Автор: Пыхтина Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1
Населённый пункт: город Александров, Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: ФЭМП в интеграции с другими видами детской деятельности в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование
ФЭМП в интеграции с другими видами детской
деятельности в соответствии с ФГОС
Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом
в свет федерального государственного стандарта дошкольного образования
заставляет
пересматривать
устоявшееся
в
теории
и
практике
целевые
установки, содержание, методы и формы работы с детьми. В новых условиях
необходимо
применять
гибкие
модели
и
технологии
образовательного
процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и
их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога
и ребенка, привлекательные для детей формы работы.
По
мнению
многочисленных
исследователей,
интегрированное
обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает
возможно сть
реализовать
творче ские
спо собно сти,
р а з в и ва е т
коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
Интегрированные занятия это не нововведение, а хорошо забытое старое и
знакомое, особенно опытным педагогам. Ведь термин «интегрированные»
занятия
появился
ещё
в
1973
году,
они
не
являются
инновационной
деятельностью, но этот вопрос был недостаточно разработан в то время.
Современное
содержание
дошкольного
образования
представлено
следующими
образовательными
областями:
социально-коммуникативное
развитие,
познавательное
развитие,
речевое
развитие,
художественно-
эстетическое развитие, физическое развитие. Кроме того, согласно ФГОС ДО
программа
должна
строится
на
основе
принципа
интеграции
этих
образовательных областей в соответствии с их спецификой и возрастными
возможностями воспитанников.
Интеграция математического развития может осуществляться через все
образовательные
области.
Так,
интеграция
умственной
и
физической
нагрузки может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов
деятельности математическим содержанием. Например, во время проведения
организованной образовательной дельности по физической культуре дети
встречаются
с
математическими
отношениями:
сравнить
предмет
по
величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Также
возможно использование различных плоских и объемных геометрических
фигур, цифр, карточек с изображениями характерных признаков времен года,
частей суток.
Использование
математической
составляющей
возможно
и
при
выполнении
различных
упражнений,
а
именно
формирование
количественных представлений («Подпрыгнуть на одной ноге», «Пропрыгый
10 раз на левой ноге, 10 раз на правой», «Занять домик определенного цвета,
формы»).
Также на протяжении всего пребывания детей в детском саду, начиная с
младшей
группы
практикуются
использование
различных
считалочек,
в
которых используется порядковый и количественный счет.
Присутствуют и подвижные игры математического содержания «Попади в
круг»,
Цветные
автомобили»,
«Найди
себе
пару»,
«Классы»,
«Сделай
фигуру»,
«Эстафеты
парами»,
«Чья
команда
забросит
больше
мячей
в
корзину».
Большая
работа
ведется
по
ориентировке
в
пространстве
и
относительно своего тела.
Все
эти
различные
математические
понятия
вкрапляются
в
непосредственную образовательную деятельность детей, в игры на прогулке
и дети не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают.
Образовательная
область
«речевое
развитие»
прослеживается
в
недрах
практически
всех
образовательных
областей,
в
том
числе
и
познания,
а
именно
математики.
Ведь
от
правильной
формулировки,
постановки
грамотного вопроса воспитателем зависит, поймет ли его ребенок, и каков
будет его ответ. И сам ответ должен быть полным, правильным, грамотно
сформулированным. Если у ребенка будет бедный словарный запас, будет
отсутствовать понятийный аппарат математики, соответственно будет очень
сложно выразить даже и количественно правильный ответ.
Математика
неразрывно
связана
с
такой
областью,
как
чтение
художе ственной
литературы.
Ознакомление
с
л и т е р ату р н ы м и
произведениями
и
малыми
формами
фольклора
также
содействует
формированию
у
детей
основ
математической
культуры:
художественная
литература
способствует
формированию
у
ребенка
представлений
об
особенностях
различных
свойств
и
отношений,
которые
существуют
в
природном и социальном мире; развивает мышление и воображение ребенка,
обогащает
эмоции,
дает
образцы
живого
русского
языка,
многие
произведения,
спо собствуют
формированию
представлений
о
количественных
отношениях,
частях
суток,
днях
недели,
временах
года,
величине и ориентировке в пространстве.
В работе также широко можно использовать такие малые фольклорные
формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, поговорки, считалки,
загадки и конечно сказки.
В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует
целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым
счетом,
«Теремок»
и
«Репка»
помогут
запомнить
количественный
и
порядковый счет, да еще и основы арифметических действий. Ситуаций и
усваиваются они сами по себе, без каких-либо усилий. С помощью сказки
«Три медведя» легко усвоить понятие о размере.
Сказка может проникать и в другие виды математической деятельности
детей. Например, и такой вид сказочного перевоплощения как путешествия в
ходе непосредственной образовательной деятельности, досугов, конкурсов.
Такие путешествия включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой
или одной программной задачей. Детям в ходе путешествия предлагается
преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, также,
дети,
выполняя
задания
математического
содержания,
упражняются
в
быстроте, ловкости.
Такой
вид
детской
деятельности
позволяет
не
напрягая
детей
сложными
установками,
в
игровой
обстановке
преподносить
сложные
понятия и формулировки.
Художественное
творчество
тоже
может
проникать
в
математику
и
помогать
решать
её
задачи
через
свои
методы
и
приемы.
Зрительные,
осязательные
ориентиры
помогут
детям
более
детально
запомнить,
прочувствовать
те
или
иные
математические
понятия
(например,
«пластилиновые цифры» — поделки из пластилина в виде той или иной
цифры,
«Мой
домик»,
«Цветная
мозаика»
—
конструирование
из
геометрических фигур. «Веселые человечки» — цифры человечки.)
Век компьютеризации смело шагает по стране, поэтому необходимо внедрять
новые
технологии
и
в
свою
работу
и
использовать
мультимедийное
оборудование как наглядный материл для детей.
Интеграция
позволила
объединить
воедино
все
виды
деятельности
ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной
области в другую, и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие,
воспитательные задачи.
Работа педагога неразрывно связана с общением с коллегами, обменом
опытом, повышением своей квалификации.
Из этого можно сделать вывод, что интеграция глубоко перестраивает
содержание
образования,
приводит
к
изменениям
в
методике
работы
и
создает условия, новые обучающие технологии, обеспечивает совершенно
новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения.