Автор: Гусева Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Суховерховской ООШ Кологривского района Костромской области
Населённый пункт: деревня Суховерхово Кологривского района Костромской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Суховерхово - моя малая Родина
Раздел: дошкольное образование
МОУ Суховерховской ООШ Кологривского района Костромской области
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему
«Суховерхово – моя малая Родина»
для детей старшего дошкольного возраста.
Гусева Светлана Александровна
воспитатель.
д. Суховерхово
2017 год.
Цель: приобщение ребенка к истории и культуре своей деревни.
Задачи:
1.
Обучающие: познакомить с прошлым и настоящим деревни. Учить выражать в своих рисунках
свои взгляды на прошлое, настоящее и будущее нашей деревни. Приучать рисовать крупно,
аккуратно пользоваться красками.
2.
Развивающие: расширять запас слов, обозначающих действия и признаки.
3.
Воспитывающие: воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об
истории достопримечательностях деревни.
Предварительная работа:
чтение художественной литературы про жизнь в деревне в старину;
рассматривание картинок, иллюстраций;
экскурсии на почту, в библиотеку, в магазин; на реку Унжа;
наблюдения за домами: которые сделали раньше, а которые не так давно.
Методические приемы:
показ и объяснение воспитателя;
вопросы к детям;
игровая ситуация;
музыкальное сопровождение;
наблюдение за работой детей;
индивидуальные объяснения;
анализ работ воспитателем и детьми;
практическая деятельность детей.
Материалы и оборудование:
презентация «Наша деревня»;
спокойная музыка во время работы.
Раздаточный
материал:
альбомные
листы,
цветная
бумага,
гуашь,
акварель,
цветные
карандаши,
фломастеры, кисточки, баночки под воду.
Структура НОД:
Вводная часть. (3мин).
Сюрпризный момент.
Загадки.
Основная часть. (15 мин.)
Стихотворение.
Рассказ воспитателя о прошлом деревни.
Показ слайдов и рассказы детей про современную деревню.
Физкультминутка.
Рассказывание по мнемотаблице.
Рисование.
Заключительная часть.(2 мин).
Рассказы о своих рисунках.
Ход НОД.
1.Сюрпризный момент. Стук в дверь. Входит кукла в национальном костюме. (Здоровается).
- Ребята, кто к нам пришёл?
-
- Э т а
ку к л а
п р и е ха л а
с
м о е й
м а л о й
Род и н ы
–
Ч у в а ш и и .
Е ё
з о ву т
Н а р с п и .
Так как у нашего
народа не принято в гости с пустыми руками приходить: она принесла вам загадки, фотографии. Если мы
отгадаем загадки и посмотрим на фотографии – мы угадаем: о чем сегодня у нас пойдет речь.
2. Загадки.
-Вместо фабрик и заводов
Фермы и поля. Подворья,
Избы, пашни, огороды.
Это все на что похоже?
-С городишком схожа.
Люди живут тоже
Работают в колхозе
В полях. На огороде.
- Да, дети, это все про деревню.
А теперь посмотрите на фотографию:
Это деревня, где живет Нарспи. Она называется Старое Янашево.
А как называется наша деревня?
-
1. Стихотворение. Дети, нам сейчас Илюша прочитает стихотворение про деревню.
Стоит деревня наша на горке некрутой:
Родник с водой студеной от нас подать рукой
Мне все кругом отрадно,
Мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом
Я всё в краю моём.
-Как вы думаете, и раньше наша деревня такая была?
-
2. Рассказ воспитателя.
-Да, правильно вы сказали. Раньше наша деревня выглядела совсем по-другому. Нарспи, садись тоже
к ребятам и послушай вместе с ними о прошлом нашей деревни. Как – то я специально ходила к бывшей
заведующей нашим детским садом - Киселёвой Валентине Сергеевне. Вот что она мне рассказала.
"Когда люди переселялись на новое место, они строили свои дома на возвышенных местах, чтобы в
деревне было сухо. И вот наша деревня тоже строилась на высоком месте. По бокам деревни текли две
речки, а дома расположились на сухом вверху, и поэтому её и назвали Суховерхово.
Вверху деревни с обеих сторон били ключи, от них и брали начало речки, которые назывались
"Задняя" и "Передняя". Избы у крестьян были большие, каждый дом имел большое пространство,
обнесённое изгородью. Жили здесь большими семьями. Главные занятия у крестьян - земледелие,
лесной
и судостроительный промыслы.
Суховерховцы занимались стройкой гусяк, унженок и форменок (речные суда).3емля здесь была
бедная, илистая, но крестьяне жили здесь лучше, чем в других деревнях потому, что место бойкое, на
большой реке и под самым городом, вблизи торгового тракта Кологрив - Галич и, Суховерхово быстро
развивалось. В деревне было 140 домов. Здесь было чисто, улицы были оканавлены, выкошены и, с обеих
сторон деревни были ворота, так как она была огорожена. В Суховерхове были две улицы. Часть деревни
от мостика до верха называлась Суховерхово,
а часть к городу - Куроносово.
В центре была пожарная каланча, магазин, школа. Со временем построили ферму, новый комплекс –
было много скотины.
А где сейчас «Орёлка», «Новый посёлок», «Жоховка» - были поля. Эти улицы строились позже.
Детский сад тоже был в Суховерхове, а потом на «Орёлке» построили для детей новое здание и детский
сад переехал туда".
А после детский сад переехал в это здание. А кто скажет, что теперь в том здании?
-
-Так было раньше. А сейчас что вы можете рассказать Нарспи о нашей деревне.
3. Показ слайдов.
- Давайте ещё покажем Нарспи фотографии с видами нашей деревни и расскажем, что на них
запечатлено.
4. Физкультминутка.
- Молодцы, дети. Теперь мы с вами отдохнём, сделаем физкультминутку.
"Солнышко". Представьте, что вы деревья в деревне. Деревья тянутся к солнышку, каждой веточкой,
каждым листочком. (Дети вытягивают руки вверх, поднимаются на носочки, шевелят пальцами).
"Ветерок".
Но
вот
подул
ветерок,
веточки
и
листочки
шевелятся
и
раскачиваются. (Дети
раскачивают вытянутые вверх руки вправо и влево).
"Ветер усилился". Ветер дует сильнее, но корни в земле. (Дети сильнее раскачиваются).
"Дождь". Пошел дождь, и капли застучали по листикам и веточкам. (Дети встают друг за другом
и пальцами похлопывают по спине впереди стоящего ребёнка).
"Пожалеем!". Деревьям жалко друг друга. (Дети поглаживают друг друга по спине.)
"Солнышко". Дождь закончился, деревья сбросили лишнюю влагу (Дети встряхивают руками) и
опять потянулись к солнцу. (Вытягивают руки вверх и шевелят пальцами - "Листочками").
6. Рассказы по мнемотаблице.
- Вот мы и отдохнули! А теперь помечтаем; какой будет наша деревня в будущем, какой вы хотите ее
видеть? Придумаем какие будут дома: из чего они будут строиться, какой величины, какие части будут,
какой формы, в какой цвет покрасим, что еще кроме жилых домов будет.
7. Рисование.
Сегодня мы с вами разговаривали о настоящем, о прошлом, о будущем нашей деревни. Не хотите ли
вы для Нарспи нарисовать свою деревню: кто в прошлом, кто в настоящем времени, а кто в будущем?
Рассказы о рисунках.
- Рассказывают Нарспи о своих рисунках и дарят их ей. Нарспи благодарит и прощается.
- Спасибо, ребята, хорошо вы занимались. На этом наше занятие закончилось.
больница