Автор: Кучева Ева Александровна
Должность: учитель коми и русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ" с. Нившера
Населённый пункт: с. Нившера, Корткеросский район, Республика Коми
Наименование материала: Алгоритм работы по анализу лирического произведения
Тема: использование шаблонов при анализе лирического произведения
Раздел: среднее образование
Приложение № 5. Алгоритм анализа литературного произведения.
Содержание
Алгоритм анализа стихотворения..........................................................................1
Пример анализа стихотворения............................................................................. 6
Алгоритм сопоставительного анализа двух произведений.................................7
Пример сопоставительного анализа...................................................................... 7
Алгоритм анализа эпизода......................................................................................8
Пример анализа эпизода......................................................................................... 9
Использованная литература....................................................................................9
Алгоритм анализа стихотворения
1.
Расскажите
о
времени,
месте,
истории
создания
стихотворения,
об
обстоятельствах
жизни
и
общественном
положении
поэта,
чтобы
выяснить позицию автора и понять, что волновало его в те годы.
2.
Сформулируйте
первое
впечатление
о
тексте.
Какими
чувствами
пронизано стихотворение? Какая мысль передаётся в нём?
3.
Каков смысл заглавия?
4.
В какой форме построено стихотворение?
5.
Какова внешняя и внутренняя композиция стихотворения?
6.
Найдите ключевые образы стихотворения.
7.
Проведите анализ поэтического языка, попутно связывая их с образами.
8.
Определите
фонетическую
структуру
стиха
и
музыкальность
лирического произведения.
9.
Определите ритмическую организацию текста.
10.Какова оценка произведения в критике?
1.
Материал
найдите
в
биографических
сведениях
о
писателе.
– автор, поэт, фамилия, он…
– герой, лирический герой --
2.
Тема:
– автор повествует о…
– автор рассказывает о…
– автор пишет о…
– поэт говорит о...
– поэт затрагивает тему…
– поэт продолжает тему…
– поэт развивает тему…
–автор рисует картину…
–
центральная
тема
творчества
поэта -- …
– автор обращается к теме…
Мотив:
1
– звучит мотив…
– появляется мотив…
– возникает мотив…
– усиливается мотив…
– бессмертия
– грядущего воскресения
– мечты о…
–
роковой
неосуществимости
мечты
– дороги
–
счастья,
радости,
любви,
дружбы
– верности идеалам юности
–
тревоги,
печали,
грусти,
скорби, смерти
– Наполеона и наполеонизма
– Дон Кихота и донкихотства
– Гамлета и гамлетизма
Чувства:
– стихотворение пронизано светлым чувством, оптимизмом, радостью,
восторгом…
– стихотворение пронизано грустью, светлой грустью, печалью…
– основной эмоциональный тон стихотворения – боль и горечь утраты,
горькие
раздумья,
горькое
разочарование,
душевное
беспокойство,
душевное смятение…
– возникают трагические ноты…
– появляются жизнеутверждающие ноты…
Идея (основная мысль):
– лирический герой утверждает. Что…
– лирический герой убеждён в том. Что…
– герой верит, что…
– герой полагает, что…
3.
Заглавие – ударная позиция текста.
– в заглавии выделяется тема (идея).
4.
Форма стихотворения:
– в форме монолога
– в форме диалога
– в форме размышления о…
– в форме обращения к…
– в форме послания
– в форме ответа на послание.
– в форме призыва к…
–
в
форме
диалога
с
самим
собой
5.
Внешняя композиция стихотворения:
– условно можно разделить на две (три, четыре..) части
– состоит из двух (трёх, пяти…) строф, разделённых абзацами. Поэт хотел
подчеркнуть важность мысли каждой строфы.
–
не
делится
на
абзацы:
поэт
хотел,
чтобы
всё
произведение
воспринималось как связный текст.
2
– сколько строк в строфе ( 1— стих, 2 – двустишие, 3 – трёхстишие,
терцин,
терцет,
4
–
четверостишие,
катрен,
5
–
пятистишие,
6
–
шестистишие, 7 – семистишие, 8 – октава, 10 – ода, децима, 14 – сонет).
Внутренняя композиция стихотворения:
– можно проследить событийную линию текста
– в первой части (во второй части и т.д.)
– передаётся быстрое движение мысли
– происходит быстрая смена образа
– происходит постепенное изменение образа
– чувство … усиливается
– чувство … сменяется другим чувством (каким?)
– в финале звучит
– в последних строках
– строки … возвращают к началу – кольцо (круг) замыкается
6.
Образная система:
– создаёт образ
– представлен образ
– возникает образ
–статичный образ
– центральный образ
– образ символизирует (что?)
– запечатлевает образ
– воплощён образ
– зримо встаёт образ
–динамичный образ
–
постоянный
образ
лирики
поэта
–
о б р а з
с и м в о л и ч е с к и
воплощает (кого?)
– образ «лишнего человека»
– образ дороги, пути, дома
– типичный образ
– образ «маленького человека»
– зеркальный образ – «двойник»
3
Символы:
– маска – маскарадность, лицемерие, равнодушие, бездуховность
– Наполеон – эгоизм, стремление к власти. Господства над миром
– Байрон – романтическое восприятие мира
– Гамлет – склонность к углублённому самоанализу и нерешительность в
действиях
–
Дон
Кихот
–
странный
для
окружающих
человек,
рыцарски-
самоотверженно борющийся за отвлечённые идеалы добра
– молодая роща – символ будущих поколений
– лебедь – верность и красота
– орёл – смелость, свобода, мощь
– соловей – любовь
– кукушка – одиночество, бездомность
– река, дорога, путь, сад, солнце -- жизнь
– лодка – человек и его судьба
– часы – время, жизнь человека на земле, жизнь до смерти – затем
наступает вечность
– глаза – зеркало души
– окна – «глаза» дом
7.
Поэтический язык:
– для создания образа поэт использует широкую палитру изобразительных
средств…
–
язык
произведения
прост,
средств
художественной
выразительности
мало, но они тщательно отобраны. Стихотворение звучит необычайно
просто и вместе с тем изысканно.
– наше внимание привлекает (какое художественное средство?)
– образ … выражен в таких эпитетах, как …, … .
– автор прилагает к … эпитеты … , … .
– стихотворение насыщено эпитетами: … , … , … .
– поэт называет (кого? каким?)
– автор называет (кого?) … (метафора)
– особый колорит придаёт образу метафора …
– сравнивая … с … (кого? с кем?) ясно даёт нам понять, что …
– поэт отождествляет (кого? с кем?)
– сравнение «…» делает образ более выразительным
– поэт использует приём антитезы, где (кто? что?) противопоставляется
(чему? кому?)
– образ раскрывается через оксюморон, антитезу, гиперболу, литоту и т.д.
– устаревшие слова передают …(прелесть, ощущение минувшей эпохи,
отсталость, устарелость, торжественность и др.)
Цвет, вкус, запах, осязаемость в стихотворении:
– богатая цвето-световая и звуковая гамма текста
– цвет, звуки, запах усиливают эмоциональный настрой стихотворения
– мир воспринимается всеми чувствами
– подчёркивается контрастными цветами
– передаётся игра света и тени
– только две краски использует поэт
– мир в стихотворении монохромный (одного цвета)
– мир в стихотворении многоцветный
– образы представлены в яркой цветовой палитре
– поэт использует символику цвета, идущую от древнерусской иконописи
–
зрительные
ассоциации
усиливают
музыкальность
стихотворения
(эфемерные, зыбкие образы: лунный свет, туман, дали…)
Символика цвета:
Красный:
– символ солнца, огня, жизни, любви, горения, страсти;
– символ мученически пролитой крови;
– тревога, опасность, угроза для жизни;
– радость, красота, добро, тепло.
Багряный:
– цвет божественности.
Белый:
– нравственной чистоты, свежести, молодости;
– покоя, безжизненности, смерти, траура.
Жёлтый:
– цвет солнца, сияния, радости;
– цвет измены, сумасшествия.
Чёрный:
– символ пустоты, отсутствия цвета и света;
– всего недоброго, враждебного человеку, всё ночное, страшное;
– цвет изысканности, шарма, тайны.
Синий:
– символ божественной чистоты неба, недосягаемости.
Зелёный:
– цвет надежды.
Серый:
– цвет грусти, тоски.
Коричневый:
– нейтральный цвет, цвет земли, но может нести негативный оттенок:
коричневая чума – фашизм (по цвету мундиров).
Фигуры речи:
–
выразительность
стихотворению
придают
фигуры
речи
(антитеза,
оксюморон, градация, анафора, эпифора);
– синтаксический параллелизм – перечисление (какое?), создаёт ровный
ритмический рисунок, подчёркивая мысль автора;
–
хиазм
передаёт
неровность,
напряжённость
речи
(в
каком
предложении?)
– инверсия подчёркивает значение … (какого слова или образа?);
– бессоюзие делает речь лаконичной и динамичной;
–
многосоюзие
замедляет
речь
и
повышает
смысловую
значимость
перечисления;
– парцелляция создаёт эффект запыхавшейся или взволнованной речи;
–градация (какая?) постепенно увеличивает (или уменьшает) значение;
– эвфемизм (какой?) смягчает резкую критику;
–
эллипсис
придаёт
стихотворению
динамичность,
интонацию
живой
речи.
8.
Фонетика, музыкальность.
– можно отметить примеры звукописи…
– аллитерация – повтор согласных звуков; ассонанс – гласных;
– п, к, т, б, г, д передают прерывистость речи;
– ж, з, в, л, н, м, придают особую музыкальность, напевность;
– с, ф, х, ц, ш, р могут подчёркивать нечто страшное, великое, громкое,
«р» придаёт торжественности и мужественности;
–
«и»
и
звонкие
согласные
вместе
создают
эффект
распевности
и
динамики (движения);
– Йотированные гласные звучат нежно, ласково, плачевно;
– «у» подчёркивает динамику, усиливает настрой стиха;
– напевность стиха достигается повтором звуков…
– стихотворение музыкально…
– анафоры и эпифоры придают тексту мелодичность…
– музыкальность достигается использованием обрамлений, рефренов –
повторений…
– ритм стиха передаёт ритм (марширующих солдат. Набегающих на берег
волн, шума леса, мерного покачивания, танца, плача и т.д.)
9.
Ритм:
– двусложные размеры: хорей, ямб -- передают лёгкость, динамичность,
воздушность;
– хорей подчёркивает удаль;
– ямб придаёт торжественность;
– трёхсложные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест – звучат напевно,
замедленно, заунывно;
– мужская рифма полна энергии, силы, свежести;
– чередование женской и мужской рифмы придают стиху ритмчность;
– дактилическая рифма усиливает мелодичность стихотворения.
Пример анализа стихотворения
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «И скучно и грустно…»
Стихотворение
создано
в
1840
году.
В
нём
звучит
мотив
безысходности, который входит в тему одиночества. В своём творчестве
Лермонтов создал своеобразную теорию одиночества. В романтической
поэзии герой противопоставляет себя обществу.
«И скучно и грустно…» -- это элегия, внутренний монолог, исповедь
лирического героя, наполненная грустными размышлениями лирического
героя о жизни.
Герой пытается понять своё внутреннее душевное состояние. Этому
подчинена композиция произведения.
Элегия
представляет
собой
трёхчастную
структуру:
вступление,
основная часть и заключение. Вступление (первые две строки) определяют
внутреннее
состояние
героя.
Основная
часть
делится
на
двустишия,
каждое
из
которых
представляет
собой
завершённое
по
смыслу
и
интонации суждение: «Желанья .. что пользы.. желать?», «любить – но
кого же?», «что страсти?.. их сладкий недуг исчезнет». Вывод заключается
в последнем двустишии: «И жизнь … такая пустая и глупая шутка?»
Прерывистость
речи
(многоточия,
тире),
насыщенно сть
вопросительными
и
восклицательными
предложениями,
словесные
повторы
создают
впечатление
взволнованности
героя.
Печальное
его
состояние усиливаются контрастами: «на время – вечно», «и радость, и
муки», «рано иль поздно».
Пятистопный амфибрахий создаёт заунывный ритмический рисунок.
Ассонанс «у» в первом двустишии усиливает эту заунывность.
В.Г.Белинский сказал про это стихотворение проникновенные слова:
«Страшен
этот
глухой,
могильный
голос
подземного
страдания,
нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех
чувств человеческих, всех обаяний жизни?.. Это – похоронная песня всей
жизни!» (195 слов).
Алгоритм сопоставительного анализа двух произведений
1.
Найти сходство двух текстов на уровне:
– заглавия;
– поэтической мысли;
– поэтического настроения;
– мотивов;
– образной системы;
– поэтического языка;
– синтаксиса, ритмики;
– стилистики, строфики и др.
2.
Найти различия на тех же уровнях и объяснить выявленные различия в
произведениях одного и того же автора:
– разница времени написания;
– различие художественных задач;
– противоречивость в мироощущениях, мировоззрениях и др.
3.
Найти различия на тех же уровнях и объяснить выявленное различие в
произведениях разных авторов, чем они могут объясняться:
– различными поэтическими мирами;
– различием мировидения и философии жизни;
– различием исторических и культурных условий литературного развития.
Пример сопоставительного анализа
Сопоставительный
анализ
отрывка
из
романа
А.С.Пушкина
«Евгений
Онегин» и стихотворения М.Ю. Лермонтова «Благодарность».
И в том и другом произведении мотив благодарности звучит в форме
обращения. У Пушкина назван адресат – юность. Это прощание автора с
юностью
и
благодарность
той
поре,
которую
он
уже
прожил.
У
Лермонтова адресат не назван, но мы можем его определить – «тебе». Но
кто это – «ты»?
Отрывок
из
романа
пронизан
светлой
грустью.
Поэт
благодарен
юности и за наслаждение, и за мучение, и за «пиры», и за «дары».
Анафора «за… за… за…» усиливает настроение. Автор пускается в новый
путь – начинает новый этап жизни, в котором будет отдых.
В лермонтовском стихотворении те же самые слова приобретают
иной смысл. У Пушкина «милые мучения», у Лермонтова – «тайные
мучения».
Лирический
герой
благодарит
за
месть,
клевету,
обман,
мучения, горечь слёз, отраву поцелуя. Становится понятно, что это не
благодарность, как заявлено в заглавии, а обвинение. Можем вычислить
теперь и адресат. Это не женщина («за всё»). Это вызов Богу. Вся жизнь
была крушением упований, и в душе героя смятение. В финале звучит
просьба о смерти. Это грешно для православного человека.
Мотив недосказанности присутствует в обоих произведениях. Один
прерывает поток благодарности, другой – обвинений, упрёков, хотя оба
могли
бы
продолжать.
Такое
разное
восприятие
мира,
жизни
было
заключено
в
характерах
поэтов:
Пушкин
отличался
жизнелюбием,
Лермонтов остро ощущал трагизм бытия.
Н.О.
Лосский
в
статье
«Характер
русского
народа
пишет:
«Лермонтов
с
его
загадочным
характером
способен
был
написать
кощунственное
стихотворение
«Благодарность»,
обращённое
к
Богу
с
ироническим выражением благодарности и заканчивающееся просьбою:
Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне
Недолго я ещё благодарил.
Желание его было исполнено: через полгода на дуэли пуля попала
ему прямо в сердце». (240 слов).
Алгоритм анализа эпизода
Анализ эпизода
1.
Дать
общую
характеристику
произведения:
откуда
взят
эпизод,
жанровая
структура
произведения,
проблематика. (Например: этот
эпизод
взят
из
романа
«Война
и
мир»,
в
котором
поднимаются
проблемы народа, семьи, власти, смысла жизни).
2.
Определить место эпизода в композиции произведения
(он является
ключевым, играющим основополагающую, а не второстепенную роль
или наоборот)
и
развитии
сюжета (данный эпизод – это развязка.
Кульминация или завязка произведения).
3.
Структура эпизода: место действия (на фоне природы – роль пейзажа,
в интерьере – роль вещно-предметного мира), время действия (стык
времён, рассказ в рассказе, субъективное время повествования – от
первого лица, объективное – от повествователя) способ организации
текста (внутренний монолог, диалог, соединение нескольких способов),
образная система (действующие лица, предметы, природа).
4.
Определить функцию эпизода в художественном произведении:
– он поясняет ту или иную мысль автора (какую? насколько важную?)
– раскрывает характер героев (каких? как именно?)
– создаёт определённое настроение у читателя (какое?)
–
является
авторским,
философским
рассуждением,
лирическим
отступлением.
Пример анализа эпизода
Использованная литература
1.
Бабайцева В.В. Русский язык. 10—11 кл.: Учеб. Для
общеобразоват. Учреждений филол. Профиля. – М.: Дрофа, 2004.
– 448 с.
2.
Власенков А.И. Русский язык : грамматика. Текст. Стили речи :
учеб.для 10—11 кд. Общеобразоват. Учреждений / А.И.
Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 12-е изд. – М.: Просвещение,
2006. – 350 с.
3.
Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших
классах / В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. – 46-е изд.,
перераб. И доп. – М. : Просвещение, 2006. – 368 с.
4.
Материалы курсов по повышению квалификации и лицея КГПИ.
5.
Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. Пособие по развитию связной
речи для 5—7 кл. общеобразоват. Учреждений / Науч. Ред.
В.В.Бабайцева. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 1995. – 191 с.: ил.