Автор: Дмитриева Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2093
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Работа со сказками в качестве ресурса в психологическом консультировании в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Работа со сказками в качестве ресурса в психологическом
консультировании в начальной школе
Период сдачи экзаменов для старшеклассников является ответственным
и очень волнительным. Сдача выпускных работ в 4 классах ставит перед
учащимися
задачу
совладания
с
собственными
негативными
эмоциями
(тревогой, неуверенностью в себе) для успешного преодоления данного этапа
в жизни. Однако большинство учащихся не имеют необходимых навыков,
которые помогут справиться с подобными эмоциями. Учащиеся находят свои
способы борьбы со стрессом, например: отказ от деятельности (убеждение,
что работы не важны), беспорядочная деятельность (попытка делать все и
сразу),
попытка
за
короткий
промежуток
времени
запомнить
всю
необходимую информацию и др. Данные способы не всегда эффективны.
Эмоциональные трудности учащихся при написании работ ставят перед
психологами задачу по выработке эффективных способов помощи. Одним из
таких способов может стать поиск ресурсов. Возникает вопрос: в какой
области искать ресурсы – в собственных воспоминаниях учащихся и их
достижениях
или
в
сказочных
образах
героев,
преодолевающих
всевозможные жизненные задачи и трудности.
В современном мире, где все пропитано прагматизмом, всё чаще хочется
соприкоснуться с таинственным миром мифа и сказки.
Сказкотерапией
человек
занимался
всегда.
Истоки
ее
мы
находим
в
глубине веков в устном народном творчестве; это считается первым этапом в
развитии
данного
направления
психотерапии.
Сказкотерапия
дословно
расшифровывается как лечение души. Но было бы целесообразнее сказать,
что это процесс поиска смысла, который в данный момент актуален в жизни
клиента.
Т.Д.
Зинкевич-Евстигнеева
определяет
сказкотерапию,
как
«…
процесс
поиска
смысла,
расшифровки
знаний
о
мире
и
системе
взаимоотношений в нем»
1
. В действительности в сказках можно найти весь
перечень
человеческих
проблем
и
способы
их
решений.
Читая
ребенку
1
сказки, мы помогаем ему накопить знания о проблемах человека и возможные
варианты
выхода
из
ситуаций;
именно
поэтому
при
работе
с
клиентом,
психолог обращается и к личному опыту человека, и к накопленным через
сказки
знаниям.
Сказкотерапия
дословно
расшифровывается
как
лечение
души. Но было бы целесообразнее сказать, что это процесс поиска смысла,
который
в
данный
момент
актуален
в
жизни
клиента.
Т.Д.
Зинкевич-
Евстигнеева
определяет
сказкотерапию,
как
«…процесс
поиска
смысла,
расшифровки
знаний
о
мире
и
системе
взаимоотношений
в
нем».
В
действительности
в
сказках
можно
найти
весь
перечень
человеческих
проблем и способы их решений. Читая ребенку сказки, мы помогаем ему
накопить знания о проблемах человека и возможные варианты выхода из
ситуаций; именно поэтому при работе с клиентом, психолог обращается и к
личному опыту человека, и к накопленным через сказки знаниям.
Психологами было разработано большое количество способов работы со
сказками:
1.
Анализ сказок. Обсуждение с клиентом смысла сказки, поведения
главного героя. Такой способ может помочь человеку осознать имеющиеся
недостатки
в
своем
поведении,
найти
приемлемый
способ
решения
актуальной задачи, а значит получить ресурс для решения проблем.
2.
Рассказывание
сказок.
Клиенту
предоставляется
возможность
посмотреть
на
поведение
различных
героев
сказки
со
своей
стороны.
Например,
просят
рассказать
сказку
колобок
от
лица
лисы.
Подобное
упражнение не только развивает воображение, творчество, но и помогает
развить
навык
принятия
позиции
различных
участников
жизненной
ситуации, что также помогает найти ресурс для изменений в жизни.
3.
Переписывание сказок. В том случае, если сюжет, конец сказки не
устраивает клиента, он получает возможность изменить так, как ему хотелось
бы.
Такой
подход
помогает
развивать
самостоятельность
мышления,
понимание, что человек имеет право на свое развитие событий, возвращение
клиенту
ответственности
за
свою
жизнь.
Это
сильный
толчок,
который
помогает актуализировать внутреннюю энергию и сделать первые шаги к
самостоятельной жизни. Наряду с этим, такой подход является хорошим
диагностическим инструментом.
4.
Постановка
сказок.
Клиент
может
в
безопасной
обстановке
прожить
те
чувства
и
эмоции,
которые
не
находят
своего
выражения
в
реальности,
что
помогает
выразить
накопившиеся
эмоции,
а
также
дает
разрешение
на
выражение
эмоций
в
жизни.
Данный
способ
помогает
освободить энергию, которая тратилась на подавление эмоций, а также дает
свободу в выражении их.
5.
Сочинение сказок. Данный вид работы помогает создать именно
такой сценарий, который волнует клиента, а значит, помогает не только
открыто говорить о чувствах посредством метафоры, но и искать решение
реальных проблем.
Человек на протяжении всей жизни сталкивается с тем, как трудно
выразить
свои
чувства,
свой
внутренний
мир.
В
этом
ему
помогают
метафоры.
Работа
с
метафорой
во
время
психотерапевтической
сессии
поможет
углубить
понимание
проблемы,
а
также
помочь
клиенту
в
формулировании
или
фокусировке
на
актуальной
задаче.
Это
очень
действенный метод, но важно понимать, что при расшифровке метафоры
нужно учитывать контекст и ее культурную принадлежность.
Еще один способ работы с внутренней реальностью – психодрама. «В
настоящее время это метод групповой и индивидуальной терапии, связанный
с
кататимным
(непосредственным
и
визуализируемым)
переживанием
образов,
с
осознаванием
происходящего
из
мета-позиции
(это
выход
за
пределы
сцены
и
наблюдение
со
стороны)
и
поведенческо-ролевой
трансформацией»
Внутренняя реальность, безусловно, обладает большей динамичностью и
изменчивостью, но нельзя утверждать, что она является истинной картиной
объективного мира для человека. Во внутренней реальности мы находим
истоки своих трудностей, а также ресурсы, которые помогут нам справится с
травмирующей ситуацией. Мы способны осознавать свой внутренний мир, а
также выстраивать его благодаря нашим убеждениям, желаниям или работе с
психотерапевтом, но мы способны также выстраивать и внешнюю
реальность, принимая то или иное решение.
Приложение
Болгарская сказка. Сорок братьев и их сестричка.
У одного отца было сорок сыновей и одна дочь – слепая девочка. В доме у
них стояли в ряд сорок две кровати. Каждое утро слепая девочка оправляла
постели и ставила на огонь большой котел, в котором варилась похлебка на
всю семью, а к обеду расставляла на столе сорок две миски.
Чтобы прокормить своих детей, отец от зари до зари трудился на своей
обширной ниве и выращивал на ней пшеницу, зерна которой были величиной
с ягоду кизила. Посреди нивы росла молодая яблонька, а под яблонькой бил
родник холодной, прозрачной воды.
Подошла осень. Листья на яблоньке пожелтели, а плоды налились соком.
Старик запряг лошадей, обмолотил снопы и свез зерно в амбар. А сыновья
вывели на поле волов и начали перепахивать землю; над бороздами поднялся
белый пар. Отец стал переходить с межи на межу и разбрасывать семена,
которые падали в черную землю, словно золотые градинки. Через три дня вся
нива почернела. Но старик надорвался на тяжелой работе, заболел и слег.
Напрасно дочка поила его целебными кореньями – ничто уже не могло
вернуть ему здоровья. Почувствовал отец, что приближается его последний
час, позвал сыновей и сказал им:
– дорогие мои дети, я отправляюсь туда, откуда никто не возвращается.
Подходите ко мне по очереди, я хочу проститься с вами.
Когда все сыновья простились с отцом, он приподнялся и сказал:
– Помните, что самый сладкий хлеб родится на нашей ниве. дружно
возделывайте ее и живите как полагается братьям. Не ссорьтесь между собой.
А теперь пусть кто-нибудь из вас принесет мне воды из родника, что течет
посреди нивы. В свой последний час я хочу омочить губы в той воде, которую
пили мои деды.
Сорок братьев схватили глиняные кувшины и помчались на ниву. Но,
прибежав туда, они вместо того, чтобы наполнить их водой, оставили
кувшины под яблоней, срезали себе по палке и начали вымеривать ниву.
– Братцы, для чего вы вымериваете ниву? – спросил самый младший брат.
– Будем ее делить! – ответили хором тридцать девять голосов.
Начали братья делить ниву и перессорились. Стали кричать друг на друга,
замахиваться палками, а потом и в драку полезли. Так все кувшины и
поразбивали.
– Что там делают мои сыновья? – слабым голосом спросил старик, услышав
шум.
– дерутся из-за нивы, – ответила слепая девочка.
– А водицы мне принесли?
– Нет, батюшка.
Тяжело вздохнул старик, а потом приподнялся и проклял сыновей:
– да будет на вас мое проклятие! Коли вы так жадны на землю, то
превратитесь в кротов и всю жизнь ройтесь в ней!
Проклял отец сыновей в свой смертный час, и они сразу же превратились в
кротов. Разбежались по ниве в разные стороны, вырыли сорок нор и исчезли
в земле. Провалились в подземное царство.
А слепая девочка схоронила отца и пошла на ниву разыскивать братьев. Звала
она, звала братьев, все сорок имен перебрала, но никто не откликнулся.
Бедная сиротка села под яблоньку и заплакала. Увидела ее маленькая
ящерица, которая копошилась на дне источника. Жаль ей стало девочку.
Выползла она из воды и говорит:
– Не плачь, девочка! Твои братья живы.
– А почему они не отвечают на мой зов, коли живы? Где они?
– В подземном царстве.
– Кто тебе сказал, что они там?
– Вода. Она вытекает из самых недр земли.
– Как же мне добраться до них?
– Я скажу тебе как. Возле вашей нивы есть пересохший колодец. Сядь в
бадью и спустись в него. Не бойся, там нет воды. На дне колодца лежит
плита. Приподними ее – и увидишь перед собой каменную лестницу, которая
уходит глубоко вниз. Сойди по этой лестнице и окажешься в подземном
царстве.
Слепая девочка сходила домой за корзиной, а потом вернулась на ниву и
стала трясти яблоньку – стряхивать плоды. Все яблоки упали на землю.
девочка подобрала их и пересчитала: оказалось как раз сорок яблок –
каждому брату по яблоку. Наполнила она ими корзинку и пошла к высохшему
колодцу. Села в бадью и спустились на дно. Нашла там плиту, приподняла ее
и пошла вниз по лестнице. двадцать недель спускалась она в подземное
царство. Изнемогала от усталости и голода, но не притронулась к яблокам: ей
хотелось, чтобы всем братьям досталось по яблоку с отцовского дерева.
В понедельник на двадцать первой неделе девочка вступила наконец в
подземное царство и остановилась.
– Ты кого здесь ищешь? – услышала она старушечий голос.
– Моих братьев. Не знаешь ли ты, где они?
– Они тут. Я держу их запертыми в клетке и по три раза в день кормлю
соленой землей. Когда они начинают скулить от жажды, наливаю всем им по
чашке воды. Они хватают чашки передними лапками, но, как только подносят
их ко рту, донца чашек отваливаются и вода вытекает. Так и не могут они
утолить свою жажду. должно быть, тяжелый грех им приходится искупать.
– Отведи меня к ним, бабушка! – взмолилась слепая девочка.
Когда они подошли к клетке, кроты жалобно заскулили.
– Позволь мне дать им по яблоку! – попросила маленькая гостья старушку.
– Что ж, дай! – согласилась та.
Девочка с корзинкой к руках обошла всех кротов и каждому дала по
румяному яблочку. Кроты с жадностью набросились на сочные яблоки и, как
только проглотили по первому кусочку, снова превратились в людей. Слепая
девочка не могла увидеть братьев, но услышала их голоса и заплакала от
радости. А самый младший брат съел только одну половину яблока, другую
же дал слепой сестричке. девочка надкусила ее – и прозрела.
Радости братьев не было конца, когда они увидели, что снова превратились в
людей, а сестричка глядела на них и не могла наглядеться.
Стали они подниматься по лестнице на белый свет. Впереди шла сестричка и
показывала им дорогу. Шли они двадцать недель и в понедельник на двадцать
первой неделе вылезли наконец из сухого колодца. Оглянулись по сторонам и
что же видят: отцовская нива пожелтела, налилась крупным зерном. Взяли
братья сорок серпов и дружно принялись за работу. Прибрали они жито в
амбар, а девочка замесила из новой муки тесто, напекла целую печь хлебов и
раздала их бедным людям, чтобы те помянули добрым словом ее покойного
отца. А вторую печь хлебов она испекла для братьев, которые стали жить в
мире и согласии, как и полагается настоящим братьям.