Автор: Кириленко Галина Валентиновна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ пгт. Нижний Одес" Населённый пункт: пгт. Нижний Одес, республика Коми Наименование материала: Разработка открытого урока Тема: "Начальный период обучения игре на фортепиано" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств пгт. Нижний Одес»
Открытый урок по предмету «Фортепиано»
преподавателя Кириленко Г.В. с учащейся 1 класса Мурзаковой Ариной.
Тема: Начальный период обучения игре на фортепиано
Форма проведения : индивидуальное занятие с элементами игры.
Цель урока:
Научить ориентироваться на клавиатуре, продолжить работу по организации
рациональных игровых движений и освоению нотной грамоты.
Задачи урока:
Образовательные:
Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
Продолжить освоение нотной грамоты
Формировать навык игры по нотам
Развивающие:
Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального
кругозора
Развитие двигательно-игровых навыков
Развитие навыка игры по нотам
Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
Развитие чувства ритма
Развитие творческой инициативы
Воспитательные:
Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
Воспитание навыков самоконтроля
Воспитание культуры поведения за инструментом
Этапы урока:
1
1. Организационный этап . 1 мин
Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога
2. Основной этап.
Гимнастика: 3 мин
- «Шалтай-болтай»: стоя прямо, раскачивать свободными руками, то
скрещивая, то разводя их в стороны. Постепенно при этом наклониться вниз,
затем выпрямиться.
- «Лебедь»: имитировать полет лебедя, взмахивая свободными руками.
- «Вытряхивание» (с полотенцем): как можно сильнее вытряхивать полотенце
(платок), добиваясь свободных движений рук «из корпуса».
- «Колечко»: поочередно соединять кончики первого пальца с остальными
пальцами кисти. Следить, чтобы пальцы образовали круглое «окошко».
- «Лошадка» (на столе): положить руки с локтями на стол и стучать
поочередно всеми пальцами, добиваясь отчетливого стука кончика пальца.
Следить за тем, чтобы кисть была закругленной и свободной.
Упражнение за инструментом – «Кузнечик» - «прыгаем» 3-м пальцем
на заданные педагогом клавиши в I октаве. Следить за свободой рук и
устойчивостью пальцев 2 мин
Повторяем название регистров (средний, высокий, низкий). Даем
характеристику каждому регистру, используя образы различных
животных. Определяем на слух звучание регистров. 4 мин
Повторяем название октав. Находим ноты в разных октавах.
3 мин
Упражнение «Радуга»: перелеты рук по разным октавам с опорой на 3-
й палец со словами: «Вышла радуга-дуга на зеленые луга» 2
мин
Упражнение «Цапля»: игра 3-ми пальцами через клавишу, начиная от
ноты «До» первой октавы и заканчивая нотой «До» третьей октавы со
словами: «Ходит цапля по болоту, ищет цапля себе работу. Но работу не
нашла и спокойно спать пошла» 2 мин
Игра песенок: «Василек», «Два кота» (с аккомпанементом педагога)
2
3 мин
Упражнение на постановку 2 и 4 пальцев: «Раз-два-три, посмотри,
нотка до, нотка ми» 2 мин
Упражнение для 2-4 пальцев «Я иду и пою» 2 мин
Физкультминутка, слушание музыки. Ф.Шуберт «Экосез»: выполнение
движений под музыку. Краткий рассказ о творчестве Ф.Шуберта
(портрет композитора). 3 мин
Игра «Угадайка». Сколько звуков звучит. Направление и характер
движения мелодии. Высота нот в I октаве. 3 мин
Упражнение на постановку 1 и 5 пальцев: «Квинты» 2 мин
Разучивание пьесы «с рук»: «Элегия» А. Артеев. 4 мин
Игра по нотам, чтение с листа (сборник И.Корольковой «Крохе-
музыканту, часть I) 5 мин
3.Заключительный этап. 3 мин
Подведение итогов
Оценивание работы учащейся.
Домашнее задание
3