Напоминание

Словарные слова и работа с ними.


Автор: Семенова Елена Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новоаннинская средняя школа № 5 имени Героя Советского Союза Харитонова Александра Даниловича
Населённый пункт: г. Новоаннинский Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: Словарные слова и работа с ними.
Раздел: начальное образование





Назад




Словарные слова и работа с ними.

Кому из учителей не известно , что чем богаче активный словарь человека,

тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и

письменная речь.

Письменная речь есть самая многословная, точная и развернутая форма

речи. В ней приходится передавать словами то, что в устной речи передается

с помощью интонации и непосредственного восприятия ситуации. Значение

слова непостоянно, оно изменяется в ходе развития ребенка.

Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники

встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» дети

сталкиваются со многими словарными словами. Число таких слов с каждой

страницей учебников по русскому языку, чтению, математике, окружающему

миру и другим дисциплинам все больше возрастает, достигая к концу курса

начальной школы внушительной цифры – более 500 единиц. Нет

необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов

должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов.

К сожалению, учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают

ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с

непроверяемыми орфограммами. Одна из причин такого положения –

недостаточность разработки методики обучения непроверяемым

написаниям данного типа, неупорядоченность дидактического материала, на

котором следует проводить работу, и мало научных, обоснованных

рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям.

Словарной работе в школе уделяется недостаточно внимания, нередко

носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся

формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

Без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями

учащиеся не могут в полной мере овладеть литературной речью, ее

письменной формой.

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая,

хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная,

связанная со всеми разделами курса русского языка»

Слово – основная звучащая единица языка. Основной функцией слова

является его обозначающая роль (предметная отнесенность). Из слов

рождается не только удвоение мира (слова-предметы, которые человек

непосредственно видит, ощущает и слова, которые непосредственно не

воспринимались и не входили в состав общественного опыта конкретного

человека), но и волевое действие по управлению своим восприятием,

представлением, памятью и действиями.

Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом,

так и каждого человека в отдельности. Особенность словарной работы в

школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-

воспитательной деятельности учителя.

Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, чтобы учитель

управлял этим процессом и таким образом облегчал бы его для учащихся,

обеспечивал правильность, полноту усвоения слов. Поэтому работе над

словарем учащихся придается в школе большое значение.

В разработке вопросов методики обучения непроверяемым

написаниям исходим из следующего. В основу формирования

орфографических навыков речи при изучении слов с непроверяемыми

написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся.

Учитель руководит ею, имея ввиду следующие условия, обеспечивающие

эффективность этой работы:

-активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;

-обучающий характер учебной деятельности;

-регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

Обучение непроверяемым написаниям должно проводиться на

дидактическом материале, включающем в себя наиболее употребительные

слова. Их следует отбирать из учебников, изучаемых в данном классе,

художественных произведений, словарей и других источников.

Слова с непроверяемыми написаниями изучаются в школе в

«словарном порядке», т. е. учащимся рекомендуется просто писать и

запоминать соответствующие слова.

Передовой опыт учителей и специально проведенные эксперименты

свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями

можно рационализировать. Суть рационализации в том, что в процессе

обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная

деятельность и память учащихся, что дает значительно более высокую

эффективность, чем изучение непроверяемых написаний в «словарном

порядке». Это достигается с помощью специальных приемов обучения.

1 Запись слов по алфавиту.

Учащиеся усваивают алфавит уже к концу первого года обучения.

Знание детьми алфавита можно использовать в работе над словами с

непроверяемыми написаниями. Написав на доске слова с непроверяемыми

написаниями, учитель предлагает переписать эти слова в тетрадь,

расположив их в алфавитном порядке и , например, подчеркнув

непроверяемые орфограммы.

По мере усвоения алфавита задания усложняются. Дети записывают

слова в алфавитном расположении не только первой, но и последующих

букв. Затем идет дальнейшее усложнение, например, с записью в несколько

столбиков и в каждом – по алфавиту.

2. Выборочный диктант

Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в

котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся,

прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данными

орфограммами. В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один

столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми б/у

гласными, в другой – с непроверяемыми.

В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с

проверяемыми и непроверяемыми б/у гласными, но и закрепляют

правописание и тех, и других.

3. Выборочный ответ.

Суть этого приема состоит в том, что на задание (вопрос) дается

несколько ответов и один из них – правильный. Надо найти и выделить его.

Проверив по словарю написание данных слов учащиеся выбирают ответы и

ставят +.

4. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.

Этот прием состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или

приведенные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с

орфографическими особенностями слов.

5. Подбор однокоренных слов – других частей речи.

Задание на образование одних частей речи от других. Эту работу

можно подчинить и обучению непроверяемым написаниям. Пример:

диктуется слово береза, записать к нему слово-прилагательное (березовый).

6.Сопоставление слов с противоположными орфограммами

Здесь имеются в виду слова типа: шоссе – коса. Предлагается записать

2-3 таких пары (под диктовку или с доски). В последнем случае запись

выглядит так: шо…е – ко…а. Сгруппировав их по наличию двух или одной

согласной.

7. Подбор и запись синонимов и антонимов.

Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы

является прием подбора учащимися слов близких или противоположных по

значению. Среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и

антонимов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми

написаниями. Пример: синонимы к слову Отечество – Родина, отчизна, а

антонимы к слову мешать – помогать, пособлять.

8. Составление предложений с данными словами.

Этот вид работы практикуется в школе очень широко. Он способствует

закреплению навыка правописания, закреплению и обогащению словаря,

усвоению синтаксического строя речи, закреплению непроверяемых

написаний.

9. Сочинение по опорным словам

Предлагается записать сочинение по определенной теме используя

опорные слова с непроверяемыми орфограммами.

10. Дописывание орфографических таблиц.

Для закрепления непроверяемых написаний можно использовать и

этот прием. Пример: подобрать слова на определенную орфограмму.

11. Подбор и запись слов с иноязычными элементами.

Познакомив детей с иноязычными элементами слов, можно

предложить задания на подбор и запись других слов с этими элементами.

Пример: дописать слово с частью грамм-(грамматика, килограмм и т. д. )

12. Замена описательных оборотов словами-синонимами.

Вместо описательного оборота подобрать слово-замену с

непроверяемой орфограммой. Эта работа может быть как устной, так и в

виде карточек, кроссвордов, записанная на доске. Вариантов много.

13. Письменный пересказ текста с использованием данных слов.

Учащиеся кратко, в письменном виде, передают содержание какого-

нибудь текста, используя при этом записанные на доске слова с

непроверяемыми написаниями (б/у гласные, удвоенные согласные).

Работа над словарными словами не может идти изолированно от всей

остальной работы над грамотностью.

Ведь совсем недостаточно научить детей писать, надо еще научить их думать

при письме.

Я остановлюсь на том подходе, который я использую при работе над

словами с непроверяемыми написаниями. Воспользовалась советами

психологов, которые рекомендуют для быстрого запоминания логически

несвязанных слов составить яркий динамичный рассказ, который легко

воспроизводился бы в воображении. А ведь при написании словарных слов

как раз надо помочь детской памяти за что-то зацепиться, поэтому я

использую в работе блоки трудных для написания слов, где они подобраны в

рифму.

Простота и легкость запоминания позволили мне охватить стихами-

опорами не только слова, предусмотренные «Программой», но и многие

другие, не «программные»: они «окружают» детей в повседневной жизни и

дети их активно используют в устной и письменной речи, правда, в

большинстве своем, не умея писать правильно. Поэтому я считаю нужным

обогатить на грамотной основе словарный запас младших школьников этими

словами. Стихи-опоры позволяют увеличить его втрое. Стихотворение или

рифмовка читаются сначала учителем, затем 1-2 раза хором детьми,

выделяются словарные слова и акцентируется внимание детей на той б/у

гласной, написание которой надо запомнить. После этого слова

записываются в тетрадь. Если словарных слов в предложенной рифмовке

мало, для работы с ней достаточно 1-2 дней, если много, то и уроков тоже

больше – все зависит от уровня развития учащихся.

Частое включение стихов в уроки положительно сказывается на

развитие памяти, внимания, а запоминание нужной буквы начинается с

самого первого чтения стихов и, особенно рифмовок, максимально

насыщенных словами с этой буквой. Часто на ее запоминание настраивает и

само название стиха, ведь звук, которым на письме обозначается

запоминаемая б/у гласная, в нем находится под ударением. Простота и

легкость стихов-опор и рифмовок-подсказок, их многократное включение в

уроки и повторение в течение 3-4 лет учебы делают работу по запоминанию

слов с непроверяемыми написаниями не только живой, увлекательной и

нетрудной, но и позволяет расширить словарный запас учащихся и диапазон

их грамотного письма, воспитывая у них любовь к слову, языку, учебе. Кроме

этого я использую и другие формы работы: словарные диктанты, состоящие

из отдельных слов и словосочетаний. Диктую слова по темам, охватывающим

многие стороны жизни детей, взрослых, животных.

Очень важно отделить работу над словом из «Словаря» от работы над

усвоением тех или иных внепрограммных понятий. Мои ученики уже знают,

что данные слова нашли они сами в других источниках. Такие слова

записывают в тетради по чтению, окружающему миру и др.- смотря, где они

находят непонятные слова. Предлагаю самостоятельно поработать с

толковым словарем дома. Если появляются затруднения – разбираемся в

классе вместе. Особое внимание уделяется этимологической стороне слова.

Для толкования пользуемся «Толковым словарем русского языка» Ожегова,

«Толковым словариком русского языка», «Откуда пришли слова»

(этимологический словарь) и «Фразеологический словарь» Волиной.

Такая работа дает положительные результаты при усвоении новых слов

и слов с непроверяемыми написаниями и является важной для

лингвистического развития учеников. Школьный этимологический анализ

применяю для того, чтобы пробудить интерес у детей к трудным словам и

для более легкого усвоения их написания. В начальной школе такой анализ

может быть не полным, а частичным, упрощенным.

Ученикам нравится, когда все вместе мы «разгадываем» написание

того или иного трудного слова.

Этимологический анализ – важное средство повышения грамотности.

Эта работа приносит и моральное удовлетворение.

Так же хорошо зарекомендовал себя такой вид работы, как

вариативный диктант, обеспечивающий большую самостоятельность.

Проверку провожу по словарю или по записи на доске, закрытой на период

диктовки. Ученики обмениваются тетрадями, проверяя друг у друга,

подчеркивая карандашом неверное написание. Кроме того, в своей работе

над словами с непроверяемыми написаниями использую замену

развернутого определения одним словом из словаря.

Грамотно пишущий человек так себе и диктует, внутренней речью. Если

не привыкнуть к орфографическому чтению, то очень трудно правильно

написать слово. Орфографическому чтению надо обучать с первого класса.

Решающее значение имеет повторение вслух за учителем, т. к. ребенок

учится преодолевать артикуляционные препятствия, хотя дети преодолевают

их легко, свободно.

Для себя я сделала вывод: повторение не бесполезно и имеет

решающее значение при написании слова. Вначале слово надо произнести

по слогам, потом слоги произнести все вместе, особенно выделяя

непроверяемый звук. В трудных местах обязательным выделением звука в

слове подчеркивается его трудность. Встречаются слова, которые надо

произносить многократно.

В работе над словарными словами использую не только записи на

доске и устно, но и наглядность: таблички слов, индивидуальные картинные

карточки с заданиями, перфокарты, тестовые карточки, ребусы, кроссворды.

Этот дидактический материал оживляет работу на уроке, делает ее более

занимательной, интересной и не такой сложной.

Систематически проводя указанные выше виды работ, формирую у

учеников орфографическую зоркость, грамотность, мышление, память.

Данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты; ошибок при

написании слов стало значительно меньше, да и речь стала более грамотна,

имеется достаточный словарный запас. Работа над словом способствует

развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение,

сопоставление, установление сходства и различия – учит делать выводы и

обобщения, быть грамотными и образованными.



В раздел образования