Напоминание

ФЭМП в интеграции с другими видами детской деятельности в соответствии с ФГОС


Автор: Пыхтина Елена Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1
Населённый пункт: город Александров, Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: ФЭМП в интеграции с другими видами детской деятельности в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФЭМП в интеграции с другими видами детской

деятельности в соответствии с ФГОС

Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом

в свет федерального государственного стандарта дошкольного образования

заставляет

пересматривать

устоявшееся

в

теории

и

практике

целевые

установки, содержание, методы и формы работы с детьми. В новых условиях

необходимо

применять

гибкие

модели

и

технологии

образовательного

процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и

их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога

и ребенка, привлекательные для детей формы работы.

По

мнению

многочисленных

исследователей,

интегрированное

обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает

возможно сть

реализовать

творче ские

спо собно сти,

р а з в и ва е т

коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Интегрированные занятия это не нововведение, а хорошо забытое старое и

знакомое, особенно опытным педагогам. Ведь термин «интегрированные»

занятия

появился

ещё

в

1973

году,

они

не

являются

инновационной

деятельностью, но этот вопрос был недостаточно разработан в то время.

Современное

содержание

дошкольного

образования

представлено

следующими

образовательными

областями:

социально-коммуникативное

развитие,

познавательное

развитие,

речевое

развитие,

художественно-

эстетическое развитие, физическое развитие. Кроме того, согласно ФГОС ДО

программа

должна

строится

на

основе

принципа

интеграции

этих

образовательных областей в соответствии с их спецификой и возрастными

возможностями воспитанников.

Интеграция математического развития может осуществляться через все

образовательные

области.

Так,

интеграция

умственной

и

физической

нагрузки может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов

деятельности математическим содержанием. Например, во время проведения

организованной образовательной дельности по физической культуре дети

встречаются

с

математическими

отношениями:

сравнить

предмет

по

величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Также

возможно использование различных плоских и объемных геометрических

фигур, цифр, карточек с изображениями характерных признаков времен года,

частей суток.

Использование

математической

составляющей

возможно

и

при

выполнении

различных

упражнений,

а

именно

формирование

количественных представлений («Подпрыгнуть на одной ноге», «Пропрыгый

10 раз на левой ноге, 10 раз на правой», «Занять домик определенного цвета,

формы»).

Также на протяжении всего пребывания детей в детском саду, начиная с

младшей

группы

практикуются

использование

различных

считалочек,

в

которых используется порядковый и количественный счет.

Присутствуют и подвижные игры математического содержания «Попади в

круг»,

Цветные

автомобили»,

«Найди

себе

пару»,

«Классы»,

«Сделай

фигуру»,

«Эстафеты

парами»,

«Чья

команда

забросит

больше

мячей

в

корзину».

Большая

работа

ведется

по

ориентировке

в

пространстве

и

относительно своего тела.

Все

эти

различные

математические

понятия

вкрапляются

в

непосредственную образовательную деятельность детей, в игры на прогулке

и дети не осознавая нагрузки считают, размышляют, думают.

Образовательная

область

«речевое

развитие»

прослеживается

в

недрах

практически

всех

образовательных

областей,

в

том

числе

и

познания,

а

именно

математики.

Ведь

от

правильной

формулировки,

постановки

грамотного вопроса воспитателем зависит, поймет ли его ребенок, и каков

будет его ответ. И сам ответ должен быть полным, правильным, грамотно

сформулированным. Если у ребенка будет бедный словарный запас, будет

отсутствовать понятийный аппарат математики, соответственно будет очень

сложно выразить даже и количественно правильный ответ.

Математика

неразрывно

связана

с

такой

областью,

как

чтение

художе ственной

литературы.

Ознакомление

с

л и т е р ату р н ы м и

произведениями

и

малыми

формами

фольклора

также

содействует

формированию

у

детей

основ

математической

культуры:

художественная

литература

способствует

формированию

у

ребенка

представлений

об

особенностях

различных

свойств

и

отношений,

которые

существуют

в

природном и социальном мире; развивает мышление и воображение ребенка,

обогащает

эмоции,

дает

образцы

живого

русского

языка,

многие

произведения,

спо собствуют

формированию

представлений

о

количественных

отношениях,

частях

суток,

днях

недели,

временах

года,

величине и ориентировке в пространстве.

В работе также широко можно использовать такие малые фольклорные

формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, поговорки, считалки,

загадки и конечно сказки.

В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует

целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым

счетом,

«Теремок»

и

«Репка»

помогут

запомнить

количественный

и

порядковый счет, да еще и основы арифметических действий. Ситуаций и

усваиваются они сами по себе, без каких-либо усилий. С помощью сказки

«Три медведя» легко усвоить понятие о размере.

Сказка может проникать и в другие виды математической деятельности

детей. Например, и такой вид сказочного перевоплощения как путешествия в

ходе непосредственной образовательной деятельности, досугов, конкурсов.

Такие путешествия включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой

или одной программной задачей. Детям в ходе путешествия предлагается

преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, также,

дети,

выполняя

задания

математического

содержания,

упражняются

в

быстроте, ловкости.

Такой

вид

детской

деятельности

позволяет

не

напрягая

детей

сложными

установками,

в

игровой

обстановке

преподносить

сложные

понятия и формулировки.

Художественное

творчество

тоже

может

проникать

в

математику

и

помогать

решать

её

задачи

через

свои

методы

и

приемы.

Зрительные,

осязательные

ориентиры

помогут

детям

более

детально

запомнить,

прочувствовать

те

или

иные

математические

понятия

(например,

«пластилиновые цифры» — поделки из пластилина в виде той или иной

цифры,

«Мой

домик»,

«Цветная

мозаика»

конструирование

из

геометрических фигур. «Веселые человечки» — цифры человечки.)

Век компьютеризации смело шагает по стране, поэтому необходимо внедрять

новые

технологии

и

в

свою

работу

и

использовать

мультимедийное

оборудование как наглядный материл для детей.

Интеграция

позволила

объединить

воедино

все

виды

деятельности

ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной

области в другую, и в каждой решаются свои обучающие, закрепляющие,

воспитательные задачи.

Работа педагога неразрывно связана с общением с коллегами, обменом

опытом, повышением своей квалификации.

Из этого можно сделать вывод, что интеграция глубоко перестраивает

содержание

образования,

приводит

к

изменениям

в

методике

работы

и

создает условия, новые обучающие технологии, обеспечивает совершенно

новый психологический климат для ребенка и педагога в процессе обучения.



В раздел образования