Напоминание

Формирование познавательных способностей у учащихся в начальной школе


Автор: Яшметова Ольга Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Сернурская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза А. М. Яналова"
Населённый пункт: пгт. Сернур, Сернурский район, Республика Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: Формирование познавательных способностей у учащихся в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование познавательных способностей у учащихся в начальной

школе на примере изучения темы «Преобразования Петра Великого»

Известно,

что

формирование

любых

личностных

новообразований

умений,

способностей,

личностных

качеств

том

числе

и

универсальных

учебных действий, и умения учиться в целом), возможно только в деятельности

(Л.С. Выготский).

Работая

по

окружающему

миру

А.А.

Вахрушева,

Д.Д.Данилова

и

др.,

начала осваивать технологию критического мышления.

На

каждом

этапе

урока

открытия

нового

знания

формируются

УУД

и

создаются

благоприятные

условия

для

реализации

ФГОС

к

формированию

метапредметных результатов образования.

Познавательные УУД включают в себя:

общеучебные,

логические действия,

знаково-символические,

постановка и решение проблемы.

Модель технологии критического мышления предлагает 3 стадии:

1.Стадия вызова.

Учащиеся

должны

использовать

свои

предыдущие

знания

по

теме,

задают

вопросы,

на

которые

хотели

бы

получить

ответ,

формулируя

собственные

цели.Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается,

обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

2. Стадия осмысления.

Учащиеся читают текст, ведут записи по мере осмысления новой информации,

отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал

параграфа).

3. Стадия рефлексии.

Учащиеся

соотносят

получаемую

информацию

с

уже

известной.

Производят

отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы.

Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации.

Проанализируем

три

этапа

урока

и

выделим

где

формируются

познавательные УУД. Фрагмент урока окружающего мира в 3 классе на тему

«Преобразования Петра Великого».

Вызов.

У : «Прошлое

не

безупречно,

но

упрекать

его

бессмысленно,

а

вот

изучать

необходимо». Как вы это понимаете? (ответы учащихся)

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

А.С. Пушкин

У: Как вы думаете о ком говорится в этом стихотворении? (Петр I.)

У: Правильно. А кем он был? (Первым императором России.)

Осмысление.

У: Вы уже знаете что Петра I называли Петром Великим.Хотите узнать почему?

У: Тогда я предлагаю разделиться на четыре группы.

У:

Прочитайте

текст,

отметьте

на

полях

свое

отношение

к

прочитанному

материалу. (Использование приёма «INSERT» на стадии "Осмысление")

Учитель: Обсудите между собой содержание текста и внутри группы.

Учитель: Расскажите, что вам уже было знакомо? (Ответы детей)

Учитель: А что нового вы узнали после прочтения? (Ответы детей)

Учитель: Что вас заинтересовало? (Ответы детей)

Рефлексия

Учитель: Теперь ребята вы знакомы с текстом, с которым вам предстоит работать.

И

мы

можем

перейти

к

составлению

кластера.

Посередине

чистого

листа

напишите главное слово или предложение, которое является «сердцем» идеи,

темы.

Вокруг

напишите

слова

или

предложения,

выражающие

идеи,

факты,

образы, подходящие для данной темы. Под некоторыми фактами можете сделать

зарисовки.

(Используется прием “Кластер” на стадии "Рефлексия")

После составления кластера, группы по очереди выходят к доске и защищают его

перед всем классом.

Анализ.

Познавательные действия формировались на каждом этапе:

На стадии вызова учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому

предмету, систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на

которые

хотели

бы

получить

ответ,

формулируя

собственные

цели.

Отрабатывались познавательные универсальные учебные действия:

целеполагание;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

На

стадии

осмысления учащиеся

читают

текст,

ведут

записи

по

мере

осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым

материалом. Отрабатывались познавательные универсальные учебные действия:

извлечение из текстов необходимой информации;

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

планирование

построение логической цепи рассуждений;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

На

стадии

рефлексии учащиеся

соотносят

получаемую

информацию

с

уже

известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят

отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы.

Отрабатывались познавательные универсальные учебные действия:

анализ, синтез, сравнение, обобщение;

построение логической цепи рассуждений;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

использование знаково-символических средств;

Организация деятельности по технологии развития критического мышления

позволяет формировать у обучающихся УУД и способствует

познавательной

активности на уроках.

Список использованных источников и литературы.

1.

Аристова

Л.П.

Активность

учения

школьника

/

Л.П.

Аристова.

М.:

Просвещение, 2008. – 139 с.

2.

Бардин К.В. Как научить детей учиться / К.В. Бардин. – М., 2009 – 49 с.

3.

Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка / Л.И.

Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – 2002. -

№1. С. 3-1

5.

Возрастные возможности усвоения знаний (младшие класса школы) /Под

ред. Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова /. – М., 2006. – 257 c.

6.

Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности /

З.Я. Горностаева// Открытая школа. - 2008. - №2. - С. 38-42.

7.

Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя /

А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2000. – 61 с.

8.

Муртазин

Г.М.

О

некоторых

способах

активизации

познавательной

деятельности учащихся / Г.М. Муртазин // Активизация познавательной

деятельности учащихся. - Уфа, 2002. - 96 с.



В раздел образования