Автор: Карлышева Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №2
Населённый пункт: Башкортостан, Аскинский район, село Аскино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка на тему:
«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые
в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Карлышева Ольга Александровна,
воспитатель МБДОУ детский сад №2
с. Аскино
«Здоровье – это то,
что люди больше всего стремятся
сохранить и меньше всего берегут»
Жан де Лабрюйер
Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного
учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном
стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление
физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия. Поэтому в каждом дошкольном учреждении уделяется
большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены
на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования -
сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога,
соответственно характеризующаяся качественным прилагательным
педагогическая. Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии»
дискуссионно и у разных авторов встречаются разные трактовки.
Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие
образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как
технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность
форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как
качественную характеристику любой педагогической технологии по
критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как
прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной
характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько
при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья
основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей,
педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как
сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов,
приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные
педагогические технологии задачами здоровьесбережения.
Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет
выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных
профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в
процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты
собственной профессионально-педагогической деятельности. Любая
педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
Зачем необходимо применять здоровьесберегающие технологии?
Дошкольный возраст является важным периодом в процессе формирования
личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются
различные способности, формируются нравственные качества,
вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде
закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических
качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных
формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для
активного и направленного формирования и развития психических функций
и интеллектуальных способностей дошкольника. Вот почему применение в
работе ДОУ здоровьесберегающих технологий может повысить
результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у
педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение
и укрепление здоровья детей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального
здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической
культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и
жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и
сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику
самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и
безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной
медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в
том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и
валеологическому просвещению родителей
Задачами здоровьесберегающих являются:
1. сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и
системного использования доступных для детского сада средств физического
воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе;
2. обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о
здоровом образе жизни;
3. конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих
детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Принципами здоровьесберегающих технологий в дошкольном
образовании являются
обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского
сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного
отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и
умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Позволяет дошкольнику
самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и
безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной
медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Для реализации этих принципов необходим комплекс эффективных лечебно-
профилактических мер, система надежных средств коррекции
психофизического развития на протяжении всего дошкольного возраста.
Актуальность здоровьесберегающих технологиий состоит в том, что жизнь в
XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой
актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья,
воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Результативность внедрения здоровьесберегающих технологий направлена на
улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников,
сформированность навыков здорового образа жизни
Здоровье сберегающие технологии являются инновационными, так как
способствуют развитию предвидения последствий своего поведения по
сохранению и укреплению здоровья, разработке психолого-педагогических
условий погружения ребенка в среду, влияющую на психологическое
здоровье.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
· медико-профилактические;
· физкультурно-оздоровительные;
· технологии обеспечения социально-психологического благополучия
ребенка;
·здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного
образования;
· валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие
образовательные технологии в детском саду.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают
сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры
ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с
использованием медицинских средств.
• технологии профилактики заболеваний,
• углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов,
приходящих из поликлиники,
• коррекция возникающих функциональных отклонений,
• отслеживание характера течения хронической патологии (для детей,
имеющих III-У группу здоровья),
• реабилитация соматического состояния здоровья,
• противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока
в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
• витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период,
витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
• санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое
развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств,
двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:
закаливание КГН;
беседы по валеологии;
спортивные праздники;
спортивные развлечения и досуги;
недели здоровья;
соревнования;
прогулки-походы.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов -
технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского
сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие
потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка
дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей
дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные
виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в
ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и
жизнедеятельности детей» и др.;
Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в
течение рабочего дня»;
Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и
медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и
коррекционных группах.
Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на
обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников
ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое
образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс
валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья
детей:
Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе
работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств
(комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного
аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики,
пальчиковые игры;
Информационные стенды медицинских работников о медицинской
профилактической работе с детьми в ДОУ;
Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях
ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и
Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это
прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или
культуры здоровья дошкольников.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе
дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей
работы:
· приобщение детей к физической культуре;
· использование развивающих форм оздоровительной работы.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем
является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое
главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа
формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем,
эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок –
успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания
социально адаптированной личности без осуществления системы
мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.
Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений
педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского
сада здоровьесберегающих технологий.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий
повысит результативность воспитательно-образовательного процесса,
сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные
на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы
условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от
конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на
статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые
поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен
индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы
положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге
формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды
деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со
сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер
личности, всех ее свойств и качеств.
Десять золотых правил здоровьесбережения:
Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!
Список литературы
1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-
ориентированный подход,2000.
2.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
3.Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового
населения России”
4.Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических
технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.
5.Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе
педагога”