Автор: Сергеева Светлана Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №4 им. А.С. Пушкина"
Населённый пункт: Керчь Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Использование ИКТ на уроках окружающего мира в
начальной школе.
Сергеева С.Л., учитель начальных классов
Изменения в Российском образовании и в обществе требует от школьного педагога
нового
подхода
к
процессу
обучения.
В
современных
условиях
жизни
недостаточно
просто владеть набором знаний, умений и навыков, нужны даже не столько сами знания,
сколько умение добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять в
различных ситуациях. Информационные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь.
Информацию по любому предмету, по любой теме обучающийся может получить из
учебника, справочной литературы, рассказа учителя.
Начальная школа – фундамент дальнейшего обучение ребенка. Именно в начальной
школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребенка на учебную. Применение
компьютерных технологий в учебном процессе
и позволяет совместить игровую
и
учебную деятельность.
Знания, полученные ребёнком в области компьютерных технологий, помогут ему
усвоить естественнонаучные и гуманитарные знания, необходимые в дальнейшей жизни.
Активное использование ИКТ на уроках в начальной школе учит детей собирать факты,
сопоставлять их, выражать свои мысли, логически рассуждать, слушать и понимать речь
учителя, открывать для себя что-то новое, анализировать, сравнивать и делать выводы,
принимать решение.
Применение ИКТ на уроках
-
усиливает
положительную
мотивацию
обучения,
активизирует
познавательную
деятельность учащихся,
- позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала,
- повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
- о б е с п е ч и в а е т с я
в ы с о к а я
с т е п е н ь
д и ф ф е р е н ц и а ц и и
о б у ч е н и я ,
- расширяется возможность самостоятельной деятельности;
- ф о р м и р у ю т с я
н а в ы к и
п о д л и н н о
и с с л е д о в а т е л ь с ко й
д е я т е л ь н о с т и ,
-
обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам,
другим информационным ресурсам.
Основная цель применения компьютерных технологий состоит в повышении
качества обучения. С помощью компьютерных технологий решаются следующие задачи:
Самообразование и повышение педагогического мастерства.
Формирование «новой грамотности», предполагающей высокую самостоятельность
учащихся в работе с информацией.
Внедрение индивидуализации образования за счёт дифференцированного подхода.
Изменение форм и методов учебной деятельности.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности.
Организация воспитательной деятельности на более высоком информационном
Предмет
«Окружающий мир» в начальной школе – сложный, но
интересный и
познавательный. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его
изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке,
природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем
мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс
обладает
широкими
возможностями
для
формирования
у
младших
школьников
фундамента
экологической
и
культурологической
грамотности
и
соответствующих
компетентностей – умений проводить наблюдения в природе и правила здорового образа
жизни. Курс вместе с другими предметами начальной школы играет значительную роль в
развитии и воспитании личности.
Однако усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей
наибольшие затруднения. Причинами являются:
-большой объем информации;
-неумение работать с информацией;
-недостаточное количество наглядных пособий;
-сложность изложения учебного материала по некоторым темам.
С использованием ИКТ можно проводить уроки по-новому, увлекая детей, представляя
информацию более наглядно, разнообразно.
В
своей
педагогической
деятельности
использование
информационно
-
коммуникационных технологий осуществляю следующим образом:
ведение рабочей документации в электронном формате;
Это составление календарно-тематического планирования, создание методических
копилок:
«Уроки
окружающего
мира»,
«Дидактические
материалы
по
окружающему
миру», «Фотогалерея», «Контрольные, проверочные работы», «Тесты», «Олимпиады»,
«Сообщения по природоведению», и т.д.
создание дидактических материалов, позволяющих сделать процесс познания
наглядно-образным и создать условия для развития мышления учащихся. Это портреты
писателей, фотографии животных и растений, рисунки,
достопримечательности городов
,
печатные
варианты
индивидуальных
заданий
(карточки
для
тренировки
навыков,
организации
самостоятельных
и
контрольных
работ)
памятки,
наглядные
средства
обучения: демонстрационные таблицы, схемы, чертежи.
создание презентаций по учебному материалу;
Презентации —
это
средство
и инструмент
познания
на
уроках
окружающего
мира.
Разумное
использование
в учебном
процессе
подобных
наглядных
средств
обучения
играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи и мышления учащихся.
Уроки с использованием презентаций помогают решить следующие дидактические задачи:
- повышение эффективности урока;
- усвоить базовые знания по предмету окружающий мир;
- систематизировать усвоенные знания;
- сформировать навыки самоконтроля;
- сформировать мотивацию к учению;
- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над
учебным материалом;
- рациональное использование времени урока;
- расширить кругозор учащихся.
использование готовых программных продуктов;
Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия.
Окружающий мир» включает
тематические уроки, анимированные интерактивные задания. Уроки курса «Начальная
школа» представляют собой наборы тематически организованных интерактивных слайдов
для
наглядного
изложения
учебных
материалов,
тренировки
навыков
и
контроля
успешности выполнения заданий. В уроки включены игровые тестовые задания, загадки,
видеофрагменты, занимательные факты. Материал, представленный в доступной форме,
способствует развитию познавательного интереса школьников.
Электронное учебное пособие по естествознанию для начальной школы «Природа и
человек» для учащихся 1 – 4 классов предлагает ребенку 250 интерактивных заданий,
выполняя которые он научится размышлять и самостоятельно находить верные ответы,
пользуясь дополнительной информацией в виде кратких текстов, схем и таблиц.
работа с электронными энциклопедиям;
Современному
человеку
необходимо
уметь
быстро
искать
нужную
информацию,
находящуюся
на
разных
носителях.
Компьютер
позволяет
отбирать
и
анализировать
информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно
формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами.
Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив
время,
найти
необходимую
информацию
в
нужном
разделе.
(Например:
выбрав
в
электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти
нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)
Данную
работу
на
первом
этапе
можно
проводить,
отображая
на
экране
всю
последовательность
операций
для
формирования
у
учащихся
алгоритма
поисковой
деятельности.
использование Интернет-ресурсов в процессе подготовки и проведения урока ;
при организации исследовательской и проектной работы учащихся;
мониторинг по отслеживанию результатов обучения и воспитания, в том числе
создание тестовых работ.
Учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может самостоятельно
создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой- системой для создания тестов (такую
возможность даёт использование интерактивного аппаратно-программного комплекса).
Компьютерное
тестирование
(с
использованием
индивидуальных
пультов
тестирования)
даёт
возможность
за
короткий
промежуток
времени
фиксировать,
анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию,
работать над ошибками.
К этой процедуре следует относиться ответственно:
- тестирование на уроке не должно занимать более 10-15 минут;
- следует обеспечить высокий темп тестирования (из расчета на каждый вопрос – не более
1 минуты);
- необходимо создать максимально комфортные условия для учащихся.
Легче воспользоваться готовыми шаблонами, конструкторами тестов. К примеру,
несколько тестов разработаны участниками образовательного портала «Сеть творческих
учителей» А. Баженовым, А. Комаровским, Д. Ивановым.
Авторы подготовили такие шаблоны, где учителю, имеющему даже небольшой
опыт
работы
с
PowerPoint,
окажется
под
силу
подготовить
замечательную
подборку
тестов.
Достаточно
лишь
заполнить
слайды
необходимыми
вопросами,
вариантами
ответов, соответствующей наглядностью.
Учащихся начальных классов нужно вовлекать не только в использование нформационных
ресурсов, но и в создание их, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд
ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не
учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной»
для
компьютерных
технологий,
то
нарушается
преемственность
между
этапами
развития
учебно-познавательной деятельности учащихся.
С использованием
методики
проектных
занятий
учащиеся
осваивают
базовые
технические
навыки и конкретные
модели
деятельности
с применением
средств
информационных
и коммуникационных
технологий.
Учащиеся
выполняют
задание,
которое является осмысленным, интересным и важным лично для них. Такой организации
работы в классе, наглядно проявляющей интегрированный характер обучения, наиболее
полно
отвечает
проектная
деятельность:
групповая
или
индивидуальная
творческая
работа, результатом которой является то, что можно использовать в школьной жизни или
в учебной деятельности.
Позволяет активизировать познавательную деятельность на уроке использование
интерактивной
доски,
т.к.
использование
различных
магнитных
ручек,
лазерных
указок, «волшебных
палочек»
развивает
не
только
логику,
творческое
мышление,
моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где
были допущены ошибки, проанализировать свою работу.
И
в
заключении,
хотелось
бы
сказать,
что,
проблема
формирования
учебной
деятельности обучающихся на основе информационных технологий обучения волнует
всех учителей работающих в инновационном режиме, т.к. использование ИКТ в учебном
процессе – это требование времени, что позволяет вовлечь детей в активную работу и
вызвать у них стремление к получению знаний.
Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их
достижению - это и есть основной механизм развития личности, как ученика, так и
учителя, ведь эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от
того, как мы – педагоги их используем, от способов и форм применения этих технологий.
О
пределяющим
,
по моему мнению
,
в работе каждого учителя
должно стать
высказывание
академика А. П. Семёнова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая
задача современной школы».
Литература:
1.
Апатова Н.В. Информационные технологии в начальном образовании. – М., 1994.
2.
Вильямс и др. Компьютеры в школе. – М., 1998.
3.
Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Программа и тематическое планирование для
начальной школы. – М.: Просвещение, 2007.
4.
Волкова А.И. Развитие творческих способностей учащихся. – М.: Просвещение, 1994.
5.
Николау Л.Л., Улитко В.В. Тестирование как форма контроля знаний учащихся
начальных классов // Начальная школа. – № 10, 2008.
6.
Интернет в гуманитарном образовании // под. ред. Полат Е.С. – М.: Владос, 2001.
7.
Электронная детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
8.
Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1-4 кл.
9.
Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире. Наглядное пособие
по естествознанию для младших школьников. – Новый диск.
10. Мультипликационные времена года с тетушкой Совой. Обучающая программа для
детей от 2-х до 7-ми лет.
11. Босова Л. Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика
и образование. — 2002.
12. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. // Начальная школа плюс
Дои После. — 2007
13.
Селевко Г. К. Современные
образовательные
технологии.
//
Москва,
«Народное
образование». — 1998.