Напоминание

Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе.


Автор: Сергеева Светлана Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №4 им. А.С. Пушкина"
Населённый пункт: Керчь Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Использование ИКТ на уроках окружающего мира в

начальной школе.

Сергеева С.Л., учитель начальных классов

Изменения в Российском образовании и в обществе требует от школьного педагога

нового

подхода

к

процессу

обучения.

В

современных

условиях

жизни

недостаточно

просто владеть набором знаний, умений и навыков, нужны даже не столько сами знания,

сколько умение добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять в

различных ситуациях. Информационные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь.

Информацию по любому предмету, по любой теме обучающийся может получить из

учебника, справочной литературы, рассказа учителя.

Начальная школа – фундамент дальнейшего обучение ребенка. Именно в начальной

школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребенка на учебную. Применение

компьютерных технологий в учебном процессе

и позволяет совместить игровую

и

учебную деятельность.

Знания, полученные ребёнком в области компьютерных технологий, помогут ему

усвоить естественнонаучные и гуманитарные знания, необходимые в дальнейшей жизни.

Активное использование ИКТ на уроках в начальной школе учит детей собирать факты,

сопоставлять их, выражать свои мысли, логически рассуждать, слушать и понимать речь

учителя, открывать для себя что-то новое, анализировать, сравнивать и делать выводы,

принимать решение.

Применение ИКТ на уроках

-

усиливает

положительную

мотивацию

обучения,

активизирует

познавательную

деятельность учащихся,

- позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

- обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала,

- повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;

- о б е с п е ч и в а е т с я

в ы с о к а я

с т е п е н ь

д и ф ф е р е н ц и а ц и и

о б у ч е н и я ,

- расширяется возможность самостоятельной деятельности;

- ф о р м и р у ю т с я

н а в ы к и

п о д л и н н о

и с с л е д о в а т е л ь с ко й

д е я т е л ь н о с т и ,

-

обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам,

другим информационным ресурсам.

Основная цель применения компьютерных технологий состоит в повышении

качества обучения. С помощью компьютерных технологий решаются следующие задачи:

Самообразование и повышение педагогического мастерства.

Формирование «новой грамотности», предполагающей высокую самостоятельность

учащихся в работе с информацией.

Внедрение индивидуализации образования за счёт дифференцированного подхода.

Изменение форм и методов учебной деятельности.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности.

Организация воспитательной деятельности на более высоком информационном

Предмет

«Окружающий мир» в начальной школе – сложный, но

интересный и

познавательный. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его

изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке,

природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем

мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс

обладает

широкими

возможностями

для

формирования

у

младших

школьников

фундамента

экологической

и

культурологической

грамотности

и

соответствующих

компетентностей – умений проводить наблюдения в природе и правила здорового образа

жизни. Курс вместе с другими предметами начальной школы играет значительную роль в

развитии и воспитании личности.

Однако усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей

наибольшие затруднения. Причинами являются:

-большой объем информации;

-неумение работать с информацией;

-недостаточное количество наглядных пособий;

-сложность изложения учебного материала по некоторым темам.

С использованием ИКТ можно проводить уроки по-новому, увлекая детей, представляя

информацию более наглядно, разнообразно.

В

своей

педагогической

деятельности

использование

информационно

-

коммуникационных технологий осуществляю следующим образом:

ведение рабочей документации в электронном формате;

Это составление календарно-тематического планирования, создание методических

копилок:

«Уроки

окружающего

мира»,

«Дидактические

материалы

по

окружающему

миру», «Фотогалерея», «Контрольные, проверочные работы», «Тесты», «Олимпиады»,

«Сообщения по природоведению», и т.д.

создание дидактических материалов, позволяющих сделать процесс познания

наглядно-образным и создать условия для развития мышления учащихся. Это портреты

писателей, фотографии животных и растений, рисунки,

достопримечательности городов

,

печатные

варианты

индивидуальных

заданий

(карточки

для

тренировки

навыков,

организации

самостоятельных

и

контрольных

работ)

памятки,

наглядные

средства

обучения: демонстрационные таблицы, схемы, чертежи.

создание презентаций по учебному материалу;

Презентации —

это

средство

и инструмент

познания

на

уроках

окружающего

мира.

Разумное

использование

в учебном

процессе

подобных

наглядных

средств

обучения

играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи и мышления учащихся.

Уроки с использованием презентаций помогают решить следующие дидактические задачи:

- повышение эффективности урока;

- усвоить базовые знания по предмету окружающий мир;

- систематизировать усвоенные знания;

- сформировать навыки самоконтроля;

- сформировать мотивацию к учению;

- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над

учебным материалом;

- рациональное использование времени урока;

- расширить кругозор учащихся.

использование готовых программных продуктов;

Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия.

Окружающий мир» включает

тематические уроки, анимированные интерактивные задания. Уроки курса «Начальная

школа» представляют собой наборы тематически организованных интерактивных слайдов

для

наглядного

изложения

учебных

материалов,

тренировки

навыков

и

контроля

успешности выполнения заданий. В уроки включены игровые тестовые задания, загадки,

видеофрагменты, занимательные факты. Материал, представленный в доступной форме,

способствует развитию познавательного интереса школьников.

Электронное учебное пособие по естествознанию для начальной школы «Природа и

человек» для учащихся 1 – 4 классов предлагает ребенку 250 интерактивных заданий,

выполняя которые он научится размышлять и самостоятельно находить верные ответы,

пользуясь дополнительной информацией в виде кратких текстов, схем и таблиц.

работа с электронными энциклопедиям;

Современному

человеку

необходимо

уметь

быстро

искать

нужную

информацию,

находящуюся

на

разных

носителях.

Компьютер

позволяет

отбирать

и

анализировать

информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно

формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами.

Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив

время,

найти

необходимую

информацию

в

нужном

разделе.

(Например:

выбрав

в

электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное произведение, или найти

нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)

Данную

работу

на

первом

этапе

можно

проводить,

отображая

на

экране

всю

последовательность

операций

для

формирования

у

учащихся

алгоритма

поисковой

деятельности.

использование Интернет-ресурсов в процессе подготовки и проведения урока ;

при организации исследовательской и проектной работы учащихся;

мониторинг по отслеживанию результатов обучения и воспитания, в том числе

создание тестовых работ.

Учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может самостоятельно

создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой- системой для создания тестов (такую

возможность даёт использование интерактивного аппаратно-программного комплекса).

Компьютерное

тестирование

использованием

индивидуальных

пультов

тестирования)

даёт

возможность

за

короткий

промежуток

времени

фиксировать,

анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию,

работать над ошибками.

К этой процедуре следует относиться ответственно:

- тестирование на уроке не должно занимать более 10-15 минут;

- следует обеспечить высокий темп тестирования (из расчета на каждый вопрос – не более

1 минуты);

- необходимо создать максимально комфортные условия для учащихся.

Легче воспользоваться готовыми шаблонами, конструкторами тестов. К примеру,

несколько тестов разработаны участниками образовательного портала «Сеть творческих

учителей» А. Баженовым, А. Комаровским, Д. Ивановым.

Авторы подготовили такие шаблоны, где учителю, имеющему даже небольшой

опыт

работы

с

PowerPoint,

окажется

под

силу

подготовить

замечательную

подборку

тестов.

Достаточно

лишь

заполнить

слайды

необходимыми

вопросами,

вариантами

ответов, соответствующей наглядностью.

Учащихся начальных классов нужно вовлекать не только в использование нформационных

ресурсов, но и в создание их, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд

ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не

учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной»

для

компьютерных

технологий,

то

нарушается

преемственность

между

этапами

развития

учебно-познавательной деятельности учащихся.

С использованием

методики

проектных

занятий

учащиеся

осваивают

базовые

технические

навыки и конкретные

модели

деятельности

с применением

средств

информационных

и коммуникационных

технологий.

Учащиеся

выполняют

задание,

которое является осмысленным, интересным и важным лично для них. Такой организации

работы в классе, наглядно проявляющей интегрированный характер обучения, наиболее

полно

отвечает

проектная

деятельность:

групповая

или

индивидуальная

творческая

работа, результатом которой является то, что можно использовать в школьной жизни или

в учебной деятельности.

Позволяет активизировать познавательную деятельность на уроке использование

интерактивной

доски,

т.к.

использование

различных

магнитных

ручек,

лазерных

указок, «волшебных

палочек»

развивает

не

только

логику,

творческое

мышление,

моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где

были допущены ошибки, проанализировать свою работу.

И

в

заключении,

хотелось

бы

сказать,

что,

проблема

формирования

учебной

деятельности обучающихся на основе информационных технологий обучения волнует

всех учителей работающих в инновационном режиме, т.к. использование ИКТ в учебном

процессе – это требование времени, что позволяет вовлечь детей в активную работу и

вызвать у них стремление к получению знаний.

Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их

достижению - это и есть основной механизм развития личности, как ученика, так и

учителя, ведь эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от

того, как мы – педагоги их используем, от способов и форм применения этих технологий.

О

пределяющим

,

по моему мнению

,

в работе каждого учителя

должно стать

высказывание

академика А. П. Семёнова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая

задача современной школы».

Литература:

1.

Апатова Н.В. Информационные технологии в начальном образовании. – М., 1994.

2.

Вильямс и др. Компьютеры в школе. – М., 1998.

3.

Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Программа и тематическое планирование для

начальной школы. – М.: Просвещение, 2007.

4.

Волкова А.И. Развитие творческих способностей учащихся. – М.: Просвещение, 1994.

5.

Николау Л.Л., Улитко В.В. Тестирование как форма контроля знаний учащихся

начальных классов // Начальная школа. – № 10, 2008.

6.

Интернет в гуманитарном образовании // под. ред. Полат Е.С. – М.: Владос, 2001.

7.

Электронная детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.

8.

Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1-4 кл.

9.

Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире. Наглядное пособие

по естествознанию для младших школьников. – Новый диск.

10. Мультипликационные времена года с тетушкой Совой. Обучающая программа для

детей от 2-х до 7-ми лет.

11. Босова Л. Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика

и образование. — 2002.

12. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. // Начальная школа плюс

Дои После. — 2007

13.

Селевко Г. К. Современные

образовательные

технологии.

//

Москва,

«Народное

образование». — 1998.



В раздел образования