Напоминание

"Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО"


Автор: Карлышева Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №2
Населённый пункт: Башкортостан, Аскинский район, село Аскино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка на тему:

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые

в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Карлышева Ольга Александровна,

воспитатель МБДОУ детский сад №2

с. Аскино

«Здоровье – это то,

что люди больше всего стремятся

сохранить и меньше всего берегут»

Жан де Лабрюйер

Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного

учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном

стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление

физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального

благополучия. Поэтому в каждом дошкольном учреждении уделяется

большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены

на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования -

сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога,

соответственно характеризующаяся качественным прилагательным

педагогическая. Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии»

дискуссионно и у разных авторов встречаются разные трактовки.

Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие

образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как

технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность

форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как

качественную характеристику любой педагогической технологии по

критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как

прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной

характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько

при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья

основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей,

педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как

сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов,

приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные

педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет

выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных

профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в

процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты

собственной профессионально-педагогической деятельности. Любая

педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

Зачем необходимо применять здоровьесберегающие технологии?

Дошкольный возраст является важным периодом в процессе формирования

личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются

различные способности, формируются нравственные качества,

вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде

закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических

качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных

формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для

активного и направленного формирования и развития психических функций

и интеллектуальных способностей дошкольника. Вот почему применение в

работе ДОУ здоровьесберегающих технологий может повысить

результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у

педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение

и укрепление здоровья детей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального

здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической

культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и

жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и

сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику

самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и

безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной

медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в

том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и

валеологическому просвещению родителей

Задачами здоровьесберегающих являются:

1. сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и

системного использования доступных для детского сада средств физического

воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе;

2. обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о

здоровом образе жизни;

3. конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих

детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.

Принципами здоровьесберегающих технологий в дошкольном

образовании являются

обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского

сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного

отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и

умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Позволяет дошкольнику

самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и

безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной

медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Для реализации этих принципов необходим комплекс эффективных лечебно-

профилактических мер, система надежных средств коррекции

психофизического развития на протяжении всего дошкольного возраста.

Актуальность здоровьесберегающих технологиий состоит в том, что жизнь в

XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой

актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья,

воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Результативность внедрения здоровьесберегающих технологий направлена на

улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников,

сформированность навыков здорового образа жизни

Здоровье сберегающие технологии являются инновационными, так как

способствуют развитию предвидения последствий своего поведения по

сохранению и укреплению здоровья, разработке психолого-педагогических

условий погружения ребенка в среду, влияющую на психологическое

здоровье.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

· медико-профилактические;

· физкультурно-оздоровительные;

· технологии обеспечения социально-психологического благополучия

ребенка;

·здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного

образования;

· валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие

образовательные технологии в детском саду.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают

сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры

ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с

использованием медицинских средств.

• технологии профилактики заболеваний,

• углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов,

приходящих из поликлиники,

• коррекция возникающих функциональных отклонений,

• отслеживание характера течения хронической патологии (для детей,

имеющих III-У группу здоровья),

• реабилитация соматического состояния здоровья,

• противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока

в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,

• витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период,

витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),

• санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое

развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств,

двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

закаливание КГН;

беседы по валеологии;

спортивные праздники;

спортивные развлечения и досуги;

недели здоровья;

соревнования;

прогулки-походы.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов -

технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского

сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие

потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;

Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка

дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей

дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные

виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в

ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и

жизнедеятельности детей» и др.;

Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в

течение рабочего дня»;

Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и

медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и

коррекционных группах.

Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на

обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников

ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое

образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс

валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья

детей:

Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе

работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств

(комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного

аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики,

пальчиковые игры;

Информационные стенды медицинских работников о медицинской

профилактической работе с детьми в ДОУ;

Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях

ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и

Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);

Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это

прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или

культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе

дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей

работы:

· приобщение детей к физической культуре;

· использование развивающих форм оздоровительной работы.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем

является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое

главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа

формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем,

эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок –

успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания

социально адаптированной личности без осуществления системы

мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.

Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений

педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского

сада здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий

повысит результативность воспитательно-образовательного процесса,

сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные

на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы

условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от

конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на

статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые

поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен

индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы

положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге

формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды

деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со

сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер

личности, всех ее свойств и качеств.

Десять золотых правил здоровьесбережения:

Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимания на питание!

Больше двигайтесь!

Спите в прохладной комнате!

Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

Гоните прочь уныние и хандру!

Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

Желайте себе и окружающим только добра!

Список литературы

1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-

ориентированный подход,2000.

2.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.

3.Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового

населения России”

4.Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических

технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.

5.Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе

педагога”



В раздел образования