Напоминание

"Формы и средства духовно-нравственного воспитания учащихся Центра детского творчества – залог высоких показателей воспитанности "


Автор: Бегичева Жанна Михайловна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: город Волгодонск, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формы и средства духовно-нравственного воспитания учащихся Центра детского творчества – залог высоких показателей воспитанности "
Раздел: дополнительное образование





Назад





Формы и средства духовно-нравственного воспитания

учащихся Центра детского творчества – залог высоких показателей

воспитанности
Духовно-нравственное воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Воспитательным результатом педагогического процесса, выраженным в ребёнке, принято считать воспитанность, под которой в целом можно понимать интегративный показатель качеств личности, характеризующий отношение человека к миру и людям. Основным показателем воспитанности большинство учёных называют направленность личности ребёнка, которая выражается в его ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях. Направленность ребёнка, как правило, характеризуется как положительная (соответствующая общечеловеческим ценностям), так и негативная (противоречащая общечеловеческим ценностям). Воспитанность всегда соотносится с общечеловеческими ценностями, поэтому её показателями выступают: нравственность, способность бережно относиться к природе и всему окружающему, трудолюбие, старание; социально значимые личностные качества (коммуникативные умения, творческая, социальная активно сть, организованность и т.д.); в детском коллективе принято отслеживать позитивные изменения и тенденции развития коллектива. Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов заставляют нас искать новые формы, методы и технологии в обучении и воспитании подрастающего поколения, в том числе и в сфере духовно-нравственного воспитания. Поэтому возникла идея разработки системы мероприятий, целью которых стало формирование духовно-нравственных качеств личности в условиях детского объединения и ведения мониторинга, который позволяет установить актуальность данных мероприятий, их влияние на развитие личности воспитанника, добиться высоких показателей уровня воспитанности, а значит и успешности обучающегося Центра детского творчества. Используя различные формы и средства воспитательной работы, а именно: досуговые программы, коллективные творческие дела, театрализованные представления, праздники, совместные мероприятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья, совместные социальные проекты, фестивали, детское научное общество обучающихся ЦДТ, циклы бесед, дискуссии по нравственной тематике, изучение нравственного наследия, клубы «азбука нравственности», «нравственные истины», тренинги нравственного самосовершенствования, конкурсы рассказов, конкурсы проектов «я хочу помочь людям», «мы в ответе за тех, кого приручаем», интерактивные игры и т. д., педагог постоянно наблюдает за
детьми в их индивидуальной и коллективной деятельности, фиксирует и анализирует их поступки, отношение, позицию и мотивы, эмоциональное состояние, которым окрашена та или иная деятельность воспитанника. Составляющие духовно-нравственного воспитания заложены также в содержание авторских общеобразовательных, общеразвивающих образовательных программ педагогов дополнительного образования. Содержание программ представлено в различных аспектах: культурно- историческом (изучение истории Донского края и культуры, быта донского казачества, изучение духовного наследия донских казаков, фольклор донских казаков), этнокультурном (на основе национальных казачьих традиций), ценностно-ориентационном (восстановление духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры - русского народа). Благодаря системе воспитательных мероприятий, в которых участвуют наши воспитанники, можно утверждать о развитии важных для воспитанников качеств личности, таких как:  нравственность  культура поведения и отношений,  уровень развития коллектива,  позиция детей и коллективов в творческой и социально полезной деятельности,  дисциплинированность. Для исследования развития данных критериев у учащихся педагоги используют совокупность постоянного наблюдения за детьми на занятиях, мероприятиях, экспертных оценок педагогов, родителей, самих обучающихся (беседы, анкетирование), социометрию и диагностические методики:  методика М. И. Шиловой «Пять основных показателей нравственной воспитанности школьника»;  тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щуркова, д. п. н.);  методика «Пословицы» (С.М. Петрова, к. п. н.);  оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского);  методика «Магазин» (разработана О.В. Соловьёвым);  методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (разработана Л.Г. Жедуновой, ЯГПУ)  социометрия. Мониторинг воспитанности проводится ежегодно во всех творческих объединениях по следующим параметрам:  выявление и анализ мотивации учащихся;  воспитанность (показатели: самооценка личностных качеств);  сформированность индивидуальности учащегося (показатели: креативность личности, нравственная направленность, социальная активность);  сформированность детского коллектива;  удовлетворённость субъектов воспитательного процесса.
Уровень нравственного развития ребёнка выявляется на протяжении всего периода обучения по следующим критериям: мотивационный, эмоциональный, поведенческий, ценностно-ориентационный и творческое развитие. Результаты диагностики говорят о положительной динамике развития данных критериев.
Сравнительная диаграмма развития данных критериев
у учащихся за 3 года (творческое объединение) 0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00% 80,00% 90,00% 100,00% 2013-2014 2014-2015 2015-2016 2013-2014 2014-2015 2015-2016
Сравнительные

показатели

эффективности

воспитательной

системы Центра детского творчества
в о с п и т а н н о с т ь сф о р м и р о ва н н о с ть и н д и в и д у а л ь н о с т и удовлетворённость субъектов во сп и та н и я сф о р м и р о ван н о сть ко л л е к т и в а м о т и в а ц и я 0% 50% 100% Педагог анализирует результаты наблюдений, занятий, творческих дел, отдельные проявления и поступки воспитанников по выбранным
показателям, результаты диагностики, корректирует воспитательные взаимодействия с детьми с целью обеспечения именно положительной динамики высокого уровня воспитанности. А это, несомненно, характеризует уровень положительного развития личности. Поэтому можно сделать вывод: воспитанность – одно из условий успешности учащегося творческого объединения
.
Литература: 1. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (научно-образовательный аспект): В 2-х частях.-2-е издание.- Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002. 2. Трофимова О.Д. Роль педагога - организатора в духовно- нравственном воспитании обучающихся в учреждении дополнительного образования детей// Внешкольник, 2014 №3, с. 22. 3. Приказ Министерства и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам». 4. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 04 февраля 2010 г.


В раздел образования