Автор: Кравцова Ирина Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №46
Населённый пункт: г.Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры"
Раздел: среднее образование
Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их
самосовершенствования средствовами физической культуры.
МБОУ СОШ №46
Кравцова Ирина Владимировна
Своей главной задачей учителя физической культуры считаю
сохранение укрепление здоровья подрастающего поколения. Сегодня в связи
с реализацией требований ФГОС второго поколения актуально развитие и
создание
условий
для
совершенствования
индивидуальных
способностей
ребенка.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, мы исходим из
того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно
изменяется,
самосовершенствуется,
наполняясь
новым
содержанием.
А
значит, образ выпускника- это не конечный результат, не итог в развитии
личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна
максимально
способствовать
школа.
Для
того
чтобы
процесс
учебной
деятельности
осуществлялся
эффективно,
необходимо
научиться
пользоваться современными педагогическими технологиями, разбираться в
их
сути
и
создавать
свои
профессиональные
стратегии
деятельности,
учитывать
то
обстоятельство,
что
гармоничный
педагогический
процесс
возможен
только
как
точное
воспроизведение
заранее
спроектированной
педагогической технологии, т. е. четко поставленной цели и педагогических
задач в совокупности с адекватной технологией их решения.
Главная цель - достижения высокого уровня здоровья, как никогда
актуальна
сегодня.
Игра
оздоровительно
влияет
на
основные
системы
организма:
опорно-двигательный
аппарат,
сердечно
со судистую,
дыхательную, нервную системы. Лапта - старинная игра, была известна уже в
десятом веке нашей эры. Игры на Руси никогда не были простыми забавами,
а являлись одним из средств подготовки подрастающего поколения к жизни.
Дети,
стремясь
подражать
взрослым,
имитировали
в
своих
действиях
трудовую,
семейную,
боевую
деятельность
взрослых.
"Дочки-матери"
копировали
семейную
жизнь.
Перетягивание
каната
заимствовано
из
трудовой практики моряков, рыбаков, строителей. Лапта же была игрой,
имитирующей боевую оборонительную деятельность. В её основе лежит
борьба за город. Не одно поколение выросло на этой игре. С большим
увлечением в лапту играл великий полководец А.В. Суворов
создатель
"Науки
побеждать".
Основные
принципы:
быстрота,
глазомер,
натиск
и
другие - как будто взяты из лапты. На протяжении многих веков лапта,
конечно, видоизменялась. Появилось множество вариантов. В том числе и
американский бейсбол, который является нашей лаптой приспособленной к
местным
условиям.
Её
через
Дальний
восток
и
Аляску
принесли
в
Калифорнию
наши
переселенцы.
Во
многих
исторических
памятниках
письменности
сохранилось
упоминание
об
этой
игре.
При
раскопках
древнего Новгорода были найдены деревянные биты и самодельные мячи.
Лапту называли по-разному : «шибка», «битка», «хлопка», игра « в беглые»,
«в шары» и т.д. Автор игры неизвестен, да и наверное, его нет, это игра
народная. Совершенствуясь из поколения в поколение, она дошла до нас ещё
далёкая от совершенного вида. Известно, что и во времена Петра 1 лапта
пользовалась большой популярностью. В похожие на лапту игры играют в
настоящее время и за рубежом: в Польше, Румынии, Финляндии, США и
других странах. В Америке существуют частные национальные клубы, это
клубы,
в
которых
стараются
сохранить
народные
традиции.
Эти
клубы
содержат
выходцы
из
России.
В
Финляндии
эта
игра
называется
«пессопалло», в Германии – «шлагбал», в Румынии – «ойна», в Болгарии –
«народка топка»…
Точность, сила, быстрота, ловкость, выносливость, внимание, смекалка,
твердость удара руки, глазомер и сила броска все это развивает игра в лапту.
Одно из ценнейших качеств, которые приобретаются в игре - умение видеть
все,
что
происходит
вокруг,
и
молниеносно
принимать
решения
в
зависимости от быстро меняющейся ситуации. Решение поставленных задач
на уроке осложняется тем, что в классах обучаются дети с разным уровнем
физического
развития,
подготовленности,
медицинских
групп.
Лапта
позволяет решать поставленные задачи с любым контингентом учащихся. По
сути, лапта - это повторный метод тренировки в легкой атлетике. Именно в
этом
ее
огромное
преимущество.
Дети
менее
подготовленные
стремятся
подражать
сильным
игрокам,
выполняя
при
этом
дифференцированную
нагрузку, соответствующую их подготовке. Сильные и подготовленные дети в
игровой ситуации выполняют максимально возможную нагрузку "заражая"
своим примером остальных. Игра вызывает живой интерес у большинства
детей.
Хочу
отметить,
что
среди
доступных
разновидностей
этой
игры,
помимо
мини-лапты
существует
пляжная
лапта,
лапта
на
коньках.
Это
свидетельствует
о
том,
что
лапта
способствует
раскрытию
творческих
способностей человека.
Использование игры «Русская лапта» как средстства развития
индивидуальных способностей ребенка, несомненно, будет способствовать
формированию
и
совершенствованию
жизненно
важных
двигательных
умений и навыков, повышению функциональных возможностей всех систем
и
органов
организма
занимающихся.
Потребность
в
общении
со
своими
сверстниками и ориентация играющих на здоровый образ жизни, формирует
личностные качества и позитивные черты характера и создает условия для
совершенствования координационных способностей.
Литература:
В.И.Ковалько
Г.А.Колоднецкий
В.С.Кузнецов
Л.Б.Кофман