Автор: Познанская Марина Александровна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МКДОУ Д/с №44 "Мозаика"
Населённый пункт: Город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
С
давних
времен
речь
человека
была
его
визитной
карточкой.
Умение
правильно и красиво говорить всегда высоко ценилось в обществе. Проблема
развития речи является одной из самых актуальных в работе с детьми.
В
ходе
своего
развития
речь
детей
тесно
связана
с
характером
их
деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях:
совершенствуется
ее
практическое
употребление
в
общении
с
другими
людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических
процессов, орудием мышления.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания
детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в
формировании
личности.
Именно
в
связной
речи
реализуется
основная,
коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи
мыслительной
деятельности,
которая
определяет
уровень
речевого
и
умственного развития ребенка
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи.
Мотивом
активного
овладения
родным
языком
выступают
растущие
потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и
другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и
познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление
новых
видов
деятельности,
усложнение
общения
со
взрослыми
и
сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые
включен
ребенок,
приводит
к
интенсивному
развитию,
во-первых,
всех
сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых,
ее
форм
(контекстной
и
объяснительной)
и
функций
(обобщающей,
коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой). Развитие всех
сторон
речи
невозможно
без
освоения
ее
звуковой
культуры,
которая
составляет основу, центральный момент овладения языком.
Успешное
обучение
навыкам
связной
речи,
совершенствование
лексика
грамма
этического
строя
речи
зависит
от
заинтересованности
ребёнка
в
работе
над
словом.
И
здесь
на
помощь
приходят
дидактические
игры.
Благодаря
дидактическим
играм
и
заданиям
дети
становятся
более
внимательны к слову, а значит и к своей речи, они начинают видеть слова как-
бы изнутри, а это путь к грамотному письму ,они учатся видеть слово во
взаимодействии
с
другими
словами,
постигают
образность
языка,
его
богатство.
В
дидактических
играх
особое
значение
придается
повышению
речевой
активности детей, развитию и совершенствованию навыков связной речи,
активизации
и
восстановлению
всех
психических
процессов,
развитию
эмоционально-волевой сферы детей.
.