Автор: Каранова Ирина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №28"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание уважительного отношения к труду взрослых у детей младшего и среднего возраста
Раздел: дошкольное образование
«Воспитание уважительного отношения к труду взрослых у детей
младшего и среднего дошкольного возраста».
Каранова И.Л., воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 28»
г. Нижний Новгород
С самых первых дней жизни ребенок вступает во взаимоотношения с
окружающим миром: предметов, людей, природы. Через эти отношения он
самоутверждается.
Данный
процесс
осуществляется,
по
мнению
П.В.
Симонова, по средствам реализации трех базовых потребностей: общаться,
играть, познавать.
А
вот
потребности
трудиться
изначально
у
человека
нет.
Труд
относится к одной из его социальных обязанностей. С другой стороны, это
основа его жизни и деятельности.
Вопросы
организации
трудовой
деятельности
детей
на
протяжении
многих
лет
рассматривались
в
трудах
выдающихся
зарубежных
(Я.А.
Коменский,
Ж.Ж.
Руссо,
И.Г.Песталоцци,
и
др.)
и
отечественных
(К.Д.
Ушинский, Е.Н. Водовозов) педагогов
В современной педагогике рассматривая вопрос трудового воспитания
одни
авторы
(В.И.Логинова,
М.В.
Крулехт) считают, что ребёнка нужно
знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных
продуктов труда, о содержательной части трудовой деятельности взрослых.
Таким образом, дети будут уважать труд взрослых.
Другие авторы (С.А. Козлов, А.Ш. Ахманова), полагают, что нужно
знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду,
а
также формировать представление, что профессия появляется в ответ на
потребность людей (врач – лечит, учитель – учит).
Таким образом, все исследователи подтверждают, что дошкольному
детству принадлежит особый период в воспитании ценностного отношения к
труду людей и его результатам, формированию уважительного отношения к
трудовой деятельности, желанию трудиться.
К сожалению сегодня, проблеме трудового воспитания дошкольников
стало
уделяться
меньше
внимания.
Несмотря
на
разработанные
теоретические
основы
трудовой
деятельности,
не
отработана
технология
обучения детей труду. Как следствие, труд детей в детском саду стал все
более
эпизодическим,
его
возможности
в
воспитании
не
реализуются
в
полной мере.
Обратившись
к
важнейшему
нормативному
документу
в
сфере
дошкольного
образования
–
Федеральному
го суд а р с т в е н н ом у
образовательному
стандарту
–
мы
увидим,
что
труд
входит
составным
компонентом
в
образовательную
область
социально-коммуникативного
развития.
В
ней
выделяется
задача
в
области
трудового
воспитания
–
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Требования СанПин так же не позволяют в полной мере приобщить
детей к формам труда.
Руководствуясь
методикой
В.И.Логиновой
были
выделены
задачи
развития ребенка в условиях трудовой деятельности на уровне их возрастных
особенностей и возможностей:
1). Содействовать овладению воспитанниками системными знаниями о труде.
2).
Содействовать
овладению
детьми
разными
видами
т руд а :
самообслуживанием, хозяйственно-бытовым, трудом в природе, ручным и
художественным трудом.
3). Содействовать развитию и саморазвитию ребенка как индивидуальности в
разных
формах
организации
его
труда:
самообслуживание,
поручение,
дежурство, коллективный труд.
Полужирным шрифтом отмечены тенденции развития воспитанников
младшего дошкольного возраста в области трудовой деятельности.
Реализация данных задач, по нашему мнению будет способствовать
развитию
понимания,
а
на
его
основе
уважительного
отношения
детей
младшего дошкольного возраста к труду окружающих их близких взрослых.
Результаты наблюдений за деятельностью детей по ознакомлению с
трудом взрослых в начале нашей работы показали, что – высокий уровень
понимания труда и его значимости имеет нулевую отметку
Средний уровень дал показатель 47,5%
На низком уровне оказалось – 52.5%
Свою
работу
мы
начали
с
создания
развивающей
предметно-
пространственной
среды,
которая
способствовала
ознакомлению
воспитанников с трудом взрослых и созидательной трудовой деятельности
детей в группе и на участке детского сада.
С целью расширения представлений о разных профессиях взрослых, об
особенностях их трудовой деятельности, нами пополнен книжный уголок, в
котором
размещены
иллюстративный
материал,
подборки
книг,
фотоальбомов,
книжек-самоделок,
созданных
детьми
и
их
родителями.
Зону
для
сюжетно-ролевых
игр
пополнили
необходимыми
атрибутами,
предметами-заместителями, используемыми взрослыми в процессе труда.
Пополнили среду дидактическими играми, по ознакомлению детей с
трудом взрослых (профессиями, орудиями труда, инструментами, трудовыми
действиями необходимых для той или иной деятельности).
Уголок изобразительной деятельности пополнили раскрасками разной
тематики, трафаретами и шаблонами, которые формируют у детей умение
отражать своё восприятие труда взрослых в рисунках, создавать отдельные
предметы с помощью пластилина.
Создали
уголок
ряженья,
где
разместили
элементы
костюмов,
отражающих разные профессии.
Вводя
ребенка
в
мир
предметов,
и
показывая,
как
они
создаются
взрослыми
в
процессе
труда,
мы
начали
со
знакомства
с
профессиями
работников детского сада, которые заботятся о детях.
В ходе наблюдения за конкретными трудовыми действиями старались
раскрыть детям цель и мотив деятельности, фиксируя внимание на каждом
компоненте труда, объясняя необходимость. Например, знакомя с трудом
младшего воспитателя большую помощь нам оказала – Марина Николаевна.
Отбирая и показывая необходимое оборудование, она четко называла его, а
мы,
обеспечивали хоровое проговаривание в целях, чтобы названия лучше
запомнились детям.
Для ознакомления с другими профессиями работников детского сада
мы использовали игровую ситуацию - детям приходит письмо от Незнайки,
который не знает, почему детям хорошо и комфортно живется в детском саду.
Для этого мы провели ряд целевых экскурсий: кабинет медсестры, пищеблок
и прачечную.
Мы проводили
экскурсию в процедурный кабинет, рассматривали
атрибуты профессии медсестры, беседовали с ней, познакомились с формой
одежды.
При знакомстве с профессией повара провели целевую экскурсию на
кухню. Шеф-повар познакомила с посудой,
оборудованием, узнали, что
повар готовит на кухне разные блюда.
На
прачечной
дети
проявили
активность
в диалоге,
интерес
к профессии
прачки,
увидели,
какие
огромные
машины
необходимы
для
стирки большого количества белья.
Проводя целевые прогулки по территории детского сада, мы наблюдали
за трудом дворника и оборудованием, которое ему необходимо для работы в
разное время года, а так же нам удалось понаблюдать за работой шофера,
который привозил продукты в детский сад.
После ознакомления детей с профессиями детского сада, мы опять
прочитали
письмо
от
Незнайки
и
попытались
ответить
на
его
вопрос
«Почему детям хорошо и комфортно живется в детском саду?», «Какая же
профессия самая главная? А что бы было, если бы не было профессии врача,
воспитателя,
повара
и
других
профессий?».
Увидев
интерес
детей
к
профессиям и той познавательной
роли, которую оказали экскурсии по
детскому саду, мы продолжили знакомство детей с другими профессиями.
Чтобы узнать, как к нам попало письмо от Незнайки, мы решили
отправиться
на
экскурсию
в
ближайшее
почтовое
отделение,
заранее
приготовив
письма
с
рисунками
для
своих
друзей.
Дети
опустили
свои
приготовленные письма в почтовый ящик. Работники почты рассказали нам,
какой путь проделает письмо, чтобы попасть к адресату, что его доставит по
нужному адресу почтальон. Ребята узнали, что труд почтальона важен и
необходим людям.
Побеседовав
с
детьми
о
профессии
строитель,
мы
отправились
на
экскурсию к ближайшему строящемуся дому. Там мы узнали, что есть еще
много других профессий, которые связаны с профессией строитель. Мы
увидели,
как
работает
каменщик,
укладывая
кирпичи
на
специальный
раствор, который доставляет ему на подъемном кране
крановщик. Мы
постарались донести до детей, что труд строителей - это тяжелый труд, им
приходится работать под открытым небом и при любых погодных условиях,
чтобы людям комфортно жилось в новых квартирах.
Ко «Дню матери» мы беседовали с детьми на тему «Очень интересные
мамины профессии», после бесед ребята принесли фото своих мам на работе,
и мы изготовили стенгазету в подарок мамам, которая им очень понравилась.
После
проведенных
экскурсий
мы
создали
фотоальбом
«Наши
экскурсии»,
который
дети
с
удовольствием
рассматривали,
обсуждали,
показывали гостям, которые заходили к нам в группу.
Для
решения
дидактической
задачи
–
знакомство
с
профессиями
взрослых,
мы
использовали
такие
игры
с
предметами:
"Собери
аптечку
медсестры". Также дети взаимодействовали с куклами, на которых были
одеты одежды людей разных профессий
Играли в настольно – печатные игры «Подбор картинок по парам»,
«Подбор картинок по общему признаку», "
Кому, что нужно для работы?",
«Лото профессии», «Одень куклу на работу» и т.д.
Составляли
разрезные
картинки
и
кубики
на
темы
разнообразных
профессий. Играя в игру «Чьи вещи?» дети определяли вид деятельности по
орудиям труда и профессиональным принадлежностям.
Для
проявления
эмоционального
отклика
использовали
детскую
художественную литературу, К.Чуковский «Айболит»; А.Барто «Кораблик»,
«Грузовик»;
Б.Заходер
«Портниха»,
«Строители»,
«Шофер»,
Маршак
«Почта» и другие стихи и загадки.
Очень ценны в воспитательном отношении пословицы и поговорки о
труде, которые мы использовали в работе.
Через
изобразительную
деятельность
мы
так
же
формировали
положительное отношение к труду взрослых. Дети с большим интересом
использовали полученные знания о людях тех профессий, отдельных орудий
труда, с которыми их знакомили в сюжетно – ролевых играх.
Достижение желаемого результата в работе с детьми по ознакомлению с
трудом взрослых и воспитанию уважительного отношения к труду невозможно
без участия родителей. Мы предложили родителям провести самостоятельные
семейные экскурсии
в магазин и в парикмахерскую. Делая покупки в
магазине, дети познакомились с работой продавца и кассира, а посещая салон
красоты
–
с
работой
парикмахера.
Дети
после
проведенных
экскурсий
принесли фотографии, и мы провели беседу, в которой подчеркнули важность
и значимость этих профессий. Продавцу нужно правильно взвесить товар,
кассиру – правильно пробить чек и посчитать деньги. Парикмахеру сделать
красивую прическу, чтобы клиенту понравилось. Мы пришли к выводу, что это
очень
нудная,
трудная
работа.
Покупатели
в
магазине
и
клиенты
в
парикмахерской
должны
с
уважением
относиться
к
работникам
данных
профессий, что они должны быть друг с другом вежливы, и тогда взрослым
будет легче работать.
Для родителей
мы
провели
консультации:
«Я
сам!»,
«Трудовое
воспитание
ребенка
в
семье»,
«Учите
детей
быть
полезными»,
давали
рекомендации «Каких ошибок следует избегать родителям, приучая детей к
домашнему труду».
Родители оказывали помощь в приобретении игрушек и развивающих
игр, участвовали в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм, макетов
по профессиям. Шили одежду для кукол разных профессий и одежду для
самих ребят.
В конце проделанной нами работы мы снова обратились к анализу
отношения детей к труду взрослых. Здесь диаграмма уже расположилась
следующим образом:
Низкий уровень-0% Средний – 46,2% Высокий – 53,8%
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
В результате нашей работы дети расширили и уточнили знания о
профессиях и свой словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с
детьми обеспечила развитие детского мышления, способность устанавливать
простейшие связи и отношения, вызвала интерес к трудовой деятельности
взрослых.
Доброжелательность,
заинтересованное
отношение
к
детским
вопросам, поощрение выступления в диалоге позволили преодолеть в детях
замкнутость, застенчивость, нерешительность. Дети научились любить труд,
с
уважением
относится
к
любому
виду
человеческой
деятельности,
познакомились
с
простейшими,
но
самыми
характерными
чертами
профессий. Чаще стали отображать свои знания в сюжетно ролевых играх.
Используемая психолого-педагогическая литература.
Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в
труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983
Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду //
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред.
А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.
Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе
трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. - 96с.
Куцакова Л.В. Нравственно - трудовое воспитание ребёнка-
дошкольника /М.:Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС»,2003.
Логинова, В. И. Формирование представлений о труде взрослых В. И.
Логинова, Л. А. Мишарина // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 9.
– С. 23-27.
Куцакова Л. В.Трудовое воспитание в детском саду/ М.: МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2016.
Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-
методическое пособие / В.П. Кондрашов. - Балашов: Изд-во
"Николаев", 2004.
Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В,Потапова.-
М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с.