Напоминание

"Где живет электричество?"


Автор: Черницова Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 365"
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: методическая разработка НОД
Тема: "Где живет электричество?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №365» городского округа Самара
Конспект

непосредственно образовательной

деятельности

с детьми

подготовительной к школе

логопедической группы

на тему

«Где живет электричество?»
Подготовила и провела воспитатель Черницова Ирина Юрьевна г.Самара,2016г.

Тема недели
«Мой дом. Моя квартира»
Тема НОД
«Где живет электричество»
Разработчик
Черницова Ирина Юрьевна
Возрастная категория детей
6-7 лет.
Время проведения
февраль 2016года.
Цель:
Формирование у детей элементарных представлений об электричестве, его значении в жизни человека.
Задачи:
речевые: 1.Упражнять в подборе прилагательных и глаголов к существительным, расширять словарный запас детей по теме. воспитательные: 1.Воспитывать потребность к познанию окружающего мира и радость открытий, полученных из опытов. 2.Воспитывать интерес к совместной деятельности, навыкам сотрудничества. обучающие и развивающие: 1.Обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании. 2.Закрепить знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту. 3.Развивать стремление к поисково-познавательной деятельно сти, способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Организация образовательной среды:
Для мотивации к НОД: электрический фонарик Для проведения НОД: иллюстрации, мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, презентация об электричестве), настольная лампа, картинки с изображением электроприборов, фонарик, надувные шары, шерстяные тряпочки, пластмассовые палочки (счетные палочки), бумажные бабочки, цветные шнурки, атрибуты к подвижной игре (карточки с изображением лампочки и розетки), кусочки изоляционного провода, атрибуты для инсценировки (бантик и шляпа), фломастеры.
Предварительная работа:
Деятельность педагога: подготовка наглядного и раздаточного материала,
создание презентации, подбор загадок и стихов, предварительная опытно- экспериментальная деятельность, подбор атрибутов для игры. Деятельность педагога с детьми: беседа об электробытовых приборах и правилах безопасности при обращении с ними, разучивание подвижной игры «Включи лампочку», подготовка инсценировки. Деятельность педагога с родителями: консультация для родителей «Опасные предметы в доме»
Формы организации совместной деятельности:
Беседа, игровая деятельность, самостоятельная деятельность, продуктивная деятельность, динамическая пауза, упражнение на развитие мелкой моторики, опытно-экспериментальная деятельность, взаимопомощь, самоанализ.
Реализация видов деятельности:

Мотивация
В группе гаснет свет. Дети удивлены. Воспитатель включает фонарик и подзывает детей к себе. Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, почему погас свет? (рассуждения детей; подвести детей к пониманию того, что свет – это электричество; свет включается) -Хотите ли вы побольше узнать о таком явлении, как электричество?
Основная часть

1.Беседа на ковре
Воспитатель: -Отгадайте загадку: По тропинке я бегу, Без тропинки не могу. Где меня, ребята, нет, Не зажжется в доме свет. К дальним селам, городам Кто идет по проводам? Светлое величество – Это (электричество). Воспитатель:
-Электричество еще называют электрическим током. -А вы знаете, как электрический ток попадает в дом?
2.Рассказ воспитателя с показом презентации
- Электричество рождается на гидроэлектростанциях – ГЭС. (слайд № 1) Электростанции построены на больших реках. Вода в реках течет и приводит в движение большие моторы – турбины, которые и вырабатывают электрический ток. (слайд № 2) Электрический ток по проводам приходит в наши дома. (слайд № 3). Ток течет по проводам, так же, как и капельки воды в ручье. (слайд № 4, 5)
3.Беседа
Воспитатель: -Возьмите в руки кусочки провода, рассмотрите их. (дети рассматривают провод) Воспитатель: -Электрические провод одет в специальную резиновую трубочку – резиновую «рубашку», внутри которой много тоненьких проводков, по которым и бежит ток. -А у нас в группе есть электрический ток? Где он? (предполагаемые ответы детей: лампочки, розетки, выключатели) Воспитатель: -Кроме этих предметов есть еще и электрические приборы. Мы их еще называем бытовыми приборами. Назовите, какие бытовые приборы вы знаете. (предполагаемые ответы детей: холодильник, телевизор, компьютер, пылесос, утюг и т.д.) Воспитатель: -Как вы думаете, зачем люди придумали электрические бытовые приборы? (предполагаемые ответы детей: чтобы быстрее справиться с работой, чтобы не уставать, чтобы облегчить себе труд) Воспитатель: -Ребята, для того, чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам поиграть в игру. Хотите?
4.Дидактическая игра «Что сейчас есть и что было раньше»

(первый ребенок берет с подноса картинку с изображением современного электрического прибора и вешает на доску, другой ребенок находит карточку – пару из предмета прошлого времени; например: пылесос – веник) Воспитатель (обращается к гостям): -Уважаемые гости, а сейчас мы вам предлагаем ответить, что было раньше, а что есть сейчас.
5.Вопросы для гостей:
-Сейчас вентилятор, а раньше (веер). -Сейчас тостер, а раньше (сковорода). -Раньше кастрюля, а сейчас (мультиварка). -Раньше турка, а сейчас (кофе-машина). -Раньше тряпка для стен и окон, а сейчас (парогенератор). -Раньше мангал, а сейчас (электрогриль). -Раньше вода и губка для посуды, а сейчас (посудомоечная машина). Воспитатель: -Вот видите, ребята, сколько бытовой техники, так необходимой и нужной нам, усовершенствовал человек благодаря электрическому току.
6.Исследовательская деятельность
Воспитатель: -Сегодня мы с вами узнаем, где же может жить электричество. Опыт 1. Воспитатель: Мы с вами поговорили об электричестве, который идет к нам по проводам. Но есть и другое электричество, оно безопасное. -Что это? (показывает фонарик) -Кто знает, как им нужно пользоваться? (воспитатель вызывает желающего ребенка, он включат фонарик, тот не работает) -Как вы думаете, почему он не работает? (предполагаемый ответ детей: нет батареек) Воспитатель: -Правильно. Кто хочет вставить батарейки? (желающий ребенок вставляет батарейки и фонарик загорается) Воспитатель: -Назовите другие предметы, которые работают с помощью батарейки.
(предполагаемые ответы детей: часы, музыкальные игрушки, пульт для телевизора, телефон и др.) Воспитатель: какой мы сделаем вывод? (предполагаемый ответ детей: электричество «живет» в батарейках) Опыт 2. Воспитатель: -Электричество еще существует в природе и природных явлениях. Как вы думаете, где мы можем увидеть его в природе? (рассуждения детей, если дети не догадываются, то показать им иллюстрацию - молния) Воспитатель: -Что это? (предполагаемый ответ детей: молния) Воспитатель: -Молния - это разряды природного электричества. Мы рассмотрели это явление на картинке, а сейчас я покажу вам разряды молнии на специальном приборе. (воспитатель демонстрирует разряды молнии на специальном приборе) Воспитатель: -Какой вывод мы можем сделать? (предполагаемый ответ детей: электричество «живет» в природе) Опыт 3. Воспитатель: -Электричество живет повсюду. Иногда оно опасно, как, например, ток в розетке или молния. Но бывает ток и безопасный. Даже в вашем организме, в вашем теле живет ток. Хотите это проверить? -На стене висит шарик, он не привязан за ниточку, он держится с помощью силы тока. Маленькие частички тока притягиваются друг к другу. А теперь каждый возьмите по шарику и попробуйте также повесить их на стену. (дети пробуют повесить шарики на стену, но они падают) Воспитатель: -Я вам уже говорила, что электричество живет в вашем теле. А теперь давайте это проверим. Потрите шарик о голову – о волосы. А теперь повесьте шарик на стену. Получилось? (дети проводят эксперимент) Воспитатель: -Какой мы можем сделать вывод? (предполагаемый ответ детей: электричество «живет» в теле человека) Опыт 4. Воспитатель:
-Ребята, у вас на подносах лежат бабочки. Возьмите бабочку и положите ее на стол перед собой. А теперь попробуйте пластмассовой палочкой поднять эту бабочку. Получилось? (дети пробуют с помощью палочки поднять бабочку, но у них ничего не получается) Воспитатель: -А теперь потрите палочку шерстяной тканью и снова поднимите бабочку. (дети экспериментируют). Воспитатель: -Палочки стали электрическими и притянули к себе бумажные бабочки. -Какой вывод мы можем сделать? (предположительные ответы детей: электричество живет в тканях, одежде)
7. Упражнение на развитие мелкой моторики
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам протянуть электрический провод и включить свет с помощью лампочек в домах. Хотите? -Возьмите шнурок. Это будет электрический провод. На нем нужно завязать узлы. Узлы – это и есть лампочки. Но сколько узлов вы завяжете, вы узнаете, когда решите эту задачу. Задача: У нашего электрика Сергея Валентиновича было две лампочки, а наш завхоз Надежда Сергеевна дала ему еще одну лампочку. Сколько лампочек всего нужно вкрутить электрику? (иллюстрация № 7) (Дети завязывают на шнурках по 3 узелка) Воспитатель: -Вот и в наших домах загорелся свет. Вечером после трудового дня собираются все у себя в доме. Давайте-ка заглянем в одну квартиру. Там папа с дочкой о чем-то ведут разговор.
8.Мини-инсценировка по стихотворению М.Монаковой «Розетки мне не

интересны!»
Дочка: В гости к нам пришла соседка, Мы резвились с ней полдня, Спицу вставили в розетку, Из розетки – столб огня! Мы с соседкой еле-еле Прыгнуть в сторону успели.
Папа мой, большой знаток, Нам сказал: Папа: «В розетке – ток! Вам розетку эту я трогать не советую, Утюги и провода Не хватайте никогда! Ток невидимый без рук Вас ударить может вдруг!» Воспитатель: -Ребята, чему нас учит разговор папы с дочкой? (предполагаемые ответы детей: ток опасен, нельзя самостоятельно включать приборы в розетку).
Заключение
Воспитатель: -Сегодняшний день я запомню надолго. А какие у вас впечатления, вам понравилось или нет? Давайте возьмем свои воздушные шарики, с которыми мы проводили опыт. Эти шарики очень похожи на лампочки. Ребята, кому сегодня было интересно, нарисуйте на шариках фломастерами веселое лицо, а кому было неинтересно – грустное лицо. (НОД закончена; дети в рисуют на шарах)
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:
Утро: рассматривание картинок с изображением электрических приборов, подбор прилагательных и глаголов к заданным словам. Прогулка: беседа о правилах поведения на улице во время грозы. Вечер: сюжетно-ролевая игра «Семья», разрезные картинки по теме.


В раздел образования