Напоминание

Одна из технологий, направленных на "погружение" участников занятий в процесс поиска, познания и самопознания. Технология мастерской.


Автор: Лобанова Елена Владимировна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГОУ № 312
Населённый пункт: Санкт-Петербургста
Наименование материала: статья
Тема: Одна из технологий, направленных на "погружение" участников занятий в процесс поиска, познания и самопознания. Технология мастерской.
Раздел: полное образование





Назад




Одна из технологий, направленных на «погружение» участников занятий в

процесс поиска, познания и самопознания. Технология мастерской.

Учитель истории и обществознания ГОУ школы №312 с углубленным изучением французского

языка Лобановой Елены Владимировны.

Современное образование несколько изменил вектор обучения, так как

приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Как сделать, что

бы уроки и внеурочные занятия были ёмкими, содержательными и

деятельными думает каждый учитель. Активируются методы и приемы уже

известные в российской школе накопленные годами. С 1993 года

познакомилась с французскими мастерскими (ЖФЭН). Была на двух занятиях

французских педагогов, которые проходили с АППО (УМЛ). В России

сложилось педагогическое движение «Новое образование». С тек пор

применяю методику на уроках истории и обществознания.

Педагогическая мастерская, как и технологии диалогового взаимодействия,

позволяет человеку осознать свои представления о чем- либо через

осознание других, расширить свои представления о мире, заглянуть в суть

явлений и собственных проблем, и главное, обсуждая их с другими.

На мастерских предложенные задания становятся проблемами самих

учеников, они менее жестко привязаны к школьной проблематике, теснее

соприкасаются с бытием ребенка. Этот подход лучше, чем традиционные

технологии обучения, соответствует современным взглядам на

необходимость формирования компетентности у выпускников учебных

заведений. Следовательно, главная задача педагога - помочь ученику

осознать у себя наличие творческих, интеллектуальных возможностей,

способностей, а также потенциал личностного развития. В ходе мастерских

происходит освоение духовного и интеллектуального саморазвития,

эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, то есть компонентов

компетенции личностного самосовершенствования. В результате

развиваются необходимые современному человеку личностные качества,

культура мышления и поведения.

Свое название технология получила от того, что в ней есть МАСТЕР. Мастер

лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий

процесс. И принимают в нем участие все, включая мастера. В технологии

мастерских главное - не сообщить и освоить информацию, а передать

способы работы.

Парный способ обучения в технологии мастерских равносилен работе в

диалоге. При этом пары могут быть как постоянного, так и сменного состава.

Во время диалога происходит сопоставление нового, пополненного знания с

уже имеющимися представлениями.

Групповой способ обучения занимает важное место в технологии мастерских.

Его применение начинается после того, как индивидуальное вхождение в

проблему уже состоялось, сформировано первичное понимание проблемы,

прояснены некоторые пути ее решения, т. е. предъявлены индивидуальные и

парные наработки. На втором этапе проводится их анализ, поиск наиболее

эффективного пути исследования и наконец, обычно после социализации

предъявления другими группами своих находок, планов, внесения

корректив, начинается реализация одного из намеченных путей.

Мастерская - необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из

последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из них учебное

задание направляет познавательную деятельность учеников. Ученики имеют

возможность выбора пути исследования средств.

На одном из занятий группы «Живое право» выступал представитель

издательства «Самокат» и объявил конкурс на лучшее занятие с подростками

по книгам. Выбрала книгу Марьяны Козыревой «Девочка перед дверью»

(«30-40 гг. XX в. Сталинская эпоха глазами ребенка»).

«Самокат» специализируется на издании зарубежной и отечественной

детской литературы. В числе авторов, которые сотрудничают с

издательством, признанные во всем мире писатели и художники из Франции,

Швеции, Финляндии и других стран. Работает как с произведениями

современных авторов, так и с писателями прошлых лет.

Сразу подумала о мастерской. Приняла участие в конкурсе. Работа получила

высокую оценку, стала победителем.

Предлагаю вашему вниманию занятие.

На урок с «Самокатом».

(художественная литература для гражданского образования)

2016 год.

Предлагаю занятие для 10-11 классов по истории.

Время занятия 2 урока.

Место проведения: класс, лучше актовый зал, два классных

помещения или классное помещение и рекреация.

Занятие с привлечением книги М. Козыревой «Девочка перед

дверью».

Занятие по истории 30-40 гг. XX века, сталинская эпоха глазами

ребенка.

Во время занятия ребята будут работать индивидуально, в группах.

Проводить мини дискуссию, делась выводы, работать с

ассоциациями, с печатным текстом, выполнять творческие задания.

После каждого этапа занятия проводиться социализация.

После последнего задания – рефлексия.

Старшеклассникам на этом занятии углубят свое представление о

сталинской эпохе, о идеологии, о понятии патриотизм, «враг

народа», дружба народов, «троцкизм» и т.д.

На этом занятии нужно будет слушать друг друга, уважать мнение

другого человека, вести дискуссию.

Рефлексия поможет систематизировать знания, полученные в

процессе занятия.

© Организация пространства, в котором проходит

занятие.

© Занятие проходит или в актовом зале, или класс и рекреация,

или в двух классных помещениях.

© Первая часть - стулья стоят полукругом перед экраном, нужны

парты.

Мы начинаем наше занятие.

•Речь пойдет о книге.

•Вот фотографии автора. Девочка с папой и более поздняя.

•Имя автора. Марьяна Козырева.

Марьяна Козырева

Родилась: 6 июля 1928 г., Петергоф, СССР Умерла: 16 мая 2004 г.,

Петербург, Россия Биография Козырева (Гордон) Марьяна Львовна

— театральный художник, литератор. Автор рассказов и повестей,

нескольких пьес, дидактических пособий, произведений

религиозной тематики. Неоднократно выступала с

воспоминаниями о Л. Н. Гумилеве, А. А. Ахматовой, М. В. Юдиной.

Большая часть их не опубликована и находится в ее личном

архиве.

• Что вы узнали из этой информации?

- запись на доске

(примерные ответы ребят: сколько прожила, в какой стане жила,

профессия, увлечения и т.д.)

Годы жизни: 1928-2004гг. Историки называют людей, что жили в это

время людьми сталинской эпохи, хрущевской, брежневской…1985

году началась перестройка, в 1991 году распался Советский Союз и

возникло новое государство.

• Посмотрите на фото ряд. О историческом каком времени идет

речь?

Слайд № 4

- устные комментарии ребят.

• Какое это время? Ваши предположения? Обоснование.

Речь идет о 30-40 гг. XX века.

Вторая часть занятия.

• У меня на столе стоит чемодан (лучше старый чемодан), в нем

находятся вещи.

• Подойдете и возьмите один предмет

(пуговицы, полотенце, открытка, инструмент, фигурки, бусы,

детские книги, письма, чашки, тетради, салфетки…)

• Почему все эти вещи в одном чемодане?

• Что их объединяет?

(Предполагаемые ответы: вещи принадлежат каким-то людям, дом

и т.д.

Учитель: оставьте предметы у себя. Садитесь. Рассмотрите. Почему

выбрали именно эту вещь?

• По «Цепочке». Ребята говорят.

• Учитель: Марьяна Козырева написала книгу «Девочка перед

дверью».

Это автобиографическая повесть.

•Приоткроем эту дверь.

• Учитель: я вам прочитаю отрывок из книги, а вы записывайте

вопросы, которые у вас возникают.

Жил на свете царь Дадон…

Длинный полутемный коридор. Двери. Возле каждой — табуретка. На

каждой табуретке — примус. Или керосинка. Керосинки коптят. Примуса

шумят. Пляшут на чайниках крышки. А коридор пуст.

И только возле одной двери происходит что-то малопонятное.

А

девочка

стоит

рядом,

нахмуренная,

засунув

руки

в

карманчики

фартука, и строго спрашивает: «А вы чего заклеиваете нашу дверь? Это

наша дверь. У меня игрушки там. И горшочек. Вот папа придет — он вам

даст!»

Ей не отвечают. Молча делают свое дело, а затем подбирают с пола

портфели и проходят мимо нее — странные дядьки с портфелями под

мышками и с тщательно загороженными от ее сурового взора пустыми

безглазыми лицами.

С тихим шипением смолкают примуса. Люди выползают из дверей, берут

чайники и исчезают. А лица у них не как всегда, а как у тех дядек: без

глаз.

Что с ними? Ведь она их отлично знает. Они веселые. Заводят патефоны

и поют песни. Они дарят ей печенье и мармеладки и спрашивают, кого

она больше любит — папу или маму.

Примуса стоят смолкшие. В коридоре темно. И тихо-тихо.

…Жил на свете царь Дадон.Смолоду был грозен он.И соседям то и

делонаносил обиды смело…

Бегал,

наверное,

по

коридору

и

плевал

в

чайники.

Или

выкручивал

фитили, чтобы не коптили…

Ничего ведь не произошло. Папа и мама уезжают всегда надолго. Мама

едет в Москву — к редактору. А папа иногда едет с ней вместе, а иногда

улетает даже. Потому что мама — просто переводчик, а папа — и

переводчик, и летчик. Он прилетит. Оторвет ихнюю противную заклейку с

двери, а дядек тех больше не пустит. Он будет крутить ее по комнате и

петь:

Открывай пошире рот!На те, Витька, пряник!Мне сегодня переводЗаказал

ботаник!

Перед

уходом

мама

всегда

целуется.

Сегодня

тоже

поцеловала.

Встала на одно колено, притянула Витю к себе и поцеловала. И ушла… И

с ней… какие-то. С ее работы — редакторы (она сказала Вите). А потом

пришли эти… Ну и что?

Тишина в коридоре. За каждой дверью сидят летчики и молча пьют

чай. Или не пьют. И чайники стынут на их подоконниках.

- Какие вопросы возникают?

• Если вопросов у ребят нет или мало, то можно задать свои:

Опишите примус, керосинку (слайд или картинку)

Патефон (слайд или картинка)

Как вы представляете коммунальную квартиру?

«А вы чего заклеиваете нашу дверь? Это наша дверь…»

• Свободное обсуждение под руководством учителя.

•Рефлексия: что вы узнали нового? О чем у вас изменились

представления?

- по «цепочке» говорят.

•Краткая историческая справка

•Работа в четверках (таблица на листах) Приложение №1

1

Как называлась

страна о которой

идет речь в книге в

30-40 гг.?

2

Кто стоял во главе

страны в 30-40 гг.?

3

Как называлась

столица

государства?

4

Столько было

республик?

5

Каким был в 30-

40гг. режим?

(атласы по истории XX века)

• Раздать карту 30-40 гг. СССР (атласы по истории XX века)

- Если возникли затруднения с вопросом №4 воспользуйтесь

картой 30-40гг. СССР

- Это задание проверяется с помощью фронтальной беседы.

• Как зовут девочку, главную героиню книги?

От лица Виктории или Витьки ведется рассказ о жизни, о стране, о

людях СССР в 30-40 гг. Ей было на момент начала повести лет 5-6.

• Что вы помните о себе, когда вам было лет 5-6?

- «Цепочка». Ребята говорят по 1-2 фразе.

• Учитель: встаньте в круг. Мы разучим считалочку 30-40 гг.

Шишел-Мышел

Сел на крышу.

Шишел-Мышел

Взял –

И вышел!

•Запомнили? Посчитаемся.

• Группы по 5 человек (с помощью считалочки формируются

группы).

© Образования нового пространства для занятия.

- Мы перейдем в другой класс (или в другую часть класса)

- Столы расставлены по кругу для групповой работы.

• Представьте, что вы живете в коммунальной квартире. У каждой

семьи одна комната.

- Обустраиваетесь.

- Определяйте где у вас будет кровать, где стол. И не забудьте

поместить в вашу комнату «вещь», выбранную вами.

- Дать 1 мину времени.

• Продолжаем наш разговор.

• Учитель напоминает: «Виктория! Марш ко мне пить чай!»

- Дверь, где жила девочка по имени Виктория - Вика(Витька)

запечатана. Она не живет там больше.

• Где и у кого живет Виктория-Вика (Витька)?

• Работа с текстом в группах:

- каждая группа получает листы с текстом книги.

Выясните у кого жила маленькая девочка?

Раздаточный материал.

Предполагаемые ответы ребят по книге:

• Месяц жила женщины-летчицы Милицы Васильевны. «Потом

пришел комендант общежития и сказал ей, что бы она отдала меня

в детский дом».

•«Няня Груша не няня мне, а моей маме. Она была ей кормилица.

Это почти что бабушка». Она жила в Москве.

•«…Лежу в комнате папиной тети Юны в городе Ленинграде».

• «…у какой-то тети Лизы, которая боялась соседей»

•«А потом у ее подруге Таши»

• «А потом за мной приехал мой двоюродный брат Глеб»

«А ПОТОМ МЕНЯ БУДУТ ПЕРЕДАВАТЬ ОПЯТЬ ПЕРЕДАВАТЬ ДРУГ

ДРУГУ, ТОЧНО- Я ВЕДРО НА ПОЖАРЕ…»

• Почему Виктория не могла остаться надолго в одном месте? Как

вы думаете?

- каждая группа высказывает свои предположения.

• Вторая часть книги называется Верблюдские хроники.

•Учитель читает:

«Сначала вернулась мама… А потом мы получили письмо от

папы… Папа в нем писал, что к нам не приедет, потому что у него

минус сто»

•Что такое «минус сто»?

После возвращения из лагеря было запрещено жить в крупных

городах СССР (Москва, Ленинград, все областные и часть районных

центров, общим числом 100).

•Давайте посмотрим на карту, в каких местах могли жить бывшие

заключенные. Работа с картой или с атласом по истории XX в.

- ответы ребят (города, поселки, деревни СССР)

•Учитель по книге: «Семья поселилась на железнодорожной

станции Верблюд в Ростовской области.»

- Отсюда и название Верблюдские хроники.

Поезда в 30-40-ее гг. ходили медленно. До станции Зерноград

семья добиралась долго.

Покупали билеты, милиция проверяла документы. На вокзалах

всегда была суета. В жизни советских людей было ожидание:

врагов и войны.

• На стенах класса вывешены листы с главами текста.

•Группа решает какой тест выбрать.

- Работа с текстом. Раздаточные материалы. Приложение № 3

Новые тетрадки

Зина Витовтовна

Зной

Казнь

Звездожительница

Праздник

• Задание по текстам:

- Прочитайте. Обсудите в группе.

- Как жили люди того времени?

- О чем думали?

- Что их беспокоило?

Социализация.

• После выступления групп свободная дискуссия.

•Потом была война. Эвакуация. Встречи, расставания. Взросление.

Итоговое задание:

•Каждой группе:

• Вам нужно создать музей 30-40 –х годов СССР.

- Какие название он получит?

- Какие экспонаты будет в вашем музее?

- Можно задание выполнить в виде описания, рисунка, коллажа,

заочной экскурсии, рекламы музея, макет и т.д.

- можно использовать вашу «вещь» из чемодана

• Раздать каждой группе листы, фломастеры, картинки, старые

журналы, газеты.

Социализация.

Рефлексия.

Фотография М. Козыревой.

- Какие бы вопросы вы задали автору? О чем ее спросили?

• В заключение. Прочтите книгу до конца. Мы не затронули тему

войны. И не узнали о мытарствах Вики. О ее страхах и сомнениях. В

конце книги есть фото и документы. Первый раз мы увидели

сталинскую эпоху глазами маленькой девочки.



В раздел образования