Автор: Косухина Наталия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №9 "Радуга"
Населённый пункт: город Нефтеюганск, ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: методическая разработка, конспект НОД
Тема: Развитие элементов логического мышления "Путешествие в зоопарк"
Раздел: дошкольное образование
1
Конспект по развитию элементов логического мышления
(старшая группа).
Выполнил: Косухина Наталия Николаевна, воспитатель.
Тема: «Путешествие в зоопарк»
Форма: фронтальная
Содержание:
Цель: Овладение действием наглядного моделирования классификационных
отношений между понятиями.
Задачи:
-Обучающая: формировать умение распределять предметы по группам по их
существенным признакам; обобщать понятия.
-Развивающая:
развивать
мышление,
наблюдательность,
воображение,
память детей; продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.
-Воспитательная:
воспитывать
стремление
к
преодолению
трудностей,
уверенность в себе, желание прийти на помощь, желание работать сообща.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: По 3-4 карточки с изображением животных:
рыб, насекомых, зверей; условных обозначений; карточки с изображением
автобуса, игрушечной лисы, пингвина; конверт с письмом от зебры; конверт с
загадками; плакат с надписью «Зоопарк»; мольберт.
Методы и приемы:
-словесные: объяснение, беседа, рассуждение.
-наглядные:
показ
картинок
с
изображением
животных,
карточек
с
условными обозначениями животных, картинок с загадками про автобус,
лису.
-практические:
игровые
задания,
построение
схемы
наглядного
моделирования классификационных отношений.
Перед занятием в группе на ковре стоят 4 небольших столика (один на
середине ковра, чуть подальше 3 стола полукругом; мольберт с чистым
листом ватмана, на магнитной доске – афиша «Зоопарк» (закрыта пока от
детей), часть карточек с изображением животных: насекомых, зверей и
рыб прикреплены на магнитной доске обратной стороной, часть карточек
перевернуты и лежат на ковре.
2
Ход:
Дети заходят в группу, проходят мимо игровой зоны.
1.
Орг.момент.
Воспитатель:
-Поскорее вкруг вставайте и за мною повторяйте:
Ритуал приветствия «Добрый день!»
Добрый день всем добрым людям! (руки прикладываем к груди)
Мы вам рады! Мы вас любим! (раскрывают руки в стороны)
Очень любим мы людей! (Обнимают себя за плечи)
И больших и малышей (Поднимают руки вверх, опускают вниз)
-Ребята, сегодня к нам пришло письмо (показываю конверт в черную полоску)
-Как вы думаете, от кого оно? Почему так решили? (от зебры)
-Что же в этом письме, посмотрим.
-Ой, как крупно написано, прочитай Матвей, что это за слово? «Помогите!»
-О какой же помощи просит нас зебра? Сейчас прочитаю.
«Помогите!
Сегодня
ночью,
в
зоопарке,
кто-то
открыл
клетки,
и
все
обитатели зоопарка выбежали и теперь бегают по зоопарку. Зебра хочет
помочь охраннику
расселить всех питомцев по своим домикам! Но она
боится, что вдвоем они не справятся: животных очень много,
а охранник
старенький и плохо видит».
-Ребята, поможем зебре и охраннику расселить питомцев по домам?
-А на чем же мы с вами можем отправиться? Чтобы раз! И быстро очутится в
зоопарке?
-Может у нас в группе есть такой предмет? Давайте поищем.
-Ой! А что это (обращаюсь к цветику - семицветику)?
-Ребята, как вы думаете, а для чего нужен этот волшебный цветок?
-Правильно, мы отправляемся в зоопарк.
Лети, лети, лепесток!
Через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть мо моему вели
-Вели, чтобы мы оказались в зоопарке!
2. Основная часть .
-Ребята! Прочитайте, что тут написано, туда ли мы попали? (зоопарк).
Игра «Прятки». Дети находят животных (они изображены на
карточках, которые перевернуты и лежат на ковре )
-Верно, зоопарк, только что-то тут никого нет.
-Наверно все питомцы зоопарка разбежались, или играют с нами в прятки.
3
-Давайте их поищем (ищем карточки с животными) и соберем пока их в
одно место вот здесь (на середине ковра стоит стол).
-Ребята, кого вы здесь видите? (рыб, насекомых, зверей)
-Можно всех их назвать одним словом? Каким? (животные)
-Нас зебра просила расселить животных по домикам. На какие группы мы
можем разделить всех животных? ((рыб, насекомых, зверей)
-Давайте разделим. Три стола - 3 домика. 1-й для рыб; 2-для насекомых, 3-й
для зверей (делим детей на 3 группы по желанию, кто каких животных
будет собирать). Проверяем у каждой группы детей, спрашиваем, какая у
вас группа животных?
Подхожу к мольберту. Дети присаживаются на стульчик.
-На сколько групп мы разделили всех животных? (На три)
-На какие? ((рыб, насекомых, зверей)
-Ребята, а как на доске обозначить, что у нас получилось три группы
животных? (нарисовать три маленьких круга).
-А как обозначить, что это все животные? (одним большим кругом)
-Ребята, скажите, а охранник поймет, где здесь домик зверей, рыб или
насекомых?
-А как можно отметить, какой круг, что обозначает? (варианты детей)
-Зебра прислала карточки с условными обозначениями домиков животных.
Посмотрите, какая карточка подойдет для обозначения зверей?
(ребенок обозначает первый круг и так по порядку).
Осталась карточка с усл. обозначением животных.
-Ребята, у нас осталась еще одна карточка с условным обозначением. Как вы
думаете, что мы ей обозначим? (большой круг - животные)
-Вот такая схема у нас получилась. Как вы думаете, сейчас охранник поймет,
где в каком домике находятся животные?
-Я предлагаю оставить эту схему для охранника. Согласны?
-А сейчас зебра предлагает вам поиграть в ее любимую игру.
Подвижная игра под музыку «Зоопарк».
-Отдохнули? Присаживайтесь.
Игра «Живое - неживое»
Зебра такая шустрая и игривая – хочет, чтоб вы отгадали ее смешные
загадки. Почему смешные. Сейчас узнаете.
Она предлагает узнать, кто нарисован на ее спрятанных картинках (достаю
из конверта картинки с лисой, пингвином, автобусом – прикрепляю к доске
обратной стороной.)
-Может плавать, есть крылья, но на суше проводит много времени.
(пингвин).
-Быстро двигается, рычит, но можно на нем кататься (автобус).
-Рыжая, острый нос, большой хвост (игрушечная лиса).
3.
Итог. Рефлексия
4
-Ребята, как вы думаете, мы справились с заданием, помогли зебре и
охраннику?
Тогда возвращаемся обратно в детский сад.
-Все вместе:
Лети, лети, лепесток!
Через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть мо моему вели
-Вели, чтобы мы оказались в детском саду!
-Вот и завершилось наше с вами путешествие. Что вам запомнилось больше
всего?
- Что для вас было самым трудным сегодня? А что понравилось больше
всего? (передаю мячик – ежик, каждый высказывает свое мнение).