Автор: Дорохова Ольга Иннокентьевна
Должность: преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ р.п.Белореченский"
Населённый пункт: Иркутская область
Наименование материала: Разработка урока постановки голоса
Тема: "Формирование вокальных навыков у учащихся"
Раздел: дополнительное образование
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ»
Дата проведения урока: 18.03.2013г.
ФИО преподавателя: Дорохова Ольга Иннокентьевна
ФИ обучающегося: Бутенко Валерия, 7 класс
Тема урока: «Формирование вокальных навыков у учащихся»
Цель урока: Демонстрация методов и форм работы в классе сольного пения.
Задачи урока:
формирование вокальных навыков учащейся
развитие творческого мышления
воспитание самоконтроля
Этапы работы:
1. Организационный
Цель: создание положительной установки на ход и результат урока
Задача:
сконцентрировать
внимание
учащейся,
настроить
на
совместную
работу,
подготовить голосовой аппарат к работе.
Методы:
краткая
беседа
с
учащейся
об
эмоциональном
состоянии,
внутренних
ощущениях. Создание атмосферы радости и уверенности в своих силах одобряющей
интонацией и улыбкой педагога.
2. Изучение нового учебного материала
Этот этап делится на две части: работа над вокальными упражнениями и работа над
музыкальными произведениями.
Вокальные упражнения.
Цель: проследить степень формирования вокальных навыков учащейся
Задачи: овладение навыками вокала на примере конкретных упражнений. Одной из
важнейших задач является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и
формирование основных певческих навыков.
К ним мы можем отнести:
певческую установку
певческое дыхание и опору звука
высокую вокальную позицию
точное интонирование
ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса
артикуляционные навыки
3. Закрепление учебного материала
Цель: воспроизвести музыкальный материал без комментариев преподавателя
Задачи: собрать воедино все компоненты урока, проанализировать результат
Метод:
формой
проверки
достижения
поставленной
цели
является
исполнение
музыкальных произведений в концертной форме, что является стимулом к дальнейшей
работе учащейся.
4. Итог урока. Задание на дом.
Цель: проверить степень овладения учащейся учебного материала
Задачи: мотивировать учащуюся на самостоятельную познавательную активность
Метод:
домашняя
работа
над
вокальными
упражнениями,
вокализом
и
сольным
произведением (сольфеджирование, пение с текстом)
Для достижения положительных результатов в работе используются:
1. Личностно-ориентированные технологии
2. Здоровьесберегающие технологии
3. Поисковые технологии
План.
1.
Вступительный раздел (приветствие, сообщение цели и задач урока)
1 мин.
2.
Вступительное слово преподавателя по теме урока
3 мин.
3.
Практический
раздел
(подготовка
голосового
аппарата
к
работе,
вокальные упражнения, работа над музыкальный произведением)
30 мин.
4.
Закрепление учебного материала (исполнение вокальных произведений
без комментариев преподавателя)
6 мин.
5.
Итог урока (задание на дом)
5 мин.
Ход урока.
1. Приветствие обучающейся и гостей. Сообщение темы, цели и задач урока.
2. Вступительное слово преподавателя.
Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над их
развитием проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет
цель
–
формирование
каких-то
определенных
навыков.
Но
при
его
исполнении
невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для
всех возрастных категорий учащихся. Для достижения устойчивого результата необходимо
использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
3. Теоретический раздел.
На предложенной схеме учащийся показывает и рассказывает о составных частях
голосового аппарата, их взаимосвязь в процессе голосообразования (элементарные знания
о строении певческого аппарата).
4. Практический раздел.
1 часть – Подготовка певческого аппарата к процессу фонации.
Этапы работы:
разогреть
связки
(пропевание
в
тональности D-dur закрытым звуком трезвучие
вверх и вниз);
дыхательные упражнения по методике А.Н.Стрельниковой - способ выработки
дыхательных навыков;
закрепить систему певческого дыхания (контроль – руки в области ребер, вдох
через рот и нос одновременно, ощущение пояса руками, закрепление опоры, выход,
повторить 6-7 раз);
закрепление положения «зевка» в звукообразовании (полуоткрытый рот, зеваем,
челюсть опускается вниз, верхнее небо поднимается);
артикуляция
гласных,
сочетание
«А-О-У-Э»,
«И-Э-А-У»
(избежать
пестроты,
однородная окраска всех гласных)
пение упражнений в пределах «секунды» на разные слоги «ма, мэ, ми, мо, му», «да,
де, ди, до, ду», «ля, ле, лю, ле, ля»;
развитие диапазона (пропевание интервалов от терции до октавы)
упражнения на выравнивание регистров (упражнение поется на legato, начиная от
си-бемоль
малой
октавы
по
полутонам
вверх
на
чередовании
гласных
и
на
ощущении «длинного смычка».
2 часть – Работа над музыкальным произведением
Для практической работы учащейся предлагаются следующие произведения:
1. Р.н.п. «Я в садочке была», обр. Д.Владимирова;
2. И.Штраус «Куплеты Адели» из оперетты «Летучая мышь».
Р.н.п. «Я в садочке была». Перед началом работы над произведением учащейся
предлагается дать краткий анализ произведения:
тональность – e-moll
размер – 3/4
диапазон – ре
1
– соль
2
характер – лиричный, светлый, проникновенный.
Предлагается пропевание первого куплета с текстом с точным распределением
дыхания по фразам. Характер произведения требует ровности, кантиленного звуковедения
по
всему
диапазону,
следовательно,
надо
работать
над
формированием
следующих
навыков:
певческое дыхание;
чистое интонирование;
опора звука;
ровное кантиленное звучание по всему диапазону.
Этапы работы:
Пропевание первого и второго куплета по фразам, соединение фраз. При этом,
закрепление навыков опорного звука (контроль работы диафрагмы), звуковедение без
толчков, особенно в начале фразы при пропевании интервала «секста», легкое пропевание
интервала с сохранением высокой певческой позиции.
Тот же прием во фразе «Вы подружки мои», распев слога «ру-у-ки»: применить
навыки округлости, прикрытости звука на высоких нотах. Нюансировка от «mf» к «p».
Работаем над филировкой звука.
Для закрепления аналогично работаем с третьим куплетом.
Затем,
под
аккомпанемент
фортепиано,
создаем
единое
произведение-
повествование
с
учетом
поставленных
задач,
при
этом
закрепляем
приобретенные
певческие навыки. Учащаяся исполняет произведение самостоятельно без комментариев
преподавателя.
Далее учащаяся дает краткий самоанализ (что удалось выполнить, и над чем надо
работать).
И.Штраус «Куплеты Адели» из оперетты «Летучая мышь».
Краткие
сведения
о
композиторе.
Иоган
Штраус
–
австрийский
композитор,
прозванный
«королем
вальсов»,
дирижер,
скрипач.
Самые
известные
произведения
–
оперетты «Летучая мышь», «Цыганский барон», вальсы – «Сказки венского леса» и
другие.
Учащейся предлагается сделать краткий анализ произведения:
тональность – G-dur
размер – 6/8
диапазон – фа
1
– соль
2
темп – allegro moderato (умеренно быстро)
характер – игриво, весело
Наряду с другими для исполнения данного произведения требуется выработка
следующих навыков:
подвижность голоса;
дикционные навыки;
артикуляция гласных;
виды атаки звука (твердая, мягкая);
округлость звука.
Этапы работы:
Работу начинаем с пропевания отдельных фраз с текстом (только мелодии) без
аккомпанемента.
Соединяем
нескольких
фраз
первой
части
куплета
с
применением
вокально-
технических навыков. Основное внимание на формирование первого тона. На первой
фразе «Рынок, на рынке торговка…» формирование гласной «ы» в сочетании с согласной
«р».
Выработка
единой
позиции
звукоподачи
всех
гласных
в
единой
манере.
Звук
формируем в «пучок», в «трубу» (для образного восприятия)на высоких нотах ми
2
-фа
2
.
Нижняя челюсть резко опускается вниз (как бы на грудь), мягкое нёбо поднимается,
глоточное пространство раскрыто вертикально. Округлость звука. При звукоизвлечении
работают
все
мышечные
центры
(брюшной,
поясничный,
диафрагма).
Чередованием
твердой и мягкой атаки звук выталкивается и формируется при выходе из глоточного
пространства.
По
той
же
схеме
работаем
над
2-ой
частью
куплета.
Мелодический
рисунок
меняется. Восьмые длительности чередуются с паузами. Работаем над острым, быстрым
снятием звука и аккуратным вступлением, сохраняя высокую певческую позицию. В паузу
мысленно
пропевается
продолжение
мелодии,
только
тогда
сохранится
единая
линия
звукоподачи
и
звуковедения.
Этот
рисунок
создает
игривость
характера.
Отдельно
пропеваем короткие фразы («а ты солдат», «уж так хорош»), прорабатываем несколько раз,
применяя твердую атаку звука.
И
окончание
произведения
–
короткий
вокализ
на
слог
«ля»,
дублирующий
мелодию 1-го куплета. Финальный интервал – октава. Учащейся предлагается пропевание
упражнений из методической разработки итальянского пения Н.Ваккаи №10 «Октавы с
аккомпанементом фортепиано и с текстом».
В завершении работы над произведением «Куплеты Адели» учащаяся слушает
показ-иллюстрацию
произведения
в
исполнении
преподавателя
с
аккомпанементом
фортепиано. Затем произведение исполняет учащаяся с последующим кратким анализом и
комментариями преподавателя.
5. Итог урока. Запись домашнего задания.
В конце урока преподаватель совместно с учащейся анализирует работу на уроке. В
какой степени удалось достичь цели урока, в чем требуется дальнейшая активная работа.
Определяются слабые звенья и приемы их устранения.