"Проектная деятельность младших школьников в урочной и внеурочной деятельности, как средство реализации ФГОС НОО"
Автор: Чалыш Светлана Петровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ Нижнечеремошинская СОШ Населённый пункт: село Нижнечеремошное, Новосибирская область Наименование материала: статья Тема: "Проектная деятельность младших школьников в урочной и внеурочной деятельности, как средство реализации ФГОС НОО" Раздел: начальное образование
категории МКОУ Нижнечеремошинской СОШ
Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития
творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется
изучить, потрогать. Ведь это и есть врождённые исследовательские качества!
В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая
база
продуктивной
деятельности,
формируется
комплекс
ценностей,
качеств,
способностей,
потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому
развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые
для этого качества, – значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому
процессу. Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в наши дни. Важно
на раннем этапе обучения создать необходимые психолого-педагогические условия для реализации
возрастной потребности в поисковой активности.
Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы
для
проектирования.
Но
всё-таки
это
возможно.
Конечно,
проекты
представленные
учениками
младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные
как у учеников старших
классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к
самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою
работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность,
образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы
подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны
возрасту.
При
организации
проектной
деятельности
в
начальной
школе
необходимо
учитывать
возрастные
и
психолого-физиологические
особенности
младших
школьников.
Чтобы
все
вышесказанное осуществлять на практике, учителю необходимо постоянно самообразовываться, что
я
стараюсь
делать
на
протяжении
своей
педагогической
деятельности.
В
частности,
касаемо
проектной деятельности, 10 апреля 2014 года я была участником областного семинара-практикума
на базе Карасукского педагогического колледжа по теме «Современные образовательные технологии
деятельностного типа в соответствии с требованиями ФГОС НОО: технология решения проектных
задач». Этот семинар вызвал у меня огромное желание, услышанное и увиденное применить на
практике.
В нашей школе работает методическое объединение учителей начальных классов, в его составе
шесть
учителей,
я
руковожу
методическим
объединением
и
поэтому
предложила
педагогам
поработать над темой: «Проектно – исследовательской деятельности на начальном этапе обучения в
условиях ФГОС».
Цель нашей работы заключалась первый год в изучении основ организации проектной деятельности
младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности, а в последующие годы в применении
полученных знаний на практике.
Итогом работы методического объединения за учебный год является творческий отчет в мае месяце
каждого учителя с выполненными в течение учебного года детскими проектами.
Более конкретно расскажу о своей работе по данной теме. Начиная работать в 2013-2014 учебном
году с первоклассниками по ФГОС, я выделила для себя ряд проблем:
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;
- неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и
выделить
последовательность
действий,
а
также
выполнить
работу
от
начала
до
конца
в
соответствии с заданием;
- невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
- отсутствие
переноса
знаний
из
одной
образовательной
области
в
другую,
из
учебной
в
жизненную ситуацию;
Диагностика
уровня
сформированности
универсальных
учебных
действий
первоклассников
подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Обдумывая
эти
и
некоторые
другие
проблемы,
решила,
что
необходимо
дополнить
урочную
систему
организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены
в
атмосферу,
требующую
думать,
рассуждать,
грамотно
излагать
свои
мысли,
т.
е.
могли
бы
применить все имеющиеся у них знания на практике.
Поэтому,
начиная
с
первого
полугодия
1-ого
класса,
вовлекала
учащихся
в
проектную
деятельность. Уже в сентябре ребята начали работу над проектом «Моя малая Родина». Сначала мне
хотелось, чтобы дети поняли смысл понятия «малая Родина». Мы ходили на экскурсии по всем
достопримечательным местам нашего села и просто по улицам, там, где они родились, живут со
своими родителями.
Мне хотелось, чтобы ребята поняли, что любить можно и нужно эту тихую улочку в селе, а не
только красивый проспект в большом городе, что любят не за красоту, а потому что это своё, родное.
Я ненавязчиво рассказала об истории села, но не заостряла внимание детей на том, чтобы эта
информация вошла в наш проект, пусть подрастут немного, чтобы у них появилась потребность в
исследовательской работе. План реализации проекта составляли все вместе. Каждый внёс своё
предложение. Распределив задания, обсудив способы и сроки работы, решили, что основную часть
работы
дети
будут
выполнять
под
руководством
учителя,
а
оформительскую
часть
выполнят
самостоятельно. Так как это был наш первый проект, то многое сразу не получилось, приходилось
помогать и обучать. Зато причастность к одному общему делу сближала первоклассников друг с
другом.
Вторым стал проект «Моя семья». Он был построен на тематике, эмоционально близкой каждому
ребенку. Это повод для содержательного общения с другими членами семьи, в ходе, которого, малыш
учится задавать целенаправленные вопросы. Это первый опыт интервью и подбора материала в виде
семейных фотографий, из которых складывается альбом.
Работа над проектом позволила решить следующие педагогические цели:
- развить творческие и коммуникативные способности ребенка;
- привить навыки сотрудничества с другими людьми;
- активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
- привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и
использовать ее для выполнения проекта.
Проекты у детей получились очень разнообразные, так как кто-то более глубоко представил в
проекте родословную, кто-то - семейные увлечения, кто-то - отдых и путешествия.
Результатом проекта стало понимание ребенком роли семьи в жизни человека. Практическим
воплощением
результата
стала
выставка
«Моя
семья»,
состоящая
из фотоальбомов.
Каждый
ребёнок, взяв на себя роль экскурсовода, познакомил одноклассников со своей семьёй.
Во II полугодии 1 класса мы расширили круг изучения с родной семьи на школу и класс, в
котором
они
учатся,
на
животных,
которые
живут
у
ребят
дома.
Первоклассники
выполнили проекты «Мой класс и моя школа» и «Наши домашние питомцы».
Не
менее
интересной
была
работа
по
выполнению
проектов «Сборник
загадок»
и
«Азбука
букв». Эти два проекта запланированы в курсе литературного чтения. И являются итогом разделов.
Отличались они лишь формой проведения: проект «Сборник загадок» был коллективным, а проект
«Азбука букв» индивидуальным.
На
мотивационном
этапе
проекта
«Сборник
загадок»
я
объявила
общий
замысел,
создала
положительный мотивационный настрой, а ученики обсудили и предложили собственные идеи. Была
определена тема и цель проекта, сформулированы задачи, выработан план действия, согласованы
способы совместной деятельности и установлены критерии оценки результата и процесса.
Затем класс разделился на творческие группы. Каждая группа самостоятельно распределила
роли. На этом этапе я исполняла роль координатора, наблюдателя и источника информации.
На
рефлексивно
-
оценочном
этапе
ученики
участвовали
в
коллективном
обсуждении
и
содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществили самооценку, учитель выступил
участником коллективной оценочной деятельности.
Данный проект отличается от предыдущего не только объектом исследования, но и тем, что ребята
учились работать в группах. Что способствовало развитию коммуникативных и организаторских
навыков. Работа над проектом «Сборник загадок» позволила проявить лидерские качества у ребят,
умение работать в команде.
При выполнении проекта «Город букв», учащиеся показали, чему научились за это время, так как
этот проект требовал самостоятельности.
Период обучения грамоте мы завершили творческим проектом «Прощай, Азбука!». В подготовке
активное участие принимали и родители учащихся. Результатом проекта стал праздник, который
надолго запомнился всем его участникам.
Проектной деятельностью продолжили заниматься с детьми в течение всего 2014-1015 учебного
года
как
при
обобщении
тем
на
уроках,
так
и
во
внеклассной
работе.
Второклассники
выполнили проекты по русскому языку:
«И в шутку и в серьез», «Рифма», «Мое письмо», «Корень слова»;
по математике:
«Элементы геометрических фигур в посуде»; «Моя семья в цифрах»;
по литературному чтению: «Мой любимый журнал»;
по окружающему миру: «Красная книга, или, Возьмем под защиту», «Как помочь животным в
зимнее время», «Профессии», «Опасные незнакомцы», «Природа моего края».
При подготовке и проведении внеклассных мероприятий были выполнены творческие проекты:
«Вот и осень к нам пришла»,
«Фантазеры»,
«Мамочка моя»,
«Зимние каникулы»,
«С Новым годом»,
«Мое путешествие, город Новосибирск».
В преддверии 70- летия Победы в Великой Отечественной войне дети выполнили коллективный
проект «Рисунки к 70-летию Великой Отечественной войны» и отправили его на Всероссийский
творческий конкурс Рассударики, заняли третье место и получили диплом победителя.
В апреле газета «Краснозерская новь» объявила конкурс детских работ «Спасибо за мирное небо»
по различным номинациям, мы дополнили наш проект новыми работами детей и отправили его на
конкурс. В праздничном номере газеты за 7 мая 2015 года отдельные работы учащихся были
опубликованы,
а
в
середине
мая
нашу
школу
посетил
Депутат
Законодательного
собрания
Новосибирской области Захаров Владимир Павлович и лично поблагодарил
второклассников за
участие в конкурсе. Так как он являлся спонсором этого конкурса, то все участники получили в
подарок альбомы для рисования и цветные карандаши, а их родители благодарственные письма.
Весной в школах района был объявлен конкурс проектов «История родного села в лицах», его
спонсором был кандидат в депутаты от партии Единая Россия Иваков Василий Викторович. Дети
моего класса приняли в нем участие, выполнили проект «Помним о Великой Победе», получили
денежную премию, затем приняли участие в ученической конференции с защитой своего проекта, за
что получили благодарственное письмо.
Ученические конференции для старших школьников явление обычное, чего не скажешь о детях
младшего школьного возраста. Однако участие детей моего класса в ученической конференции
показало, что дети уверенно чувствуют себя в разновозрастной группе и успешно смогли защитить
свой проект.
В 2015-1016 учебном году мои третьеклассники при работе над проектом проявляют уже большую
самостоятельность, ими выполнены проекты по русскому языку: «Семья слов», «Рассказ о слове»,
« Ф р а з е о л о г и з м ы » ,
« К о р е н ь
с л о в а » ,
« Т а й н а
и м е н и » ,
« Ур а ,
к а н и к у л ы ! » ;
по математике: «Математическая сказка»; «Моя семья в цифрах»; по литературному чтению: «Стихи
об осени», «Сказочник Ганс Кристиан Андерсен», «Животные цирка», «Мне понравился рассказ…»,
«Стихи Агнии Львовны Барто», «Волшебная сказка»; по окружающему миру: «Богатства, отданные
людям», «Берегите животных», «Берегите воду», «Разнообразие природы родного края», «Школа
кулинаров".
Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и
успешно реализовывать свои жизненные проекты. Предлагаю вашему вниманию
разработанную
мною памятку работы над проектом.
Памятка
Работа над проектом
Определение темы.
Деятельность ученика
Деятельность учителя
Предварительно самостоятельно изучают информацию
совместно с учителем, возможно с родителями (если
используются семейные хроники), или определяют тему.
Устанавливают цели, выдвигают гипотезы. Защищают
выбранную тему перед группой единомышленников.
Помогает определиться с темой или
сформулировать проблему
будущего проекта. Знакомит со
смыслом проектного подхода.
Планирование -
определить источники информации (архивы, музеи, встречи с очевидцами событий); -
составить список литературы;
- обработать информацию (работа с документами, оформление интервью);
- определить форму представления результатов
- определить обязанности и объем работы, если это групповой проект.
Деятельность ученика
Деятельность учителя
Очень важно, чтобы ученик самостоятельно искал
источники информации, пробовал сам обрабатывать
данные. Обращаясь к учителю за рекомендациями.
Важно, чтобы самостоятельно были определены
критерии оценок.
a) помогает получить доступ в архивы и музеи;
в) дает информацию о правилах работы с
документами и другими источниками;
c) помогает выработать критерии оценок.
Исследование 1.
1. Сбор информации
2. Аналитическая работа
3. Проектирование
Деятельность ученика
Деятельность учителя
Собирают информацию. Проводят ее
анализ. Сопоставляют различные точки
зрения. Проектируют индивидуальную или
групповую работу.
Наблюдает и советует. Косвенно руководит
деятельностью. Учитель должен предусматривать. Что
не все учащиеся могут подняться на второй уровень.
Оценить их индивидуальный вклад в проект.
Оформление
Деятельность ученика
Деятельность учителя
Пишут и оформляют работы.
Создают проект как единое
целое.
Дает советы. Демонстрирует образцы правильно оформленных
работ. Помогает написать вступление, библиографию. Правильно
оформить заключение.
Защита -
устный отчет с демонстрацией материалов на научно-практической конференции
- подготовка реферата -
представление коллективного проекта в форме игры "Открытие" (затем возможные издания
альманаха)
Деятельность ученика
Деятельность
учителя
Каждый индивидуально отчитывается.
Принимает участие в обсуждении работ других учащихся
Слушает, задает
вопросы.
Оценивание
Деятельность
ученика
Деятельность учителя
Самооценка. Обсуждение оценок
других членов группы.
Индивидуально оценивает каждого, затем работу в целом.
Показывает неиспользованные возможности, дает направление
для будущей работы.
Сравнение:
Параметры
обучения
Традиционное обучение
Проектная деятельность
Цель обучения
Трансляция знаний.
Анализ ситуации, целеполагание, самоопределение,
выявление способов реализации проектов.
Содержание
обучения
Передача знаний.
Формирование личного отношения, идея, замысел,
разработка жизненно важного проекта.
Форма общения
Объект – субъект
Субъект-субъект, беседа, дискуссия, обсуждение
научения.
проблем, гипотез.
Инициатива
Преподаватель.
Преподаватель - ученик. Ученик – ученик.
Организованность
Воздействие
преподавателя.
Взаимодействие.
Обучающий
Профессиональный
преподаватель.
Носитель идей, анализа, ситуаций, информации.
Система оценивания
- Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.
– Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.
– Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
- Коллективный характер принимаемых решений.
- Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта.
- Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других
областей.
- Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
- Эстетика оформления результатов выполненного проекта.
- Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого
членов группы.
На районном методическом объединении учителей начальных классов в августе 2015 года я
поделилась с коллегами опытом работы по теме «Проектная деятельности младших школьников в
урочной и внеурочной деятельности». Предложила провести на базе нашей школы семинар учителей
начальных классов школ района по данной теме и провести конкурс проектов среди учащихся
начальных классов
школ района по теме «Мое село». Было разработано Положение о конкурсе,
проектные работы выполнялись по номинациям:
- Трудовые династии села;
- История улицы;
- История школы;
- История памятника;
- Культурное наследие;
-Традиции села.
В конкурсе приняли участие девять школ, представлено девятнадцать проектных работ учащихся.
Мои третьеклассники выполнили три проекта. Коллективные проекты «Моя семья в истории села» и
«Моя
улица»
получили
дипломы
участников,
а
индивидуальный
проект
Слепченко
Андрея,
«Фотоальбом Моя школа» стал победителем
В заключение хочется еще раз отметить положительные элементы, которые присутствуют в
проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во
время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися.
Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над
проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность
показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно
добывать
знания,
что
является
очень
существенным
для
организации
процесса
обучения
в
современной школе при реализации ФГОС.
Литература
1. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения
основам наук в школе. Казань, 1967.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.// Собр. соч. – М., 1984.Т 4.
3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.
Начальная школа, 2004, №2, с. 96-11.
4. Кларин М.В. Игра в учебном процессе //Советская педагогика. – 1985.-N 6.
5. Конышева Н.М. О проблеме проектной деятельности школьников на уроках практического
труда. // Начальная школа, 2004, №2, с. 35-39.
6. Ксезнова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. 7.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для
студентов пед. вузов и системы повыш. квалифик. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.
Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 272
8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./ Под ред. С.А. Смирнова. М., 2001.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное
образование, 1998. – 256 с.
10. Солдатова З. М. Использование проектного метода обучения на уроках.
11. Шадрина И.М. Руководство творческой деятельностью учащихся по воплощению в изделиях
художественного замысла. // Начальная школа, 2001, №2, с. 47-50.
12. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Октябрь,
1996. – 96с.