Автор: Зайцева Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №17 "Детство"
Населённый пункт: Посёлок ц/у совхоза "40 лет Октября", Городской округ Зарайск, Московская область
Наименование материала: Мастер-класс для воспитателей
Тема: "Игры с использованием шариков Марблс и декоративных камешков с детьми 3-7 лет"
Раздел: дошкольное образование
Цель:
- рассмотрение
современной
методики
применения
коррекционной
технологии в образовательной деятельности с детьми;
Задачи:
- познакомить воспитателей с нетрадиционной технологией использования
камешков Марблс в обучении детей;
-
мотивировать
педагогов
на
применение
камешков
Марблс
в
индивидуальной работе с дошкольниками;
-
использовать
нетрадиционные
методы
р а б о т ы для
повышения
эффективности процесса коррекции речевых нарушений;
Оборудование:
Контейнеры с песком (5 шт.), цветной картон (5 листов), 5 матов, 5 шаблонов
для выкладывания картинок,
круглые вазы с камешками марблс разного
цвета, текстуры, мешочки (5 шт.), мешочек для наполнения камешков муфта,
буквы, лабиринт, поле для крестиков-ноликов.
1
Ход мероприятия:
1. Приветствие
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады Вас всех приветствовать на
нашем мастер-классе.
2. Вступление (1 слайд).
Как говорил великий педагог В.А. Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на
кончиках пальцев».
Тема нашего мастер-класса «Игры с использованием шариков Марблс и
декоративных камешков с детьми от 3 до 7 лет», т.е. как можно использовать
камешки Марблс в работе с детьми дошкольного возраста. (2 слайд)
Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может
проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные
операции
развиваются
в
детской
игре.
Работа
с
ребенком
должна
быть
игровой,
динамичной, эмоционально
приятной,
неутомительной
и
разнообразной. ( 3 слайд)
Это подтолкнуло нас к поиску как традиционных, так и нетрадиционных
игровых
приемов
и
средств
работы
с
детьми.
Одним
из
таких
приемов
является
специально
организованная
деятельность
с
использованием
интересных камешков, которые называются Марблс.
3. История Марблс
Одна из самых популярных детских игр на Западе – это игра в камешки или,
как ее еще называют, игра в марблс. Можно с уверенностью предположить,
что игра в марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка,
когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой
или
шариками
из
глины.
Изделия
в
виде
шариков
были
обнаружены
в
различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремня,
камня и обожженной глины. Шарики из глины, предназначенные для игры,
были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков.
Изготовление Марблс
Веками марблс изготавливались из натурального материала. Приблизительно
двести
лет
назад
западный
мир
впервые
познакомился
с
китайскими
керамическими
шариками.
О
появлении
в
обиходе
фарфоровых
шариков
рассказывается в самой первой книге о марблс, изданной в 1815 году в
Англии.
В
1848
году
один
немецкий
стеклодув
изобрел
специальный
инструмент, похожий на ножницы, с помощью которого можно было быстро
изготавливать большие партии марблс. Первые марблс, произведенные при
помощи фабричных станков, появились в 1890 году сначала в Германии, а
чуть позже в Соединенных Штатах, так как поступление шариков из Европы
из-за войны стало затруднительным. В середине прошлого века теперь уже из
Японии пришла еще одна технология изготовления марблс, путем смешения
стекла и натурального мрамора, что позволяет добиться очень красивых
разводов.
2
Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые
расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных
красителей
стеклу
придают
самые
разнообразные
расцветки,
например,
добавляя
кобальт,
получают
синие
шарики,
селений
—
красные.
Новые
технологии изготовления марблс позволяют добиваться очень эффектных
интересных расцветок, что поднимает простые шарики для игры на уровень
художественных изделий и делает интересными для коллекционеров.
Красота марблс завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к
ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая
привлекательность марблс усилила интерес к этой игре у современных детей,
в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.
4. А сейчас немного теории:
Так что же такое Марбл?
Марбл – это шарики или сплюснутые овальной или круглой формы. Они
могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла.
Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает
настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в
руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры.
Камни всегда были связаны с жизнью людей, как материал для
строительства жилища и как магический символ. С древних времен камни
считаются сильными оберегами в силу своего природного происхождения,
наделяются
душой
и
магическими
силами.
В
этих
природных
оберегах
заключена сила стихий природы. (5 слайд)
Камешки-кабошоны (в переводе «шляпка от гвоздя») удобны в применении,
они не перекатываются. (6 слайд)
Морские камешки
— интересный, доступный природный материал для
сенсорного
развития,
и к тому же
многогранный
материал
для
множества
маленьких затей. Дети очень любят собирать различные камушки и играть с
ними,
их
привлекает
всё
таинственное,
а
камни
обладают какой-то
н
е
в
е
д
о
м о
й э
н е р г
е т и к о й . ( 7
с л а й д )
Часто с отдыха, с тех мест, где нам было хорошо, мы привозим в кармане
или сумочке маленький камешек с надеждой, что он исполнит наше желание.
Особенно, если это камешек с дырочкой! Для кого-то это символ счастья, для
кого-то оберег, защищающий от всех неприятностей. Но для всех камень
синоним
чего-то
крепкого,
нерушимого,
защищаемого.
Эмоциональное
воздействие
камня
бывает
очень
сильным.
Недаром
культ
камней
существовал
во
всём
мире,
а
в
Японии
до
сих
пор
живы
отголоски
анимистической веры, обожествлявшей необычные по размерам, форме или
окраске камни, скалы и целые горы. В магические свойства камней верят и в
наше время!
3
Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных
приемов обучения, интересный для детей.
Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста
ребенка,
его
умственной
и
моторной
спо собно сти,
а
т а к ж е
заинтересованности
в
игре.
В
ходе
упражнений
предусмотрено
с
одной
стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков
детей, с другой, - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они
могли бы использовать в других видах деятельности.
В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько
видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно
их
усложняя. Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не
больше 3 - 5 человек, если возраст детей от 3 до 7 лет) или индивидуально.
При работе с данными камешками нужно ребенку давать четкую инструкцию
д л я
в ы п о л н е н и я .
5. Задачи: (8 слайд)
Использование камешков Марблс на практике решает следующие задачи:
1. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации..
2.
Развитие
навыков
ориентировки
в
микро
пространстве
(на
плоскости).
3. Развитие сенсорного восприятия.
4. Развитие тактильных ощущений.
5. Развитие глазодвигательных функций, повышение остроты зрения,
фиксации взора.
6. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления, воображения,
речи.
6.
Работа
с
камешками
предоставляет
пространство
для
творчества
и
исследования,
для
индивидуальной
и
групповой
арт-терапии,
для
снятия
усталости,
напряжения,
разрешения
негативных
эмоциональных
переживаний.
С какого возраста можно использовать данные камешки? С 2-3 лет и
старше.
Имеется
богатый и
разнообразный
практический
материал
–
комплексы игр с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми
из них мы хотим вас познакомить.
Но можно в играх использовать не только камешки овальной и круглой
формы,
но
форме
определенного
предмета.
Но
с
такими
камешками
возникает много новых идей.
4
Игры с камешками Марблс используются во всех образовательных областях,
сейчас мы вам хотим показать некоторые из них:
7. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
А сейчас мы предлагаем вам поиграть с камешками Марблс.
Мы предлагаем использовать камешки Марблс для организации следующих
игр:
«Чудесный мешочек»
Задачи: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные
впечатления, развивать речь.
Вариант 1. В непрозрачный мешочек кладут шарики
разной
формы,
величины, цвета.
Перед ребенком образец-шарик марблс. Педагог просит ребенка найти в
мешочке такой же.
Вариант 2. ребенку завязывают глаза, дают шарик, который необходимо
обследовать тактильно и на ощупь в мешочке найти такой же.
Камешек в руке катаю,
Между пальчиками верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
«Сухой бассейн»
Задача: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику.
Вариант
1.
У
ребенка
глубокая
чаша,
наполненная шариками
марблс,
среди которых-мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушку и
на ощупь угадать ее.
Вариант 2. У ребенка глубокая чаша, наполненная крупой, в которой
находится шарики марблс. Педагог предлагает ребенку найти и на ощупь
описать их.
«Золушка»
Задача:
развитие
тактильных
ощущений;
развитие
умения
выбирать
предметы, отличающиеся по форме, цвету, размеру.
Вариант 1. Разбери по цвету.
Вариант 2. Разбери по форме.
Вариант 3. Разбери по размеру.
«Гирлянда»
Задачи: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно-
двигательные координации, учить выполнять действия по образцу.
5
У
ребенка-
лист
бумаги
с
нарисованными
произвольно
изогнутыми
линиями
и
разноцветные камешки.
Педагог
показывает
элемент-образец
части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок
по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с
образцом.
«Знакомство с буквой»
Задачи: Закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой
моторики рук.
Оборудование:
камушки марблс,
карточки
с
образцами
букв
для
наложения камушков.
«Графический диктант»
Задачи:
Учить
ориентироваться
на
плоскости.
Профилактика
оптико-
пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики.
Педагог
дает
устную инструкцию:
положи
красный
камушек
в
центр
листа. Синий- в верхний левый угол, зеленый- в правый верхний угол, синий-
в правый нижний, зеленый-в левый нижний.
Игра «Кто быстрее»
Предложить
педагогам
взять
в
руки
мешочек
в
виде
длинного
прямоугольника
из
прозрачной
ткани.
С
помощью
Марблс
наполнить
мешочек.
Можно
перевязать
мешочек
посередине
и
одновременно
двум
игрокам приступить к его наполнению с двух сторон - «кто быстрее»
Игра «Крестики-Нолики»: воспитателям выдаётся картонное поле на двух
игроков и …вперёд!
Я
предлагаю
вам
в
завершении
оценить
наш
мастер-класс.
Выложите
смайлик
с
улыбкой,
кто
много
интересного
и
полезного
получил
на
мероприятии и грустный смайлик– кому не очень понравилось.
Заключение.
6
Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных
для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и
моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребенке
чувство прекрасного.
Давайте подведём итоги:
Игры с камешками Марблс – это и физическое, и умственное развитие
ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и
координацию
движений.
В
процессе
игры
у
детей
формируется
быстрота
нервных
импульсов
от
рецепторов
руки
к
речевым
двигательным центрам.
Работа
с
разноцветными
камнями
так
же
по
силе
воздействия
на
ребенка
вызывает
положительную
реакцию:
радость,
улыбку,
положительные эмоции.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют
развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного
мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в
системе логопедического воздействия.
Работа
с
камешками
предоставляет
пространство
для
творчества
и
исследования,
для
индивидуальной
и
групповой
арт-терапии,
для
снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных
переживаний. Занятия с камешками лучше проводить в малых группах
(не больше 3 - 5 человек, если возраст детей от 3 до 7 лет) или
индивидуально.
7