Напоминание

"Опыт Исследовательской деятельности школьников в образовательном учреждении"


Автор: Шевчук Наталия Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СШ №36"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Опыт Исследовательской деятельности школьников в образовательном учреждении"
Раздел: полное образование





Назад




ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Шевчук Н.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 36»,

г. Норильск, район Талнах, Красноярский край, Россия

Не

существует

достоверных

тестов

на

одарённость,

кроме

тех,

которые проявляются в результате

активного участия хотя бы в

самой маленькой поисковой исследовательской работе

(А.Н. Колмогоров)

Природа

закладывает

в

каждом

ребенке

склонность

к

познанию

и

исследованию

окружающего мира. По мере взросления эта склонность должна совершенствоваться. Развитию

исследовательских

умений

и

навыков

способствует

правильное

использование

методов

и

технологий обучения. Ведь учение - есть совместное исследование, проводимое учителем и

учеником.

Учебно-исследовательская деятельность является составной частью уроков всех педагогов

нашей школы. Она развивает творческие способности, формирует аналитическое и критическое

мышление. Ученик на уроке становится не сторонним наблюдателем, а активным участником

учебного процесса. Задача учителя - выстроить на уроке работу таким образом, чтобы создать

интерес

к

проведению

исследования

и

развитию

творческих

способностей

у

учащихся.

Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между

разрозненными явлениями и фактами, анализ и установление причинно-следственных связей,

сравнение, обобщение и конкретизация, выдвижение гипотез, перенос знаний в новую ситуацию,

поиск

аналога

для

нового

варианта

решения

проблемы,

доказательства

или

опровержения

гипотезы.

Прием сопоставления играет важную роль в процессе усвоения новых понятий, фактов,

явлений. Этот прием используется педагогами нашей шко лы как обязательный при решении задач

исследовательского характера, а также при выполнении исследовательских заданий различных

видов. Использование

приема

сопоставления

изучаемого

понятия,

явления

с

уже

из вестным

объектом дает возможность построить самостоятельное исследование изучаемого факта, явления,

понятия. Этот прием направлен на формирование у учащихся умений оценивать социально-

политические явления в жизни общества.

На каждом уроке имеется возможность применения приема доказательства, когда учитель

сообщает информацию о факте или явлении, после чего предлагает учащимся найти его причину,

установить связь между причиной и следствием. Прием обобщения имеет немалое значение в ходе

выполнения учащимся различных видов исследовательских и творческих заданий. Одним из

характерных

признаков

поисково-творческой

деятельности

является

научное

предвидение,

проявляющееся у школьников в умении увидеть проблему, выдвинуть гипотезу ее решения,

систематизировать

и

обобщить

данные,

подтверждающие

правомерность

гипотезы

или

аргументированное опровержение ее.

Развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические

ситуации на уроке, в которых школьник учится защищать свое мнение, приводить аргументы,

задавать вопросы учителю и товарищу, углубляться в осмысление знаний, рецензировать ответы

одноклассников,

оказывать

помощь

товарищу.

Максимальной

активизации

позна вательной

деятельности

и

практической

реализации

способствуют

ситуации,

которые

предполагают

выполнение заданий повышенной сложности, что требует от школьника изучения дополнительной

литературы научных источников. На уроках необходимо чаще ставить учащихся в ситуации

свободного

выбора

заданий,

побуждать

школьников

к

нескольким

способам

решения

по -

ставленной задачи, вопроса, к обмену информацией между учащимися, к самопроверке, анализу и

оценке собственных познавательных и практических работ.

Применение педагогами на своих уроках методов научной деятельности в процессе учебного

познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только

освоение готовых знаний, но самостоятельного исследования. Именно исследовательский подход в

обучении

делает

учащихся

творческими

участниками

процесса

познания,

а

не

пас сивными

потребителями готовой информации.

Работа

педагогов

по

развитию

навыков

исследовательской

деятельности

основана

на принципах:

интегральность –

объединение

и

взаимовлияние

учебной

и

проектной

деятельности

обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и

творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и

развитию психологической сферы;

непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и

воспитания

в

творческом

объединении

учащихся

различных

возрастов

и

научных руководителей;

межпредметное

многопрофильное

обучение,

в

котором

погружение

в

проблему

предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в

разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

Следующим этапом в развитии исследовательских способностей у учащихся является их

участие в школьном НОУ. НОУ «ЛУЧ» существует в нашей школе уже 20 лет. Имеет свои

традиции, выполняет роль экспертизы одаренности и является средством повышения социального

статуса знаний.

Основные задачи НОУ:

- Диагностика одаренности детей и подростков.

- Раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно- исследовательской деятельности.

- Воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной

культуры.

Работа НОУ проводится в нескольких направлениях:

I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах:

а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание

помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление

наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);

б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований,

оказание консультационной помощи и др.);

II направление – групповая работа (включает в себя работу над совместными исследовательскими

проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей;

III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры,

подготовка и проведение литературных гостиных, совместная подготовка с учителями предметных

недель, школьных олимпиад, участие в научно-практической конференции школы, районных и

городских мероприятиях.

Развитие творческих способностей формируется у ребенка в раннем возрасте, поэтому очень

важно вовремя выявить таких детей, которые хотят знать больше и наиболее полно раскрыть их

способности. С этой целью для учащихся 4-7 классов было создано НОУ. Юные «ноушата»

участвуют в предметных олимпиадах, всевозможных конкурсах, а также вместе с родителями

готовят свои проекты и защищают на научно-практической конференции.

Для

старшего

школьного

возраста

характерна

установка

на

будущее,

поиск

жизненной

перспективы, повышение чувства ответственности, стремление управлять собой. Для того чтобы

учащиеся могли реализовать себя, в НОУ созданы различные секции: естественно-математических

наук, филологии, допрофессиональной подготовки, развитие творческих способностей.

Немаловажную роль играет также и создание для учащихся элективного курса «Основы

исследовательской деятельности учащихся».

Курс

включает

обучение

учащихся

выполнению

действий

по

научно-

исследовательской

работе

в

соответствии

с

общими

правилами

научного

исследования.

Особенностями

курса

является

повышенная

мотивация

учебной

деятельности

учащихся,

широкое

использование

межпредметных связей, индивидуального подхода. Основные темы курса:

-

Цели, задачи, содержание элективного курса.

-

Методология научно творчества.

-

Оформление исследовательской работы.

-

Представление результатов научно-исследовательской деятельности.

При

знакомстве

с

каждой

темой

курса

проводится

диагностика

по

формированию

исследовательских

умений

и

навыков

по

программе

Г.К

Селевко

«Научи

себя

учиться»,

«Утверждай себя», «Управляй собой».

В результате изучения курса учащиеся осваивают методы научного исследования, у них

формируются навыки работы с различными источниками, развиваются познавательные интересы

в различных областях исследовательской деятельности.

Овладение

этими

знаниями

приводит

к

возникновению

подлинных

учебных

мотивов,

потребности в самостоятельном приобретении, пополнении и обновлении знаний, к становлению

познавательных интересов, превращению их в мощный стимул нравственного интеллектуального

самовоспитания.

Приобретенные умения и навыки позволяют учащимся успешно защищать свои научно-

исследовательские работы на школьных, городских и региональных конференциях, участвовать в

научно-исследовательских

экспедициях,

проводимых

Большим

арктическим

заповедником

по

Енисею и на побережье Карского моря в бухте «Медуза». Неоднократно учащиеся нашей школы

участвовали во Всероссийских открытых конкурсах, научно- исследовательских, проектных и

творческих работ «Первые шаги» им. В.И. Вернадского (г. Москва), где их работы были отмечены

дипломами.

По

традиции

многие

«ноушата»,

начав

свою

исследовательскую

деятельность

в

школе,

продолжают ее в вузах, а затем и на производстве.

Объединение усилий школы, родителей, городских организаций и предприятий, начиная от

поиска путей и способов решения научно- исследовательских задач на уроках и заканчивая

индивидуальным выполнением исследовательских проектов, будет способствовать формированию

социально-активной личности, успешной на рынке труда.

Литература

1.

Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М, 2001.

2.

Масленникова

А.В.

Материалы

для

проведения

спецкурса

«Основы

исследовательской

деятельности» //Практика административной работы в школе. - 2004, № 5.

3.

Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное

образование, 2001.

4.

Савенков А.И. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской деятельности.

Журнал. Практика административной работы в школе. - 2004.

5.

Селевко Г.К. Утверждай себя: Учебное пособие - М. - Народное образование 2001.



В раздел образования