Автор: Кожевникова Оксана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 160"
Населённый пункт: Удмуртская Республика, г. Ижевск
Наименование материала: "Углубленная работа по теме "Рисование нетрадиционными способами у детей с нарушением речи"
Тема: Разработка тематического планирования в соответствии с лексическими темами
Раздел: дошкольное образование
Углублённая работа по теме: «Рисование нетрадиционными способами и
развитие художественно-эстетического вкуса у детей с нарушением речи»
Составитель: Кожевникова О.А.
Пояснительная записка.
Художественно-эстетическое
воспитание
занимает
одно
из
ведущих
мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного
учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического
развития
личности
ребенка
огромное
значение
имеет
разнообразная
художественная
деятельность
—
изобразительная,
музыка льная,
художественно-речевая
и
др.
Важной
задачей
эстетического
воспитания
является
формирование
у
детей
эстетических
интересов,
потребностей,
эстетического
вкуса,
а
также
творческих
способностей.
Художественное
восприятие у детей необходимо начинать развивать в самом раннем возрасте.
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих
ценностей,
время
установления
первых
отношений
с
людьми.
Для
нормального
развития
детям
необходимо
творческое
самовыражение.
Творчество
заложено
в
детях
самой
природой.
Они
любят
сочинять,
выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество
само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к
нему со
стороны взрослых.
Ребенок
познает
мир
всеми
органами
чувств.
Чем
богаче,
разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее
его
ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении
стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Чтобы вызвать интерес к художественному творчеству, привить любовь к
изобразительному искусству, развивать детское творчество я на занятиях
использую
нетрадиционные
методы
и
приемы
рисования:
кляксография,
рисование пальцами, ладошкой, ватными палочками, пластилином и т.д.
Нетрадиционные
техники
-
это
толчок
к
развитию
воображения,
творчества,
проявлению
самостоятельности,
инициативы,
выражения
индивидуальности.
Также
они
являются
средством
коррекции
психики,
позволяют
преодолеть чувство страха, замкнутость, пассивность, что наиболее ярко
проявляется
при
речевых
нарушениях.
При
выборе
метода
рисования
учитываю индивидуальные и возрастные особенности детей. Рисование с
использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у
них
сохраняется
высокая
активность,
работоспособность
на
протяжении
всего времени, отведенного на выполнение задания.
Эти
приёмы
не
только
положительно
влияют
на
эмоциональное
состояние детей, но и помогают развивать мелкую моторику. Особенно важно
это обстоятельство для детей, имеющих те или иные речевые нарушения. У
детей
с
речевой
патологией
недостаточно
развиты
тактильно-моторные
ощущения, являющиеся организующим моментом любой деятельности. Дети
на занятиях с интересом и увлеченно рассматривают и обследуют натуру,
художественные
материалы,
формы
поверхности,
изучают
визуально
и
тактильно,
осваивают
самыми
разными
приемами
особенности
бумаги,
красок, мелков, ткани, природного материала.
Чем
же
хороши
нетрадиционные
техники?
Они
не
требуют
высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно»
продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что
позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают»
детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования.
Ценна
также
возможность
интеграции
разных
видов
изобразительной
деятельности
(рисование,
лепки,
аппликации);
в
процессе
создания
интересного
образа,
возможно
сочетание
изобразительных
техник
и
материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).
Данный
вид
деятельности
позволяет
сделать
работы
детей
более
интересными, выразительными, красочными.
Целью углублённой работы является - создание условий для развития
творческих способностей детей дошкольного возраста через использование
нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
*Познакомить
с
нетрадиционными
изобразительными
техниками
рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и
т.д.)
*Обучать основам создания художественных образов.
*Развивать речь, мелкую моторику рук.
*Формировать
практические
навыки
работы
в
различных
видах
художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
* С о в е р ш е н с т в о в а т ь
у м е н и я
и
н а в ы к и
в
с в о б о д н о м
экспериментировании
с
материалами
для
работы
в
различных
нетрадиционных техниках.
*Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма,
формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками,
пластилином, солью и т.д.
*Воспитывать
аккуратность
в
работе
и
бережное
отношение
к
материалам, используемым в работе.
*Воспитывать
художественно
-
эстетический
вкус,
эмоциональную
отзывчивость.
Подходы и методы их реализации:
*НОД.
*Индивидуальная и подгрупповая работа.
*Игры и игровые приёмы.
*Организация и оформление выставок детских работ.
*Участие в Региональных, Всероссийских, Международных конкурсах.
Организация углублённой работы:
В соответствии с лексической темой (по плану логопеда)
1 раз в неделю по подгруппам:
- 20 минут (средняя группа);
-25 минут (старшая группа);
-30 минут (подготовительная группа).
Работа с родителями:
*Привлечение
родителей
к
созданию
условий
в
семье
способствующих
наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на
занятиях.
*Просветительская работа с родителями в форме родительских собраний,
семинаров – практикумов, консультаций, наглядной информации.
*Анкетирование.
Ожидаемый результат:
1.Создание
образов
детьми,
используя
различные
изобразительные
материалы и техники.
2.Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в
соответствии с возрастом.
3.Развитие
мелкой
моторики
пальцев
рук,
речи,
воображения,
самостоятельности.
4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в
себе.
5.Воспитание художественно-эстетического вкуса.
Группа среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
1.Рисование пальчиками.
2.Рисование ладошкой.
3.Тычок жёсткой полусухой кистью.
4.Оттиск печатками из картофеля.
5.Скатывание бумаги.
6.Рисование манкой, солью.
Группа старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
1.
Оттиск поролоном.
2.
Оттиск печатками из ластика, листьев.
3.
Восковые мелки + акварель.
4.
Свеча +акварель.
5.
Рисование мятой бумагой.
6.
Монотипия предметная.
7.
Пластилинография.
Группа старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
1.
Монотипия пейзажная.
2.
Рисование зубной щеткой.
3.
Набрызг.
4.
Кляксография с трубочкой.
5.
Фотокопия – рисование свечой.
6.
Рисование нитками.
7.
Рисование солью.
8.
Пластилинография.
Виды и техники нетрадиционного рисования
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность
состоит
в
том,
что
они
позволяют
детям
быстро
достичь
желаемого
результата.
- Кляксография.
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы. Затем
ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные
детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе
напоминает?» После этого перейти к следующему этапу – обведение или
дорисовка клякс.
- Тычок жесткой полусухой кистью.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и
ударяет
ею
по
бумаге,
держа
вертикально.
При
работе
кисть
в
воду
не
опускается. Таким образом,
заполняется весь лист, контур или шаблон.
Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Рисование пальчиками.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и
наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска
разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь
легко смывается.
- Рисование ладошкой.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку
(всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на
бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
- Оттиск смятой бумагой.
Способ
получения
изображения:
ребенок
прижимает
смятую
бумагу
к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить
другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
- Восковые мелки + акварель.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на
белой
бумаге.
Затем
закрашивает
лист
акварелью
в
один
или
несколько
цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
- Свеча + акварель.
Способ
получения
изображения:
ребенок
рисует
свечой
на
бумаге.
Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок
свечой остается белым.
- Точечный рисунок.
Для реализации можно взять ватную палочку, окунуть в густую краску,
поставить перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать.
- Набрызг
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и
ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает
лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на
бумагу.
- Отпечатки листьев.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева
красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к
бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки
у листьев можно дорисовать кистью.
- Поролоновые рисунки.
Из поролона сделать геометрические фигурки, а затем прикрепить их
тонкой
проволокой
к
палочке.
Теперь
его
можно
обмакнуть
в
краску
и
методом штампов рисовать.
- Рисование на мокрой бумаге.
Намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по
всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И
бумага готова к произведению неясных образов.
- Монотопия предметная.
Техника рисования заключается в том, что рисунок рисуется на одной
стороне поверхности и отпечатывается на другую.
- Монотопия пейзажная.
На одной половине листа бумаги нарисовать пейзаж и сложить лист
пополам для получения отпечатка. Пейзаж надо рисовать быстро, чтобы
краски
не
успели
высохнуть.
Исходный
рисунок,
после
того
как
с
него
сделали
отпечаток,
можно
оживить
красками,
фломастерами
или
карандашами.
Каждая
из
этих
техник
-
это
маленькая
игра.
Их
использование
позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее,
развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и
как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем
успешнее
становится
ребенок.
Каждый
успех
ребенка
в
творчестве
и
в
личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок
имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно
и что способствует «удовлетворению притязаний на признание».
Я
придаю
большое
значение
общению
с
родителями,
т.к.
успех
воспитания
во
многом
зависит
от
единства
требований,
просвещения
родителей в вопросах воспитания ребёнка.
Провожу с родителями консультации, беседы по данной теме, мастер-
классы, анкетирование, выставки.
С согласия родителей посылаю фотографии с детскими работами на
различные
конкурсы
Международного,
Всероссийского,
Регионального
уровня.
Родители
вместе
с
детьми
дома
с
удовольствием
рисуют
нетрадиционными способами. Их совместные работы также участвуют в
конкурсах.
Дипломы,
полученные
за
участие
и
призовые
места,
выставляются
в
родительском
уголке,
что
также
поднимает
самооценку
ребёнка и гордость за достижения свои и родителей.
С помощью родителей пополняется материальная база для рисования
нетрадиционными способами (зубные щётки, пробки, втулки от туалетной
бумаги, штампы из овощей, ватные палочки, соль, манная крупа и многое
другое).
Проработав воспитателем в общеобразовательном детском саду почти
20 лет, я восхищалась творчеством детей и мастерством педагога ИЗО. Но,
придя работать в речевой детский сад, мне пришлось самой вести занятия по
изобразительной деятельности.
Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения
детей рисованию. А позже переработала его, внесла свои коррективы.
Специфика работы воспитателя групп детей с нарушениями речи,
подтолкнула меня на составление перспективного планирования занятий по
изобразительной деятельности в соответствии с лексическими темами. В
каждое занятие включаются игры и упражнения на развитие речи, дыхания,
пальчиковая гимнастика.
Дети с удовольствием рисуют нетрадиционными способами, развивают
речь, творчество, мелкую моторику рук, становятся более аккуратными. А
также учатся видеть прекрасное в искусстве, восхищаться своими рисунками
и рисунками других детей.
Перспективное планирование в соответствии с лексическими темами.
Средняя группа
№
Лексичес
-
кая тема
недели
Тема
занятия
Задачи
Нетрадицио
нные
техники
Сентябрь
1
Осень.
Приметы
. Деревья
осенью.
«Краски
осени»
-Учить выделять цвета осени из цветовой
гаммы.
-Вырабатывать элементарные навыки
рисования гуашью.
-Развивать речь и обогащать словарный
запас детей.
-Развивать фантазию и воображение.
-Расширять знания детей о деревьях.
Рисование
листьями
2
Овощи.
Огород.
«Морковь»
-Закреплять названия овощей, учить
выделять их характерные свойства: цвет.
- Развивать речь.
-Формировать умение рисовать
нетрадиционными способами.
-Учить рисовать предметы в форме
треугольника, заостряя один угол.
Монотопия
предметная.
Октябрь
3
Фрукты.
Сад.
«Фрукты»
-Формировать умение детей рисовать и
закрашивать округлые формы с помощью
трафарета поролоном.
-Развивать речь и мышление; развивать
мелкую моторику рук.
-Воспитывать аккуратность и терпение.
Рисование с
применение
м
трафаретов
и поролона
4
Лес.
Грибы и
ягоды.
«Корзинка с
малиной»
-Познакомить детей с рисованием красками
способом примакивания пальцев к листу
бумаги.
– Закрепить умение узнавать и называть
цвета.
- Формировать у детей представления о
диких животных (медведь).
- Обогащать пассивный словарь,
активизировать речь детей.
Рисование
пальчиками.
5
Я в мире
человек.
Семья.
«Моя семья»
-Обогащать и активизировать словарь в
процессе расширения представлений о
семье.
-Воспитывать уважение и любовь к членам
семьи.
- Закрепить приёмы рисования
фломастерами и гуашью.
Рисование
ладошками.
6
Я в мире
человек.
Части
тела.
«Ладошки»
-Учить детей рисовать ладошками.
-Уточнять и закреплять знание цветов.
-Развивать мелкую моторику.
- Развивать речь и мышление.
Рисование
ладошками.
7
Моя
страна.
Мой
город.
Правила
дорожног
о
движени
я.
«Мой город»
Учить рисовать высотные дома
прямоугольной формы.
-Использовать штампики из картофеля для
изображения прямоугольных окон.
-Закреплять умение оформлять свой
замысел, композиционно располагать
изображение на листе.
-Развивать речь и мышление.
Оттиск
штампиками
из картофеля
Ноябрь
8
Мой дом.
Мебель.
«Мой дом»
Обои в моей
комнате.
-Совершенствовать умение печатания и
рисования.
-Закреплять умение составлять простые
узоры.
-Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
-Обогащать словарный запас.
Оттиск
печатками+
поролон
9
Мой дом.
Посуда.
«Чайная
пара»
-Развивать чувство композиции, образного
представления о предметах.
-Учить рисовать пальчиком по всей площади
предмета разными цветами красок.
- Развивать цветовосприятие.
- Развивать речь и воображение.
Рисование
пальчиком.
10
Игрушки.
«Пирамидка
»
-Учить складывать лист пополам, рисовать
красками только на одной половине.
- Формировать умение самостоятельно
выбирать цветовую гамму красок.
-Развивать цветовое восприятие,
совершенствовать мелкую моторику пальцев
рук и кистей.
- Развивать речь и мышление, воображение.
Монотопия
11
Одежда.
«Рукавички»
-Упражнять в технике печатания.
Оттиск
Обувь.
- Закрепить умение украшать предмет,
нанося рисунок по возможности равномерно
на всю поверхность.
-Закрепить названия одежды.
-Развивать речь , активизировать словарь.
пробкой,
рисование
пальчиками.
Декабрь
12
Зима.
Приметы
зимы.
Зимующ
ие
птицы.
«Снегири на
ветке»
-Формировать у детей обобщённое
представление о птицах.
-Пробуждать интерес к известным птицам.
-Расширять знания о перелётных птицах.
- Развивать речь и память.
-Упражнять в рисовании снегирей.
Рисование
методом
тычка
13
Зима.
Дикие
животны
е и их
детёныш
и зимой.
«Медведь»
-Формировать умения рисовать гуашью,
используя тычок.
-Наносить рисунок по всей поверхности.
-Передавать в рисунке особенности
внешнего вида медведя.
- Развивать воображение и восприятие
окружающего мира.
-Воспитывать заботливое отношение к
живой природе.
Рисование
методом
тычка
14
Новый
год.
«Узоры на
окнах»
-Развивать ассоциативное мышление,
воображение.
- Воспитывать желание создавать
интересные оригинальные рисунки.
-Познакомить с нетрадиционным
рисованием - кляксография.
- Развивать речь , воображение, фантазию.
Кляксографи
я,
раздувание
капли.
15
Новый
год.
«Ёлочка»
-Упражнять в технике рисования тычком,
полусухой жёсткой кистью.
-Продолжать учить использовать такое
средство выразительности, как фактура.
- Закрепить умение украшать рисунок,
используя рисование пальчиками.
- Развивать речь , память, фантазию.
-Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
Тычок
жёсткой
полусухой
кистью,
рисование
пальчиками
Январь
16
Зима.
Домашни
е
животны
е и их
детёныш
и
«Щенок»
- Учить рисовать щенка, составляя рисунок
из геометрических фигур: голова-круг,
туловище - овал, лапы - маленькие овалы,
уши – треугольники.
-Учить передавать особенности
изображаемого предмета, используя тычок
жёсткой полусухой кисти; доводить предмет
до нужного образа с помощью кисточки.
-Воспитывать заботливое отношение к
домашним питомцам.
-Развивать речь , воображение.
Тычок
жёсткой
полусухой
кистью.
17
Зима.
Домашни
е птицы.
«Цыплёнок»
-Продолжать учить детей рисовать предмет,
состоящий из двух кругов.
-Учить передавать особенности
Тычок
жёсткой
полусухой
изображаемого предмета, используя тычок
жёсткой полусухой кисти; доводить предмет
до нужного образа с помощью кисточки.
-Расширять знания детей о домашних
птицах.
-Воспитывать заботливое отношение к
домашним птицам.
кистью.
18
Зимние
развлече
ния,
зимние
виды
спорта.
«Укрась
саночки»
-Учить украшать сани, примакивая пальцем
к листу бумаги.
-Обогащать пассивный и активный словарь.
-Воспитывать аккуратность при работе с
краской.
Рисование
пальчиками.
Февраль
19
Транспор
т. Виды
транспор
та.
Професс
ии на
транспор
те.
«Машинка»
-Учить рисовать машинку, используя
технику рисования пальчиками.
-Закрепить названия наземного транспорта.
-Развивать воображение, творческую
самостоятельность.
-Развивать речь, мышление, мелкую
моторику рук.
Рисование
пальчиками.
20
Военные
професси
и.
«Парашютис
т»
-Учить новому способу нетрадиционного
рисования - набрызг, используя акварель и
зубную щётку.
-Развивать речь, воображение, творческую
самостоятельность.
- воспитывать аккуратность при работе с
красками.
Набрызг
21
День
Защитни
ка
Отечеств
а.
«Самолет»
-Учить изображать самолёт, используя
«пальчиковую живопись».
-Закреплять умение тонировать небо
поролоновым тампоном и разведённой
акварелью.
-Развивать моторику рук, речь, внимание,
аккуратность в работе, точность движений
руки, ориентировку на листе,
наблюдательность.
Рисование
пальчиками.
22
Професс
ии.
Продавец
.
Почтальо
н.
«Изготовлен
ие конверта»
-Продолжать знакомить с различными
профессиями (почтальон, продавец).
-Расширять представления о важности
профессий, развивать фантазию,
воображение, речь.
-Учить делать конверт, ставить печать
штампом.
Рисование
штампом.
Март
23
8 марта -
мамин
праздник
«Букет для
мамы»
-Учить передавать образ бутона тюльпана.
-Продолжить совершенствовать технику
рисования ладошками.
Рисование
ладошками.
. Мамин
праздник
.
-Развивать речь, мелкую моторику рук.
-Воспитывать любовь к близким, вызвать
желание порадовать их.
24
Весна
Приметы
весны.
«Солнышко»
-Закреплять технику печатанья ладошками. -
Учить наносить быстро краску и делать
отпечатки - лучики для солнышка.
- Развивать цветовосприятие, речь,
воображение.
Рисование
ладошками.
25
Птицы
прилетел
и.
«Лебеди»
-Уточнить названия перелётных птиц,
внешние признаки.
-Закреплять навык использования приёма
рисования ладошкой, мятой бумагой.
-Развивать фантазию, воображение, речь.
-Воспитывать эстетические чувства к живой
природе.
Рисование
ладошкой,
мятой
бумагой.
26
Комнатн
ые
растения.
«Кактус»
-Формировать элементарное представление о
комнатном растении-кактусе, об
особенностях строения.
-Учить закрашивать растение с помощью
поролона на палочке, делать колючки
острым концом кисточки.
-Развивать речь, воображение.
-Воспитывать желание ухаживать за
комнатными растениями.
-Воспитывать эстетические чувства к живой
природе.
Рисование с
помощью
поролона на
палочке.
27
Знакомст
во с
народной
культуро
й и
традиция
ми.
«Укрась
фартук»
-Учить украшать низ фартука удмуртским
орнаментом, учить детей изображать
элементы удмуртского орнамента и
соединять их в единую композицию.
-Развивать активный словарь.
-Воспитывать интерес к Удмуртской
культуре.
Оттиск
штампиками
из картофеля
Апрель
28
Дикие
животны
е весной.
«Пушистые
детёныши»
-Учить изображать пушистых детёнышей
диких животных в какой-либо позе или
движении.
-Учить использовать при изображении
шерсти животного жёсткой кистью штрихи
разного вида - прямые, волнистые.
-Развивать речь, активизировать словарь.
-Воспитывать любовь к домашним
животным, желание ухаживать за ними.
Рисование
жёсткой
кистью.
29
Домашни
е
животны
е весной.
«Кошка»
-Формировать умение рисовать манной
крупой- наносить крупу на рисунок по всей
поверхности.
-Развивать творческие способности детей,
воображение и восприятие окружающего
мира, речь.
-Развивать мелкую моторику рук.
-Воспитывать доброе и нежное отношение к
домашним животным.
Рисование
манной
крупой.
30
Первые
весенние
цветы.
«Одуванчик
и»
-Закреплять умение самостоятельно
рисовать методом тычка цветы, умение
рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. -
Расширять знания о весенних цветах.
-Развивать речь, мелкую моторику рук.
-Воспитывать эстетические чувства к живой
природе.
Метод
тычка.
31
Весенние
работы в
саду.
«Высади
рассаду»
-Расширять представление о необходимости
и значении труда взрослых людей.
-Формировать представление о труде людей
весной в саду.
-Продолжать учить рисовать
нетрадиционным способом – штампами из
картофеля.
-Расширять активный и пассивный словарь.
-Воспитывать трудолюбие, желание помочь
взрослым.
Рисование
штампом из
картофеля.
Май
32
День
Победы.
«Салют»
- Познакомить детей с техникой «рисование
по сырому».
- Развивать творческое воображение,
фантазию.
- Развивать композиционные навыки,
пространственные представления.
- Формировать патриотические чувства.
Рисование
по сырому»
33
Насеком
ые.
«Бабочки»
-Закрепить знания детей о насекомых,
развивать воображение.
-Закрепить умение рисовать
нетрадиционным способом - методом тычка.
-развивать мелкую моторику рук, речь,
воображение, фантазию.
-Воспитывать эстетические чувства к живой
природе.
Рисование
методом
тычка.
34
Аквариу
мные
рыбки.
«Рыбки в
аквариуме»
-Учить рисовать нестандартной техникой
(рисование мятой бумагой, ладошками,
ватными палочками и т. д.).
-Развивать эстетическое восприятие.
-Развивать речь, фантазию.
-Воспитывать любовь к комнатным
животным.
рисование
мятой
бумагой,
ладошками,
ватными
палочками.
Старшая группа
№ Лексичес-кая
Тема
Задачи
Нетрадицио
тема недели
занятия
нные
техники
Сентябрь
1.
Лето.
Приметы.
«Летний
луг»
-Учить новому способу рисования –
кляксографии.
-Закрепить названия цветов (красный,
жёлтый, зелёный и т. д.).
- развитие творческого мышления, речи,
интереса к самостоятельной деятельности,
фантазии и воображения.
Кляксографи
я.
Октябрь
2.
Осень.
Приметы
осени.
«Картина
осени»
-Учить создавать рисунок, используя в
работе гуашь, ватные палочки, а так же
кисть для рисования с жесткой щетиной.
- Развивать творческое мышление, речь,
интерес к самостоятельной деятельности,
фантазию и воображение.
При помощи
ватных
палочек,
метод тычка.
3.
Осень.
Название
деревьев.
«Осенни
й
пейзаж»
-Познакомить с приёмом рисования мятой
бумагой, учить комкать бумагу.
-Способствовать развитию детского
творчества.
-Развивать речь, применять
художественное слово.
-Воспитывать аккуратность при работе с
красками.
Оттиск
мятой
бумагой
4.
Овощи.
Огород.
Сельскохозяйс
твенные
профессии.
«Овощи
на
тарелке».
-Учить рисовать нетрадиционным
способом (манной крупой), закрепить
способ примакивания.
-Развивать мелкую моторику рук.
-Развивать речевое внимание,
выразительность речи.
-Воспитывать интерес к нетрадиционному
рисованию.
Рисование
манной
крупой.
5.
Фрукты. Сад.
Сельскохозяйс
твенные
профессии.
«Фрукты.
Ананас»
-Учить рисовать нетрадиционным
способом с применением воздушно-
пузырьковой плёнки.
-Развивать мелкую моторику рук.
-Развивать речевое внимание,
выразительность речи.
-Воспитывать интерес к нетрадиционному
рисованию.
Выполнение
работы с
применение
м воздушно-
пузырьковой
плёнки
Ноябрь
6.
Части тела.
Здоровый
образ жизни.
«Весёлые
человечк
и»
-Познакомить детей с техникой граттаж.
-Закрепить способ изображения фигурки
человека.
-Развивать речь, внимание.
-Воспитывать у детей аккуратность в
работе.
Граттаж.
7.
Моя Родина -
Россия.
«Берёза-
символ
России»
- Продолжать учить детей рисовать дерево.
-Познакомить с новой техникой рисования
- техникой насыпки.
-Развивать речевые и творческие
Рисование
солью.
способности детей в процессе рисования.
-Развивать мелкую мускулатуру рук,
усидчивость, внимание, воображение.
- Воспитывать в детях чувство
прекрасного, любовь к родному краю,
эстетическое отношение к природе.
8.
Предметы
быта. Одежда.
«Узоры
на
платье»
-Закрепить навыки рисования
акварельными красками, учить украшать
изделие тычками, мазками, колечками.
-Развивать воображение, эмоционально-
эстетические чувства.
-Воспитывать желание радоваться своим
рисункам.
Рисование
тычками,
колечками.
9.
Предметы
быта. Обувь.
«Валенки
»
-Учить детей рисовать нетрадиционным
способом-верёвочкой.
-Уточнить и расширить знания детей об
обуви, её назначении, использования в
зависимости от времени года.
-Развивать речь,воображение.
-Развивать у детей потребность в
познавательной и творческой
деятельности.
Рисование
верёвочкой.
10
.
Предметы
быта. Мебель.
Посуда.
«Красивы
е
тарелочк
и»
-Формировать у детей навыки и умения в
рисовании, используя нетрадиционную
технику «оттиск печатками из картофеля и
моркови».
-Закреплять умения располагать
изображение на определённом месте.
-Развивать речь, мелкую моторику рук и
пальцев.
-Воспитывать эстетические чувства.
оттиск
печатками из
картофеля и
моркови
Декабрь
11
Зима.
Зимующие
птицы.
«Снегири
на снегу»
-Уточнить названия перелётных птиц,
внешние признаки.
-Закрепление навыка использования
приёма рисования мятой бумагой.
-Развивать речь, фантазию, воображение.
-Воспитывать эстетические чувства к
живой природе.
Оттиск
мятой
бумагой
12
Домашние
животные
зимой.
«Домашн
ие
животны
е»
-Продолжать учить детей рисовать
домашних животных разными
материалами по фону.
-Совершенствовать умение составлять
композицию, включая знакомые
изображения, варьируя их размер.
-Развивать творческую активность, речь.
-Воспитывать доброе и нежное отношение
к домашним животным.
Рисование
поролоном,
трубочкой.
13
Дикие
животные
зимой.
«Ёж»
-Развивать творческое воображение, речь,
мышление.
-Воспитывать интерес к творчеству в
Рисование
вилкой
целом и к нетрадиционному виду
творчества в частности.
-Воспитывать бережное отношение к
диким животным.
14
Новый год.
«
Огоньки
для
ёлочки»
- Продолжать формирование
представлений детей о зиме, о новогоднем
празднике.
-Продолжать рисовать пальчиками.
-Развивать эстетический вкус и образное
мышление, речь.
-Воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Рисование
пальчиками,
использован
ие техники
аппликации.
Январь
15
Зима.
Приметы.
«Моя
любимая
погода
зимой»
-Воспитывать эстетическое отношение к
природе и её изображению в различных
изобразительных техниках.
-Упражнять в отображении состояния
погоды в рисунках (ясно, метель).
-Развивать чувство композиционного
колорита.
Печать
поролоном
по
трафарету,
набрызг.
16
Зимние виды
спорта.
«Зимние
забавы»
-Учить рисовать фигуру человека (ребёнка)
в зимней одежде (комбинезоне)- с
помощью руки.
-Продолжать учить использовать в рисунке
разные материалы: цветные восковые
мелки, акварель.
-Развивать речь, воображение.
-Развивать умение передавать в рисунке
своё отношение к зимним играм; прививать
любовь к здоровому образу жизни и
занятиям спортом.
С помощью
ладошки,
используя
цветные
восковые
мелки и
акварель.
17
Безопасность
зимой.
Транспорт.
«Транспо
рт»
( готовые
раскраск
и с
разными
видами
транспор
та)
-Продолжать знакомить детей с
нетрадиционной техникой рисования с
помощью манной крупы.
-Развивать мелкую моторику.
-Развивать речь, творческое воображение,
мышление, фантазию.
-Закреплять знания о различных видах
транспорта.
техникой
рисования с
помощью
манной
крупы.
Февраль
18
Профессии на
транспорте.
«Самолёт
»
-Закрепить знания детей о видах
транспорта (воздушный, наземный,
водный), о профессиях на транспорте
(лётчик, водитель, капитан).
- Развивать творческое воображение,
мышление, фантазию, речь.
-Воспитывать уважение к людям разных
профессий.
-Закрепить приёмы работы в технике
граттаж
Граттаж
19
Профессии на
стройке.
« Мы -
строител
-Формировать знания детей о труде
строителей, рабочих разных
Рисование
восковыми
и»
специальностей.
-Формировать уважение к труду взрослых.
-Продолжать учить рисовать по
представлению.
- Закреплять умение работать с краской и
кистью.
- Развивать воображение, речь.
мелками +
акварель.
20
Наша Армия.
«Открытк
а для
папы»
-Воспитывать интерес и любовь к
нетрадиционной технике рисования,
аккуратность в работе с гуашью, с
нетрадиционными материалами.
-Развивать умение поддерживать беседу,
активизировать словарный запас.
-Формировать умение рисовать
нетрадиционными способами.
Рисование
свечой +
акварель,
штампами,
ватными
палочками.
21
Детский сад.
Ателье.
Профессии.
«Платье»
-Учить новому нетрадиционному способу -
ниткографии (выкладывание силуэта мелко
нарезанными нитками).
-Формировать знания о видах и назначении
одежды.
-Развивать чувство цвета, учить находить
интересное сочетание красок.
-Развивать речь, фантазию.
-Воспитывать эстетические чувства.
Ниткографи
я
Март
22
Весна.
Международн
ый женский
день.
«Астры»
-Продолжать совершенствовать навыки
рисования кляксами.
-Развивать у детей координацию и силу
движений.
-Развивать речь, воображение.
-Воспитывать радостное настроение от
полученного результата.
Кляксографи
я.
23
Наш город.
Моя семья.
«Городск
ой
пейзаж»
-Учить детей создавать образ зимней
природы, передавать её красоту,
разнообразие деревьев.
-Продолжать закрепление нетрадиционных
форм рисования – техника рисования
«солью»
-Учить детей рисовать мосты, дома,
здания.
-Развивать эстетическое восприятие, речь,
самостоятельность.
Рисование
«солью».
24
Мир
комнатных
растений.
«Цветоче
к в
горшочке
»
-Закрепить приемы работы в технике
кляксография.
-Продолжать учить детей передавать в
работе характерные особенности внешнего
вида разных цветов.
-Способствовать расширению знаний о
многообразии растительного мира.
-Развивать речь.
Кляксографи
я
-Воспитывать эстетические чувства,
желание ухаживать за комнатными
растениями.
25
Водные
ресурсы.
Рыбы.
«Море»
-Вызвать интерес к созданию морского
пейзажа различными нетрадиционными
техниками.
-Развивать речь, воображение, чувство
ритма и композиции.
-Развивать эстетическое восприятие,
самостоятельность.
Рисование с
помощью
поролоновой
губки,
зубной
щётки.
Апрель
26
Родной край.
Народная
культура.
«Украше
ние
фартука»
-Учить украшать низ фартука удмуртским
орнаментом, учить детей изображать
элементы удмуртского орнамента и
соединять их в единую композицию.
-Учить активно и творчески применять
ранее усвоенные способы изображения в
лепке.
-Развивать речь, воображение.
-Воспитывать интерес к Удмуртской
культуре.
Пластилиног
рафия.
27
Космос.
«Фантаст
ический
космос»
-Формировать умение детей создавать
фантастические рисунки выразительными
средствами.
-Развивать интерес, воображение,
фантазию, речь.
Рисование
восковыми
мелками +
акварель.
28
Весна.
Изменения в
природе.
«Подсне
жники»
-Закрепить умение изображать сезонные
изменения в рисунке, используя разные
художественные техники (стебель и листья
ватными палочками, цветок - клеем ПВА и
манной крупой).
-Развивать речь, воображение.
-Совершенствовать эстетическое
восприятие природных явлений.
-Воспитывать бережное отношение к
живой природе.
Рисование
манной
крупой,
Ватными
палочками.
29
Весенние
сельскохозяйс
твенные
работы.
«Посади
дерево»
-Расширять представление о
необходимости и значении труда взрослых
людей.
-Формировать представление о труде
людей весной в саду.
-Продолжать учить рисовать
нетрадиционным способом –
кляксография.
-Развивать речь, эстетический вкус и
образное мышление.
-Воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Кляксографи
я
Май
30
День Победы.
«Праздни
чный
салют»
-Развивать у детей наблюдательность,
эстетическое восприятие, речь.
-Учить создавать композицию рисунка,
Набрызг.
располагая внизу - дома, а вверху - салют в
технике набрызг.
-Воспитывать патриотические чувства.
31
Правила
дорожного
движения.
«Дорожн
ые
знаки»
-Закрепить знания детей о дорожных
знаках.
-Упражнять в умении изображать
дорожные знаки нетрадиционным
способом- солью.
-Воспитывать навыки ориентировки в
пространстве.
-Развивать внимание, творческое
воображение детей.
Рисование
солью.
32
Лето.
Приметы
лета.
Насекомые.
«Разноцв
етные
бабочки»
-Формировать умение самостоятельно
выбирать цветовую гамму красок,
соответствующую радостному летнему
настроению.
-Развивать цветовое восприятие, речь.
-Совершенствовать мелкую моторику
пальцев рук и кистей.
- Вызвать положительный отклик на
результаты своего творчества.
Монотопия
Подготовительная группа
№
Лексическая
тема недели
Тема
занятия
Задачи
Нетрадици
онные
техники
Сентябрь
1
Осень.
Осенние
месяцы.
Деревья
осенью.
«Осенний
пейзаж»
-Развивать эмоционально-эстетические
чувства, воображение, речь.
-Закрепить умение отличать пейзаж от
картин другого содержания.
-Учить детей умению отражать в рисунке
признаки осени.
Монотопия
2
Насекомые.
Подготовка
насекомых к
зиме.
«Разноцве
тные
бабочки»
-Познакомить детей с техникой рисования
при помощи файла.
-Воспитывать умение гармонично
подбирать краски для получения
выразительного изображения.
-Развивать речь, воображение, фантазию.
Рисование
при
помощи
файла.
Октябрь
3
Овощи,
фрукты. Труд
взрослых в
садах и
огородах.
«Во саду
ли, в
огороде»
-Познакомить детей с техникой рисования
свечой.
-Закрепить характерные особенности
овощей: капуста, морковь.
- Развивать творческое мышление и
воображение, речь.
-Воспитывать трудолюбие, желание
помочь взрослым.
Рисование
свечой.
4
Зимующие и
перелётные
«Воробу
шки
-Продолжать учить детей технике
рисования по сырой бумаге.
Рисование
по сырой
птицы,
подготовка к
отлёту.
зимой»
- Развивать композиционные умения.
-Развивать речь, воображение.
-Воспитывать бережное отношение к
птицам.
бумаге.
5
Домашние
животные и их
детёныши.
«Пушист
ые
детёныши
домашни
х
животных
»
-Учить детей изображать пушистого
животного в какой-либо позе или
движении.
-Продолжать учить детей использовать при
изображении шерсти материал разного
вида: поролон, трубочка.
-Развивать творческое воображение, речь.
-Воспитывать заботливое отношение к
домашним животным.
Рисование
поролоном
,
трубочкой.
6
Дикие
животные и их
детёныши.
Подготовка
животных к
зиме.
«Звери в
зоопарке»
-Учить детей задумывать содержание
рисунка, рисовать по всему листу.
-Совершенствовать технику рисования
пальцами, «кляксографией», тычком.
-Развивать любознательность, память,
речь.
-Воспитывать доброе отношение к
животным.
Кляксогра
фия,
тычком.
Ноябрь
7
Дом, в
котором я
живу. Мебель,
посуда.
«Бытовые
предметы
»
-Формировать эстетическое отношение к
бытовым предметам.
-Упражнять в комбинировании различных
техник.
- Развивать творческое мышление и
воображение, речь.
По выбору
детей.
8
Наш родной
город –
Ижевск.
«Город
вечером»
-Учить детей передавать картину
вечернего города, его колорит.
-Закреплять умение оформлять свой
замысел, композиционно располагать
изображение на листе.
-Развивать речь, воображение,
эстетические чувства.
Граттаж.
9
Наша Родина-
Россия.
«Российс
кий флаг»
-Познакомить детей с Российским флагом,
Объяснить значение цветов (синий, белый,
красный).
-
Продолжать учить рисовать способом
примакивания поролоном.
-Развивать речь,память.
-Воспитывать любовь к Родине,
патриотические чувства.
Рисование
способом
примакива
ния
поролоном
10
М о с к в а
-
столица
России.
«Кремль»
-Учить рисовать московский кремль с
опорой на иллюстрацию восковыми
мелками.
-Развивать образное мышление, творческое
воображение, речь.
-Воспитывать любовь к Родине,
патриотические чувства.
Рисование
восковыми
мелками +
акварель
Декабрь
11
Зима. Зимние
месяцы.
Зимующие
птицы. Дикие
животные
зимой.
«Кто
живёт в
зимнем
лесу?»
-Совершенствовать навыки изображения
животных, используя нетрадиционные
техники рисования.
-Продолжать учить, самостоятельно
выбирать технику рисования.
-Развивать чувство цвета и композиции.
-Развивать мелкую моторику рук, память,
речь.
По выбору
детей.
12
Зимняя
одежда, обувь,
головные
уборы.
«Шапочка
для
куклы»
- Закреплять знания детей о головных
уборах
- Развивать представления детей о
расположении элементов на шапочке
- Развивать мелкую моторику рук, речь
- Воспитывать положительное
эмоциональное отношение к результатам
своего труда.
Ватными
палочками,
штампами.
13
Новый год.
«Новогод
няя ночь»
-Заинтересовать детей выполнением
картины;
-Упражнять в размазывании пластилина на
поверхности;
-Развивать мелкую моторику рук, речь.
-Приучать вносить в работу
индивидуальные особенности;
-Воспитывать желание доводить начатое
дело до конца.
Пластилин
ография.
Январь
14
Зимние
развлечения,
зимние виды
спорта.
«Зимние
виды
спорта»
-Учить рисовать нетрадиционным
способом - набрызг.
-Располагать трафарет на листе, составляя
композицию.
-Развивать воображение , творческую
самостоятельность, речь.
- Воспитывать аккуратность при работе с
красками.
Набрызг
15
Природа
Арктики и
Антарктики,
животные
Северного и
Южного
полюса.
Животные
жарких стран,
повадки,
детёныши.
«Животн
ые
жарких
стран»
-Познакомить с нетрадиционной техникой
рисования: манкой и акварелью.
-Развивать речь, воображение и фантазию.
-Воспитывать интерес к миру животных.
Рисование
манной
крупой,
Ватными
палочками,
акварелью.
Февраль
17
Животный
мир морей и
океанов.
«Подводн
ый мир»
-Закреплять у детей технические навыки
рисования.
-Продолжать учить выстраивать
композицию рисунка, отражать в рисунке
свои впечатления, знания об окружающем
Граттаж
мире.
-Развивать воображение, творчество, речь.
18
Пресноводные
и
аквариумные
рыбы.
«Аквариу
мные
рыбки»
Совершенствовать изобразительные
навыки.
-Учить самостоятельно создавать
интересный сюжет.
-Использовать нетрадиционную технику -
рисование пластилином.
-Уточнять знания детей о рыбах, строении
рыб.
-Развивать мелкую моторику рук, речь,
воображение.
-Воспитывать эстетические чувства.
Пластилин
ография
19
Военные
профессии, 23
Февраля.
«Открытк
а для
папы»
Кораблик
-Формировать у детей знания о празднике
« День Защитника Отечества».
-Развивать связную речь детей. Мелкую
моторику.
-Воспитывать у детей уважение к своим
папам.
Рисование
солью
20
Орудия труда.
Инструменты.
«Чемодан
с
инструме
нтами»
-Расширять представления детей о разных
видах инструментов, о применении их в
работе людьми разных профессий.
-Воспитывать интерес к трудовой
деятельности.
-Развивать речь, память, воображение.
Рисование
с помощью
трафаретов
и поролона
Март
21
Мамин
праздник.
Гендерные
представления
в обществе.
«Цветы в
вазе»
-Закрепить навыки рисования в технике –
граттаж;
-Развивать мелкую моторику рук, речь,
воображение.
-Воспитывать любовь и уважение к
близким людям, желание доставить
радость своей работой.
Граттаж.
22
Ранняя весна,
весенние
месяцы.
«Сирень»
-Учить изображать на кусте сирени
соцветия, собранные в кисти, передавать
их форму и цвет.
-Развивать чувство цвета и композиции.
-Развивать речь, воображение.
-Воспитывать эстетические чувства.
Рисование
штампами.
23
Мы читаем.
Знакомство с
творчеством
А.С.
Пушкина.
«Золотая
рыбка»
-Учить детей рисовать нетрадиционным
способом «по мокрому листу», передавать
композицию в сюжетном рисунке.
-Развивать разнонаправленные, слитные,
плавные движения руки.
-Развивать воображение, фантазию, речь.
-Воспитывать у детей стремление к
достижению результата.
Рисование
«по
мокрому»-
губкой.
24
Знакомство с
народными
традициями и
обычаями.
«Маниста
»
- Учить детей рисовать нетрадиционным
способом – штампом из пробки.
- Познакомить с элементом удмуртского
костюма - манистой.
-Развивать речь, творческие способности,
Рисование
штампом –
пробкой.
мелкую моторику рук.
- Воспитывать интерес к Удмуртской
культуре.
Апрель
25
Сезонные
изменения
весной.
«Поле из
одуванчик
ов»
-Расширять знания о временах года,
развивать эстетическое восприятие
окружающего мира.
-Воспитывать любовь к родному краю.
-Закрепить умение рисовать цветы
методом тычка.
-Развивать речь, воображение.
Метод
тычка.
26
Космос.
«Звёздное
небо»
-Упражнять детей делать оттиск мятой
бумагой.
-Способствовать развитию детского
творчества при самостоятельной
дорисовке сюжета.
- Развивать мелкую моторику рук, речь,
фантазию.
Оттиск
мятой
бумагой.
27
Транспорт.
Виды
транспорта.
Профессии на
транспорте.
«Автобус
»
-Закрепить знания детей о транспорте, его
видах.
-Развивать умение рисовать
нетрадиционными способами - штампом
из картофеля (колёса, окна), ватными
палочками (номер маршрута, рекламу).
-Развивать речь, память, воображение.
-Воспитывать у детей правильное
поведение в транспорте, ПДД.
Рисование
штампами
из
картофеля,
ватными
палочками.
28
Первоцветы.
Комнатные
растения,
размножение,
уход.
«Весенни
е цветы»
-Совершенствовать навыки
нетрадиционного рисования, используя
знакомые техники.
-Продолжать учить детей подбирать
цветовую гамму.
-Развивать речь, творческое мышление и
воображение.
-Воспитывать эстетические чувства.
Монотопия
, штампы,
кляксы.
Май
29
День Победы.
«Салют
Победы»
-Познакомить детей с техникой «рисование
солью».
- Развивать речь,творческое воображение,
фантазию.
- Развивать композиционные навыки,
пространственные представления.
- Формировать патриотические чувства.
Рисование
солью.
30
Скоро в
школу.
Школьные
принадлежнос
ти.
«Рюкзак»
-Продолжать рисовать в нетрадиционной
технике, используя изученные приёмы (по
выбору).
-Развивать речь, творческое мышление,
воображение, фантазию.
- Развивать желание идти в школу.
-Воспитывать интерес к школе, к новым
знаниям.
Выбор
нетрадици
онной
техники по
желанию
детей.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский. Вот
почему
так
важны
в
дошкольном
возрасте
занятия
изобразительной
деятельностью.
Они
служат
улучшению
художественного
образования
и
эстетического
воспитания
детей.
Необходимо
научить
детей
видеть
прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство
родной природы.