Напоминание

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОШ № 28 г. Иркутск


Авторы: Сафиулина Марина Борисовна, Вологжина Зинаида Николаевна
Должность: учитель английского языка, педагог-психолог
Учебное заведение: СОШ № 28
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОШ № 28 г. Иркутск
Раздел: полное образование





Назад




Марина Борисовна Сафиулина– учитель английского языка

Зинаида Николаевна Вологжина – педагог-психолог

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ

РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ

СОШ № 28 г. Иркутск

Ситуация в России, связанная с социальными болезнями, последние годы

имеет явную тенденцию к ухудшению. Кроме общего роста числа курящих,

наркоманов,

алкоголиков

прослеживаются

тенденции

резкого

омоложения

социальных болезней, их проникновения практически во все слои населения в

виде роста беспризорности, безнадзорности, криминальных структур.

В последнее время все большее распространение приобретают различные

формы

социально-психологической

зависимости

(интернет,

власть

тоталитарных

сект),

которые

могут

не

только

коренным

образом

изменить

жизнь подростка, но и лишить его этой жизни. Уровень самоубийств среди

российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в

мире.

Подростковый возраст обычно протекает трудно и для ребенка, и для

взрослых. Теплые, доверительные отношения, их такт помогают подростку

преодолевать проблемы этого возраста и, наоборот, окрик, ирония - могут

усиливать эти проблемы. Влияние родителей на подростка уже ограничено - им

уже

не

охватываются

все

сферы

его

жизни,

как

в

младшем

возрасте.

Ценностные

ориентации

подростка,

понимание

им

социальных

проблем,

нравственные

оценки

событий

зависят

в

первую

очередь

от

родителей.

Нуждаясь в родителях, в их любви, подростки испытывают сильное желание

быть самостоятельными, равными в правах. И то, как сложатся их отношения в

этот

трудный

для

обеих

сторон

период,

зависит

от

стиля

воспитания

и

возможностей родителей перестроиться, т.е. принять чувства взрослости своего

ребенка.

Чаще

всего

конфликты

в

семье

возникают

из-за

неправильного

родительского контроля, учебы подростка, его выбора друзей и неэффективных

стилей семейного воспитания.

НЕЭФФЕКТИВНЫЕ СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

№ Стили

семейного

воспитания

Особенности

поведения

родителей

Поведение подростка

1

Авторитар

ный

Требуют

беспрекословного

подчинения.

Высокая

требовательность

Либо замыкается, либо идет на

конфликт.

Потеря

контакта,

становится

жестоким.

сочетается с холодным

отношением

2

Гипоопека

П ол н о е

о т с у т с т в и е

контроля,

подростком

никто не интересуется

Поведение

непредсказуемо

и

зависит

от

той

среды,

в

которую

он

попадет.

Уличная

компания

может

заменить

семью не только в морально-

нравственном,

но

и

даже

в

материально-бытовом аспекте.

В

у л и ч н ы х

к о м п а н и я х

находят для себя «авторитеты»,

где

происходит

формирование

с и с т е м ы

ц е н н о с т е й ,

складывается стиль поведения –

бесцельное

времяпрепровождения,

курения,

в ы п и в к и ,

б е с п о р я д о ч н ы е

сексуальные контакты.

3

Гиперопека

Чрезмерная опека.

П од р о с т о к

р а с т е т

в

атмосфере

восхваления,

е м у

н и

в

ч е м

н е

отказывают, оправдывают

все его действия.

Желание

у

подростка

быть

в с е гд а

п е р в ы м ,

ц е н т р о м

в с е о б щ е г о

в н и м а н и я ,

выделиться любой ценой и при

любых обстоятельствах.

4

Отсутствие

единства

требований

и

согласован

ности

Отец

предъявляет

свои

требования, не добившись

быстрого

результата,

с

раздражением

передает

свои

«во спитательные

функции» матери, которая

предъявляет

совершенно

иные требования.

Ребенок

обманывает

родителей,

манипулирует ими. Отсутствуют

т е п л ы е

д о в е р и т е л ь н ы е

отношения.

Таким образом, «перекосы» в семейном воспитании, ломают системы

регуляций

и

организма,

и

личности

подростка,

приводя

не

только

к

поведенче ским

и

лично стным

нарушениям,

но

и

к

н е в р о з а м ,

психосоматическим заболеваниям.

Практика показывает, что у 57 % подростков 7– 9 классов отмечаются

нарушения

в

эмоционально-волевой

сфере,

которые

являются

следствием

негативных детско-родительских отношений.

У 23% подростков отмечается чувство неполноценности. Такие подростки

проявляют компенсаторную агрессивность, к примеру, оскорбляют других или

издеваются над слабыми.

42%

подростков с несформированной самостоятельностью. Они не

умеют делать собственный выбор, в активном варианте такие дети проявляют

деструктивную агрессию. В пассивном варианте - социальные страхи.

Большую

тревогу

вызывают

подростки

с

чувством

собственного

одиночества в семье, ненужности своим родителям (до 14%). Такие подростки

проявляют либо демонстративную агрессивность, либо полностью уходят в

свой внутренний мир. У них ярко выражен страх самовыражения.

На основе психологической диагностики и наблюдений за подростками

психологи СОШ № 28 составляют карту психологического здоровья группы по

схеме.

ФИ

подростка

Защитная агрессия

Страхи

Деструктивная

агрессия

Социальные страхи

Демонстративная

агрессия

Страх

самовыражения

Компенсаторная

агрессия

1

+

2

+

+

+

3

+

+

+

+

4

+

По

данной

таблице

видно,

кто

из

подростков

должен

быть

в

сфере

особого

внимания.

Эта

карта

обеспечивает

понимания

психологами

внутреннего

мира

подростков,

на

основании

которого

строят

грамотное

взаимодействие с ними.

У 61% подростков отмечается различные формы агрессии. Одна из ее

разновидностей

буллинг

и

моббинг

(это

травля

какого-либо

ребенка).

Наиболее распространенной формой агрессии у наших подростков являются

драки, мелкое хулиганство.

Если обратиться к истории, то в прежние времена все драки были четко

прописаны. Существовали правила кулачных боев. Все знали, как себя надо

вести:

лежачего

не

бить,

драться

до

первой

крови.

Эти

драки

можно

анализировать с точки зрения социализации. Но в последнее время отмечается

существенный рост преступности среди несовершеннолетних. Насильственные

действия чаще совершают те подростки, которые сами стали жертвами насилия

со стороны взрослых.

Это прежде всего насилия родителей по отношению к детям. Огромное

кол-во

взрослых

людей

вымещают

свои

проблемы

на

детях

и

подростках.

Насилие в семье стало чуть ли не формой воспитания. При этом богатые и

хорошо образованные родители бьют детей так же, как и плохо образованные и

маловоспитанные.

К сожалению, параллельно растет кол-во избиений мужьями жен

и,

наоборот. Становится понятно, что если взрослые могут позволить себе бить

друг друга, то детям достается еще больше. Они страдают всегда: и когда

попадают «под горячую руку», и когда наблюдают за побоями, и когда родители

неконструктивно выстраивают линию взаимоотношений с ними. Это очень

серьезная проблема, хотя и очень закрытая и никем не решаемая. В «щелочку»

проникают психологи, социальные педагоги РК «Сосновая горка», которые

сталкиваются с последствиями семейного насилия. Какую помощь мы можем

предложить подросткам в данном случае. Конечно, мы не можем добиться,

чтобы в интернете, на телевидении стало меньше насилия (это задача всего

общества), но мы предлагаем свою помощь на личностном уровне – решаем

проблемы, связанные с самооценкой и тревогой, работаем над изменением

отношения к самому себе по типу: «Если не можешь изменить ситуацию, то

измени

свое

отношение

к

ней»,

создаем

адекватное

отношение

к

своему

рефлексивному

«Я».

Серьезное

внимание

уделяем

работе

с

тревогой.

Наглядную картину дает нам тест «Несуществующее животное». Здесь надо

иметь в виду, что такие показатели, как когти, зубы являются, прежде всего,

показателями тревоги, а не показателями агрессии. Именно тревога является

причиной

того,

что

подросток

ведет

себя

агрессивно.

Поэтому

работа

с

тревогой, со страхами существенно снижает агрессивность у подростков. Так,

если внешний мир видится подросткам угрожающим, полным опасностей, то

активные дети прибегают к защитной агрессии: проявляют

склонность к

дракам и словесной агрессии. На самом деле, нападая на окружающих, они,

прежде всего, защищаются от собственной тревоги. К примеру, подросток 13

лет так заканчивает все свои рассказы по неопределенным картинкам.

«… …Вороны зашли в спальню, увидели девочку. Отнесли на кухню и

съели».

«… …То же, что и со львом. Тигр гулял. Макака приставала и дразнила.

Тигр взял и съел ее».

В отличие от активных агрессивных подростков, пассивные имеют сильно

выраженные страхи.

Основным направлением нашей работы является организация занятий,

направленных на профилактику психологического здоровья. Нет необходимости

убеждать, что предупредить всегда легче, чем исправить.

При проведении классных часов, коррекционно-развивающих занятий

широко используется программа «Техники, упражнения, игры, направленные на

коррекцию агрессивного поведения»: учим подростков разрешать конфликтные

ситуации

и

достойно

из

них

выходить,

без

потери

лица,

без

снижения

самооценки и самоуважения.

Наиболее эффективной формой воздействия на подростков является

дискуссионный клуб. Здесь мы обсуждаем реальные, часто происходящие в

школе, негативные события. Всё происходит, конечно, отстранённо, т. е.

реальные персонажи заменяются вымышленными, место и время действия

слегка изменяются.

При формировании адекватной самооценки используем фрагменты из

кинофильма

«Служебный

роман»,

мультфильмов

«Вовка

в

тридевятом

царстве», «Винни-Пух и все-все-все…». Самооценку подростков изучаем по

методике Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан).

Сейчас наукой доказано лечебное воздействие звуком. Музыку подбираем

для

каждого

ребенка

с

учетом

его

индивидуальных

особенностей

и

типа

нервной системы. Используя в своей практике классические произведения, мы

убедились,

что

их

высокая

звуковая

гармония

способна

не

только

скорректировать

душевное

состояние,

но

и

вызвать

в

некоторых

случаях

очистительный катарсис. Вот основные из этих музыкальных произведений:

1) симфонии П. Чайковского и увертюры Моцарта;

2) «Ода радости» из девятой симфонии Бетховена;

3) «Лесной царь» Шуберта.

Кроме

этого,

используем

музыкальный

минимум

в

целях

коррекции,

рекомендованный психотерапевтом Санкт – Петербургского института им. В.

Бехтерева Н.И.Козловым.

С помощью арт–терапевтического метода предупреждаем и корректируем

поведенческие и эмоциональные расстройства у детей и подростков. особое

внимание в арт – терапии отводим работе с пластилином, которая облегчает

отреагирование

гнева,

агрессии

и

тем

самым

снижает

вероятность

насильственных действий в реальной ситуации.

Использование методов убеждения, сказкотерапии и притч в работе с

подростками является дверью к их личностному росту. Вот одна из них.

«Жил мудрец, который знал все. Один подросток захотел доказать, что

мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, спросил: «Скажи, мудрец, какая

у меня бабочка в руках, живая или мертвая?». А сам думает: «Скажет живая

– я ее умертвлю, скажет метрвая – выпущу». Мудрец посмотрел на руки

подростка

и

сказал:

«Все

в

твоих

руках!».

Погружаясь

в

сказки,

притчи

подростки переключаются на события своей жизни, в каждой из них стараются

найти

зерно

осмысления

и

приступают

к

конструктивному

социальному

моделированию.

Развитие саморегуляции личности направлено на обучение подростков

приемам

и

навыкам

саморегуляции,

формирование

умений

рефлексии

и

ориентации

на

продуктивную

социально

значимую

деятельность.

Развитие

дисциплины

достигается

высокопрофессиональным

трудом

психолога.

На

групповых занятиях никогда не бывает осуждения, обвинения друг друга. В

случае конфликта между подростками психолог дружелюбно и сочувственно

выслушивает обе стороны, старается в каждой из них найти положительные

качества

и

переключить

внимание

на

новый

объект

(Вы

спорите,

а

в

это

время…). О саморегуляции подростки пишут так:

«…это

когда

человек

себя

любит!

Она

нужна,

чтобы

человек

себя

контролировал. Я стала принимать различные точки зрения. Я держу себя в

руках».

Руслан – 14лет

«Я стала задумываться все больше и больше о последствиях своего поведения

– в итоге стала меньше ссориться со сверстниками и родителями».

Настя – 16лет

« Спасибо вам за то, что вы есть! Спасибо за то, что познакомили с техникой

активного слушания для перефразирования идей собеседника».

Лера – 17лет

Наиболее эффективным способом нашей работы является психологическое

консультирование

трудных

подростков

по

результатам

углубленной

диагностики.

Таким

подросткам

показываем

различные

пути

и

способы

избавления от нежелательных черт характера, акцентуации (если имеет место).

Делаем

это

по-доброму,

представляя

реальную

картину

его

психического

развития, вскрывая нежелательные черты характера (обязательно с опорой на

положительные).

Доверительная

беседа

преобразует

подростка

на

глазах:

из

ершистого,

демонстративного – в искреннего, открытого для тебя. Становится ясно, что

впервые в жизни обратили на него серьезное внимание, в котором он, как

оказывается, испытывает огромную потребность. А ведь мы, взрослые, хорошо

понимаем, что пустоты в природе не бывает - ее замещает негатив.

Выходит, что подростку нужно, чтобы взрослые вокруг него договорились

наконец – то! Как же нам, взрослым, понять друг друга и ребенка, а ему – нас.

Усилиями одного человека это сделать трудно. Будь он родитель, психолог или

какой – то другой специалист, даже очень хороший. Ясно одно, что вокруг

подростка необходимо пространство добра и уважения, в котором родители,

педагоги, психологи и другие специалисты находят общий язык.



В раздел образования