Автор: Саругланова Шаризат Алимирзаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №7 "ЖАР-ПТИЦА"
Населённый пункт: Тюменская область. г. Нижневартовск
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи.
Тема: "Зимушка-зима"
Раздел: дошкольное образование
Конспект по развитию речи:
«Зимушка-зима»
Автор: Саругланова Шаризат Алимирзаевна
Организация: МАДОУ ДС№7 «ЖАР-ПТИЦА»
Населенный пункт:ХМАО-ЮГРА, г. Нижневартовск
Образовательные цели: расширить и конкретизировать
представления о зиме, явлениях живой и неживой природы
зимой. Уточнить словарь по теме (снег, лед, мороз, идти, дуть,
падать, белый, холодный, холодно). Совершенствовать
связную речь и грамматический строй речи.
Развивающие цели: активизация речевой деятельности
детей. Совершенствование диалогической речи, речевого
слуха, зрительного восприятия и внимания. Творческих
способностей детей.
Воспитательные цели: формировать положительную
установку на участие в занятии. Воспитывать нравственно-
эстетические чувства в общении с природой.
Структура образовательной деятельности:
1. Приветствие.
Ребята,
сегодня
мы
с
вами
начнем
занятие
необычно,
я
приглашаю вас присесть на подушечки, в кружок и возьмемся
за руки. Давайте поздороваемся друг с другом, но не словами,
а с помощью рук. Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того,
кто сидит справа от меня, он примет моё приветствие и точно
таким же образом дотронется до своего соседа, передавая
привет ему, и так далее, пока моё приветствие ко мне не
вернётся по кругу.
Вы пришли сюда с разным настроением. Я предлагаю вам
улыбнуться и передать свою улыбку товарищу. Изменилось
ли ваше настроение? Какое у вас настроение?
Тогда
у
меня
для
вас
есть
сюрприз.
Посмотрите,
какая
шкатулка, хотите узнать что там? Отгадайте загадку:
С неба все скользят пушинки, серебристые: (снежинки) .
2 .
У п р а ж н е н и е
« К а к а я
с н е ж и н к а ? » (подбор
прилагательного к заданному слову).
Рассмотрите
свою
снежинку
и
расскажите,
какая
она?
Начните свой ответ со слова снежинка. (Детям предлагается
образец ответа – «снежинка красивая» и схема ответа на
доске).
3. Игра со снежинкой»
Я предлагаю поиграть со снежинкой. Слушайте мою команду
и выполняйте: положите снежинку на( правую ладошку, левое
колено, на голову, на правое плечо, на нос.) Давайте сделаем
так, чтобы снежинки «полетели», глубоко вдохните через нос,
вытяните губы трубочкой и медленно выдохните через рот.
А теперь подуйте на свою снежинку. А если падает много
снежинок- что происходит снегопад.
4. «Беседа по картинкам»
В какое время года идёт снегопад? (зимой). У меня для вас
следующее задание. На столах лежат картинки, на которых
изображены
времена
года.
Вы
должны
подойти
к
тому
времени года, про которое мы сейчас с вами говорили. По
каким признакам вы решили, что здесь изображена зима. Что
вы можете рассказать о зиме? Какая она? (Холодная, суровая,
морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная.)
Что
изменилось
в
одежде
людей
с
приходом
зимы?
Чем
заняты люди в зимнее время? Какие зимние виды спорта вы
знаете? Ребята кто любит зиму? За что? Свои высказывания
начнём со слов:
- Я люблю зиму, потому что…..
Какая у нас получилась Зима - просто чудесное время года!
Что происходит с растениями, птицами, животными во время
зимы.
(у животных линяет шубка, ложатся в спячку). А чем мы
можем
помочь
растениям?
Как
живут
животные
и
птицы
зимой? (холодно и голодно зверям в лесу зимой). Поэтому в
нашей
стране
есть
такая
профессия
-
лесник,
работники
которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например,
они готовят кучи осиновых веток, для лосей - кормушки с
сеном. Птицы прилетают из леса ближе к жилью людей. А как
мы
можем
помочь
птицам?
Что
придаёт
зимней
природе
красоту?
5. «Дополни предложение»
Я
прочту
стихотворение-загадку,
а
вы
д о б а в и т е
соответствующее слово:
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю: (снег)
На полянку, на лужок все снижается: (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее: (снегопад)
Все бегут вперегонки. Все хотят играть в: (снежки)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил: (снег)
Что можно сказать о снеге? Какой он? (Ответы детей)
6. Эксперимент
- А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем
со снегом.
1. Снег - это вода.
В помещение вносится снег. Дети кладут на ладошки снег и
смотрят, что с ним происходит. Сегодня мы поговорим о снеге
и о его свойствах. Что такое снег? Выслушав ответы детей,
говорит,
что
снег
-
это
ледяные
кристаллики
в
виде
шестиугольных
пластинок
или
звёздочек-снежинок.
Показывает снежинки, вырезанные из салфеток и наклеенные
на лист бумаги голубого цвета.
Снежинки – это застывшие капельки воды. Можно лепить из
снега в морозную, сухую погоду? (нет, снег рассыпается, он
сухой, не липкий). А в тёплую погоду снег, какой? (мокрый,
липкий, сырой, тяжёлый) Его можно скатать в комочки, из
него можно лепить снежную бабу и другие фигурки. А как
падает
снег
в
тёплую
погоду?
В
морозную?
(в
тёплую
хлопьями,
которые
состоят
из
множества
слипшихся
снежинок,
а
в
сухую,
морозную
погоду
отдельными
снежинками, они сухие, не слипаются друг с другом). Где
быстрее растает снег на варежке или на ладони? Почему? Что
будет со снегом в тёплом помещении? Вот мы сейчас это и
проверим.
Так что же нового вы узнали о свойствах снега?
7. Подвижная игра «Мы с тобой…»
–
Поиграем
со
снежками.
Только
снежки
у
нас
будут
бумажные.
Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок лепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий
Раз – подбросим,
Два – поймали,
Три – уроним,
Ой – сломали.
- Как весело мы поиграли в снежки.
- Ребята, а ваши родители разрешают вам поваляться в снегу?
Почему не разрешают? Но сегодня я вам это разрешу, но на
снегу мы будем лежать необычном, на том который лежит у
меня
в
шкатулочке.
А
вас
я
попрошу
превратиться
в
снежинок. А теперь представьте, что вы снежинки. На улице
снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась,
медленно
опускаются
на
землю.
Вот
они
опускаются
все
ниже-ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом.
Дети
танцуют
и
кружатся
под
спокойную
классическую
музыку.
Вот
и
отдохнули,
замёрзли,
наверное?
Давайте
встанем и погреемся.
8. Упражнение на дыхание «Погреем ладошки»
– Наши ручки совсем замерзли. Давайте сядем на пеньки и
согреем их. Подуйте тёплым воздухом на свои ладошки (дети
дуют целенаправленной теплой воздушной струёй)
9. Составление мини-рассказа по картине.
Дети
составляют
большую
картину
из
ранее
выбранных
картинок с изображением признаков зимы. Затем составляют
мини-рассказы по этой картине.
10. Рисование.
Предлагаю
вам
дополнить
картину,
нарисовав
на
ней
снежинки,
используя
необычный
материал.
Ребята.
посмотрите внимательно, можете понюхать. Кто догадался,
чем
мы
будем
сегодня
рисовать.
Я
открою
вам
секрет:
оказывается, зубной пастой можно не только чистить зубы, но
и рисовать!
Итог:
Какая
замечательная
картина
у
нас
получилась.
Мы
ее
вывесим в нашей прихожей.