ы

В с е м и р н о й

истории». Жизнь древних славян.

1

1

5.

Раздел

«Страницы

истории

Отечества» (10

ч)

Во времена Древней Руси.

Страна городов.

1

1

Из

книжной

сокровищ-ницы

Древней Руси.

Трудные

времена

на

Русской

земле.

1

1

Русь расправляет крылья.

Куликовская битва.

1

1

Иван Третий.

Мастера печатных дел.

1

1

Патриоты России.

Петр Великий. «Вставай, страна

огромная!» Ролевая экскурсия

«Почувствуй себя солдатом»

1

1

Михаил Васильевич Ломоносов.

Екатерина Великая.

1

1

Отечественная война 1812 года.

Страницы истории XIX века.

1

1

Россия вступает в XX век.

Страницы истории 20-30-х годов.

1

1

Великая война и Великая

Победа.

Страна, открывшая путь в космос.

Земля и человечество.

Игра-путешествие

«Космическая азбука»

1

1

Проверим

себя

и

оценим

свои

достижения

по

ра зд е лу

«

Страницы

истории

России».

Основной

закон

России

и

права

человека

1

1

8

6.

Раздел

«Современная

Россия» (3 ч)

Мы – граждане России.

Славные символы России.

Земля и человечество.

2-дневная познавательная игра.

«Человек – сын или покоритель

природы»

1

1

Такие разные праздники.

Путешествие по России.

1

1

Проверим себя и оценим свои

достижения за второе полугодие.

Презентация проектов

1

1

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных

результатов начального образования, а именно:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,

российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование

ценностей

многонационального

российского

общества;

становление

гуманистических и демократических ценностных ориентации;

-

формирование

целостного,

социально

ориентированного

взгляда

на

мир

в

его

органичном

единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и

формирование личностного смысла учения;

-

развитие

самостоятельности

и

личной

ответственности

за

свои

поступки,

в

том

числе

в

информационной

деятельности,

на

основе

представлений

о

нравственных

нормах,

социальной

справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,

умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-

формирование

установки

на

безопасный,

здоровый

образ

жизни,

наличие

мотивации

к

творческому

труду,

работе

на

результат,

бережному

отношению

к

материальным

и

духовным

ценностям;

-

оценивание

жизненных

ситуаций

(поступки

людей)

с

точки

зрения

общепринятых

норм

и

ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;

- объяснение с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые

поступки можно оценить как хорошие или плохие;

- самостоятельность в определении и высказывании самых простых общих для всех людей правил

поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, умение делать выбор,

какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является

формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные:

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

9

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе

изучения нового материала.

-

В

диалоге

с

учителем

вырабатывать

критерии

оценки

и

определять

степень

успешности

выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством

формирования

этих

действий

служит

технология

оценивания

образовательных

достижений (учебных успехов).

Познавательные:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна

для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,

схема, иллюстрация и др.).

-

Перерабатывать

полученную

информацию:

сравнивать

и

группировать

факты

и

явления;

определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-

научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде

текста, таблицы, схемы.

Средством

формирования

этих

действий

служат

учебный

материал

и

задания

учебника,

нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом

своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать,

приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку

зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий

и подводящий диалог).

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «Диалог с автором» (прогнозировать

будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от

известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

-

Договариваться

с

людьми:

выполняя

различные

роли

в

группе,

сотрудничать

в

совместном

решении проблемы (задачи).

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

К концу IV класса учащиеся должны знать:

- государственную символику и государственные праздники современной России и *своего

края Чувашской Республики; что такое Конституция; основные права ребёнка;

- особую роль России в мировой истории; проявлять чувство гордости за национальные

свершения, открытия, победы;

- иметь первоначальное представление об уникальности России как единого неделимого

многонационального и многоконфессионального государства, об исторической роли

многонационального народа России как народа-созидателя, хранителя российской

государственности;

- Земля – планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;

10

- названия океанов и материков;

- природные зоны России;

- положение России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в

природных зонах;

- *положение своего края на карте;

- *особенности природы своего родного края: формы земной поверхности, полезные

ископаемые, водоемы, природные сообщества; флору и фауну; использование и охрану природы

края;

- *экологические проблемы своей республики;

- правила поведения в природе;

- некоторые современные экологические проблемы;

- правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов,

пассажиров транспортных средств и велосипедистов);

- исторические периоды: первобытный мир, Древний мир, Средние века, Новое время,

Новейшее время;

- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведётся счёт лет в истории,

особенности исторической карты;

- важнейшие события отечественной истории;

- суть исторических побед России, сыгравших решающую роль в мировой истории: борьба с

монгольским нашествием и спасение Европы, борьба с нашествием Наполеона, заграничный поход

русской

армии

и

влияние

этого

события

на

судьбу

Европы,

Великая

Отечественная

война

и

решающий вклад нашей страны в разгром фашизма. Иметь представление о вкладе России в

развитие мировой культуры и науки;

Учащиеся должны уметь:

- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам

поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь

сделать для исправления видимых нарушений;

- приводить примеры народов России;

- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной

истории;

- выявлять причинно-следственные связи между различными историческими событиями,

явлениями

социальной

действительности

(например,

принятие

Русью

христианства

и

расцвет

культуры, монгольское нашествие и потери в культуре и хозяйстве, Вторая мировая война и

создание ООН);

- проявлять уважительное отношение к России, *родному краю, своей семье, истории,

культуре, природе нашей страны и родного края, её современной жизни;

- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками,

гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

- осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,

элементарных

правил

нравственного

поведения

в

мире

природы

и

людей,

норм

здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- владеть основами экологической грамотности. Выявлять экологические связи в

окружающем мире, моделировать эти связи, применять знания о них при необходимости бережного

отношения к природе;

- владеть доступными способами изучения природы и общества (наблюдение, запись,

измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов,

от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

- устанавливать причины смены природных зон в нашей стране;

- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать

географические объекты;

В ходе изучения блока «Человек и природа» выпускник научится:

11

-узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

-описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой

природы, выделять их существенные признаки;

-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных

характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

-проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее

лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники

безопасности при проведении наблюдений и опытов;

-использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений

и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска

необходимой информации;

-использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств

объектов;

-обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой

природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

-определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих

отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

-понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;

использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и

укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

-использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в

контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений,

создания собственных устных или письменных высказываний;

-готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

-моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных

лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать

правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и

электроэнергии) и природной среде;

-пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно

соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

-выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую

помощь при несложных несчастных случаях;

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего

мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

В ходе изучения блока «Человек и общество» выпускник научится:

-узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать

достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию,

на карте России Москву, свой регион и его главный город;

12

-различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами,

конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

-используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том

числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и

верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от

вымыслов;

-оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа

сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и

эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и

детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на

вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

-осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

-ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;

оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической

перспективы;

-наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной

деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального

сообщества, этноса, нации, страны;

-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила,

в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать

в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

-определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о

распределении функций и ролей,

Реализация целей развития учащихся посредством окружающего мира должна сопровождаться

разработкой системы контроля по каждой теме. Поэтому рабочая программа содержит контрольно-

измерительные материалы, которые помогут учителю или администратору организовать контроль, а

учащимся взаимо и самоконтроль.

При реализации рабочей программы используется дополнительный материал, создавая условия

для

максимального

развития

учащихся,

для

совершенствования

возможностей

и

способностей

каждого ученика.

Программа предусматривает проведение промежуточной аттестации в форме теста.

Формой входящего контроля является -тест

Формой промежуточной аттестации является -тест

Программой предусмотрено проведение: (перечисляете все, что проводите в течение года)

Тестирования - 6 ;

Экскурсий - 3 ;

Проектная деятельность - 3;

13

Календарно-тематическое планирование на 2016 - 2017 учебный год

Предмет Окружающий мир ; Класс 4 ; Уровень базовый ;

Количество часов в неделю 1 ; Всего за год 34 ;

Раздел 1 ( 5 часов)

урок

а

Фактическа

я дата урока

Тема урока

Количество

часов

Примечание

(корректировка)

1

Мир глазами астронома.

Планеты Солнечной системы

1

2

Звездное небо – великая книга

Природы.

Мир глазами географа

1

3

Мир глазами историка.

Когда и где?

1

4

Мир глазами глазами эколога.

1

5

Сокровища

Земли

под

охраной

человечества.

Наши проекты.

Проверим себя и оценим свои

достижения по разделу «Земля и

челове-чество».

1

Раздел 2 ( 5 часов)

6

Моря, озёра и реки России.

Природные зоны России.

1

7

Зона арктических пустынь.

Тундра.

1

8

Леса России.

Лес и человек.

1

9

Зона степей.

Пустыни.

1

10

У Черного моря.

Проверим

себя

и

оценим

свои

д о с т и ж е н и я

п о

р а з д е л у

"Природа России".

1

Раздел 3 ( 7 часов)

11

Наш край.

Поверхность родного края.

1

12

Водные богатства нашего края.

1

13

Наши подземные богатства.

Земля - кормилица.

1

14

Жизнь леса.

1

15

Жизнь луга.

Жизнь в пресных водах.

1

16

Растениеводство в нашем крае.

Животноводство в нашем крае.

1

17

Проверим

себя

и

оценим

свои

достижения по разделу:"Родной

1

14

край - часть большой страны".

Презентация проектов

Раздел 4 ( 4 часа)

18

Начало истории человечества.

Мир

древности:

далекий

и

близкий.

1

19

Средние века: время рыцарей и

замков.

Новое время: встреча Европы и

Америки.

1

20

Н ове йш е е

в ре мя:

и с т о р и я

продолжается сегодня.

1

21

Проверим

себя

и

оценим

свои

д о с т и ж е н и я

п о

р а з д е л у

«С т р а н и ц ы

В с е м и р н о й

истории».

Ж и з н ь

д р е в н и х

славян.

1

Раздел 5 ( 10 часов)

22

Во времена Древней Руси.

Страна городов.

1

23

Из

книжной

сокровищ-ницы

Древней Руси.

Трудные

времена

на

Русской

земле.

1

24

Русь расправляет крылья.

Куликовская битва.

1

25

Иван Третий.

Мастера печатных дел.

1

26

Патриоты России.

Петр Великий.

1

27

Михаил Васильевич Ломоносов.

Екатерина Великая.

1

28

Отечественная война 1812 года.

Страницы истории XIX века.

1

29

Россия вступает в XX век.

Страницы истории 20-30-х годов.

1

30

Великая война и Великая

Победа.

Страна,

открывшая

путь

в

космос.

1

31

Проверим

себя

и

оценим

свои

д о с т и ж е н и я

п о

р а з д е л у

« С т р а н и ц ы

и с т о р и и

России».Основной закон России

и права человека

1

Раздел 6 ( 3 часа)

32

Мы – граждане России.

Славные символы России.

1

33

Такие разные праздники.

Путешествие по России.

1

34

Проверим себя и оценим свои

достижения за второе полугодие.

Презентация проектов

1

15

График проведения контрольных, в том числе и административных,

практических работ, экскурсий и т.д.

Класс

Вид контроля

Номер

урока в

КТП

Дата

фактического

проведения

Примечание

(корректировка)

Контрольная работа № 1

5урок

Контрольная работа № 2

10 урок

Контрольная работа № 3

17урок

Контрольная работа № 4

21урок

Контрольная работа № 5

31урок

Контрольная работа № 6

34урок

Контрольная работа № 1

5урок

Контрольная работа № 2

10 урок

Контрольная работа № 3

17урок

Контрольная работа № 4

21урок

Контрольная работа № 5

31урок

Контрольная работа № 6

34урок

Контрольная работа № 1

5урок

Контрольная работа № 2

10 урок

Контрольная работа № 3

17урок

Контрольная работа № 4

21урок

Контрольная работа № 5

31урок

Контрольная работа № 6

34урок

1.

Список литературы

для учителя УМК:

1.

Окружающий мир. 4 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику

А.А.Плешакова, Е.А. Крючковой/ авт.-сост. И.В.Арнгольд. – Волгоград: Учитель, 2014.

2.

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.

3.

Тихомирова

Е.М.

Поурочные

разработки

по

предмету

«Окружающий

мир»:

4

класс:

к

учебному

комплекту

А.А.

Плешакова,

Е.А.Крючковой,

«Мир

вокруг

нас:

4

класс»/

Е.М.Тихомирова. – М.: Экзамен, 2006. - (Серия «Учебно-методический комплект»).

4.

Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 4 класс: к учебному комплекту

А.А. Плешакова, Е.А.Крючковой,

«Мир вокруг нас: 4 класс»/ Е.М.Тихомирова. – М.:

Экзамен, 2007. - (Серия «Учебно-методический комплект»).

Дополнительная методическая литература для учителя:

1.

Бескоровайная Р.П., Борисова Н.В., Панченко Н.Л. Береги природу родного края: Пособие

для учителей начальных классов// Чебоксары, 2000.

2.

Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по

курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004. – (Серия «Мастерская учителя»).

3.

Е. Енька. Родной край: Учебное пособие для 4 кл. – Чебоксары: Чуваш. кН.изд-во, 2007.

4.

Уроки

окружающего

мира

с

применением

информационных

технологий.

1-3

классы.

Методическое пособие с электронным приложением/ С.А. Арженовская, Т.В. Белых (и др.);

сост. Е.С. Галанжина. – М.: «Планета»; 2010 – (Современная школа).

5.

Юдина И.Г. Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы. –

Волгоград: Учитель, 2002.

Для учащихся:

16

1.

Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил.

на электрон. Носителе. В 2 ч. /А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. - М.: Просвещение, 2013 –

(Школа России).

2.

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 4 класса: В 2-х ч.

/ А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова – М.: Просвещение, 2013 – (Школа России).

3.

Тесты к учебнику для 4 класса «Окружающий мир» / А.А.Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д.

Назарова. – М.: Просвещение, 2013. – (Школа России).

Дополнительная литература для учащихся:

1.

От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов/ А.А.Плешаков. -

М.: Просвещение.

2.

Зеленые

страницы:

Книга

для

учащихся

начальных

классов/

А.А.Плешаков.

-

М.:

Просвещение.

3.

Великан

на

поляне,

или

Первые

уроки

экологической

этики:

Книга

для

учащихся

начальных классов/ А.А.Плешаков, А.А.Румянцев. – М.: Просвещение.

4.

17

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест промежуточной аттестации по окружающему миру, 4 класс

Вариант 1

1.

Как называется наука о небесных телах? Обведи нужную букву

а) история

б) география

в) экология

г) астрономия

2.

Какое свойство воздуха позволяет нам видеть вокруг нас все окружающее?

а) отсутствие запаха

б) прозрачность

в) упругость

г) бесцветность

3.

Что должны делать люди для охраны водоемов?

а) не купаться в реках и озерах

б) уничтожать обитателей водоемов

в) поливать огороды водой из рек и озер

г) расчищать берега водоемов от мусора

4.

Какое растение не является луговым?

а) тысячелистник

б) мятлик

в) тимофеевка

г) тростник

5.

Подчеркни лишнее слово в каждой строке:

а) овес, просо, лук, пшеница

б) огурец, кабачок, чеснок, вишня

в) груша, абрикос, гречиха, смородина

г) капуста, лилия, ирис, флоксы

6.

Как ты поступишь, если увидишь в лесу незнакомое растение с красивыми ягодами?

а) попробую на вкус, чтобы решить, можно их есть или нельзя;

б) соберу ягоды, чтобы угостить знакомых и друзей:

в) сорву ягоды вместе с ветками и выброшу;

г) пройду мимо, так как незнакомое растение, даже его часть, есть опасно.

7.

Мой край расположен на материке:

а) Африка;

б) Австралия;

в) Евразия;

г) Северная Америка.

8.

Место, где река берет свое начало, называют:

а) левым притоком;

б) истоком;

в) правым притоком;

г) устьем.

9.

Из какого полезного ископаемого получают металлы?

а) из гранита;

б) из руды;

в) из угля;

г) из нефти.

10.

Плодородие почвы зависит от количества в ней:

а) песка;

б) глины;

в) перегноя;

г) солей.

18

11.

О какой природной зоне идет речь в строчке стихотворения?

«Южнее полосы лесов лежит ковер из трав, цветов»

а) зона тундры;

б) зона лесов;

в) зона степей;

г) зона арктических пустынь.

12.

Мышцы при выполнении физических нагрузок утомляются. Определите, что надо делать, что-

бы не допустить утомления:

а) отказаться от любого физического труда;

б) чередовать труд и отдых или разные виды труда;

в) не ходить на уроки физкультуры, не заниматься спортом;

г) принимать специальные лекарства.

13.

Что служит органом обоняния?

а) язык

б) кожа

в) глаза

г) нос

14.

Укажи порядок расположения полос на Государственном флаге Российской Федерации (снизу

вверх):

а) красная, синяя, белая;

б) синяя, красная, белая;

в) белая, синяя, красная;

г) белая, красная, синяя

15.

Когда французская армия во главе с Наполеоном вторглась на территорию России?

а) в 1821 году

б) в 1818 году

в) в 1812 году

г) в 1815 году

16.

Кто проявил полководческий талант в сражении на льду Чудского озера?

а) Дмитрий Донской

б) Александр Невский

в) Иван Калита

г) Юрий Долгорукий

17.

Христофор Колумб открыл:

а) Антарктиду

б) Америку

в) Африку

г) Австралию

18.День Победы мы отмечаем:

а) 23 февраля

б) 12 июня

в) 9 мая

г) 1 сентября

19

Вариант 2

1.

Как называется наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооруже-

ния? Обведи нужную букву

а) астрономия

б) археология

в) история

г) география

2.

Какой газ поглощают все живые существа при дыхании?

а) углекислый газ

б) кислород

в) природный газ

г) азот

3.

Какое утверждение неверно?

а) лес – защитник почвы

б) лесов так много, что вырубить их невозможно

в) лес очищает воздух

г) лес защищает почву от разрушения

4.

К растениям пресного водоема не относятся?

а) кубышка

б) кувшинка

в) тимофеевка

г) стрелолист

5.

Подчеркни лишнее слово в каждой строке:

а) земляника, слива, просо, яблоко;

б) рожь, морковь, тыква, томаты;

в) ячмень, укроп, овес, гречиха;

г) гладиолус, пион, смородина, астра.

6.

Во дворе появилась незнакомая собака и маленькие дети стали с ней играть. Какой

совет ты им дашь?

а) Собака - друг человека, поэтому с ней можно играть;

б) надо взять палку и прогнать собаку со двора:

в) с такой собакой играть нельзя, потому что она может быть больной и агрессивной;

г) нужно громко закричать, чтобы собака испугалась и убежала.

7.

Мой край находится в природной зоне:

а) тундры;

б) степи;

в) лесов;

г) пустынь.

8.

Какое явление в жизни растений можно наблюдать весной?

а) созревание плодов и семян;

б) простановка роста и развития;

в) распускание почек, цветение;

г)отмирание надземной части у травянистых растений .

9.

Какое полезное ископаемое используется в строительстве?

а) гранит;

б) каменный уголь;

в) торф;

г) природный газ.

10.

Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов обра-

зуется:

а) песок;

б) глина;

в) ил;

г) перегной.

11.

Какая природная зона описана в тексте?

Лето теплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, т. к. они менее

требовательны к теплу. Животный мир разнообразен.

а) тундра; в) пустыня;

б) тайга; г) арктическая пустыня.

12.

К органам дыхания не относятся:

а) легкие;

б) сердце;

в) трахея;

г) бронхи.

13.

Защита внутренних частей тела человека от повреждений, от холода и жары, болезне-

творных бактерий – это работа:

а) скелета;

б) мышц;

в) кожи;

г) сердца

14.

Как называется наша Родина, наша страна?

а) Русь;

б) Белоруссия;

в) Российская империя;

г) Россия, Российская Федерация

15.

Когда началась Великая Отечественная война?

а) 22 июня 1941 г.

б) 9 мая 1945 г.

в) 1 сентября 1939 г.

г) 7 ноября 1941 г.

16.

В каком городе был открыт первый музей России - Кунсткамера?

а) в Москве

б) в Санкт-Петербурге

в) во Владимире

г) в Ярославле

17.

Кто был русским первопечатником:

а) Дмитрий Донской

б) Иван Федоров

в) Иван Грозный

г) Христофор Колумб

18.

Впервые человек побывал в космосе:

а) 11 апреля 1962 г.

б) 12 апреля 1951 г.

в) 12 апреля 1961 г.

г) 11 апреля 1957

Ответы:

1 вариант

2 вариант

1 - Г

1 - Б

2 - Б

2 - Б

3 – Г

3 - Б

4 - Г

4 - В

5 – а) лук, б) вишня, в) гречиха, г) капуста

5 – а) просо, б) рожь, в) укроп, г) смородина

6 - Г

6 - В

7 - В

7 - В

8 - Б

8 - В

9 - Б

9 - А

10 - В

10 - Г

11 - В

11 - Б

12 - Б

12 - Б

13 - Г

13 - В

14 - А

14 - Г

15 - В

15 - А

16 -Б

16 - Б

17 - Б

17 - Б

18 - В

18 - В

Критерии оценки тестов

За правильно выполненное задание ставится 1 балл

В задании 5 максимальное количество баллов – 4 (по одному баллу за каждый правильно

выбранный вариант ответа)

Максимальное количество баллов за работу - 21

Для обработки тестов учитель может пользоваться пятибалльной системой оценки

21-20 баллов – «5»

15-19 баллов – «4»

11-14 баллов – «3»

Ниже 10 – «2»

Исправления, сделанные ребенком, ошибкой не считаются.

Особенностью проведения тестовых работ является полная самостоятельность учащихся. Учитель

не должен помогать учащимся выполнять тестовые задания. Если учитель видит, что ученик

затрудняется в выполнении какого-либо задания, нужно только предложить ему перейти к

следующему заданию.



В раздел образования