Напоминание

использование шаблонов при анализе лирического произведения


Автор: Кучева Ева Александровна
Должность: учитель коми и русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ" с. Нившера
Населённый пункт: с. Нившера, Корткеросский район, Республика Коми
Наименование материала: Алгоритм работы по анализу лирического произведения
Тема: использование шаблонов при анализе лирического произведения
Раздел: среднее образование





Назад




Приложение № 5. Алгоритм анализа литературного произведения.

Содержание

Алгоритм анализа стихотворения..........................................................................1

Пример анализа стихотворения............................................................................. 6

Алгоритм сопоставительного анализа двух произведений.................................7

Пример сопоставительного анализа...................................................................... 7

Алгоритм анализа эпизода......................................................................................8

Пример анализа эпизода......................................................................................... 9

Использованная литература....................................................................................9

Алгоритм анализа стихотворения

1.

Расскажите

о

времени,

месте,

истории

создания

стихотворения,

об

обстоятельствах

жизни

и

общественном

положении

поэта,

чтобы

выяснить позицию автора и понять, что волновало его в те годы.

2.

Сформулируйте

первое

впечатление

о

тексте.

Какими

чувствами

пронизано стихотворение? Какая мысль передаётся в нём?

3.

Каков смысл заглавия?

4.

В какой форме построено стихотворение?

5.

Какова внешняя и внутренняя композиция стихотворения?

6.

Найдите ключевые образы стихотворения.

7.

Проведите анализ поэтического языка, попутно связывая их с образами.

8.

Определите

фонетическую

структуру

стиха

и

музыкальность

лирического произведения.

9.

Определите ритмическую организацию текста.

10.Какова оценка произведения в критике?

1.

Материал

найдите

в

биографических

сведениях

о

писателе.

– автор, поэт, фамилия, он…

– герой, лирический герой --

2.

Тема:

– автор повествует о…

– автор рассказывает о…

– автор пишет о…

– поэт говорит о...

– поэт затрагивает тему…

– поэт продолжает тему…

– поэт развивает тему…

–автор рисует картину…

центральная

тема

творчества

поэта -- …

– автор обращается к теме…

Мотив:

1

– звучит мотив…

– появляется мотив…

– возникает мотив…

– усиливается мотив…

– бессмертия

– грядущего воскресения

– мечты о…

роковой

неосуществимости

мечты

– дороги

счастья,

радости,

любви,

дружбы

– верности идеалам юности

тревоги,

печали,

грусти,

скорби, смерти

– Наполеона и наполеонизма

– Дон Кихота и донкихотства

– Гамлета и гамлетизма

Чувства:

– стихотворение пронизано светлым чувством, оптимизмом, радостью,

восторгом…

– стихотворение пронизано грустью, светлой грустью, печалью…

– основной эмоциональный тон стихотворения – боль и горечь утраты,

горькие

раздумья,

горькое

разочарование,

душевное

беспокойство,

душевное смятение…

– возникают трагические ноты…

– появляются жизнеутверждающие ноты…

Идея (основная мысль):

– лирический герой утверждает. Что…

– лирический герой убеждён в том. Что…

– герой верит, что…

– герой полагает, что…

3.

Заглавие – ударная позиция текста.

– в заглавии выделяется тема (идея).

4.

Форма стихотворения:

– в форме монолога

– в форме диалога

– в форме размышления о…

– в форме обращения к…

– в форме послания

– в форме ответа на послание.

– в форме призыва к…

в

форме

диалога

с

самим

собой

5.

Внешняя композиция стихотворения:

– условно можно разделить на две (три, четыре..) части

– состоит из двух (трёх, пяти…) строф, разделённых абзацами. Поэт хотел

подчеркнуть важность мысли каждой строфы.

не

делится

на

абзацы:

поэт

хотел,

чтобы

всё

произведение

воспринималось как связный текст.

2

– сколько строк в строфе ( 1— стих, 2 – двустишие, 3 – трёхстишие,

терцин,

терцет,

4

четверостишие,

катрен,

5

пятистишие,

6

шестистишие, 7 – семистишие, 8 – октава, 10 – ода, децима, 14 – сонет).

Внутренняя композиция стихотворения:

– можно проследить событийную линию текста

– в первой части (во второй части и т.д.)

– передаётся быстрое движение мысли

– происходит быстрая смена образа

– происходит постепенное изменение образа

– чувство … усиливается

– чувство … сменяется другим чувством (каким?)

– в финале звучит

– в последних строках

– строки … возвращают к началу – кольцо (круг) замыкается

6.

Образная система:

– создаёт образ

– представлен образ

– возникает образ

–статичный образ

– центральный образ

– образ символизирует (что?)

– запечатлевает образ

– воплощён образ

– зримо встаёт образ

–динамичный образ

постоянный

образ

лирики

поэта

о б р а з

с и м в о л и ч е с к и

воплощает (кого?)

– образ «лишнего человека»

– образ дороги, пути, дома

– типичный образ

– образ «маленького человека»

– зеркальный образ – «двойник»

3

Символы:

– маска – маскарадность, лицемерие, равнодушие, бездуховность

– Наполеон – эгоизм, стремление к власти. Господства над миром

– Байрон – романтическое восприятие мира

– Гамлет – склонность к углублённому самоанализу и нерешительность в

действиях

Дон

Кихот

странный

для

окружающих

человек,

рыцарски-

самоотверженно борющийся за отвлечённые идеалы добра

– молодая роща – символ будущих поколений

– лебедь – верность и красота

– орёл – смелость, свобода, мощь

– соловей – любовь

– кукушка – одиночество, бездомность

– река, дорога, путь, сад, солнце -- жизнь

– лодка – человек и его судьба

– часы – время, жизнь человека на земле, жизнь до смерти – затем

наступает вечность

– глаза – зеркало души

– окна – «глаза» дом

7.

Поэтический язык:

– для создания образа поэт использует широкую палитру изобразительных

средств…

язык

произведения

прост,

средств

художественной

выразительности

мало, но они тщательно отобраны. Стихотворение звучит необычайно

просто и вместе с тем изысканно.

– наше внимание привлекает (какое художественное средство?)

– образ … выражен в таких эпитетах, как …, … .

– автор прилагает к … эпитеты … , … .

– стихотворение насыщено эпитетами: … , … , … .

– поэт называет (кого? каким?)

– автор называет (кого?) … (метафора)

– особый колорит придаёт образу метафора …

– сравнивая … с … (кого? с кем?) ясно даёт нам понять, что …

– поэт отождествляет (кого? с кем?)

– сравнение «…» делает образ более выразительным

– поэт использует приём антитезы, где (кто? что?) противопоставляется

(чему? кому?)

– образ раскрывается через оксюморон, антитезу, гиперболу, литоту и т.д.

– устаревшие слова передают …(прелесть, ощущение минувшей эпохи,

отсталость, устарелость, торжественность и др.)

Цвет, вкус, запах, осязаемость в стихотворении:

– богатая цвето-световая и звуковая гамма текста

– цвет, звуки, запах усиливают эмоциональный настрой стихотворения

– мир воспринимается всеми чувствами

– подчёркивается контрастными цветами

– передаётся игра света и тени

– только две краски использует поэт

– мир в стихотворении монохромный (одного цвета)

– мир в стихотворении многоцветный

– образы представлены в яркой цветовой палитре

– поэт использует символику цвета, идущую от древнерусской иконописи

зрительные

ассоциации

усиливают

музыкальность

стихотворения

(эфемерные, зыбкие образы: лунный свет, туман, дали…)

Символика цвета:

Красный:

– символ солнца, огня, жизни, любви, горения, страсти;

– символ мученически пролитой крови;

– тревога, опасность, угроза для жизни;

– радость, красота, добро, тепло.

Багряный:

– цвет божественности.

Белый:

– нравственной чистоты, свежести, молодости;

– покоя, безжизненности, смерти, траура.

Жёлтый:

– цвет солнца, сияния, радости;

– цвет измены, сумасшествия.

Чёрный:

– символ пустоты, отсутствия цвета и света;

– всего недоброго, враждебного человеку, всё ночное, страшное;

– цвет изысканности, шарма, тайны.

Синий:

– символ божественной чистоты неба, недосягаемости.

Зелёный:

– цвет надежды.

Серый:

– цвет грусти, тоски.

Коричневый:

– нейтральный цвет, цвет земли, но может нести негативный оттенок:

коричневая чума – фашизм (по цвету мундиров).

Фигуры речи:

выразительность

стихотворению

придают

фигуры

речи

(антитеза,

оксюморон, градация, анафора, эпифора);

– синтаксический параллелизм – перечисление (какое?), создаёт ровный

ритмический рисунок, подчёркивая мысль автора;

хиазм

передаёт

неровность,

напряжённость

речи

каком

предложении?)

– инверсия подчёркивает значение … (какого слова или образа?);

– бессоюзие делает речь лаконичной и динамичной;

многосоюзие

замедляет

речь

и

повышает

смысловую

значимость

перечисления;

– парцелляция создаёт эффект запыхавшейся или взволнованной речи;

–градация (какая?) постепенно увеличивает (или уменьшает) значение;

– эвфемизм (какой?) смягчает резкую критику;

эллипсис

придаёт

стихотворению

динамичность,

интонацию

живой

речи.

8.

Фонетика, музыкальность.

– можно отметить примеры звукописи…

– аллитерация – повтор согласных звуков; ассонанс – гласных;

– п, к, т, б, г, д передают прерывистость речи;

– ж, з, в, л, н, м, придают особую музыкальность, напевность;

– с, ф, х, ц, ш, р могут подчёркивать нечто страшное, великое, громкое,

«р» придаёт торжественности и мужественности;

«и»

и

звонкие

согласные

вместе

создают

эффект

распевности

и

динамики (движения);

– Йотированные гласные звучат нежно, ласково, плачевно;

– «у» подчёркивает динамику, усиливает настрой стиха;

– напевность стиха достигается повтором звуков…

– стихотворение музыкально…

– анафоры и эпифоры придают тексту мелодичность…

– музыкальность достигается использованием обрамлений, рефренов –

повторений…

– ритм стиха передаёт ритм (марширующих солдат. Набегающих на берег

волн, шума леса, мерного покачивания, танца, плача и т.д.)

9.

Ритм:

– двусложные размеры: хорей, ямб -- передают лёгкость, динамичность,

воздушность;

– хорей подчёркивает удаль;

– ямб придаёт торжественность;

– трёхсложные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест – звучат напевно,

замедленно, заунывно;

– мужская рифма полна энергии, силы, свежести;

– чередование женской и мужской рифмы придают стиху ритмчность;

– дактилическая рифма усиливает мелодичность стихотворения.

Пример анализа стихотворения

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «И скучно и грустно…»

Стихотворение

создано

в

1840

году.

В

нём

звучит

мотив

безысходности, который входит в тему одиночества. В своём творчестве

Лермонтов создал своеобразную теорию одиночества. В романтической

поэзии герой противопоставляет себя обществу.

«И скучно и грустно…» -- это элегия, внутренний монолог, исповедь

лирического героя, наполненная грустными размышлениями лирического

героя о жизни.

Герой пытается понять своё внутреннее душевное состояние. Этому

подчинена композиция произведения.

Элегия

представляет

собой

трёхчастную

структуру:

вступление,

основная часть и заключение. Вступление (первые две строки) определяют

внутреннее

состояние

героя.

Основная

часть

делится

на

двустишия,

каждое

из

которых

представляет

собой

завершённое

по

смыслу

и

интонации суждение: «Желанья .. что пользы.. желать?», «любить – но

кого же?», «что страсти?.. их сладкий недуг исчезнет». Вывод заключается

в последнем двустишии: «И жизнь … такая пустая и глупая шутка?»

Прерывистость

речи

(многоточия,

тире),

насыщенно сть

вопросительными

и

восклицательными

предложениями,

словесные

повторы

создают

впечатление

взволнованности

героя.

Печальное

его

состояние усиливаются контрастами: «на время – вечно», «и радость, и

муки», «рано иль поздно».

Пятистопный амфибрахий создаёт заунывный ритмический рисунок.

Ассонанс «у» в первом двустишии усиливает эту заунывность.

В.Г.Белинский сказал про это стихотворение проникновенные слова:

«Страшен

этот

глухой,

могильный

голос

подземного

страдания,

нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех

чувств человеческих, всех обаяний жизни?.. Это – похоронная песня всей

жизни!» (195 слов).

Алгоритм сопоставительного анализа двух произведений

1.

Найти сходство двух текстов на уровне:

– заглавия;

– поэтической мысли;

– поэтического настроения;

– мотивов;

– образной системы;

– поэтического языка;

– синтаксиса, ритмики;

– стилистики, строфики и др.

2.

Найти различия на тех же уровнях и объяснить выявленные различия в

произведениях одного и того же автора:

– разница времени написания;

– различие художественных задач;

– противоречивость в мироощущениях, мировоззрениях и др.

3.

Найти различия на тех же уровнях и объяснить выявленное различие в

произведениях разных авторов, чем они могут объясняться:

– различными поэтическими мирами;

– различием мировидения и философии жизни;

– различием исторических и культурных условий литературного развития.

Пример сопоставительного анализа

Сопоставительный

анализ

отрывка

из

романа

А.С.Пушкина

«Евгений

Онегин» и стихотворения М.Ю. Лермонтова «Благодарность».

И в том и другом произведении мотив благодарности звучит в форме

обращения. У Пушкина назван адресат – юность. Это прощание автора с

юностью

и

благодарность

той

поре,

которую

он

уже

прожил.

У

Лермонтова адресат не назван, но мы можем его определить – «тебе». Но

кто это – «ты»?

Отрывок

из

романа

пронизан

светлой

грустью.

Поэт

благодарен

юности и за наслаждение, и за мучение, и за «пиры», и за «дары».

Анафора «за… за… за…» усиливает настроение. Автор пускается в новый

путь – начинает новый этап жизни, в котором будет отдых.

В лермонтовском стихотворении те же самые слова приобретают

иной смысл. У Пушкина «милые мучения», у Лермонтова – «тайные

мучения».

Лирический

герой

благодарит

за

месть,

клевету,

обман,

мучения, горечь слёз, отраву поцелуя. Становится понятно, что это не

благодарность, как заявлено в заглавии, а обвинение. Можем вычислить

теперь и адресат. Это не женщина («за всё»). Это вызов Богу. Вся жизнь

была крушением упований, и в душе героя смятение. В финале звучит

просьба о смерти. Это грешно для православного человека.

Мотив недосказанности присутствует в обоих произведениях. Один

прерывает поток благодарности, другой – обвинений, упрёков, хотя оба

могли

бы

продолжать.

Такое

разное

восприятие

мира,

жизни

было

заключено

в

характерах

поэтов:

Пушкин

отличался

жизнелюбием,

Лермонтов остро ощущал трагизм бытия.

Н.О.

Лосский

в

статье

«Характер

русского

народа

пишет:

«Лермонтов

с

его

загадочным

характером

способен

был

написать

кощунственное

стихотворение

«Благодарность»,

обращённое

к

Богу

с

ироническим выражением благодарности и заканчивающееся просьбою:

Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне

Недолго я ещё благодарил.

Желание его было исполнено: через полгода на дуэли пуля попала

ему прямо в сердце». (240 слов).

Алгоритм анализа эпизода

Анализ эпизода

1.

Дать

общую

характеристику

произведения:

откуда

взят

эпизод,

жанровая

структура

произведения,

проблематика. (Например: этот

эпизод

взят

из

романа

«Война

и

мир»,

в

котором

поднимаются

проблемы народа, семьи, власти, смысла жизни).

2.

Определить место эпизода в композиции произведения

(он является

ключевым, играющим основополагающую, а не второстепенную роль

или наоборот)

и

развитии

сюжета (данный эпизод – это развязка.

Кульминация или завязка произведения).

3.

Структура эпизода: место действия (на фоне природы – роль пейзажа,

в интерьере – роль вещно-предметного мира), время действия (стык

времён, рассказ в рассказе, субъективное время повествования – от

первого лица, объективное – от повествователя) способ организации

текста (внутренний монолог, диалог, соединение нескольких способов),

образная система (действующие лица, предметы, природа).

4.

Определить функцию эпизода в художественном произведении:

– он поясняет ту или иную мысль автора (какую? насколько важную?)

– раскрывает характер героев (каких? как именно?)

– создаёт определённое настроение у читателя (какое?)

является

авторским,

философским

рассуждением,

лирическим

отступлением.

Пример анализа эпизода

Использованная литература

1.

Бабайцева В.В. Русский язык. 10—11 кл.: Учеб. Для

общеобразоват. Учреждений филол. Профиля. – М.: Дрофа, 2004.

– 448 с.

2.

Власенков А.И. Русский язык : грамматика. Текст. Стили речи :

учеб.для 10—11 кд. Общеобразоват. Учреждений / А.И.

Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 12-е изд. – М.: Просвещение,

2006. – 350 с.

3.

Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших

классах / В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. – 46-е изд.,

перераб. И доп. – М. : Просвещение, 2006. – 368 с.

4.

Материалы курсов по повышению квалификации и лицея КГПИ.

5.

Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. Пособие по развитию связной

речи для 5—7 кл. общеобразоват. Учреждений / Науч. Ред.

В.В.Бабайцева. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 1995. – 191 с.: ил.



В раздел образования