"Узелки на память" - справочный материал по русскому языку"
Автор: Фалева Татьяна Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Павловская СОШ №2 Населённый пункт: город Павловск, Воронежская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Узелки на память" - справочный материал по русскому языку" Раздел: начальное образование
ГЛАСНЫЕ
При произнесении гласных звуков струя воздуха не
встречает преград.
Гласных звуков 6 : [а], [о], [у], [ы], [и], [э]
Гласных букв 10 : а о у ы э -гласные первого ряда
я ё ю и е
-гласные второго ряда
Гласный звук : ударный или безударный.
Гласные первого ряда дают команду предыдущему
согласному «Читайся твёрдо!»
а о у ы э
Гласные второго ряда дают команду предыдущему
согласному «Читайся мягко!»
я ё ю и е
Гласная буква одна, а звука два!
В начале слова
После гласной
После разделительного Ь и Ъ
е - [й’э] ё - [й’о] ю - [й’у] я - [й’а]
СОГЛАСНЫЕ
При произнесении согласных звуков струя воздуха
встречает преграду в виде языка, зубов и губ.
Согласный звук: звонкий или глухой;
твёрдый или мягкий.
Буквы непарных звонких (сонорные):
л, м, н, р, й
Буквы всегда твёрдых согласных:
ж, ш, ц
Буквы всегда мягких согласных:
й, ч, щ
Грамматические группы слов
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Имя
существительное
предмет
Кто? Что?
Дом, мальчик, доброта
Имя
Какие?
Синий, большая, спелое,
добрые
Глагол
действие предмета
Что делает?
Что делают?
Пишет, поют, ходил,
побегают
Местоимение
указывает на предмет,
но не называет его
я, мы,
ты, вы,
он, она, оно, они
Имя
числительное
число (два, пять)
количество предметов,
порядок при счёте (второй)
Сколько? Который по счёту?
Предлог
В (школу), на (окне),
под (столом),
с (горки) и другие
Союз
и, а, но, да
Катя и Ваня
Светит, но не греет.
Частица
НЕ
глаголами
пишется раздельно!
Не писал, не читал
искл.
ненавидеть
Каждому слову своё место
Многозначные слова
– это слова, у которых более чем одно значение. Такие слова
называют разные, но чем-то похожие предметы, признаки, действия. Значение такого
слова становится ясным в сочетании с другими словами.
Например, РУЧКА.
Синонимы
– это слова, очень близкие по смыслу. Они относятся к одной части речи,
но звучат и пишутся по-разному.
Например, КРАСНЫЙ, АЛЫЙ, ОГНЕННЫЙ, БАГРЯНЫЙ – имена прилаг.
УЧЕНИК, ШКОЛЬНИК, ВТОРОКЛАССНИК – имена существит.
Антонимы
– это слова, противоположные по смыслу. Относятся к одной и той же
части речи.
Например, ВОЙНА – МИР, ХРАБРЫЙ –ТРУСЛИВЫЙ, ПОТЕРЯТЬ-НАЙТИ
Фразеологизмы
– устойчивые сочетания слов. Они придают нашей речи яркость,
образность.
Например, ЗАРУБИТЬ НА НОСУ – ХОРОШЕНЬКО ЗАПОМНИТЬ
ВЫЙТИ ИЗ СЕБЯ – СИЛЬНО РАЗОЗЛИТЬСЯ