Автор: Дюкарева Марина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ"Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: п.Ивня,Белгородская область
Наименование материала: экскурсия в лес для детей средней группы
Тема: "Обитатели зимнего леса"
Раздел: дошкольное образование
Экскурсия в зимний лес с детьми средней группы.
Программное содержание:
1. Развивать умение определять и называть состояние погоды зимой: стало
холодно, идёт снег, деревья без листьев.
2. Закреплять свойства снега, познакомить с новыми свойствами : из снега
можно лепить, кататься на санках, лыжах, играть в зимние игры.
3. Познакомить детей с зимними месяцами.
4. Расширять знания детей о диких животных, какие звери живут в лесу и
почему их называют дикими животными.
5. Закрепить название зимующих птиц, приучать детей заботиться о птицах.
6. Воспитывать бережное отношение к природе.
Активизация словаря:
Снежная, морозная, сверкает, пушистый, рыжая.
Предварительная работа:
Рассматривание картин про зиму, альбом с дикими животными, наблюдение
на прогулке, беседы.
Ход экскурсии:
- Ребята, послушайте загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Про какое время года можно так сказать? (Зима) А как вы догадались, что
это зима?
Ответы детей: - Потому что на санках прокатила.
- Разукрасила окошки.
- Запорошила дорожки.
Ребята, а что вы можете сказать о зиме? Зима, какая? Бывает ... (холодная,
морозная, снежная потому, что много снега)
- А снег, какой? (снег белый, пушистый, холодный, мягкий)
- А какой снег бывает? Ещё снег бывает рассыпчатым, когда морозы, и
липким – когда тёплые дни. Вот тогда снег липкий, можно лепить
снеговиков, разные фигурки из снега.
- Ребята, скажите мне, зима это хорошо? (Да)
- Почему хорошо, как вы думаете? (Зимой много снега, можно кататься на
лыжах, санках, на коньках, играть в хоккей)
А ещё зимой может быть плохо. Почему? Как вы думаете? (Потому что
зимой бывает очень холодно, бывают сильные бураны, метели, можно
простудиться и заболеть, дни становятся короткими, солнце греет слабо) -
Ребята, а вы знаете, что зима живёт в 3-х месяцах? Назовите их, пожалуйста.
(Это декабрь, январь, февраль)
- А какой месяц начинает зиму? (декабрь)
- А какой месяц начинает новый год? (январь)
- И последний месяц зимы - это ... (февраль)
- Правильно, молодцы.
Всё белым-бело вокруг ...
Это месяц снежных вьюг
- Ой, ребята, посмотрите какой красивый зимний лес. Идём тихо, ребята, по
хрустящему снегу. Мы видим в лесу деревья, у которых листочки остались
под снегом, зимой наши деревья отдыхают.
Только ёлочка «Зимой и летом одним цветом». Почему?
(Потому что у ёлочки иголки и зимой, и летом зелёные)
- А какие животные живут в лесу? (Заяц, лиса, волк, медведь)
- Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие, животные)
-А почему их называют диким? (Потому что у них нет хозяина, и они живут
в лесу, и сами себе добывают еду)
- Ребята, послушайте загадку
Маленький, беленький,
По лесу прыг-прыг,
По снежку тык-тык.
Это кто? (Зайчик)
Правильно. Ой, а вот и зайчик сидит.
- Ребята, а зайчик какой? (Шубка белая, хвост короткий)
Почему у него зимой шубка белая, вы не знаете? Потому что он прячется от
врагов в снегу.
- Чем зайчик питается? Как вы думаете? Зайчик днём спит, а ночью ходит на
кормёжку.
Зимой он питается корой молодых осинок, ив, берёз - корой деревьев.
- А сейчас мы поиграем в игру «Зайка беленький сидит».
Игра «Зайка беленький сидит»
- Молодцы! А вот другая загадка:
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна
Проснется ото сна (Медведь)
Ребята, а когда просыпается медведь? ( Весной )
- А где он спит? Чем питается? (сосёт лапу) Молодцы! Рыжая, пушистая
На ёлочке живёт.
Крепкими зубками
Орешки грызёт.
Дети:(белка)
Хвост пушистый,
Мех золотистый
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
Это кто? (Лиса)
- Ребята, а как лиса зимует в лесу?
- Ходит она тихонько, не слышно. Питается мышами. Лиса слышит хорошо и
поэтому слышит мышек под снегом. От холода ей помогает спасаться её
тёплая пушистая, густая шубка.
Давайте походим как лисичка. Физ. минутка
- Ребята, а вы знаете, кто ещё живёт в лесу? (Ответы детей) Ребята а, где
живёт белочка. (В дупле на дереве)
- Чем белочка питается зимой? (грибочками, орешками)
- Откуда она берёт их зимой? (Она собирала их летом и сушила)
Посмотрите, кто это сидит на дереве? (Птицы)
- Каких птиц вы видите? Синички, воробьи.
А отгадайте загадку, про другую птицу живущую у нас.
Удивительная птица
К нам зимой в окно стучится!
Не боится злых морозов,
На груди красный кафтан.
Дети: Снегирь.
Воспитатель: чем питается снегирь?
Ответы: ягодами рябины.
Послушайте, что это за стук? Я вам загадаю загадку, и вы отгадаете, кто это
стучит в лесу:
Тук-тук-тук с утра весь день.
Как стучать ему не лень?
Может, он немного спятил?
- Тук-тук-тук, - в ответ нам ...
Дети: Дятел.
Воспитатель: дети, почему стучит дятел?
Ответы детей: Благодаря своему острому и твердому клюву, дятел поедает
насекомых, которые прячутся под корой. Жуки и червячки причиняют дереву
вред, дятел это санитар леса.
- Как называют птиц, которые живут зимой в лесу? (Зимующие птицы)
Птиц бывает много. Некоторые из них улетают в тёплые края, их называют
перелётными.
Они питаются червяками и пауками. Эти птицы боятся холода, и когда у нас
зима они улетают в тёплые края.
Воспитатель: Почему птицы зимой живут ближе к человеку? и для чего мы
будем делать кормушки? Ответы: птицы голодные зимой, поэтому мы
вывешиваем для них кормушки и не забываем подсыпать крошки хлеба,
семена пшена, геркулес и семечки.
А как мы с вами должны заботиться о птицах, расскажете (Подкармливать
хлебными крошками, семечками)
- Ребята, вот и закончилась наша с вами прогулка по зимнему лесу.
Понравилось вам? Давайте вместе вспомним:
- Про какое время года мы сегодня говорили?
- Про каких животных мы рассказывали?
Воспитатель: А сейчас мы закончим нашу экскурсию, попрощаемся с лесом,
скажем им « большое спасибо» за экскурсию и вернемся в группу.