Автор: Шевчук Наталия Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СШ №36"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Опыт Исследовательской деятельности школьников в образовательном учреждении"
Раздел: полное образование
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Шевчук Н.В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 36»,
г. Норильск, район Талнах, Красноярский край, Россия
Не
существует
достоверных
тестов
на
одарённость,
кроме
тех,
которые проявляются в результате
активного участия хотя бы в
самой маленькой поисковой исследовательской работе
(А.Н. Колмогоров)
Природа
закладывает
в
каждом
ребенке
склонность
к
познанию
и
исследованию
окружающего мира. По мере взросления эта склонность должна совершенствоваться. Развитию
исследовательских
умений
и
навыков
способствует
правильное
использование
методов
и
технологий обучения. Ведь учение - есть совместное исследование, проводимое учителем и
учеником.
Учебно-исследовательская деятельность является составной частью уроков всех педагогов
нашей школы. Она развивает творческие способности, формирует аналитическое и критическое
мышление. Ученик на уроке становится не сторонним наблюдателем, а активным участником
учебного процесса. Задача учителя - выстроить на уроке работу таким образом, чтобы создать
интерес
к
проведению
исследования
и
развитию
творческих
способностей
у
учащихся.
Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между
разрозненными явлениями и фактами, анализ и установление причинно-следственных связей,
сравнение, обобщение и конкретизация, выдвижение гипотез, перенос знаний в новую ситуацию,
поиск
аналога
для
нового
варианта
решения
проблемы,
доказательства
или
опровержения
гипотезы.
Прием сопоставления играет важную роль в процессе усвоения новых понятий, фактов,
явлений. Этот прием используется педагогами нашей шко лы как обязательный при решении задач
исследовательского характера, а также при выполнении исследовательских заданий различных
видов. Использование
приема
сопоставления
изучаемого
понятия,
явления
с
уже
из вестным
объектом дает возможность построить самостоятельное исследование изучаемого факта, явления,
понятия. Этот прием направлен на формирование у учащихся умений оценивать социально-
политические явления в жизни общества.
На каждом уроке имеется возможность применения приема доказательства, когда учитель
сообщает информацию о факте или явлении, после чего предлагает учащимся найти его причину,
установить связь между причиной и следствием. Прием обобщения имеет немалое значение в ходе
выполнения учащимся различных видов исследовательских и творческих заданий. Одним из
характерных
признаков
поисково-творческой
деятельности
является
научное
предвидение,
проявляющееся у школьников в умении увидеть проблему, выдвинуть гипотезу ее решения,
систематизировать
и
обобщить
данные,
подтверждающие
правомерность
гипотезы
или
аргументированное опровержение ее.
Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические
ситуации на уроке, в которых школьник учится защищать свое мнение, приводить аргументы,
задавать вопросы учителю и товарищу, углубляться в осмысление знаний, рецензировать ответы
одноклассников,
оказывать
помощь
товарищу.
Максимальной
активизации
позна вательной
деятельности
и
практической
реализации
способствуют
ситуации,
которые
предполагают
выполнение заданий повышенной сложности, что требует от школьника изучения дополнительной
литературы научных источников. На уроках необходимо чаще ставить учащихся в ситуации
свободного
выбора
заданий,
побуждать
школьников
к
нескольким
способам
решения
по -
ставленной задачи, вопроса, к обмену информацией между учащимися, к самопроверке, анализу и
оценке собственных познавательных и практических работ.
Применение педагогами на своих уроках методов научной деятельности в процессе учебного
познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только
освоение готовых знаний, но самостоятельного исследования. Именно исследовательский подход в
обучении
делает
учащихся
творческими
участниками
процесса
познания,
а
не
пас сивными
потребителями готовой информации.
Работа
педагогов
по
развитию
навыков
исследовательской
деятельности
основана
на принципах:
интегральность –
объединение
и
взаимовлияние
учебной
и
проектной
деятельности
обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и
творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и
развитию психологической сферы;
непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и
воспитания
в
творческом
объединении
учащихся
различных
возрастов
и
научных руководителей;
межпредметное
многопрофильное
обучение,
в
котором
погружение
в
проблему
предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в
разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
Следующим этапом в развитии исследовательских способностей у учащихся является их
участие в школьном НОУ. НОУ «ЛУЧ» существует в нашей школе уже 20 лет. Имеет свои
традиции, выполняет роль экспертизы одаренности и является средством повышения социального
статуса знаний.
Основные задачи НОУ:
- Диагностика одаренности детей и подростков.
- Раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно- исследовательской деятельности.
- Воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной
культуры.
Работа НОУ проводится в нескольких направлениях:
I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах:
а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание
помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление
наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);
б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований,
оказание консультационной помощи и др.);
II направление – групповая работа (включает в себя работу над совместными исследовательскими
проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей;
III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры,
подготовка и проведение литературных гостиных, совместная подготовка с учителями предметных
недель, школьных олимпиад, участие в научно-практической конференции школы, районных и
городских мероприятиях.
Развитие творческих способностей формируется у ребенка в раннем возрасте, поэтому очень
важно вовремя выявить таких детей, которые хотят знать больше и наиболее полно раскрыть их
способности. С этой целью для учащихся 4-7 классов было создано НОУ. Юные «ноушата»
участвуют в предметных олимпиадах, всевозможных конкурсах, а также вместе с родителями
готовят свои проекты и защищают на научно-практической конференции.
Для
старшего
школьного
возраста
характерна
установка
на
будущее,
поиск
жизненной
перспективы, повышение чувства ответственности, стремление управлять собой. Для того чтобы
учащиеся могли реализовать себя, в НОУ созданы различные секции: естественно-математических
наук, филологии, допрофессиональной подготовки, развитие творческих способностей.
Немаловажную роль играет также и создание для учащихся элективного курса «Основы
исследовательской деятельности учащихся».
Курс
включает
обучение
учащихся
выполнению
действий
по
научно-
исследовательской
работе
в
соответствии
с
общими
правилами
научного
исследования.
Особенностями
курса
является
повышенная
мотивация
учебной
деятельности
учащихся,
широкое
использование
межпредметных связей, индивидуального подхода. Основные темы курса:
-
Цели, задачи, содержание элективного курса.
-
Методология научно творчества.
-
Оформление исследовательской работы.
-
Представление результатов научно-исследовательской деятельности.
При
знакомстве
с
каждой
темой
курса
проводится
диагностика
по
формированию
исследовательских
умений
и
навыков
по
программе
Г.К
Селевко
«Научи
себя
учиться»,
«Утверждай себя», «Управляй собой».
В результате изучения курса учащиеся осваивают методы научного исследования, у них
формируются навыки работы с различными источниками, развиваются познавательные интересы
в различных областях исследовательской деятельности.
Овладение
этими
знаниями
приводит
к
возникновению
подлинных
учебных
мотивов,
потребности в самостоятельном приобретении, пополнении и обновлении знаний, к становлению
познавательных интересов, превращению их в мощный стимул нравственного интеллектуального
самовоспитания.
Приобретенные умения и навыки позволяют учащимся успешно защищать свои научно-
исследовательские работы на школьных, городских и региональных конференциях, участвовать в
научно-исследовательских
экспедициях,
проводимых
Большим
арктическим
заповедником
по
Енисею и на побережье Карского моря в бухте «Медуза». Неоднократно учащиеся нашей школы
участвовали во Всероссийских открытых конкурсах, научно- исследовательских, проектных и
творческих работ «Первые шаги» им. В.И. Вернадского (г. Москва), где их работы были отмечены
дипломами.
По
традиции
многие
«ноушата»,
начав
свою
исследовательскую
деятельность
в
школе,
продолжают ее в вузах, а затем и на производстве.
Объединение усилий школы, родителей, городских организаций и предприятий, начиная от
поиска путей и способов решения научно- исследовательских задач на уроках и заканчивая
индивидуальным выполнением исследовательских проектов, будет способствовать формированию
социально-активной личности, успешной на рынке труда.
Литература
1.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М, 2001.
2.
Масленникова
А.В.
Материалы
для
проведения
спецкурса
«Основы
исследовательской
деятельности» //Практика административной работы в школе. - 2004, № 5.
3.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное
образование, 2001.
4.
Савенков А.И. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской деятельности.
Журнал. Практика административной работы в школе. - 2004.
5.
Селевко Г.К. Утверждай себя: Учебное пособие - М. - Народное образование 2001.