Напоминание

Воспитание уважительного отношения к труду взрослых у детей младшего и среднего возраста


Автор: Каранова Ирина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №28"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание уважительного отношения к труду взрослых у детей младшего и среднего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Воспитание уважительного отношения к труду взрослых у детей

младшего и среднего дошкольного возраста».

Каранова И.Л., воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 28»

г. Нижний Новгород

С самых первых дней жизни ребенок вступает во взаимоотношения с

окружающим миром: предметов, людей, природы. Через эти отношения он

самоутверждается.

Данный

процесс

осуществляется,

по

мнению

П.В.

Симонова, по средствам реализации трех базовых потребностей: общаться,

играть, познавать.

А

вот

потребности

трудиться

изначально

у

человека

нет.

Труд

относится к одной из его социальных обязанностей. С другой стороны, это

основа его жизни и деятельности.

Вопросы

организации

трудовой

деятельности

детей

на

протяжении

многих

лет

рассматривались

в

трудах

выдающихся

зарубежных

(Я.А.

Коменский,

Ж.Ж.

Руссо,

И.Г.Песталоцци,

и

др.)

и

отечественных

(К.Д.

Ушинский, Е.Н. Водовозов) педагогов

В современной педагогике рассматривая вопрос трудового воспитания

одни

авторы

(В.И.Логинова,

М.В.

Крулехт) считают, что ребёнка нужно

знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных

продуктов труда, о содержательной части трудовой деятельности взрослых.

Таким образом, дети будут уважать труд взрослых.

Другие авторы (С.А. Козлов, А.Ш. Ахманова), полагают, что нужно

знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду,

а

также формировать представление, что профессия появляется в ответ на

потребность людей (врач – лечит, учитель – учит).

Таким образом, все исследователи подтверждают, что дошкольному

детству принадлежит особый период в воспитании ценностного отношения к

труду людей и его результатам, формированию уважительного отношения к

трудовой деятельности, желанию трудиться.

К сожалению сегодня, проблеме трудового воспитания дошкольников

стало

уделяться

меньше

внимания.

Несмотря

на

разработанные

теоретические

основы

трудовой

деятельности,

не

отработана

технология

обучения детей труду. Как следствие, труд детей в детском саду стал все

более

эпизодическим,

его

возможности

в

воспитании

не

реализуются

в

полной мере.

Обратившись

к

важнейшему

нормативному

документу

в

сфере

дошкольного

образования

Федеральному

го суд а р с т в е н н ом у

образовательному

стандарту

мы

увидим,

что

труд

входит

составным

компонентом

в

образовательную

область

социально-коммуникативного

развития.

В

ней

выделяется

задача

в

области

трудового

воспитания

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Требования СанПин так же не позволяют в полной мере приобщить

детей к формам труда.

Руководствуясь

методикой

В.И.Логиновой

были

выделены

задачи

развития ребенка в условиях трудовой деятельности на уровне их возрастных

особенностей и возможностей:

1). Содействовать овладению воспитанниками системными знаниями о труде.

2).

Содействовать

овладению

детьми

разными

видами

т руд а :

самообслуживанием, хозяйственно-бытовым, трудом в природе, ручным и

художественным трудом.

3). Содействовать развитию и саморазвитию ребенка как индивидуальности в

разных

формах

организации

его

труда:

самообслуживание,

поручение,

дежурство, коллективный труд.

Полужирным шрифтом отмечены тенденции развития воспитанников

младшего дошкольного возраста в области трудовой деятельности.

Реализация данных задач, по нашему мнению будет способствовать

развитию

понимания,

а

на

его

основе

уважительного

отношения

детей

младшего дошкольного возраста к труду окружающих их близких взрослых.

Результаты наблюдений за деятельностью детей по ознакомлению с

трудом взрослых в начале нашей работы показали, что – высокий уровень

понимания труда и его значимости имеет нулевую отметку

Средний уровень дал показатель 47,5%

На низком уровне оказалось – 52.5%

Свою

работу

мы

начали

с

создания

развивающей

предметно-

пространственной

среды,

которая

способствовала

ознакомлению

воспитанников с трудом взрослых и созидательной трудовой деятельности

детей в группе и на участке детского сада.

С целью расширения представлений о разных профессиях взрослых, об

особенностях их трудовой деятельности, нами пополнен книжный уголок, в

котором

размещены

иллюстративный

материал,

подборки

книг,

фотоальбомов,

книжек-самоделок,

созданных

детьми

и

их

родителями.

Зону

для

сюжетно-ролевых

игр

пополнили

необходимыми

атрибутами,

предметами-заместителями, используемыми взрослыми в процессе труда.

Пополнили среду дидактическими играми, по ознакомлению детей с

трудом взрослых (профессиями, орудиями труда, инструментами, трудовыми

действиями необходимых для той или иной деятельности).

Уголок изобразительной деятельности пополнили раскрасками разной

тематики, трафаретами и шаблонами, которые формируют у детей умение

отражать своё восприятие труда взрослых в рисунках, создавать отдельные

предметы с помощью пластилина.

Создали

уголок

ряженья,

где

разместили

элементы

костюмов,

отражающих разные профессии.

Вводя

ребенка

в

мир

предметов,

и

показывая,

как

они

создаются

взрослыми

в

процессе

труда,

мы

начали

со

знакомства

с

профессиями

работников детского сада, которые заботятся о детях.

В ходе наблюдения за конкретными трудовыми действиями старались

раскрыть детям цель и мотив деятельности, фиксируя внимание на каждом

компоненте труда, объясняя необходимость. Например, знакомя с трудом

младшего воспитателя большую помощь нам оказала – Марина Николаевна.

Отбирая и показывая необходимое оборудование, она четко называла его, а

мы,

обеспечивали хоровое проговаривание в целях, чтобы названия лучше

запомнились детям.

Для ознакомления с другими профессиями работников детского сада

мы использовали игровую ситуацию - детям приходит письмо от Незнайки,

который не знает, почему детям хорошо и комфортно живется в детском саду.

Для этого мы провели ряд целевых экскурсий: кабинет медсестры, пищеблок

и прачечную.

Мы проводили

экскурсию в процедурный кабинет, рассматривали

атрибуты профессии медсестры, беседовали с ней, познакомились с формой

одежды.

При знакомстве с профессией повара провели целевую экскурсию на

кухню. Шеф-повар познакомила с посудой,

оборудованием, узнали, что

повар готовит на кухне разные блюда.

На

прачечной

дети

проявили

активность

в диалоге,

интерес

к профессии

прачки,

увидели,

какие

огромные

машины

необходимы

для

стирки большого количества белья.

Проводя целевые прогулки по территории детского сада, мы наблюдали

за трудом дворника и оборудованием, которое ему необходимо для работы в

разное время года, а так же нам удалось понаблюдать за работой шофера,

который привозил продукты в детский сад.

После ознакомления детей с профессиями детского сада, мы опять

прочитали

письмо

от

Незнайки

и

попытались

ответить

на

его

вопрос

«Почему детям хорошо и комфортно живется в детском саду?», «Какая же

профессия самая главная? А что бы было, если бы не было профессии врача,

воспитателя,

повара

и

других

профессий?».

Увидев

интерес

детей

к

профессиям и той познавательной

роли, которую оказали экскурсии по

детскому саду, мы продолжили знакомство детей с другими профессиями.

Чтобы узнать, как к нам попало письмо от Незнайки, мы решили

отправиться

на

экскурсию

в

ближайшее

почтовое

отделение,

заранее

приготовив

письма

с

рисунками

для

своих

друзей.

Дети

опустили

свои

приготовленные письма в почтовый ящик. Работники почты рассказали нам,

какой путь проделает письмо, чтобы попасть к адресату, что его доставит по

нужному адресу почтальон. Ребята узнали, что труд почтальона важен и

необходим людям.

Побеседовав

с

детьми

о

профессии

строитель,

мы

отправились

на

экскурсию к ближайшему строящемуся дому. Там мы узнали, что есть еще

много других профессий, которые связаны с профессией строитель. Мы

увидели,

как

работает

каменщик,

укладывая

кирпичи

на

специальный

раствор, который доставляет ему на подъемном кране

крановщик. Мы

постарались донести до детей, что труд строителей - это тяжелый труд, им

приходится работать под открытым небом и при любых погодных условиях,

чтобы людям комфортно жилось в новых квартирах.

Ко «Дню матери» мы беседовали с детьми на тему «Очень интересные

мамины профессии», после бесед ребята принесли фото своих мам на работе,

и мы изготовили стенгазету в подарок мамам, которая им очень понравилась.

После

проведенных

экскурсий

мы

создали

фотоальбом

«Наши

экскурсии»,

который

дети

с

удовольствием

рассматривали,

обсуждали,

показывали гостям, которые заходили к нам в группу.

Для

решения

дидактической

задачи

знакомство

с

профессиями

взрослых,

мы

использовали

такие

игры

с

предметами:

"Собери

аптечку

медсестры". Также дети взаимодействовали с куклами, на которых были

одеты одежды людей разных профессий

Играли в настольно – печатные игры «Подбор картинок по парам»,

«Подбор картинок по общему признаку», "

Кому, что нужно для работы?",

«Лото профессии», «Одень куклу на работу» и т.д.

Составляли

разрезные

картинки

и

кубики

на

темы

разнообразных

профессий. Играя в игру «Чьи вещи?» дети определяли вид деятельности по

орудиям труда и профессиональным принадлежностям.

Для

проявления

эмоционального

отклика

использовали

детскую

художественную литературу, К.Чуковский «Айболит»; А.Барто «Кораблик»,

«Грузовик»;

Б.Заходер

«Портниха»,

«Строители»,

«Шофер»,

Маршак

«Почта» и другие стихи и загадки.

Очень ценны в воспитательном отношении пословицы и поговорки о

труде, которые мы использовали в работе.

Через

изобразительную

деятельность

мы

так

же

формировали

положительное отношение к труду взрослых. Дети с большим интересом

использовали полученные знания о людях тех профессий, отдельных орудий

труда, с которыми их знакомили в сюжетно – ролевых играх.

Достижение желаемого результата в работе с детьми по ознакомлению с

трудом взрослых и воспитанию уважительного отношения к труду невозможно

без участия родителей. Мы предложили родителям провести самостоятельные

семейные экскурсии

в магазин и в парикмахерскую. Делая покупки в

магазине, дети познакомились с работой продавца и кассира, а посещая салон

красоты

с

работой

парикмахера.

Дети

после

проведенных

экскурсий

принесли фотографии, и мы провели беседу, в которой подчеркнули важность

и значимость этих профессий. Продавцу нужно правильно взвесить товар,

кассиру – правильно пробить чек и посчитать деньги. Парикмахеру сделать

красивую прическу, чтобы клиенту понравилось. Мы пришли к выводу, что это

очень

нудная,

трудная

работа.

Покупатели

в

магазине

и

клиенты

в

парикмахерской

должны

с

уважением

относиться

к

работникам

данных

профессий, что они должны быть друг с другом вежливы, и тогда взрослым

будет легче работать.

Для родителей

мы

провели

консультации:

«Я

сам!»,

«Трудовое

воспитание

ребенка

в

семье»,

«Учите

детей

быть

полезными»,

давали

рекомендации «Каких ошибок следует избегать родителям, приучая детей к

домашнему труду».

Родители оказывали помощь в приобретении игрушек и развивающих

игр, участвовали в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм, макетов

по профессиям. Шили одежду для кукол разных профессий и одежду для

самих ребят.

В конце проделанной нами работы мы снова обратились к анализу

отношения детей к труду взрослых. Здесь диаграмма уже расположилась

следующим образом:

Низкий уровень-0% Средний – 46,2% Высокий – 53,8%

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

В результате нашей работы дети расширили и уточнили знания о

профессиях и свой словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с

детьми обеспечила развитие детского мышления, способность устанавливать

простейшие связи и отношения, вызвала интерес к трудовой деятельности

взрослых.

Доброжелательность,

заинтересованное

отношение

к

детским

вопросам, поощрение выступления в диалоге позволили преодолеть в детях

замкнутость, застенчивость, нерешительность. Дети научились любить труд,

с

уважением

относится

к

любому

виду

человеческой

деятельности,

познакомились

с

простейшими,

но

самыми

характерными

чертами

профессий. Чаще стали отображать свои знания в сюжетно ролевых играх.

Используемая психолого-педагогическая литература.

Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в

труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983

Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду //

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред.

А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.

Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.

Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе

трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. - 96с.

Куцакова Л.В. Нравственно - трудовое воспитание ребёнка-

дошкольника /М.:Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС»,2003.

Логинова, В. И. Формирование представлений о труде взрослых В. И.

Логинова, Л. А. Мишарина // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 9.

– С. 23-27.

Куцакова Л. В.Трудовое воспитание в детском саду/ М.: МОЗАИКА-

СИНТЕЗ, 2016.

Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-

методическое пособие / В.П. Кондрашов. - Балашов: Изд-во

"Николаев", 2004.

Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В,Потапова.-

М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с.



В раздел образования