Напоминание

"Формирование вокальных навыков у учащихся"


Автор: Дорохова Ольга Иннокентьевна
Должность: преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ р.п.Белореченский"
Населённый пункт: Иркутская область
Наименование материала: Разработка урока постановки голоса
Тема: "Формирование вокальных навыков у учащихся"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ»

Дата проведения урока: 18.03.2013г.

ФИО преподавателя: Дорохова Ольга Иннокентьевна

ФИ обучающегося: Бутенко Валерия, 7 класс

Тема урока: «Формирование вокальных навыков у учащихся»

Цель урока: Демонстрация методов и форм работы в классе сольного пения.

Задачи урока:

формирование вокальных навыков учащейся

развитие творческого мышления

воспитание самоконтроля

Этапы работы:

1. Организационный

Цель: создание положительной установки на ход и результат урока

Задача:

сконцентрировать

внимание

учащейся,

настроить

на

совместную

работу,

подготовить голосовой аппарат к работе.

Методы:

краткая

беседа

с

учащейся

об

эмоциональном

состоянии,

внутренних

ощущениях. Создание атмосферы радости и уверенности в своих силах одобряющей

интонацией и улыбкой педагога.

2. Изучение нового учебного материала

Этот этап делится на две части: работа над вокальными упражнениями и работа над

музыкальными произведениями.

Вокальные упражнения.

Цель: проследить степень формирования вокальных навыков учащейся

Задачи: овладение навыками вокала на примере конкретных упражнений. Одной из

важнейших задач является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и

формирование основных певческих навыков.

К ним мы можем отнести:

певческую установку

певческое дыхание и опору звука

высокую вокальную позицию

точное интонирование

ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса

артикуляционные навыки

3. Закрепление учебного материала

Цель: воспроизвести музыкальный материал без комментариев преподавателя

Задачи: собрать воедино все компоненты урока, проанализировать результат

Метод:

формой

проверки

достижения

поставленной

цели

является

исполнение

музыкальных произведений в концертной форме, что является стимулом к дальнейшей

работе учащейся.

4. Итог урока. Задание на дом.

Цель: проверить степень овладения учащейся учебного материала

Задачи: мотивировать учащуюся на самостоятельную познавательную активность

Метод:

домашняя

работа

над

вокальными

упражнениями,

вокализом

и

сольным

произведением (сольфеджирование, пение с текстом)

Для достижения положительных результатов в работе используются:

1. Личностно-ориентированные технологии

2. Здоровьесберегающие технологии

3. Поисковые технологии

План.

1.

Вступительный раздел (приветствие, сообщение цели и задач урока)

1 мин.

2.

Вступительное слово преподавателя по теме урока

3 мин.

3.

Практический

раздел

(подготовка

голосового

аппарата

к

работе,

вокальные упражнения, работа над музыкальный произведением)

30 мин.

4.

Закрепление учебного материала (исполнение вокальных произведений

без комментариев преподавателя)

6 мин.

5.

Итог урока (задание на дом)

5 мин.

Ход урока.

1. Приветствие обучающейся и гостей. Сообщение темы, цели и задач урока.

2. Вступительное слово преподавателя.

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над их

развитием проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет

цель

формирование

каких-то

определенных

навыков.

Но

при

его

исполнении

невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для

всех возрастных категорий учащихся. Для достижения устойчивого результата необходимо

использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

3. Теоретический раздел.

На предложенной схеме учащийся показывает и рассказывает о составных частях

голосового аппарата, их взаимосвязь в процессе голосообразования (элементарные знания

о строении певческого аппарата).

4. Практический раздел.

1 часть – Подготовка певческого аппарата к процессу фонации.

Этапы работы:

разогреть

связки

(пропевание

в

тональности D-dur закрытым звуком трезвучие

вверх и вниз);

дыхательные упражнения по методике А.Н.Стрельниковой - способ выработки

дыхательных навыков;

закрепить систему певческого дыхания (контроль – руки в области ребер, вдох

через рот и нос одновременно, ощущение пояса руками, закрепление опоры, выход,

повторить 6-7 раз);

закрепление положения «зевка» в звукообразовании (полуоткрытый рот, зеваем,

челюсть опускается вниз, верхнее небо поднимается);

артикуляция

гласных,

сочетание

«А-О-У-Э»,

«И-Э-А-У»

(избежать

пестроты,

однородная окраска всех гласных)

пение упражнений в пределах «секунды» на разные слоги «ма, мэ, ми, мо, му», «да,

де, ди, до, ду», «ля, ле, лю, ле, ля»;

развитие диапазона (пропевание интервалов от терции до октавы)

упражнения на выравнивание регистров (упражнение поется на legato, начиная от

си-бемоль

малой

октавы

по

полутонам

вверх

на

чередовании

гласных

и

на

ощущении «длинного смычка».

2 часть – Работа над музыкальным произведением

Для практической работы учащейся предлагаются следующие произведения:

1. Р.н.п. «Я в садочке была», обр. Д.Владимирова;

2. И.Штраус «Куплеты Адели» из оперетты «Летучая мышь».

Р.н.п. «Я в садочке была». Перед началом работы над произведением учащейся

предлагается дать краткий анализ произведения:

тональность – e-moll

размер – 3/4

диапазон – ре

1

– соль

2

характер – лиричный, светлый, проникновенный.

Предлагается пропевание первого куплета с текстом с точным распределением

дыхания по фразам. Характер произведения требует ровности, кантиленного звуковедения

по

всему

диапазону,

следовательно,

надо

работать

над

формированием

следующих

навыков:

певческое дыхание;

чистое интонирование;

опора звука;

ровное кантиленное звучание по всему диапазону.

Этапы работы:

Пропевание первого и второго куплета по фразам, соединение фраз. При этом,

закрепление навыков опорного звука (контроль работы диафрагмы), звуковедение без

толчков, особенно в начале фразы при пропевании интервала «секста», легкое пропевание

интервала с сохранением высокой певческой позиции.

Тот же прием во фразе «Вы подружки мои», распев слога «ру-у-ки»: применить

навыки округлости, прикрытости звука на высоких нотах. Нюансировка от «mf» к «p».

Работаем над филировкой звука.

Для закрепления аналогично работаем с третьим куплетом.

Затем,

под

аккомпанемент

фортепиано,

создаем

единое

произведение-

повествование

с

учетом

поставленных

задач,

при

этом

закрепляем

приобретенные

певческие навыки. Учащаяся исполняет произведение самостоятельно без комментариев

преподавателя.

Далее учащаяся дает краткий самоанализ (что удалось выполнить, и над чем надо

работать).

И.Штраус «Куплеты Адели» из оперетты «Летучая мышь».

Краткие

сведения

о

композиторе.

Иоган

Штраус

австрийский

композитор,

прозванный

«королем

вальсов»,

дирижер,

скрипач.

Самые

известные

произведения

оперетты «Летучая мышь», «Цыганский барон», вальсы – «Сказки венского леса» и

другие.

Учащейся предлагается сделать краткий анализ произведения:

тональность – G-dur

размер – 6/8

диапазон – фа

1

– соль

2

темп – allegro moderato (умеренно быстро)

характер – игриво, весело

Наряду с другими для исполнения данного произведения требуется выработка

следующих навыков:

подвижность голоса;

дикционные навыки;

артикуляция гласных;

виды атаки звука (твердая, мягкая);

округлость звука.

Этапы работы:

Работу начинаем с пропевания отдельных фраз с текстом (только мелодии) без

аккомпанемента.

Соединяем

нескольких

фраз

первой

части

куплета

с

применением

вокально-

технических навыков. Основное внимание на формирование первого тона. На первой

фразе «Рынок, на рынке торговка…» формирование гласной «ы» в сочетании с согласной

«р».

Выработка

единой

позиции

звукоподачи

всех

гласных

в

единой

манере.

Звук

формируем в «пучок», в «трубу» (для образного восприятия)на высоких нотах ми

2

-фа

2

.

Нижняя челюсть резко опускается вниз (как бы на грудь), мягкое нёбо поднимается,

глоточное пространство раскрыто вертикально. Округлость звука. При звукоизвлечении

работают

все

мышечные

центры

(брюшной,

поясничный,

диафрагма).

Чередованием

твердой и мягкой атаки звук выталкивается и формируется при выходе из глоточного

пространства.

По

той

же

схеме

работаем

над

2-ой

частью

куплета.

Мелодический

рисунок

меняется. Восьмые длительности чередуются с паузами. Работаем над острым, быстрым

снятием звука и аккуратным вступлением, сохраняя высокую певческую позицию. В паузу

мысленно

пропевается

продолжение

мелодии,

только

тогда

сохранится

единая

линия

звукоподачи

и

звуковедения.

Этот

рисунок

создает

игривость

характера.

Отдельно

пропеваем короткие фразы («а ты солдат», «уж так хорош»), прорабатываем несколько раз,

применяя твердую атаку звука.

И

окончание

произведения

короткий

вокализ

на

слог

«ля»,

дублирующий

мелодию 1-го куплета. Финальный интервал – октава. Учащейся предлагается пропевание

упражнений из методической разработки итальянского пения Н.Ваккаи №10 «Октавы с

аккомпанементом фортепиано и с текстом».

В завершении работы над произведением «Куплеты Адели» учащаяся слушает

показ-иллюстрацию

произведения

в

исполнении

преподавателя

с

аккомпанементом

фортепиано. Затем произведение исполняет учащаяся с последующим кратким анализом и

комментариями преподавателя.

5. Итог урока. Запись домашнего задания.

В конце урока преподаватель совместно с учащейся анализирует работу на уроке. В

какой степени удалось достичь цели урока, в чем требуется дальнейшая активная работа.

Определяются слабые звенья и приемы их устранения.



В раздел образования