Автор: Головина Светлана Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №75" компенсирующего вида
Населённый пункт: города Барнаула
Наименование материала: Конспект непосредственно- образовательной деятельности
Тема: "Путешествие в зимний лес"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 75»компенсирующего вида
(МБДОУ «Детский сад № 75»)
Конспект
непосредственно - образовательной
деятельности в старшей группе по
познавательному развитию
«Путешествие в зимний лес»
с элементами театрализации,
логоритмическими упражнениями и
экспериментальной деятельностью
Воспитатель: Головина.С.В.
г. Барнаул
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Задачи с интеграцией образовательных областей
В образовательной области «Познавательное развитие»
-обобщить и систематизировать представления детей о характерных
признаках зимы, об изменениях в жизни животных
в зимний период;
-уточнить представления детей о деревьях (дубе, берёзе), их названиях,
внешнем виде и отличительных особенностях;
-упражнять в умении определять текущий день недели, месяц и число;
-упражнять в умении определять взаимное расположение предметов
(«посередине», «справа от», «слева от»);
- совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в
пределах 10);
- развивать мелкую моторику и координацию движений рук;
-уточнить знание геометрических фигур;
-упражнять в умении определять форму предметов;
- учить любоваться красотой осенних деревьев;
-
развивать познавательно-исследовательский интерес, посредством
проведения простого эксперимента;
-формировать представления о переходе веществ из твердого состояния
в жидкое;
-развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
В образовательной области «Речевое развитие»
-активизировать в речи предметный словарь по темам «Зимняя одежда»,
«Дикие животные», «Деревья»;
-упражнять в составлении простых предложений;
-
упражнять детей в согласовании слов в предложении;
-упражнять в умении подбирать прилагательные
для характеристики свойств
и качеств предметов;
-продолжать формировать умение детей отвечать на вопросы полным
предложением.
-
развивать интерес детей к художественной литературе, через знакомство с
отрывком из стихотворения А.С. Пушкина «У лукоморья»
-формировать умение жестами, мимикой передать свое отношение к
содержанию литературной фразы
В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
-
продолжить формирование представлений о безопасном поведении в
природе;
-воспитывать у детей привычку здороваться и прощаться с окружающими.
-воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание героям сказки,
уважительное и доброжелательное отношения к окружающим
;
В образовательной области «Физическое развитие»
-развивать у детей координацию движений, мелкую моторику рук;
-укреплять мышцы спины;
-воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни
Материалы и оборудование:
-мультимедийная установка, экран, презентация;
-набор иллюстраций по теме «Одежда»;
-декорации деревьев в зимнем лесу;
-верховые куклы (кот, девочка);
-маски (2 белки, медведь, заяц, 2 комара, ёлочка)
-следы диких животных;
-льдинки в виде геометрических фигур по количеству детей ,;
-соль, вода (холодная, очень тёплая);
-миски, разносы
Ход непосредственно - образовательной деятельности:
Дети входят в зал.
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как мы живём в
детском саду, что интересного у нас происходит.
Давайте подарим гостям свои улыбки и хорошее настроение и
поприветствуем всех песенкой
.
Упражнение «Утро начинается» ( Елена Котышева «Песенки-игры и
танцы для детей с ОВЗ )
Дети здороваются с гостями:
- Здравствуйте, мы очень рады Вас видеть у себя в гостях.
-Ребята, скажите, пожалуйста, а какого числа началось сегодняшнее утро
(Второго)
-А в каком месяце? ( В феврале)
-А в какой день недели (Во вторник)
Звучит грустная песня девочки.
«Где ты мой друг»
- Кто это поёт грустную песню? Это девочка.
Появляется кукла Герда
- Здравствуйте. Меня зовут Герда. Я ищу замок Снежной Королевы, чтобы
спасти своего друга Кая. Путь к замку может подсказать учёный кот.
Здесь, случайно, кот не пробегал?
(Нет)
-Ах, где же мне найти кота?
Воспитатель:
- Ребята, я знаю, что нам поможет. Нам поможет волшебный телевизор.
Садитесь на стульчики
На проекторе показывается фрагмент презентации стихотворения А.С.
Пушкина «У лукоморья»
Воспитатель:
-
Ребята, где можно увидеть учёного кота? (на дубе)
- А где растут дубы? ( в лесу)
- Ребята, а давайте поможем Герде отыскать в лесу дуб и узнать у учёного
кота путь к замку Снежной Королевы
- Но прежде чем отправится в лес, скажите какое сейчас время года? (зима)
-По каким признакам вы определили, что сейчас зима?
(Зимой вся земля покрыта снегом)
Зимой деревья стоят голые.
Зимой речки покрываются льдом.
Зимой дует холодный ветер.
Зимой дни становятся короче, а ночи длиннее.
Зимой метут метели.
Зимой часто идёт снег.
Воспитатель:
-Правильно, молодцы. Зимой на улице очень холодно.
-Как вы думаете, какую одежду мы наденем. (Мы наденем зимнюю одежду)
-Какую обувь мы обуем? (Мы обуем зимнюю обувь)
-Какие головные уборы мы наденем? ( Мы наденем зимние головные уборы)
-Хорошо, всё правильно сказали. И я предлагаю пойти одеться.
Дети подходят к «шкафу» с одеждой
Воспитатель:
-Посмотрите, у нас в шкафу много разной одежды.
Ваша задача: Выбрать 1 предмет зимней одежды, или зимнюю обувь, или
зимний головной убор из представленных здесь предметов одежды, обуви и
головных уборов.
Дети выбирают одежду.
Воспитатель:
-Давайте посмотрим, что вы выбрали. Вставайте в полукруг.
Скажите, что вы наденете?
(1 ребёнок : Я надену колготы.
2 ребёнок: Я тоже надену колготы. А ещё теплые(шерстяные) носки
3 ребёнок: Я тоже надену теплые(шерстяные) носки. А ещё свитер.
и т. д.
Воспитатель:
Молодцы, мы тепло оделись и готовы к путешествию в зимний лес.
Ребята, скажите, пожалуйста, что нельзя делать в лесу? ( В лесу нельзя
шуметь. В лесу нельзя ломать ветки деревьев. В лесу нельзя далеко
отходить от взрослых.
Молодцы.
Давайте не будем медлить, произнесём волшебные слова, и
отправимся в путь.
- 1, 2, 3 – в лес волшебный попади. Сначала мы пойдём по снежной тропинке.
Вставайте друг за другом.
Упражнение «Идём по снегу» ( Е.Железнова, «Игровая гимнастика» )
Дети проходят к декорации зимнего леса
Воспитатель:
-Вот мы и оказались в чаще леса. Давайте сядем, отдохнём.
Перед нами разные деревья.
-Где находится дуб? (Посередине)
-Какое дерево растёт справа от дуба?
-Какое дерево растёт слева от дуба?
А как вы догадались, что посередине именно дуб, а справа берёза?
(дети проводят сравнительный анализ:
Дуб могучий, а берёза стройная.
У дуба ствол толстый, а у берёзы тонкий.
У дуба кора серая, а у берёзы белая с
чёрными полосками.
Семена дуба – это желуди, а у берёзы – семена находятся в сережках.
-Молодцы, согласна с вами.
- Дуб мы нашли, но где же кот?
На дубе появляется кот
-Мяу, здравствуйте!
-Здравствуй, кот учёный. А мы тебя сразу-то и не заметили.
-А я только что с охоты вернулся. Мышей ловил.
-Скажи, сколько мышей ты поймал?
- Я поймал столько мышей, сколько пальцев на руках у каждого из вас.
-Вот вы сами и сосчитайте. А я послушаю.
-Это мы с удовольствием.
Воспитатель обращается к детям:
-Ребята, сосчитаем сколько кот поймал мышек? (Да)
Выполняется пальчиковая гимнастика «Десять мышек» ( Е. Железнова
«Десять мышек»)
Кот:
- Порадовали, порадовали. И мышей сосчитали, и песенку исполнили. Я песни
страсть как люблю. Теперь и вашу песнь заводить буду!
А зачем вы искали меня?
- Учёный кот, нам нужна твоя помощь. В твоей копилке много сказок, и
наверняка есть сказка о Снежной Королеве.
-Да, конечно
-Подскажи, пожалуйста, как нам найти путь к замку Снежной Королевы?
-Вижу, вы добрые и смелые ребята, много знаете. Я помогу вам, но при
одном условии: пополните мою копилку новой сказочкой!
-Хорошо! Слушай и смотри!
Сказка «Ёлочка» ( Е. Железнова «Сказочки – подражалочки»)
Кот:
- Какая замечательная сказка! Выполнили моё условие. Слушайте
внимательно мою подсказку.
В лесу на дорожках следы разных зверей. Отыщите следы оленя. Оленьи
следы приведут вас к замку Снежной Королевы. И знайте, чтобы спасти
Кая, нужно сделать так, чтобы замок исчез!!!
-Спасибо тебе учёный кот!
- Пожалуйста!
Дети прощаются с котом
Воспитатель:
-Посмотрите, действительно много следов.
-Вот это след белки!
-А это чей след, Егор? (Это след волка). Матвей, а ты как думаешь?
-А это чей след, Глеб? (Это след зайца).
Дети находят следы оленя.
Воспитатель:
- Вставайте друг за другом. Идём по следам, аккуратно наступая, чтобы не
сбиться с пути.
Дети вместе с воспитателем идут по следам. Вдруг следы оказываются под
глубоким снегом. Педагог останавливается.
Воспитатель:
-Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите, оленьи следы скрыты под глубоким
снегом. По глубокому снегу идти тяжело, мы будем проваливаться. Что же
нам делать? ( Какой предмет нам поможет легко пройти по снегу?)(Лыжи)
Покатаемся на лыжах? Тем более, что катание на лыжах укрепляет здоровье.
Готовы?
Упражнение «Покатаемся на лыжах» ( Е.Железнова, «Игровая
гимнастика» )
Дети вместе с воспитателем выполняют упражнение. В это время
загорается экран, на котором изображён ледяной дворец.
Воспитатель:
-А вот и замок Снежной Королевы! Садитесь на стульчики, рассмотрите
замок. Какой он? (Ледяной, красивый, холодный, величественный,
волшебный)
-Скажите, а какой формы крыши (купола) на башнях замка? (Крыши
треугольной формы)
-А какой формы башни замка? (Башни замка прямоугольной формы)
-А какой формы окно в башне замка? (Окно в башне замка круглой формы)
-А какой формы стена? (Стена прямоугольной формы)
-А какой формы колонны под стеной? (Колонны под стеной квадратной
формы)
-А какой формы окно в стене? (Окно в стене овальной формы)
-А кто помнит, что нужно сделать, чтобы спасти Кая? (Нужно сделать так,
чтобы замок исчез)
-Стены, колонны, башни и крыши (купола) замка выложены из ледяных
фигур. А что такое лёд? (Замёрзшая вода)
Что нужно сделать, чтобы лёд исчез?( Нужно растопить лед, растворить,
растаять)
Лёд растворяет вода, соль и тепло, которое выделяет организм человека.
Давайте проведём эксперимент и проверим, где быстрее растворится лёд: в
холодной воде, в горячей воде, в соли, или в руках.
Дети проходят к столу для проведения эксперимента
Воспитатель:
-На разносах лежат ледяные фигуры. В оранжевых ёмкостях налита горячая
вода, а в белых ёмкостях - холодная вода. На этом разносе соль.
-Матвей, возьми овальную льдинку
-Глеб, возьми не треугольную и не круглую льдинку и т.д.
После выбора ребёнка педагог вместе с детьми проверяет правильность
выполнения словесной инструкции.
Затем педагог распределяет детей по местам для проведения
эксперимента. А сам растворяет льдинку в руках
После эксперимента дети с педагогом делают выводы
Вдруг педагог обращает внимание детей на то, что ледяной замок исчез, а
это значит, что Кай спасён. Герда благодарит детей, дарит им леденцы и
спешит встречать Кая.
Воспитатель:
-Ребята, наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться в детский
сад.
Давайте произнесем заветные слова:
Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись,
И в детском саду очутись!
Дети прощаются с гостями, уходят.